Научная статья на тему 'ТОРГОВО - ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ТОРГОВО - ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / TRADE AND LOGISTICS CENTER / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / AGRICULTURAL PRODUCTS / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / PRODUCER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камбарова Ж.У., Исагалиева А.К.

В статье рассматривается необходимость создания и развития торгово-логистических центров (ТЛЦ) для конкурентноспособности сельхозпродукции Кыргызской Республики в Евразийской экономической интеграции. Предложены основные задачи, решение которых связано с развитием системы ТЛЦ. Торгово - логистические центры увеличат эффективность оптимальной организации поставок сельскохозяйственных товаров, предоставив гарантии защиты права собственности производителей сельхозпродукции и экспортный потенциал КР.The necessity of creation and development of trade and logistics centers (TLCs) for competitiveness of agricultural products of the Kyrgyz Republic in the Eurasian economic integration is considered in the article. The main tasks are proposed, the solution of which is connected with the development of the TLC system. Trade and logistics centers will increase the efficiency of the optimal organization of deliveries of agricultural goods, providing guarantees for the protection of property rights of producers of agricultural products and the export potential of the Kyrgyz Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камбарова Ж.У., Исагалиева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВО - ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

ТОРГОВО - ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Камбарова Ж.У.1, Исагалиева А.К.2 ®

1Кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента, кафедра государственного муниципального управления и менеджмента, Бишкекский гуманитарный университет имени К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика;

2кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента, кафедра защита в чрезвычайных ситуациях и экологии, Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация

В статье рассматривается необходимость создания и развития торгово-логистических центров (ТЛЦ) для конкурентноспособности сельхозпродукции Кыргызской Республики в Евразийской экономической интеграции. Предложены основные задачи, решение которых связано с развитием системы ТЛЦ. Торгово - логистические центры увеличат эффективность оптимальной организации поставок сельскохозяйственных товаров, предоставив гарантии защиты права собственности производителей сельхозпродукции и экспортный потенциал КР.

Summary

The necessity of creation and development of trade and logistics centers (TLCs) for competitiveness of agricultural products of the Kyrgyz Republic in the Eurasian economic integration is considered in the article. The main tasks are proposed, the solution of which is connected with the development of the TLC system. Trade and logistics centers will increase the efficiency of the optimal organization of deliveries of agricultural goods, providing guarantees for the protection of property rights of producers of agricultural products and the export potential of the Kyrgyz Republic.

Ключевые слова: интеграция, торгово-логистический центр, сельскохозяйственная продукция, производители.

Keywords: integration, trade and logistics center, agricultural products, producer

В связи с необходимостью расширения экспорта сельскохозяйственной продукции Кыргызской Республики (КР) и повышения качества необходимо совершенствование механизма развития и создания торгово-логистических центров (ТЛЦ).

Для усовершенствования механизма по созданию и развитию торгово-логистических центров в Кыргызской Республике в системе торгово-логистического центра рационально модернизировать следующие типы ТЛЦ: международный тип и региональный тип (рис.1)[3].

® Камбарова Ж.У., Исагалиева А.К., 2017 г.

Рис. 1. Расположение международных и региональных типов ТЛЦ

Соответствующий и отвечающий международным стандартам международный тип и региональные типы торгово - логистический центр создадут условия для хранения и перевозки сельскохозяйственной продукции, на всей территории республики.

Современные торгово - логистические центры (ТЛЦ) окажут значительное развитие сельскохозяйственного производства, а также будут способствовать увеличению экспорта для реализации приоритетных направлений развития сельского хозяйства в Евразийском экономическом интеграции.

Развитие систем торгово - логистических центров позволят сокращать цепи поставок, оптимизируют товарные поставки, повысят маневренность потоков сельскохозяйственной продукции. Фактически, торгово - логистические центры решат проблему доставки грузов производителей сельскохозяйственной продукции в страны Евразийского экономического союза с наименьшими финансовыми затратами и потерями. При рациональном интеграции логистических центров увеличится эффективность оптимальной организации поставок сельскохозяйственных товаров, предоставив гарантии защиты права собственности производителей сельхозпродукции.

Для Кыргызской Республики создание и развитие торгово-логистических центров (ТЦЛ) в Евразийской экономической интеграции могут разрешится следующие задачи:

- создание единой информационной системы;

- построение развитой инфраструктуры;

- повышение конкурентоспособности кыргызской продукции;

- развитие региональной и международной торговли;

- контроль качества продукции;

- формирование рынка заказов и предложений;

- повышение качества производимой продукции;

- стимулирование роста производства сельхозпродукции;

- увеличение объемов экспорта сельхозпродукции;

- оптимизация направлений движения сельхозпродукции;

- сокращение потерь при транспортировке и хранении;

- стабилизация цен и прогнозируемый рынок;

- формирование рынка заказов и предложений и т.д.

Особое место в развитие и создания торгово - логистических центров в Кыргызской республике отводится к эффективности перевозок агропродовольственных грузов.

На сегодняшний день в республике зарегистрировано около 120 тыс. грузовых автомобилей. Из них около 6 тыс. задействованы в перевозках грузов в международном направлении, но основная часть грузовых транспортных средств задействованы в перевозках грузов внутри страны. В целях защиты интересов отечественных автоперевозчиков и создания благоприятных им условий на международном рынке автотранспортных услуг Кыргызстаном заключены двухсторонние межправительственные соглашения об автомобильном сообщении с 19 государствами ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов ЕАЭС, осуществляются на без разрешительной основе[5]. Отечественным автоперевозчикам для осуществления перевозок грузов в Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Республику Беларусь и Республику Армения сегодня нет необходимости потребности в разрешениях, что стимулирует перевозчиков к улучшению качества транспортных услуг.

Помимо вышеуказанных мер с января месяца 2016 года реализируется Программа поэтапной либерализации «каботажных» перевозок в рамках ЕАЭС. Целью данной программы является формирование общего рынка автотранспортных услуг в рамках Евразийского экономического союза, что даст облегчение доступа перевозчикам государств

- членов ЕАЭС к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза независимо от гражданства и регистрации государства. Реализация данной программы позволит обеспечить доступ транспортных компаний к внутреннему рынку грузоперевозок всех стран ЕАЭС, сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта.

В данная время транспортная сеть общего пользования Кыргызской Республики состоит из 34000 км автомобильных дорог. Из общей протяженности автомобильных дорог в стране 18810 км обслуживаются дорожными подразделениями Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики. Из них 15190 км дорог относятся к городам, селам, сельскохозяйственным, промышленным и другим предприятиям. Протяженность автомобильных дорог международного значения составляет 4162,0 км, государственного -5678 км, местного значения - 8969,0 км. Протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 7228 км, с гравийным покрытием - 9961 км, грунтовых дорог

- 1621 км (рис.1).

Рис. 2. Карта автомобильных дорог Кыргызской Республики

Со дня вхождения в состав ЕАЭС основным приоритетом является поддержании внутренней сети дорог, доступ населения к рынкам сбыта сельхозпродукции, а также социальным и медицинским услугам. Внедряется и поддерживается практика содержания сельских дорог силами сельских сообществ, это примерно 15000 км. Однако этот процесс протекает медленно из-за ресурсной ограниченности местных бюджетов, низкой квалификации кадров и плохом техническом оснащении на местах.

Сегодня все силы направленны на строительство альтернативной дороги Север-Юг, где общая протяженность составляет 433 км.

Рис.2. Карта альтернативной дороги Север-Юг КР

Таким образом, альтернативная дорога Север-Юг повысит: транзитный потенциал республики; производители сельскохозяйственной продукции южных и северных районов республики получат возможность доступа к рынкам сельхозпродукции, что в свою очередь повлияет на улучшение благосостоянию населения Кыргызской Республики.

Литература

1. Исагалиева А.К. Анализ производства и переработки табака // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 7-4. С. 52-54.

2. Камбарова Ж.У. Сельскохозяйственная отрасль Кыргызской Республике в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 13 (95). С. 65-68.

3. Об утверждении Основных направлений создания и развития системы торгово-логистических центров сельскохозяйственной продукции в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы // Постановление Правительства Кыргызской Республики. - Бишкек, 25 августа 2015 г., № 600.

4. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. - Бишкек, 2013. - 127 с. 2.

5. Договор о Евразийском экономическом союзе. г. Астана // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 29.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.