Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ОСНОВА МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДВУХПРОФИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА'

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ОСНОВА МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДВУХПРОФИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ" / ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Микляева Наталья Викторовна

В статье дается описание профессионального портрета интегрального специалиста, востребованного обществом, для работы с дошкольниками, имеющими нормальное и нарушенное развитие. Предлагается обоснование возможности проектирования программы двухпрофильной подготовки педагогов дошкольного образования и дошкольной дефектологии, формулируются основные теоретические положения, характеризующие концепцию ее разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна, Микляева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PERSONNEL TRAINING FOR THE MANAGEMENT OF PRESCHOOL GROUP RESOURCES AS THE BASIS OF THE INTERSECTORAL TWO-PROFILE BACHELOR’S DEGREE PROGRAM

The article describes the professional portrait of an integral specialist, in demand by society, for working with preschoolers with normal and impaired development. The possibility of designing a program of two-profile training of preschool teachers and preschool defectology is explained and the main theoretical provisions characterizing the concept of its development are formulated.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ОСНОВА МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДВУХПРОФИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА»

ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10 .31862/1819-463X-2021-5-131-137

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ОСНОВА МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДВУХПРОФИЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА1

А. А. Алмазова, Н. В. Микляева

Аннотация. В статье дается описание профессионального портрета интегрального специалиста, востребованного обществом, для работы с дошкольниками, имеющими нормальное и нарушенное развитие. Предлагается обоснование возможности проектирования программы двухпрофильной подготовки педагогов дошкольного образования и дошкольной дефектологии, формулируются основные теоретические положения, характеризующие концепцию ее разработки.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная подготовка, профиль «дошкольная дефектология», профиль «дошкольное образование», концепция.

Для цитирования: Алмазова А. А., Микляева Н. В. Концепция подготовки кадров к управлению ресурсами дошкольной группы как основа межотраслевой двухпрофильной программы бакалавриата // Наука и школа. 2021. № 5. С. 131-137. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-5-131-137.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания на 2021 и плановый период 2022 и 2023 гг. подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации организациям по проекту «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (приказ № 281 от 28 мая 2021 г. ) .

© Алмазова А. А., Микляева Н. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE CONCEPT OF PERSONNEL TRAINING FOR THE MANAGEMENT OF PRESCHOOL GROUP RESOURCES AS THE BASIS OF THE INTERSECTORAL TWO-PROFILE BACHELOR'S DEGREE PROGRAM

A. A. Almazova, N. V. Miklyaeva

Abstract. The article describes the professional portrait of an integral specialist, in demand by society, for working with preschoolers with normal and impaired development. The possibility of designing a program of two-profile training of preschool teachers and preschool defectology is explained and the main theoretical provisions characterizing the concept of its development are formulated.

Keywords: children with disabilities, professional training, profile „preschool defectology", profile „preschool education", concept.

Cite as: Almazova A. A., Miklyaeva N. V. The concept of personnel training for the management of preschool group resources as the basis of the intersectoral two-profile Bachelor's degree program. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 131-137. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-131-137.

Современная динамично развивающаяся система образования в соответствии с Конституцией РФ (1993), Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и Федеральным законом № 181 «О социальной защите инвалидов» (1995) предполагает создание равных условий для детей с нормальным и нарушенным развитием - с особыми образовательными потребностями . Это подчеркивается и в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 . 08 . 2016 № 1839-р. В соответствии с международным законодательством (Джомтьемская декларация «Образование для всех», «Са-ламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от

23 ноября 2001г 1-16 «О Модельном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»» и др ) одним из наиболее значимых факторов для развития образовательной системы называется создание программ профессиональной подготовки педагогов и специалистов сопровождения и отработка на этом уровне механизмов «включающего» образования . Это определяет единство социального, финансового и правового запросов мировой общественности и российского социума на определение новых подходов к развитию системы подготовки кадров [1] .

В современном мире отмечается увеличение числа детей с выраженными в разной степени нарушениями развития, в том числе сочетанными и комплексными, множественными, из-за проблем экологического плана и нарушений психологической адаптации семьи в меняющихся социальных и экономических условиях, с одной стороны, повышения качества медицинской помощи новорожденным и развития технологий выхаживания глубоко недоношенных детей - с

другой . Это означает, что будущий специалист должен уметь работать с разными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или, как минимум, уверенно ориентироваться в специфике проявлений нарушений их развития, оценивать влияние этих нарушений на организацию режимных моментов и педагогического общения с воспитанниками В особенности это касается специалиста дошкольного образования: именно на его плечи ляжет нагрузка по организации разных форм совместной и непосредственной образовательной деятельности с детьми и сотрудничества с их родителями, которые часто оказываются дезориентированными и находятся в состоянии депрессии или отрицания наличия нарушений развития у их ребенка. Здесь оказывается недостаточно общих педагогических и психологических знаний, требуется их включение в целостную картину мира специалиста коррекционного профиля и развитие особой наблюдательности к изменениям в обучаемости и воспитуе-мости ребенка, способности к рефлексии ситуаций взаимодействия с ним и его семьей

Вместе с тем специалист-«дошколь-ник» должен понимать специфичность построения коррекционно-образова-тельного маршрута для каждой категории детей с ОВЗ, дифференцировать содержание и формы реализации адаптированных образовательных программ в разных институциональных условиях (в условиях групп кратковременного и полного пребывания в детском саду, центров психолого-педагогической помощи и др . ), соотносить их с трудовыми действиями, изложенными в стандартах профессиональной деятельности педагога и дефектолога. Наряду с профессиональными задачами диагностики и коррекции нарушений развития, педагог должен хорошо владеть методиками развития социально-коммуникативных навыков и умений и оптимизации

поведения дошкольников, технологиями формирования доброжелательного социально-психологического климата в дошкольной группе и коррекции детско-ро-дительских установок и отношений в условиях инклюзии . К таким профессиональным действиям педагога дошкольного образования обычно не готовят в системе профессиональной подготовки В то же время в системе подготовки кадров для работы с детьми дошкольного возраста должен быть заложен ответ на вызов современного времени: проблему нахождения оптимального синтеза двух доминирующих тенденций -дифференциации и интеграции детей с нормальным и нарушенным развитием Это требует расширения спектра профессиональных умений у будущих дефектологов, необходимо готовить многофункцонального профессионала, способного работать с индивидуальными проблемами конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями и готового к формированию адаптивной образовательной и социальной среды, обладающего гибкостью мышления и профессиональной интуицией к своевременной профилактике социального вывиха и пропедевтике нарушений развития у детей, которые определяются как нормотипичные, но при этом испытывают трудности в освоении основой образовательной программы К этому будущих дошкольных дефектологов тоже не готовят сегодня Кроме того, в учебных планах вузов сокращено время на освоение дефектологами традиционных для дошкольного образования методик адаптации, воспитания и обучения нормально развивающихся детей, позволяющих сформировать у будущих специалистов четкие представления об онтогенезе и его динамике, откликаемо-сти ребенка на те или иные методы и приемы воспитания и обучения в условиях использования разных видов совместной деятельности и организации режимных моментов, ситуаций

здоровьесбережения Эта способность педагогов дошкольного образования является крайне важной для специалистов дефектологического профиля: она позволяет научиться не только навыкам самоорганизации собственной деятельности и детского коллектива, но и сформировать готовность к управлению ресурсами педагогической системы, к ее формированию и обеспечению эффективного взаимодействия педагогов и специалистов, участвующих в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ [2] .

Инновационность программ, таким образом, не может связываться, как прежде, с разработкой отдельных специализаций, касающихся специфики образовательной и коррекционно-развиваю-щей деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха или зрения, задержку психического развития и интеллекта, эмоционально-волевой сферы и речи, опорно-двигательного аппарата - и условий их включения (инклюзии) в общество нормотипично развивающихся ровесников Сказанное выше позволяет нам говорить о необходимости разработки программ двухпрофильной подготовки, о взаимообогащении специальностей и выделении новых, интегративных компетенций, делающих выпускников вуза универсальными специалистами Это определяет перспективу предоставления бакалаврам возможности осваивать в рамках укрупненной группы специальностей и направлений 44. 00 . 00 «Образование и педагогические науки» два профиля: профиль «Дошкольная дефектология» и профиль «Дошкольное образование» . Отметим, что существующая на сегодняшний день нормативная база не позволяет выпускать интегратив-ного специалиста и совмещать эти профили в рамках направлений 44 03 05 -«Педагогическое образование» или 44. 03 . 03 - «Специальное (дефектологическое) образование» Очевидно, что определение соответствующих правовых оснований и разработка регла-

ментирующих документов является актуальной задачей профессионально заинтересованного сообщества

При разработке данных ресурсов концепция профессиональной подготовки опирается на выведенные нами теоретические положения:

• о выделении двух ведущих компонентов профессиональной подготовки -профессионального и личностного - на каждом этапе освоения образовательной программы, их чередовании и объединении при реализации обоих профилей [3];

• о функционировании позитивного и гибкого образа себя как сложной системы, характеризующей стратегии в осуществлении учебной деятельности и ее интеграции с профессиональной деятельностью, переключения с одних профессиональных функций и действий (педагога или дефектолога) на другие в единстве их реализации, с опорой на механизмы устойчивого развития [4];

• о системогенезе профессиональных ориентировок и операциональных действий в каждом из компонентов профессиональной подготовки [5] и его ориентированности на развитие способности будущего специалиста к самоорганизации, их функциональному объединению в образовательной и кор-рекционно-развивающей деятельности, в разных институциональных условиях (в том числе в условиях инклюзии);

• о чувствительности профессиональных способностей и компетенций к проявлениям профессиональной индивидуальности, уровню педагогической деятельности, интеграции компонентов внешней и внутренней структуры кор-рекционно-педагогического процесса и его эффективности;

• о необходимости построения эффективной системы коррекционно-педа-гогической работы, связанной с планированием, организацией и контролем образовательного процесса на основе рассмотрения дошкольной группы как

объекта управления, а ее носителей -детей дошкольного возраста - как субъектов управления, влияющих на эффективность реализации целей, задач и принципов, стратегий и методов развития их способностей и компетенций вместе с другими участниками данного процесса (родителями и педагогами) .

В соответствии с этими представлениями, концепция двухпрофильной профессиональной подготовки как концепция подготовки специалистов к управлению ресурсами дошкольной группы включает:

• комплекс методологических подходов к диагностике и развитию способностей, профилактике нарушений развития у детей дошкольного возраста, в том числе в условиях дефицитарности разных компонентов развития и наличия трудностей в освоении образовательной или адаптированной программы;

• формирование системы педагогической работы по развитию способностей дошкольников с нормальным и нарушенным развитием на основе функционально-структурной модели и организационно-методического подхода, позволяющего обеспечить единство, целостность и гибкость компонентов образовательного и коррекционно-педаго-гического процесса в условиях детского сада;

• разработку технологии управления качеством коррекционно-педагоги-ческого процесса, включая качество условий, процесса и результатов развития способностей у воспитанников с ОВЗ и оценку качества компенсации нарушений их развития и социальной адаптации, формирования оптимального социально-психологического климата в дошкольной группе и установление позитивных детско-родительских отношений

С точки зрения профессиональной подготовки в качестве теоретико-методологического основания разрабатываемой концепции нами выбраны системный,

интегративно-деятельностный и лич-ностно-ориентированный подходы [6; 7]:

• системный подход рассматривается нами как общенаучная основа формирования целостного педагогического знания интегрального специалиста, -процесс профессиональной подготовки предполагает выявление его составных элементов (личностный компонент, отражающий совокупность отношений и установок к профессиональной деятельности, детям и своему месту в мире, и профессиональный компонент, включающий деятельностный и технологический аспекты, овладение методиками социальной адаптации, воспитания и обучения детей с разными категориями ОВЗ и формирования оптимального социально-психологического климата в дошкольной группе), установление системообразующих факторов и связей между компонентами, определение функций системы в целом (управление ресурсами дошкольной группы и индивидуальными ресурсами конкретного ребенка и его семьи);

• интегративно-деятельностный подход предполагает освоение студентами комплекса общекультурных, профессиональных и педагогических компетенций, отражающих своеобразие трудовых функций и действий педагога дошкольного образования и учителя-дефектолога; понимание принципов нормативности и вариативности развития, алгоритмично-сти совместной деятельности с воспитанниками и одновременно необходимости выбора гибких средств для выражения постоянного и переменного в содержательной и операциональной сторонах деятельности;

• личностно-ориентированный подход признает необходимость одновременной реализации профессиональной образовательной программы и программы воспитания личности будущих профессионалов, формирования у них диспо-зиционно-устойчивых структур личности, позволяющих гибко ориентироваться и

действовать в условиях меняющейся образовательной и социальной среды, -его можно рассматривать как тактику, предполагающую выявление практических аспектов профессиональной подготовки универсальных специалистов, и стратегию интеграции практической и теоретической подготовки на основании совокупности научного опыта и механизмов устойчивого развития

Таким образом, концепция двухпро-фильной подготовки представляет собой сложную, целенаправленную, динамическую систему теоретико-методологических и методико-технологических компонентов целостного педагогического

знания, базирующуюся на системном, интегративно-деятельностном и лич-ностно-ориентированном подходах к освоению профессиональных функций и трудовых действий как педагога дошкольного образования, так и учителя-дефектолога, а также на смещении акцентов профессиональной подготовки с освоения отдельных компетенций на культивирование педагогической рефлексии и конструктивного диалогового стиля решения проблем воспитания и обучения детей с разными образовательными потребностями, формирования адаптивной образовательной и социальной среды дошкольной группы .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лубков А. В. Педагогическое образование России: современное состояние, опыт, проблемы и перспективы // Наука и школа. 2019. № 5. С. 41-49.

2. Микляева Н. В. Формирование образовательного пространства для детей с ОВЗ и инвалидностью: проблемы и пути решения // Инклюзия в образовании. 2019. Т. 4, № 3-4 (15-16). С. 22-29.

3. Алмазова А. А., Костенкова Ю. А., Яхнина Е. З. Совершенствование компетентностной модели бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 103110.

4. Алиева С. Ш. Интеграция научного знания и концепция устойчивого развития: дис. ... канд. филос. наук. М., 1998. 145 с.

5. Карпов А. В., Шадриков В. Д. Перспективы разработки интегральной концепции системогене-за деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль, 2018. Ч. 1. С. 16-22.

6. Качалов Д. В. Концепция формирования целостного педагогического знания у будущих учителей: моногр. М.: Академия Естествознания, 2010. 156 с.

7. Сластенин В. А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 1. С. 49-74.

REFERENCES

1. Lubkov A. V. Pedagogicheskoe obrazovanie Rossii: sovremennoe sostoyanie, opyt, problemy i perspektivy. Nauka i shkola. 2019, No. 5, pp. 41-49.

2. Miklyaeva N. V. Formirovanie obrazovatelnogo prostranstva dlya detey s OVZ i invalidnostyu: problemy i puti resheniya. Inklyuziya v obrazovanii. 2019, Vol. 4, No. 3-4 (15-16), pp. 22-29.

3. Almazova A. A., Kostenkova Yu. A., Yakhnina E. Z. Sovershenstvovanie kompetentnostnoy modeli bakalavra po napravleniyu „Spetsialnoe (defektologicheskoe) obrazovanie". Chelovek i obrazovanie. 2014, No. 1 (38), pp. 103-110.

4. Alieva S. Sh. Integratsiya nauchnogo znaniya i kontseptsiya ustoychivogo razvitiya. PhD dissertation (Philosophy). Moscow, 1998. 145 p.

5. Karpov A. V., Shadrikov V. D. Perspektivy razrabotki integralnoy kontseptsii sistemogeneza deyatelnosti. In: Povarenkov Yu. P. (ed.) Sistemogenez uchebnoy i professionalnoy deyatelnosti.

Proceedings of the VIII All-Russian scientific-practical conference. Yaroslavl, 2018. Part 1. Pp. 16-22.

6. Kachalov D. V. Kontseptsiya formirovaniya tselostnogo pedagogicheskogo znaniya u budushchikh uchiteley: monogr. Moscow: Akademiya Estestvoznaniya, 2010. 156 p.

7. Slastenin V. A. Lichnostno orientirovannye tekhnologii professionalno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2008, No. 1, pp. 49-74.

Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства, Московский педагогический государственный университет

e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Almazova Anna A., ScD in Education, Head of the Speech Therapy Department, Head, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University

e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Микляева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства, Московский педагогический государственный университет e-mail: nv.miklyaeva@mpgu.su

Miklyaeva Natalia V., PhD in Education, Professor, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: nv.miklyaeva@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 30.07.2021 The article was received on 30.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.