Научная статья на тему 'Механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства'

Механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСТЕР / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ / BUSINESS ACTIVITY / CLUSTER / INSTITUTIONAL PROVIDING / MECHANISM / MODEL / HOSPITALITY SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюкова И.В.

В статье представлен разработанный механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства. Механизм представлен как порядок взаимодействия управленческих блоков и инструментов кластеризации сферы гостеприимства, позволяющий создать инновационную, конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий мультипликативный и кумулятивный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CLUSTER ORGANIZATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE HOSPITALITY SPHERE

In the article the developed mechanism of realization of the cluster organization of business activity in the hospitality sphere is described. The mechanism is presented as an order of interaction of administrative blocks and clustering tools of the sphere of the hospitality, allowing to create the innovative, competitive economy providing high multiplicative and cumulative effect.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства»

В-четвертых, при оценке влияния внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, следует выделить факторы учета риска принимаемых управленческих решений относительно реализации инноваций.

В-пятых, среди внутренних факторов, определяющих эффективность осуществления инноваций в сфере выставочной деятельности, следует выделить факторы инновационной активности предприятий рассматриваемой сферы.

Сравнительная характеристика уровней и динамики инновационной активности предприятий отечественной экономики в целом и предприятий в сфере выставочной деятельности (в %) за 2009-2012 годы приведена на рис.4.

Как показывают проведенные исследования, если средний уровень инновационной активности предприятий отечественной экономики составляет в последние годы 9,9%, то у предприятий сферы выставочной деятельности уровень инновационной активности в 2,25 раза ниже (4,4%). При этом темп роста инновационной активности у предприятий сферы выставочной деятельности ниже общеэкономического в 23,2 раза.

Сравнительная характеристика инновационной активности предприятий сферы выставочной деятельности за 2009-2012 годы по основным составляющим инновационной активности приведена в табл.2.

Как следует из табл.2, по основным составляющим инновационной активности предприятия сферы выставочной деятельности уступают предприятиям сфер-лидеров по инновационной активности на порядок, а среднему уровню инновационной активности предприятий национальной экономики - в 3 раза.

В указанных условиях возникает необходимость в определении рациональных способов создания благоприятных условий для осуществления эффективных инноваций в сфере выставочной деятельности.

Литература:

Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: М.: Высшая школа менеджмента. 2006. - 415с.

Тебекин А.В. Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации. // Транспортное дело России, №7, 2011.

Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 481с.

Формирование инновационной среды как важнейшее условие обеспечения конкурентности предпринимательских структур. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Поляков В.Л. - М.: Экономический журнал, 2012. -200с.

Черешнев В.А. Институциональные и организационно-правовые условия формирования инновационной среды для модернизации экономики //Инновации. 2010. № 5.

УДК 334.75:658.114

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Крюкова И.В., аспирантка Санкт-Петербургского университета управления и экономики, e-mail: a-krukov-spk@ya.ru

В статье представлен разработанный механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства. Механизм представлен как порядок взаимодействия управленческих блоков и инструментов кластеризации сферы гостеприимства, позволяющий создать инновационную, конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий мультипликативный и кумулятивный эффект.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, кластер, сфера гостеприимства, институциональное обеспечение, механизм, модель.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CLUSTER ORGANIZATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE HOSPITALITY SPHERE

Krykova I., the post-graduate student of Saint Petersburg University of Management and Economics, е-mail: a-krukov-spk@ya.ru

In the article the developed mechanism of realization of the cluster organization of business activity in the hospitality sphere is described. The mechanism is presented as an order of interaction of administrative blocks and clustering tools of the sphere of the hospitality, allowing to create the innovative, competitive economy providing high multiplicative and cumulative effect.

Keywords: business activity, cluster, hospitality sphere, institutional providing, mechanism, model.

Для реализации Концепции кластерной организации предпринимательской деятельности на каждом уровне региональной экономики необходимо создать предпосылки для развития процессов кластеризации сферы гостеприимства, соответствующие стартовым условиям функционирования субъекта предпринимательской деятельности - с одной стороны, и отвечающие вызовам внешнего окружения сферы гостеприимства с другой. Практическую работу по созданию кластера необходимо начинать с обоснования целесообразности создания конкретного кластера на исследуемой территории. Оценивая критерии эффективности уже существующих и вновь создающихся кластеров, необходимо проводить корректировку не только применяемых механизмов, но и, возможно, целей и задач поддержки внутрикластерного взаимодействия в каждом конкретном кластере [1, 2, 3].

Методика экономического обоснования целесообразности и институционального обеспечения создания кластера в сфере гостеприимства. Методика - конкретизация (детализация) метода институционального обеспечения создания кластера, сведения

его до инструкции в виде комплекса мероприятий, позволяющий обосновать целесообразность формирования кластера в сфере гостеприимства. В методику входит: выявление а) потенциальных кластеров в сфере гостеприимства, б) центров эффективности кластера для целей управления, в) соответствия существующей нормативно-правовой базы функционирования кластера; отбор непосредственных участников кластера на основе оценки вклада каждого; оценка конкурентных преимуществ будущего кластера и последствий его влияния на экономику предпринимательства в регионе; принятия региональных целевых программ, запускающих экономические рычаги воздействия на эффективность кластера и разработка программы развития кластера.

Комплекс мероприятий (рисунок 1) положенный в основу методики позволяет обосновать целесообразность формирования кластера в сфере гостеприимства, а реализация методики позволяет заполнять надежную основу (инфраструктурную, законодательную, кадровую, ресурсную и пр.) для развития кластеров в сфере гостеприимства и трансформации структуры региональной экономики.

1 этап - выявление потенциальных кластеров

Мероприятия:

- анализ статистических данных муниципальных образований. В качестве математического инструмента анализа используется набор коэффициентов: локализации, душевого производства, специализации и коэффициент расстояния;

- анализ факторов а)производства и сферы гостеприимства; б) потребления туристических услуг и экспертной их оценки, емкости рынка.

2 этап - диагностический

Мероприятия:

- исследование опыта работы субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельность связанной с гостеприимством;

определение экономической целесообразности кластерной организации предпринимательской деятельности, выявление центров эффективности кластера для целей управления;

- оценка организационной, управленческой, ресурсной составляющих субъектов предпринимательства-участников кластера;

- изучение нормативной базы, регламентирующей функционирование сферы гостеприимства.

3 этап - подготовительный

Мероприятия:

формирование координационного совета кластера из представителей заинтересованных сторон (субъектов предпринимательства, осуществляющего экономическую деятельность в сфере гостеприимства, науки, представителей органов власти и общественности);

- отбор непосредственных участников кластера на основе оценки вклада каждого;

- разработка новой/ приведение в соответствие существующей нормативно -правовой базы функционирования кластера в сфере гостеприимства;

- оценка конкурентных преимуществ будущего кластера и последствий его влияния на экономику предпринимательства в регионе

4 этап - внедренческий

Мероприятия:

- определение масштабов партнерской деятельности внутри кластера;

- воздействие на центры эффективности кластера через экономические, финансовые, правовые рычаги управления;

- принятие региональных целевых программ, запускающих экономические рычаги воздействия на эффективность кластера;

- разработка программы развития кластера

5 этап - оценка и распространение результатов

Мероприятия:

- экономическая оценка эффективности регионального развития с учетом результатов работы кластера;

- разработка прогнозов развития видов экономической деятельности, входящих в кластер (туристическая и гостиничная деятельность, питание, сфера развлечения, кружевные промыслы, музеи, санаторно-курортная деятельность);

- проверка на соответствие региональной программы развития кластеров в сфере гостеприимства стратегии развития туризма в РФ;

- оценка необходимости корректировки мер государственного воздействия (на региональном уровне) на кластерное развитие региона;

- информационное сопровождение позитивных результатов функционирования кластера, создание положительного имиджа кластера;

- использование положительного опыта кластера в сфере гостеприимства на лттугие ютастепы. созданные в лтлгих сектопах экономики

Рис. 1. Этапы выявления и экономического обоснования целесообразности и институционального обеспечения создания кластера в

сфере гостеприимства Вологодской области

Особое значение имеет формирование институциональной среды, создающей условия для совместного участия государственных (муниципальных) органов и субъектов предпринимательства в процессе кластерной организации предпринимательской деятель-

ности, включая создания стимулирующих условий для привлечения в состав кластера индивидуальных предпринимателей и малых предприятий [4].

Как известно, под механизмом в экономике понимается порядок взаимодействия элементов системы, максимально обеспечивающий достижение поставленной цели. Как любой экономический меха-

низм, механизм кластеризации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства имеет собственную организационно - экономическую, социальную и техническую составляющую.

В соответствии с целевыми задачами настоящего исследования приоритет отдается организационно - экономической составляющей.

Механизм реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства это порядок взаимодействия управленческих блоков и инструментов кластеризации сферы гостеприимства, позволяющий создать инновационную,

конкурентоспособную экономику, обеспечивающую высокий мультипликативный и кумулятивный эффект [5].

Первый блок «Организационное, инфраструктурное и правовое обеспечение» представлен комплексом мероприятий, оказывающих инфраструктурную поддержку процессу кластеризации субъектов предпринимательства, осуществляющих свою экономическую деятельность в сфере гостеприимства включает мероприятия:

- принятие региональных нормативных актов направленных на кластерную организацию предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства;

- разработка региональных программ по развитию инфраструктуры кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства;

- создание в Вологодской области координаторов - организационных структур, обеспечивающих комплексную организационную поддержку создающимся и вновь созданным кластерам;

- активизация деятельности бизнес - инкубатора, центра, кластерного развития, НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса и других структур для обеспечения консультационной, производственно-технологической и финансовой поддержки кластеризации сферы гостеприимства;

- регулярное взаимодействие с организациями поддержки инновационной деятельности в области и общественными объединениями;

постоянное взаимодействие с Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), Российской венчурной компанией (РВК), др.

Второй блок «Финансовое обеспечение», представляет собой основу, в рамках которой формулируется финансовые рычаги стимулирования процессов образования новых и функционирования уже существующих кластеров и состоит из мероприятий:

1) финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки сетевого взаимодействия в сфере гостеприимства;

2) комплексная система финансирования кластеров: фонды и программы соинвестирования; гарантии и страхование инвестиций направленных субъектами предпринимательства, участникам кластеров; программы софинансирования (субсидирования) затрат кластеров на защиту интеллектуальной собственности, аренду помещений, использование научного оборудования, обслуживание кредитов, поддержку экспорта и пр.;

3) привлечение инвестиционных компаний, банков и других финансовых структур к активному участию в финансировании кластеров.

Третий блок «Информационное обеспечение» дает представление о том, как формируется и откуда поступает информация о кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства к потенциальным участникам сетевого образования, каким образом осуществляется процесс популяризации знаний о кластерных инициативах для широкого круга лиц включает мероприятия:

1) формирование и развитие информационных ресурсов, стимулирующих кооперационные связи между потенциальными субъектами кластерного взаимодействия;

2) освещение вопросов кластерного взаимодействия в средствах массовой информации, выпуск специализированных изданий, формы общественного признания в области кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства;

3) создание региональных Интернет-порталов, освещающих кластерную организацию предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства и содержащих информацию о проектах и компаниях, потенциальных инвесторах, региональных мероприятиях и программах по поддержке кластеров в регионе,;

4) создание базы типовых соглашений, договоров, юридических документов, необходимых потенциальным участникам кластеров для обеспечения процессов инвестирования, защиты прав интеллектуальной собственности, экспорта, сбыта продукции(услуг) в будущих кластерах сферы гостеприимства.

Четвертый блок «Кадровое обеспечение» включает систему методологических знаний и учебно-образовательных моделей подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к стратегическому планированию и управлению кластерной организацией предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

Мероприятия:

1) развитие центров обучению менеджеров, осуществляю-

щих кластерную организацию предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства;

2) создание региональных организаций, на базе которых будет происходить обучение начинающих предпринимателей, навыкам с передачей опыта работы в сфере гостеприимства;

3) взаимодействие с ВУЗами, в первую очередь экономическими, по созданию учебных программ и курсов по обучению кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства;

4) повышение квалификации госслужащих в области кластерной организации предпринимательской деятельности и кластерного взаимодействия в форме программ переподготовки и повышения квалификации.

Для решения вопросов кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, интенсификации усилий по созданию эффективных механизмов кластерного взаимодействия необходимо, в качестве приоритета, конкретизировать для АНО «Центр кластерного развития Вологодской области» целевую задачу: кластерная организация предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства и включить в основную группу услуг ЦКР на ближайшую перспективу - инфраструктурные направления, которые могут предоставлять в четырех направлениях: подготовка, финансирование, размещение, развитие.

Подготовка - все, что необходимо сделать, чтобы субъект предпринимательской деятельности, как участник кластера состоялся - обучение, бизнес-планирование, консультирование, проведение краш-тестов проектов и т.д.

Финансовые инструменты поддержки - гранты, субсидии, льготные кредиты, венчурное финансирование, компенсация понесенных затрат.

Размещение - офисные, производственные, торговые помещения, бизнес-инкубаторы, технопарки, должно осуществляться на льготной основе.

Развитие - мероприятия, позволяющие субъекту предпринимательской деятельности переходить на новый уровень, на новые рынки, на внешние источники инвестиций.

Для каждого этапа необходимо разработать определенный набор проектов, программ и инструментов развития кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, а к ним уже привязывать организации, администрирующие процессы кластеризации и привлекающие необходимые финансовые ресурсы. Модель эффективного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, учреждений образования и науки, иных некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в кластерах среды гостеприимства Вологодской области (рисунок 2).

Создание необходимой инфраструктуры, способной стимулировать кластерную организацию предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства, - первоочередная задача региональной экономической политики. И поскольку особенностью российской экономики является по-прежнему высокая степень участия государства и отдельных его представителей в вопросах формирования не только легальной, но и неформальной основы функционирования отечественного предпринимательства, именно государство и его региональные институты формируют и оказывают существенное влияние на процесс кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства [6]. Это и создание инновационных центров, инвестиционных фондов, бизнес-инкубаторов, ученых центров и т.п., венчурных фондов, и других инфраструктурных объектов, о которых говорилась ранее.

В российской действительности возможны два варианта поддержки сетевого взаимодействия со стороны государства. Первый вариант - создание и контроль эффективности сетевой среды взаимодействия, второй вариант - необходимо подчеркнуть, что со стороны региональных властей необходимо только регулирующее воздействие с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала «кому быть, а кому не быть» на рынке в качестве партнеров кластера сферы гостеприимства. От того, насколько взвешенной будет работа региональной власти в этом направлении, зависит будущее кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства в Вологодской области.

В качестве основы плана мероприятий по подготовке кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства предлагается:

1. Разработать модель инновационно-технологического кластера

Органы федеральной в jbcth. Правительство Вологодской области.

Региональная корпорация развития

Некомиер четкие н общественные органшацнн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обр азовате льиые заведении н НИИ

Банки, лизинговые, страховые ицр. компании.

Бюро договоров (соглашений)

Инфптищия

Рис. 2. Модель взаимодействия участников кластера

для осуществления своей экономической деятельности в сфере гостеприимства (далее - кластер).

2. Провести в НОУ ВПО «Вологодский институт бизнеса» обучение и учебно-научную работу по вопросам реализации кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

3. Создать в рамках АНО «Центр кластерного развития» консультативно-учебный центр по вопросам развития сферы гостеприимства и обеспечить его информационно-образовательной деятельностью.

4. Создать в рамках программ занятости населения новые рабочие места в структурных элементах кластера в сфере гостеприимства.

5. Создать в ГОУ СПО «Губернаторский колледж народных промыслов», с учётом опыта обучения профессии «Кружевница» подготовку мастеров народных художественных промыслов и ремесленников с привлечением представителей центров народных художественных промыслов и из других регионов.

6. Организовать работы по привлечению международных и отечественных организаций к сотрудничеству по внедрению кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства.

7. Разработать мероприятия по определению новых туристических маршрутов на сельских территориях.

8. Внедрить предлагаемый механизм кластерной организации предпринимательской деятельности в сфере гостеприимства в Вологодской области.

9. Оказать поддержку кластерам в рамках проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.

10. Привлечь производителей сельскохозяйственной продукции, применяющих инновационные технологии, к сотрудничеству с кластерами.

Отметим, что предлагаемая концепция кластерной организации предпринимательской деятельности базируется на принципах сетевой экономики, переход к которой уже положен в основу функционирования большинства российских регионов. Поэтому развитие современной экономики России невозможно без применения

успешных, зарекомендовавших себя в мировой практике кластерных стратегий развития предпринимательства.

Литература:

1. Асаул А.Н. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e.-v.-r./ru

2. Асаул А.Н. Кластерная форма организации экономики как альтернатива отраслевой // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2012. - т.165. - С.311-335.

3. Асаул А.Н. Перспективы кластерной организации предпринимательской деятельности в России // Вестник гражданских инженеров. - 2012. - № 3. - С.223-236.

4. Асаул А.Н. Кластерная организация производства как фактор экономического роста // Экономическое возрождение России. 2012. - № 2. - С. 4 7.

5. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4. - С.3-6.

6. Асаул А.Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система // Экономика строительства. - 2004. - № 6. - С.16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.