УДК 070
DOI 10.24411/2070-0695-2020-10111 A. M. Горбачев
Северо-Кавказский федеральный университет,
Ставрополь О. А. Петренко Северо-Кавказский федеральный университет,
Ставрополь
ГЕОВИЗУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СОЗДАНИИ ЖУРНАЛИСТСКОГО НАРРАТИВА (НА МАТЕРИАЛАХ ГРАФИЧЕСКОГО БЮРО ИНФОРМАЦИОННОГО
АГЕНТСТВА REUTERS)
В статье рассматривается феномен геовизуализации в современного журналистике. Охарактеризован картографическиft инструментарий и приведены разные сценарии использовании карт в медиа. Особое внимание уделяется гибридного разновидности визуализации - «геовизуальной истории ». Автор предлагает определение понятия «геовизуальная история », выделяет ключевые средства создания повествования (наррации) - пространственный и временной планы. Эмпирического базой послужили визуальные истории, основанные на данных графического бюро информационного агентства Reuters. Анализ журналистского нарратива позволил увидеть особенности организации хронотопа в геовизуальных историях.
Ключевые слова: геоинфографика, геовизуализация, визуальный нарратив, визуальная история, картирование, Reuters, хронотоп, data-журналистика
Географическая карта является и наглядным изображением места, и одновременно способом нашего восприятия мира. Карта моделирует образ пространства, показывает объекты и явления -«от геологии до идеологии». Для журналистики карты стали мощным средством визуализации. В каком-то смысле журналистское картирование стоит «на плечах» известной карты английского врача Джона Сноу, которая позволила предотвратить распространение холеры в Лондоне и подтвердила научную гипотезу о способе распространения инфекции. Создание видимой и понятной модели пространства, возможности анализа делают карту одним из основных инструментов визуальной журналистики. Тематические карты из разряда иллюстративного материала, дополняющего или поясняющего текст, в современной журналистике трансформировались в самостоятельный визуальный жанр - медийную геоинфографику. Термин «геоинфографика» введен в научный обиход сравнительно недавно. Главной чертой этой разновидности медиаинфографики как графического способа передачи информации [4; 7] является наличие карт, снимков пространства, любых картоподобных изображений [5]. Обладая высоким потенциалом для визуализации, медийная геоинфографика тем не менее является одним из многих способов визуализации. Так, например, в перечне средств визуализации информации А. А. Градюшко приводит фотографию, видеосюжеты, инфографику, применительно к социальным медиа - анимированные фотографии, мемы, десятисекундные зацикленные видео -коубы, выделяет и гибридные способы, к которым наряду с мультимедийными статьями относит использование интерактивных карт [3].
По наблюдению С. И. Симаковой, «визуализация изменяет традиционную журналистику, вооружая ее новыми возможностями и инструментами представления данных» [6. С. 92]. Для геовизуализации медиа используют цифровые инструменты геоинформатики -кроссплатформенную геоинформационную систему QGIS, специализированные картографические онлайн-сервисы, ориентированные на анализ (carto.com, kepler.gl), дизайн (mapbox.com) пространственной информации; инструменты и шаблоны для цифрового повествования с помощью пользовательских карт - Storymap.js, Odyssey.js, ArcGIS Story Maps и др. Google News Initiative Training Center разработал для журналистов онлайн-курс по картографии, демонстрирующий возможности Google Maps для картографической визуализации.
Разнообразие, доступность, простота цифровых картографических инструментов, которые могут использовать и крупные общенациональные редакции уровня The New York Times, и небольшие редакционные коллективы делает практику геовизуализации привычной и общепринятой. Интернет-издания используют карты как:
- самостоятельный жанр,
- иллюстрацию для новости, элемент (гео)инфографики,
- основу для линейного пространственного повествования в соответствии с цифровым шаблоном,
- перформативный способ взаимодействия издания и аудитории [1. С. 152-153].
Вместе с тем флагманы медиа расширяют сценарии применения геовизуализации. Для этого
экспериментируют с новыми формами, которые одновременно позволяют наиболее точно решить творческую задачу, презентовать большие объемы информации, удовлетворить запрос визуально ориентированной аудитории, обладают максимальным вовлечением.
В нашем исследовании мы поставили цель - рассмотреть геовизуализацию как вариант «визуальной истории» и охарактеризовать специфические средства создания визуального повествования, или визуального нарратива, в ней.
Эмпирической базой для анализа послужили материалы графической команды международного информационного агентства «Рейтер», которая создает ежегодную подборку лучших, по мнению коллектива, визуальных историй. Отметим, что работы Reuters Graphics неоднократно были представлены на международном конкурсе Data Journalism Awards, что свидетельствует об эталонном характере материалов. Так как исследование сосредоточено только на геовизуализации, то из ежегодных выпусков 2017-2019 годов были отобраны материалы с этим графическим компонентом. Количество материалов с геовизуализацией убеждает в устойчивости тенденции использования картирования. Так, например, из 48 материалов 2017 года 24 содержали карту. На следующем этапе были выделены материалы, в которых геовизуализация является основой повествования.
Следует уточнить ключевое понятие «геовизуальная история», которое в силу своей новизны требует объяснения. Это термин-гибрид, возникший на стыке теории геоизображений (сфера географии) и теории повествования (сфера гуманитаристики). Если теория геоизображений подробна разработана и описана [2], то научная трактовка «визуальной истории» в современных исследованиях неоднозначна. Одни исследователи сужают содержание этого понятия, связывают его с презентацией результатов дата-журналистики: визуальная история включает в себя конкретные факты, подкрепленные данными; большинство частей истории визуализируются для поддержки одного или нескольких предполагаемых сообщений. Визуализация включает аннотации (метки, указатели, текст и т. д.), чтобы избежать двусмысленности, а логика сюжета поддерживает коммуникативную цель автора, который может выполнять различные функции -от просвещения до убеждения [11; 12; 13; 15]. В другом научном подходе сделан акцент на целостности визуальной истории как концептуальном единстве темы, цели материала, объекта отображения. Среди характерных черт автор называет: точную передачу сущности идеи; понятную наглядную форму представления; использование общеизвестных образов и отсутствие лишних ассоциаций; привлечение большого объема данных; конкретность в деталях; апелляцию к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор [8].
Вместе с тем и к другим журналистским жанрам и - более того - другим социальным сферам (медицина, спорт, образование и т. д.) этот термин может быть применен. «История» в широком смысле обозначает последовательность событий. Если в истории превалирует визуальная информация, то она становится «визуальной историей».
В рамках нашего исследования понятие «история» мы будем использовать с позиций нарратологии. При таком подходе «история» синонимична повествованию, или нарративу. Нарративная модель, описанная В. Шмидтом (событие - история - наррация - презентация наррации) применительно к художественным произведениям [9. С. 88-103], может быть использована и для анализа «геовизуальных историй».
По нашему мнению, визуальная история является журналистским нарративом, т. е. таким креолизованным текстом, в котором вербальный (текст) и невербальный (видео, аудио) слои
образуют целостное интермедиальное повествование о социально значимых событиях, медиаперсонажах, действиях. Одной из ключевых характеристик визуальной истории является выраженная нарративная структура, созданная при помощи специфических средств наррации -пространства и времени, которые создают хронотоп (пространственно-временной континуум) пове ствования.
Пространство и время в геовизуальной истории репрезентируются и на вербальном, и на визуальном уровнях. Визуализация, хотя и создает образ пространства, не является автосемантичной. Она позволяет оценить масштаб события, увидеть процесс (если используется анимация времени) или ситуацию с разных точек зрения. Однако смыслы возникают уже из соединения текста и визуального ряда. Журналистский текст, даже состоящий из аннотаций или коротких пояснений, выполняет своеобразную роль «ключа к прочтению» визуализаций.
Рассмотрим ключевые средства наррации визуальной истории.
Пространство. Визуальный слой геовизуальной истории может быть гомогенным, т. е. однородным по своему составу, и непрерывным. Читатель перемещается по одной тематической картограмме. Элементами, организующими повествование, являются анимированные, появляющиеся при скролле, аннотации. Они содержат указание на место, фактографическую информацию и т. д. Выстроенные в определенной последовательности, аннотации создают сюжет истории. Аналогом для журналистов был онлайн-инструмент лаборатории Knight Lab -Gigapixel (StoryMap для изображений). «Путешествие» осуществлялось по одному гомогенному изображению при помощи эффекта зуммирования иллюстрации. Последовательность движения задавали интерактивные метки с закрепленным дополнительным мультимедийным контентом.
В гомогенной геовизуальной истории средством управления повествования является вертикальный или горизонтальный скроллинг, совмещенный с движением («облетом») по картографическому изображению. Именно такой пример пространства и управления им представлен в геовизуальных историях о масштабных лесных пожарах в Австралии, вынудивших эвакуироваться жителей австралийских штатов, «Леса в огне» (https://graphics. reuters.com/AUSTRALIA-BUSHFIRES-SATELLITEIMAGES/0100B4R62Hl/index.html), «Опустошенное восточное побережье» (https://graphics.reuters.com/AUSTRALIA-BUSHFIRES-МАР/0100B4TW2NK/index.html) и др. См. рисунок 1.
A devastated east coast
......... * ■
Рис. 1. Пример гомогенного геовизуального нарратива. Скриншоты четырех последовательных «визуальных» экранов материала «Опустошенное восточное побережье». Пространство создано при помощи одного геоизображения, по которому пользователь перемещается при помощи вертикального скролла
Для усложнения наррации при гомогенном варианте хронотопа может использоваться эффект зуммирования, приближающий или, напротив, отдаляющий объекты на карте. Такое движение подобно волновому движению, как, например, в визуальной истории про туристический и одновременно весьма военизированной город Северной Кореи - «Вонсан. Где туризм встречается с танками» (http://fingfe.thomsonreuters.com/gfx/rngs/NORTHKOREATOURISM/0100516J2NK/ index.html).
Другой вариант геовизуального повествования можно определить как гетерогенный, т. е. разнородный. Визуальный нарратив создается из картограмм различных видов. Для понимания возможностей картирования достаточно увидеть визуальный словарь Financial Times, содержащий восемь видов картограмм или предлагающий уже двенадцать картографических визуализаций DataViz-справочник (https://datavizproject.com/shape/map/). Гетерогенность нарратива создается и за счет композиционного соединения картограмм с любыми другими геоизображениями: аэрофотоснимками, спутниковыми фотографиями, видео и фото пространств.
В таком варианте часто используется «триггерный» (анг. trigger - спусковой крючок, спусковой механизм) сторителлинг, запускающий с каждым новым визуальным экраном какое-либо действие, например, анимацию. Такой вид повествования использован в материале «Как Муссон может опустошить лагеря рохинджа» (https://graphics.reuters.com/MYANMAR-ROHINGYA/010062VK4VN/index.html). Анимация геоизображений визуализирует масштабы надвигающейся катастрофы для тысяч беженцев рохинджа во временных лагерях. См. рисунок 2 и 3.
Рис. 2. Слева направо. Аэрофотоснимок лагеря беженцев. При скролле изменяется ракурс геоизображения и пространство с палатками беженцев заполняется водой
Рис. 3. Слева направо. Картограмма с изображением палаток беженцев. При скролле заменяется геоизображением и контрастным цветом обозначаются оползневые склоны, опасные для беженцев
Пространственная точка зрения присутствует и в вербальном слое. Так, изображение нельзя считать автосемантичным (т. е. самопонятным), текстовые сообщения поясняют иллюстрации и структурируют пространство. Между визуальным и вербальным уровнями связь осуществляется по принципу смежности текста и изображения при помощи дейктических (указательных) слов
и слов, имеющих семантику пространства. Приведем примеры из материала «Последний оплот. Сирийцы на границе ждут горького конца войны» (https://graphics.reuters.com/SYRIA-SECURITY-ЖЖТН\УЕ8Т/0100В251105/тёех.^ш1). См. рисунок 4.
«Сотни тысяч людей бежали к границе с Турцией и теперь оказались в ловушке между насилием и бетонной пограничной стеной».
Пояснение: высказывание «в ловушке между насилием и бетонной пограничной стеной», имеющее контекстуально пространственное значение, задает интерпретацию геовизуализации, которая обозначает это место на карте государства.
Сады сгорели дотла. В некоторых небольших районах было сожжено более 30% пахотных земель. Для районов, сильно зависящих от сельского хозяйства, это опустошение будет иметь последствия как краткосрочные, так и долгосрочные. Пояснение: слова с семантикой места - «сады сгорели», «сожжено более 30% пахотных земель» - коррелируют со спутниковым снимком выгоревшей территории.
Рис. 4. Последний оплот. Сирийцы на границе ждут горького конца войны
Время геовизуальной истории. По изображению времени геовизуальная история может быть обращена к прошлому, настоящему и будущему. Событие - это то, что уже произошло, поэтому, к примеру, журналистское расследование будет выяснять причины, анализируя материалы, действия, которые уже случились. Настоящее время характерно для репортажей. Будущее - это всегда попытка предвидеть, предсказать возможное развитие ситуации. В аннотации к конкурсным проектам Reuters для Data Journalism Awards акцент также сделан на времени: «Помимо ответа в реальном времени, графическая команда стремится запечатлеть более широкую картину и возможные последующие эффекты, чтобы производить своевременные резервные фрагменты, которые исследуют более широкие последствия или потенциальные направления истории, такие как наша беспрецедентная оценка ситуации в материале "Как муссон может разрушить лагеря рохинджа". Агентства по оказанию помощи опасались, что сезон муссонов поставит под угрозу тысячи беженцев, забитых в хрупкие хижины на грязных склонах холмов. Они были правы» [14].
Время органами чувств не воспринимается, в отличие от пространства, которое доступно восприятию. Осложняется это еще и изменчивыми моделями времени. Какими средствами передается время в геовизуальных историях? Визуальными средствами, как правило, являются серии разновременных снимков географического или урбанистического пространства, анимированные картограммы. На вербальном уровне истории - это отметки времени, а также слова с семантикой времени, например: ночь, день, утро, часы и минуты, сегодня, завтра и т. д.
Обратимся к материалу «Окно в смертельно загрязненный Дели» (https://graphics.reuters. com/INDIA-POLLUTION/01008173281/index.html), который рассказывает о качестве воздуха в индийской столице. Время повествования - двухмесячный отрезок (ноябрь - декабрь), именно столько журналисты Reuters при помощи камеры проводили видеомониторинг воздуха в 20-миллионном городе.
Анимированное слайд-шоу из фотографий городского пространства, сделанных в разные промежутки времени, сопровождаются аннотациями, фиксирующими время, например:
Это полночь в центре Дели. На уровне около 200 микрограммов на кубический метр, РМ 2,5 является высоким, но все не так плохо по стандартам Дели.
Перенесемся на пару часов вперед, и город проснется под покровом дымки.
Солнце помогает очистить воздух с приближением полудня и т. д.
Рис. 5. Окно в смертельно загрязненный Дели
От визуальных и языковых способов выражения времени зависит преобладание динамики или статики, иными словами, замедление или уже убыстрение времени в геовизуальной истории. Например, материал «Shrouded in smoke as Indonesia burns again» открывает анимированная почасовая карта, показывающая скопление и движение дыма - «Индонезийские фермеры снова сжигают огромные участки леса и торфяников, создавая одеяло дыма, которое затуманивает небо над большими частями региона» (https://graphics.reuters.com/SOUTHEASTASIA-HAZE/0100B2B91DS/index.html). Время здесь «живое» и динамичное, анимированный таймер сопровождает быстрое развитие кризисной ситуации.
Рис. 6. Скриншот анимированных спутниковых снимков из материала «Shrouded in smoke as
Indonesia burns again»
Следующий визуальный экран с картограммой участков, на которых возникли пожары, уже передает время статичное.
Эта карта показывает «горячие точки» пожара, обнаруженные в этом районе в течение недели с 8 по 15 сентября.
Рис. 7. Картограмма участков, на которых возникли пожары «Shrouded in smoke as Indonesia burns again»
Хронотоп геовизуальной истории обладает иммерсивным, или вовлекающим, свойством. Интерактивный скроллинг создает иллюзию контроля читателя над историей, который может перемещаться по сюжету вперед или назад. В отличие от просмотра видео, читатель продолжает активно «контактировать» с историей, управлять триггерами либо, в зависимости от формы репрезентации, использовать элементы навигации [10].
Анализ мультимедийных материалов, в основе которых использована геовизуальная истории, позволил охарактеризовать специфические средства создания визуального повествования. Геовизуализация в таком варианте перестает выполнять функцию иллюстрирования, она наряду с текстом организует нарратив. Если визуализации создают графический образ пространства, то журналистский текст, даже состоящий из аннотаций или коротких пояснений, выполняет своеобразную роль «легенды» или интерпретатора этого образа. Но следует учитывать и «двойное» моделирование в геовизуальной истории: геовизуализация - это модель пространства, а геовизуальная история - модель события, использующая образный потенциал карт. Ключевые категории нарратива - пространство и время - имеют свои характеристики: пространство может быть гомогенным и гетерогенным, время - статичным и динамичным. В интерактивной геовизуальной истории пользователь получает инструмент управления повествованием. Дальнейшее изучение геовизуализации позволит систематизировать передовой опыт в медиаиндустрии, осмыслить векторы развития визуальной журналистики.
Список литературы
1. Белая О. П., Горбачев А. М. Компетентностная модель подготовки специалиста для геовизуальной журналистики // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. №2(65). С. 151-156.
2. Берлянт А. М. Теория геоизображений. М.: ГЕОС, 2006. 262 с.
3. Градюшко А. А. Белорусская интернет-журналистика в условиях «визуального поворота» // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород, 2016. С. 224-230.
4. Лайкова Я. В. Инфографика в СМИ разного типа // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2014. № 4. С. 41-53.
5. Серапинас Б. Б., Прохорова Е. А. Геоинфографика как современное направление геовизуализации в обучении студентов-картографов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2015. №5. С. 94-99.
6. Симакова С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С.91-99.
7. Симакова С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 13-25
8. Шевченко В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) //Журналистский ежегодник. 2013. № 2. Часть 2. С. 48- 51.
9. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
10. Amabili Lorenzo. From Storytelling To Scrollytelling: A Short Introduction and Beyond // Medium. Aug 22, 2019. URL: https://medium.com/nightingale/from-storytelling-to-scrollytelling-a-short-introduction-and-beyond-fbda32066964 (дата обращения: 18.01.2020).
11. Dykes Brent. Why Data Storytellers Will Define The Next Decade Of Data // Forbes, Ian 22, 2020, https://www.forbes.com/sites/brentdykes/2020/01/22/why-data-storytellers-will-define-the-next-decade-of-data/#4d84746624fb (дата обращения: 22.01.2020)"
12. Hullman lessica, Drucker Steven, Riche Nathalie Henry, Lee Bongshin, Fisher Danyel, Adar Eytan. A Deeper Understanding of Sequence in Narrative Visualization // IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics. Volume: 19, Issue 12, Dec. 2013, pp. 2406-2415.
13. Lee Bongshin, Riche Nathalie Henry, Isenberg Petra, Carpendale Sheelagh. More than Telling a Story: A Closer Look at the Process of Transforming Data into Visually Shared Stories // IEEE Computer Graphics and Applications, Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2015, 35 (5), pp. 84-90.
14. Reuters Graphics: Project description. URL: https://datajournalismawards.org/projects/reuters-graphics-team/ (дата обращения: 18.01.2020).
15. Segel Edward, Heer leffrey. Narrative visualization: Telling stories with data// IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, 16 (March), 2010. Pp. 1139-1148.
GEOVISUALIZATION AND ITS OPPORTUNITIES FOR CREATING A JOURNALISTIC NARRATIVE (ON THE MATERIALS OF THE GRAPHICAL OFFICE OF THE REUTERS
INFORMATION AGENCY)
Gorbachev A.M., North Caucasus Federal University, Stavropol drongg77(a),mail.rii Petrenko O.A., North Caucasus Federal University, Stavropol petr_ol79(a)mail.rii
The article considers the phenomenon of geovisualization in modern journalism. Cartographic tools are characterized and various scenarios of using maps in media are given. Particular attention is paid to the hybrid variety of visualization - "geovisnal history". The empirical base was visual stories based on data from the graphic bureau of the Renters news agency for 2017-2019. The author offers a definition of the concept of "geovisnal history ", highlights the key means of creating a narrative (narration) - spatial and temporal plans. An analysis ofiournalistic narrative allowed lis to see the features of the organization of the chronotope in geovisnal stories. The key categories of narrative - space and time have their own characteristics: space can be homogeneous and heterogeneous, time - static and dynamic. Further study ofgeovisualization will allow lis to comprehend the development vectors of visual journalism.
Key words: geoinfographic, geovisualization, visual narrative, visual history, cartography, Reuters, chronotope, datajournalism.
References
1. Belaja, O. P. & Gorbachev, A. M. (2018). Kompetentnostnaja model" podgotovki specialista dlja geovizual'noj zhurnalistiki [Competency-based training model for geovisual journalism], Vestnik Severo-Kavkazskogo federalnogo universiteta [Bulletin of the North Caucasus Federal University], 2 (65), pp. 151-156. (In Russ.).
2. Berlyant, A. M. (2006). Teoriva geoizobrazhenii [Theory of Geoimages]. M., GEOS. 262 p. (In Russ.).
3. Gradyushko, A. A. (2016). Belorusskaja internet-zhurnalistika v uslovijah «vizual'nogo povorota» [Belarusian Internet lournalism in Conditions of "Visual Turn"]. Diskurs sovremennykh mass-media v perspektive teorii, sotsial 'nov praktiki i obrazovaniya : sb. nauch. rabot / pod red. E. A. Kozhemyakina, A. V. Polonskogo [The discourse of modern media in the perspective of theory, social practice and education: Sat. scientific works / ed. E. A. Kozhemyakina, A. V. Polonsky]. Belgorod, pp. 224-230. (In Russ.).
4. Laikova, Ya. V. (2014). Infografika v SMI raznogo tipa [Infographics in the media of different types]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriva 10 [Bulletin of Moscow University. Series 10]. 4, pp. 41-53. (InRuss.)
5. Serapinas, В. В., Prokhorova, E. A. (2015). Geoinfografika как sovremennoe napravlenie geovizualizatsii v obuchenii studentov-kartografov [Geoinfographics as a Modern Direction of Geovisualization in the Education of Mapping Students]. Vestn. Mosk. un-ta [Bulletin of Moscow University], Ser. 5, Geografiya, 5, pp. 94-99. (In Russ.).
6. Simakova, S. I. (2017). Instrumenty vizualizatsii informatsii v SMI: infografika [Tools for visualizing information in the media: infographics]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskiye nauki [Bulletin of Chelyabinsk State University. Philological Sciences], Chelyabinsk, 6 (402). pp. 91-99. (In Russ.).
7. Simakova, S. I. &Fedotovsky, V. V. (2016). Infografika: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye [Infographics: past, present, future]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of mediaeducation], Chelyabinsk, 3 (20), pp. 13-25. (In Russ.)
8. Shevchenko, V. Je. (2013). Vizual'naja istorija как novyj vid zhurnalistskogo soobshhenija (na primere ukrainskih zhurnalov) [Visual history as a new kind of journalistic communication (on the example of Ukrainian magazines)]. Zhurnalistskij ezhegodnik [Journalistic Yearbook], 2, Chast' 2, pp. 48-51. (InRuss.)
9. Shmid, B. (2003). Narratologija [Narratology]. M., Jazyki slavjanskoj kul'tury 312 p. (In Russ.)
10.Amabili, Lorenzo. (2019). From Storytelling To Scrollytelling: A Short Introduction and Beyond. Medium, available at: https://medium.com/nightingale/from-storytelling-to-scrollytelling-a-short-introduction-and-beyond-fbda32066964 (accessed 18.01.2020).
11.Dykes, Brent. (2020). Why Data Storytellers Will Define The Next Decade Of Data. Forbes, available at: https://www.forbes.eom/sites/brentdykes/2020/01/22/why-data-storytellers-will-define-the-next-decade-of-data/#4d84746624fb (accessed: 22.01.2020).
12.Hullman, Jessica, Drucker, Steven, Riche, Nathalie Henry, Lee, Bongshin, Fisher, Danyel & Adar, Eytan. (2013). A Deeper Understanding of Sequence in Narrative Visualization. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, Volume 19, Issue 12, pp. 2406-2415.
13.Lee, Bongshin, Riche, Nathalie Henry, Isenberg, Petra & Carpendale, Sheelagh. (2015). More than Telling a Story: A Closer Look at the Process of Transforming Data into Visually Shared Stories. IEEE Computer Graphics and Applications, Institute of Electrical and Electronics Engineers, 35 (5), pp. 84-90.
14.Reuters Graphics: Project description, available at: https://datajournalismawards.org/projects/ reuters-graphics-team/ (accessed 18.01.2020).
15.Segel, Edward & Heer, Jeffrey. (2010). Narrative visualization: Telling stories with data. IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics, pp. 1139-1148.
Горбачев Андрей Михайлович - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет.
drong77@mail.ru
Петренко Олег Андреевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, Северо-Кавказский федеральный университет.
petr_ol79@mail.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Горбачев А. М., Петренко О. А. Геовизуализация и ее возможности в создании журналистского нарратива (на материалах графического бюро информационного агентства Reuters) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 86-94. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10111.
Gorbachev А. М., Petrenko О. A. Geovisualization and its opportunities for creating a journalistic narrative (on the materials of the graphical office of the Reuters information agency) //Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 86-94. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10111.