Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковская система Таджикистана / исламский институт финансирования / исламское потребительское финансирование / потребительское кредитование / исламская альтернатива / banking system of Tajikistan / Islamic Institute of Finance / Islamic consumer financing / consumer crediting / Islamic alternative

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шухратпур Мухаммадюсуф

Исследуется исламский институт финансирования, разрабатывается исламская альтернатива традиционному потребительскому кредитованию, а также впервые в юридической науке выдвигается концепция «исламское потребительское финансирование». Отмечено, что современная финансовая система динамично развивается и постоянно ищет новые концепции для обеспечения собственной модернизации. Исламский институт финансирования является одним из современных явлений названной системы, особенно для традиционной банковской системы Таджикистана. С появлением этого института возник ряд юридических проблем, ожидающих решения, одна из которых – потребительское кредитование. Выделено, что исламский институт финансирования не занимается кредитованием в традиционном понимании этого слова. Именно поэтому данный институт не может предоставлять потребительские кредиты. Тем не менее, необходимо определить, какую альтернативу традиционному потребительскому кредитованию он может предоставить. Разработка такой альтернативы ‒ сложная задача, требующая детального анализа и объективного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шухратпур Мухаммадюсуф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF ISLAMIC CONSUMER FINANCE: CIVIL LEGAL ASPECTS

The modern financial system is developing dynamically and is constantly looking for new concepts to ensure its modernization. The Islamic Institute of Finance is one of the modern phenomena of the named system, especially for the traditional banking system of Tajikistan. With the advent of this institution, a number of legal problems have arisen that are awaiting resolution, one of which is consumer lending. The fact is that the Islamic finance institute does not engage in lending in the traditional sense of the word. That is why this institution cannot provide consumer loans. However, there is a need to determine what alternative it can provide to traditional consumer lending. Developing such an alternative is a complex task that requires detailed analysis and an objective approach. The article examines the Islamic institution of finance, develops an Islamic alternative to traditional consumer lending, and also puts forward the concept of «islamic consumer finance» for the first time in legal science.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 347.7

DOI 10.24412/3005-8023-2024-2-38-47

Шухратпур Мухаммадюсуф, аспирант каф. гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (Москва, Россия)

Шухратпур Мухаммадюсуф, аспиранти кафедраи ууцуци гражданй, мурофиаи гражданй ва ууцуци байналмиллалии хусусии институти ууцуцшиносии донишгоуи дустии халщои Россия (Москва, Русия)

Shukhratpur Muhammadyusuf, graduate student of the department of civil law and procedure and International private law of the Law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia) e-mail: mshukhratpur@list.ru

исследуется исламский институт финансирования, разрабатывается исламская альтернатива традиционному потребительскому кредитованию, а также впервые в юридической науке выдвигается концепция «исламское потребительское финансирование». Отмечено, что современная финансовая система динамично развивается и постоянно ищет новые концепции для обеспечения собственной модернизации. Исламский институт финансирования является одним из современных явлений названной системы, особенно для традиционной банковской системы Таджикистана. С появлением этого института возник ряд юридических проблем, ожидающих решения, одна из которых - потребительское кредитование. Выделено, что исламский институт финансирования не занимается кредитованием в традиционном понимании этого слова. Именно поэтому данный институт не может предоставлять потребительские кредиты. Тем не менее, необходимо определить, какую альтернативу традиционному потребительскому кредитованию он может предоставить. Разработка такой альтернативы - сложная задача, требующая детального анализа и объективного подхода.

Ключевые слова: банковская система Таджикистана, исламский институт финансирования, исламское потребительское финансирование, потребительское кредитование, исламская альтернатива

Низоми муосири молиявй ба таври динамикй тагйир меёбад ва уамеша дар цустуцуи консепсияуои нав барои таъмини рушди худ мебошад. Институти молиявии исломй яке аз падидауои муосири низоми номбурда бахусус барои низоми анъанавии бонкии Тоцикистон аст. Бо пайдо шудани ин нщод як цатор мушкилоти ууцуцй ба миён омаданд, ки зарурияти щлли худро тацозо менамоянд. Яке аз ин мушкилотуо кредити истеъмолй мебошад. Гап дар сари он аст, ки институти молиявии исломй бо пешнщоди кредит машгул шуда наметавонад. Аз ин ру, ин нщод наметавонад кредити истеъмолй пешкаш намояд. Аммо муайян кардан зарур аст, ки институти молиявии исломй кадом навъ алтернативаи худро бацои кредити анъанавии истеъмолй пешнщод карда метавонад. Кор карда баромадани чунин альтернатива кори мураккабест, ки тащили муфассал ва муносибати объективиро талаб мекунад. Дар мацола институти маблаггузории исломй тащиц гардида, алтернативаи исломии кредити анъанавии истеъмолй тауия карда

КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

КОНСЕПСИЯИ МАБЛАГГУЗОРИИ ИСТЕЪМОЛИИ ИСЛОМИ: ЦАНБАХрИ МАДАНИ-ХУКУЩ

CONCEPT OF ISLAMIC CONSUMER FINANCE: CIVIL LEGAL ASPECTS

мешавад ва бори аввал дар илми ууцуцшиноси консепсияи «маблаггузории истеъмолии исломи» пешнщод карда мешавад.

Калидвожах;о: низоми бонкии Тоцикистон, институти маблаггузории исломи, маблаггузории истеъмолии исломи, царзи истеъмоли ,алтернативаи исломи

The modern financial system is developing dynamically and is constantly looking for new concepts to ensure its modernization. The Islamic Institute of Finance is one of the modern phenomena of the named system, especially for the traditional banking system of Tajikistan. With the advent of this institution, a number of legal problems have arisen that are awaiting resolution, one of which is consumer lending. The fact is that the Islamic finance institute does not engage in lending in the traditional sense of the word. That is why this institution cannot provide consumer loans. However, there is a need to determine what alternative it can provide to traditional consumer lending. Developing such an alternative is a complex task that requires detailed analysis and an objective approach. The article examines the Islamic institution of finance, develops an Islamic alternative to traditional consumer lending, and also puts forward the concept of «islamic consumer finance» for the first time in legal science.

Key-words: banking system of Tajikistan, Islamic Institute of Finance, Islamic consumer financing, consumer crediting, Islamic alternative

Современный исламский банк впервые появился в Египте в 1963 году (Мит Гамр - Mit Ghamr) [11, c. 78; 36, с. 86; 30, с. 258]1 и сегодня действует более чем в 75 странах независимо от их религиозной составляющей (исламские и светские государства) [30, с. 260; 31, с. 21]. Формирование этого института в Таджикистане начинается с момента вступления страны в Исламский банк развития (ИБР) в 2003 году и заканчивается организацией первого исламского банка «Тавхидбонк» в 2018 году, что заняло 15 лет [31, с. 21; 30, с. 260-261].

Сегодня деятельность исламского института финансирования в Таджикистане сталкивается с рядом правовых проблем, что вызвало их широкое обсуждение в научно-практических кругах. Деятельность исламских кредитных организаций существенно отличается от деятельности традиционных кредитных организаций. Эти различия выражаются в порядке осуществления банковских операций, особенно в кредитовании. Однако, несмотря на то, что вопрос рассматривается в различных аспектах и ведется активный дискурс, до сих пор не удалось достичь консенсуса и установить единую позицию. На сегодняшний день в контексте данного вопроса сложились три главных точки зрения:

1. Большинство авторов (С. Х. Тагаев, Е. А. Иванов, Г. Т. Тюнь, И. Е. Михеева и Т. И. Малашенко, Д. С. Муртазакулов, О. А. Серова) подчеркивают, что исламские кредитные организации осуществляют кредитование и предоставляют клиентам кредит. Так, по мнению отечественного автора Д. С. Муртазакулова и российского учёного О. А. Серовой, исламский банкинг предоставляет кредиты более нравственно и гуманно, что является уникальной альтернативой традиционному банковскому делу [18, с. 36-37; 19, с. 24]. Мнение этих авторов совпадает с правовым регулированием деятельности данной организации в Таджикистане. Ибо термины «кредит», «кредитование» и «потребительский

1 Современный исламский банк прошел от первой попытки создания (Малайзия, 1940-е годы), далее - от первой организации протоисламского банка (Пакистан, 1950-е годы) до фактического создания современного исламского банка (Египет, 1963 год). Следует отметить, что корни данного финансового института уходят глубоко в историю и датируются историей появления ислама более 1400 лет назад.

кредит» закреплены в правовых актах, регулирующих деятельность этой организации, а сама организация легально называется исламской кредитной организацией [2].

2. Ряд других авторов (А.В. Селиверстова, И.П. Подмаркова, А. М. Гаджимагомедова, Н. С. Михайлова, М. Ж. Арзаева, С. К. Рахматов и А. А. Валинурова) описывают работу этой организации как проектное инвестирование или финансирование, однако они не рассматривают её как кредитование [34, с. 107; 23, с. 307; 7, с. 121; 16, с. 15; 32, с. 109; 24, с. 57-58; 6, с. 14].

3. Существуют сторонники теории (Ш. М. Муртазалиев, Ж. Д. Ахкубекова, Е. П. Ермакова), согласно которой в деятельности исламской кредитной организации категории «финансирование» и «кредитование» могут быть идентичными [4, с. 26, 29; 10, с. 185]. Например, отечественный учёный-правовед Ш. М. Муртазалиев говорит и о кредитовании [21, с. 155, 158], и о функциональном финансировании исламскими кредитными организациями [20, с. 354].

Но, несмотря на существование различных позиций в изучаемой доктрине, на сегодняшний день исламский кредит и исламское финансирование легально рассматриваются как тождественные категории1.

Современная юридическая доктрина и таджикское право не уделяют должного внимания некоторым важным аспектам данной проблематики. В свете этого мы можем рассмотреть ряд дополнительных аргументов и попытаться выработать общую или компромиссную позицию. Для этого следует кратко напомнить, что представляет собой понятие «кредит» (банковский кредит) в его традиционном понимании. При кредите (банковском кредите) одна сторона - кредитная организация (кредитор) передает другой стороне - заёмщику определенную в договоре денежную сумму на срочной, возвратной и возмездной основе. Другими словами, банковский кредит — это передача денег в долг под проценты. У него есть две стороны в качестве субъектов и деньги в качестве предмета.

Основными аргументами в пользу того, что деятельность рассматриваемой исламской организации не следует характеризовать как кредитование, заключается в следующем. Во-первых, при традиционном кредитовании кредит предоставляется на основе трёх условий: срочность, возвратность и платность. Во-вторых, погашение кредита в основном выражается во взыскании процентов. В-третьих, в исламе запрещено собирать проценты. Этот запрет известен в исламском праве как «риба», а также называется «усури» [22, с. 7]. Есть много обоснований для такого запрета, но можно отметить только главный из них: «... но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. (Сура al Baqarah, стих 275). Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. (Сура al Baqarah, стих 276)» [25]. Ислам разрешает получать прибыль, но запрещает взимать проценты [10, с.184; 9, с. 216].

По причине того, что рассматриваемая исламская организация не занимается кредитованием в традиционном смысле этого слова [29, с. 746; 28, с. 30], в данном исследовании отдаётся предпочтение «исламскому институту финансирования» как названию, более объективно соответствующему характеру деятельности этой организации. Следует также обратить внимание на опыт России, где данная организация официально называется партнёрским (исламским) финансированием. Можно принять этот опыт и отнести исламский институт финансирования к некредитным финансовым организациям (НФО). Поскольку исламский институт финансирования не занимается традиционным

1 Исламский кредит/исламское финансирование - сумма или финансирование, которое предоставляется клиенту исламской кредитной организацией в соответствии с принципами исламского финансирования и может иметь или не иметь условий оплаты основной суммы, прибыли, аренды или услуги [1; 3].

кредитованием, он не может предоставлять потребительские кредиты физическим лицам. Тем не менее, взаимодействие с контрагентами - физическими лицами является одним из важных вопросов любой финансовой системы, в том числе исламской. Исламский институт финансирования совершает определенные сделки с заёмщиками - физическими лицами, значительная часть которых направлена на достижение личных целей заёмщика, не связанных с предпринимательской деятельностью. В связи с этим, проникнув в финансовую систему Таджикистана, данный финансовый институт не может оставаться в стороне от этого процесса и способен предоставить собственную альтернативу традиционному потребительскому кредитованию.

Исламский институт финансирования оказывает различные услуги и заключает различные сделки. Как правило, заёмщики - физические лица могут заключать большое количество сделок с исламским институтом финансирования, что разрешено его лицензией: амана, мушарака, мозареба, мудараба, мурабаха, иджара, инах, салам, вадиа, джуала, таваррук, бай ад дайн, кард ал хасан, сукук и др. Однако конструкция не всех этих сделок позволяет разработать на их основе исламскую альтернативу традиционному потребительскому кредитованию. Часть этих сделок предполагает извлечение прибыли заёмщиком, что не соответствует природе потребительского кредита. Поэтому сделки, заключаемые исламским институтом финансирования, следует разделить на два вида:

1. Предпринимательские: мушарака/мозареба (партнёрство, товарищество), мудараба (доверительное финансирование), салам (авансовое финансирование), таваррук (монетизация актива), бай ад дайн (продажа долга, факторинг), сукук (ценные бумаги) и др.

2. Потребительские: мурабаха (перепродажа, продажа с рассрочкой оплаты), иджара (аренда, лизинг), инах (двойная продажа, продажа с обратным выкупом, заём в форме продажи), кард ал хасан (добрый заём, беспроцентный заём, ссуда).

Предпринимательские сделки могут совершать только субъекты предпринимательской деятельности. Например, в сделке мудараба с одной стороны выступает банк, а с другой -предприниматель. Предпринимательские сделки связаны с прибылью, убытком и долей сторон. Поскольку подробный анализ предпринимательских сделок выходит за рамки этого исследования, перейдем к потребительским сделкам.

Как отмечается, ряд сделок, заключаемых исламским институтом финансирования, не связан с предпринимательской деятельностью его контрагента, а потому носит потребительский характер. Когда заёмщиками по таким сделкам выступают физические лица, то следует говорить о новой форме обеспечения физических лиц-потребителей необходимыми средствами на время и о введении в научный оборот нового понятия, а именно «исламское потребительское финансирование». При внедрении исламского института финансирования в традиционную банковскую систему, где кредитные организации осуществляют потребительское кредитование, необходимо создать новый правовой механизм обеспечения на время физических лиц-потребителей необходимыми средствами в виде исламского потребительского финансирования. В связи с этим необходимо сформулировать его дефиницию и закрепить в законодательстве страны: «Исламское потребительское финансирование - финансирование физических лиц, осуществляемое исламскими институтами финансирования, исламскими микрофинансовыми организациями и исламскими банковскими окнами для удовлетворения их личных потребностей, не направленное на осуществление ими предпринимательской деятельности».

Внедрение института исламского потребительского финансирования будет новым в мировой практике, и поэтому его правовая регламентация нуждается в тщательной разработке.

Поскольку исламское потребительское финансирование осуществляется посредством

заключения ряда сделок, следует раскрыть их сущность. Согласно мурабахи (перепродажа, продажа с рассрочкой оплаты), банк покупает товар (сырье, комплектующие изделия и т.д.) от имени клиента по оговоренной цене, а затем перепродаёт ему товар с наценкой за оказанные услуги, получая прибыль от его продажи [4, с. 28; 26, с. 135; 13, с. 115; 14, с. 183; 8, с. 82; 17, с. 65-66; 27, с. 47; 34, с. 107-108; 10, с. 185; 16, с. 15]. Данная сделка очень похожа на традиционный коммерческий кредит и может заменить его на примере деятельности исламского института финансирования. В соответствии с иджарой (аренда, лизинг), банк (муджир) сначала покупает оборудование по заявке клиента, а затем сдает его в аренду клиенту (мустаджиру) [13, с. 115-116; 14, с. 183; 8, с. 82; 15, с. 16; 10, с. 185; 34, с. 108-109]1. По правилам инаха (двойная продажа, продажа с обратным выкупом, заём в форме продажи), сначала продавец (банк или иной субъект) продаёт товар покупателю по установленной цене с выплатой в рассрочку с отсроченным платежом, затем покупатель обратно продаёт товар продавцу по более низкой цене с немедленной уплатой его стоимости до наступления срока оплаты по первой операции, а оставшиеся средства тратит на свои нужды [35, с. 122]. В силу кард аль-хасан (добрый заём, беспроцентный заём, ссуда), банк предоставляет клиенту определённую сумму как беспроцентную ссуду на возвратной основе, причём клиент по своей воле может (не обязан) доплатить банку за оказанную услугу (хиба) [5, с. 20; 4, с. 28; 13, с. 122; 12, с. 61; 10, с. 185; 16, с. 33, с. 969].

Как указано выше, структура не всех сделок, заключаемых исламским институтом финансирования, позволяет включать их в число сделок, посредством которых может осуществляться исламское потребительское финансирование. Исходя из этого, были установлены только определенные сделки, которые позволяют это сделать. Эти сделки (мурабаха, иджара (иджара мунтахийя биттамлик, инах и кард аль-хасан)) должны быть установлены в законодательстве страны в числе сделок, посредством которых можно предоставить средства физическим лицам - потребителям для удовлетворения их личных потребностей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, сделки, заключаемые исламским институтом финансирования, заметно отличаются от традиционных гражданско-правовых договоров. Несмотря на это, в некоторых аспектах они имеют сходство. Кроме того, физическое лицо-заёмщик (потребитель) вступает в особые правоотношения с исламским институтом финансирования, которые нельзя охарактеризовать как потребительское кредитование. Исламский финансовый институт, не могущий предоставлять потребительский кредит, тем не менее, внедряясь в традиционную банковскую систему, не может и оставаться в стороне от этого процесса. Поэтому данный институт способен предложить собственную альтернативу потребительскому кредитованию. Такой альтернативой может стать новая концепция исламского потребительского финансирования. Создание и законодательное закрепление данной концепции очень важно для традиционной банковской системы, где в основном осуществляется потребительское кредитование. Если традиционное потребительское кредитование в основном осуществляется в форме банковского (денежного) потребительского кредита, то исламское потребительское финансирование представляет собой более широкое понятие, объединяющее ряд отдельных сделок.

1 Существует разные виды иджары. Иджара ва-иктина - соглашение, по которому арендатор по истечении срока аренды желает приобрести товар (движимый/недвижимый) в собственность, арендная плата при этом будет включаться в сумму покупной цены [5, с. 31; 13, с. 116]. Иджара тумма аль бай - соглашение, в силу которого арендатор к концу срока выкупит арендуемое имущество [13, с. 116; 14, с. 183-184; 10, с. 185]. Иджара аль мунтахийа бит тамлик - соглашение, по итогам которого арендуемое имущество переходит в собственность арендатора [13, с. 116; 33, с. 969].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» от 28 июня 2011 года № 722; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ncz.tj/legislation (дата обращения: 10.01.2024).

2. Закон Республики Таджикистан «Об исламской банковской деятельности» от 26 июля 2014 года № 1108; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ncz.tj/legislation (дата обращения: 10.01.2024).

3. Инструкция Национального банка Таджикистана № 238 «О порядке регулирования деятельности исламских кредитных организаций». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nbt.tj/ru/islamic_banking/(дата обращения: 10.01.2024).

4. Ахкубекова Ж. Д. Некоторые вопросы, связанные с особенностями регулирования обязательств с участием исламских банков по мусульманскому праву / Ж. Д. Ахкубекова //Бизнес в законе. - 2012. - № 6. - С. 25-31.

5. Беккин Р. И. Специфика услуг исламских банков / Р. И. Беккин // Банковские услуги. -2007. - № 8. - С. 19-32.

6. Валинурова А. А. Аналоги кредитных продуктов в исламском банкинге / А. А. Валинурова, А. О. Смирнова, О. Л. Ксенофонтова // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. - 2020. - № 3(63). - С. 8-14.

7. Гаджимагомедова А. М. Развитие исламского банкинга в России / А. М. Гаджимагомедова // Приоритетные направления развития науки и образования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 10 мая 2018 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 121-123.

8. Данченко Е. А. Развитие рынка банковских продуктов на основе исламского банкинга: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 /Е. А. Данченко. - Ростов-на-Дону, 2015. - 172 с.

9. Ермакова Е. П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в странах Северной Африки (Алжир и Египет) /Е. П. Ермакова. - Москва: Инфотропик Медиа, 2019. - 264 с.

10.Ермакова Е. П. Исламский банкинг в Малайзии / Е. П. Ермакова // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2017. - Т. 12. - № 5. - С. 182-195.

11. Ермакова Е. П. Разрешение споров в сфере исламского банкинга (Миа^та^ в Малайзии /Е. П. Ермакова // Третейский суд. - 2015. - № 1(97). - С. 78-82.

12.Ибадов Э. С. Услуги, предоставляемые банками в Исламской Республике Иран / Э. С. Ибадов, А. И. Шмырева // Финансы и кредит. - 2015. - № 4(628). - С. 55-64.

13.Иванов Э. А. Инновационные финансовые продукты в исламской финансовой системе в сфере кредитных отношений / Э. А. Иванов, М. Р. Ахтаханов // Экономика образования. - 2013. - № 3(76). - С. 111-125.

14.Мадаминов А. Особенности исламской банковской системы / А. Мадаминов, А. Цапок, Е. В. Попадинец // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита : материалы VIМеждународной молодежной научно-практической конференции. Курск, 03 июня 2014 года / Ответственный редактор Е. А. Бессонова. - Курск: Университетская книга, 2014. - С. 180-184.

15.Марголин А. М. Исламское финансирование и новые инвестиционные перспективы российской экономики / А. М. Марголин, А. Ф. Пенкин // Международный научный журнал. - 2016. - № 6. - С. 7-21.

16.Михайлова Н. С. Теоретические аспекты функционирования исламского банкинга / Н. С. Михайлова // Теория и практика мировой науки. - 2018. - № 3. - С. 14-17.

17.Михеева И. Е. Правовые особенности финансирования по договору мурабаха в соответствии с исламским правом / И. Е. Михеева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - № 2(57). - С. 65-71.

18.Муртазакулов Д. С. Развитие исламского кредитования в России и Республике Таджикистан: возможности интеграции законодательной модели / Д. С. Муртазакулов, О. А. Серова // Законодательство. - 2016. - № 4(24). - С. 33-38.

19. Муртазакулов Д. С. Развитие исламского кредитования в России и Республике Таджикистан: возможности интеграции законодательной модели / Д. С. Муртазакулов, О. А. Серова //Юридическая наука и практика. - 2017. - Т. 13. - № 4. - С. 20-26.

20.Муртазалиев Ш. М. Запреты в исламском финансировании, как форма защиты интересов клиентов банков / Ш. М. Муртазалиев // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2014. - № 2(28). - С. 353-355.

21.Муртазалиев Ш. М. Теоретические основы применения исламских принципов кредитования в современных условиях / Ш. М. Муртазалиев // Наука и новые технологии. - 2011. - № 1. - С. 155-159.

22.Пашков Р. В. Исламский банкинг / Р. В. Пашков, Ю. Н. Юденков. - Москва: Русайнс, 2017. - 250 с.

23.Подмаркова И. П. Возможности использования принципов исламского банкинга в банковской системе нового типа / И. П. Подмаркова // Развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, 24-25 сентября 2018 года / Ответственные редакторы: Цакаев А. Х., Саидов З. А., Арсаханова З. А. - Грозный: Чеченский государственный университет, 2018. - С. 304-310.

24.Рахматов С. К. Социально-экономические особенности исламского банковского дела / С. К. Рахматов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2020. - Т. 2. - № 12(108). - С. 56-63.

25. Священный Коран - jb^' fij^l - The Holy Quran. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://islam-today.ru/files/koran/koran_osmanova.pdf (дата обращения: 16.04.2022).

26. Тагаев С. Х. Проблема ростовщичества в банковском деле: история и современность / С. Х. Тагаев, К. Х. Ибрагимов // Аграрное и земельное право. - 2012. - № 5(89). - С. 133-141.

27.Тюнь Г. Т. Идея глобализации Махатхира Мохамада и мусульманская банковская сеть в Малайзии / Г. Т. Тюнь // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2016. - № 3(156). - С. 43-50.

28.Шухратпур М. Исламский банкинг - кредитная организация без кредитования: на примере Республики Таджикистан / М. Шухратпур // Актуальные проблемы юриспруденции: сборник статей по материалам LXVI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 23 января 2023 года. Том 1(65). -Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2023. - С. 27-30.

29.Шухратпур М. Исламский банкинг - финансирование или кредитование? / М. Шухратпур // Совместная XXII Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и XXIII Международная научно-практическая конференция Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Москва, РАНХиГС, 23-25 ноября 2022 года. - Москва: Юрист, 2023. - С. 743-747.

30.Шухратпур М. Исламский институт финансирования в Таджикистане: историко-правовой аспект / М. Шухратпур // X Московский юридический форум «Устойчивое развитие России: правовое измерение». Москва, МГЮА, 6-8 апреля 2023 года. Москва: МГЮА, 2023. - С. 258-261.

31. Alexandr Pukhart and Shukhratpur Muhammadyusuf. Formation of Islamic banking in Tajikistan / P. Alexandr, M. Shukhratpur //Islamic Finance news. - 2023. - Vol. 20. - № 13. - P. 21.

32.Arzaeva M. Zh Islamic finance: formation features and its possibility of financing small and medium enterprises /M. Zh. Arzaeva, A. E. Barbossyn, G. I. Supugaliyeva // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. - 2020. - № 1. - P. 108-120.

33.Erdogan S. An investigation of Iran's banking system: challenges and remedies / E. Seyfettin, G. Ayfer, R. D. Mehmet //Bilimname XLI. - 2020. - № 1. - P. 957-990.

34.Seliverstova A. V. The features of lending in islamic banks / A. V. Seliverstova, Z. M. Korzovatykh // Islamic finance, islamic banks, credit. - 2017. - № 10. - Р. 105-110.

35.Tita N. Application of Bay' al-'Inah in Islamic Banking and Finance: From the Viewpoint of Siyasah Shar'iyyah / N. Tita, K. Saim // Conference: the 3rd Annual World Conference on Riba, Kuala Lumpur, 26-27 november 2012. - Kuala Lumpur: International Islamic University Malaysia. - 2012 - Р. 119-136.

36.Zeyneb H. O. Mit Ghamr Savings Bank: A Role Model or an Irreplicable Utopia? /H. O. Zeyneb // The Journal of Humanity and Society. - 2018. - Vol. 8. - № 2. - Р. 85-102.

REFERENCES:

1. Law of the Republic of Tajikistan «On the National Bank of Tajikistan» dated on June 28, 2011 № 722; [Electronic resource]. - Access mode: http://ncz.tj/legislation (date of appeal: 01/10/2024).

2. Law of the Republic of Tajikistan «On Islamic Banking» dated on July 26, 2014 № 1108; [Electronic resource]. - Access mode: http://ncz.tj/legislation (date of appeal: 01/10/2024).

3. Instruction of the National Bank of Tajikistan № 238 «On the Procedure for Regulating the Activities of Islamic Credit Organizations» [Electronic resource]. - Access mode: https://nbt.tj/ru/islamic_banking/ (date of appeal: 01/10/2024).

4. Akhkubekova Zh. D. Some Issues Related to the Peculiarities of Regulating Obligations with the Participation of Islamic Banks under Islamic Law / Zh. D. Akhkubekova // Business in Law. - 2012. - № 6. - PP. 25-31.

5. Bekkin R.I. Specificity of services of Islamic banks / R.I. Bekkin // Banking services. - 2007. -№ 8. - PP. 19-32.

6. Valinurova A. A. Analogues of credit products in Islamic Banking / A. A. Valinurova, A. O. Smirnova, O. L. Ksenofontova // Modern science-intensive technologies. Regional application. - 2020. - № 3(63). - PP. 8-14.

7. Gadzhimagomedova A. M. Development of Islamic Banking in Russia / A. M. Gadzhimagomedova // Priority directions for the development of science and education: collection of articles of the II International Scientific and Practical Conference. Penza, May 10, 2018. - Penza: Science and Enlightenment, 2018. - PP. 121-123.

8. Danchenko E. A. Development of the Market of Banking Products Based on Islamic Banking: dis. ...cand. econ. Sciences: 08.00.10 /E. A. Danchenko. - Rostov-on-Don, 2015. - 172pp.

9. Ermakova E. P. Civil Process, Arbitration and Mediation in North African Countries (Algeria and Egypt) / E. P. Ermakova. - Moscow: InfotropikMedia, 2019. - 264 pp.

10.Ermakova E. P. Islamic Banking in Malaysia / E. P. Ermakova // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2017. - V. 12. - № 5. - PP. 182-195.

11.Ermakova E. P. Resolution of Disputes in the Field of Islamic Banking (Mualamat) in Malaysia /E. P. Ermakova // Arbitration Court. - 2015. - № 1(97). - PP. 78-82.

12.Ibadov E. S. Services Provided by Banks in the Islamic Republic of Iran / E. S. Ibadov, A. I. Shmyreva // Finance and credit. - 2015. - № 4(628). -PP. 55-64.

«BECTHMK rrynhn», ebinycK 2 (99), 2024

13.Ivanov E. A. Innovative Financial Products in the Islamic Financial System in the Field of Credit Relations / E. A. Ivanov, M. R. Akhtakhanov // Economics of Education. - 2013. - № 3(76). - PP. 111-125.

14.Madaminov A. Features of the Islamic Banking System / A. Madaminov, A. Tsapok, E. V. Popadinets // Current problems of accounting, analysis and audit: materials of the VI International Youth Scientific and Practical Conference. Kursk, June 03, 2014 / Executive editor E. A. Bessonova. - Kursk: University Book, 2014. - PP. 180-184.

15.Margolin A. M. Islamic Financing and New Investment Prospects for the Russian Economy / A. M. Margolin, A. F. Penkin // International scientific journal. - 2016. - № 6. - PP. 7-21.

16.Mikhailova N. S. Theoretical Aspects of the Functioning of Islamic Banking / N. S. Mikhailova // Theory and practice of world science. - 2018. - № 3. - PP. 14-17.

17.Mikheeva I. E. Legal Features of Financing under a Murabaha Agreement in Accordance with Islamic Law /1. E. Mikheeva // Journal of foreign legislation and comparative law. -2016. - № 2(57). - PP. 65-71.

18.Murtazakulov D. S. Development of Islamic Lending in Russia and the Republic of Tajikistan: possibilities for integrating the legislative model / D. S. Murtazakulov, O. A. Serova // Legislation. - 2016. - № 4(24). - PP. 33-38.

19.Murtazakulov D. S. Development of Islamic Lending in Russia and the Republic of Tajikistan: possibilities for integrating the legislative model / D. S. Murtazakulov, O. A. Serova // Legal science and practice. - 2017. - V. 13. - № 4. - PP. 20-26.

20.Murtazaliev Sh. M. Prohibitions in Islamic Financing as a Form of Protecting the Interests of Bank Clients / Sh. M. Murtazaliev // Bulletin of the Bishkek Humanitarian University. - 2014.

- № 2(28). - PP. 353-355.

21.Murtazaliev Sh. M. Theoretical Foundations of the Application of Islamic Principles of Lending in Modern Conditions / Sh. M. Murtazaliev // Science and new technologies. - 2011.

- № 1. - PP. 155-159.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22.Pashkov R.V. Islamic Banking / R.V. Pashkov, Yu.N. Yudenkov. - Moscow: Rusigns, 2017. -250 pp.

23.Podmarkova I. P. Possibilities of Using the Principles of Islamic Banking in a New Type of Banking System /1. P. Podmarkova // Development of the regional economy in the conditions of digitalization: collection of materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 80th anniversary of the «Chechen State University», Grozny, September 24-25, 2018 / Responsible editors: Tsakaev A. Kh., Saidov Z. A., Arsakhanova Z. A. - Grozny: Chechen State University, 2018. - PP. 304-310.

24.Rakhmatov S.K. Socio-Economic Features of Islamic Banking / S.K. Rakhmatov //Economics and management: problems, solutions. - 2020. - V. 2. - № 12(108). - PP. 56-63.

25.Holy Quran - fjj^l jijR [Electronic resource]. - Access mode: https://islam-today.ru/files/koran/koran_osmanova.pdf (access date: 04/16/2022).

26. Tagaev S. Kh. The Problem of Usury in Banking: History and Modernity / S. Kh. Tagaev, K. Kh. Ibragimov // Agrarian and land law. - 2012. - № 5(89). - PP. 133-141.

27.Tun G. T. The Idea of Globalization of Mahathir Mohamad and the Muslim Banking Network in Malaysia / G. T. Tun // Scientific notes of Petrozavodsk State University. - 2016. - № 3(156). - PP. 43-50.

28.Shukhratpur M. Islamic Banking - a Credit Organization without Lending: on the Example of the Republic of Tajikistan / M. Shukhratpur // Current problems ofjurisprudence: a collection of articles based on the materials of the LXVI international scientific and practical conference, Novosibirsk, January 23, 2023. Volume 1(65). - Novosibirsk: Siberian Academic Book, 2023. - PP. 27-30.

29. Shukhratpur M. Islamic Banking - Financing or Lending? / M. Shukhratpur // Joint XXII International Scientific and Practical Conference «Kutafin Readings» of the O. E. Kutafin University (MSAL) and the XXIII International Scientific and Practical Conference of the Faculty of Law of the M. V. Lomonosov Moscow State University. Moscow, RANEPA, November 23-25, 2022. - Moscow: Lawyer, 2023. - PP. 743-747. 30.Shukhratpur M. Islamic Institute of Finance in Tajikistan: historical and legal aspect / M. Shukhratpur // X Moscow Legal Forum «Sustainable Development of Russia: Legal Dimension». Moscow, Moscow State Law Academy, April 6-8, 2023. Moscow: MSAL, 2023. -PP. 258-261.

31.Alexander Pukhart and Shukhratpur Muhammadyusuf. Formation of Islamic Banking in Tajikistan / P. Alexander, M. Shukhratpur //Islamic Finance news. - 2023. - Vol. 20. - № 13. - PP. 21.

32.Arzaeva M. Zh. Islamic Finance: Formation Features and its Possibility of Financing Small and Medium Enterprises / M. Zh. Arzaeva, A. E. Barbossyn, G. I. Supugaliyeva // Economic series of the Bulletin of ENU named after. L.N. Gumilyov. - 2020. - № 1. - PP. 108-120.

33.Erdogan S. An Investigation of Iran's Banking System: Challenges and Remedies / E. Seyfettin, G. Ayfer, R. D. Mehmet //Bilimname XLI. - 2020. - № 1. - PP. 957-990.

34.Seliverstova A. V. The Features of Lending in Islamic Banks / A. V. Seliverstova, Z. M. Korzovatykh // Islamic finance, islamic banks, credit. - 2017. - № 10. - PP. 105-110.

35.Tita N. Application of Bay' al-'Inah in Islamic Banking and Finance: From the Viewpoint of Siyasah Shar'iyyah / N. Tita, K. Saim // Conference: the 3rd Annual World Conference on Riba, Kuala Lumpur, 26-27 november 2012. - Kuala Lumpur: International Islamic University Malaysia. - 2012 - PP. 119-136.

36.Zeyneb H. O. Mit Ghamr Savings Bank: A Role Model or an Irreplicable Utopia? /H. O. Zeyneb // The Journal of Humanity and Society. - 2018. - Vol. 8. - № 2. - PP. 85-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.