Научная статья на тему 'Социальные детерминанты партнерского финансирования в региональных практиках (кейс Республики Татарстан)'

Социальные детерминанты партнерского финансирования в региональных практиках (кейс Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Исламская экономика / исламское предпринимательство / партнерское финансирование / Республика Татарстан / «ловушка пассивной исламофобии» / Islamic economics / Islamic entrepreneurship / partnership financing / Republic of Tatarstan / “passive Islamophobia traps”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулькова Варвара Юрьевна, Миннуллин Юлай Римович, Юзеф Хайтам Аббас Мохамед

Инициация в 2022 году проекта № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации» осуществляется в условиях выявленных в РФ «ловушек пассивной исламофобии». Для достижения однозначности восприятия и трактовок основных положений проекта законопроекта целью данной статьи является популяризация основных исламских финансовых инструментов и установление их соответствия традиционным банковским продуктам в виде обобщения существующих успешных региональных практик их реализации. Объектом исследования является Республика Татарстан (РТ). К основным методам исследования относятся кабинетный вторичный анализ научных исследований и практик как основа выделения социальных детерминант партнерского финансирования; метод дескриптивного соотношения для описания соответствия инструментов партнерского финансирования традиционным финансам; обобщение федеральной и региональной событийной фактографии по развитию проектов партнерского финансирования в РФ и РТ. По результатам исследования доказано, что партнерское финансирование, являясь институтом исламской экономики, обнаруживает имманентные социальные детерминанты, формируемые религиозными нормами, которые регулируют хозяйственное поведение исламских предпринимателей, ориентированных на обеспечение социальной справедливости при распределении результатов деятельности, базирующейся на взаимной ответственности, равенстве, добровольности, равнозначимости и консолидации. Указанные социальные детерминанты, имманентные инструментам исламского финансирования, выступают характерными признаками партнерства, что подтверждает справедливость утверждения о синонимичности понятий исламского финансирования и партнерского финансирования. Выявлено, что, несмотря на имманентные особенности, партнерское финансирование предусматривает стандартные типы отношений (партнерство, купля-продажа, аренда, заем, страхованием), а сущность инструментов исламского финансирования синхронизируется с традиционными финансовыми инструментами, поэтому первые, с учетом их особенностей, адаптируются к условиям использования традиционными финансовыми институтами в Российской Федерации. Разработаны предложения по внесению изменений в законопроект, касающиеся НДС, материнского капитала, погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Determinants of Partnership Financing in Regional Practices (Case Study of the Republic of Tatarstan)

The initiation in 2022 of the draft No. 198584-8 of the Federal Law “On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the implementation of partner financing activities in certain constituent entities of the Russian Federation” is carried out in the conditions of “passive Islamophobia traps” identified in the Russian Federation. In order to achieve unambiguous perception and interpretation of the main provisions of the content of the draft bill, the aim of this article is to establish the conformity of the main Islamic financial instruments with traditional banking products in generalizing the existing successful regional practices for their implementation. The object of the study is the Republic of Tatarstan. Research methods are desk secondary analysis of scientific research and practice as a basis for identifying the social determinants of partnership financing; descriptive ratio method to describe the correspondence of partner financing instruments to traditional finance; generalization of federal and regional event facts on the development of partner financing projects in the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. According to the results of the study, it was proved that partner financing, being an institution of Islamic economics, reveals immanent social determinants formed by religious norms that regulate the economic behavior of Islamic entrepreneurs, focused on ensuring social justice in the distribution of results of activities based on mutual responsibility, equality, voluntariness, equivalence and consolidation. These social determinants immanent to Islamic finance instruments are characteristic signs of partnership, and that works to verify the fairness of the synonymy of the concepts of Islamic finance and partnership finance. It was revealed that despite the immanent features, partnership financing provides for standard types of relationships (partnership, purchase, sale, lease, loan, insurance), and the essence of Islamic finance instruments is synchronized with traditional financial instruments, therefore, the former, taking into account their characteristics, adapt to the conditions of use by traditional financial institutions in the Russian Federation. Proposals have been developed to amend the law draft relating to VAT, maternity capital, repayment of obligations under mortgage housing loans.

Текст научной работы на тему «Социальные детерминанты партнерского финансирования в региональных практиках (кейс Республики Татарстан)»

DOI: 10.24412/2070-1381-2023-98-162-177

Социальные детерминанты партнерского финансирования в региональных практиках (кейс Республики Татарстан)

Кулькова Варвара Юрьевна

Доктор экономических наук, профессор, Казанский государственный энергетический университет, Казань, РФ. E-mail: kulkova77@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4819-4628 ORCID ID: 0000-0001-9943-1780

Миннуллин Юлай Римович

Заместитель Министра экономики Республики Татарстан, Казань, РФ. E-mail: yulay.minnullin@tatar.ru

Юзеф Хайтам Аббас Мохамед

Соискатель, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, РФ. E-mail: haitham.youssef4@yahoo.com SPIN-код РИНЦ: 9417-2455 ORCID ID: 0000-0002-7197-393Х

Аннотация

Инициация в 2022 году проекта № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации» осуществляется в условиях выявленных в РФ «ловушек пассивной исламофобии». Для достижения однозначности восприятия и трактовок основных положений проекта законопроекта целью данной статьи является популяризация основных исламских финансовых инструментов и установление их соответствия традиционным банковским продуктам в виде обобщения существующих успешных региональных практик их реализации. Объектом исследования является Республика Татарстан (РТ). К основным методам исследования относятся кабинетный вторичный анализ научных исследований и практик как основа выделения социальных детерминант партнерского финансирования; метод дескриптивного соотношения для описания соответствия инструментов партнерского финансирования традиционным финансам; обобщение федеральной и региональной событийной фактографии по развитию проектов партнерского финансирования в РФ и РТ. По результатам исследования доказано, что партнерское финансирование, являясь институтом исламской экономики, обнаруживает имманентные социальные детерминанты, формируемые религиозными нормами, которые регулируют хозяйственное поведение исламских предпринимателей, ориентированных на обеспечение социальной справедливости при распределении результатов деятельности, базирующейся на взаимной ответственности, равенстве, добровольности, равнозначимости и консолидации. Указанные социальные детерминанты, имманентные инструментам исламского финансирования, выступают характерными признаками партнерства, что подтверждает справедливость утверждения о синонимичности понятий исламского финансирования и партнерского финансирования. Выявлено, что, несмотря на имманентные особенности, партнерское финансирование предусматривает стандартные типы отношений (партнерство, купля-продажа, аренда, заем, страхованием), а сущность инструментов исламского финансирования синхронизируется с традиционными финансовыми инструментами, поэтому первые, с учетом их особенностей, адаптируются к условиям использования традиционными финансовыми институтами в Российской Федерации. Разработаны предложения по внесению изменений в законопроект, касающиеся НДС, материнского капитала, погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам.

Ключевые слова

Исламская экономика, исламское предпринимательство, партнерское финансирование, Республика Татарстан, «ловушка пассивной исламофобии».

Social Determinants of Partnership Financing in Regional Practices (Case Study of the Republic of Tatarstan)

Varvara Yu. Kulkova

DSc (Economics), Professor, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russian Federation. E-mail: kulkova77@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-9943-1780

Yulay R. Minnullin

Deputy Minister of Economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation. E-mail: yulay.minnullin@tatar.ru

Haitham Abbas Mohamed Youssef

PhD applicant, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: haitham.youssef4@yahoo.com ORCID ID: 0000-0002-7197-393Х

Abstract

The initiation in 2022 of the draft No. 198584-8 of the Federal Law "On conducting an experiment to establish special regulation in order to create the necessary conditions for the implementation of partner financing activities in certain constituent entities of the Russian Federation" is carried out in the conditions of "passive Islamophobia traps" identified in the Russian Federation. In order to achieve unambiguous perception and interpretation of the main provisions of the content of the draft bill, the aim of this article is to establish the conformity of the main Islamic financial instruments with traditional banking products in generalizing the existing successful regional practices for their implementation. The object of the study is the Republic of Tatarstan. Research methods are desk secondary analysis of scientific research and practice as a basis for identifying the social determinants of partnership financing; descriptive ratio method to describe the correspondence of partner financing instruments to traditional finance; generalization of federal and regional event facts on the development of partner financing projects in the Russian Federation and the Republic of Tatarstan. According to the results of the study, it was proved that partner financing, being an institution of Islamic economics, reveals immanent social determinants formed by religious norms that regulate the economic behavior of Islamic entrepreneurs, focused on ensuring social justice in the distribution of results of activities based on mutual responsibility, equality, voluntariness, equivalence and consolidation. These social determinants immanent to Islamic finance instruments are characteristic signs of partnership, and that works to verify the fairness of the synonymy of the concepts of Islamic finance and partnership finance. It was revealed that despite the immanent features, partnership financing provides for standard types of relationships (partnership, purchase, sale, lease, loan, insurance), and the essence of Islamic finance instruments is synchronized with traditional financial instruments, therefore, the former, taking into account their characteristics, adapt to the conditions of use by traditional financial institutions in the Russian Federation. Proposals have been developed to amend the law draft relating to VAT, maternity capital, repayment of obligations under mortgage housing loans.

Keywords

Islamic economics, Islamic entrepreneurship, partnership financing, Republic of Tatarstan, "passive Islamophobia traps".

Введение

В современных условиях в Российской Федерации принципы исламской модели экономики получают развитие в предпринимательской деятельности в субъектах РФ с преобладанием в структуре населения титульных этносов (носителей культурно-духовных и религиозных ценностей ислама), получающей институционализацию в исламском предпринимательстве [Рябченко 2018].

Следует отметить, что идея о ключевой роли религии в управлении социально-экономическими системами не является новой в экономической науке. Эта мысль была исследована зарубежными учеными [Dodd, Seaman 1998; Davis 2013].

Кроме того, в настоящее время позиционирование исламского предпринимательства как социально-экономического феномена, основанного на религиозных убеждениях, подтверждается правовыми гарантиями. Свобода вероисповедания и религиозных убеждений является одним из фундаментальных прав во многих национальных и международных законах. Так, право на свободу вероисповедания закреплено в статье 18 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими...»1. В соответствии со статьей 11 Европейской конвенции по правам человека, «каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов»2.

Ряд исследователей доказывает социально-ориентированный характер исламской экономики, формируемый под воздействием религиозных императивов. Так, Т. Бег вводит принцип «коммуности», или «коллективной ответственности» [Beg 1979], требующий направления части предпринимательского дохода на финансирование минимального набора нужд коллектива, исламского общества, который необходим для поддержания его жизнедеятельности и развития.

1 Всеобщая декларация прав человека // ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/about-us/universal-declaration-of-human-rights (дата обращения: 25.03.2023).

2 Европейская конвенция по правам человека // European court of human rights [Электронный ресурс]. URL: https://www.echr.coe.int/documents/convention rus.pdf (дата обращения: 25.02.2023).

Принцип «коммунности» находит методологическое обоснование в современной теории социальной и солидарной экономики (ССЭ), которая зародилась в XVIII веке в школе кооперативной философии, представленной учеными Оуэном, Сен-Симоном, Фурье и Прудоном, практическую реализацию получила во Франции в практике «Общества народной экономики», представленной деятельностью «нимских» кооперативов3, а в современной европейской социологии — в разработках концепции солидарности в аспекте социальной интеграции [Durkheim 1997]. Основные положения современной ССЭ состоят в следующем [Кулькова 2022]:

— по мнению А. Дэша, «это процесс социальной самоорганизации, происходящий снизу вверх, в основе которого лежит сочетание ценностей»;

— как полагает А. Ашта, «организация ССЭ может приносить прибыль, но она, как правило, реинвестируется в соответствии с коллективными интересами»;

— Э. Дашо отмечает, что «агенты социальной экономики — часть локальных сообществ и их деятельность базируется на принципах солидарности, доверия, кооперации и духе общности».

Как видно, основные положения ССЭ близки к современной концепции устойчивого развития, трактующей последнее как процесс, направленный на баланс триединства социального (уровень и качество жизни), экологического (сохранение природы), экономического (процветание экономики), воплощающейся на практике в провозглашении целей устойчивого развития (ЦУР) (Global Development Agenda beyond 2015) на ESG-принципах (E — экологичность, S — социальная ответственность, G — управление)4. Принцип «служения» сообществу и благотворительность в исламском предпринимательстве идентифицируются с современной интерпретацией социальной ответственности в контексте целей устойчивого развития и ESG-принципов.

В отечественной научной школе ретроспективный анализ развития предпринимательства среди мусульманских народов Российской Империи в дореволюционный период представлен в работах М.З. Гибадуллина, в которых особое внимание уделяется формированию институциональных факторов развития мусульманского купечества в XIX веке, мусульманских акционерных обществ и торгово-промышленных товариществ, институтов мусульманской благотворительности. Автор делает вывод, что предпринимателям-мусульманам, как и всем другим представителям предпринимательского сообщества, было характерно стремление к личному обогащению и разумность ведения бизнеса. Однако исламские предприниматели всегда заботились о социально-экономических и духовных интересах мусульманской общины [Гибадуллин и др. 2016].

В современной российской научной литературе исследована возможность развития партнерства (товарищества) как формы исламской модели предпринимательства в России. Так, Э. Яхин указывает, что исламское предпринимательство является «...видом деятельности человека, направленным на получение дохода, то есть является источником пропитания посредством выполнения определенной работы, изготовления продукта или оказания услуги. Более того, данный вид деятельности является достойным в исламе и мусульманам нужно стремиться заниматься этой деятельностью, при этом, конечно, соблюдая шариат» [Яхин 2010, 20]. Ключевой детерминантой при таком бизнесе выступает обеспечение

3 Гловели Г.Д. История экономических учений: учебное пособие для бакалавриата и специалитета. М.: Издательство Юрайт, 2019.

4 ESG-стратегия: модный тренд или работающий инструмент? Мнения экспертов и участников рынка // EcoStandard. journal [Электронный ресурс]. URL: https://journal.ecostandardgroup.ru/esg/test/esg-strategiya-modnyy-trend-ili-rabotayushchiy-instrument-mneniya-ekspertov-i-uchastnikov-rynka/ (дата обращения: 25.01.2023).

удовлетворенности потребностей общества и собственных, что возможно благодаря рациональному пользованию ресурсами и справедливому распределению полученных в ходе экономической деятельности благ.

Авторский подход к социально-экономическим аспектам управления исламским предпринимательством [Кулькова, Юзеф 2021, 26-27] раскрывает его сущность как объективного фактора современной экономики, ориентированной на устойчивое развитие, и социально-экономического феномена, который, с одной стороны, формируется религиозными нормами, регулирующими хозяйственное поведение исламских предпринимателей, ориентированных на обеспечение социальной справедливости при распределении результатов деятельности, базирующейся на взаимной ответственности; с другой стороны, обусловлен расширением перспектив социально-экономического сотрудничества в международной деятельности и получением новых рынков сбыта для отечественной продукции, а также необходимостью для предпринимателя получения прибыли от ведения деятельности за счет удовлетворения редких потребностей стабильно растущей целевой группы населения (мусульман), порождаемых особенностями вероисповедания.

На основе предложенной нормативной модели позиционирования исламского предпринимателя и его социально-экономической миссии нами выделены организационные аспекты управления исламской благотворительной деятельностью в РФ, характеризующиеся формированием фандрайзинговой стратегии через инструменты обязательного пожертвования (закят) и иных приношений добровольного характера (садака) с последующим распределением средств на различные благотворительные программы с целевой ориентацией:

— на оказание помощи нуждающимся людям, попавшим в трудное материальное положение;

— на образование;

— на проведение ремонтных работ архитектурных объектов культурно-духовного наследия [Кулькова, Юзеф 2022].

Религиозные ценности, переплетение социальных детерминант с экономическими в исламской экономике задают особенности исламских финансов, которые, как свидетельствуют данные5, имеют лидирующие позиции в структуре отраслей исламской экономики, тем самым выступают ее фундаментом.

Региональные ученые [Шарифуллин и др. 2016] раскрывают сущность исламских финансов как института финансового посредничества, работающего на инициацию финансовых инноваций.

Отечественные исследователи также проводят вторичный анализ сущности инструментов исламских финансов (таких как амана, кард, мушарака, мудараба, мурабаха, иджара, салям, истисна, сукук, такафул), обобщение которых проводилось нами ранее [Миннуллин и др. 2022].

Институциональные особенности, а также этико-правовые, социально-экономические, организационные и финансовые аспекты формирования исламских финансовых учреждений и перспективы их развития в России детально исследованы в работе Х.М. Идрисова6.

5 Доклад о состоянии мировой исламской экономики. DinarStandard. 2020 // Украинская ассоциация халяль индустрии [Электронный ресурс]. URL: https://ukrhalal.org/globalnyj-doklad-o-sostoyanii-islamskoj-ekonomiki-2019-2020/ (дата обращения 19.03.2023).

6 Идрисов Х.М. Исламские инвестиционные продукты: особенности и перспективы развития: дис... канд. экон. наук. М., 2020.

Следует отметить, что в условиях РФ наблюдается в настоящее время трансформация понятийного ряда от общепринятых «исламских финансов» к «партнерскому финансированию», обусловленная «ловушками пассивной исламофобии», выявленными в исследовании Э.Э. Имамкулиевой7.

Термин «партнерское финансирование» подчеркивает социальные детерминанты, заложенные в основу исламского финансирования, обоснованного отечественными авторами, и принципов исламской финансовой системы (риба, мейсир, гарар, принцип участия), изложенных Р.И. Беккиным и М.С. Алискеровым [Беккин, Алискеров 2017]; в качестве обобщения нами предложено использование принципа «халяль», требующего финансирования позволительного, сбалансированного образа жизни [Миннуллин и др. 2022]. Подчеркивая социальную детерминированность сущности исламских финансов, отечественный ученый Е.А. Байдаулет вводит в синонимичный понятийный ряд для их обозначения понятие «этические финансы»8.

В РФ последней публичной новацией в области исламских финансов является инициация в 2022 году проекта № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», что являлось предметом наших исследований ранее [Миннуллин и др. 2022].

С учетом существующих в РФ «ловушек пассивной исламофобии» [Имамкулиева, Садыгзаде 2019] и для достижения однозначности восприятия и трактовок основных положений содержания проекта № 198584-8 Федерального закона целью данной статьи является популяризация основных исламских финансовых инструментов и установление их соответствия традиционным банковским продуктам в виде обобщения успешных региональных практик их реализации.

Объектом исследования выбрана Республика Татарстан (РТ) как субъект РФ, Раис которого (Р.Н. Минниханов) с 2006 года возглавляет в России группу стратегического видения «Россия — Исламский Мир», проводит на субфедеральном уровне активную региональную политику развития исламского предпринимательства и партнерского финансирования.

Методы исследования включают кабинетный вторичный анализ зарубежных и отечественных научных исследований и практик как основу выделения социальных детерминант партнерского финансирования; метод дескриптивного соотношения для описания соответствия инструментов партнерского финансирования традиционным финансовым продуктам; обобщение федеральной и региональной событийной фактографии по развитию проектов партнерского финансирования в РФ и РТ.

Характеристика инструментов партнерского финансирования

Сущность и видовой состав инструментов партнерского финансирования, как указано выше, выступали предметом исследовательского внимания представителей отечественной школы (Таблица 1).

7 См. также: В России появится исламский банкинг. Что это такое, почему запрещен доход с процентов и какие перспективы// Banki.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10971107 (дата обращения: 19.03.2023).

8 Байдаулет Е.А. Основы этических (исламских) финансов: учебное пособие. Павлодар, 2014.

Таблица 1. Видовая структура инструментов партнерского финансирования в отечественном исследовательском фокусе9

Инструмент партнерского финансирования Исследователь

Амана Беккин Р.И., Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н., Юзеф Х.А.М.

Кард Беккин Р.И., Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н., Юзеф Х.А.М.

Мушарака Беккин Р.И., Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н., Юзеф Х.А.М.

Мудараба Беккин Р.И., Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н., Юзеф Х.А.М.

Мурабаха Беккин Р.И., Гамбеева Ю.Н., Медведева С.Н., Юзеф Х.А.М.

Иджара Басангов Л.Л., Беккин Р.И., Юзеф Х.А.М.

Истисна Арчакова-Ужахова М.Б., Юзеф Х.А.М.

Сукук Авилова В.В., Беккин Р.И., Ульмаскулов .Ф., Арчакова-Ужахова М.Б., Юзеф Х.А.М.

Такафул Беккин Р.И., Исаева П.Г., Алискеров М.С. , Юзеф Х.А.М.

Справедливости ради отметим, что указанные отечественные исследователи концентрировались на описании сущности инструментов партнерского финансирования, в некоторых случаях освещали практики применения отдельных инструментов, включая отраслевые кейсы [Авилова, Ульмаскулов 2016], однако адаптация сущности инструментов исламского финансирования к традиционным финансовым инструментам не была предпринята. Для устранения выявленного упущения нами с использованием метода дескриптивного соотношения установлены соответствия инструментов партнерского финансирования традиционным финансовым продуктам (Таблица 2).

Таблица 2. Синхронизация основных инструментов партнерского финансирования с традиционными финансовыми продуктами10

Тип отношений Договорная модель/ финансовый инструмент Сущность инструмента Особенности и условия использования традиционными финансовыми институтами в РФ

Партнерство Мудараба Доверительное управление Передача капитала одной стороны под управление другой стороне, при котором прибыль делится в заранее оговоренном соотношении, а убытки несет собственник капитала.

Мушарака Совместное, долевое участие Создание совместного предприятия путем вложения долей инвесторов и разделения прибыли (убытков) в соответствии с вложенным размером долей (пая).

Купля-продажа Мурабаха Купля-продажа в рассрочку с наценкой Продавец покупает от лица клиента все необходимое для производства товара и потом продает его клиенту с наценкой. Условия: запрещены штрафные санкции в пользу продавца; риски, связанные с правом собственности на товар, лежат на продавце до момента его продажи клиенту; может использоваться лишь в отношении материальных активов.

9 Источник: [Миннуллин и др. 2022; Авилова 2016].

10 Составлено авторами.

Аренда Иджара Аренда, лизинг Исламский лизинг, при котором финансовая организация покупает для сдачи клиенту оборудование в аренду. Учет имущества осуществляется на балансе лизингодателя, который несет риск утраты имущества. Существенные условия: определенность арендных платежей; плата за аренду может взыскиваться только за период пользования активом; ответственность за переданное в аренду имущество несет арендодатель; аренда актива и его передача в собственность не могут осуществляться в рамках одного контракта; запрещены штрафные санкции в пользу лизингодателя.

Заем Кард (Беспроцентный депозит) Депозитный счет Вложения, не предполагающие выплаты вознаграждения за пользование финансовыми средствами, но может быть сделан подарок кредитору без привязки к условиям займа. Возвращаются по требованию.

Сукук Облигационный заем в виде ценных бумаг, обеспеченный активами Выпуск облигаций под залог активов с регулярной доходностью. Оборотоспособность Сукука зависит от видов активов в обеспечении. Традиционные банки могут выступать как в роли эмитента, так и агента при условии соблюдения требований Шариата по сегрегации ссудного от «халяльного» капитала.

Страхование Такафул Страхование Создание такафул-фонда за счет взносов страхователей, которые являются его коллективными владельцами, а управляющими капиталами выступают страховщики.

Как видно, инструменты исламского финансирования, предусматривают стандартные типы отношений (партнерство, купля-продажа, аренда, заем, страхованием), но на особенных условиях, обусловленных их имманентными социальными детерминантами, направленными на равенство, добровольность, равнозначимость и консолидацию стейкхолдеров финансовых взаимодействий и взаимоотношений. В исламских финансовых взаимоотношениях стейкхолдеры, вступающие в них, позиционируются как части единого целого. Указанные социальные детерминанты, имманентные инструментам исламского финансирования, выступают характерными признаками партнерства, что говорит о синонимичности понятий исламского финансирования и партнерского финансирования.

На основе выделенных в Таблице 2 особенностей и условий использования исламских финансовых инструментов традиционными финансовыми институтами в РФ обобщим историю зарождающихся успешных практик развития проектов партнерского финансирования в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Становление практик реализации проектов партнерского финансирования в Российской Федерации и Республике Татарстан

Развитие проектов партнерского финансирования в РФ имеет непростую и уже достаточно длительную историю становления (Таблица 3).

Таблица 3. Развитие проектов исламского финансирования в России11

Год Краткое описание

1997 Первая попытка открытия исламского банка при поддержке ИБР «Бард-Форте»

2008 Подписание меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Татарстан и Исламским Банком Развития

2009 Неудачная попытка выпуска сукук-облигаций на сумму 200 млн долл. при поддержке Финансового дома Кувейта

2011 Первое привлечение средств через инструменты исламского банкинга «АК Барс» в размере 60 млн долл.

11 Составлено авторами.

2014 Повторное привлечение средств посредством исламского банкинга «АК Барс» в сумме 100 млн долл.

Предложение узаконить исламский банкинг на территории России и создать профильный комитет при Центральном банке РФ

Объявление о создании площадки для исследований и проработки потенциальной «дорожной карты» в рамках сотрудничества Республики Татарстан и ПАО «Сбербанк»

2015 Церемония передачи итоговой версии ТЭО по созданию исламского банка или исламского банковского окна

2017 Отклонение Госдумой законопроекта об исламском банкинге

ЦБ РФ зарегистрировал первый выпуск неконвертируемых облигаций на предъявителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 Подписание соглашения между ПАО «Сбербанк» и ООО «ПэйЗакят» о приобретении доли у последней в размере 25%

Россия впервые приняла участие в международной конференции по исламскому банкингу и финансированию, на которой презентовала проект по привлечению инвестиций посредством товарных облигаций вида сукук

2020 Активная деятельность ПАО «Сбербанк» по развитию исламского финансирования в России с участием международных компаний

2021 Создание Московской биржей и ПАО «Сбербанк» Индекса исламских инвестиций (MXSHAR) и Индекса исламских инвестиций полной доходности (MXSHARTR)

2022 Внесение в ГД проекта № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», прошедшего первое чтение12

Согласно приведенной фактографии, на начальном этапе становления практик партнерского финансирования в РФ не все проекты достигают успеха: неудачная попытка выпуска сукук-облигаций (2009 г.), отклонение ГД РФ законопроекта об исламском финансирование (2017 г.) и др. Однако сегодня сложившаяся конъюнктура международных рынков, обусловленная современной геополитической ситуацией высокой социальной турбулентности, работает на активизацию интереса к странам исламской экономики, что сопровождается развитием институтов исламской экономики и инструментов партнерского финансирования в РФ, в которое конвергируются на микроуровне наиболее прогрессивные финансовые стейкхолдеры (ПАО «Сбербанк»), на мезоуровне — некоторые субъекты РФ.

Учитывая современные условия, неудивительно, что особых успехов в исламском финансировании ПАО «Сбербанк» достигает в 2020 г. Главные итоги деятельности ПАО «Сбербанк» в направлении исламского бизнеса представлены в Таблице 4.

Таблица 4. Основные мероприятия, проводимые «Сбербанком» в сфере исламских финансов

в 2020 году13

Наименование мероприятия Результаты

Торговое финансирование Экспорт пшеницы из РФ в Египет при участии International Islamic Trade Finance Company.

Регистрация офиса в Абу-Даби Получено предварительное согласование на регистрацию дочерней компании ПАО «Сбербанк» в ОАЭ. Sberbank Investment Middle East станет лицензированным «исламским окном», который будет структурировать инвестиционные продукты в соответствии с принципами Шариата, развивать традиционные продукты исламского финансирования, напрямую выстраивать партнерство с инвесторами с Ближнего Востока.

Учреждение центра по партнерскому финансированию и спецпроектам Партнерское участие банка в проекте с соответствующим распределением рисков и прибыли.

12 Инициация введения в 2022 году публичных новаций партнерского финансирования в Российской Федерации подробно описана в статье [Миннуллин и др. 2022].

13 Составлено авторами на основе Исламское финансирование в Сбере-2020: офис в Абу-Даби, экспортная сделка на 13 млн долл. и победа PayZakat // AK&M [Электронный ресурс]. URL:https://www.akm.ru/news/islamskoe finansirovanie v sbere 2020 ofis v abu dabi eksportnaya sdelka na 13 mln doll i pobeda pay/ (дата обращения: 29.02.2023).

Победа онлайн-платформы PayZakat в номинации «Социальное финансирование» в сфере исламского финансирования Global Islamic Finance Awards PayZakat позволяет перечислять и распределять обязательные (закят) и добровольные сборы (садака) в пользу неимущих и нуждающихся мусульман. За первый полный год работы был обработан 651 платеж на общую сумму свыше 4 млн руб.

Лекции по теме исламского финансирования Совместное чтение лекций с бизнес-школой МГИМО.

На уровне субъектов РФ Республика Татарстан имеет продуктивные практики активного развития исламских финансовых институтов и многочисленных проектов (Таблица 5), ряд из которых уже ранее выступали объектом нашего анализа [Миннуллин и др. 2022].

Таблица 5. Развитие ключевых проектов исламского финансирования

в Республике Татарстан14

Год Краткое описание

2006 Раис Республики Татарстан Р.Н. Минниханов возглавляет группу стратегического видения «Россия — Исламский Мир».

2008 В 2008 году между Исламским банком развития и Правительством Республики Татарстан был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу взаимодействия. В 2008 году в Казани был организован первый в России Международный семинар по партнерскому банкингу и страхованию, по итогам проведения которого было принято решение о создании в Республике Татарстан специального образовательного центра по исламской экономике и финансам (РЦИЭФ).

2009 Инициация и проведение Международного экономического саммита России и стран Организации исламского сотрудничества — KazanSummit.

2010 Организация Финансового дома «Амаль» (публично открыт с февраля 2011 года), специализирующегося на предоставлении услуг исламского финансирования.

20112012 ПАО «АК БАРС» БАНК привлек средства объемом 60 млн долларов США сроком на один год, что стало первой исламской сделкой в России и СНГ. Ведущие организаторы и букраннеры сделки — Citibank N.A London и Исламская Корпорация по развитию частного сектора (Islamic Corporation for the Development of the Private Sector, ICD), Группа Исламского Банка Развития. Доходность инвестора по первой сделке составила 12M LIBOR 2 (0,8127%) +2,3% годовых. По версии Islamic Finance news, данная сделка в 2012 году была признана «Сделкой 2011 года в Европе».

20132014 ПАО «АК БАРС» БАНК привлек средства объемом 100 млн долларов США, предоставленные группой международных банков, сроком финансирования 1 год (документация подписана 30.12.2013). Для участия в сделке сформирован синдикат из 11 банков: ведущие организаторы и букраннеры — Citibank N.A London, Commerzbank Aktiengesellschaft и Emirates NBD Capital Limited. Стоимость финансирования определялась как ставка 3M LIBOR (0,2386%) плюс маржа в размере 3% годовых. По версии Islamic Finance news, данная сделка в 2014 году была отмечена специальной премией в рамках номинации «Лучшая сделка в Европе 2013 года».

2015 Заключено соглашение между Республикой Татарстан и малазийско-российским консорциумом в составе UNIRAZAK, IBFIM и Фонда развития исламского бизнеса и финансов о подготовке технико-экономического обоснования по созданию исламского банка или исламского банковского окна на территории Республики Татарстан.

2016 Проведено 3-е заседание рабочей группы по партнерскому банкингу при Банке России под председательством первого заместителя Председателя Банка России Алексея Симановского с участием Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова с утверждением дорожной карты по развитию партнерского банкинга и связанных с ним финансовых услуг в Российской Федерации на период 2016-2017 гг.

2017 Банк России зарегистрировал первый в России выпуск облигаций-сукук компании ООО «Сукук-инвест» (Казань).

2018 Создан ЖНК «Жилищные традиции» (аффилирован с УК «Унистрой»), в котором предусмотрена в том числе форма участия «халяль». Данная форма позиционируется как «исламская» альтернатива ипотеке, соответствует договору «мушарака» (долевое участие), получено заключение ЦППМ «Аль-Мизан» о соответствии принципам и стандартам Шариата.

14 Составлено авторами на основе Kazan Sukuk Conference 2015: «Сукук — новый экономический инструмент для развития финансового рынка России» // Islamic Finance Business [Электронный ресурс]. URL: http://islamic-finance.ru/ board/11-1-0-49 (дата обращения: 19.02.2023); Компания из Татарстана впервые в РФ выпустила облигации по законам шариата // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4522289 (дата обращения: 19.02.2023).

На KazanSummit-2019 ПАО «Ак Барс» Банк анонсировал запуск в пилотном режиме продукта «Исламская ипотека». Продукт соответствует договору «мурабаха» (продажа в рассрочку). Услуга оказывается ООО «Ипотечный партнер» (зарегистрировано 25 февраля 2019 года) совместно с ПАО «Ак Барс» Банк. Получено заключение шариатского эксперта Р.С. Сабирзянова (сертификат ААОШ1).

2019 Зарегистрирован ОПИФ «Лалэ», формирование фонда окончено 20 августа 2019 года. Управляющая компания — УК «Ак Барс Капитал». Позиционируется как фонд акций российских и иностранных компаний, удовлетворяющих нормам ислама. Методика инвестирования разработана Российским исламским институтом, одобрена Советом улемов ДУМ РТ, в фонд назначен шариатский контролер от ДУМ РТ. Продукт соответствует договору «мудараба» (доверительное управление) с элементами договора «мушарака» (долевое участие в прибылях компаний, акции которых составляют фонд).

2020 Лизинговая компания малого бизнеса РТ учредила дочернюю компанию ООО «Иджара-лизинг», предоставляющую лизинговые услуги с учетом норм Шариата, что соответствует договору «иджара» (финансовая аренда с последующим выкупом). Форма договора разработана шариатским экспертом Д.М. Абдрахмановым (сертификат ААОШ1).

2021 Создано ООО «Мирас Финансовая Компания». Основной участник — АО «Мир Бизнес Банк» (дочерний банк банка «Мелли Иран»). ООО «Мирас Финансовая Компания» предоставляет финансирование в соответствии с нормами Шариата на приобретение автотранспорта, спецтехники и оборудования. Продукт соответствует договору «мурабаха» и одобрен Советом улемов ДУМ РТ.

2022 В мае 2022 года на KazanSummit-2022 представлен продукт «Исламская дебетовая карта». Банк-эмитент — ПАО «Ак Барс» Банк. Продукт представляет собой карту Пс «МИР», по которой установлен ряд ограничений, соответствующих требованиям Шариата. В частности, на остаток по карте не начисляются проценты, а также запрещены покупки в магазинах, заведениях и интернете в ряде сфер.

Открытие исламского офиса ПАО «Сбербанк» в г. Казани15

Несмотря на то, что к настоящему времени не все проекты по внедрению инструментов исламского финансирования реализованы, опыт разработки и внедрения каждого внес свой вклад в общее развитие рынка партнерского финансирования в РФ. В настоящее время в профессиональных кругах экспертов исламской экономики, включая представителей ответственных федеральных и региональных органов исполнительной власти, и сообществе исламских предпринимателей предметом междисциплинарного дискурса, формируемого на различных дискуссионных площадка МГУ, ВШЭ, Российского исламского института и др.16, выступает проект № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации». Один из дискуссионных вопросов касается включения в проект закона дополнительных мер поддержки для участников эксперимента, таких как маткапитал, корректный учет НДС и др. По этому вопросу экспертное сообщество Республики Татарстан, возглавляемое Министерством экономики Республики Татарстан, разработало предложения по внесению изменений в обсуждаемый законопроект № 198584-8 (Таблица 6).

15 Справедливости ради отметим, что финансовые продукты исламского офиса вызвали полемику в региональной среде специалистов исламского банкинга и актуализировали проблему институционализации сертификации исламских финансовых услуг. См., например: Сбербанк увлекся рибой? Эксперты из уммы подозревают Грефа и Ко в обмане // БизнесОЫте [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/584256 (дата обращения: 27.01.2023).

16 Исламские финансы: проблемы и перспективы регулирования в РФ: круглый стол НИУ ВШЭ 16 марта 2023 года // ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ma/finlaw/islamicfinance/ (дата обращения: 26.02.2023); «Правовые формы сотрудничества Российской Федерации с арабскими странами: цифровые валюты, токенизация банковских услуг, исламские финансы», конференция в рамках X Московского международного юридического форума «Устойчивое развитие России» // X Московский юридический форум [Электронный ресурс]. URL: https://moslegforum. ru/sections/ (дата обращения: 27.01.2023); «Что сегодня происходит с исламскими финансами в России?»: круглый стол, Российский центр исламской экономики и финансов // Российский исламский институт [Электронный ресурс]. URL: https://kazanriu.ru/wp-content/uploads/2023/02/grafik-nauchnyh-meropriyatij-rii-2023.pdf (дата обращения: 27.01.2023).

Таблица 6. Предложения по внесению изменений в законопроект №198584-817

Финансовый инструмент

Проблемная область

Обоснование

Предложение

НДС

Более высокая стоимость партнерских финансовых продуктов по сравнению с традиционными банковскими продуктами обусловлена

дополнительными издержками. Прежде всего это НДС. Партнерские финансовые продукты в рамках действующего законодательства структурируются как сделки купли-продажи. Соответственно, у продавца возникает необходимость уплаты НДС, чего нет при традиционном кредитовании. Кроме того,

клиенты партнерских финансовых организаций не могут получать такие же меры поддержки, как клиенты традиционных финансовых институтов. Участниками рынка подготовлен ряд предложений по точечной корректировке законодательства, направленных на выравнивание условий налогообложения и мер поддержки.

В текущей редакции ст. 149 Налогового кодекса РФ, которой определены операции, не подлежащие налогообложению НДС, не содержится однозначного упоминания коммерческого кредита.

При этом, например, письма Минфина России от 31 октября 2013 г. N 03-07-14/46530 и от 4 июня 2015 г. N 03- 0705/32290 содержат различную позицию по вопросу необходимости налогообложения НДС процентов по коммерческому кредиту. В настоящее время в последнем по дате письме Минфина

России от 5 апреля 2019 г. N 01-02-04/0324032 отражена позиция, что проценты

по коммерческому кредиту не подлежат налогообложению НДС. Однако отсутствие однозначного закрепления указанной позиции в Налоговом кодексе РФ создает правовую неопределенность и возможные риски для налогоплательщиков.

Имущественный налоговый вычет

В случае с предоставлением финансирования на принципах партнерских финансов при сделках используются не договоры ипотечного кредитования, а договоры купли-продажи недвижимости с рассрочкой, вследствие чего граждане

не могут получить имущественный налоговый вычет.

Согласно статье 220 Налогового кодекса Российской Федерации граждане имеют право на получение

имущественного налогового вычета.

Закрепить в законопроекте исключение

обложения НДС вознаграждений по договорам купли-продажи в рассрочку и налоговому вычету.

Предлагается дополнить статью 3 законопроекта частью 8 следующего

содержания: «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации вознаграждения (иные денежные суммы),

получаемые продавцом от покупателя за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа на условиях коммерческого кредита по договорам купли-продажи.

Физическое лицо, заключившее с участником эксперимента договор купли-продажи жилого помещения с отсрочкой (рассрочкой) платежа имеет право на налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 ст.220 НК РФ, в сумме фактически произведенных расходов на оплату вознаграждения за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа в порядке и с учетом ограничений предусмотренных ст. 220 НК РФ».

17 Составлено авторами.

Возможность использования

средств материнского капитала семьями, которые приобрели жилье без ипотечных займов, с момента получения сертификата на

материнский капитал

При получении финансирования в других организациях (в том числе жилищных накопительных кооперативах либо посредством договора купли-продажи с рассрочкой платежа) оплата взноса или погашение долга

с использованием средств материнского капитала возможны только после достижения

трехлетнего возраста первым и последующим ребенком клиента. Вместе с тем использование средств материнского капитала в целях оплаты первоначального взноса для молодых семей является зачастую единственной возможностью приобретения жилья.

В настоящее время для ипотечных заемщиков оплата первоначального взноса и (или) погашение основного

долга и уплата процентов по кредитам или займам может быть осуществлена с момента получения сертификата на материнский капитал, при этом стороной договора должна быть: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, сельскохозяйственный потребительский кооператив или учреждение, созданное по решению

Правительства Российской Федерации

(пункт 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Предлагается дополнить статью 3 законопроекта частью 9 следующего содержания: «Физическое лицо, заключившее с участником эксперимента договор купли-продажи жилого помещения с отсрочкой (рассрочкой) платежа в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи, имеет право распорядиться, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,

имеющих детей», средствами материнского (семейного) капитала в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в полном объеме либо по частям на: уплату первоначального взноса по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой)

платежа, оплату обязательств по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой)

платежа и вознаграждения за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа при условии регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности в отношении приобретаемого жилого помещения владельцем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его супругу).

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения

(усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского

(семейного) капитала на уплату первоначального взноса по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой) платежа, оплату обязательств по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой) платежа и вознаграждения за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа, при условии, что участниками

эксперимента, выступающими продавцами по таким договорам купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой) платежа, являются лица, перечисленные в части 7 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006».

Погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам Категории семей, которые осуществляют строительство жилых объектов самостоятельно или приобретают квартиры без использования ипотечных займов (паенакопление, рассрочка), выведены из-под действия дополнительных государственных мер по их поддержке. ФЗ от 3 июля 2019 года № 157 установлено, что право на меры государственной поддержки имеет гражданин РФ - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). Предлагается дополнить статью 3 законопроекта частью 10 следующего содержания: «Физическое лицо, заключившее с участником эксперимента договор купли-продажи с отсрочкой (рассрочкой) платежа, имеет право на получение государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" и Федеральным законом "Об актах гражданского состояния". Меры государственной поддержки реализуются однократно путем полного или частичного погашения обязательств по договору купли-продажи жилого помещения с отсрочкой (рассрочкой) платежа гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше 450 тысяч рублей, оставшиеся средства направляются на погашение вознаграждения за предоставление рассрочки (отсрочки) платежа».

Предложенные рекомендации работают на реализацию социальных детерминант партнерского финансирования и нивелирование неравных условий по сравнению с традиционными финансами, что приводило к увеличению стоимости исламских финансовых услуг и снижало их конкурентоспособность для целевой аудитории, которой выступают как мусульмане, так и все заинтересованные лица вне зависимости от вероисповедания.

Заключение

Партнерское финансирование, являясь институтом исламской экономики, обнаруживает имманентные социальные детерминанты, с одной стороны, формируемые религиозными нормами, регулирующими хозяйственное поведение исламских предпринимателей, которые ориентированы на обеспечение социальной справедливости при распределении результатов деятельности, базирующейся на взаимной ответственности; с другой стороны, обусловленные расширением перспектив социально-экономического сотрудничества в международной деятельности и получением новых рынков сбыта для отечественной продукции, а также необходимостью получения для предпринимателя прибыли от ведения деятельности за счет удовлетворения редких потребностей стабильно растущей целевой группы населения (мусульман), порождаемых особенностями вероисповедания.

Несмотря на имманентные особенности, партнерское финансирование предусматривает стандартные типы отношений (партнерство, купля-продажа, аренда, заем, страхованием), а сущность инструментов исламского финансирования синхронизируется с традиционными финансовыми инструментами, поэтому первые, с учетом их особенностей, можно адаптировать к условиям использования традиционными финансовыми институтами в Российской Федерации.

Исламские финансовые взаимоотношения, построенные на равенстве, добровольности, равнозначимости и консолидации, отличаются позиционированием стейкхолдеров как частей единого целого. Указанные социальные детерминанты, имманентные инструментам исламского финансирования, выступают характерными признаками партнерства, что говорит о синонимичности понятий исламского финансирования и партнерского финансирования.

Становление проектов исламского финансирования в Российской Федерации имеет непростую историю: на начальном этапе становления практик партнерского финансирования в РФ не все проекты достигали успеха, однако в настоящее время в международной политике РФ наблюдается активизация интереса к странам исламской экономики как стратегическим партнерам, что сопровождается развитием институтов исламской экономики и инструментов партнерского финансирования в РФ, в которое конвергируются на микроуровне наиболее прогрессивные финансовые стейкхолдеры (например, «Сбербанк» и другие региональные банки), а на мезоуровне — некоторые субъекты РФ.

Развитие партнерского финансирования в РФ является примером технологии низовой самоорганизаци региональных инициатив, которые по мере зрелости с ростом эффективности практик оформились в 2022 году в инициацию проекта № 198584-8 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации», содержание которого становится предметом дискуссий на различных экспертных площадках.

Несмотря на то, что не все инициированные в региональных практиках проекты исламского финансирования к настоящему времени реализованы, опыт разработки и внедрения каждого внес свой вклад в общее развитие рынка партнерского финансирования в РФ. Успешность практик внедрения инструментов партнерского финансирования в РТ обусловлена эволюционным становлением накопленного опыта, полемикой вокруг содержания законопроекта о партнерском финансировании; сложившаяся актуальная международная повестка по расширению партнерских взаимодействий РФ со странами - участницами Организации исламского сотрудничества доказывает востребованность и необходимость поддержки законопроекта № 198584-8.

Список литературы:

Авилова В.В., Ульмаскулов Т.Ф. К вопросу о возможностях применения ценных бумаг «сукук» в качестве источника финансирования проектов в нефтехимической отрасли // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 7-10.

Беккин Р.И., Алискеров М.С. Особенности исламского финансового сектора в России на современном этапе и перспективы его роста // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 60-64. DOI: 10.17803/1994-1471.2017.77.4.060-064

Гибадуллин М.З., Аюпов А.А., Нуриев А.Р., Шагимарданов А.Р. Предпринимательство и ислам: российский исторический опыт. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.

Имамкулиева Э.Э., Садыгзаде М.С. Проблемы развития исламского банкинга в России // Вестник Института востоковедения РАН. 2019. № 1(7). С. 191-202.

Кулькова В.Ю., Юзеф Х.А.М. Государственная поддержка исламского предпринимательства в сфере услуг в РФ: состояние и точки роста в экспертных оценках // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. С. 23-35 DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-23-35

Кулькова В.Ю., Юзеф Х.А.М. Организационные аспекты управления благотворительной деятельностью в реализации исламского предпринимательства в Российской Федерации // Вопросы управления. 2022. № 4(77). С. 20-30. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-4-20-30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кулькова В.Ю. Эволюционная траектория современной экономики: от социальной и солидарной концепции до целей устойчивого развития и ESG-принципов // Культура и экология — основы устойчивого развития России. Культурное и природное наследие — ключевой ресурс социально-экономического развития: материалы Международного форума (Екатеринбург, 13-15 апреля 2022 г.). Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2022. Ч. 1. С. 78-84.

Миннуллин Ю.Р., Кулькова В.Ю., Дзюменко Д.В., Юзеф Х.А.М. Инициация введения в 2022 году публичных новаций партнерского финансирования в Российской Федерации // Финансовый бизнес. 2022. № 12(234). С. 237-241.

Рябченко Л.И. Перспективы развития исламского банкинга в России // Вестник ГУУ. 2018. № 9. С. 140-146. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-9-140-146

Яхин Э. Партнерство (товарищество) как форма развития исламской модели предпринимательства в России // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2010. № 1-2. С. 20-24.

Beg T. Promotion of Muslim Entrepreneurship under State Support // Journal of Objective Studies. 1979. Vol. 2. Is. 1. P. 95-106.

Davis M.K. Entrepreneurship: An Islamic Perspective // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2013. Vol. 20. Is. 1. P 63-69. DOI: 10.1504/IJESB.2013.055693

Dodd S., Seaman P. Religion and Enterprise: An Introductory Exploration // Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. Vol. 23. Is. 1. P. 71-86. DOI: 10.1177/104225879802300104

Durkheim E. Leçons de sociologie. Paris: PUF, 1997.

References:

Avilova V.V., Ulmaskulov T.F. (2016) Possible Use of "Sukuk" Securities as a Source of Financing for the Projects in Oil and Gas Industry. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. No. 1. Р. 7-10.

Beg T. (1979) Promotion of Muslim Entrepreneurship under State Support. Journal of Objective Studies. Vol. 2. Is. 1. P. 95-106.

Bekkin R.I., Aliskerov M.S. (2017) Peculiarities of the Islamic Financial Sector in Russia at the Present Stage and the Perspectives for its Development. Aktual'nyye problemy rossiyskogo prava. No. 4. P. 60-64. DOI: 10.17803/1994-1471.2017.77.4.060-064

Davis M.K. (2013) Entrepreneurship: An Islamic Perspective. International Journal of Entrepreneurship and Small Business. Vol. 20. Is. 1. P. 63-69. DOI: 10.1504/IJESB.2013.055693

Dodd S., Seaman P. (1998) Religion and Enterprise: An Introductory Exploration. Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 23. Is. 1. P. 71-86. DOI: 10.1177/104225879802300104

Durkheim E. (1997) Leçons de sociologie. Paris: PUF.

Imamkulieva E.E., Sadygzade M.S. (2019) Islamic Banking Outlook in Russia. Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. No. 1(7). P. 191-202.

Gibadullin M.Z., Ayupov A.A., Nuriyev A.R., Shagimardanov A.R. (2016) Predprinimatel'stvo i islam: rossiyskiy istoricheskiy opyt [Entrepreneurship and Islam: Russian historical experience]. Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta.

Kulkova V.Yu., Youssef H.A.M. (2021) State Support for Islamic Entrepreneurship in Service Sector in the Russian Federation: State and Growth Points in Expert Assessments. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 88. P. 23-35. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-88-23-35

Kulkova V.Yu., Youssef H.A.M. (2022) Organizational aspects of charity management in the implementation of Islamic entrepreneurship in the Russian Federation. Voprosy upravleniya. No. 4 (77). Р. 20-30. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-4-20-30

Kulkova V.Yu. (2022) Evolutionary Trajectory of Modern Economy: from Social and Solidary Concept to Sustainable Development Goals and ESG Principles. Kul'tura i ekologiya — osnovy ustoychivogo razvitiya Rossii. Kul'turnoye i prirodnoye naslediye — klyuchevoy resurs sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya: materialy Mezhdunarodnogo foruma (Ekaterinburg, April 13-15, 2022). Ekaterinburg: Izdatel'stvo UMTs UPI. Part 1. P. 78-84.

Minnullin Yu.R., Kulkova V.Yu., Dzyumenko D.V., Youssef H.A.M. (2002) Initiation of the Introduction in 2022 of Public Innovations of Partner Financing in the Russian Federation. Finansovyy biznes. No. 12 (234). P. 237-241.

Ryabchenko L.I. (2018) Prospects for the Islamic Banking Development in Russia. Vestnik Universiteta. No. 9. P. 140-146. DOI: 10.26425/1816-4277-2018-9-140-146

Yakhin E. (2010) Partnerstvo (tovarishchestvo) kak forma razvitiya islamskoy modeli predprinimatel'stva v Rossii [Partnership (comradeship) as a form of development of the Islamic model of entrepreneurship in Russia]. Islam v sovremennom mire: vnutrigosudarstvennyy i mezhdunarodno-politicheskiy aspekty. No. 1-2.

P. 20-24.

Дата поступления/Received: 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.