Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ГЕРОЙВ ПОЭМАХ АЛИРЗЫ САИДОВА'

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ГЕРОЙВ ПОЭМАХ АЛИРЗЫ САИДОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭМА / POEM / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СЧАСТЬЕ / HAPPINESS / ДОЛГ / DUTY / МОРАЛЬ / MORALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / ETHICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шихвеледова И.А.

В статьерассматривается проблема личностив творчестве Алирзы Саидова на материале поэм «Разговор с сыном», «Мастер Идрис», «Ветка чинары», «Месть матери», «Не будь себе врагом» в контексте морально-этическойпроблематики произведений.Понятие «личность» рассматривается по составляющим принципам философии и нравственно-эстетических концепций, лежащих в основе авторского эстетического идеала. Продемонстрировано, что через все поэмы А. Саидова проходит единый лирический герой, голосом которого поэт выражает идею нравственно совершенного человека.На примере героев автор показывает влияние войны на людей, значимость любви, дает психологический анализ тех или иных поступков. Установлено, что философиячеловека в поэмах А. Саидова раскрывается в тесной связи с понятиями самоутверждения, общественно-нравственного долга, смысла жизни с одной стороны, и индивидуальности - с другой. Это дает основание полагать, что для творчества А. Саидова характерен психологизм и гуманизмв решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the individual and a hero in Alyrza Saidov's poems

The concept of the individualin the works of Alirza Saidov on the material of poems "The conversation with his son," "Master Idris", "A branch of a plane tree", "Mother's revenge", "Do not be an enemy to yourself" in the context of moral and ethical topics of the works is studied in the article. The concept of the individualis considered according to the constitutive principles of philosophy and moral and aesthetic concepts that underlie the author's aesthetic ideal. It is shown that through all the poems by A. Saidov a single lyrical hero passes, and by means of his character the poet expresses the idea of a morally perfect man. By the examples of the heroes, the author shows the impact of war on the people, the importance of love, and also gives a psychological analysis of certain actions. It was established that in A. Saidov's understanding the idea of human is concentrated with the concepts of self-affirmation, social and moral duty, the meaning of life on the one hand, and the individual on the other. This gives reason to believe that for A. Saidov's creativity psychology and humanism in solving the problem are characteristic features.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ГЕРОЙВ ПОЭМАХ АЛИРЗЫ САИДОВА»

УДК 894.612Саидов-1.06

И.А. Шихвеледова

Концепция личности и геройв поэмах Алирзы Саидова

Институт языка, литературы и искусстваДНЦ РАН;Россия,367000,г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; ira.shikhvieliedova@mail.ru

В статьерассматривается проблема личностив творчестве Алирзы Саидова на материале поэм «Разговор с сыном», «Мастер Идрис», «Ветка чинары», «Месть матери», «Не будь себе врагом» в контексте морально-этическойпроблематики произведений.Понятие «личность» рассматривается по составляющим принципам философии и нравственно-эстетических концепций, лежащих в основе авторского эстетического идеала. Продемонстрировано, что через все поэмы А. Саидова проходит единый лирический герой, голосом которого поэт выражает идею нравственно совершенного человека.На примере героев автор показывает влияние войны на людей, значимость любви, дает психологический анализ тех или иных поступков. Установлено, что философиячеловека в поэмах А. Саидова раскрывается в тесной связи с понятиями самоутверждения, общественно-нравственного долга, смысла жизни с одной стороны, и индивидуальности - с другой. Это дает основание полагать, что для творчества А. Саидова характерен психологизм и гуманизмв решении данной проблемы.

Ключевые слова: поэма, личность, концепция, счастье, долг, мораль, нравственность.

Алирза Саидов - известный лезгинский поэт, творивший в 60-80-е годы ХХ века, Он сюного возраста публиковал в открытой печати стихи, статьи и рецензии. Его перу принадлежат многочисленные переводы произведений классиков русской литературы на лезгинский язык. В истории дагестанской литературы он оценивается как масштабный и значительный поэт,новаторское творчество которогоценно и значимо для каждого гражданина нашей страны.

Алирза Саидов интересен тем, что в нем одновременно слились и поэт, и драматург, и критик, и публицист. Желание сказать новое слово в литературе, но в то же время привязанностьк истоками традициям национальной поэзии определили своеобразиепоэзии и особенности художественного видения поэта. «В центре поэзии Алирзы Саидова - человек, его заботы и тревоги, его радость и горе, его сила и доброта», - отмечает известный исследователь лезгинской литературы Г. Гашаров [1, с. 230] .

Творчество Алирзы Саидова - уникальное явление не только в лезгинской литературе, но и в российской многонациональной поэзии. Его поэзия содержит новые черты, новые идеи, новые темы, новые идеалы, рожденные событиямиХХ века. Национальная определенность обогащена новаторскими идеями, рожденными временем, что повлекло развитие новых сущностных качеств поэтического мышления. Он тесно связан в своем творчестве с русскими поэтическими традициями, лично дружил со многими русскими поэтами. Он учился в Литературном институте им. А.М. Горького, был слушателем Высших литературных курсов. Его стихи переводили на русский язык известные поэты-переводчики - С. Сущевский, Я. Серпин, А. Брагина, Л. Щепхина, А. Корнеев, В. Павлинов, В. Портнов, Л. Щипахин и др. Переводы способствовали выходу творчества поэта на всесоюзную и мировую арену.

С юности А. Саидов ориентировался на ценности русской литературы, на взаимопроникновение родов, на ее особый дух - дух взлета и высоких вершин. Блок, Маяковский,Твардовский, Есенин, Пушкин, Лермонтов были своего рода наставниками

для начинающего поэта. Жанр поэмы - достаточно распространенный в русской литературе второй половины ХХ века. Этим объясняется столь заинтересованное увлечение поэта жанром поэмы.

Путем анализа поэм «Разговор с сыном», «Мастер Идрис», «Ветка чинары», «Месть матери», «Не будь себе врагом» мы будем рассматривать художественную концепцию личности в творчестве А. Саидова, которая, по словамС. Бочарова,«есть центр всего произведения и творчества (или его отдельного периода) писателя в целом» [2, с. 4]. При сравнительном изучении названных поэм четко прослеживаются концепцияличности поэта, его эстетический идеал и гуманистическая направленность его творчества.

В литературоведениивсегда вызывал интерес вопросхудожественной концепцииличности,остается он актуальным и сейчас.Для современного литературоведения характерна полифониявзглядови мыслей (В. Урманов,Ю.М. Павлов, Е. Гапон, Т.А. Богданович и др.).В этой связи интересна позицияН.И. Крижановского, рассматривающего проблему личности в неразрывной связи с проблемой типологией героев.Особое значение он придает последнему аспекту: «Осмысление концепции личностив творчестве того или иного писателя немыслимо без достаточно подробного рассмотрения типологии героев, созданных им, и выраженной этой типологией системы ценностей, носителем которой будет также и автор-повествователь» [3, с. 4-5].Из этого следует, что постижениеличности возможно лишь при обращении к вопросуо типологии героев. Однакоу каждого исследователя свое видение проблемы, которую он разрабатывает в соответствии со своими представлениями о литературе. Так,исследователь М.Б. Храпченкорассматривает личность в тесной связи с жизнью и утверждает, что «художественный образ- это отнюдь не внешняя оболочка истины, которая может быть выражена и другим способом. В нерасторжимом единстве своего содержания и формы он представляет собой обобщение жизни» [4, с. 69].

Это высказывание имеет принципиальное значение в отношениитворчества А. Саидова, являясь связующим звеном между философией и психологией, этикой и эстетикой.Герои его произведений - обычные простые люди из реальной жизни (многие из них имеют прототипов), в которых он старается обнаружить и выявить метаморфозы человеческих характеров. Для реализации своих замыслов А. Саидов обращается к поэме, жанровые разновидности которой свидетельствуют о поиске писателем наиболее адекватной формы и манеры раскрытия проблем онтологического бытия современного ему мира.

ПоэмыА. Саидова разнообразны и разнородны в стилевом и структурном отношении, однако их объединяет общая авторская позиция «не к событию, а к характеру, причем характеру динамическому, изображающему изменчивость человеческой натуры» [5, с. 70].Через галерею поэм А. Саидова проходит единый лирический герой, который выражает сокровенныежелания, мысли и чувствапоэта. Форма стиха и способ изображения видоизменялись и эволюционировали, стремясь к усложнению формы стиха и вбирая в себя «общественные коллизии и глубокий внутренний мир человека, мир природы и искусства, другие стороны бытия» [6, с. 128]. Но главное - поэта волнуют проблемы человека, его способность построить свое счастье, определиться в жизни, принести пользу людям. Он ценит людей, действия которых помогают облегчить жизньдругим людям, сделать их лучше, добрее, ведь «самый счастливый человек - тот,кто дает счастье наибольшему количеству людей» [7].Таковгерой из поэмы «Мастер Идрис», судьба которого свидетельствует о сопричастности его к судьбе всего человечества:

Эквер хьурай дереда, Пусть будет свет в долине,

Гъетер хьиз чилин, Будто звезды земные,

Кьакьанвал я имни, дуст, Это тоже, друг мой,

1 *

Инсандин кьилин. [8, с. 267] Гордость человеческая .

Если в поэме «Мастер Идрис» автор тяготеет к решению проблем человека через его отношение к труду, то в балладной поэме «Месть матери» главным объектом авторского исследования становится человек через его отношение к революционному времени. Значительное внимание в поэме уделяется философии, истории, вопросам политики и этики. Автор как бы проверяет своих героев, намеренно помещая их в драматические ситуации, связанные с переломными событиями истории, испытывает их моральные устои, сталкивает их с людьми иностранного происхождения, разных сословий и политических убеждений. Расстановка героевпроизводится по принципу антитезы, что усиливает авторскую концепцию личности: у каждого человека есть Родина, даже если он предает ее, как это делает герой поэмы, поддавшись на обещания иностранцев. Но человек достигает высшей степени духовно-нравственной гармонии лишь вединении с национальным менталитетом, в «согласии с общечеловеческой моралью гуманизма» [9, с. 43]. Эта авторская мысль находит подтверждение в судьбе героя, который в итоге погибает от рук чужеземца. С драматизмом и горечью лирический герой выражает авторскую идею: Эгер багъиш тавунайта, хаиндиз Чир жедачир хайи чилин канивал, Чир хьайила рик элкъвена цивиндиз. Тур, баллада, кьейибур гьа кьейивал.

Если бы не подарили предателю смерти, Не узнал бы ценности земли родной. Как только узнал, так сердце превратилось в уголь. Оставим, баллада, мертвых, как погибли. В следующей сатирическойпоэме А. Саидов ставит своего героя перед нравственным выбором в этическом и мировоззренческом плане и меняет ракурс проблемы. Он делает попытку показать, как в единичном проявляется всеобщая трагичность бытия, обрекающая индивида и близких ему людей на страдания, испытывает своего героя на верность нравственным принципам. Довольный своей «жизнью и достатком», Али с друзьями любил баловаться спиртным, это в итоге привело к тому, что в одночасье он потерял все: лишился заработка, люди перестали его уважать, а сам он превратился в маргинальную личность:

Экв авачир куьчед пипе В темном углу улицы лежит

Тиш ивидай ктад хьана, Весь измазанный кровью,

Аламачиз я пек партал И одежды тоже на нем нет,

Ярх хьана амкъатад хьана. Валяетсяв грязи.

Однако внешние несчастья не влияют на сущностьгерои, а некая неведомая сила всякий раз подталкивает их к пьянству. Даже в конце поэмы нравственные принципыне торжествуют, герои не становятся на правильный путь. Али, Вели, Пир не стали нравственно совершенными.Для усиления их характеристики с использованием принципа антитезы Саидов изображает нравственно образцового человека - отца Али. Он, будучи сиротой, пережил все невзгоды.Не имея возможности получить даже школьного образования, Али самостоятельно обучился мастерскому делу и всю жизнь

1 Здесь и далее подстрочные переводы принадлежат автору настоящей статьи.

посвятил служению народу. Именно через характеристику отца героя поэмы проводится идея счастливого человека, который всё завоевал и заработал сам. И самое ценное в этом образе состоит в том, что он имеет представление о счастье и отыскал себе дорогу, которая его к нему привела.

Концепция человека получила художественное развитие у А. Саидова ещев драматической поэме «Ветка чинары» и воплотилась в образе главной героини Мехрибан.Разумное и достойное существование в обществе - один из аспектов жизни горского общества. У Мехрибан сильный и сложный характер, ей присущи черты и качества, ценные для всех народов и наций: скромность, уважение, трудолюбие, искренность, милосердие, справедливость, отзывчивость,

целеустремленность.А. Саидовсоздал образ незаурядной личности, которая поднялась выше социальных предрассудков и отстояла свое мнение. Главныесвойства ее натуры -любовь к свободе, независимость характера, стойкость. А. Саидов сумел создать тот идеал, который существует в сознании и подсознании мужчины-горца, и преподнес его символически.

В последнейпоэме «Разговор с сыном», явившейся его итоговым трудом в жанре большой стихотворной формы, автор решает концепцию личности с разных ракурсов, подводя к глубоким философским обобщениям. Поэму можно охарактеризовать как энциклопедию жизни. В ней поэт затрагивает и осмысляет всевозможные факторы, оказывающие непосредственноевлияние на формирование личности. Обратившись к национально-историческому материалу, затронув большинство проблем, связанных с сущностью человека, автор утверждает нравственно правильныйвыбор.В поэме воспеваются «честность, бескорыстность, правдивость, дружба, братство, добрососедство, человеколюбие, порядочность, щедрость, милосердие, мужество, отвага, трудолюбие» [10, с. 66].

Таким образом, философия человека, выразившаяся в поэмах А. Саидова, прочувствовавшего глубинные вопросы своего времени, и раскрывшаяся через категории труда, времени, истории, памяти, судьбы, любви, выбора, вобрала в себя тип некой обобщенной художественной личности, соответствующей его идее человека. Окончательно это произошло в итоговой поэме «Разговор с сыном», которая свидетельствует о творческой самореализации и кристаллизации представлений поэта о личности.

Литература

1.Гашаров Г.Г.История и современность. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1998. - 466 с.

2. Балаян И.Л.Проблема личности в рассказах М. Тарковского // ВестникАдыгейского государственного университета.- 2014.- №1. - С. 134-138.

3. Павлов ЮМ.Художественная концепция личностив русской и русскоязычной литературе 20 века: автореф. дис.... д. филол. н. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 374 с.

4. Сиюхов С.Н. Особенности понятия «художественная концепция личности» // Вестник Майкопского государственного технологического университета.- 2014. - № 3. -С. 30-33.

5.Максикова Н.А. Концепция личности и герой в новелистике Ф. Геббеля // Вестник Дагестанского государственного университета.- 2007.- Вып. 3. - С. 70-75.

6. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. - М.: Наука, 1976. - 359 с.

7.Дидро Д. Афоризмы. http://www.orator.ru/didro.html.

8. Саидов А.У. Избранные произведения. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2012. - 382 с.

9.Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в романах об историческом прошлом А. Евтыха // Вестник Адыгейского государственного университета.- 2011.-№ 4. - С. 42-45.

10.Гаджиахмедова М.Х. Некоторые черты поэтического стиля Алигаджи из Инхо (на материале философской лирики) //Вестник Дагестанского государственного университета.- 2014.- Вып. 3. - С. 65-70.

Поступилавредакцию 10 октября 2014 г.

UDC 894.612

The concept of the individual and a hero in Alyrza Saidov's poems

I.A. Shakhveledova

Language, literature and art Institute of DSC RAS; Russia, 367000,Makhachkala, М. Gadzhiev st., 45; ira.shikhvieliedova@mail.ru

The concept of the individualin the works of Alirza Saidov on the material of poems "The conversation with his son," "Master Idris", "A branch of a plane tree", "Mother's revenge", "Do not be an enemy to yourself" in the context of moral and ethical topics of the works is studied in the article. The concept of the individualis considered according to the constitutive principles of philosophy and moral and aesthetic concepts that underlie the author's aesthetic ideal. It is shown that through all the poems by A. Saidov a single lyrical hero passes, and by means of his character the poet expresses the idea of a morally perfect man. By the examples of the heroes, the author shows the impact of war on the people, the importance of love, and also gives a psychological analysis of certain actions. It was established that in A. Saidov's understanding the idea of human is concentrated with the concepts of self-affirmation, social and moral duty, the meaning of life on the one hand, and the individual on the other. This gives reason to believe that for A. Saidov's creativity psychology and humanism in solving the problem are characteristic features.

Keywords: the poem, a person, concept, happiness, duty, ethics, morality.

Received10 October, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.