Научная статья на тему 'Концепция конкурентного пространства предпринимательской деятельности'

Концепция конкурентного пространства предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

В данной статье сформулированы теоретические положения концепции конкурентного пространства предпринимательской деятельности. Рассмотрен механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, как подсистема внутри хозяйствующего субъекта, которая создает условия, управляет и изменяет происходящие процессы в ответ на определенные сигналы внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карпов Альберт Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция конкурентного пространства предпринимательской деятельности»

ры: межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников при ОмГУ, деловой центр «Фабрика бизнеса» ОмГТУ, НП «Технопарк» СибАДИ и др. Бизнес-инкубаторы при вузах, а также при учреждениях среднего профессионального образования активно содействуют развитию инноваций, объединяясь с другими структурами. Вузы готовят высококвалифицированный персонал, который участвует в инновационном процессе, работая уже на конкретных предприятиях реальной экономики. Данные инновационные действия прививают интерес к науке у молодежи.

Проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод, что усилия региональных властей направлены на создание благоприятных условий для активизации процесса создания и развития инновационной экономики и Омская область становится на путь инновационного развития.

Библиографический список

1. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб.: в 2 ч.Ч.И. Омскстат. - Омск, 2011. -409с.

2. Юрьев В. Кластерная экономика Омской области. /Континент Сибирь, №13 (655), 2010.- с.3.

3. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993.- 896с.

4. Лизунов В. В, Соловьев А. А., Ерофеев Ю. В. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. -Омск: Омское книжное изд-во, 2010.-260с.

5. Кластерная политика. Регионы. - Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес» [Электронный ресурс]. - Режим досту-па^/www.spb - venchur.ru.(дата обращения: 21.12.2011).

REALITY AND PROSPECTS OF THE OMSK REGION INNOVATIVE DEVELOPMENT

Z. V. Glukhova, A. I. Fomina

The article presents major innovative factors typical for the domestic economy. Main problems barring the innovative development are identified. A system of estimated figures of innovative development is specified. Some aspects of making the Omsk region economy cluster model and its benefits for the region are studied.

Глухова Зоя Владимировна - канд. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая экономика и право» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - инновационные аспекты современной экономики. Общее количество опубликованных работ -107. E-mail: gluhova. z@yandex. ru.

Фомина Анастасия Игоревна - студентка 4 курса факультета « Экономика и управление», гр.ЭУТ-08Э1, ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - современные аспекты инновационных процессов в России. Общее количество опубликованных работ-2.Е-таИ: fomina. 2804@mail. ru.

УДК 339:339.924

КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Л. Карпов

Аннотация. В данной статье сформулированы теоретические положения концепции конкурентного пространства предпринимательской деятельности. Рассмотрен механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, как подсистема внутри хозяйствующего субъекта, которая создает условия, управляет и изменяет происходящие процессы в ответ на определенные сигналы внешней среды.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентное поведение, конкурентное пространство, предпринимательство.

Введение

Отношение к вопросам конкуренции и конкурентоспособности предпринимательских структур, несмотря на большое количество научных исследований, где всесторонне исследуется данная проблема, остается неод-

нозначным. В теоретическом плане можно выделить два основных направления в изучении конкуренции: в центре внимания первого направления выступают конкурентные отношения, в центре внимания второго направления - конкурентоспособность.

В рамках первого направления исследователи рассматривают конкуренцию с точки зрения конкурентных отношений, и здесь выделяют три основных подхода к изучению конкуренции: поведенческий, структурный и

функциональный. [1] По мнению автора, особую ценность с точки зрения обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур представляют исследования в области структурного подхода. Представители данного подхода исследовали влияние различных факторов, которыми характеризуются конкретные отраслевые рынки, на экономическую результативность. Множество исследований в данной области привело к формированию теории отраслевых рыночных структур, в рамках которой рассматривалась система причинно-следственных взаимосвязей «Базовые условия в отрасли - Структура рынка -Поведение предпринимательских структур -Результативность».

В рамках второго направления исследователи рассматривают конкуренцию с точки зрения управления конкурентоспособностью предприятия. Для этой цели используется методология сравнительного анализа, который позволяет определить конкурентоспособность исследуемого предприятия относительно других предпринимательских структур. В рамках этого научного направления произошел переход от теории конкурентных преимуществ к теории конкурентоспособности, в рамках которого сравнение по отдельным характеристикам сменилось на многостороннюю сравнительную оценку конкурентов.

Анализ существующих теоретикометодологических подходов к изучению конкуренции и конкурентного состояния предпринимательских структур, который выявил предпосылки для формирования теории обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Необходимо сместить центр внимания с ретроспективной оценки текущего положения на изучение механизма создания и обеспечения конкурентоспособности, которым обладает рассматриваемая предпринимательская структура.

Основная часть

Возникновение конкурентных преимуществ и конкурентоспособности или наоборот ослабление конкурентных позиций рассматриваемой предпринимательской структуры -это ответная реакция системы экономических

отношений на конкурентные действия всех экономических субъектов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность отрасли. Обеспечение конкурентоспособности - это механизм обратной связи, который реагирует, прежде всего, на отклонения от ожидаемых результатов деятельности. Механизм обеспечения конкурентоспособности можно рассматривать как подсистему внутри хозяйствующего субъекта, которая создает условия, управляет и изменяет происходящие процессы в ответ на определенные внешние сигналы.

Конкурентное пространство предпринимательской деятельности - это упорядоченная совокупность внешних рыночных условий, возможностей и интересов участников рынка, которая определяет ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. Как любая система конкурентное пространство предпринимательской деятельности представляет собой набор структурных элементов и взаимосвязей между ними. Объектом управления в конкурентном пространстве предпринимательской деятельности выступают предпринимательские структуры, которые участвуют в конкурентном процессе в рамках определенного отраслевого рынка. [2]

Конкурентное пространство предпринимательской деятельности оказывает влияние на предпринимательскую структуру и определяет работу механизма обеспечения конкурентоспособности и, следовательно, результат этой работы. С одной стороны, конкурентное пространство создает саму возможность существования данного вида хозяйственной деятельности или предприятия, с другой стороны, оно противостоит предприятию, периодически создавая условия, направленные на ухудшение его положения. Предпринимательская структура сохраняют свою устойчивость, пока ее собственная организация достаточна для сопротивления воздействию экзогенных условий.

Механизм развития конкурентного пространства предпринимательской деятельности можно представить в виде системы координации предпринимательских структур, которая формируется в результате структурных и институциональных преобразований и оказывает влияние на механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур (см. рис. 1).

Новье

щхпектнвыи

ЕЪВОЕЫ

внешней средьі

І>

Давление на границь конкурентного пространства

І>

V

Укрепление

конкурентного

пространства

Предпринимательской

деятельности

т/>

«Черньй ящк»

Неопределенность внешней сред(>1 и тветькдействий конкурентов

/>-

Чг

/>-

Чг

Ослабление

конкурентного

Пространства

Предпринимательской

деятельности

Активнье

действия,

направленнье

наусиление

конкурентной

поВиции

предприятия

£

Пассивнье действия, направленнье на защпу конкурентной поВиции и сохранение ресурсов предприятия

й

и

т

я

и

р

п

д

р

п

я

и

в

т

с

й

д

9і І и Ы «

у {

ш : т і и

ат

и

к

с

т

и

г

т

а

р

т

и

Рис. 1. Механизм развития конкурентного пространства предпринимательской деятельности

Развитие конкурентного пространства -это самовоспроизводящийся процесс, внутри которого изменение конкурентного пространства предпринимательской деятельности происходит под влиянием двух противоположно направленных сил. С одной стороны - это динамика внешней среды отраслевого рынка, которая может создавать новые перспективы для развития предприятий отрасли или, наоборот, оказывать давление на границы конкурентного пространства. С другой стороны - это стратегические и тактические действия предприятий отрасли, которые могут быть активными и направленными на усиление конкурентной позиции предприятия или пассивными и направленными на защиту существующей позиции. Действие этих противоположно направленных сил корректируется с учетом неопределенности внешней среды и ответных действий со стороны конкурентов и может привести как к усилению, так и к ослаб-

лению конкурентного пространства предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательская структура способна до какого-то предела сопротивляться внешним и внутренним воздействиям, не изменяясь в целом. Тем не менее, это не значит, что предприятие и его конкурентное поведение не меняются вообще: устойчивость предпринимательской структуры ни в коей мере не противоречит тому факту, что она претерпевает изменения. Имеющийся в распоряжении организации набор альтернатив непрерывно меняется. Изменения обычно состоят из адаптационных действий в рамках допускаемых возможностей. При этом сумма изменений всех рыночных субъектов приводит к возникновению определенного устойчивого состояния.

В конкурентном пространстве внутренние и внешние связи предпринимательских структур постоянно меняются, меняются условия функционирования устоявшихся структур управления, меняются их элементы и субор-

динация. Расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, повышение требований покупателей, сокращение жизненного цикла продуктов, активное развитие технологий, увеличение объемов и скорости получения информации, появление новых конкурентоспособных предпринимательских структур -все эти и другие изменения, происходящие в конкурентном пространстве предпринимательской деятельности, вынуждают предприятия искать новые подходы для их управления.

В целом развитие конкурентного пространства предпринимательской деятельности - это непрерывный процесс количественно-качественных изменений и преобразований путём отбора и закрепления таких форм конкурентного поведения предпринимательских структур, которые в наибольшей мере способствуют их выживанию и преимущественному развитию по сравнению с конкурентами. Неопределенность и неустойчивость конкурентного пространства, глубина и скорость происходящих преобразований внешней среды задает требования к системе обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, которая позволяет адаптироваться не только к текущим условиям, но и обеспечивать устойчивость в долгосрочном периоде. [3]

В отличие от показателей результативности, которые всегда выступают в качестве целей для менеджмента и собственников бизнеса, создание системы обеспечения конкурентоспособности можно рассматривать как самостоятельную цель предпринимательской структуры только при возникновении определенных условий. В условиях жесткой конкуренции, когда рынок характеризуется плотным взаимодействием и взаимосвязью хозяйствующих субъектов, состязательностью за ограниченный объем ресурсов и платежеспособного спроса потребителей, конкурентоспособность является необходимым условием для достижения адекватных развитию рынка результатов. В условиях отсутствия конкуренции и защищенности рыночной ниши высокими входными барьерами собственники и руководство считает положение предпринимательской структуры устойчивым и не рассматривает создание механизма обеспечения конкурентоспособности в качестве самостоятельной цели развития.

Механизм обеспечения конкурентоспособности - это система процессов обратной связи, который приводит к тому, что результат функционирования отдельной предпринимательской структуры влияет на характер этого функционирования. (см. рис. 2).

Рис. 2. Система обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры

В системе конкурентного пространства предпринимательской деятельности предпринимательскую структуру нельзя рассматривать как одномерную структуру, которая имеет один вход, через который на нее оказывается

управляющее воздействие со стороны собственников и менеджмента (т.е. структуры управления хозяйствующего субъекта), и один выход в виде показателей результативности (доходов, прибыли и т.д.). Основным внешним

воздействием на предпринимательскую структуру оказывает структура отрасли, а также множество факторов, которые формируют специфику спроса и предложения в отрасли. Управляющее воздействие со стороны собственников и менеджмента также имеет место быть, но оно будет эффективным только в том случае, если соответствует другим внешним воздействиям, которые формирует конкурентное пространство отрасли. Поэтому большинство управляющих воздействий со стороны структуры управления хозяйствующего субъекта носит характер адаптивного регулирования.

Адаптивное регулирование представляет собой частный случай управления, которое направлено на приведение работы предпринимательской структуры в соответствие с динамикой и воздействиями отраслевого рынка. Задачи адаптивного регулирования выполняет система оперативного управления предпринимательской структуры, которая находит отклонение реального результата от идеального образца и в рамках текущих правил корректирует деятельность системы. В результате адаптивного регулирования предпринимательская структура выходит на целевой уровень результативности, несмотря на негативные воздействия со стороны отраслевого рынка (например, вопреки конкурентным действиям со стороны других участников отраслевого рынка). Стратегическое управление направлено на переход предпринимательской структуры на новый качественный уровень с большими возможностями и новым уровнем целей. Стратегическое управление на основе выявленного отклонения производит изменение текущей структуры и правил к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Систему обеспечения конкурентоспособности можно рассматривать как подсистему внутри предприятия, которая управляет и изменяет происходящие процессы в ответ на определенные внешние сигналы. Несовершенные действия и консервация неэффективности могут быть результатом как несовершенства самой системы обратной связи (т. е. фактически системы управления предприятием), так и неправильных сигналов.

Естественно отраслевой рынок и структура управления хозяйствующего субъекта могут создавать сигналы разного качества. Полезные сигналы отражают реальное изменение спроса, предложения и структуры отраслевого рынка и поэтому их можно использовать для того, чтобы сформировать экономически целесообразные управленческие дей-

ствия. Другие сигналы не отражают ключевые изменения конкурентного пространства отраслевого рынка и могут стать помехой и отклонить управление в направлении неэффективного развития. Разделению полезных и отклоняющих сигналов препятствует такой важный набор факторов, который определяет неопределенность внешней среды.

Выходные сигналы характеризуют состояние предпринимательской структуры, степень достижения целей и соответствие ее развития динамике внешней среды. Подход к оценке деятельности предпринимательской структуры с точки зрения конкурентного пространства предполагает рассмотрение нескольких выходных сигналов, которые оказывают влияние на систему обеспечения конкурентоспособности. Одним их выходных сигналов являются показатели результативности предпринимательской структуры. Они возникают, как итог прямых воздействий со стороны внешней среды и внутренних управляющих воздействий. Показатели результативности - это сигналы, которые отражают информацию о достижении поставленных задач и результатов управления.

Однако отклонение по показателям результативности недостаточно для системы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Большее значение имеют другие выходные сигналы, отклонения по которым позволяют скорректировать конкурентное поведение и привести его в соответствие с динамикой отраслевого рынка: во-первых, предпринимательская структура должна иметь сравнимый с конкурентами уровень эффективности, чтобы производить товары или услуги с приемлемым для рынка уровнем затрат, в необходимом ассортименте и объемах;

во-вторых, темпы развития предпринимательской структуры должны быть сопоставимы или выше, чем у конкурентов;

в-третьих, рыночное положение предпринимательской структуры должно быть устойчивым, которое должно характеризоваться запасом прочности на случай допустимых изменений спроса на продукцию, стоимости ключевых ресурсов и затрат, вхождения новых конкурентов.

Система обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры использует отклонения полученных результатов от ожидаемых для формирования нового управляющего воздействия. Когда достигаются поставленные цели и результативность находится в пределах допустимых отклонений, то нет необходимости искать другие ва-

рианты действий, менять текущие цели и методы работы. Если ключевые поставленные цели не достигнуты, возникает неустойчивое состояние и в таких условиях осуществляется поиск новых управленческих решений. В первую очередь, поиск осуществляется среди уже существующего набора методов решения возникшей проблемы. Здесь могут быть два варианта: во-первых, поиск и отбор осуществляется в положительном прошлом опыте конкурентного поведения самого предприятия; во-вторых, происходит поиск внешних эффективных образцов деятельности на примере других экономических агентов. Если новые методы управленческого воздействия подобраны удачно, то цель в достижении необходимого уровня результативности деятельности предпринимательской структуры достигается и предприятие возвращается в устойчивое состояние.

Интерес представляют причины, которые вынуждают предпринимательские структуры принципиально новые формы конкурентного поведения. В некоторых случаях может возникать ситуация, когда нет подходящих внешних или внутренних примеров для формирования новых управленческих действий, направленных на решение проблемы. В таком случае встает вопрос о разработке принципиально новых методов создания конкурентных преимуществ. Чаще всего причиной отсутствия подходящих примеров для принятия решения является недостаток информации, который не позволяет найти готовый образец оптимального конкурентного поведения. Но в некоторых случаях такая ситуация может быть объясняться тем, что рассматриваемый вид предпринимательской деятельности, который необходимо осуществить в связи с новыми условиями, ещё никогда и никем не осуществлялся.

Заключение

Таким образом, подход к изучению системы управления предпринимательскими структурами со стороны конкурентного пространства предпринимательской деятельности дает возможность по-новому определить такие категории как «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество». Как экономическая категория конкурентоспособность предпринимательской структуры представляет собой систему характеристик, которые в комплексе позволяют эффективно вести конкуренцию с другими предпринимательскими структурами и достигать оптимальных рыночных результатов.

Конкурентоспособность представляет собой способность предпринимательской структуры создавать и использовать конкурентные преимущества с целью удержания и усиления собственной позиции среди соперничающих предпринимательских структур. Следовательно, ключевым звеном системы обеспечения конкурентоспособности выступает конкурентное преимущество предпринимательской структуры. В работе обосновывается, что категория «конкурентное преимущество» требует уточнения. Традиционно конкурентное преимущество рассматривается как определенная ценность или компетенция, присущая предпринимательской структуре, которая отличает ее от конкурирующих предпринимательских структур. Результатом такого широкого определения конкурентного преимущества являются методики оценки конкурентоспособности, состоящие из большого количества частных показателей эффективности. Однако, множество факторов, которые оказывают влияние на результативность предпринимательской структуры и по которым она опережает конкурентов, обычно являются общими и универсальными для любых отраслевых рынков и для любых предприятий и характеризуются слабой силой влияния с точки зрения обеспечения конкурентоспособности.

В качестве конкурентных преимуществ в общей массе факторов эффективности необходимо выделять критические факторы успеха, высокие результаты в которых определяют устойчивую и успешную позицию предпринимательской структуры. Особую ценность для обеспечения конкурентоспособности имеют специфические факторы, которые соответствуют особым институциональным условиям рассматриваемого отраслевого рынка, а также особенностям структуры и имеющихся ресурсов оцениваемого хозяйствующего субъекта. Таким образом, конкурентоспособность предпринимательской структуры можно представить как функцию от набора параметров, которые по силе их влияния можно отнести к группе конкурентных преимуществ.

Представленные теоретические положения служат основой для формирования автором пространственного подхода к управлению предпринимательскими структурами.

Библиографический список

1. Карпов, А. Л. Эволюция представлений о предпринимательстве и научные предпосылки конкурентного пространства / Карпов А. Л. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 4. с. 36-42.

2.Карпов, А. Л. Конкурентоспособность и конкурентное пространство промышленного предприятия / Карпов А. Л. // Проблемы современной экономики. 2010. № 1. с. 140-144.

3. Найт, Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль. / Ф. Х. Найт. - М.: Дело, 2003.

THE CONCEPT OF ENTERPRISE ACTIVITY COMPETITIVE

A. L. Karpov

In the given article formulated theoretical positions of the competitive space of enterprise activity concept. Considered the mechanism of

competitiveness of enterprise structure maintenance, as the subsystem in the managing subject which creates conditions, operates and changes occurring processes in reply to certain signals of environment.

Карпов Альберт Леонидович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. Основное направление научных исследований: конкуренция и конкурентоспособность предпринимательских структур. Общее количество публикаций: 72. E-mail: [email protected].

УДК 331.01

САМОЗАНЯТОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Г. У. Козачун, Е. Ю. Легчилина

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития инновационной самозанятости как направления государственной политики в области управления человеческими ресурсами. Проанализированы механизм и процессы возникновения самозанятости в инновационном предпринимательстве. Предложены меры государственной поддержки инновационной самозанятости.

Ключевые слова: Управление человеческими ресурсами, самозанятость, инновационное предпринимательство, экономика труда.

Введение

Сегодня в России одной из основных проблем управления человеческими ресурсами на макроуровне является проблема занятости трудоспособного населения и создание рабочих мест. Большое значение по воспроизводству рабочих мест отводится развитию предпринимательства и самозанятости.

Основная часть

Определим самозанятость как особую форму организации собственного дела и выполнения человеком работы, которая не связаны с наймом. Следовательно, самозанятые являются предпринимателями, которые в полной мере возлагают на себя риск дела, несут ответственность за свои обязательства. Они сами организуют трудовую деятельность и заботятся о своем здоровье и безопасности. Ведут дело с целью получения доходов и извлечения выгод, в том числе в форме прибыли от реализованной в деле предпринимательской активности и вложенных в бизнес

особого собственного ресурса - предпринимательских способностей.

Самозанятыми движет те же мотивы и интересы, которые характерны для предпринимателей (предпринимательские мотивы и интересы), которые достаточно хорошо описаны в научной и учебной литературе, посвященной теории предпринимательства. Однако существует важное отличие. Если предпринимателем (в классическом понимании) стремятся стать «по призванию», то самозанятым может стать потерявший работу или тот, который стремится себя чем-то занять и получать доход, но не обязательно стремится к прибыли и развитию своего бизнеса. Таким образом, самозанятым становится ранее безработный или незанятый какой-либо трудовой деятельностью. Назовем данный вид самозанятости -традиционным.

Государство заинтересовано в самозанятости населения, поскольку борьба с безработицей является одной из приоритетных задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.