Д.Р. Манушакова
КОНЦЕПЦИЯ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ Л.А. ТИХОМИРОВА
В статье предпринята попытка философского и теоретико-правового анализа доктрины монархической государственности Л.А. Тихомирова как важнейшего достижения русской философии права. Сферой исследовательских интересов для ученого стала русская историческая государственность, монархическая верховная власть в ее идее, государственно-правовом «логосе», специфика правовой сферы и регуляции именно в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, вероисповедным началам России.
Ключевые слова: российская государственность, монархическая государственность, верховная власть, российское самодержавие, истинная монархия.
...Идея монархической верховной власти состоит не в том, чтобы выражать собственную волю монарха, основанную на мнении нации, а в том, чтобы выражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы и хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей собственной идеи. Л.А. Тихомиров
Доктрина монархической государственности Льва Александровича Тихомирова (1852-1923 гг.) принадлежит к числу выдающихся феноменов русской юридической науки, философско- и теоретикоправовой мысли и является примером глубокого правового, философского и исторического анализа проблем государства и права.
Сферой исследовательских интересов для ученого стала русская историческая государственность, монархическая верховная власть в ее идее, государственно-правовом «логосе», специфика правовой сферы и правовой регуляции именно в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, вероисповедным началам России.
Работой «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897 г.) открывается период творчества Л.А. Тихомирова, в котором он стремится разработать государственно-правовое учение о монархическом принципе власти. Данный период завершается созданием капитального труда «Монархическая государственность» (1905 г.),
в котором исчерпывающе изложена концепция монархического государства и теоретически выстроена система истинной самодержавной монархии.
Данную книгу Л. Тихомирова, несомненно, можно определить как действительно фундаментальную попытку свести воедино весь исторический опыт русской монархической государственной мысли и даже более того - универсальной монархической идеи вообще. Ему удалось представить целостный взгляд на всемирную историю монархической власти и предпринять попытку обоснования своеобразия российского самодержавия, его принципиального отличия как от восточного деспотизма, так и от западного абсолютизма. Собственно говоря, главная задача Тихомирова сводилась к тому, чтобы перевести идеологему «православие, самодержавие, народность» на язык научной теории.
В «Монархической государственности» были определены основные принципы так называемой истинной монархии (самодержавия) и ее кардинальное отличие от других типов монархической власти. Для становления истинной монархии, полагал ученый, необходимо сочетание обязательных условий: религиозное мировоззрение, определенный социальный строй, сознание и знание. Единоличная власть, не имеющая высшей божественной санкции, может быть только диктатурой. Но не всякое религиозное начало сообщает истинный характер монархии. Только православие способно дать нравственный идеал, единый и для верховной власти, и нации, внести в общественный строй соборность. Общность религиозно-нравственного идеала для власти и подданных есть основа для взаимного понимания и доверия. Народность самодержавия Тихомиров выводил не из независимости монарха от воли или мнения народа, а из всеобщей подчиненности «народной вере, народному духу и народному идеалу». Как и в народнические времена, Тихомиров-монархист стремится найти опору для своей теории в своеобразии идеалов и стремлений русского народа. Он утверждает принцип подчиненности в народном сознании мира «относительного» (общественно-экономических отношений) миру «абсолютному». Русский народ, по Тихомирову, ищет свои политические идеалы в божественной воле и носителе этой воли - царе. Последний же ответственен за свои деяния только перед Богом, но, подчеркивал ученый, эта ответственность более строгая, нежели при конституционном строе, ибо «ответственность царя перед Богом нравственная, впрочем, для верующего вполне реальная».
Но одной православной веры для установления истинной монархии, как доказывает опыт Византии, считал Тихомиров, недостаточно. Религиозное миросозерцание дает основу, порождает лишь инстинктивное стремление к монархии. Важным условием является социальный строй страны, органическое порождение специфики ее исторического развития. Монархические устремления зарождаются из патриархальной власти крестьянской семьи, из сословного строя (верховной власти необходимо учитывать и примирять интересы разных социальных слоев, стоять как бы над ними), из потребностей внутренней и внешней политики. Кроме того, сама власть должна сознавать, в чем состоит источник ее силы и крепости, для того, чтобы хранить и приумножать его. Монархическая власть должна постоянно заботиться о сохранении своей способности быть выразительницей и хранительницей высшего нравственного идеала. Для достижения этой цели она должна иметь правильное государственное устройство, проводить такую политику, которая способствовала бы сохранению религиозно-нравственного идеала как в народе, так и в самих носителях власти. Все это неизбежно требует знания народных потребностей, организации непосредственной связи между народом и монархом, сочетания государственного управления и общественного самоуправления, чтобы избежать опасности превращения самодержавия в абсолютную монархию. В качестве такой опасности Тихомиров указывал на «мертвящую силу» бюрократии, когда она из орудия управления превращается в господствующую силу. Вследствие различий во влиянии религиозного мировоззрения и социального строя, а также по различному состоянию сознательности появляется несколько типов монархии. В основе их три: 1) монархия истинная, составляющая верховенство народной веры и духа в лице монарха - это монархия самодержавная;
2) монархия деспотическая, самовластие, дающее монарху власть верховную, но без обязательного для него и народа известного содержания и 3) монархия абсолютная, в которой монарх, по существу, имеет только все власти управления, но не имеет верховной власти, остающейся у народа, хотя без употребления, но в полной потенциальной силе своей*.
Таким образом, можно заметить, что истинная монархия основывается, по Тихомирову, на абсолютной верховной власти самодержца, даруемой последнему самим Богом и в силу этого имеющей нравственный характер. Юридически такая власть ничем не ограничена, но по природе своей богоданности она ограничена содержанием того идеократического элемента, который выражает и для выражения которого признана верховною. Суть этого «элемента» раскрывается в идее православного царя как покровителя Церкви и попечителя своих верноподданных, для которых он воплощает в своем лице высшее нравственное начало.
Власть монарха возможна только при народном признании, добровольном и искреннем. Будучи связанной с высочайшей силой нравственного содержания, наполняющей веру народа и составляющей его идеал, монархическая власть является представительницей не собственно народа, а той высшей силы, которая составляет источник народного идеала.
Следует сказать, что обращение к трудам по русскому государственному праву привело Тихомирова к выводу о том, что идея самодержавия в них совершенно не разрабатывается. Наоборот, правовая наука только прививала русскому народу чуждые европейские понятия и теории. Лишь публицисты славянофильского направления внесли заметный вклад в разработку этой идеи. Особенно ученому были близки взгляды славянофилов И.С. и К.С. Аксаковых, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, а также занимающего особое положение в русской консервативной мысли К.Н. Леонтьева. Но и славянофильское учение, считал Тихомиров, не смогло дать целостной монархической теории, вооружить самодержавие стратегической программой. Отсутствовала такая программа и какая-либо целостная руководящая идея и у самой самодержавной власти, которая к концу XIX столетия окончательно была извращена бюрократией. В Московский период Россия выработала общую идею самодержавия, требовавшую дальнейшего развития. Исконно самодержавие, согласно Тихомирову, имело две основы - земщину (связь с землей, нравственная связь с народом) и православие. Первый удар идее самодержавия был нанесен церковным расколом. Это привело не только к раздроблению сил православного народа. «Самодержавие, - писал в этой связи Тихомиров, - имеет свой источник в вере; ее нравственным регулятором является только вера, которая свой голос оформляет в церкви... И вот русские именно в вере увидели в себе рознь, т.е. потеряли бесспорное, абсолютное мерило правды». Второй удар истинной монархии, указывал философ, был нанесен Петром I, который ввел в России бюрократическое управление. Он окончательно подчинил церковь государству и тем самым подорвал самую существенную опору своей власти - религиозно-нравственный авторитет православной церкви. Основой власти, как и на Западе, стало насилие.
Из такого понимания основ самодержавной власти проистекали и задачи, которые Тихомиров призывал решать в целях восстановления истинной монархии. Его беспокоило нравственное здоровье и народа, и власти, которые отошли в своих политических действиях от христианских принципов и исторических начал российского общественного и экономического устроения. С этих позиций Л.А. Тихомиров и развернул критику не только либеральных и революционных увлечений в обществе, но и
самой самодержавной власти. Русская интеллигенция (которую он отделял от просто образованных людей), по его мнению, совершенно оторвалась от народа, разошлась с ним в «понимании жизни» и занята лишь попытками «пересоздать нацию» вместо того, чтобы «служить России» согласно тем идеалам, которые уже давно выработаны самим народом. Она может лишь помочь народу сформулировать то, что он имеет уже «как чувство, как стремление». Это был новый призыв идти «в народ», но уже не к крестьянину - не потенциальному социалисту и революционеру, а - к монархисту и православному человеку. Демократический же принцип, по его мнению, порочен в самой своей сути, так как обеспечивает лишь насилие большинства над меньшинством, тогда как перед Россией стоит куда более глобальная задача - установление Правды. Вслед за М.Н. Катковым он пытается примирить монархию и общественное самоуправление, доказывая возможность его самого широкого проявления только при самодержавном строе. Всеобщему избирательному праву он противопоставляет идею соборности как стремление дать целостное выражение мнения всей нации, установить нравственное единство народа и власти, уничтожить бюрократическое «средостение». Основной метод борьбы за восстановление истинной русской государственности - это не уничтожение оппозиционных элементов, а усиление элементов своих, «сознательно-национальных». Нельзя допустить, предупреждал Л.А. Тихомиров, чтобы в ожесточенной политической борьбе потускнел в глазах народа религиознонравственный идеал. Русский человек, предвещал он, если утратит веру в монархию, «то делается или политическим индифферентистом или анархистом».
* См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Айрис-пресс, 2006.