РЕЦЕНЗИИ
В настоящем номере журнала публикуется перевод рецензии А. В. Кумановой, доктора педагогических наук, профессора Государственного университета библиотековедения и информационных технологий (София, Болгария), на научно-методическое пособие доктора педагогических наук, профессора Т. Ф. Берестовой (Информационное пространство библиотеки. М.: Либерея-Бибинформ, 2007). Ранее статья была опубликована на болгарском языке (Куманова А. Концепция за информационното пространство на библиотеката - конструктор на това пространство //Издател: научно списание за книгата. 2010. № 1-2-3. С. 90-93).
А. В. Куманова
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕКИ -СТРОИТЕЛЯ ЭТОГО ПРОСТРАНСТВА (Modus vivendi мироздания)
В представленной рецензии автор высоко оценивает издание Т. Ф. Берестовой, в котором постулируются библиотечные аспекты информационного пространства библиотеки, и выдвигается тезис о естественной связи глобального информационного пространства с функциями общедоступной (публичной) библиотеки.
Ключевые слова: библиотеки, информационное пространство, таксис, информационное общество.
The author of this book review highly appreciate T. F. Berestova's edition which postulated the library aspects of the information space of the library and put forward the thesis about natural communication of global information space with functions of popular (public) library.
Key words: libraries, information field, taxis, an information society.
Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие. Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. 240 с. (Библиотекарь и время. XXI век; № 76).
Книга профессора, доктора педагогических наук Татьяны Федоровны Берестовой, проректора по научно-исследовательской работе Челябинской государственной академии культуры и искусств, представляет собой яркое явление в современных комплексных исследованиях, посвященных информационному пространству.
Особенность концепции издания в том, что постулируются библиотечные аспекты этого пространства.
Пособие вносит вклад в исследование идеального, ментального в феноменологии инфосферы и становится в один ряд с трудами Ю. А. Шрейдера, Р. С. Гиляревского, О. П. Коршунова, Ю. Н. Столярова, Е. К. Беспаловой, И. Г. Моргенштерна, А. В. Соколова, В. П. Леонова, А. Б. Антопольского, Ф. С. Воройского.
Сверхзадача книги Т. Ф. Берестовой - позиционирование библиотек как общей и естественной структуры идеального информационного пространства, ноосфер-ной планетарной информационной целостности, в то время когда все они переживают кризис физической сохранности фондов, вызванный увеличением этих
фондов и отсутствием возможности надлежащим образом их контролировать, с одной стороны, и финансированием библиотек как государственной политики -с другой, от которого зависит комплексное обеспечение общества новыми информационными ресурсами.
Т. Ф. Берестова познала все уровни информационного моделирования библиотечно-информационного организма, буквально владеет органикой1 библио-
1 Слово (органика) применительно к библиотечному информационному моделированию, чей архетип укоренился через спра-вочно-библиографический аппарат на вторичнодокументальном уровне информационного пространства, использовалось еще в работах английского библиотекаря Г. Бредшоу (1831-1886), который, по мнению У. Грега, «превратил библиографию в точную науку» (Gregg W. Collected papers. Oxford, 1966. P. 78).
Основанием для такой характеристики творчества Г. Бредшоу, внесшего вклад в книговедение, инкунабуловедение и текстологию, послужил тот факт, что он сравнивал библиографию с биологией, а свой метод установления связи между физическими характеристиками инкунабул и техникой книгопечатания средневековых издателей называл естественно-историческим. Под родством в книге Г. Бредшоу понимается сходство полиграфических характеристик. В зависимости от степени такого сходства книги делятся на виды, роды, семейства. Задача библиографии, по Г. Бредшоу, в сравнительном анализе физических характеристик книг по степени технического сходства, который имеет непосредственное практическое значение, так как делает возможным установление происхождения книги — имени издателя, места и времени публикации, что позволит отличить подлинную инкунабулу от фальшивой.
См. также работу Р. Стоукс (Stokes R. Bibliography // Encyclopedia of library and information science: Vol. 2. New York; London, 1968).
41
течной феноменологии. С 1980 г. посвятила себя педагогической карьере, работала библиотекарем и заведующей отделом профсоюзной централизованной библиотечной системы Магнитогорского металлургического комбината...
Своеобразной прелюдией к представленному труду является другая книга автора [4], в которой городская муниципальная библиотека представлена в едином информационном пространстве и предложена его классификация и типология на основе особенностей, формирующих локальные аспекты этого пространства на отдельных территориях.
Хотя эти две работы и являются самостоятельными трудами, они имеют некоторую зеркальность своей логики - отражают друг друга... Издание 2005 г. имеет в большей степени индуктивный характер, в новом же (2007 г.) преобладает дедуктивный метод.
Примеры этого встречаются и в библиографических списках обеих книг: в издании 2005 г. цитируется 215 наименований, упомянутых в исследовании 2007 г.
В книге, являющейся объектом настоящей рецензии, автор продолжает логику работы 2005 г., продолжая отстаивать тезис о естественной связи глобального информационного пространства с функциями общедоступной (публичной) библиотеки.
Обе книги вышли в серии «Библиотекарь и время. XXI век» (номера 19 и 76), в которой была четко обозначена позиция автора - разработка научно-методического пособия по природе отношений организационно-территориальной структуры информационного моделирования с идеально многомерным, постоянно растущим, преобразующимся информационным пространством.
В новых исследованиях - «Законы формирования структуры информационного пространства и функции информации» [2] и «Функции разных видов информации как основа формирования многоуровневой структуры информационного пространства» [5] - широко представлены идеи автора как известные, так и появившиеся совсем недавно.
Разделяя распространенное мнение о том, что мировая цивилизация переходит на новый этап развития, обозначаемый термином информационное общество [3, с. 3], Т. Ф. Берестова фокусирует внимание на общепризнанном условии построения информационного общества - «функционировании единого информационного пространства, на основании которого формируется единое экономическое, правовое, образовательное и другие пространства» [Там же].
Это определило структуру книги - восемь глав, где в каждом разделе детально рассмотрен весь спектр обозначенных в заглавиях проблем:
- гл. 1: Генезис информационного пространства (ИП. - Сокращение здесь и далее наше. - А. К.);
- гл. 2: Формирование документального уровня этого пространства (ИП);
- гл. 3: Вопрос определения и методология создания дефиниции ключевого термина (ИП);
- гл. 4: Феноменология единства ИП и роль государства в обеспечении механизмов его (ИП) использования;
- гл. 5: Библиотека как одна из организационных структур ИП;
- гл. 6: Образ библиотеки как инструмента социума и/или индивида для расширения и укрепления принадлежащего им ИП;
- гл. 7: Образ ИП библиотеки и его строителя -библиотекаря;
- гл. 8: Специфика муниципальных библиотек как части территориального ИП и как надлежащего условия организации ИП.
Логика автора строится на положении о центре информационного пространства - субъекте информационно-коммуникативного акта [3, с. 22] и психической, философской, лингвистической феноменологии информационного моделирования.
Понимание уровня документальной коммуникации как отражения преобразования естественного языка и включение документальных ресурсов во все сферы человеческой деятельности позволяет Т. Ф. Берестовой постулировать наличие принципиально различных уровней ИП - первично-и вторичнодокументального, на которых проходит информационно-коммуникативный процесс, и сделать вывод о том, что «документальная форма ИП не меняет таких своих характеристик, как единство преемственности и прерываемости, измеримости, объема и плотности» [Там же, с. 58].
Определяя ИП как «материально-духовный конструкт», Т. Ф. Берестова видит обеспечение его эффективности через взаимодействие с различными типами коммуникации - довербальной, вербальной и документальной [Там же, с. 62-66].
Наблюдение за существенным количественным ростом компонентов ИП в современную постне-классическую эпоху формирования техносферы, где не меняется их ресурсная, коммуникативная, организационная и технически-образовательная функциональная сущность [Там же, с. 67-95], позволяет автору как самое трудное определить обеспечение
42
территориальной целостности ИП, которая определяется общесистемными принципами: системностью, целостностью, иерархичностью, структурностью, типизацией, развиваемостью, согласованностью частных и общих критериев, получением максимальной эффективности, постановкой новых задач [3, с. 96-97].
Библиотека как одна из организационных структур ИП в концепции Т. Ф. Берестовой в общем виде представлена как его строитель. Связь библиотеки и государства отражена в государственной библиотечной политике, которая является основой информационной политики государства, для осуществления которой необходимо государственное управление на общегосударственном, межрегиональном, региональном, городском, сельском уровнях, регулирование библиотечной деятельности является необходимой функцией межведомственного управленческого органа [Там же, с. 105-118].
Индивидуальность (пользователя библиотеки) в процессе информационной коммуникации представлена в описанной концепции как решающая навига-ционно-поисковые (пространственные) задачи. Роль библиографической информации и информационно-поисковых языков показана, как правило, с точки зрения навигации, а библиотека, обеспечивающая эту функцию, представлена как потенциально перенимающая ее от других общественных институтов, оперирующих с документальной информацией (музеев, архивов) [Там же, с. 142-151].
Некоторые места в тексте звучат почти афористично, например: «Библиотека может реализовать свою основную документально-коммуникационную функцию и обеспечить доступность документов, только если она сама доступна для отдельных индивидов и/или общественных структур» [Там же, с. 151].
Иерархические отношения в ИП, существование центра и периферии в территориальном, ведомственном (отраслевом, корпоративном) аспекте библиотеки в концепции Т. Ф. Берестовой представлены как структура самого ИП, через которую пространство библиотеки рассматривается как синтез пространств, а создание навигационно-поискового аппарата ИП видится как начинающееся с преобразования справоч-но-библиографического аппарата библиотеки [Там же, с. 183-190].
Среди условий организации доступа к библиотекам Т. Ф. Берестова обращает внимание не только на финансовые и технические вопросы, но и прежде всего - на проблему использования комплекса информационно-поисковых языков [Там же, с. 216].
Естественно-исторически возникшая иерархия в библиотечной системе Российской Федерации мыслится в данной работе как корневище, питающее само информационное пространство, которое формируется везде, где у индивида появляется потребность в обработке доступных ему информационных ресурсов с помощью инструментария библиотеки. Старый как общество институт библиотеки показан в работе Т. Ф. Берестовой в виде несущей конструкции, источника и создателя идеального информационного пространства посредством как библиотечного справочно-информационного инструментария, так и менталитета библиотекаря и пользователя библиотекой.
Адресованная библиотекарям, задуманная как научно-методическое пособие, книга «Информационное пространство библиотеки» замечательна - ка-лимаховский дух, естественный взгляд на корневище информационного общества - библиотеку, которая, будучи неотъемлемой его частью, порождает все новые и новые непрерывно растущие (как развивающаяся Вселенная) спиралевидные фракталии ИП, для которого характерно расположение, таксис фактологического, первичнодокументального, вторич-нодокументального, метасистемного и философского уровней.
Идея таксиса пронизывает и философию, и книгу «Информационное пространство библиотеки». Она состоит из соразмерных частей, изложение линейное, после которого следуют выводы; от предисловия до заключения подробно и точно рассматриваются отдельные положения, представляющие целостную концепцию ИП библиотеки - строителя этого пространства. Замечательно то, что реальная философская проблема природы и функционирования ИП, от решения которой зависит достижение согласия по этому вопросу в обществе, рассматривается в книге с точки зрения библиотекаря, библиографа - архитектора инфосферы.
Конкретно и рельефно описание труда и места, которое добавляет красок в экономическое, правовое, историческое, регионоведческое звучание, так как все эти аспекты являются сторонами, гранями единого ИП, укорененного в библиотечном организме (жизненной системе этого пространства).
Именно по этой причине экономические, правовые и пр. аспекты библиотеки имеют государственное и планетарное значение. Поэтому вопрос о библиотечном законодательстве является не только юридической и экономической проблемой, но и философским, социоцентрическим, человекоцентриче-
43
ским, гуманитарным вопросом функционирования ИП как естественного единства накопленных документальных богатств прошлого и появляющихся новаций в информационно-коммуникативной сфере.
Работа профессора, доктора педагогических наук Т. Ф. Берестовой определяет причастность библио-течно-информационной науки к сфере культурно-ценностного сознания как фундаментальное взаимовлияние, библиотека предстает в виде modus vivendi мироздания, а библиотекари получают представление о роли организационно-территориальной структуры информационного моделирования в идеальном информационном пространстве, не имеющем географических и административных границ.
Таким образом, когда идея органической связи библиотеки с культурой определенного населенного пункта, региона, определенной страны, планеты, рассматриваемой как целое, имеющее свою историю, настоящее и будущее, живет в органической связи с планетарным ноосферным целым ИП, жизнь торжествует и преодолевает все видимые признаки увядания (как часто приходится сталкиваться с искаженным и поверхностным представлением об информационном обществе как аналоге интернет-культуры, которое, будучи крайне односторонним и неверным, приводит к отстаиванию невежественного мнения о грядущей гибели печатной галактики Гуттенберга и библиотеки), но... «Жизнь всегда будет преодолевать увядание и смерть» [1].
1. Афоризмы Старого Китая / пер. с кит. В. В. Малявина. - Изд. 2., испр. - М., 1991. - С. 73.
2. Берестова, Т. Ф. Законы формирования структуры информационного пространства и функции информации / Т. Ф. Берестова // Библиография. - 2009. - № 5. - С. 32-47.
3. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либе-рея-Бибинформ, 2007. - 240 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; № 76).
4. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. - 238 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; № 19).
5. Берестова, Т. Ф. Функции разных видов информации как основа формирования многоуровневой структуры информационного пространства / Т. Ф. Берестова // Науч.-техн. инф. - Сер. 1. - 2009. - № 8. - С. 3-12.
44