Научная статья на тему 'Распространение исламских банковских продуктов на глобальном финансовом рынке'

Распространение исламских банковских продуктов на глобальном финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ISLAMIC BANKS / БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ / BANKING PRODUCTS / АКТИВЫ БАНКОВ / ASSETS / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / УСТОЙЧИВОСТЬ РЫНКА / STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данченко Е.А.

Предмет/тема. С конца XX в. исламские финансовые институты активно появляются на финансовых рынках Европы и Америки. В Великобритании, Германии, США возникают банки, которые предлагают продукты, основанные на нормах исламского права. Интерес банкиров к подобным продуктам обусловлен потребностью привлечения клиентов с моральными принципами (негативно относящихся к спекулятивным операциям) и тем, что исламские финансовые институты незначительно пострадали от кризиса 2007-2009 гг. Цели/задачи. Целью исследования является изучение распространения исламских банковских продуктов и их востребованности на мировом финансовом рынке. Для достижения цели были решены следующие задачи: сформулированы основные понятия; проведен анализ динамики объемов активов исламских банков в региональном разрезе; выявлены регионы лидеры по внедрению соответствующих банковских продуктов; проведен анализ перспектив распространения таких продуктов на территории России. Методология. На основе сбора, обработки и анализа данных из форм статистической отчетности компании Ernst & Young, а также Международного валютного фонда выявлены основные тенденции распространения исламских банков и банковских продуктов, основанных на нормах исламского права. Проведен анализ объемов активов исламских банков за 2011-2013 гг. Результаты. Анализ рынка банковских продуктов исламской модели показал, что большая часть продуктов ориентирована на финансирование социальных проектов, что в свою очередь приводит к росту производства и улучшению благосостояния населения. Данная направленность исламских банковских продуктов является одним из факторов внедрения их за пределами региона. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что заинтересованность западных финансистов в исламских банковских продуктах не только способствует адаптации таких продуктов к европейской модели финансового рынка, но и ведет к росту объемов активов исламских банков на мировом рынке, что в дальнейшем должно вызвать формирование более устойчивого рынка по сравнению с современным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of Islamic banking products in the global financial market

Importance Since the late 20 th century, Islamic financial institutions have actively appeared in the financial markets of Europe and America. Banks appear in the United Kingdom, Germany, the USA to offer products based on the norms of Islamic law. The bankers' interest stems from the need to attract customers with moral standards (negative attitude to speculative trading), and the fact that Islamic financial institutions were insignificantly affected by the 2007-2009 global financial crisis. Objectives The study aims to investigate the expansion of Islamic banking products and the demand for them in the global financial market. Methods I collected, processed and analyzed data from statistical reports of Ernst&Young and the International Monetary Fund, and identified the key trends in expansion of Islamic banks and banking products based on the norms of Islamic law. The study also includes an analysis of Islamic banks' assets for 2011-2013. Results The analysis of the market of Islamic banking products shows that most of them are targeted to finance social projects. This leads to an increase in production and improvement of human wellbeing through educational programs, housing construction and other priorities financing. This focus of Islamic banking products is one of the factors of their implementation outside the region of the Islamic model of banking products. Conclusions and Relevance The interest of Western financiers in Islamic banking products contributes not only to the adaptation of the latter to the European model of the financial market, but also leads to an increase in the volume of assets of Islamic banks in the global financial market, which in the future should result in a more stable market environment as compared to the current one.

Текст научной работы на тему «Распространение исламских банковских продуктов на глобальном финансовом рынке»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Банковская деятельность

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМСКИХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ НА ГЛОБАЛЬНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

Евгения Александровна ДАНЧЕНКО

аспирантка кафедры банковского дела, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Российская

Федерация

DEAr_910@mail.ru

История статьи:

Принята 30.01.2015 Одобрена 09.02.2015

УДК 336.717

Ключевые слова: исламские банки, банковские продукты, активы банков, финансовый рынок, устойчивость рынка

Введение

Мировой финансовый рынок играет важную роль в процессе аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения между отраслями, странами и регионами во всемирном масштабе, обеспечивая ускорение и рост эффективности производства. Все больший интерес финансисты уделяют расширению линейки финансовых продуктов, способствующих привлечению клиентов с различными финансовыми и морально-этическими потребностями. Однако главными причинами распространения исламских банковских продуктов стали, во-первых, трудовая миграция мусульман на территории государств Европы и Америки, во-вторых, повышенный интерес

Аннотация

Предмет/тема. С конца XX в. исламские финансовые институты активно появляются на финансовых рынках Европы и Америки. В Великобритании, Германии, США возникают банки, которые предлагают продукты, основанные на нормах исламского права. Интерес банкиров к подобным продуктам обусловлен потребностью привлечения клиентов с моральными принципами (негативно относящихся к спекулятивным операциям) и тем, что исламские финансовые институты незначительно пострадали от кризиса 2007-2009 гг. Цели/задачи. Целью исследования является изучение распространения исламских банковских продуктов и их востребованности на мировом финансовом рынке. Для достижения цели были решены следующие задачи: сформулированы основные понятия; проведен анализ динамики объемов активов исламских банков в региональном разрезе; выявлены регионы - лидеры по внедрению соответствующих банковских продуктов; проведен анализ перспектив распространения таких продуктов на территории России. Методология. На основе сбора, обработки и анализа данных из форм статистической отчетности компании Ernst & Young, а также Международного валютного фонда выявлены основные тенденции распространения исламских банков и банковских продуктов, основанных на нормах исламского права. Проведен анализ объемов активов исламских банков за 2011-2013 гг.

Результаты. Анализ рынка банковских продуктов исламской модели показал, что большая часть продуктов ориентирована на финансирование социальных проектов, что в свою очередь приводит к росту производства и улучшению благосостояния населения. Данная направленность исламских банковских продуктов является одним из факторов внедрения их за пределами региона.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что заинтересованность западных финансистов в исламских банковских продуктах не только способствует адаптации таких продуктов к европейской модели финансового рынка, но и ведет к росту объемов активов исламских банков на мировом рынке, что в дальнейшем должно вызвать формирование более устойчивого рынка по сравнению с современным.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015 финансистов к исламским банковским продуктам,

характеризующимся минимальным уровнем риска и относительно высокой степенью доходности1.

В то же время основным катализатором распространения исламских финансов становится стремление предотвращения или частичного сокращения кризисных ситуаций, которые все чаще возникают на рынке капиталов. Глобальный финансово-экономический кризис 2007-2012 гг. убедительно продемонстрировал уязвимость финансового рынка, в частности банковского сектора.

1 Danchenko E.A. The spread of Islamic banking products in global financial markets // 7th International Scientific Conference Science and Society. 25-26 November 2014. URL: http://scieuro. com/articles.

В период стагнации экономики наблюдается активизация процессов внедрения исламских банковских продуктов на европейский и американский рынки в целях снижения рисков по банковским операциям. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что банки, предлагающие исламские банковские продукты, стремительно развиваются не только в исламских странах, но и за их пределами.

Основные понятия

Под мировым финансовым рынком понимается совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых институтов. Мировой финансовый рынок имеет сложную структуру, которая складывается из страхового рынка, рынка инвестиций, рынка ценных бумаг, валютного рынка и кредитного рынка. Каждый сектор мирового финансового рынка имеет специфические черты, которые формируются в зависимости от региона. Такими специфическими чертами обладает рынок исламских банковских продуктов. Исламские банковские продукты

- это продукты, которые были сформированы в соответствии с нормами Шариата, среди которых запрет на финансирование предприятий, занимающихся производством алкоголя, оружия, свинины, а также увеселительных заведений (например, казино). Кроме того, особенностью исламских банковских продуктов можно считать запрет на высокорискованные операции. Впервые условия предоставления исламских банковских продуктов были сформулированы в Коране и Сунне.

В Коране подробно описаны такие продукты, как выдача денег под залог, поручительство, гарантия и хранение - условия их предоставления и правила оформления отношений между человеком, предоставляющим банковский продукт, и человеком

- потребителем исламского банковского продукта. Широкое распространение на мировом рынке финансовых продуктов получила исламская ценная бумага - сукук, которая по своим характеристикам схожа с сертификатом долевого участия.

Несмотря на запрет взимания процента за пользование денежными средствами, исламом не запрещается благодарить кредитора подарком, что в современной исламской финансовой системе расценивается как доля прибыли, полученная от использования заемных средств.

Распространение исламских банковских продуктов на мировом финансовом рынке

Регионами распространения исламских финансовых продуктов принято считать Азию, Ближний Восток и Северную Африку. Основной рынок исламских банковских продуктов приходится на так называемую группу QISMUT, в состав которой входят Катар, Индонезия, Саудовская Аравия, Малайзия, ОАЭ, Турция. На начало 2012 г. группа QISMUT вместе с Ираном образовывали 78% международного рынка исламских финансовых услуг2. Однако интерес к новым для традиционного финансового рынка видам продуктов и услуг способствует распространению исламских финансов и за пределами Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Развитие исламских финансовых услуг на Западе началось с появления первого исламского банка - Islamic Banking System (сейчас Islamic Finance House) - в 1978 г. в Люксембурге. Со временем в Женеве начинает свою работу международная финансовая группа Dar al Mal al Islami. В США, Дании, Австралии, ЮАР и других странах также начинают действовать исламские финансовые учреждения.

В 1997 г. Citibank создал в Бахрейне полномочное подразделение Citi Islamic Investment Bank с капиталом в 20 млн долл. В 2000-х гг. рыночная капитализация более чем 265 исламских банков превышала 13 млрд долл. Полные активы оценены в 262 млрд долл., с инвестициями в ценные бумаги свыше 400 млрд долл. Депозиты в исламских банках составляют 202 млрд долл., средний ежегодный темп роста исламской банковской системы в мире находится в пределах 10-20% за прошлое десятилетие3. Исламские банковские активы глобально выросли до 1 300 млрд долл. в 2011 г.4.

Одним из возможных сценариев дальнейшего развития может стать средний ежегодный рост на 17%. Стоит отметить, что доля исламских банков, функционирующих в Юго-Восточной Азии, составляет 89 млрд долл., доля стран Персидского залива (Сотрудничество стран Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC), среди которых шесть стран: Объединенные Арабские Эмираты,

2 Официальный сайт Исламского банка развития. URL: http:// www.isdb.org/irj/portal/anonymous/idb_capital_en

3 Tarig Al Rafai. An Overview of Islamic Finance and Growth of Islamic Funds. Islamic Funds World. 2003.

4 Information portal World Islamic Banking Competitiveness Report 2012-2013. URL: http://emergingmarkets.ey.com/world-islamic-banking-competitiveness-report-2012-2013.

Рисунок 1

Объем активов исламских банков, млрд долл.

257

1 811

131

89

1 334

Глобальные исламские банковские активы на 2011 г.

Сотрудничество стран Персидского залива

Остальной мир

Глобальные исламские банковские активы на 2013 г.

Источник: Information portal Malaysia Internetional Islamic Financial Center Analytical Report for the year 2012. URL: http://www. mifc.com.

Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Кувейт) - 131 млрд долл. На исламские банки остального мира приходится значительный прирост на 257 млрд долл., что еще раз доказывает заинтересованность банкиров в распространении и развитии исламских банков и их продуктов на мировом рынке.

Все больший интерес в западных странах вызывает рынок сукук. Восемь из десяти ведущих организаторов выпуска сукук являются традиционными банками (или исламскими подразделениями традиционных банков)5. Около 30% стран - эмитентов сукук не являются членами Исламского банка развития, т.е. их деятельность не регламентируется соблюдением норм исламского права (см. таблицу).

Стоит отметить активно е внедрение и распространение исламских финансовых продуктов на территории Великобритании. На начало 2014 г. в Великобритании было пять полноценных исламских банков, количество клиентов за последние семь лет выросло до 50 тыс. клиентов по всей стране. Думается, недавний экономиче ский кризис обе спечил преимущества исламским банкам Великобритании, куда в этот период пришло множество клиентов-немусульман, которые видят в исламском банкинге более стабильную, безопасную и этическую

Первичная эмиссия сукук в 2013 г.

Страна, территория, финансовый центр Количество эмиссий Общий объем эмиссии, млн долл.

Мальдивы 1 3

Великобритания 1 11

Люксембург 1 20

Кувейт 2 44

Гамбия 49 46

Германия 1 55

Китай 3 275

Пакистан 1 419

Сингапур 3 423

Бруней 14 1 085

Бахрейн 25 1 585

Катар 8 2 274

Турция 7 4 770

Индонезия 53 6 718

ОАЭ 12 6 818

Саудовская Аравия 20 14 491

Малайзия 525 76 914

5 Будущее исламских облигаций (сукук). URL: http://islamic-finance.ru/board/2-1-0-4.

альтернативу традиционному банку. Также стоит отметить, что Великобритания - единственное немусульманское государство, которое в полной мере работает с исламскими финансами. Несмотря на то, что там проживают около 2,5 млн мусульман (в России для сравнения 25 млн мусульман), по объему рынка исламских финансов Великобритания уже опередила Турцию и Бангладеш, где живут в

Рисунок 2

Количество исламских банков на 2011 г.

Источник: составлено автором по Кизиитов К., Симонова М. Исламское нашествие. URL: http://www.rbcdaily.ru/magazine/ business/562949988486669.

общей сложности 207 млн мусульман. Лондонская фондовая биржа - крупнейшая в Европе по обращению исламских ценных бумаг (сукук). Также стоит отметить, что Исламский банк Великобритании (IBB) предлагает собственный шариатский план приобретения недвижимости по схеме «купля-аренда». План основан на совместном владении и сдаче в аренду: банк и клиент вместе покупают недвижимость, по мере погашения ежемесячных платежей доля клиента в объекте растет, при этом он продолжает платить банку арендную плату за долю, принадлежащую банку, пока постепенно не выплатит всю стоимость объекта и не станет единственным его владельцем.

Несомненным лидером по количеству традиционных банков со специализированными исламскими подразделениями также является Великобритания. Данный показатель отражает заинтересованность банкиров Соединенного Королевства в развитии альтернативных видов банковских продуктов наряду с традиционными. Это способствует совершенствованию механизмов уже существующих банковских продуктов и созданию принципиально новых, что в свою очередь способствует привлечению новых клиентов независимо от вероисповедания и моральных принципов.

Многие западные экономисты отмечают, что главным преимуществом внедрения исламских банковских продуктов для населения является то, что все больше количество людей на Западе не удовлетворено или скептически относится к тому банковскому сервису, с которым имеет дело, считая его «эксплуататорским» либо неэтичным. Поэтому появление исламского банкинга с его особой деловой моралью пришлось весьма кстати6.

Анализ рынка банковских продуктов исламской модели показал, что под воздействием религии они претерпели значительные изменения по сравнению с европейской моделью банковского рынка. Большая часть продуктов рассчитана на финансирование социально ориентированных проектов, что в свою очередь приводит к росту производства и улучшению благосостояния населения. Деньги в условиях исламского банкинга направляются на образовательные программы, строительство жилых домов и т.п. Именно это является одним из факторов внедрения таких продуктов за пределами соответствующего региона.

6 ЯндиевМ.И. Влияние финансовых рынков Ближнего Востока на финансовый рынок России // Актуальные проблемы формирования механизма функционирования финансового рынка Российской Федерации. 2013. № 9. С. 198-213.

Рисунок 3

Численность мусульман в США, странах Европы ивРоссии, млн чел.

25 20 15 10 5 0

Источник: Кизиитов К., СимоноваМ. Исламское нашествие. URL: http://www.rbcdaily.ru/magazine/business/562949988486669.

20

ГИ n 3 1

1—1 1 1.6 18 1Д 13 II 1—1 1-1 1 1 Г-Ч

Перспективы распространения исламских банковских продуктов в России

Несмотря на привлекательность исламских финансовых институтов, основной причиной распространения исламских финансовых институтов по-прежнему остается рост численности мусульман. Стоит отметить, что количество мусульман в Европе и странах Северной Америки значительно ниже, чем в России (рис. 3) Данный фактор является главенствующим в стремлении к развитию исламских финансов в относительно молодой экономике современной России. Так, с 2000-х гг. идет активное изучение опыта создания структурных подразделений - «исламских окон» при банках, открытия полноценных банков, действующих на основе исламского права, и внедрения исламских банковских продуктов. Особо стоит отметить, что на территории Российской Федерации также имеется опыт функционирования исламских финансовых институтов, например ЗАО «Бадр-Форте Банк»7, ОАО АКБ «Экспресс» (Махачкала)8. В 2006 г. в Казани была учреждена компания ООО ИФК «Линова», основной целью которой стало развитие деловых отношений с исламскими странами. На данный момент ООО ИФК «Линова» сотрудничает с группой Исламского Банка Развития, с Исламской Корпорацией Развития Частного Сектора. Оно имеет статус наблюдателя в таких международных организациях, как Совет по исламским финансовым услугам Малайзии и Международный исламский финансовый рынок, базирующийся в Бахрейне9.

7 Лицензия отозвана в 2006 г.

8 Лицензия отозвана в 2012 г.

9 URL: http://www.linova.ru/razdel72.

Заинтересованность в развитии исламских финансов в России наблюдается не только среди банкиров и финансистов, но и в государственных органах власти. Так, в августе 2003 г. во время официального визита в Малайзию Президент России сделал заявление о стремлении России стать наблюдателем в Организации Исламской Конференции (ОИК). Одним и направлений деятельности ОИК является содействие экономическому и социальному прогрессу. Для этих целей на базе ОИК был создан Исламский Банк Развития, который осуществляет финансирование социально значимых проектов в странах-членах. В июне 2005 г. Россия получила официальный статус наблюдателя при ОИК. Таким образом, можно отметить стремление России на всех уровнях развивать сотрудничество в сфере исламских финансов10.

Выводы

Кризис 2007-2012 гг. стал возможен из-за параллельного скопления ряда сложных факторов. Основным фактором многие экономисты называют чрезмерную склонность финансовых институтов к неоправданному риску.

Одним из направлений оздоровления мирового финансового рынка можно считать внедрение опыта исламских банков. Поэтому повышенный интерес банкиров Европы и Америки к таким банковским продуктам объясняется их стремлением внедрить принципиально новые для европейской модели рынка продукты, характеризующиеся низким

10 Danchenko E.A. The spread of Islamic banking products in global financial markets // 7th International Scientific Conference Science and Society. 25-26 November 2014. URL: http://scieuro. com/articles.

уровнем риска и высоким уровнем доверия к ним экономических факторов и стабильное их развитие

клиентов. на долгосрочную перспективу. Инновационные

Заинтересованность западных финансистов для российского рынка банковские продукты,

в исламских банковских продуктах не только сформированные на основе продуктов исламского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способствует адаптации этих продуктов к банкинга, будут способствовать, во-первых,

европейскому рынку, но и ведет к росту объемов привлечению клиентов, стремящихся соблюдать

активов исламских банков на мировом рынке, что нормы религиозного права (это касается как

в дальнейшем должно привести к формированию мусульман, так и православных), во-вторых,

более устойчивого рынка. снижению рисков, присущих традиционным

банковским продуктам, за счет разделения их между

Модернизация и развитие российского рынка субъектами финансово -кредитных отношений, в-

банковских продуктов на основе исламской третьих, переходу российской банковской модели

банковской модели также позволит создать рынка от спекулятивной к посреднической, которая

прочную банковскую систему, направленную на будет приносить банку стабильную прибыль

развитие и модернизацию экономики страны, и способствовать развитию реального сектора

повысить устойчивость банков к влияниям внешних

экономики страны.

Список литературы

1. Арыспаева Б.К. Развитие исламских финансов в Республике Казахстан // Инициативы XXI века. 2011. № 1-2. С. 67-70.

2. Беккин Р. Опыт и перспективы исламской финансовой системы в России // Россия и мусульманский мир. 2011. № 6. С. 30-36.

3. Беккин Р. Исламская экономическая модель и проблемы ее применения в России // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 1. С. 107-119.

4. Беккин Р.И. Специфика услуг исламских банков // Банковские услуги. 2007. № 8. С. 19-32.

5. Беккин Р. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 141-157.

6. Данченко Е.А. Рынок банковских продуктов как основной источник роста экономики России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 32. С. 54-62.

7. ЕфимовЕ.Н., ДенисовМ.Ю., ЖилинаЕ.В. Сравнительный анализ образовательных систем тестирования по критерию функциональной полноты // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 40. URL: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1236-2012-04-09-07-23-03.

8. Ефременко И.Н. Взаимосвязь развития мировой финансовой архитектуры и системных финансовых кризисов // Финансовые исследования. 2008. № 20. С. 3-12.

9. Ефременко И.Н. Исламские финансы в формировании новой институциональной основы мировой финансовой архитектуры. // Финансовые исследования. 2007. № 16. С. 3-9. URL: http://www.fmis. rsue.ru/2007-3/efremenko.pdf.

10. Ефременко И.Н., Воробьёва И.Г. Направления финансовой интеграции в Европе в условиях сохранения мировой стабильности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2009. № 4. С. 34-44.

11. Жмуйда И.В. Исламские экономика и исламские финансы в Пакистане // Публично-правовые исследования. 2006. Т. 1. С. 545-563.

12. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / под ред. Р.И. Беккина. М.: Ummah, 2004. 283 с.

13. Калкаева А.Б. Управление рисками в исламских финансах // Управление финансовыми рисками. 2010. № 2. С. 98-109.

14. Калимуллина М.Э. Великобритания: исламские финансы без привилегий // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 12. С. 62-68.

15. Кочмола К.В. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре: монография. Ростов-н/Д: РИНХ, 2007. 368с.

16. Крючкова О.М. Социально-ответственные финансы: принципы исламской модели // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 179-182.

17. Сребник Б.В. Финансы стран исламского мира и возможности их использования в российских инфраструктурных проектах // Финансы. 2010. № 11. С. 65-70.

18. Уразова С.А. Эволюция банковской системы России: монография. Ростов-н/Д, РИНХ, 2010. 207 с.

19. Урусова Э.А., Шумилова Т.Э., ИвановЮ.В. Исламская экономика и финансы // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 427-430.

20. ХалфордМ. Частные инвестиции и исламские финансы // Закон. 2008. № 12. С. 206-209.

21. Чубарова Г.П., Ефременко И.Н. Изменение роли России в мировой финансовой архитектуре // Финансовые исследования. 2009. № 22. С. 5-16.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Banking

expansion of islamic banking products in the global financial market

Evgeniya A. DANCHENKo

Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russian Federation DEAr_910@mail.ru

Article history: Abstract

Received 30 January 2015 Importance Since the late 20th century, Islamic financial institutions have actively appeared in

Accepted 9 February 2015 the financial markets of Europe and America. Banks appear in the United Kingdom, Germany,

the USA to offer products based on the norms of Islamic law. The bankers' interest stems from the need to attract customers with moral standards (negative attitude to speculative trading), and the fact that Islamic financial institutions were insignificantly affected by the 2007-2009 global financial crisis.

Objectives The study aims to investigate the expansion of Islamic banking products and the demand for them in the global financial market.

Methods I collected, processed and analyzed data from statistical reports of Ernst&Young and the International Monetary Fund, and identified the key trends in expansion of Islamic banks

Keywords: Islamic tank^ banking and banking products based on the norms of Islamic law. The study also includes an analysis of

products, assets, financial market, Islamic banks' assets for 2011-2013.

stability Results The analysis of the market of Islamic banking products shows that most of them are

targeted to finance social projects. This leads to an increase in production and improvement of human wellbeing through educational programs, housing construction and other priorities financing. This focus of Islamic banking products is one of the factors of their implementation outside the region of the Islamic model of banking products.

Conclusions and Relevance The interest of Western financiers in Islamic banking products contributes not only to the adaptation of the latter to the European model of the financial market, but also leads to an increase in the volume of assets of Islamic banks in the global financial market, which in the future should result in a more stable market environment as compared to the current one.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Aryspaeva B.K. Razvitie islamskikh finansov v Respublike Kazakhstan [Development of Islamic finance in the Republic of Kazakhstan]. InitsiativyXXIveka = Initiatives of 21st Century, 2011, no. 1-2, pp. 67-70.

2. Bekkin R. Opyt i perspektivy islamskoi finansovoi sistemy v Rossii [Experience and prospects for Islamic financial system in Russia]. Rossiya i musul'manskii mir = Russia and Muslim World, 2011, no. 6, pp. 30-36.

3. Bekkin R. Islamskaya ekonomicheskaya model' i problemy ee primeneniya v Rossii [An Islamic economic model and its application in Russia]. Tsentral'naya Aziya i Kavkaz = Central Asia and Caucasus, 2006, no. 1, pp. 107-119.

4. Bekkin R.I. Spetsifika uslug islamskikh bankov [The specificity of services of Islamic banks]. Bankovskie uslugi = Banking, 2007, no. 8, pp. 19-32.

5. Bekkin R. Ssudnyi protsent v kontekste religiozno-eticheskikh khozyaistvennykh sistem proshlogo i sovremennosti [Lending rate in the context of religious and ethical economic systems of the past and present]. Voprosy Economiki, 2007, no. 2, pp. 141-157.

6. Danchenko E.A. Rynok bankovskikh produktov kak osnovnoi istochnik rosta ekonomiki Rossii [The banking product market as a main source of economic growth in Russia]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 32, pp. 54-62.

7. Efimov E.N., Denisov M.Yu., Zhilina E.V. [A comparative analysis of educational systems testing under

the functional completeness criterion]. Upravlenie Ekonomicheskimi Sistemami, 2012, no. 40. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1236-2012-04-09-07-23-03.

8. Efremenko I.N. Vzaimosvyaz' razvitiya mirovoi finansovoi arkhitektury i sistemnykh finansovykh krizisov [The interrelation between the development of the global financial architecture and systemic financial crises].

Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2008, no. 20, pp. 3-12.

9. Efremenko I.N. Islamskie finansy v formirovanii novoi institutsional'noi osnovy mirovoi finansovoi arkhitektury [Islamic finance in the formation of a new institutional framework of the global financial architecture]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2007, no. 16, pp. 3-9. Available at: http:// www.finis.rsue.ru/2007-3/efremenko.pdf. (In Russ.)

10. Efremenko I.N., Vorob'eva I.G. Napravleniya finansovoi integratsii v Evrope v usloviyakh sokhraneniya mirovoi stabil'nosti [Areas of financial integration in Europe under maintaining the world stability].

Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2009, no. 4, pp.34-44.

11. Zhmuida I.V. [Islamic economics and Islamic finance in Pakistan]. Public Law Researches, 2006, vol. 1, pp. 545-563. (In Russ.) Available at: http://www.publaws.ru/ru/founder/.

12. Islamskie finansy v sovremennom mire: ekonomicheskie i pravovye aspekty [Islamic finance in the modern world: economic and legal aspects]. Moscow, Ummah Publ., 2004, 283 p.

13. Kalkaeva A.B. Upravlenie riskami v islamskikh finansakh [Risk management in Islamic finance]. Upravlenie finansovymi riskami = Financial Risk Management, 2010, no. 2, pp. 98-109.

14. Kalimullina M.E. Velikobritaniya: islamskie finansy bez privilegii [UK: Islamic finance without privileges].

Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 12, pp. 62-68.

15. Kochmola K.V. Islamskie finansovye instituty v mirovoi finansovoi arkhitekture: monografiya [Islamic financial institutions in the global financial architecture: a monograph]. Rostov-on-Don, RINH Publ., 2007, 368 p.

16. Kryuchkova O.M. Sotsial'no-otvetstvennye finansy: printsipy islamskoi modeli [Socially responsible finance: the principles of Islamic model]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2011, no. 3, pp. 179-182.

17. Srebnik B.V. Finansy stran islamskogo mira i vozmozhnosti ikh ispol'zovaniya v rossiiskikh infrastrukturnykh proektakh [Islamic world finance and its applicability in Russian infrastructure projects]. Finansy = Finance, 2010, no. 11, pp. 65-70.

18. Urazova S.A. Evolyutsiya bankovskoi sistemy Rossii. Monografiya [Evolution of banking system of Russia. A monograph]. Rostov-on-Don, RINH Publ., 2010, 207 p.

19. Urusova E.A., Shumilova T.E., Ivanov Yu.V. Islamskaya ekonomika i finansy [Islamic economics and finance]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2009, no. 4, pp. 427-430.

20. Halford M. Chastnye investitsii i islamskie finansy [Private investment and Islamic finance]. Zakon = Law, 2008, no. 12, pp. 206-209.

21. Chubarova G.P., Efremenko I.N. Izmenenie roli Rossii v mirovoi finansovoi arkhitekture [The changing role of Russia in the global financial architecture]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2009, no. 22, pp. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.