Научная статья на тему 'Концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала'

Концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / INVESTMENT PROGRAM / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INFRASTRUCTURE POTENTIAL / СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIDDEN POTENTIAL / ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / URBAN AREAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарченко В. И.

Приведено обоснование принципов решения научной проблемы обеспечения эффективного освоения городских территорий в целях создания комфортной городской среды. Автором предлагается концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала. Данная концепция предполагает модернизацию крупных городов в целях создания инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для проживания населения, и дифференцированной стратегии развития городской среды применительно к каждому кварталу (микрорайону, району, округу) с учетом интересов и партнерства всех групп участников инвестиционно строительной деятельности населения, бизнеса и администрации города. При этом в первую очередь используется скрытый инфраструктурно инвестиционный потенциал городских территорий, под которым понимается ресурс неиспользованных либо нерационально использованных городских территорий по созданию комфортных условий для проживания, привлекательности для бизнеса и обеспечения социальных функций. Основным инструментом реализации концепции рационального использования городских территорий являются научно обоснованные инвестиционные программы развития и модели освоения городских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Rational Use of Urban Areas with Due Regard for Their Hidden Potential

The substantiation of principles of the scientific problem solution of ensuring efficient development of urban territories for the purpose of creating the comfortableurban environment is presented. The author proposes the concept of rational use of urban areas with due regard for their hidden potential. This concept assumesthe modernization of large cities for creating the infrastructure which provides favorable conditions for the accommodation of population and differential strategyof urban environment development in relation to every quarter (micro-district, district, county) with due regard for interests and partnership of all the groupsof participants of investment-construction activity population, business, and administration of the city. At that, in the first place, the hidden infrastructureinvestmentpotential of urban areas, which is defined as a resource of unused or non-rationally used urban areas, is used for creation of comfortable conditions for accommodation, attractiveness for business and assurance of social functions. The main instrument for implementing the concept of rational use of urbanareas is scientifically substantiated investment programs of development and models of development of urban areas.

Текст научной работы на тему «Концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 69.003

В.И. САРЧЕНКО, канд. экон. наук ([email protected])

Сибирский федеральный университет (660041, г. Красноярск, Свободный пр., 79/10)

Концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала

Приведено обоснование принципов решения научной проблемы обеспечения эффективного освоения городских территорий в целях создания комфортной городской среды. Автором предлагается концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала. Данная концепция предполагает модернизацию крупных городов в целях создания инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для проживания населения, и дифференцированной стратегии развития городской среды применительно к каждому кварталу (микрорайону, району, округу) с учетом интересов и партнерства всех групп участников инвестиционно-строительной деятельности - населения, бизнеса и администрации города. При этом в первую очередь используется скрытый инфраструктурно-инвестиционный потенциал городских территорий, под которым понимается ресурс неиспользованных либо нерационально использованных городских территорий по созданию комфортных условий для проживания, привлекательности для бизнеса и обеспечения социальных, функций. Основным инструментом реализации концепции рационального использования городских территорий являются научно обоснованные инвестиционные программы развития и модели освоения городских территорий.

Ключевые слова: инвестиционный проект, инвестиционная программа, инфраструктурный потенциал, скрытый потенциал, городские территории.

V.I. SARCHENKO, Candidate of Sciences (Economics) ([email protected]) Siberian Federal University (79/10, Svobodny Avenue, 660041, Krasnoyarsk, Russian Federation)

Concept of Rational Use of Urban Areas with Due Regard for Their Hidden Potential

The substantiation of principles of the scientific problem solution of ensuring efficient development of urban territories for the purpose of creating the comfortable urban environment is presented. The author proposes the concept of rational use of urban areas with due regard for their hidden potential. This concept assumes the modernization of large cities for creating the infrastructure which provides favorable conditions for the accommodation of population and differential strategy of urban environment development in relation to every quarter (micro-district, district, county) with due regard for interests and partnership of all the groups of participants of investment-construction activity - population, business, and administration of the city. At that, in the first place, the hidden infrastructure-investment potential of urban areas, which is defined as a resource of unused or non-rationally used urban areas, is used for creation of comfortable conditions for accommodation, attractiveness for business and assurance of social functions. The main instrument for implementing the concept of rational use of urban areas is scientifically substantiated investment programs of development and models of development of urban areas.

Keywords: investment project, investment program, infrastructure potential, hidden potential, urban areas.

Крупные российские города быстро росли во второй половине XX в. Принцип их устройства в те годы - микрорайонный подход, жесткое функциональное зонирование на спальные жилые районы и места приложения труда - предопределили неразвитость общественных пространств, низкую плотность застройки центральной части городов, растянутость коммуникаций. Почти двукратный недобор плотности застройки и ее разбросанность требуют почти двукратного увеличения протяженности инженерно-технических и транспортных коммуникаций. В силу сложившихся особенностей организации территорий крупных городов на каждого его жителя протяженность коммуникаций выше, чем на одного жителя среднего или малого города.

В постсоветский период развития городов сложилась иная ситуация. В 1990-е гг. они были значительно недо-инвестированы. В 2000-е гг. крупные города прошли через строительный бум. Возводилось много торговых центров и жилья, однако новые стройки не решили существовавших проблем. Часто они даже разбалансировали города, усиливали существующие противоречия.

В результате анализа территориальной структуры крупных городов России установлено, что в большинстве горо-

112015 ^^^^^^^^^^^^^

дов площади, занимаемые социальными объектами и жилой застройкой, составляют всего около 20% территории города. Промышленными предприятиями занято свыше 12%, земли рекреации, парков, озеленения в среднем занимают более 32%. Такая структура свидетельствует о малоэффективном использовании городских территорий.

Вместе с тем темпы жилищного строительства в крупных городах России возрастают. Решение задач выполнения планов жилищного строительства, включая объекты транспортной, инженерной инфраструктуры и социальной сферы, неразрывно связано с выделением под строительство новых площадок, которых на территории крупных городов с годами становится все меньше.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройка городов регламентируется градостроительной документацией. В составе градостроительной документации центральное место занимает генеральный план города как основной документ регулирования его застройки.

Проведенный анализ генпланов крупных городов выявил, что при их разработке, как правило, не решается задача использования так называемых неудобных (овраги,

- 9

Градостроительство и архитектура

Ц M .1

Научно-технический и производственный журнал

болота и др.) и особых (водный и лесной фонды, санитарно-защитные зоны и др.) участков, находящихся на территории города. Такие участки можно условно назвать «белыми пятнами», или участками со скрытым потенциалом.

Во многих крупных городах площади «белых пятен» на генплане нередко превышают площади, занятые под общественно-деловую застройку. Отмеченные неэффективные решения прослеживаются, например, в генпланах городов Красноярска, Тольятти, Екатеринбурга и др.

В силу уменьшения с годами свободных площадей на территории крупных городов возникает необходимость разработки новых нестандартных решений по вовлечению неудобных участков в хозяйственный оборот с обоснованием целесообразности и эффективности вариантов их использования. Практическая реализация таких решений обеспечит повышение инвестиционной привлекательности и рациональности использования городских земель.

Поиск эффективных путей обеспечения комплексного освоения городских территорий становится в современных условиях крайне актуальной научно-практической задачей, решать которую городские администрации пытаются различными градостроительными и экономическими методами.

Модели развития крупных городов с единым социально-экономическим и культурным центром перестали быть единственно возможными [1-5]. В современных крупных городах появляется новая модель - полицентричный город (Основные положения генерального плана города Красноярска. Решение Красноярского городского совета от 30.03.2001 г. № В-23. Официальный сайт администрации г. Красноярска http://www.admkrsk.ru/. Дата обращения 21.05.2015). Даже относительно небольшие города закладывают в планы своего развития по нескольку общественных центров (Концепция развития городской среды ЗАТО г. Железногорска. ООО «Институт территориального планирования «Урбаника». Официальный сайт администрации г. Железногорска http://admk26.ru/. Дата обращения 19.05.2015). В технические задания на новые генпланы городов вернулась стадия концепции. Например, в Перми принята концепция сбалансированного функционально-пространственного развития, концепция качества городской среды, качества, обеспечиваемого преобладающей концентрацией ресурсов и усилий по упорядочению застройки в центральных зонах в сочетании с развитием периферийных зон города, но без расширения границ застроенных территорий.

К 2010-2012 гг. в России сформировался новый социальный субъект - городское сообщество, или, как отмечалось на Московском урбанистическом форуме, «осознавшие себя горожане». Горожане, финансируя градостроительный процесс, становятся полноценными участниками градостроительных проектов. В этом случае администрации и бизнесу приходится подстраиваться под социальные цели, чтобы получить инвестиции населения. Основной задачей, решаемой в новых генпланах, становится долгосрочное территориальное планирование развития городской территории и решение градостроительных задач таким образом, чтобы соблюсти консенсус целей власти, населения и бизнеса в соответствии с принципами функционирования гражданского общества.

Концепции генплана декларируют понятные горожанам показатели целей развития городских территорий. Важно,

iol —

что эти показатели развития городских территорий, трансформируясь в инвестиционных программах, выступают в качестве оценочных показателей - индикаторов выполнения инвестиционных программ. Так, в концептуальной части генплана города Перми утверждаются не только цели, этапы и задачи территориального планирования, но и целевые показатели, расчетные показатели, показатели планирования бюджетных средств, выступающие в качестве индикаторов выполнения основных положений генплана (Основные положения материалов по обоснованию проекта генерального плана Перми. Официальный сайт генерального плана Перми http://www.permgenplan.ru/. Дата обращения 22.05.2015). Посредством сквозных показателей (индикаторов) достигается единство и взаимосвязь концепций, генпланов и инвестиционных программ развития городских территорий.

В результате проведенных исследований проблемы обеспечения эффективного комплексного освоения городских территорий в целях создания комфортной городской среды с учетом интересов и партнерства всех групп участников инвестиционно-строительной деятельности автором предлагается Концепция рационального использования городских территорий с учетом их скрытого потенциала.

В общем виде данная Концепция предполагает модернизацию крупных городов в целях создания инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для проживания населения и дифференцированной стратегии развития городской среды применительно к каждому кварталу (микрорайону, району, округу) с учетом интересов и партнерства населения, бизнеса и администрации города. При этом в первую очередь используется инфраструктурно-инвестиционный потенциал городских территорий, под которым понимается ресурс неиспользованных либо нерационально использованных городских территорий (далее -скрытый потенциал) по созданию комфортных условий для проживания, привлекательности для бизнеса и обеспечения социальных функций.

Основным инструментом реализации концепции рационального использования городских территорий являются научно обоснованные инвестиционные программы развития и модели освоения городских территорий.

Оценка скрытого потенциала отдельных городских территорий (районов, участков застройки) осуществляется при формировании инвестиционных проектов, которые должны включаться в инвестиционные программы развития городских территорий в соответствии с градостроительной политикой, стратегией развития и генпланами крупных городов.

Скрытый потенциал участка городской застройки определяют их скрытый инфраструктурный потенциал и скрытый инвестиционный потенциал инфраструктуры. Основу для определения величины скрытого инфраструктурного потенциала составляют показатели (параметры) развития городских территорий и показатели оценки территориального зонирования генпланов городов. Скрытый инвестиционный потенциал инфраструктуры городской территории определяется качественными показателями комфортности проживания горожан, параметры которых отражают состояние городской застройки, достигаемое в результате реализации генплана развития города.

Совокупность качественных и некоторых количественных характеристик (транспортная освоенность и локали-зационные показатели) участка застройки определяют

^^^^^^^^^^^^^ 112015

Научно-технический и производственный журнал

комфортность проживания, оказывающую влияние на рыночную стоимость недвижимости.

Рост комфортности проживания горожан повышает рыночную стоимость недвижимости, что сопровождается приростом прибыли от инвестиций - основного показателя оценки инвестиционной привлекательности.

Скрытый инвестиционный потенциал инфраструктуры определяется возможным (вероятным) удорожанием рыночной стоимости жилья и коммерческой инфраструктуры в результате роста комфортности проживания на застраиваемой городской территории. Эта величина может быть определена расчетно-вероятностным способом с учетом ряда рисков (недофинансирования, срыва сроков строительства и других). В денежном выражении это формирует дополнительный доход бизнеса от инвестиций, приводящих к значимому повышению комфортности проживания горожан.

В целях определения скрытого инвестиционного потенциала предлагается использовать синтетическое понятие -уровень комфортности среды проживания (УКСП), которое должно учитывать все частные показатели качества жилой среды, в том числе престижность района застройки, и отражать (количественно определять) главное качество - комфортность проживания. Городские территории предлагается подразделить по уровню комфортности и престижности микрозон - фактическому, планируемому и достигнутому в результате новой застройки. Задача определения прироста скрытого инвестиционного потенциала состоит в том, чтобы привязать к показателю УКСП микрозон соответствующие удельные показатели стоимости жилья и непроизводственной инфраструктуры города. Таким образом, определение прироста скрытого инвестиционного потенциала АИП,- застройки /-го участка (микрозоны) есть функция от его расчетного (планируемого) прироста АУКСП,., объемов строительства коммерческого жилья и инфраструктуры (Р^, РКи).

Инвестиционные программы развития городских территорий разрабатываются в целях достижения целевых индикаторов (показателей развития города) и обеспечивают взаимоувязку инвестиционных проектов по срокам и исполнителям, определяют источники их финансирования.

Процесс формирования инвестиционной программы представляется в следующем порядке.

1. На основе оценки скрытого потенциала городских территорий (возможного прироста инфраструктурного потенциала городской территории вследствие освоения неиспользуемых неудобных земельных участков - АИП) производится определение приоритетности их вовлечения в хозяйственный оборот.

2. Отбираются инвестиционные проекты развития городских территорий со скрытым инвестиционным потенциалом. Производится оценка их эффективности и реализуемости.

3. Производится оценка тренда достижения (прироста к предыдущему значению) индикаторов (показателей) комфортности и престижности городской территории в результате реализации инвестиционного проекта.

4. По оценкам эффективности, реализуемости инвестиционного проекта, с учетом тренда престижности городской территории и роста комфортности проживания определяется приоритетность включения инвестиционного проекта в инвестиционную программу.

Таким образом, количественная оценка прироста инфраструктурного потенциала городских территорий увя-

зывается с качественными показателями комфортности проживания горожан. Достижение определенного градостроительной политикой уровня комфортности оценивается достижением тех или иных целевых и расчетных индикаторов, заложенных в обоснование генплана. По своей экономической сущности АИП является инвестиционным результатом, т. е. результатом появления новых объектов жилой и социальной инфраструктуры, и он может быть получен только после завершения соответствующих инвестиционных проектов. Эффект от реализации таких инвестиционных проектов должен компенсировать дополнительные затраты по освоению неудобных земельных участков (городских территорий со скрытым потенциалом) по сравнению с затратами при строительстве стандартных объектов в стандартных условиях.

Компенсация дополнительных затрат АС должна быть получена за счет повышения доходов от реализации построенной недвижимости путем повышения ее комфортности и престижности выше стандартного уровня и соответственно более высокой рыночной стоимости. В свою очередь, такое повышение комфортности и престижности создаваемой недвижимости может потребовать дополнительных затрат (АСк) по сравнению со строительством стандартных объектов.

В качестве источника эффекта освоения городских территорий со скрытым потенциалом необходимо также рассматривать доходы, получаемые вследствие совокупного роста стоимости недвижимости (роста инфраструктурного потенциала) на осваиваемом земельном участке, в микрорайоне, районе, после реализации планируемых инвестиционных проектов. Причем следует учитывать, что данный источник компенсации дополнительных затрат во многих случаях может быть единственным, так как далеко не всегда существует возможность и/или необходимость строительства на «неудобных» участках коммерческой недвижимости. В то же время строительство социально значимых объектов (стадионы, бассейны, парки, больницы, вузы и др.) может значительно повысить престижность районов застройки и уровень комфортности проживания в них.

Формализованно изложенные положения можно представить следующим образом:

Д - (Сну + АС) - ДСК > Пн

Д = Дн + Дкп + Дср + К

(1)

где Пн - нормативная (плановая) прибыль инвестора (застройщика); Д - доходы от реализации недвижимости в результате освоения городских территорий со скрытым потенциалом; Дн - доходы от реализации недвижимости в стандартных условиях застройки микрорайона, района; Дкп - дополнительные доходы от реализации недвижимости при условии повышения ее комфортности и престижности; Дср - дополнительные доходы от недвижимости вследствие совокупного роста ее стоимости (роста инфраструктурного потенциала) на осваиваемом земельном участке, в микрорайоне, районе, после реализации планируемого инвестиционного проекта; Ки - суммы целевого финансирования за счет средств инвесторов; Сну - стоимость строительства в стандартных условиях; АС - стоимость дополнительных затрат, необходимых для производства работ на участке со скрытым потенциалом; АСк - стоимость допол-

11'2015

11

Градостроительство и архитектура

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Критерии для оценки эффективности и отбора инвестиционных проектов

Группы критериев Содержание группы критериев

Общественная значимость Реализация проекта существенно влияет на экономическую, социальную и экологическую ситуацию

Реализация проекта не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках

Эффективность проекта в целом Социально-экономическая эффективность проекта: - влияние на социальную сферу - влияние на экологическую сферу - результаты и затраты проекта Коммерческая эффективность проекта: - чистый доход - чистый дисконтированный доход - внутренняя норма доходности - потребность в дополнительном финансировании - индексы доходности затрат и инвестиций - срок окупаемости - группа показателей, характеризующих финансовое состояние участника проекта

Финансовая реализуемость Обеспечение структуры денежных потоков, при которой на каждом шагу расчета имеется достаточное количество денег для осуществления проекта

Критерии неопределенности и риска Устойчивость инвестиционного проекта в целом

Устойчивость инвестиционного проекта для участников

Границы безубыточности

Учет упущенной выгоды от альтернативного использования имущества

Коммерческие критерии Размер инвестиций, стартовые затраты на осуществление проекта

Потенциальный годовой размер прибыли

Ожидаемая норма чистой дисконтированной прибыли

Значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющего инвестора

Соответствие проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений

Срок окупаемости и сальдо реальных денежных потоков

Стабильность поступления доходов от проекта

Возможность использования налоговых льгот

Оценка периода удержания на рынке, вероятный объем продаж по годам

Необходимость привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доля в инвестициях

Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта

Производственные критерии Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта

Наличие производственного персонала (по численности и квалификации)

Потребности в дополнительных производственных мощностях

Рыночные критерии Соответствие проекта потребностям рынка

Оценка общей емкости рынка к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок

Эластичность цены на продукцию

Необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок

Соответствие проекта существующим каналам сбыта

Оценка ожидаемого характера конкуренции и ее влияние на цену продукта

Критерии региональных особенностей реализации проекта Соответствие проекта региональным правовым актам

Ресурсные возможности региона

Состояние инфраструктуры региона

При расчетах эффективности вариантов инвестиционного проекта могут учитываться неопределенности и риски. В этом случае расчетные значения доходов (дисконтированных доходов) и затрат (дисконтированных затрат) заменяются на ожидаемые либо вводится поправка на риск коэффициента дисконтирования.

Прирост инфраструктурного потенциала городской территории есть сумма вложенных средств в ее развитие (капитальных вложений) в целях увеличения комфортности проживания горожан и обеспечения прибыли инвестора (не менее средней региональной величины) при условии обеспечения превышения уровня комфортности проживания над установленными показателями генплана - индикаторами программ. Поэтому успешная реализация инвестиционного проекта освоения городских территорий возможна при соответствии ее скрытого потенциала инвестиционному потенциалу, т. е. возможности привлечения инвестиций частных инвесторов, средств населения, средств бюджетов различных уровней:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИП < 2 (КВа, Иб, Дг),

(2)

нительных затрат на повышение комфортности и престижности создаваемой недвижимости по сравнению со строительством стандартных объектов в стандартных условиях.

В зависимости от стадии планирования и требуемой глубины проработки инвестиционного проекта и соответственно необходимой точности прогнозных расчетов модель позволяет использовать оценки статических или дисконтированных, ординарных и неординарных денежных потоков. Прогноз финансовых показателей следует производить дифференцированно по интервалам инвестиционного периода. В качестве интервала инвестиционного периода могут быть приняты: месяц, квартал, год.

где КВа - бюджетные средства, нахо-дящиехся в распоряжении администрации; Иб - инвестиции бизнеса; Дг - возможные вложения средств горожан.

Выбор рационального варианта использования городских территорий производится на основании иерархически структурированной системы критериев эффективности с применением многофакторных экономико-математических моделей и заложенных в генплане индикаторов развития.

В качестве выбора рационального варианта использования городских территорий применяются критерии оценки эффективности и отбора инвестиционных проектов, которые представлены в таблице.

Эффективность вариантов решений по освоению городских территорий со скрытым потенциалом оценивается на основе определения динамики управляемых (потенциальных) доходов по отношению к управляющим затратам.

В случае, если доходность принятого варианта освоения городских территорий, определенная на основе многокритериального подхода, не может быть обеспечена за счет указанных выше мероприятий, в инвестиционной программе рассматривается возможность «пакетирования» неэффективных и высокоэффективных инвестиционных проектов, включаемых в инвестиционную программу развития городских территорий.

12

112015

Научно-технический и производственный журнал

Реализуемость инвестиционных проектов освоения городских территорий со скрытым инвестиционным потенциалом, помимо технической возможности строительства и соответствия законодательству, также зависит не только от соблюдения интересов всех групп участников инвестиционно-строительного процесса (органов власти, застройщиков и инвесторов, населения), но и от их возможностей инвестировать необходимые средства (ф. 2). Несмотря на общие интересы по развитию городской застройки, каждая группа обладает собственным интересом и нацелена на получение определенных результатов.

Оценка реализуемости инвестиционных проектов освоения городских территорий проводится поэтапно.

1-й этап. Оценка эффективности вовлечения городской территории в инвестиционный проект. Суть метода оценки эффективности состоит в том, что орган муниципальной власти, ответственный за разработку инвестиционной программы развития городских территорий, проводит при проверке расчетов и предложений потенциальных инвесторов анализ наиболее эффективного использования городских территорий исходя из состояния рынка недвижимости в регионе. Понятие «наиболее эффективное использование» подразумевает такое использование, которое из всех разумно возможных, физически осуществимых, финансово приемлемых, должным образом обеспеченных и юридически допустимых видов использования может принести правообладателю и потенциальному инвестору наибольшую выгоду.

Анализ наиболее эффективного использования выполняется путем проверки соответствия рассматриваемых инвестиционных проектов следующим критериям:

- законодательная разрешенность: рассмотрение тех способов использования, которые разрешены градостроительными регламентами, распоряжениями о зоно- и градо-образовании, ограничениями на частную инициативу, регламентами застройки в исторических зонах и экологическими нормами;

- физическая осуществимость: рассмотрение физически реальных в данной местности способов создания и использования объекта недвижимости;

- финансовая осуществимость: рассмотрение того, какое физически осуществимое и разрешенное законом использование принесет приемлемый доход инвестору с учетом всех возможностей привлечения инвестиций;

- максимальная эффективность: рассмотрение того, какое из физически осуществимых использований будет приносить максимальный чистый доход, максимальную текущую стоимость, минимальный срок окупаемости или обеспечивать максимальную эффективность по иным критериям.

2-й этап. Анализ возможностей привлечения необходимых инвестиций в проект. Анализ инвестиционного потенциала участников инвестиционно-строительного процесса включает:

- оценку возможностей бюджетного финансирования;

- оценку возможности привлечения средств инвесторов;

- оценку спроса на создаваемую недвижимость и покупательной способности населения.

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это

11'2015 ^^^^^^^^^^^^^

инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

3-й этап. Оценка приоритетности включения инвестиционных проектов в инвестиционную программу. Целью оценки является получение численных значений, отражающих предпочтительность и очередность реализации инвестиционных проектов относительно друг друга. Для решения задачи определения приоритетности реализации инвестиционных проектов освоения городских территорий наиболее распространенным является метод анализа иерархий.

После завершения процедур отбора инвестиционных проектов для включения их в инвестиционную программу освоения городских территорий производится оценка реализуемости и эффективности инвестиционной программы в целом, а также обеспечения достижения в результате реализации инвестиционной программы оценочных индикаторов - показателей целей развития городских территорий.

Список литературы

1. Королевский К.Ю. Критерии оценки эффективности инноваций в строительстве // Экономика строительства. 2012. № 5. С. 58-61.

2. Крушлинский В.И., Сарченко В.И. Проблемы антикризисного генплана (на примере Красноярска) // Труды международной научно-практической конференции «Проблемы и направления развития градостроительства». Москва. 2013. С. 144-151.

3. Сарченко В.И., Крушлинский В.И. Генплан и качество среды города. Красноярск: СФУ, 2014. 226 с.

4. Сарченко В.И. Новый подход к реализации генеральных планов городов // Экономика строительства. 2012. № 3. С. 3-10.

5. Ултургашева О.Г., Лавренко А.В., Профатилов Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 42-49.

References

1. Korolevsky K.Yu. Evaluation criteria of innovations in construction. Ekonomika stroitel'stva. 2012. No. 5, рр. 58-61. (In Russian).

2. Krushlinsky V.I., Sarchenko V.I. The problems of the anticrisis master plan (on the base of Krasnoyarsk). International scientific-practical conference «Problems and trends of urban development», Proceedings of the Conference. Moscow. 2013, рр. 144-151. (In Russian).

3. Sarchenko V.I., Krushlinskij V.I. Genplan i kachestvo sredy goroda. [Master plan and quality of a city environment.] Krasnojarsk: SFU. 2014. 226 p.

4. Sarchenko V.I. A new approach to implementation of master plans of cities. Ekonomika stroitel'stva. 2012. No. 3, рp. 3-10. (In Russian).

5. Ulturgasheva O.G., Lavrenko A.V., Profatilov D.A. The economic essence and structure of investment potential of a region. Problemy sovremennoj ekonomiki. 2011. No. 1, рp. 42-49. (In Russian).

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.