ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Камбарова Ж.У. Email: [email protected]
КамбароваЖумагуль Уларбаевна - кандидат экономических наук, исполняющий обязанности доцента, кафедра государственного муниципального управления и менеджмента, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: статья посвящена пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, которая не имеет никакого влияния по обеспечению внутреннего рынка мукой, алкогольной продукцией, хлебобулочными и табачными изделиями по сравнению с государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с низким уровнем экономического развития, она ориентирована на импорт пищевой и перерабатывающей продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пищевая и перерабатывающая промышленность требует государственной поддержки и особого статуса органа политики и регулирования данной отрасли.
Ключевые слова: пищевая и перерабатывающаяся промышленность, алкогольная продукция, этиловый спирт, производство, стагнация.
FOOD AND PROCESSING INDUSTRY OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Kambarova Zh.U.
Kambarova Zhumagul Ularbaevna - Candidate of Economic Sciences, Acting Assistant Professor, DEPARTMENT OF STATE MUNICIPAL MANAGEMENT AND MANAGEMENT, BISHKEK HUMANITARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER K. KARASAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: the article is devoted to the food and processing industry of the Kyrgyz Republic, which has no influence on the domestic market for flour, bakery, alcohol products and tobacco products in comparison with the states members of the Eurasian Economic Union (EAEC). In connection with the low level of economic development, it is focused on the import of food and processed products from the countries of near and far abroad. The food and processing industry requires state support and a special status of the policy and regulatory body of this industry.
Keywords: food and processing industry, alcoholic products, ethyl alcohol, production, stagnation.
УДК 330
В настоящее время сельское хозяйство и мелиорация Кыргызской Республики не имеет никакого влияния по обеспечению внутреннего рынка мукой, хлебобулочными, алкогольной продукцией и табачными изделиями. Так как в соответствии п. 5 Постановления Правительства Кыргызской Республики № 87 от 10 февраля 2012 года, функции по лицензированию производства, импорта и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, декларированию объемов производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, квотированию импорта этилового спирта и алкогольной продукции, контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляет Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики [3].
Но наблюдается за последние годы, рост объема потребления алкоголя за счет потребности потребления молодежью пива и слабоалкогольных напитков на основе этилового спирта, синтетических красителей и ароматизаторов, благодаря успешному маркетингу. При этом доля некачественного алкоголя и сигарет, фальсификата и контрафакта катастрофически высока.
Непродуманные запреты продаж алкоголя и сигарет влекут помимо урона бизнес -сообществу, рост нелегальных продаж, рост отравлений суррогатами и развитие самогоноварения. Несомненно, алкогольная и табачная отрасль должна развиваться, в сторону увеличения доли легального рынка алкоголя и табака, в направлении повышения качества продаваемого алкоголя и табака, в сторону изменения структуры производства и продажи алкоголя и табака за счет увеличения доли производства качественной
алкогольной и табачной продукции из натурального сырья. При этом доля импорта алкоголя и сигарет значительна превышает.
Существует не реализованный потенциал развития алкогольной отрасли за счет увеличения объема экспорта водки и сигарет, так как экспорт алкоголя и сигарет составляет незначительный объем. Также путем изготовления и поставок эксклюзивных и уникальных видов алкогольной продукции наряду с традиционной водкой. Например, настоек, медовых и плодовых. Также увеличение сигарет сорта «дунза», и маркетинговом формировании спроса на эти продукции за рубежом.
Передача функций государственного регулирования алкогольной отрасли в ведении Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики является нонсенсом. Так как в одном органе - Государственной налоговой службе фактически сосредоточены две взаимоисключающие функции: по выдаче лицензии производителям спирта и алкогольной продукции (т.е. хозяйствующим субьектам) и администрированию налогов, чего недопустимо. Также в функции налоговой службы определены подписание Технических условий (ТУ), Технологических инструкции и другие производственные и технологические вопросы не свойственные данному ведомству.
Таким образом следствие неграмотных и неумелых действий по управлению алкогольной отраслью явились срывы годовых экономических прогнозных показателей производства спирта и водочной продукции и плановых налоговых поступлений за 2013 и 2014 годы. А в начале 2014 года к остановке одного из самых крупных в республике предприятий по производству спирта - государственного предприятия "Кара - Балтинский спиртовый завод", настоящее время продано из аукциона. А в табачной отрасли закрялся единственная сигаретная фабрика ОАО «Реемстма-Кыргызстан».
По состоянию на 1.01.2015г. алкогольная отрасль представлена в целом 43 хозяйствующим субъектами, из них 3 предприятий по производству спирта и 40 - производство крепких алкогольных напитков, на сегодняшний день остались 13 хозяйствующих субъектов из них 5 предприятий по производству спирта [4].
В связи с этим, считаем, что развития алкогольного и табачного рынка должна предусматривать не только решение задач по совершенствованию правого регулирования требований к качеству алкогольной и табачной продукции, но и задач по совершенствованию самой системы контроля в их неразрывной взаимосвязи.
Производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции составляют единую технологическую, производственную, маркетинговую и сбытовую цепочку. Так, сельским товаропроизводителям выгоднее реализовывать переработанную сельскохозяйственную продукцию, чем произведенную в хозяйстве сельхозпродукцию. Поэтому необходимо в селах организовывать перерабатывающие предприятия по кластерному методу, включающую производство, переработку и сбыт.
Пищевая и перерабатывающая промышленность - одна из приоритетных отраслей промышленности, которая является также важной частью агропромышленного комплекса Кыргызской Республики и производит более 25-30% объема промышленной продукции республики и более 25% объема экспорта. Данная отрасль является локомотивом развития всего сельского хозяйства страны. Вопросы маркетинга, сбыта, экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции является ключевой в экономическом росте Кыргызской Республики. Перерабатывающая промышленность требует государственной поддержки и особого статуса органа политики и регулирования данной отрасли.
Алкогольная промышленность находится в состоянии стагнации, отсутствует стратегия ее развития. Производители и ассоциации алкогольной отрасли не видят перспективы развития своих предприятий и считают, что нахождение этого сектора в составе Государственной налоговой службе не соответствует функциональным разделениям полномочий. Государственная налоговая служба не должна иметь функции разработки политики по развитию алкогольной промышленности, квотирования и лицензирования производства, потому что она является специфическим органом по сбору налогов.
В связи с этим рекомендуется создание Управление политики регулирования производства алкогольной продукции в Департаменте продовольственной безопасности и маркетинга, где будет политика развития данной отрасли, а Государственной Налоговой Службой остается функция контроля сбора акцизного налога.
Связи вхождением Кыргызской Республики Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Министерству сельского хозяйства и мелиорации Кыргызской Республики передаются
функции квотирования отдельных экономически значимых видов продукции, а также вопросы экспорта сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС имеет первостепенное значение.
Таким образом, учитывая вышеуказанное, что вопросы перерабатывающей промышленности имеет актуальное значение для роста социально-экономического развития страны, рекомендуется образовать Агентство регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики, создание которого не требует дополнительного финансирования за счет сокращения ряда департаментов.
Список литературы / References
1. Камбарова Ж.У. Государственное регулирование трудовых отношений в Кыргызской Республике // European Research, 2017. № 2 (25). С. 49-51.
2. Камбарова Ж. У., Идинов К.И., Исагалиева А.К. Сельскохозяйственная отрасль Кыргызской Республики в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 13 (95). С. 65-68.
3. Постановления Правительства Кыргызской Республики № 87 от 10 февраля 2012 года.
4. Кыргызстан в цифрах 2015. Б.: Нацстатком Кырг. Респ., 2015. 352 с.
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ Семенова Ф.З.1, Аджиева А.Ш.2 Email: [email protected]
'Семенова Фатима Зулкарнаевна — кандидат экономических наук, доцент; 2Аджиева Аминат Шамилевна — магистрант, направление: управление и бухгалтерский учет в отраслях экономики, кафедра бухгалтерского учета, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
г. Черкесск
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные аспекты организации учёта затрат в строительных подрядных предприятиях с учетом особенностей строительного производства. В целях повышения значимости информации, формируемой в бухгалтерском учете строительных организаций для принятия эффективных управленческих решений, предлагается использовать в дополнение к традиционному - по заказному методу калькулирования в строительстве комбинированную систему калькулирования себестоимости строительной продукции с использованием метода АВС (Activity Based Costing).
Ключевые слова: затраты, договор подряда, калькулирование, методы, учёт, производство, расход, строительство, себестоимость.
DIFFERENT ASPECTS OF COST ACCOUNTING IN THE CONSTRUCTION ORGANIZATIONS Semenova F.Z.1, Adjieva A.Sh.2
'Semenova Fatima Zulkarnaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 2Adjieva Aminat Shamilevna - Graduate Student, DIRECTION; MANAGEMENT AND ACCOUNTING IN THE BRANCHES OF THE ECONOMY, STATE EDUCATIONAL I INSTITUTION OF HIGHER TRADE EDUCATION NORTH CAUCASIAN STATE HUMANITARIAN TECHNOLOGICAL ACADEME,
CHERKESSK
Abstract: the article considered separate aspects of the organization of the accounting of expenses in the construction contract enterprises taking into account features of construction production. For the purpose of increase in the significance of information which is created in accounting of the construction organizations for acceptances of effective administrative solutions, it is offered to use in addition to traditional - a job order method of calculation in construction, combined system of calculation ofprime cost of construction production by using the ABC method (Activity based costing).