Научная статья на тему 'Деятельность исламских банков развития'

Деятельность исламских банков развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ИСЛАМСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНК ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУДАНА / БАНК РАЗВИТИЯ МАЛАЙЗИИ / БАНК РАЗВИТИЯ ТУРЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашков Р.В.

В данной статье автор проанализировал, какую роль в исламских странах играют финансовые институты развития, а также то, как осуществляется правовое регулирование деятельности исламских банков развития с учетом особенности исламской финансовой системы. Исламские банки имеют как моральные, так и материальные мотивации, и большая часть таких банков очень восприимчива к вопросам, касающимся социальной ответственности, что соответствует целям создания подобных финансовых институтов. Исламские финансовые институты не только видят цель в получении максимальной прибыли, но еще и принимают во внимание моральные социальные аспекты. В последнее время у исламского финансирования появляется все больше последователей в мировой экономике. Но, несмотря на это, сделать вывод о том, что институты развития исламских государств это исключительно исламские банки, все-таки нельзя. Банки развития принимают активное участие в международном обороте, при этом используют они в своей деятельности не только исламские инструменты финансирования, но и традиционные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность исламских банков развития»

Деятельность исламских банков развития

сч

09 £

Б

а

2 ©

Пашков Роман Викторович,

банковский юрист, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В данной статье автор проанализировал, какую роль в исламских странах играют финансовые институты развития, а также то, как осуществляется правовое регулирование деятельности исламских банков развития с учетом особенности исламской финансовой системы. Исламские банки имеют как моральные, так и материальные мотивации, и большая часть таких банков очень восприимчива к вопросам, касающимся социальной ответственности, что соответствует целям создания подобных финансовых институтов. Исламские финансовые институты не только видят цель в получении максимальной прибыли, но еще и принимают во внимание моральные социальные аспекты. В последнее время у исламского финансирования появляется все больше последователей в мировой экономике. Но, несмотря на это, сделать вывод о том, что институты развития исламских государств - это исключительно исламские банки, все-таки нельзя. Банки развития принимают активное участие в международном обороте, при этом используют они в своей деятельности не только исламские инструменты финансирования, но и традиционные Ключевые слова: Исламский банк развития, исламское финансирование, региональный банк развития, международная финансовая организация, Банк индустриального развития Судана, Банк развития Малайзии, Банк развития Турции

Сегодня, когда Россию обложили санкциями, очень актуальным является вопрос поиска новых источников финансирования. Осуществляется этот поиск и на восточном направлении. В связи с этим для нашей страны представляет огромный интерес взаимодействие с банками и институтами развития исламских государств, которые ведут активную деятельность на международном инвестиционном рынке. Но у исламского финансирования имеется целый ряд особенностей, которые предопределяют теоретическую и практическую важность осуществления анализа исламских банков развития.

По традиции принято считать, что первый опыт исламского банковского дела был предпринят в Египте. В 1963 году Ахмедом ан-Наггаром был основан «Мит Гамр Бэнк», который осуществлял свою деятельность на основе беспроцентного финансирования. В это же самое время в Малайзии для мусульманских паломников, которые хотят совершить хадж, создается Сберегательная Корпорация. Ну а создание в 1975 году в ОАЭ «Дубай Исламик Бэнк» принято считать истинным расцветом исламского бэнкинга. В том же 1975 году в Джидде (Саудовская Аравия) начал осуществлять деятельность Исламский банк развития1 , основанный во время проведения первой конференции министров финансов стран-участниц Организации Исламская конференция 18 декабря 1973 года. Капитал банка образовался за счет взносов, которые были сделаны странами-учредителями. Создание Исламского банка развития (далее - ИБР) - это ответная реакция на то, что у исламских финансовых организаций имелась острая потребность в доступе международным финансам2.

ИБР - это независимая международная организация, которая имеет полную правосубъектность юридического лица в тех странах, которые являются участницами международного Договора, который был подписан 12 августа 1974 года в Королевстве Саудовская Аравия в г. Джидда3. Сегодня таких стран 56. В их число входят Саудовская Аравия, Ливия, Иран, Нигерия, ОАЭ, Катар, Египет, Кувейт, Турция и др.4. ИБР был создан с целью оказания содействия экономическому развитию и социальному прогрессу тех стран, которые являются участницами Банка, а также мусульманских общин и вместе, и по отдельности в соответствии с принципами шариата.

Для того, чтобы достигать поставленных целей Банк может:

- осуществлять инвестиции проекты и предприятия стран-участниц Банка, которые являются перспективными,

- осуществлять инвестиции в объекты экономической и социальной инфраструктуры и непосредственно участвуя в капитале, и используя другие финансовые инструменты,

- предоставлять займы частному и общественному сектору экономики стран-участниц с целью финансирования производственных объектов, предприятий и программ,

- учреждать специальные фонды для специфических целей, в том числе и фонд помощи мусульманским общинам в странах, которые не являются участницами Банка, а также осуществлять управление этими фондами,

- осуществлять управление трастовыми (кредитными) фондами,

- принимать депозитные вклады,

- осуществлять содействие развитию внешней торговли между странами-участницами,

- осуществлять выгодное инвестирование средства, которые временно свободны,

- оказывать техническую помощь странам-участницам,

- содействовать расширению возможности обучения и подготовки персонала в рамках программ развития в странах-участницах,

- заниматься исследованиями, которые будут способствовать тому, чтобы экономическая, финансовая и банковская деятельности в мусульманских странах соответствовали принципам шариата,

- осуществлять сотрудничество с теми органами, институтами и организациями, которые имеют сходные цели в проведении международной экономической кооперации в таких формах, которые Банк считает приемлемыми и вытекающими из договора,

- осуществлять любую другую деятельность, которая отвечает целям Банка (ст. 2 Договора).

В своей деятельности ИБР должен использовать такие финансовые инструменты, которые, с одной стороны, соответствуют принципам шариата, а, с другой стороны, отвечают лучшим международным практикам. Связано это с тем, что банк ведет активную деятельность на международном рынке.

Все механизмы финансирования, которые использует банк, классифицируются на:

- конвенциональные,

- неконвенциональные.

К конвенциональным механизмам финансирования относятся займы и гранты. ИБР предоставляет займы для того, чтобы профинансировать развитие в странах, являющихся его участницами. При этом банк берет только плату за услуги, необходимую для покрытия его административных расходов.

Займы, выделяемые ИБР, подразделяются на два типа:

1. займы для капитальных вложений в инфраструктурные проекты

2. займы фонда развития исламской солидарности, которые направлены на борьбу с бедностью и содействие достижению целей программы Развития тысячелетия, которая была принята всеми странами мира и всеми ведущими организациями развития в мире5, а также микро-финансирование программ в социальных сферах (образование, здравоохранение и т.д.) в странах, являющихся участницами, особенно наименее развитых.

Гранты, которые выделяются ИБР, также разделяются на два типа:

1. Гранты на техническую помощь, предназначенные для содействия наращиванию технического потенциала участника ИБР (стоит отметить, что приоритет отдается наименее развитым странам-участницам).

2. Гранты специальной помощи, выделяемые на социальные проекты (школы, больницы и т.д.) исключительно в интересах мусульманских общин в странах, которые не являются членами банка. Кроме того, эти гранты предоставляются странам-участницам с целью ликвидации последствий стихийных бедствий6.

К неконвенциональным инструментам относятся специфические инструменты исламского финансирования. Ид-жара (^ага) - исламский вариант лизинга, который действует по модели «арен-да-на-собственность» на долгосрочной

основе. Здесь ИБР выступает в качестве арендодателя, который приобретает актив, а потом передает право на пользование им арендатору. Некоторый интервал времени ИБР сохраняет право собственности на актив. Именно за этот интервал времени и взимается плата. Когда этот период времени истекает, ИБР передает титул на актив арендатору, после чего арендатор становится собственником актива. Хотелось бы отметить, что иджару ИБР осуществляет только для тех проектов, которые он считает экономически жизнеспособными и имеющими высокий приоритет для страны, являющейся участницей ИБР. При этом предоставлено подобное финансирование может быть и правительству, и подконтрольному государству юридическому лицу, и частным компаниям.

ИБР работает с истисной, применяющейся для финансирования производства будущего актива, согласно определенной спецификации. Истисна - это договор выполнения работ на условиях предоплаты, согласно которому подрядчик получает от финансового посредника некоторую сумму денег, которая равна стоимости работ по изготовлению товара, и подрядчик берет на себя обязательства осуществить работы к определенному сроку. Примечательно, что параллельно с этим заключается и еще один договор. Финансовый посредник при этом получает прибыль, которая получается из разницы между той ценой, по которой он приобрел работы, и той ценой, за которую он продал товар.

ИБР использует в своей деятельности и рассрочку платежа посредством му-рабахи - договора купли-продажи товара, которым предусмотрена рассрочка платежу. Согласно такому договору финансовый посредник от имени клиента, но за свой счет приобретает товары, которые полностью соответствуют тому описанию, которое клиент составил в своей заявке, а потом реализует эти товары клиенту по несколько увеличенной стоимости и чаще всего на условиях рассрочки платежа.

Участвовать в капитале других компаний ИБР может и через мушараку -договор о совместной деятельности или партнерства, в рамках которого осуществляется создание товарищества, один из участников которого - это финансовый посредник. Посредник тут может участвовать в управлении имуществом, а распределение финансового результата будет осуществляться в соответствии с его долей участия.

Бывают также ситуации, в которых ИБР может воспользоваться инструментом по названием мудараба - договор, в соответствии с которым банк, будучи собственником, доверяет предпринимателю (мударибу) капитал для управления, теряя при этом право на вмешательство в его дальнейшую деятельность. Если мудариб осуществляет успешную деятельность, то прибыль будет разделяться между банком и предпринимателем в тех пропорциях, которые определены соглашением, при этом мудариб не понесет убытков, а будет лишь иметь упущенную выгоду, а все убытки будет нести банк.

В своей деятельности ИБР также активно использует механизм государственно-частного партнерства, благодаря чему появляется возможность привлекать дополнительные финансовые ресурсы для поддержки проектов, имеющих социальную значимость. Здесь для примера хотелось бы упомянуть проект, который был реализован ИБР совместно с Банком развития Малайзии на принципах государственно-частного партнерства, по строительству скоростной автомагистрали в штате Селангор, Малайзия7.

В структуру управления ИБР входят:

- Совет управляющих,

- Совет исполнительных директоров, при котором действует совет по шариату,

- Президент8.

В состав совета по шариату включат 6 ученых шариата, имеющих большой опыт в исламской экономике и банковской практике9. Основной задачей членов совета по шариату является сопоставление всех проектов с принципами шариата, а также контроль за соблюдением принципов шариата.

Россия - не член ИБР, но, тем не менее, она может претендовать на то, чтобы банк финансировал различные проектов на своей территории10. ИБР может принимать участие в социальных проектах, которые реализуются в интересах мусульманских общин на принципах исламского финансирования.

К финансовым институтам развития исламского мира относится не только сам региональный банк развития, но и другие организации. Некоторые из них входят в группу ИБР, например:

- Исламская корпорация по развитию частного сектора (далее - ИКРЧС),

- Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов,

- Исламский исследовательский и учебный институт,

О £

ю

5

г 8

сч

09 £

б

а

2 о

- Международная исламская торго-во-финансовая корпорация.

Целью ИКРЧС является содействие развитию частного сектора экономики в интересах своих акционеров, в числе которых 45 государств и 5 финансовых институтов из исламских стран. ИКРЧС не только осуществляет непосредственное финансирование, но еще и консультирует государства и частные организации по вопросам создания, стимулирования, поддержания и развития предпринимательства. Для того, чтобы осуществлять финансирование ИКРЧС проводится отбор таких проектов, которые, как предполагается, будут приносить прибыль11.

Есть и еще один пример международного исламского финансового института - это Центр управления ликвидностью, учрежденный в 2002 г.12 ИБР, Исламским банком Бахрейна, Исламским банком Дубая, Инвестиционной компанией Финансовый дом Кувейта. Целью создания данной организации было пособничество исламским финансовым организациям в управлении их ликвидностью посредством краткосрочных и среднесрочных инвестиций указанными выше организациями их свободных средств. Как считают О.Е. Гордеева и Н.А. Львова, капитал этой компании расширяется благодаря тому, что увеличивается количество ее акционеров, что дает возможность говорить и том, что происходит формирование исламского денежного ранка. Центр приобретает у правительств и финансовых институтов активы, потом аккумулирует их и секьюритизирует в форме исламского эквивалента облигаций, который называется сукук, после чего предлагает их для инвестирования финансовым посредникам (банкам) денежных средств, которые у них временно свободные13. Как подметил Б. Чокаев, за последние три года в мире вытущено суверенных и частных сукук на 350 млрд долл., при этом общий годовой спрос на них почти вдвое превысил их суммарное годовое предложение14. А Вот А. Абдул-ла обращает внимание на то, что привлечь средства посредством регулярных выпусков сукук пытаются также и суверенные и многосторонние эмитенты. Так, например, входящая в группу Всемирного банка Международная финансовая корпорация - это одна из первых многосторонних организаций, которые выпускают сукук15.

Но не только для регионального института развития характерно исламское финансирование, а и для некоторых стран, где сформировалась исламская

финансовая система. Исламская финансовая система - это совокупность методов и механизмов финансирования, благодаря которым становится возможным осуществление экономической деятельности так, что при этом не нарушаются базовые принципы, которые сформулированы в шариате (мусульманском пра-ве)16. Р. Беккин обращает внимание на то, что единого механизма по адаптации исламских принципов ведения хозяйственной деятельности нет, а каждая страна имеет свой собственный уникальный опыт того, как строится исламская финансовая система, принимая во внимание все особенности местного законодательства17 . Очень справедливое замечание делает Г.Б. Петров, говоря о том, что у исламского и традиционного банка цели практически не отличаются, а разный у них только лишь механизм достижения целей18. Например, в любом исламском банке обязательно должен быть «совет по шариату», который следит за тем, чтобы банк соблюдал все принципы шариата, а банк должен иметь возможность проведения банковских операций на «беспроцентной основе». Шариатом запрещены:

- риба (любой ссудный процент) -процентные займы (кредиты), облигации, депозиты с фиксированной доходностью;

- гарар (спекуляция, излишняя неопределенность в отношении предмета договора и его существенных условий, т.е. риск) - производные финансовые инструменты (форварды, фьючерсы, свопы и др.), традиционное страхование;

- майсир (обогащение, прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств) - азартные игры, сделки пари, традиционное страхование19.

Хотелось бы отметить, что исламская модель финансирования не обязательно должна быть единственной финансовой моделью, которая признана в государстве, она вполне может сосуществовать и с традиционной финансовой моделью. В настоящей статьи рассматривается деятельность банков развития в отдельных исламских государствах. При этом в качестве примера приводятся как страны с монистической исламской моделью (такие как Пакистан, Иран, Судан), так и страны с дуалистической исламской моделью (такие как Малайзия, Бахрейн).

Согласно утверждению Р. Беккина, в мире существует только одно государство, в котором функционирует монистическая модель исламских финансов, -это Судан20. В Законе о Центральном

банке Судана 2002 года (с изменениями, внесенными в 2006 году) прописано, что в Судане функционирует двухуровневая банковская система:

- банковская система, которая действует в рамках Шариата на Севере,

- традиционная банковская система на Юге (ст. 5)21.

10 июля 2005 года был издан специальный закон, в соответствии с которым в Судане создан Банк индустриального развития Судана, являющийся Банком развития Судана. Перед Банком индустриального развития Судана стоит задача, являющаяся стандартной для подобных институтов развития, и заключающаяся в оказании финансовой помощи индустриальному развитию, а также содействии поиску технологических решений в стране.

Банк индустриального развития Судана принадлежит государству. Его акционерами являются:

- Министерство финансов и национальной экономики Судана (75%),

- Центральный банк Судана (25 %)22.

Есть в Судане и другой исламский

банк - Файсал Исламик Банк, который был создан Временным приказом № 9 от 4 апреля 1977 г. Так вот этот банк принадлежит частным лицам, причем на 64% физическим, а на 46% юридическим. Этот банк имеет право осуществлять любые виды банковской деятельности (финансовой, коммерческой, инвестиционной). Кроме того, он может принимать участие в экономическом развитии и реализации социальных проектов23. В виду того, что деятельность банка осуществляется в строгом соответствии с законами шариата, предполагающими положительный социальный эффект от инвестиций, банк осуществляет инвестирование в развитие сельского хозяйства, промышленности, услуг, поддерживает малое и среднее предпринимательство24. Из всего вышесказанного очевидно, что, хотя Файсал Исламик Банк - это не банк развития в чистом виде, но, тем не менее, ему присущи некоторые функции по участию в социально-экономическом развитии страны.

В 1983 году специальным Законом в качестве реализации договоренностей между Правительством Республики Судан и кооперативным движением был создан еще один банк развития частной формы собственности - Исламский Кооперативный банк развития. Этот Банк был зарегистрирован как публичная компания в соответствии с Указом о суданских компаниях 24 марта 2001 года.

Из приведенных примеров мы видим, что в исламских странах не превалируют государственные банки развития. Как было подмечено А.О. Филоником, В.А. Исаевым и А.В. Федорченко, изначально авторы концепции создания исламских банков высказывали мысль о том, что необходимо создавать исламские банки под государственной эгидой, но эта идея не нашла поддержки, потому как исламские государства оказались неготовыми к внедрению в экономику новых институтов, перспективность которых не казалась абсолютной, вследствие этого было решено, что целесообразней будет, если исламские банки будут создаваться по инициативе физических лиц. И первыми такими банками стали:

- Египетский исламский банк Фей-саль,

- Исламский банк Дубая,

- Кувейтский финансовый дом и некоторые другие25.

Сегодня, согласно мнению О.М. За-кирова, Е.В. Буланкина и Е.А. Попова, одной из приоритетных целей исламские банки считают реальную интеграцию большей части населения страны в процессы ее экономического развития, в том числе и вовлечение населения в операционную деятельность национального банковского сектора с мобилизацией исламскими банками денежных сбережений населения и вовлечение его через исламские банки в инвестиционные процессы в стране26.

Далее хотелось бы привести примеры некоторых государств, где функционирование исламских банков осуществляется в соответствии со специальными законами, а одновременно вместе с исламскими банками существует правовое обеспечение деятельности традиционных коммерческих банков (дуалистическая модель). Такими государствами являются, например, Малайзия, Бахрейн, Турция.

Создание такой исламской банковской системы, которая функционирует одновременно с традиционной системой - это долгосрочная задача Центрального банка Малайзии. Сегодня в Малайзии действуют одновременно два закона:

1. Закон о финансовых услугах Малайзии,

2. Закон об исламских финансовых услугах Малайзии,

Оба этих закона вступили в силу 30 июня 2013 года.

Банк развития Малайзии создан в соответствии с Законом 2002 года.

Целью создания подобных институ-

тов является развитие стратегических секторов экономики, в числе которых:

- сельское хозяйство,

- промышленность,

- поддержка малых и средних предприятий,

- инфраструктура,

- судоходство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Законе говорится не только о Банке развития Малайзии, но упоминаются еще и о другие финансовые институты, такие как:

- Банк развития промышленности и технологий,

- Экспортно-импортный банк Малайзии,

- Сельскохозяйственный банк Малайзии.

Стоит отметить, что банков с государственной собственностью в Малайзии нет27, но имеются там финансовые организации с государственной собственностью, не являющиеся традиционными банками. Примером исламского банка развития, находящимся в государственной собственности и действующим в качестве учреждения финансового развития, выступает Банк развития Малайзии. Банк осуществляет:

- проектное финансирование,

- контрактное финансирование,

- кредит с отсрочкой платежа,

- инициативу частного финансирования,

- структурированное финансирование.

При этом в своей деятельности банка использует не только конвенкиональ-ные инструменты, но и инструменты исключительно исламского финансирования.

Исламский банк Малайзии - это первый исламский банк в Малайзии, который был зарегистрирован в 1983 году. Продукты и услуги, предлагаемые банком, очень схожи с продуктами и услугами традиционных банков, но в их числе имеются только те, которые соответствуют принципам шариата28.

Еще один пример банка развития, который действует в соответствии с моделью исламского финансирования, -это Банк развития Бахрейна, созданный в соответствии с Декретом № 19 от 11 декабря 1991 года в качестве закрытой акционерной компании. Банк развития Бахрейна начал функционировать 20 января 1992 года как финансовый институт развития Бахрейна. Согласно поручению Правительства Банк должен обеспечивать:

- поощрение инвестиций в Бахрейне,

- диверсификацию экономики,

- создание новых рабочих мест,

- поддержку малого и среднего предпринимательства.

Немалый вклад вносит этот банк в общее социально-экономическое развитие Королевства благодаря тому, что осуществляет поддержку малых и средних предпринимателей, старт-апов, проектов в области сельского хозяйства, рыболовства, исламских налоговых финансов, а также занимается финансированием проектов в области образования, занятости молодежи и женщин. Кроме того, Банк занимается и другой деятельностью, ставя перед собой основную цель - создание добавочной стоимости для экономики Бахрейна. Но Банк не может осуществлять никакую деятельность, которая запрещена принципами шариата, например:

- не финансирует покупку недвижимости (земли и здания),

- не финансирует погашение обязательств,

- не осуществляет рефинансирование или погашение долгов других банков,

- не кредитует потребителей и финансовые институты29.

Банк развития Бахрейна является примером исламского банка развития. Банк развития Бахрейна, представляющий пример исламского банка развития, принадлежит государству30. Примечательно, что 2 декабря 2008г. между Внешэкономбанком и Банком развития Бахрейна был заключен меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве31 .

В Турции согласно Закону № 13 от 27 ноября 1975 г. был учрежден Банк развития Турции. Позже (14 октября 1999 года) была издана новая редакция Закона № 4456, которая действует и в настоящее время32. Согласно ст. 2 Закона Банк развития Турции - это акционерное общество: 99,08% капитала Банка принадлежит Турции33, а вся собственность банка принадлежит государству (ст. 20 Закона). Управление Банком осуществляется двумя органами:

1. Общее собрание акционеров

2. Совет директоров, состоящий из 7 членов и избирающийся общим собранием.

Банк развития Турции может:

- участвовать в долговом финансировании,

- участвовать в долевом финансировании,

- осуществлять инвестиционную деятельность,

- осуществлять сделки с имуществом,

- осуществлять выпуск ценных бумаг, которые разрешены законодательством

О £

ю

I

г 8

сч со £

б

а

2 о

Турции (стоит отметить, что облигации будут регулироваться как государственные облигации),

- создавать инвестиционные партнерства,

- создавать фонды ценных бумаг

- участвовать в капитале юридических лиц,

- осуществлять банковские операции и др.

Турецкий Банк развития - это традиционный банк развития, не имеющий специфики исламского финансирования.

Банк индустриального развития Турции, который был создан в 1950 году34, также не является исламским банком. Половина доли (50,1%) Банка принадлежит самому крупному коммерческому банку Турции и его дочерним организациям. Банк индустриального развития Турции - это частная корпорация, являющаяся обыкновенным инвестиционным банком, в отношении которого не было принято никакого специального закона. Но, тем не менее, главная миссия банка -это участие в обеспечении устойчивого развития экономики Турции.

В результате реализации стратегии роста экспорта, которая была принята 21 августа 1987 года Кабинетом министров Указом № 87/11914 в соответствии с Законом № 3332 от марта 1987 года, был организован Тюрк Эксимбанк, который также представляет из себя очень важный институт развития Турции. В Уставе банка прописано, что Тюрк Эксим-банк - это юридическое лицо, капитал и активы которого являются собственностью государства, но функционирует банк в форме акционерного общества в соответствии с нормами частного права. Этот банк по структуре собственности полностью государственный. Несмотря на то, что Банк стремиться поддерживать финансовую устойчивость, а также проводит анализ всех рисков, существующих при проведении сделок и операций, получение прибыли вовсе не является главной целью его функционирования. Тюрк Эксимбанк - это основной инструмент, с помощью которого осуществляется стимулирование турецкого экспорта.

Тюрк Эксимбанк, будучи официальным экспортным кредитным агентством Турции, должен поддерживать внешнюю торговлю, а также оказывать поддержку турецким подрядчикам и инвесторам, находящимся за рубежом. Кроме того, этот банк посредством разных кредитных, страховых и гарантийных программ оказывает широкий спектр специализированных финансовых услуг. Особен-

ность его заключается в том, что в нем сочетаются и функции традиционного эксимбанка, и функции экспортно-кредитного агентства35.

Несмотря на то, что развитие исламских банков в Турции происходит очень быстрыми темпами, согласно составленным прогнозам к 2020 году их доля в общем количестве всех турецких банков составит только 10%36. Открывать исламские банки в Турции стало возможным после того, как в 1983 году был принят разрешающий это закон. В рамках же общего банковского законодательства исламские банки стали рассматриваться с 1999 года. Но, тем не менее, и по сей день исламским банкам не оказывается государственная поддержка, что объясняется тем, что Турция позиционирует себя как светское государство37.

Согласно шариатским принципам определяется то, какие имеются особенности у правового регулирования и корпоративного управления банков развития. Одной из таких особенностей является наличие в структуре управления «совета по шариату». Другой подобной особенностью являются запреты и ограничения в функционировании банков развития. В последнее время у исламского финансирования появляется все больше последователей в мировой экономике. Но, несмотря на это, сделать вывод о том, что институты развития исламских государств - это исключительно исламские банки, все-таки нельзя. Банки развития принимают активное участие в международном обороте, при этом используют они в своей деятельности не только исламские инструменты финансирования, но и традиционные.

Исламские банки имеют как моральные, так и материальные мотивации. И большая часть таких банков очень восприимчива к вопросам, касающимся социальной ответственности, что соответствует целям создания подобных финансовых институтов. Дело в том, что исламские финансовые институты не только видят цель в получении максимальной прибыли, но еще и принимают во внимание моральные социальные аспек-ты38.

Хотелось бы обратить внимание на то, что возможно возникновение путаницы в отношении отнесения исламских банков к финансовым институтам развития. Связано это с тем, что исламское финансирование само по себе предполагает привнесение положительного социального эффекта и большинство исламских банков употребляют в своих на-

званиях слово «развитие». Создание исламских квази «банков развития» осуществляется с привлечением физических и юридических лиц. Так вот хотя у таких банков и банков развития схожие цели, они по сути своей не являются финансовыми институтами развития. Создание Банков развития осуществляется согласно специальным законам и большая часть их являются либо государственными, либо подконтрольными государству.

Литература

1. Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009.

2. Марчуков В.Ф. Деньги, кредит, банки в исламских странах. Учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2008. 130 с.

3. Петров Г.Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации. 2008. № 3-5.

4. Рыкова И.Н. Андреянова Е.В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов // Банковское дело. №7. 2011. С.38-43.

5. Филоник А.О., Исаев В.А., Федор-ченко А.В.Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996, 1б4 с.

6. Чокаев Б. Исламские финансы: возможности для российской экономики // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 106— 127.

7. Шакуров И.Г. Исламские банки: сегодня и завтра // Актуальные вопросы экономики

8. Magda Ismail Abdel Mohsim The practice of Islamic banking system in Sudan // Journal of Economic Cooperation 26, 4 (2005) P. 27-50 / http://www.sesrtcic.org/ files/article/82.pdf

Ссылки:

1 Шакуров И.Г. Исламские банки: сегодня и завтра // Актуальные вопросы экономики

2 Марчуков В.Ф. Деньги, кредит, банки в исламских странах. Учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2008. 130 с.

3http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/ documents/IDBDevelopments/Internet/ English/IDB/CM/About%20IDB/ Articles%20of%20Agreement/IDB_Articles-of-Agreement.pdf

4 http://www.isdb.org/irj/portal/ anonymous?NavigationTarget=navurl:// 9c2f799fdba05fd8b547aa0e2027b7c9

5 http://www.un.org/ru/ millenniumgoals/

6http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/ documents/IDBDevelopments/Internet/ English/IDB/CM/Projects/ Financing%20Instruments/IDB-Modes_of_Finance_28Sep14.pdf

7 Особенности деятельности исламского банка развития // http://www.veb.ru/ common/upload/files/veb/analytics/strman/ sm201212_2.pdf

8http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/ documents/IDBDevelopments/Internet/ English/IDB/CM/About%20IDB/ Organization/ IDB_Organization_Structure.pdf

9http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/ documents/IDBDevelopments/Internet/ English/IDB/CM/Publications/ Annual_Reports/28th/Chapter6.pdf

10 Беккин Р. Принципы и перспективы сотрудничества России и Исламского банка развития // Российский внешнеэкономический вестник. № 3. 2008. С. 6-9.

11 http://www.veb.ru/common/ upload/files/veb/analytics/strman/ sm201212_2.pdf

12 http://www.lmcbahrain.com/about-corporate-profile.aspx

13 Гордеева О.Е., Львова Н.А. Исламские финансовые институты // http:// finbiz.spb.ru/download/ 3_2009_gordeeva.pdf

14 Чокаев Б. Исламские финансы: возможности для российской экономики // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 106-127.

15 Абдулла А. Пароль успеха: исламский банкинг. Понятие и перспективы развития // Экономика и управление. № 3. 2011. С. 143-152.

16 Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009.

17 Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009.

18 Петров Г.Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации. 2008. № 3-5.

19 Рыкова И.Н. Андреянова Е.В. Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов // Банковское дело. №7. 2011. С.38-43.

20 Беккин Р. И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. М. 2009.

21 http://makovski.ru/upload/pdf/ IF&BS-to-print.pdf

22 http://idb.sd/about-idb/idb-profile/

23 http://www.fibsudan.com/en_3/ ?bg=aboutBank&contentID=64

24 Magda Ismail Abdel Mohsim The practice of Islamic banking system in Sudan // Journal of Economic Cooperation 26, 4 (2005) P. 27-50 / http://www.sesrtcic.org/ files/article/82.pdf

25 Филоник А.О., Исаев В.А., Федор-ченко А.В.Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996. С. 9-10.

26 Закирова О.М., Буланкина Е.В., Попова Е. А. Финансы (с исламской спецификой): курс лекций. Казань: ТГГПУ, 2007. 125 с.

27 http://www.rahmatlim.com/Lists/ PublishedArticle/Attachments/1/ Banking%20Regulation%20-%20Malaysia.pdf

28 http://makovski.ru/upload/pdf/ IF&BS-to-print.pdf

29 http://www.bdb-bh.com/ index.php?page=content&id=2

30 https://www.moodys.com/ research/Moodys-Bahrain-Development-Banks-government-ownership-and-robust-capital-levels-PR_317757

31 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20081202111832.shtml

32 The Official Gazette of the Republic of Turkey of 17 October 1999 Number : 23849 // http://english.kalkinma.com.tr/law-on-the-establishment-of-dbt.aspx

33 http://english.kalkinma.com.tr/ legal-status-and-capital-structure.aspx

34 https://www.idfc.org/Members/ tskb.aspx

35 https://www.eximbank.gov.tr/ EN,1193/about-us.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 http://www.gifr.net/gifr2012/ ch_12.pdf

37 Трунин П.В. Каменских М.В. Муф-тяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. М. 2008. http:// www.iep.ru/files/text/usaid/islam-banking.pdf

38 http://makovski.ru/upload/pdf/ IF&BS-to-print.pdf

Activity of the Islamic Development Banks

Pashkov R.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In this article the author has analysed what role in the Islamic countries is played by financial institutions of development and also how legal regulation of activity of the Islamic Development Banks taking into account feature of an Islamic financial system is carried out. Islamic banks have both moral, and material motivations, and the most part of such banks is very susceptible to the questions concerning social responsibility that answers the purpose of creation of similar financial institutions. Islamic financial institutions not only see the purpose in receiving the maximum profit, but also take moral social aspects into account. Recently Islamic financing has more and more followers in world economy. But, despite it to draw a conclusion that institutes of development of the Islamic states are exclusively Islamic banks, after all it is impossible. Development banks take active part in international traffic, at the same time they use in the activity not only Islamic instruments of financing, but also traditional

Keywords: Islamic Development Bank, Islamic financing, regional development bank, international financial institution, Bank of industrial development of Sudan, Development bank of Malaysia, Development bank of Turkey

References

1. Bekkin R.I. Islamic financial institutions and tools in the Muslim and non-Muslim countries: features and prospects of development. Abstract yew. on couck. yn. Art. Dr.Econ.Sci. M. of 2009.

2. Marchukov V.F. Money, the credit,

banks in the Islamic countries. Manual. Kazan: TGGPU, 2008. 130 pages.

3. Petrov G.B. Banking business by

Islamic rules//Management in credit institution. 2008. No. 3-5.

4. Rykova of I.N. Andreyanov E.V. Development of Islamic banking and new financial instruments// Banking. No. 7. 2011. Page 38-43.

5. Phylonickname AO., Isaev V. A, Fedorchenko A.V. Financial structures of the Middle East. M, 1996, 164 pages.

6. Chokayev B. Islamic finance: opportunities for the Russian economy//economy Questions. 2015. No. 6. Page 106 — 127.

7. Shakurov I.G. Islamic banks: today

and tomorrow//Topical issues of economy

8. Magda Ismail Abdel Mohsim The practice of Islamic banking system in Sudan//Journal of Economic Cooperation 26, 4 (2005) P. 27-50 / http://www.sesrtcic.org/files/ article/82.pdf

О

3

Ю

5

r 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.