Научная статья на тему 'Электронная библиотека как инструмент создания единого информационного пространства'

Электронная библиотека как инструмент создания единого информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1993
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / НАВИГАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ АППАРАТ / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / ELECTRONIC LIBRARY / NAVIGATION-SEARCHING INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берестова Татьяна Федоровна

В статье дано определение информационного пространства, его элементарных компонентов; электронная библиотека показана как одна из технологий создания единого информационного пространства. Автор предлагает дефиницию электронной библиотеки, рассматривает типы электронных библиотек и пути их создания, а также указывает на необходимость наличия навигационно-поискового аппарата как важнейшего инструмента, обеспечивающего функционирование электронной библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Берестова Татьяна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LIBRARY AS AN INSTRUMENT OF THE UNIVERSAL INFORMATIONAL ENVIRONMENT

The article contains the definition of the informational environment and its counterparts. Electronic library is treated as one of the universal informational environment creation technologies; the author offers his definition of this notion, including types of electronic libraries and ways of its creation as well as stresses the existence of the navigation-searching instrument as the most important one for the electronic library functioning.

Текст научной работы на тему «Электронная библиотека как инструмент создания единого информационного пространства»

Раздел I ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАУКИ

Т. Ф. Берестова

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье дано определение информационного пространства, его элементарных компонентов; электронная библиотека показана как одна из технологий создания единого информационного пространства. Автор предлагает дефиницию электронной библиотеки, рассматривает типы электронных библиотек и пути их создания, а также указывает на необходимость наличия навигационно-поискового аппарата как важнейшего инструмента, обеспечивающего функционирование электронной библиотеки.

Ключевые слова: информационное пространство, электронная библиотека, навигационнопоисковый аппарат.

The article contains the definition of the informational environment and its counterparts. Electronic library is treated as one of the universal informational environment creation technologies; the author offers his definition of this notion, including types of electronic libraries and ways of its creation as well as stresses the existence of the navigation-searching instrument as the most important one for the electronic library functioning.

Key words: informational environment, electronic library, navigation-searching instrument.

В 1995 г. Государственной Думой РФ была принята «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» [6]. По вопросу информационного пространства существует большое количество литературы, но, несмотря на это, общепринятого определения данному явлению до сих пор нет. Изучение генезиса информационного пространства, проведенное в рамках диссертационного исследования «Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретикометодологические основания» позволило предложить следующую дефиницию: «Информационное пространство - это материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодейст-

вие вербальной и документальной коммуникации» [3]. Информационное пространство возникает как результат инфопроцесса через создание информации (духовный аспект), развитие форм ее сохранения и средств передачи (материальный аспект). Центром информационного пространства является субъект (индивид, группа или коллектив), создающий или присваивающий, аккумулирующий и/или передающий информацию. Цель создания информационного пространства - формирование среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе его деятельности.

Элементарными компонентами вербального (устного) уровня информационного пространства социума являются:

1) индивидуальные информационные те-

6

заурусы, включающие семантические

(смысловые) образы, сформированные с помощью языка; 2) речь, их передающая;

3) управленческий элемент. Функция информационных тезаурусов индивидов -ресурсная, функция речи - коммуникативная, функция управленческого элемента -организационная.

Элементарными компонентами документальной коммуникации являются:

1) потребители и создатели информации;

2) документы (зафиксированные индивидуальные тезаурусы, выраженные посредством записанной речи); 3) информационнопоисковый язык (ИПЯ); 4) управленческий субъект; 5) инфраструктура, включающая материально-технические средства и технический персонал.

Документы - результат метаморфозы информационных тезаурусов и речи, в них синтегрировались ресурсная и коммуникативная функция, благодаря чему происходит контакт автора и потребителя документа. В системе «документ - потребитель» естественный язык трансформируется в искусственные, и в частности в ИПЯ, при этом новые языки сохраняют коммуникативную функцию, присущую естественной речи. Управленческий элемент, как и на вербальном уровне, осуществляет организационную функцию, его инфраструктура имеет вспомогательно-техническую функцию обслуживания по отношению к другим элементам.

Информационное пространство строится на основе иерархии и структуризации, поэтому как особые целостности возникают территориальные, ведомственно-отрасле-

вые и другие виды информационного пространства. Одной из разновидностей и формой существования информационного пространства является библиотека. В библиотеке воспроизводятся все элементарные компоненты генетически предшествующих форм существования информационного пространства: вербальной и документаль-

7

ной коммуникации, а благодаря персоналу - субъекту, конструирующему библиотеку в соответствии с целями и информационными потребностями ее пользователей, можно говорить о собственном информационном пространстве библиотеки.

Реализация концепции создания единого информационного пространства РФ ставит перед библиотеками задачу интегрирования в территориальном и/или ведомственном (отраслевом, корпоративном) информационном пространстве. Насыщение информационного пространства новыми информационными продуктами, компьютерными технологиями и средствами телекоммуникаций не могло не принести их и в библиотеку. Поступательное развитие информационного пространства обязывает к постоянному совершенствованию и библиотеку, как его часть. В противном случае произойдет отторжение библиотеки макросистемой (социумом и информационным пространством) и ее функции будут возложены на другие документально-коммуникационные институты [2].

Формирование единого информационного пространства возможно с использованием целого комплекса различных мер и технологий. Среди них особое место принадлежит электронной библиотеке, которая, по словам директора библиотеки Израильского технического института Н. Ройт-берга, «есть отражение эволюционных изменений информационных технологий в библиотеках традиционных» [5, с. 47]. Благодаря электронной библиотеке вполне реальным становится достижение основной цели создания единого информационного пространства - обеспечение равных возможностей доступа к информации всем гражданам РФ через предоставление удаленных документов, в том числе и сетевых. Уже сегодня это отнюдь не редкое явление, но оно станет массовым при создании электронных библиотек как особого компонента каждой общественной библиотеки. Лю-

бая библиотека, как коммуникационный инструмент деятельности человека, не может не стремиться увеличивать протяженность, объем и плотность освоенного ею информационного пространства. С помощью электронной библиотеки наиболее эффективно улучшаются качественные характеристики информационного пространства библиотеки. Поэтому каждая библиотека будет создавать и последовательно реализовывать проект собственной электронной библиотеки. Однако прежде чем начать разговор о проектах электронных библиотек и их реализации библиотечными учреждениями разного вида, типа и уровня, важно разобраться, что же понимается под термином электронная библиотека.

Терминология, связанная с этим явлением, в настоящее время только начала складываться, и в будущем необходимо «встраивание» терминов, прошедших через профессиональную лексическую селекцию, в общую библиотековедческую терминоси-стему. Сейчас же, по словам А. И. Земскова и Я. Л. Шрайберга, прежде всего требуются определенные уточнения по использованию этого понятия [5]. Так, существуют три значения термина электронная библиотека. Во-первых, он часто используется для обозначения интернет-порталов, сайтов или их разделов, например, нередко электронной библиотекой называют собрание (коллекцию) электронных версий полных текстов какой-либо газеты. В этом случае у данного явления фактически нет связи с традиционной библиотекой, и в дальнейшем повествовании термин электронная библиотека в таком понимании в библиотековедческой науке использоваться вряд ли будет. Второе значение связано с обозначением информационной технологии как одного из компонентов автоматизации библиотек. В данной семантике термин может войти в употребление, но в этом случае необходимо специально оговаривать контекст. Третье понимание термина связано с обозначением

8

библиотек, в которых существует фонд электронных документов или библиотек, обеспечивающих доступ к удаленным (сетевым) документам. Именно в этом значении считаем использование данного термина наиболее верным и перспективным.

Практика подтверждает, что идея электронной библиотеки как органичное продолжение трактовки библиотеки в качестве документального института, весьма успешно развивается и в теоретическом, и в технико-технологическом плане [1, 5, 7, 9-11 и др.]. Уже сегодня можно говорить о двух типах электронных библиотек, различия между которыми определены их субстратом, исходным элементом - документом или, вернее, его разновидностями -первичными и вторичными документами -линейным текстом и гипертекстом.

Первый тип электронной библиотеки является органичным продолжением и дальнейшей перспективой развития библиотеки, традиционно работающей с отдельными документами и не извлекающей из них содержание (смысл). По словам В. А. Глухова, О. Л. Голицыной и Н. В. Максимовой, это «классические автоматизированные информационо-поисковые или информационно-библиотечные системы (АИПС, АИБС), берущие начало от библиотечных систем, информационный вход в которых реализуется через дополнительные (вторичные по отношению к текстам документов) справочные структуры» [11, с. 6]. Так реализуется концепция локализованной электронной библиотеки. Она может существовать в виде автономной электронной сети. Первичные электронные документы такой библиотеки могут быть распределены в ограниченном физическом пространстве традиционной библиотеки, но есть возможность их удаления. При существовании документного библиотечного фонда в сетевом режиме документы могут изменяться, что порождает особые сложности их учета, поиска и отражения в навигаци-

онно-поисковом аппарате. В этих электронных библиотеках «воспроизводится технология поиска, представляющая традиционные правила и приемы отыскания информации в условиях бумажной библиотеки, где поиск начинается с классификационной схемы, указателя, или каталога, и далее через библиографические описания приводит к первоисточнику» [11, с. 3]. Подобные библиотеки называют классическими АИПС (АИБС). В них оценка удаленных документов в целях выбора пользователем производится через библиографическую запись или метаданные.

Второй тип библиотеки порожден все более увеличивающейся потребностью в специально переработанных источниках и развитием одного из ее компонентов (документа) через перерастание традиционного текста в гипертекст, положившем начало новым гипертекстовым технологиям и поисковым системам. «Гипертекстовые системы позволяют более целенаправленно (хотя лишь в рамках отдельного, текущего документа) управлять переходом к следующему документу за счет контекстной определенности ссылки» [11, с. 7]. Этот подход, существовавший ранее в виде семантических вспомогательных указателей, широко реализован в Интернете и использован при создании электронной библиотеки второго типа. Второй вариант электронной библиотеки предполагает произвольное распределение информационных компонентов: «...Распределенные компоненты

находятся в различном состоянии, на взаимно удаленных вычислительных системах, взаимодействуют на уровне сетевого протокола и функционируют под управлением разных программных средств библиотека имеет метаинформационную, поисковую и информационную компоненту, объединенную в одной программе и общей вычислительной среде при этом о ресурсе известен интернет-адрес и, возможно, параметры для генерации поискового запроса»

9

[11, с. 3]. Внедрение этой «новой технологии, основанной на насыщении отдельного документа ссылками и приемлемыми объемами словарей, индексирующих все или отдельные документы, переходит в плоскость экономических решений» [11, с. 7]. Функционирование электронных библиотек второго типа технически вполне возможно, только необходимость в подобных системах нужно соизмерять с затратами на их создание. Вполне вероятно, что при обслуживании ряда категорий потребителей, имеющих определенные цели, зачастую можно обойтись без разработки и реализации таких дорогостоящих проектов.

В электронной библиотеке обоих типов, так же как и в традиционной, органично использование ИПЯ и создание вторичного уровня документных ресурсов. Для дальнейшего рассмотрения аспекта формирования и применения понятия «электронная библиотека» как естественного продолжения развития традиционной библиотеки необходимо выработать дефиницию этого явления. Сегодня одной из самых распространенных является определение электронной библиотеки, данное Я. Л. Шрайбергом: «Электронная библиотека - это совокупность локальных или распределенных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа» [5, с. 31]. А. И. Земсков и Я. Л. Шрайберг подчеркивают: «... Овеществленный труд профессионального библиотекаря, выраженный в селекции, оценке электронных ресурсов и разработке средств доступа к ним и навигации, как и прежде, составляет основу понятия библиотека, будь она электронной или традиционной, в определении электронной библиотеки должны присутствовать не только профессионалы, но и конечный пользователь...» (выделено мною. - Т. Б.) [5, с. 15]. Однако приведенное выше определение охватывает лишь электронные ресурсы. Исходя из этих уточнений, предлагаем собственную дефиницию. Электрон-

ная библиотека - это фонд структурированных локальных и/или распределенных электронных документов, которые через комплекс или единичный ИПЯ связаны единой идеологией структуризации и доступа к ним и сформированы библиотечным персоналом на основе имеющихся материально-технических возможностей и в обязательном соответствии с информационными потребностями пользователя. Данное определение указывает на генетическую, понятийную и функциональную взаимосвязь явлений электронной и традиционной библиотеки и отражает все элементарные компоненты ее документального пространства.

В . П. Леонов для обозначения электронной библиотеки использует термин виртуальная библиотека: «Библиотека реальных возможностей для читателя, где физически должно быть собрано, но не в одном месте, все, что когда-либо написано.» [8, с. 75]. Вряд ли существует читатель, которому действительно нужна была бы информация по всему универсуму человеческой деятельности. Реальнее возникновение у индивида потребности в информации относительно какой-либо сферы деятельности, причем, вполне естественно, что читатель ищет такие документы, которые согласовывались бы не только с интересующей его тематикой и целью потребления информации, но и соответствовали уровню его подготовленности в данном вопросе. Эта реальность в организации документальной коммуникации в социуме стала основой для возникновения разных типов и разновидностей традиционных библиотек. Эта же закономерность ведет к дифференциации электронных библиотек.

Проблему функционирования информационного пространства нельзя решить без реализации принципа «и доступ, и владение». Этот принцип должен использоваться в качестве основного подхода к формированию документных фондов со-

временных библиотек. Реализация доступа к удаленным документам невозможна без обращения к феномену электронной библиотеки. Отсюда возникает необходимость создания собственной электронной библиотеки у каждого территориального и/или отраслевого (ведомственного, корпоративного) библиотечного учреждения.

Создание собственной электронной библиотеки начинается с разработки ее проекта. А. И. Земсков и Я. Л. Шрайберг в учебнике «Электронная библиотека» приводят схему создания электронной библиотеки и обосновывают ее место в рамках традиционной библиотеки [5, с. 39]. Для ряда библиотек совсем не обязательно начинать создание электронной библиотеки с оцифровки собственных фондов, гораздо важнее разработать пути доступа к удаленным, особенно сетевым, документам. Кроме того, электронные документы в такой библиотеке появляются в качестве оффлайновых (диахронных) документов, при использовании электронной доставки документов и копировании различных источников. Возможности сохранения и повторного использования (выдачи) электронных документов, полученных через электронную доставку или копирование, сегодня исключены. Это связано с соблюдением закона об авторских правах. Предоставление документа становится возможным не на основе приобретения и хранения, а на основе доступа, который может быть платным и должен быть обеспечен материально-технической базой библиотеки и квалифицированным персоналом библиотеки. Каждая конкретная библиотека, организуя электронную библиотеку, рекомендует своим пользователям «удаленные ресурсы, просмотренные и оцененные разработчиками данной библиотеки, включает их в библиографические списки и каталоги, следит за актуальностью данного сайта» [5, с. 36]. Так, по данным Т. В. Еременко, в США на сайте большой университетской библиоте-

10

ки перечень онлайновых баз данных (полнотекстовых и библиографических) может достигать сотни наименований [4, с. 154]. У территориальных и/или ведомственных (отраслевых, корпоративных) библиотек возникает задача создания единого интерфейса для организации доступа к удаленным источникам.

Сетевые документы после их отбора в фонд библиотеки должны быть представлены на ее сайте или в каталогах, т. е. в ее навигационно-поисковом аппарате. Работа по обеспечению доступа к сетевым документам включает такие технологические операции, как поиск и выявление документа, его описание (научная обработка), создание технических условий для прочтения, копирования, перемещения. Отражение электронных документов, в том числе и сетевых, в навигационно-поисковом аппарате есть наиважнейший элемент обеспечения их доступности для пользователей библиотеки. Роль навигационно-поискового аппарата чрезвычайно велика при создании и/или укреплении взаимосвязей между территориальным или ведомственно-отраслевым информационным пространством и информационным пространством конкретной библиотеки. Без навигационно-поискового аппарата электронная библиотека, которую мы определили как фонд распределенных электронных документов, обеспеченных доступом к ним, работать не будет, она станет замкнутой системой, «вещью в себе». В условиях, когда документ библиотекой не приобретается и не сохраняется на территории ее помещения, отражение этого документа в ее навигационно-поисковом аппарате и обеспечение доступа к нему должно рассматриваться как включение документа в информационное пространство библиотеки.

Из-за невозможности в короткие сроки создать электронную библиотеку для всех категорий потребителей информации электронная библиотека может быть организована только для приоритетных групп

пользователей. В этом случае ее создание более разумно начать с формирования соответствующих структур в навигационнопоисковом аппарате, ведь это работа не требует столь существенных финансовых вливаний, как создание фонда электронных документов1.

Ради справедливости приходится отметить, что Я. Л. Шрайберг в ежегодном докладе на открытии Десятой международной конференции «Крым-2003» сказал, что «электронные библиотеки как одна из новых информационных технологий в библиотеках имеет четко очерченные рамки применения, причем применение цивилизованного и правообеспеченного» [10,

с. 11]. Хотя сегодня оценки востребованности, полезности и необходимости электронных библиотек гораздо более сдержанны, чем это было в начале разработок их первых федеральных и отраслевых проектов, это ни в коей мере не снимает перспективу развития библиотеки (социального института) как симбиоза технологий создания и использования распределенных традиционных и электронных документных фондов, формируемых субъектами всерас-ширяющегося и уплотняющегося территориального, ведомственно-отраслевого информационного пространства и информационного пространства любой конкретной библиотеки.

1 Подробнее о навигационно-поисковом аппарате и основных этапах его создания можно узнать из статьи Т. Ф. Берестовой «Поисковые инструменты библиотеки» [3]

11

1. Антопольский, А. Б. Электронные библиотеки / А. Б. Антопольский, К. В. Вигурский // Информ. ресурсы России. - 1999. - № 4. - С. 17-21.

2. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 239 с. - (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 76).

3. Берестова, Т. Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т. Ф. Берестова // Библиография. - 2006. -№ 6. - С. 18-30. (Проблемы. Факты. Решения).

4. Еременко, Т. В. Информатизация вузовских библиотек в России и США: сравнительный анализ: монография / Т. В. Еременко. - М.: Пашков дом, 2003. - 296 с.

5. Земсков, А. И. Электронные библиотеки: учеб. для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - М.: Либерея, 2003. - 352 с.

6. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов // Межотрасл. информ. служба. - М., 1995. - № 3. - С. 3-8.

7. Концепция электронной библиотеки Российской государственной библиотеки // Библиотековедение. - 2001. - № 6. - С. 33-43.

8. Леонов, В. П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония / В. П. Леонов; науч. ред. Н. П. Лавров; Б-ка РАН. - М.: Наука, 2003. - 123 с.

9. Никонорова, Е. В. Аудитория электронной библиотеки РГБ (по итогам исследования) / Е. В. Ни-конорова, А. И. Рейтблат // Вестн. Библиотеч. ассамблеи Евразии. - 2002. - № 4. - С. 49-52.

10. Шрайберг, Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя / Я. Л. Шрайберг // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Тр. 10-й юбилейной междунар. конф. «Крым-2003» (г. Судак (Украина), июнь 2003 г.): в 2 т. - М., 2003. - Т. 1. - С. 9-11.

11. Электронные библиотеки: организация, технология и средства доступа / В. А. Глухов [и др.] // Науч.-техн. информ. - Сер. 1. - 2000. - № 10. - С. 1-8.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.