Научная статья на тему 'Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства (на примере Вологодской области)'

Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / КЛАСТЕР / CLUSTER / УРОВНИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / CLUSTERING LEVELS / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / INNOVATIVE ORIENTATION / SCOPE OF HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова Ирина Владимировна

Кластерная форма организации предпринимательской деятельности, направленная на создание новой формы организации труда и формирование мультикластерной инновационной системы, увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие. Предложенный автором концептуальный подход формирования системы мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие предпринимательских структур в кластере, включает мероприятия: кластерный анализ потенциала сферы гостеприимства региона; формирование кластеров; механизмы реализации концепции; уровни кластеризации сферы гостеприимства; методологическую и методическую базу. Автор показывает, что формирование кластеров возможно только при создании институциональных условий, направленных на образование кластеров (конкуренция, коммуникация и концепция) и поддержание кластеров (специализация, сотрудничество и синергия). Алгоритм разработки кластерной организации предпринимательской деятельности не претендует на идеальную модель кластеризации сферы гостеприимства, но содержит основные направления деятельности региональных органов власти и субъектов предпринимательства. Авторская концепция кластерной организации предпринимательской деятельности ориентирована не только на рост кластерных сетей в сфере гостеприимства Вологодской области, но и на повышение эффективности функционирования и внутреннего потенциала субъектов предпринимательства. Микроуровень кластеризации сферы гостеприимства представлен различными формами кластеров, автор приводит перечень обязательных (необходимых и достаточных) условий взаимодействия на микроуровне. В заключении статьи приведена интегральная схема реализации концепции кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cluster Concept of Developing Entrepreneurial Activities in Vologda Oblast

The article discusses the cluster concept (CC) for developing entrepreneurial activities in Vologda Oblast, suggesting that social characteristics such as hospitality play an important role in their success. The critique notes that CC is aimed at establishing new types of work organization including multi-cluster innovative links at local industrial and regional levels. The document at this stage proposes a series of conceptual steps that would ensure the effective interaction of business ventures in Vologda's CC: cluster analysis of potential regional hospitality; clustering studies; mechanisms for CC application; and assessments of the methodological base. The commentary says that CCs should only be formed under certain conditions (specialization, cooperation and synergy) related to cluster maintenance. The report promotes innovative cluster algorithms as a significant cluster-maintenance activity. Subsequently, the review provides various sorts of CCs including hospitality that allow enterprises to interact at micro level. These CCs should be established under suitable institutional conditions including, inter alia, contact and competition. The blueprint notes in closing that the long-term goal should be to spread CC activities such as hospitality from Vologda Oblast to the broader Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства (на примере Вологодской области)»

Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства (на примере Вологодской области)

The Cluster Concept of Developing Entrepreneurial Activities in Vologda Oblast

УДК 338.48:640.4

Крюкова Ирина Владимировна

аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр,, д. 44, лит. А

Kryukova Irina Vladimirovna

St. Petersburg University of Management and Economics

Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Кластерная форма организации предпринимательской деятельности, направленная на создание новой формы организации труда и формирование муль-тикластерной инновационной системы, увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие. Предложенный автором концептуальный подход формирования системы мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие предпринимательских структур в кластере, включает мероприятия: кластерный анализ потенциала сферы гостеприимства региона; формирование кластеров; механизмы реализации концепции; уровни кластеризации сферы гостеприимства; методологическую и методическую базу. Автор показывает, что формирование кластеров возможно только при создании институциональных условий, направленных на образование кластеров (конкуренция, коммуникация и концепция) и поддержание кластеров (специализация, сотрудничество и синергия). Алгоритм разработки кластерной организации предпринимательской деятельности не претендует на идеальную модель кластеризации сферы гостеприимства, но содержит основные направления деятельности региональных органов власти и субъектов предпринимательства. Авторская концепция кластерной организации предпринимательской деятельности ориентирована не только на рост кластерных сетей в сфере гостеприимства Вологодской области, но и на повышение эффективности функционирования и внутреннего потенциала субъектов предпринимательства. Микроуровень кластеризации сферы гостеприимства представлен различными формами кластеров, автор приводит перечень обязательных (необходимых и достаточных) условий взаимодействия на микроуровне. В заключении статьи приведена интегральная схема реализации концепции кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

The article discusses the cluster concept (CC) for developing entrepreneurial activities in Vologda Oblast, suggesting that social characteristics such as hospitality play an important role in their success. The critique notes that CC is aimed at establishing new types of work organization including multi-cluster innovative links at local industrial and regional levels. The document at this stage proposes a series of conceptual steps that would ensure the effective interaction of business ventures in Vologda's CC: cluster analysis of potential regional hospitality; clustering studies; mechanisms for CC ap-

С А

o

С С

>

А

plication; and assessments of the methodological base. The commentary says that CCs should only be formed under certain conditions (specialization, cooperation and synergy) related to cluster maintenance. The report promotes innovative cluster algorithms as a significant cluster-maintenance activity. Subsequently, the review provides various sorts of CCs — including hospitality — that allow enterprises to interact at micro level. These CCs should be established under suitable institutional conditions including, inter alia, contact and competition. The blueprint notes in closing that the long-term goal should be to spread CC activities such as hospitality from Vologda Oblast to the broader Russian Federation.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, кластер, уровни кластеризации, сфера гостеприимства, институциональная среда, инновационная ориентированность

Keywords: entrepreneurship, cluster, clustering levels, scope of hospitality, institutional environment, innovative orientation

Целью кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства является повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства в условиях новой экономики, требующей иной формы организации производства, ибо отраслевая организация не обеспечивает создающийся тип производства, основывающийся на новых технологиях и решениях [1-3]. «Все это возможно только при кластерной организации предпринимательской деятельности, направленной на создание новой формы организации труда и формирование мультикластерной инновационной системы не только в сфере гостеприимства, но и в экономике Вологодской области. Только кластер как институциональная форма организации нового технопромышленного и социокультурного уклада увязывает в одно целое общеотраслевое и региональное развитие» [4, с. 312].

Концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства ориентирована не просто на рост экономики региона, но и на повышение эффективности функционирования субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельность в сфере гостеприимства, рост существующего их внутреннего потенциала с учетом внешних возможностей и угроз монополизации в результате кластеризации. Концептуальный подход формирования системы мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие предпринимательских структур в кластере, включает следующие мероприятия (см. рис. 1).

1. Кластерный анализ потенциала сферы гостеприимства региона.

1-й шаг. Принятие решения о необходимости кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства Вологодской области.

Рис. 1. Концептаульный подход к кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства Вологодской области

2-й шаг. Выявление предпосылок формирования кластеров в регионе на основе оценки его конкурентных преимуществ.

3-й шаг. Выявление и идентификация существующих кластеров.

Пошаговый алгоритм решения этой задачи представлен на рис. 2.

Справедливости ради следует отметить, что только в нескольких европейских государствах проведены полномасштабные исследования и получена подробная картография региональных кластеров. В ряде стран идентифицированы пока только национальные или отдельные индустриальные кластеры. При этом не существует универсальной методики их выявления,

3. Выявление идентификация потенциальных кластеров

Рис. 2. Укрупненная схема алгоритма разработки кластерной организации предпринимательской деятельности в регионе

которую можно было бы использовать в любой стране (регионе), с учетом местной специфики.

4-й шаг. Анализ институциональной среды и выявление факторов, способствующих/сдерживающих процесс кластерообразования в регионе.

В результате анализа могут быть выявлены три наиболее встречающиеся ситуации, предопределяющие дальнейшие действия по формированию кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

А. Существующие кластеры, уже эффективно функционирующие в экономике региона без специальных мер поддержки органов государственной власти. Та-

кие кластерные образования называются самодостаточными, для них не требуется дополнительных мер государственного стимулирования, региональным властям необходимо лишь поддерживать созданную институциональную среду и соответственно кластерную инфраструктуру.

Б. Существующие кластеры, которые обеспечивают рост своей конкурентоспособности и сокращают влияние негативного, антирыночного коллективного поведения (например, олигополистической деятельности), но нуждаются в мерах государственной поддержки по формированию институциональной среды и кластерной инфраструктуры,

^ В. Идентифицированы потенциальные кластеры ^ (шаг 3), но эффективное их функционирование тре-

< бует разработки региональной кластерной политики Ц (кластеризация предпринимательской деятельности)

0 как одного из стратегических направлений роста рек гиональной экономики.

^ С институциональной точки зрения формирование 5 и развитие кластеров может происходить по нескольким вариантам: ^ 1) развитие кластера с нуля, т. е. на месте локали-^ зации кластера в предыдущий период не существо-х вало четко выраженного его предшественника; з 2) формирование кластера в результате модифи-Е^ кации или развития сетевых структур. В этой ситуа-

< ции разные самостоятельные, но взаимосвязанные

1 двусторонними соглашениями субъекты предпринимательства расширяют диапазон экономической деятельности. Появление новых субъектов предпринимательства (вследствие сравнительно невысоких барьеров входа) способствует привлечению в сеть финансовых организаций научно-образовательных учреждений, органов власти и местного самоуправления и др.;

3) трансформация рыночных связей как возможной схемы развития кластера предусматривает, что сначала между субъектами предпринимательской деятельности существовали отношения в формате структурирования путем использования ценового механизма. Однако рост и усложнение сделок понуждают субъекты предпринимательства к использованию механизмов, предусматривающих усиления сотрудничества между сторонами с возможностью разрешения проблем, связанных с внешними эффектами, возникающих вследствие локализации связей между ними.

Наши исследования показали, что перечисленные варианты формирования и развития кластеров являются скорее идеальной конструкцией, а на практике эти варианты наблюдаются в различных комбинациях. Поэтому при разработке механизмов формирования и развития кластеров необходимо говорить о комбинированном варианте, предусматривающем различные сочетания описанных выше трех вариантов.

Изменения в работе кластера представляют собой сочетание воздействий, оказанных на отдельные субъекты предпринимательства, входящие в кластеры, и сами рамочные условия функционирования кластера.

5-й шаг. Выявление направлений региональных инициатив (структурной, промышленной, инновационной политики) поддержки кластерной организации предпринимательской деятельности в регионе.

6-й шаг. Организация регулярного мониторинга кластеров (картографирования) региона с целью корректировки кластерной политики для повышения ее эффективности.

Регулярный анализ развития кластеризации предпринимательства в регионе позволяет своевременно выявлять законодательные и организационные «провалы» региональной экономической политики по поддержанию существующих кластеров на территории региона и принимать адекватные корректирующие меры поддержки. Кроме того, выявление новых потенциальных кластерных образований может побудить региональные органы власти к принятию и реализации иных механизмов, способных стимулировать кластерные процессы в регионе.

7-й шаг. Оценка динамики показателей развития сферы гостеприимства после реализации мер по кластерной организации предпринимательства.

Если динамика показателей положительна, то поставленная цель достигнута. В противном случае следует вернуться к выявлению факторов, сдерживающих процесс кластерообразования в сфере гостеприимства Вологодской области (шаг 4).

Конечно, представленный алгоритм не претендует на идеальную модель кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, но содержит основные направления деятельности региональных органов власти в этом направлении.

2. Формирование кластеров возможно только при создании институциональных условий направленных на: а) образование кластеров (конкуренция, коммуникация и концепция); б) поддержание кластеров (специализация, сотрудничество и синергия); в) формирование кластеров (координация и кооперация).

Рассмотрим перечисленные факторы [2].

Концентрация, как процесс сосредоточения средств производства, работников, научных исследований, информационных систем и т. п. на определенных территориях или в предпринимательских структурах, способствует умножению усилий вышеперечисленных факторов для обеспечения лидирующих позиций в сфере гостеприимства региона.

Коммуникация предполагает наличие процесса регулярного обмена информацией между постоянными участниками кластера. В зависимости от особенностей отношений и структуры кластеров на практике могут использоваться различные типы коммуникаций. От вертикальных (когда потоки информации передаются между низшими и высшими уровнями системы управления) к горизонтальным (когда обмен информацией происходит между одинаковыми по уровню иерархии подразделениями и службами субъектов предпринимательства — участников кластерных объединений).

Важное место в кластерообразовательном процессе занимает конкуренция как экономическое соперничество и борьба между предпринимательскими структурами (производителями туристских, транспортных, гостиничных и прочих услуг и сувенирной продукции), в том числе и посредниками, за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции (товаров и услуг).

Конкуренция в кластерах, с одной стороны, способствует объединению в рамках сферы гостеприимства заинтересованных в успехе субъектов предпринимательства, при условии разделения сфер влияния и распределении ниш рынка между участниками кластера. Это позволяет развивать конкуренцию внутри сферы гостеприимства. С другой стороны, обеспечивая высокое качество оказываемых услуг и предлагаемой продукции, конкуренция положительно влияет на повышение конкурентоспособности на внешних рынках как самих кластеров, так и региона в целом.

Кластероподдерживающие факторы (специализация, сотрудничество и синергия) являются производными от рассмотренных кластерообразующих факторов. Они способны обеспечивать эффективное функционирование кластеров в экономике того или иного региона, в том числе и сферы гостеприимства.

Специализация в рамках кластеров сферы гостеприимства рассматривается в классическом варианте, т. е. является одной из форм организации производства, когда происходит процесс ориентации субъекта предпринимательства или его подразделений на оказание услуг или выпуск отдельной продукции или ее части. Или другой вариант, когда специализация как следствие концентрации ведет к повышению ка-

чества оказываемых услуг и выпускаемой продукции через унификацию, применение новых технологий и оборудования, повышение квалификации работников и т. д.

Сотрудничество в кластерах предполагает объединение усилий для совместных действий отдельных субъектов предпринимательства (при частичном совпадении их экономических интересов) с целью защиты от серьезных потерь в процессе конкурентной борьбы и для получения дополнительной прибыли. Причем кластеры в сфере гостеприимства могут использовать различные виды сотрудничества, как, например, стратегическое сотрудничество (координация деятельности на наиболее важных направлениях инвестиций, инновационной и научной политики); при подготовке новых проектов (совместное выполнение маркетинговых исследований, сложных исследований, поиск источников ресурсов привлечения новых клиентов и др.).

Синергия — новая производительная сила, превышающая в несколько раз производительность каждого из участников кластера как результат объединенных усилий, основанных на специализации и сотрудничестве. Именно в этом и заключается ключ к успеху применения кластерных моделей в сфере гостеприимства, а в широком диапазоне — в формировании новых полюсов роста в Вологодской области и муниципальных образований.

Исключительно важными связующими элементами объединительных процессов между группой класте-рообразующих и группой кластероподдерживающих факторов на разных этапах формирования кластеров являются координация и кооперация.

Координация как составляющий элемент управления используется в кластерах для согласования действий различных частей системы. В основе координации лежит логика осуществления производственных и управленческих функций. Координация в системе производства предполагает разработку взаимосвязанных планов обработки материальных потоков как внутри кластера, так и за его пределами, а в системе управления — согласование действий исполнителей, подразделений или в целом субъектов предпринимательства.

Кооперация по существу может быть использована как микромодель кластеров, так как представляет собой добровольное объединение объектов собственности, а также видов работ и услуг для достижения общих целей в сфере гостеприимства. Следовательно, объединение субъектов собственности (индивидуальных предпринимателей, работников, потребителей услуг и т. д.) и объектов собственности (недвижимости, в том числе земли, средств труда и производства, денег), а также различных видов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, ноу-хау) и информационных ресурсов позволяет сформировать в сфере гостеприимства эффективные кластеры.

Целью создания любой концепции развития является формирование механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные политические, экономические и социальные изменения в стране региона, т. е. адаптироваться к изменениям внешней среды.

Авторская концепция кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства ориентирована не только на рост кластерных организаций в сфере гостеприимства Вологодской области, она направлена и на повышение эффективности функционирования предпринимательских струк-

тур, рост существующего внутреннего потенциала ^ субъектов предпринимательства, осуществляющих ^ свою деятельность в сфере гостеприимства с учетом < внешних возможностей сетевого взаимодействия.

Внутренние процессы субъектов предприниматель- о ской деятельности, на наш взгляд, должны ориентиро- к ваться на цели концепции, а не на решение текущих ^ локальных задач. Цели концепции не противоречат 5 друг другу, а также целям развития вышестоящих уровней. ^

Предлагаемая автором концепция кластерной орга- ^ низации предпринимательской деятельности в сфере х гостеприимства коррелирует с отдельными разделами з федеральной целевой программы «Развитие внутрен- ^ него и выездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)» и на- < правлена на реализацию государственной программы 1 «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», которая предусматривает обеспечение динамичного развития сферы гостеприимства, выделяя направление по поддержке народных художественных промыслов Вологодской области.

Программа включает в себя три подпрограммы: «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области», «Сохранение и развитие народных и художественных промыслов Вологодской области» и «Обеспечение реализации государственной программы».

3. Механизмы реализации концепции направлены на выработку нескольких направлений, ведущих к достижению поставленных целевых задач.

Инициативный процесс кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства можно охарактеризовать как разнонаправленный. С одной стороны, участники кластеризации системы предпринимательства заинтересованы в росте собственной конкурентоспособности за счет сетевого взаимодействия, поэтому они «сигнализируют» о необходимости формирования адекватной среды взаимодействия, иллюстрируя успешные практики такого взаимодействия. В результате формируется экономически обоснованная потребность в пересмотре существующих правил взаимодействия снизу вверх. С другой стороны, государственные органы власти разных уровней на основе доступного зарубежного и успешного российского опыта кластеризации оценивают перспективы кластерной формы организации предпринимательской деятельности и стремятся к созданию организационно-управленческих механизмов, управляющих кластерным развитием сверху вниз.

Проведенные научные исследования убеждают нас в том, что региональные экономические системы в долгосрочной перспективе в области конкуренции уступают место кластерам, основная отличительная черта которых — инновационная ориентированность. Именно кластеры формируют критическую массу знаний и генерируют инновационный поток, обеспечивают конкурентные преимущества субъекта предпринимательской деятельности.

Инновации, которые формируются за счет внедрения новых знаний, идей, технологических и управленческих нововведений, лежат в основе формирования новой экономики и являются ее стратегическим (системным) ресурсом, а кластеры становятся механизмом реализации инноваций в предпринимательской среде (в нашем случае — в сфере гостеприимства).

Посредством внедрения новых технологических и управленческих технологий, закрепления в договорах о сотрудничестве и других правовых документах основных принципов кластерного взаимодействия,

^ а также других инструментов кластеризации пред-^ принимательские структуры получают возможность

< снижения трансакционных затрат, решают проблемы Ц географической удаленности и временных ограниче-

0 ний. Это особенно актуально для малых предприятий и к индивидуальных предпринимателей, которые по своей ^ сути лишены возможностей разработки новшеств. 5 Они ограничены в доступе к дорогим (затратным)

технологиям производства, что не позволяет им быть ^ конкурентоспособными на региональном и даже на ^ внутреннем, локальном рынке.

х Императивом становления, эволюционирования и з эффективного функционирования кластеров является Е^ создание тройной спирали социально-экономических

< отношений в регионе, т. е. обеспечение комплексно-

1 го, систематического и оперативного взаимодействия в треугольнике «производственный сектор (сфера гостеприимства) — интеллектуальная инфраструктура (университеты, исследовательские центры и т. д.) — управление (органы государственной власти и негосударственные организации, формирующие стратегию регионального развития и обладающие широким спектром конкретных инструментов и методов содействия локальной инновационной деятельности)» [5, с. 42-44]. Именно тесные коммуникационные связи между участниками тройной спирали синтезируют креативную среду региона, в которой новые знания генерируются непосредственно в процессе производственной деятельности.

При разработке механизмов формирования и развития кластеров необходимо помнить, что кластерная организация предпринимательской деятельности не является симбиозом различных технологических изобретений, а скорее системой распространения новых знаний, ориентированной на создание условий для эффективного взаимодействия различных субъектов предпринимательства и стимулирование новых предпринимательских образований, которые поддерживают инновации, т. е. устойчивые и динамические конкурентные преимущества [6].

Специфической особенностью кластерной организации предпринимательской деятельности является неформальная институциональная среда (взаимное доверие, традиции сотрудничества, нормы общения, предпринимательская культура), определяющая масштабы и динамику процесса интерактивного обучения, а также формирование локальных производственных, коммуникационных и социальных сетей [7].

4. Уровни кластеризации предпринимательства в сфере гостеприимства. Организационные мероприятия, направленные на управление процессом кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, осуществляются путем воздействия на определенные целевые детерминанты. Оценка последствий такого воздействия предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы предпринимательства на оказываемые стратегические воздействия. Этот процесс может быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных сценариев развития.

Целесообразно учитывать возможную реакцию не только на микроуровне, но и последствия макро- и мезоэкономического регулирования ситуации, а также влияние региональных, структурных изменений.

В результате из множества допустимых стратегий кластерной организации предприятий в сфере гостеприимства отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.

Микроуровень кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства представлен различными формами кластеров, причем рамки кластеризации предпринимательские структуры выбирают самостоятельно в зависимости от стартовых условий, целей, участников и т. д. К обязательным — необходимым и достаточным — условиям внутрикластерного взаимодействия на микроуровне относятся:

1) наличие общего интереса, совместно реализуемой идеи, которая может повысить эффективность функционирования (принести другие выгоды) каждого из партнеров кластера (более двух) — в отличие от рыночного механизма координации, где каждый субъект предпринимательства действует в соответствии с собственными интересами;

2) наличие ресурса хотя бы у одного из партнеров, который необходим для решения общей задачи, обеспечение свободного доступа к нему других участников кластерного взаимодействия [8];

3) возможности совместной деятельности участников кластера (возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы, возможность участия в определении общей цели, системы ценностей (профессиональных, личностных), возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности);

4) определенные рамки взаимодействия — форма внутрикластерного взаимодействия, предполагающая обязательные элементы объединения: а) властные структуры, субъекты предпринимательства и институты (тройная спираль); б) общественная организация, принимающая на себя координационные функции и определяющая стратегию развития кластера (наиболее распространенная форма); в) ядро кластера; каналы взаимодействия, наличие/отсутствие формализованных отношений (подписание договоров о сотрудничестве, коммерческой концессии, объединении активов и др.);

5) общая информационная инфраструктура кластера (возможность свободно обмениваться информацией о предпринимательской деятельности с другими участникам кластера, создание возможности становиться частью других информационных систем).

5. Методологическая и методическая база управления кластеризацией системы предпринимательства в сфере гостеприимства. Формирование институтов, адекватных норм условиям осуществления предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, в соответствии с принципами новой экономики является главной задачей региональной власти. Концептуально региональные органы региональной власти разрабатывают нормативно-правовую базу, закладывают и регулируют нормы внутрикластерного взаимодействия, обеспечивают доступность кластерной инфраструктуры в сфере гостеприимства, что является подготовкой в целом к переменам.

Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор экономических инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и антимонопольная политика, организация и участие в государственно-частном партнерстве. На основе их использования органы региональной власти формируют региональную политику кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства в расчете на поддержку институтов гражданского общества, публичный диалог всех заинтересованных сторон.

о <

о

о о

> <

Рис. 3. Интегральная схема реализации концепции кластерной организации предпринимательской деятельности

в сфере гостеприимства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация разработанной нами концепции кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства осуществляется в соответствии со схемой (см. рис. 3).

Созданные кластеры требуют особых мер поддержки, тем не менее сходных по своей сути. Одновременно с разработкой возможных направлений достижения каждой цели формируются и обосновываются требования к механизмам ее реализации.

Литература

1. Асаул А. Н. Систематизация факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность региона // Регюнапьна економка. 2004. Т. 2. С. 53-63.

2. Войнаренко М. П. Кластеры в институциональной экономике. СПб.: АНО ИПЭВ, 2013. 502 с.

3. Екимова К. В., Федина Е. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона // Экономическое возрождение России. 2010. № 2. С. 67-75.

4. Асаул А. Н. Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 165. С. 311-335.

5. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

6. Асаул А. Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 3. С. 223-236.

7. Asaul A. N., Ivanov S. N. Structure of Transactional Costs of Business Entities in Construction // World Applied Sciences Journal 23 (Problems of Architecture and Construction). 2013. Р. 80-83.

8. Грахов В. П., Лекомцева Е. Ю. Стратегическое планирование инновационных проектов // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2012. № 2. С. 75-77.

References

1. Asaul A. N. Sistematizatsiya faktorov, kharakterizuyushchikh investitsionnuyu privlekatel'nost' regiona [Systematization of the factors that characterize the investment attractiveness of the region]. Regional'na ekonomika, 2004, no. 2, pp. 53-63.

2. Voynarenko M. P. Klastery v institutsional'noy ekonomike [Clusters in institutional economics]. St. Petersburg, ANO IPEV Publ., 2013. 502 p.

3. Ekimova K. V., Fedina E. V. Sushchnost' klasternykh pred-prinimatel'skikh setey i ikh rol' v ekonomike regiona [Nature of cluster of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2010, no. 2, pp. 67-75.

4. Asaul A. N. Klasternaya forma organizatsii ekonomiki kak al'ternativa otraslevoy [Cluster form of economic organization as an alternative to the sectoral one]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2012, vol. 165, pp. 311-335.

5. Etzkowitz H. The triple helix: University-industry-government. Innovation in action. London, Routledge Publ., 2010. 177 p. (Russ.ed.: Itskovits G. Troynaya spiral'. Universitety-predpri-yatiya-gosudarstvo. Innovatsii v deystvii. Tomsk, TUSUR Univ. Publ., 2010. 238 p.).

6. Asaul A. N. Perspektivy klasternoy organizatsii predpri-nimatel'skoy deyatel'nosti v Rossii [Prospects of cluster organization of the entrepreneurial activity in Russia]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2012, no. 3, pp. 223-236.

7. Asaul A. N., Ivanov S. N. Structure of transactional costs of business entities in construction. World Applied Sciences Journal, 2013, issue 23: Problems of Architecture and Construction, pp. 80-83. D0I:10.5829/idosi.wasj.2013.23. pac.90017.

8. Grakhov V. P., Lekomtseva E. Yu. Strategicheskoe planirovanie innovatsionnykh proektov [Strategic planning of investment projects]. VestnikIzhevskogo gosudarstvennogo tekhniches-kogo universiteta [Bulletin of Izhevsk State Technical University], 2012, no. 2, pp. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.