Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОБИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ SRM И CRM СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЛЦ "КОЧКОР ЛОДЖИСТИКС")'

РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОБИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ SRM И CRM СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЛЦ "КОЧКОР ЛОДЖИСТИКС") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / LOGISTICS CENTER / SRM / CRM / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ / RELATIONSHIP MANAGEMENT SYSTEM / ВНУТРЕННИЙ ВАЛОВЫЙ ПРОДУКТ / GROSS DOMESTIC PRODUCT / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EXPORT POTENTIAL / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / REGIONAL BUSINESS / ЦЕПЬ ПОСТАВОК ЭКСПОРТ / SUPPLY CHAIN / КАРТОФЕЛЬ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MARKET SITUATION TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRADE-LOGISTICS CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримов Р., Уметалиев А.С.

В настоящей статье изложены способы эффективного внедрения компьютеризированных систем управления взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками для торгово-логистических центров, задействованных в сельскохозяйственной сфере на территории Кыргызской Республики на примере развития сельскохозяйственного торгово-логистического центра (ТЛЦ) «Кочкор-Лоджистикс» в Кочкорском районе Нарынской области. Данный ТЛЦ представляет услуги для местных производителей картофеля (выращивание, сбор, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка, сбыт) и обслуживания местных и зарубежных заказчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каримов Р., Уметалиев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TRADE-LOGISTICS CENTER FOR AGRICULTURE ENTITIES IN KR THROUGH THE IMPLEMENTATION OF SRM AND CRM SYSTEMS ON THE EXAMPLE OF KOCHKOR-LOGISTICS TLC

This article outlines the ways for effective development of the regional trade-logistics centers engaged in agriculture business in Kyrgyz Republic through the implementation of the specialized management computerized systems (SRM and CRM) on the example of Kochkor-Logistics TLC located in Kochkor Regiom in Naryn. The TLC provides services for local potato producers and farmers (growing, collecting, sorting, packaging, storing, transporting and marketing) and serves the local and foreign clients.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОБИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ SRM И CRM СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЛЦ "КОЧКОР ЛОДЖИСТИКС")»

УДК 339.35

Р. Каримов, магистрант, Кыргызский Государственный технический университет им И. Раззакова,

А.С. Уметалиев, д.э.н., профессор КГТУ им. И. Раззакова, Кыргызская Республика, 720044, г. Бишкек, пр. Ч. Айтматова, 66

РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОБИЗНЕСА КЫРГЫЗСТАНА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ SRM И CRM СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЛЦ «КОЧКОР ЛОДЖИСТИКС»)

Ключевые слова: торгово-логистический центр, SRM, CRM, система управления взаимоотношениями, внутренний валовый продукт, экспортный потенциал, региональный бизнес, логистический центр, цепь поставок экспорт, картофель, конъюнктура рынка, транспортная инфраструктура.

В настоящей статье изложены способы эффективного внедрения компьютеризированных систем управления взаимоотношениями с поставщиками и заказчиками для торгово-логистических центров, задействованных в сельскохозяйственной сфере на территории Кыргызской Республики на примере развития сельскохозяйственного торгово-логистического центра (ТЛЦ) «Кочкор-Лоджистикс» в Кочкорском районе Нарынской области. Данный ТЛЦ представляет услуги для местных производителей картофеля (выращивание, сбор, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка, сбыт) и обслуживания местных и зарубежных заказчиков.

Сельское хозяйство является одной из самых важных отраслей экономики Кыргызской Республики и играет важную роль в развитии и устойчивом росте национальной экономики и отличается постоянной динамикой роста. Однако проблема сбыта, как всегда, остается актуальной для наших фермеров.

Важнейшим фактором повышения эффективности предприятий аграрного сектора является улучшение поиска клиентови взаимодействие с поставщиками [6].

Для эффективной организации коммерческих-логистических аспектов деятельности предприятий агробизнеса КР могут использоваться так называемые «торгово-логистические центы» (ТЛЦ) [2]. Идея использования подобных центров была озвучена в ходе исследования консалтинговой компании CAIC-Consulting в рамках проекта «Местный уровень торгово-логистического центра (ТЛЦ)», осуществленного при финансовой поддержке Японского Агентсва(ЛСА) и по заказу Министерства сельского хозяйства и мелиорации КР с участием Кыргызской Ассоциации Логистики Сельскохозяйственном Производстве (2015 г.) [1].

В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности необходимо отметить роль взаимодействия с клиентами в повышении эффективности производства и торговли. Это, в свою очередь, позволяет практически одновременно следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой изменениями спроса на тот или иной товар и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Для решения вышеуказанных задач могут использоваться современные компьютеризированные/программные средства - такие как SRM и CRM системы (системы управления взаимодействия с поставщиками и системы управления взаимодействия с клиентами) [7].

Для примера был выбран однопрофильный ЛТЦ «Кочкор Лоджистикс» (с. Коч-кор, Нарынская область). Основная продукция - картофель, производимый в северной части КР.

Однопрофильный ЛТЦ означает, что хранится-продается только один вид с/х продукции, поскольку заготовка и хранение однородной плодоовощной продукции не требует дополнительных затрат на соблюдение различных условий хранения, температурных режимов или разных видов тары.

На местном уровне основными структурами, потенциально заинтересованными в развитии указанного ЛТЦ могут быть представители следующих структур:

Сельские товаропроизводители - фермерские и крестьянские хозяйства, их объединения и кооперативы (ассоциации), частные домохозяйства, занимающиеся сельскохозяйственным производством;

Частные бизнес структуры, к которым относятся агробизнесмены, коммерческие структуры, вовлеченные в торговлю сельскохозяйственной продукцией, а также индивидуальные предприниматели, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью в сфере сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, внешние инвесторы;

Органы местного самоуправления, которые в рамках своих полномочий могут и должны быть заинтересованными в развитии сельской инфраструктуры и имеющие обязательства по решению социальных вопросов сельских жителей и экономическому развитию своей территории (региона) [4].

На внешнем уровне могут выступать оптовые закупщики - клиенты ЛТЦ и трейдеры - организации, представляющие интересы большого числа клиентов или крупные заявки.

Механизм реализации и управления ЛТЦ подобного рода может быть выбран или организован по разным типам (либо - когда фермеры или крестьянские хозяйства выступают учредителями; либо-когда в роли организаторов-владельцев ЛТЦ выступают отдельные инвесторы или финансовые структуры). В любом случае основными видами деятельности ЛТЦ будут: сбор с/х продукции, ее хранение, сортировка, калибровка, фасовка и продажа на местные рынки и на экспорт.

Отсюда следует, что желательно использовать CRM-систему с возможностью работать как с местными клиентами, так и с внешними (за пределами КР).

Для работы с поставщиками готовой с/х продукции, которыми будут выступать местные фермерские хозяйства, требуется SRM-система, организованная по принципу оптимизации закупочной деятельности путём выбора поставщиков и правильной работы с поставщиками, улучшения бизнес-процессов внутри ЛТЦ и последующего анализа результатов, а также с возможностью прогноза будущих поставок в зависимости от сезонности, объемов продукции отдельно взятого поставщика и его «лояльности» (добросовестного выполнения договорных обязательств, соблюдения требований к качеству продукции и т.д.) [3].

Основные модули программной составляющей SRM-системы для ЛТЦ по сбору и сбыту с/х продукции: управление контрактами/закупками/материалами, планирование и анализ затрат, прогнозирование затрат, инвентаризация, рейтинг поставщиков и составление отчетности[5].

Для работы с клиентами, желающими приобрести с/х продукцию через указанный ЛТЦ, необходимо будет использовать CRM-систему - систему управления взаимоотношений с клиентами. CRM-системы для предприятий агробизнеса специфически отличаются от подобных систем для других коммерческих направлений ввиду выбранной продукции - продуктов животного или растительного происхождения. Будучи единой системой, все данные внутри которой объединены для комплексного анализа и постановки текущих задач, CRM система позволяет более эффективно планировать и осуществлять маркетинговую стратегию продаж и поддержку клиентов, производственные процессы и задачи ЛТЦ.

Основные модули программной составляющей CRM-системы для ЛТЦ по сбору и сбыту с/х продукции: управление затратами и расчет себестоимости продукции, управление контрактами/продажами, управление запасами и бюджетирование, мо-

ниторинг и анализ/рейтинг клиентов и их поддержка, оптимизация и планирование заказов, маркетинг и стратегия продаж, отчетность.

Сами по себе эти системы малоэффективны или представляют совсем ограниченный функционал для пользователей (в данном случае - для сотрудников ЛТЦ), если они не интегрированы в единую электронную торговую площадку, например, в виде сайта продаж в Интернете. Электронная торговая площадка может быть организованная в виде портала электронных закупок/продаж, разделенного на два сектора: для поставщиков и для клиентов. Последний, в свою очередь, может разделяться на два следующих сектора - сектор для местных клиентов и сектор для внешних клиентов ЛТЦ (за пределами КР) [9].

Данный портал должен содержать актуальную информацию о состоянии того или иного контракта, его статус, объемы, гарантии и сроки исполнения. Плюс постоянно обновляемые объявления о новых контрактах, еще нереализованных и находящихся в «открытом» режиме или в «режиме ожидания».

На портале должна быть представлена полная информация для успешного заключения сделки с образцами необходимой документации и примером рамочного или разового контракта на поставки/закупки или продажи. Также должны даваться разъяснения для правильного заключения контракта согласно установленным правилам и законодательства КР.

Обязательна онлайн поддержка, чтобы любой желающий мог напрямую связаться с представителем ЛТЦ для получения дополнительной информации.

Основная задача применения современных средств управления поставщиками и клиентами - это не только удержать существующих поставщиков/клиентов, но и привлечь новых и, тем самым, увеличить прибыль. Выгоды от внедрения CRM-системы:

— исключение ошибок в процессах - т.е. достижение автоматизации в выполнении сделок;

— повышение оперативности и достоверности информации — оперативная поддержка клиентов;

— наличие инструментов воздействия на клиентов и защита обязательств;

— прямая экономия времени, необходимого на заключение и реализацию контракта (т.е. один из главных принципов логистики - нужный товар и точно в срок) [8].

Список литературы:

[1] Отчет финансово-консалтинговой компании «CAIC Consulting» «Логистика продукции сельского хозяйства. Местный уровень торгово-логистического центра» (ТЛЦ) (2015 г.);

[2] Отчет финансово-консалтинговой компании «НИЕТ-Аракет» «Отчет об исселедовании вопроса создания торгово-логистического центра по распределению плодовоовощной продукции в КР» (2013 г.);

[3] Christian SHUH - Supplier Relationship Management: How to Maximize Vendor Value and Opportunity (A.T. Kearney, Inc., 2014);

[4] Jonathan O'Brien - Supplier Relationship Management: Unlocking the hidden value in your supply base (Kogan Page, 2014);

[5] Sascha Weber - Information Technology in Supplier Networks (Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2001)

[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/ Система управления взаимоотношениями с клиентами

[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/ERP

[8] https://ru.wikipedia.org/wiki/Управление цепями поставок

[9] https://en.wikipedia.org/wiki/Supplier_relationship_management

DEVELOPMENT OF THE TRADE-LOGISTICS CENTER

FOR AGRICULTURE ENTITIES IN KR THROUGH THE IMPLEMENTATION OF SRM AND CRM SYSTEMS ON THE EXAMPLE OF KOCHKOR-LOGISTICS TLC

R Karimov, A.S. Umetaliev

Keywords: trade-logistics center, SRM, CRM, relationship management system, gross domestic product, export potential, regional business, logistics center, supply chain, market situation transport infrastructure

This article outlines the ways for effective development of the regional trade-logistics centers engaged in agriculture business in Kyrgyz Republic through the implementation of the specialized management computerized systems (SRM and CRM) on the example of Kochkor-Logistics TLC located in Kochkor Regiom in Naryn. The TLC provides services for local potato producers and farmers (growing, collecting, sorting, packaging, storing, transporting and marketing) and serves the local and foreign clients.

Статья поступила в редакцию 20.08.2018 г.

УДК 2964

Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» С. В. Кузьмичев, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ

Ключевые слова: инфраструктурные проблемы, инновационные проекты, инновационные программы, человеческий интеллектуальный капитал, инновационная инфраструктура.

Информационные технологии в позиционировании транспортных услуг способствуют развитию и повышению эффектности человеческого капитала в инфраструктуре бизнеса и предпринимательства, способствуют улучшению качества жизни, труда и отдыха, а значит воспроизводству рабочей силы и повышению производительности труда и интенсификации процесса производства.

Введение

Современная экономика знаний немыслима без генерируемых людьми инноваций и зависит от человеческого капитала инноваторов и уровня их квалификации. Человеческий капитал лежит в основе процесса инновационного развития и формирует структуру инновационного потенциала, поскольку благодаря ему начинается разработка идеи любой инновации [1, с. 7], в т. ч. на рынке транспортных услуг. В свою очередь, соответствующие квалификации характеризуются экзогенными (внешними) источниками знаний и эндогенными (внутренними) навыками и умениями при создании инновационной стратегии в транспортной отрасли экономики. При этом необходимо оценить адаптацию человеческого капитала к потребностям в инновационных услугах для граждан; определить, какое воздействие оказывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.