Научная статья на тему 'Концепция объективной журналистики в новых медиаусловиях'

Концепция объективной журналистики в новых медиаусловиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
506
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объективная журналистика / фрейминг / транспарентность. / objective journalism / framing / transparency.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киршин Борис Николаевич

Цифровая революция трансформирует не только средства массовой информации и информационные технологии, но и незыблемые прежде стандарты журналистики. В новых медиаусловиях, в частности, практически отвергаются концепция объективной журналистики и метод объективного представления информации, которые эффективно использовались мировой журналистикой в течение ста лет. В статье рассматриваются новые способы отражения действительности современными медиа: транспарентность и объективность, возникающие из совокупности субъективных мнений. Проанализировав их, автор приходит к выводу, что они смогут заменить традиционные инструменты, когда станут более технологичными и удобными для практического применения. Подтверждение он находит в истории прессы. Становление концепции объективной журналистики было обусловлено экономическими причинами: применяющая ее американская пресса была способна привлекать больше рекламы. Экономика новых медиа поможет освоить новые методы освещения происходящих событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF OBJECTIVE JOURNALISM IN THE NEW MEDIA CONDITIONS

The digital revolution is transforming not only the media and information technology, but also the previously unshakable standards of journalism. In the new media conditions, in particular, the concept of objective journalism and the method of objective presentation of information that have been effectively used by world journalism for a hundred years are practically rejected. The article discusses new ways of reflecting reality with modern media: transparency and objectivity arising from a combination of subjective opinions. After analyzing them, the author comes to the conclusion that they will be able to replace traditional tools when they become more technologically advanced and convenient for practical use. He finds confirmation in the history of the press. The formation of the concept of objective journalism was due to economic reasons: the American press using it was able to attract more advertising. The economy of new media will help to master new methods of covering current events.

Текст научной работы на тему «Концепция объективной журналистики в новых медиаусловиях»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

УДК 070

DOI 10.24411/2070-0695-2020-10119 Б. Н. Киршин

Челябинский государственный университет,

Челябинск

КОНЦЕПЦИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В НОВЫХ МЕДИАУСЛОВИЯХ

Цифровая революция трансформирует не только средства массовой информации и информационные технологии, но и незыблемые прежде стандарты журналистики. В новых медиаусловиях, в частности, практически отвергаются концепция объективного журналистики и метод объективного представления информации, которые эффективно использовались мирового журналистикой в течение ста лет. В статье рассматриваются новые способы отражения действительности современными медиа: транспарентность и объективность, возникающие из совокупности субъективных мнении. Проанализировав их, автор приходит к выводу, что они смогут заменить традиционные инструменты, когда станут более технологичными и удобными для практического применения. Подтверждение он находит в истории прессы. Становление концепции объективной журналистики было обусловлено экономическими причинами: применяющая ее американская пресса была способна привлекать больше рекламы. Экономика новых медиа поможет освоить новые методы освещения происходящих событии.

Ключевые слова: объективная журналистика, фрейминг, транспарентность.

Почти сто лет объективность остается основным принципом журналистики. Его неизменно упоминают практически все профессиональные кодексы, имея в виду точное, достоверное и правдивое освещение событий. И все это время важнейший профессиональный стандарт подвергается сомнению и серьезной критике. Приведем несколько примеров из отечественной медиасферы, иллюстрирующих различные аспекты до сих пор неутихающей дискуссии.

Э. Муртазин, отмечая, что журналистика - это практически всегда «попытка привязать информацию к системе координат, в которой живет как журналист, так и его читатель», отсылает нас к теории новостного фрейминга [5]. Различные определения этого понятия неизменно указывают на присущую ему интерпретативность информации. Так, Н. Ф. Пономарев [7] определяет «фрейминг новостей как сортировку, преувеличение или преуменьшение элементов изображенной реальности, чтобы сделать их более или менее выпуклыми». Такое понимание журналистики действительно исключает объективность. Э. Муртазин справедливо замечает, что это «вещь относительная, и она зависит от страны, времени и места» [5].

М. Яковлева [8] считает, что принцип объективности журналистика заимствует у науки, она так же, как и наука, ориентирована на поиск истины с ее дальнейшим использованием в практических целях (удовлетворение информационных потребностей аудитории). Однако постмодернизм и парадоксы квантовой физики ставят под сомнение идею объективности в самой науке, «поскольку выяснилось, что описать действительность "такой, как она есть", весьма сложно, а в некоторых случаях - и просто невозможно». Исходя из этого, М. Яковлева делает вывод: «Объективная журналистика в этом ключе еще менее возможна». Более того, использование концепции объективной журналистики, по ее мнению, способствует манипуляции аудиторией. Поэтому она предлагает заменить ее концепцией реальной журналистики, намечая ее основные контуры.

Данные примеры на отечественном материале подтверждают точку зрения подавляющего большинства представителей мировой науки о журналистике, которая сводится к тому, что полная объективность в данном случае невозможна. Однако возможен и в творческой практике средств массовой информации активно применяется объективный «метод и стиль представления информации» [3. С. 188]. Как отмечает Б. Лозовский, он «исключает эмоции, отделяет факты

Znak: ргоЫетпое рок тесНаоЬгагоуапуа. 2020. № 1 (35)

от мнений, беспристрастно описывает, обеспечивает точность сведений и сбалансированность мнений, представляет конкурирующие точки зрения с тщательным использованием знаков цитирования, излагает информацию в разумной последовательности» [4. С. 68]. Такой подход к подготовке, проверке и подаче информации помогает журналистам правдиво освещать события общественной жизни, формулировать взвешенные оценки, представлять непредвзятые комментарии.

Однако цифровые информационные технологии обрушивают и этот, судя по всему, последний рубеж объективной журналистики. Об отказе от концепции объективности издатели и медиаисследователи стали задумываться под натиском Интернета, гарантирующего публике более комфортный доступ к разнообразным материалам и многообещающую интерактивность. В борьбе за внимание аудитории они решили вместо характерных для объективной манеры бесстрастных, размеренных и спокойных текстов обратиться к текстам, насыщенным крайними точками зрения, эмоциональными аргументами, яркими оценками.

Отказ от объективности при этом, по мнению медиаисследователей, компенсируется транспарентностью. Р. Алвес говорит, что «объективность - журналистская ценность прошлой эпохи. В цифровую эпоху ее место занимает транспарентность» [1]. Она должна обеспечивать аудитории понимание природы пристрастности журналиста, оснований выбора односторонних аргументов и оценок. Как полагает Г. Оунс [6], журналисту надо быть не объективным, а «порядочным, честным, непредвзятым и аккуратным». Считается, что названных условий достаточно для того, чтобы представить аудитории картину событий приемлемого качества.

К сожалению, реализация концепции транспарентности не столь технологична, как давно сложившаяся в зарубежной, в частности, американской, прессе практика использования метода объективного представления информации. Возможно, со временем эта проблема будет решена.

Существует еще один путь преодоления традиционного представления об объективности. Наиболее ярко и обоснованно его представляет А. Архангельский [2]. «Понятие «объективность прессы», считает он, складывается из совокупности субъективных, принципиально разных мнений; из наличия принципиально разных журналов, газет, телеканалов». Откровенно субъективным материалам публицист доверяет больше, чем объективно поданным, потому что журналист в этом случае не скрывает своих симпатий и антипатий, он честен с читателем. По его мнению, «субъективная журналистика сегодня и является самой объективной из всех».

Автор предлагает конкретный способ достижения объективной картины происходящего: «посмотри десять - двадцать разных газет, журналов, телепрограмм - и составь свое объективное мнение». Безусловно, верный и простой, на первый взгляд, способ вряд ли однако будет эффективен в реальной практике медиапотребления. Упорный исследователь может последовать этому совету и добиться желаемого результата. Обычный же читатель, как правило, пробегающий по заголовкам новостей, выхватывающий из текстов специально выделенные цитаты, предпочитающий бегло просматривать иллюстрации, вряд ли будет настолько последователен, чтобы внимательно познакомиться со значительным массивом информации и извлечь из нее новый смысл. Объективная картина происходящего для него, скорее всего, останется недостижимой.

Невозможность полноценной замены метода объективного представления информации не означает его незыблемость и непогрешимость. Следует вспомнить, что появление концепции объективной журналистики почти век назад было обусловлено стремлением американских издателей максимизировать продажи рекламы и прибыль газетного бизнеса. Они на практике убедились, что беспристрастную, объективную газету, в отличие, скажем, от партийной, приобретают и выписывают гораздо больше читателей. Соответственно, у нее больше доходы и все связанные с ними показатели. Так концепция объективной прессы стала господствующей в теории и практике журналистики.

Снижение ее экономической эффективности является, видимо, главной причиной отказа от практики объективного информирования аудитории. Идет поиск более эффективных моделей, и они будут найдены, обретут технологичные, удобные для практического применения механизмы реализации и станут надежным средством решения экономических проблем новых медиа.

Список литературы

1. Алвес Р. Доклад на медиафоруме MDLF. Братислава, 2010.

2. Архангельский А. Два мифа о журналистике // Взгляд. Деловая газета. 2008. 7 апр. URL: https://vz.rU/columns/2008/4/7/157665.html (дата обращения 03.02.2020).

3. Дэннис Эверет, Мэррилл Джон. Беседы о масс-медиа. Российско-американский информационный пресс-центр. Изд-во «Вагриус». М.: Вагриус, 1997. 384 с.

4. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 2004. 288 с.

5. Муртазин Э. Объективная журналистика - миф, устраивающий всех // Частный корреспондент. 2015. 4 марта. URL: www.chaskor.ru/article/obektivnost_zhumalistiki_-_mif_ ustraivayushchii_vseh_37773 (дата обращения 03.02.2020).

6. Оунс Говард. 10 вещей, которые можно сделать, чтобы изобрести журналистику заново. Перевод Оксаны Силантьевой. URL: www.howardowens.com/2008 (дата обращения 03.02.2020).

7. Пономарев Н. Ф. Стратегии и технологии медиалегитимации власти: монография. Пермь: Перм. Гос. ун-т., 2010. 192 с.

8. Яковлева М. Г. Объективное & реальное: критические замечания к концепции объективной журналистики // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2208 (дата обращения 03.02.2020).

CONCEPT OF OBJECTIVE JOURNALISM IN THE NEW MEDIA CONDITIONS

Kir shin B.N., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, bnknews@yandex.ru

The digital revolution is transforming not only the media and information technology, but also the previously unshakable standards of journalism. In the new media conditions, in particular the concept of objective journalism and the method of objective presentation of information that have been effectively used by world journalism for a hundred years are practically rejected. The article discusses new ways of reflecting reality with modern media: transparency and objectivity arising from a combination of subjective opinions. After analyzing them, the author comes to the conclusion that they will be able to replace traditional tools when they become more technologically advanced and convenient for practical use. He finds confirmation in the history of the press. The formation of the concept ofobjective journalism was due to economic reasons: the American press using it was able to attract more advertising. The economy of new media will help to master new methods of covering current events.

Keywords: objective journalism, framing, transparency.

References

1. Alves, R. (2010). Doklad na mediaforume MDLF [Report on the MDLF Media Forum], Bratislava. (In Russ.).

2. Arkhangcl'skiy. A. (2008). Dva mifa о zhurnalistike [Two myths about journalism], Vzglyad. Delovaya gazeta [Look. Business newspaper], available at: https://vz.ru/columns/2008/4/7/157665.html (accessed: 03.02.2020). (In Russ.).

3. Dennis, Everett & Merrill, John. (1997). Besedv о mass-media. Rossiysko-amerikanskiy informatsionnvy press-tsentr [Conversations about the mass media. Russian-American Information Press Center], Moscow, Vagrius. 384 p. (In Russ.).

4. Lozovsky, B. N. (2004). Zhurnalistika: kratkiy slovar' [Journalism: a concise dictionary], Ekaterinburg, Publishing House Ural. University. 288 p. (In Russ.).

5. Murtazin, E. (2015). Ob'cktivnaya zhurnalistika - mif, ustraivayushchiy vsekh [Objective journalism - a myth that suits everyone]. Private correspondent [Chastnyy korrespondent], available at: www.chaskor.ru/article/obektivnost_zhurnalistiki_-_mif_ustraivayushchii_vseh_37773 (accessed: 03.02.2020). (In Russ.).

Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35)

6. Ouns, Howard. (2008). 10 veshchey, kotorye mozhno sdelat', chtoby izobresti zhnrnalistikn zcmovo. Perevod Okscmv Silant'evoy [10 things you can do to reinvent journalism. Translation by Oksana Silantieva], available at: www.howardowens.com/2008 (accessed: 03.02.2020). (In Russ.).

7. Ponomarev,N. F. (2010). Strategiii tekhnologiimedicdegitimatsiivlasti: monografiva [Strategies and technologies of media legitimation of power: monograph]. Perm, Perm. Gos. un-t. 192 p. (In Russ.).

8. Yakovleva, M. G. (2016). Ob' cktivnoc & геаГпое: kriticheskie zamechaniya к kontseptsii ob'cktivnoy zhurnalistiki [Objective & real: criticisms ofthe concept of objective journalism] .Mediaskop [MediaScope], Issue 4, available at: http://www.mediascope.ru/2208 (accessed: 03.02.2020). (In Russ.).

Киршин Борис Николаевич - кандидат филологических наук, декан факультета журналистики, Челябинский государственный университет.

bnknews@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Киршин Б. Н. Концепция объективной журналистики в новых медиаусловиях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 147-150. DOI: 10.24411/2070-0695-202010119.

Kirshin В. N. Concept of objective journalism in the new media conditions // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 147-150. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.