Государственное регулирование
в сфере производства и реализации продукции пищевой промышленности
В.Г.Кайшев
Минсельхоз России
Пищевая промышленность - одна из важнейших отраслей экономики страны. В 2003 г. в структуре производства промышленной продукции ее доля составила 14,1%. Она была третей по величине после машиностроения и металлообработки (19,9%) и топливной промышленности (18,5%).
Становление рыночных отношений для пищевой и перерабатывающей промышленности было сложным и трудным в связи с просчетами в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствием государственной поддержки в самом начале осуществления реформ и практического опыта работы у предприятий.
Опыт тех лет убедительно доказал необходимость государственного вмешательства в агропромышленное производство. Да и мировая практика показывает, что правительства большинства стран содействуют развитию производства и рынка пищевых продуктов. Это определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства.
Во второй половине прошлого десятилетия был принят ряд федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, которые способствовали замедлению темпов падения производства, а затем и стабилизации положения дел как в целом по агропромышленному комплексу, так и в пищевой и перерабатывающей промышленности в частности. Преодолев спад, промышленность с 1999 г. начала устойчиво наращивать производство продукции.
В начале этого столетия работа по государственному регулированию производства продовольствия была существенно усилена. В июле 2000 года Правительство Российской Федерации одобрило основные направления агропродовольственной политики до 2010 г.
Развитие агропромышленного комплекса признается в этих направлениях одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства. А формирование эффектив-
ного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия - основной стратегической задачей в экономической области. Многое из намеченного в этих направлениях уже реализовано.
Совершенствуется система государственной поддержки АПК. Введено субсидирование процентных ставок по краткосрочным и среднесрочным (до 5 лет) кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских банках с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки ЦБ РФ. Эта схема повысила доступность кредитных ресурсов.
Существенные изменения произошли в кредитно-финансовом обслуживании предприятий и организаций АПК. Создан и нормально функционирует Россельхозбанк. Этот банк руководствуется исключительно интересами государственной политики в агропромышленной сфере производства. Он активно развивает свою филиальную сеть и в настоящее время имеет свои полномочные представительства более чем в 60 регионах страны.
Продолжает совершенствоваться работа по обеспечению предприятий АПК продукцией машиностроения на условиях лизинга. Создана и активно заработала государственная лизинговая компания «Росагролизинг».
Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных производителей путем введения соответствующих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов. Особенно активизирована эта работа по импорту мяса и сахара-сырца.
Государственная политика по приоритетным направлениям реализуется также через целевые федеральные программы. Важнейшими федеральными целевыми программами являются «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села до 2010
года». Кроме того, разрабатываются и реализуются отраслевые программы.
Развитию пищевой и перерабатывающей промышленности стало уделяться больше внимания и на региональном уровне: утверждаются специальные программы, на реализацию которых предоставляется финансовая поддержка из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В результате за последние 5 лет ежегодный прирост индекса физического объема продукции пищевой промышленности в процентах к предыдущему году составил: в 1999 г. - 3,6%, в 2000 г. - 14,4, в 2001 г. - 8,4, в 2002 г.
- 6,5, в 2003 г. - 5,1 %. По сравнению с 1998 г. в 2003 г. этот показатель вырос на 43,6 %. Рост производства пищевых продуктов в этот период имел место практически по всем основным видам.
В 2003г. превышен уровень производства 1990г. по сахару-песку в 1,5 раза, маслу растительному - в 1,3, пиву - в 2,2, минеральной воде - в 4,4, табачным изделиям - в 2,7 раза, плодоовощным консервам - на 5 %. Предприятия пищевой промышленности получили более 56 млрд руб. прибыли (рост 8 %.)
В 2004 г. тенденция роста производства основных видов продовольствия продолжается. Рост физического объема за первый квартал текущего года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составил 7,2 %, в том числе по пищевкусовой промышленности - 10,2 %, мясной и молочной
- 8,7 %.
В мясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продуктов, пользующихся повышенным спросом населения. Доля фасованной продукции в общем объеме производства возросла по молоку и напиткам с 56 % в 1990 г. до 75 % в 2003 г., соответственно по сметане - с 14 до 83, маслу животному с 11 до 25%.
Улучшению положения дел в производстве мяса и мясопродуктов способствуют и применяемые Правительством меры по тарифному квотированию импорта мяса. Введение в 2003 г. тарифного квотирования ввоза мяса в текущем году привело к сокращению объемов его импорта. Наиболее значительно снизились импортные поставки мяса птицы (на 17,1 %), менее -говядины и свинины (на 8,9%).
Однако, в формировании фондов потребления по-прежнему значительный удельный вес составляет импорт: по мясу и мясопродуктам - около 34 %, молоку и молокопродуктам - 15 -16 %. В то же время мощности предприятий мясной и молочной промышленности используются менее чем на половину и позволяют, при наличии отечественного сырья, полностью
ECONOMICS AND MANAGEMENT
обеспечить потребность населения России в продуктах животноводства.
В маслодобывающей отрасли в 2003 г. впервые выработано более 1,5 млн т растительного масла. При этом более 20 % масла реализовано в расфасованном виде. Валовой сбор мас-лосемян увеличился до 5,6 млн т. Немалую роль в сохранении маслосемян для переработки сыграло решение Правительства РФ об увеличении вывозных таможенных пошлин на масло-семена с 10 % до 20 %. В результате экспорт семян масличных культур в 2003 г. составил 400 тыс. т (ранее достигал до 1 млн т и более).
Происходят существенные изменения в повышении эффективности свеклосахарного производства. Растут инвестиции в развитие сырьевых зон, повышается урожайность свеклы. На протяжении последних лет устойчиво наращивается производство сахара из свеклы. В 2003г. посевные площади под сахарной свеклой увеличились по сравнению с 2002г. на 13,8%, производство сахара из нее увеличилось на 17 %, а из импортного сахара-сырца уменьшилось на 13%. Это стало результатом проводимой Правительством РФ политике по защите отечественных товаропроизводителей.
Практика применения механизма тарифного квотирования в качестве формы регулирования импорта сахара-сырца в 2001-2003 годах оказала в целом позитивное воздействие на состояние сахарного рынка и свекловодческого комплекса России.
Вместе с тем, определенные недостатки такой формы регулирования импорта сахара-сырца потребовали использования другого механизма регулирования импорта — ввозной таможенной пошлины, автоматически устанавливаемой в зависимости от уровня мировых биржевых цен на сахар-сырец. С 1 января 2004 г. ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец ежемесячно фиксируется в зависимости от изменения биржевых цен на него.
В целях стабилизации зернового рынка стали применяться закупочные и товарные интервенции. В 2004 г. для предотвращения неконтролируемого роста цен на зерно, муку и хлебобулочные изделия Правительство Российской Федерации приняло решение о проведении государственных товарных интервенций зерна путем его реализации из запасов федерального интервенционного фонда в объеме 1,56 млн т организациям мукомольно-кру-пяной промышленности. Это позволило приостановит рост цен на зерно, хлеб и муку.
В целом можно отметить, что в результате проведения интервенций был
приобретен позитивный опыт использования биржевых механизмов для регулирования рынка зерна, обеспечен прямой доступ сельскохозяйственных производителей на внутренний рынок, сформирован зерновой фонд, который может стать основой для дальнейших шагов по регулированию зернового рынка, а также может быть использован как гарантийный фонд для развития биржевой торговли и внедрения новых биржевых инструментов в интересах производителей и участников внутреннего рынка зерна.
Решению задачи обеспечения детей раннего возраста высококачественными, биологически полноценными продуктами питания, в том числе специального и лечебно-профилактического назначения, а также заменителей женского молока способствовала реализация мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие индустрии детского питания». На эти цели государством выделено 551 млн руб. и закуплено импортного технологического оборудования на 491 млн долл. США.
В результате производство продуктов детского питания в 2003 г. по сравнению с 1999 г. увеличилось: по консервам плодоовощным в 9,5 раза, сухим продуктам на злаковой основе - в 4,3, сухим молочным смесям - в 2,7, консервам мясным - в 1,3 раза.
В ближайшей перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение производства продуктов детского питания за счет более полного использования уже введенных и вновь вводимых в эксплуатацию мощностей.
Устойчиво наращиваются объемы производства плодоовощных консервов. Наиболее интенсивно развивается соковое производство. Только за 3 последних года производство соков увеличилось более чем в 5 раз. В 2003 г. их выработка по сравнению с 2002 г. увеличилась на 31 %. Предприятия отрасли заняли активную позицию по завоеванию внутреннего рынка. Многие из них освоили производство новых видов продукции, конкурентоспособных импортным аналогам.
Существенные сдвиги наметились в развитии виноградарства и виноделия. Валовой сбор винограда в 2003 г. составил 315 тыс т (145 % к уровню 2002г.), из которых 278 тыс. т направлено на промпереработку и около 37 тыс. т реализовано в свежем виде. Средняя урожайность составила 62 ц/ га (168 % к уровню 2002 г.)
Государственная поддержка виноградарства осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета. Объем их на эти цели в 2002 г. составил 64,4 млн руб., в 2003 г. - 123, а в 2004г. - 180 млн руб. В субъектах
РФ с развитым виноградарством и виноделием принимаются меры по привлечению инвесторов из других отраслей, в том числе иностранных.
Учитывая важность развития виноградарства и виноделия, разработан проект отраслевой программы по развитию этой отрасли на период до 2010 г., в котором предусматривается восстановление объемов производства винограда, виноградного вина и другой винопродукции.
За последние годы получили определенное развитие спиртовая и лике-роводочная промышленность - строились новые предприятия, внедрялась новая техника, модернизировались действующие предприятия.
Однако в этих отраслях еще много нерешенных проблем. В стране сложилась практика необоснованного повышения акцизных ставок на алкогольную продукцию. Зачастую акцизные ставки повышаются с целью увеличения доходной части бюджета. В 2003 г. акцизные ставки выросли на 15 %, в 2004 г. - на 18,4 %. На практике это ведет к снижению объемов легального производства продукции, ухудшению экономического положения предприятий, сокращению рабочих мест, увеличению теневого производства алкоголя, росту самогоноварения и другим негативным последствиям.
В свете проводимой административной реформы приняты меры по максимальной передаче функций государственного регулирования и контроля над производством и оборотом этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме функций по лицензированию) в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по сельскому хозяйству.
Министерство сельского хозяйства в настоящее время готовит предложения по внесению изменений и дополнений в ранее внесенный Правительством Российской Федерации и принятым Государственной Думой в первом чтении законопроект об изменениях в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Суть их заключается в дальнейшем усилении государственного регулирования производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ужесточении мер по выдаче и приостановлению лицензий на тот или иной вид деятельности.
В последние годы стабильно наращивает темпы производства и уверенно развивается пивобезалкогольная промышленность. Производство пива,
минеральных вод и безалкогольной продукции постоянно растет.
Душевое потребление пива увеличилось до 50 л против 27 л в 1997 г. Вместе с тем развитие этой отрасли сдерживается недостаточным производством пивоваренного ячменя, солода и хмеля. В целом по отрасли обеспечение солодом российского производства составляет менее 30 %, хмелем - 10 %. Дефицит покрывается за счет импорта.
В целях обеспечения предприятий пивоваренной промышленности сырьем отечественного производства, коллегией Минсельхоза России в феврале 2002 г. принята отраслевая целевая программа обеспечения устойчивого производства пивоваренного ячменя и солода в РФ до 2010 г. Это позволило начать масштабную работу по испытанию в России европейских сортов пивоваренного ячменя. В 2003 г. число районированных иностранных сортов пивоваренного ячменя возросло почти вдвое и достигло 12.
Улучшается работа многих других отраслей пищевкусовой промышленности: чайной, соляной, табачной, производству кофе, пищевых концентратов и других продуктов.
В настоящее время активно ведется работа по вступлению России в ВТО. При этом Минсельхоз со своей стороны добивается, чтобы вступление состоялось на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного агропромышленного производства и продовольственного рынка. Необходимо добиться сохранения разумного уровня государственной поддержки и пошлин активного использования признаваемых международным сообществом механизмов для участия в международной торговле и защиты внутренних рынков от недобросовестных зарубежных импортеров, формирования благоприятной среды на российском продовольственном рынке.
В то же время, несмотря на заметные положительные сдвиги, следует отметить, что затянувшийся кризис в пищевой промышленности еще не преодолен, остается много нерешенных проблем. Финансовое состояние предприятий остается крайне сложным.
Кредиторская задолженность продолжает расти, на начало текущего года она составляла 181 млрд руб. и превышала дебиторскую в 1,3 раза. Вопросы реструктуризации просрочен-
ной задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет решаются частично и преимущественно в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, а развитие экономики АПК на должном уровне возможно лишь при комплексном подходе, решив вопрос реструктуризации задолженности и для перерабатывающих предприятий. Инвестиционная политика государства не содействовала развитию отечественного машиностроения для удовлетворения предприятий в высокоэффективном оборудовании, в результате тратятся большие средства на закупку его за рубежом.
С целью создания благоприятных условий роста производства требуется осуществить ряд мер как на законодательном, так и на правительственном уровне. Необходимо снизить налоговую нагрузку на производителей продовольствия, что увеличит инвестиционный потенциал предприятий, реструктуризировать задолженность предприятий перед федеральным бюджетом, принять меры, стимулирующие проведение предприятиями технического перевооружения и внедрение новейших технологий и оборудования.