Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ'

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
57
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭКОНОМИКА / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ПЕРЕРАБОТКА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / BIOECONOMICS / MUNICIPAL SOLID WASTE / PROCESSING / KRASNODAR TERRITORY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нестеренко М.А., Дементьева А.А.

В современном мировом пространстве на сегодня активно развивается концепция биоэкономики как экономики будущего, базирующейся на «каскадном потреблении» ресурсов, то есть многократном их использовании и переработке в различных формах, в том числе в виде отходов. В контексте необходимости решения глобальных проблем территорий развитие биоэкономики представляет собой важный шаг в сторону новой экономической и промышленной революции, что адекватно положениям стратегии социально-экономического развития Краснодарского края. Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами, для решения которой предлагается проект концеп ции формирования отрасли в отходоперерабатывающую. Согласно схеме территориального планирования, приведена финансово-экономическая модель развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WASTE TREATMENT SYSTEM INDUSTRIALIZATION CONCEPT

In the modern world space, the concept of bioeconomics as an economy of the future, based on the "cascade consumption" of resources, that is, their repeated use and processing in various forms, including in the form of waste, is actively developing. In the context of the need to solve the global problems of the territories, the development of the bioeconomy represents an important step towards the new economic and industrial revolution, which is adequate to the provisions of the strategy for the socio-economic development of the Krasnodar Territory. One of the main environmental problems of the Krasnodar Territory is the problem of solid municipal waste management, for the solution of which a draft concept for the formation of the industry in waste processing is proposed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ»

12. Говдя В.В. К вопросу о развитии концепции стратегического учета / В.В. Говдя // В сборнике: Современные учетно-аналитические системы в экономике: факты, прогнозы, тенденции развития. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Кубанский государственный аграрный университет. 2015. - С. 22-29.

13. Гукасян З.О. Оценка эффективности корпоративного управления: теоретические и методические аспекты: монография / Гукасян З.О., Толмачева О.И., Вайкок М.А., Мартынова Т.А., Тишковская С.В., Бжассо А.А., Черминская Л.Г., Рыбянцева М.С., Тхагапсо М.Б., Халяпина О.Г., Галицкая Ю.Н., Арутюнова А.А., Пивень И.Г., Галата Л.В. - Краснодар, 2019. - 171 с.

14. Углова И.А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе / И.А. Углова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 145-150.

15. Хорольская Т.Е. Анализ уровня развития экономики коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Л.В. Папова, И.П. Якубец // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 354-359.

16. Чернявская С.А. Теоретическое исследование и анализ конкурентоспособности в региональной экономике / С.А. Чернявская, Н.И. Потебняк, Д.А. Архипов // Wschodnioeuropejskie Czasopism o Naukowe. - 2018. - № 4-3(32). -С. 38-42.

References:

9. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.

10. Adamenko A.A. Financial stability of an organization as an indicator of stability in the financial market / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Tikhikh // In the collection: Accounting and analytical support of the innovation management system. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. - Krasnodar, 2019 .- S. 229-235.

11. Vlasova NS Controlling as an element of the organization's management system. Vlasov, A.A. Meshlok, E.F. Safonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - S. 82-86.

12. Govdya V.V. On the development of the concept of strategic accounting / V.V. Govdya // In the collection: Modern accounting and analytical systems in the economy: facts, forecasts, development trends. Collection of articles based on materials of the IV international scientific-practical conference. Kuban State Agrarian University. 2015 .-- S. 22-29.

13. Ghukasyan ZO Assessment of the effectiveness of corporate governance: theoretical and methodological aspects: monograph / Ghukasyan Z.O., Tolmacheva O.I., Vaikok M.A., Martynova T.A., Tishkovskaya S.V., Bzhasso A.A., Cherminskaya L.G., Rybyantseva M.S., Tkhagapso M.B., Khalyapina O.G., Galitskaya Yu.N., Arutyunova A.A., Piven I.G., Galata L.V. -Krasnodar, 2019 .-- 171 p.

14. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 145-150.

15. Khorolskaya T.E. Analysis of the level of development of the economy of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, L.V. Papova, I.P. Yakubets // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 354-359.

16. Chernyavskaya S.A. Theoretical research and analysis of competitiveness in the regional economy / S.A. Chernyavskaya, N.I. Potebnyak, D.A. Arkhipov // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2018. - No. 4-3 (32). - S. 38-42.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10793

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00948 Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00948

М.А. Нестеренко - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (nesterenko09@inbox.ru),

M.A. Nesterenko - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

А.А. Дементьева - аспирант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (anastasion.dementyeva@mail.ru),

A.A. Dementieva - graduate student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ CONCEPT OF INDUSTRIALIZATION OF THE WASTE PROCESSING SYSTEM

Аннотация. В современном мировом пространстве на сегодня активно развивается концепция биоэкономики как экономики будущего, базирующейся на «каскадном потреблении» ресурсов, то есть многократном их использовании и переработке в различных формах, в том числе в виде отходов. В контексте необходимости решения глобальных проблем территорий развитие биоэкономики представляет собой важный шаг в сторону новой экономической и промышленной революции, что адекватно положениям стратегии социально-экономического развития Краснодарского края. Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами, для решения которой предлагается проект концеп-

ции формирования отрасли в отходоперерабатывающую. Согласно схеме территориального планирования, приведена финансово-экономическая модель развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе.

Abstract. In the modern world space, the concept of bioeconomics as an economy of the future, based on the "cascade consumption" of resources, that is, their repeated use and processing in various forms, including in the form of waste, is actively developing. In the context of the need to solve the global problems of the territories, the development of the bioeconomy represents an important step towards the new economic and industrial revolution, which is adequate to the provisions of the strategy for the socio-economic development of the Krasnodar Territory. One of the main environmental problems of the Krasnodar Territory is the problem of solid municipal waste management, for the solution of which a draft concept for the formation of the industry in waste processing is proposed.

Ключевые слова: биоэкономика, твердые коммунальные отходы, переработка, Краснодарский край

Keywords: bioeconomics, municipal solid waste, processing, Krasnodar Territory

Институциональная система управления социально-экономической средой Краснодарского края представляет собой иерархическую совокупность основных ее элементов, а также способов их взаимодействия, под влиянием которых гармонизируются экономические интересы региона. Совершенствование государственного управления предопределено необходимостью активизации новых механизмов государственного участия и поиском «точек роста».

Политика кластерной активации, предусмотренная Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, требует институализации в части формирования и внедрения новых основ хозяйственного ведения.

В современном мировом пространстве на сегодня активно развивается концепция биоэкономики как экономики будущего. Биоэкономика - «круговая экономика» - базируется на «каскадном потреблении» ресурсов, то есть многократном их использовании и переработке в различных формах, в том числе в виде отходов. В «круговой экономике» материалы (сырье) могут быть повторно использованы и повторно введены в цикл потребления как новые [4].

Уже 2013 году оборот европейской биоэкономики составлял около 2,1 трлн евро. Общий оборот ключевых отраслей биоэкономики стран Северной Европы (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и Исландия) на современном этапе составляет около 184 млрд евро. в Великобритании биоэкономика оказывает непосредственное влияние на экономику в целом, обеспечивая порядка 36,1млрд фунтов добавленной стоимости и 600 тыс рабочих мест. Оборот биоэкономики в Италии составляет около 250 млрд евро в год при наличии 1,9 млн рабочих мест. При этом выделяются страны и их регионы с акцентированной направленностью на производство биотоплива и развитие биоэнергетики. В основном это территории южной Франции, южной Германии и южной Польши, а также южной и центральной Финляндии, Шотландии, Ирландии и Испании [5, 6]. В современной энергетике Европы намечен переход ко все более массовому использованию декарбонизированного топлива из возобновляемых источников. Одним из видов такого топлива является биогаз.

Согласно оценкам экспертов, к 2030 г. получение биогаза из возобновляемых источников может удовлетворить до 10% потребностей ЕС в газе, а его валовый потенциал производства биогаза может возрасти до 50 млрд. м3 в год. Широкое разнообразие возобновляемых источников топлива (полигоны ТБО, очистные сооружения, биореакторы для органики) создают основу для глобального распространения биометана. Фактор возобнов-ляемости может стать определяющим при выборе топливной парадигмы даже вне зависимости от экономической целесообразности.

В Евросоюзе существуют планы полного отказа к 2050 году использования ископаемых видов моторного топлива на муниципальном транспорте.

В целях продвижения зеленой энергии на рынок в целом и в сегмент автомобильного топлива в частности правительства ряда стран предоставляют биогазу и биометану различные льготы: сокращают налоги, вводят обязательные квоты, доплачивают за «зеленый газ». Например, снижение тарифа на электроэнергию позволяет снизить затраты на компримирование.

В био-теплоэнергетике и особенно в био-электрогенерации государства оказывают намного более масштабную поддержку участникам национальных рынков. В Финляндии, например, государство субсидирует электроэнергию, полученную на основе биогаза, выкупая её по более высокому «зеленому» тарифу.

В целом мировые тенденции таковы, что конкурентное давление на природный газ со стороны различных видов энергоносителей из возобновляемых источников будет возрастать.

В контексте необходимости решения глобальных проблем территорий таких, как сокращение выбросов парниковых газов, влияющих на изменение климата, сохранение биоразнообразия, обеспечение доступности материалов и энергии, развитие биоэкономики представляет собой важный шаг в сторону новой экономической и промышленной революции [5].

Россия имеет значительный потенциал по производству биогаза. Реализовать его можно через комплексные программы национального и регионального масштаба. При этом, по оценкам экспертов, он может быть вполне конкурентоспособен для экспорта, но при условии самостоятельного отечественного производства.

Следует отметить, что одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Показатели работы по устранению коммунальных отходов в населенных пунктах Краснодарского края приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели работы по устранению коммунальных отходов

в населенных пунктах Краснодарского края

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2015 г., %

Вывезено за год:

- твердых коммунальных отходов, тыс м3 12776,4 12023,7 11342,8 11823,6 11532,5 90,26

- жидких отходов, тыс м3 277,2 284,7 279,7 282,4 275,6 99,42

- снега, тыс т 2,6 2,7 1,6 1,2 0,4 15,38

Вывезено твердых коммунальных отходов, тыс м3 на объекты, ис-

пользуемые для: - обработки отходов; 2900,5 1241,6 2817,9 417,0 х

- захоронения отходов 9875,4 10781,1 8524,9 11406,6 11532,5 116,78

Площадь полигонов по захороне-

нию твердых коммунальных отходов, тыс м2 1930,0 2210,0 2293,4 2298,4 2257,5 116,97

Количество сливных станций, ед 45 47 46 44 39 86,67

Ежегодно в крае ТКО образуется порядка 2 миллионов тонн. В своем составе они содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования (вторичных материальных ресурсов), которые безвозвратно теряются при захоронении ТКО на полигонах [3]. На сегодня следует отметить, что в 2019 г. переработка отходов в крае не осуществлялась (рис. 1).

Рисунок 1 - Сведения о вывозе отходов в Краснодарском крае

В частности, в среднем по Краснодарскому краю ежегодно теряется более 600 тысяч тонн макулатуры, 100 тысяч тонн черных и цветных металлов, 140 тысяч тонн полимерных материалов, 400 тысяч тонн пищевых отходов, 80 тысяч тонн стекла.

ТКО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 324, из них 223 - несанкционированные. Система бесконтрольного размещения ТКО на несанкционированных свалках может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения.

При том, что провозглашено, что политика органов власти края в данной отрасли в перспективе направлена на максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и создание индустрии переработки вторичного сырья путем строительства мусоросортировочных комплексов, а также снижение экологической нагрузки при размещении неутильной части ТКО путем строительства современных экологически безопасных полигонов ТКО и их своевременной рекультивации [3].

Согласно утвержденной стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. планируется, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) будет осуществляться региональными операторами на основании территориальной схемы и региональной программы [2].

Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства уже разработана территориальная схема обращения с отходами в регионе. Территориальной схемой установлены одиннадцать таковых зон.

В соответствии с вышеизложенным, полагаем, что основная тенденция развития отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами должна заключаться в превращение ее в отходоперерабатывающую, во внедрении селективного (раздельного) сбора отходов, их сортировки, переработке, максимальном вовлечении вторичного сырья в хозяйственный оборот для получения биологического топлива.

Сведения о проекте предлагаемой нами концепции совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Проект концепции индустриализации системы обращения _с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае

Показатель Значение

Цель концепции Создание условий для перехода от захоронения на полигонах большей части твёрдых коммунальных отходов, образующихся в Краснодарском крае, к индустриальной переработке всех отходов с выделением из их состава оптимального количества вторичных ресурсов, т.е. подающихся переработке вторичных материалов и горючих отходов

Мероприятия • По управлению потоками отходов; • по оптимизации экономических условий обращения с отходами; • по совершенствованию нормативно-правовой базы; базы обращения с отходами; • по созданию дополнительных технологических возможностей для переработки отходов, а также для их размещения на полигонах; • по совершенствованию системы обращения с промышленными отходами в части их переработки в биотопливо; • строительство мусоросортировочных заводов и электростанций, работающих на биотопливе

Ожидаемые конечные результаты 1. Переход в Краснодарском крае к индустриальной переработке всех образующихся твёрдых коммунальных и промышленных отходов и снижение за счёт этого уровня загрязнения окружающей среды токсичными и высокотоксичными веществами а также активными парниковыми газами (метан). 2. Улучшение санитарно-гигиенической и экологической обстановки на территории края. 3. Снижение потребности в новых отводах земельных угодий под полигоны для размещения отходов. 4. Использование значительной части образующихся отходов в качестве вторичного сырья, пригодного для производства полезной продукции. 5. Использование большой части образующихся горючих отходов в качестве топлива при генерировании тепловой или электрической энергии. 6. Снижение количества и класса опасности отходов, захораниваемых на полигонах. 7. Постоянное применение комплексного подхода к решению всех задач, связанных с совершенствованием системы обращения с отходами в Краснодарском крае

Механизм участия • Государственно-частное партнерство; • Муниципально-частное партнерство

Механизм финансирования При поддержке Государственной корпорации «Фонд реформирования ЖКХ»: доля участника-концессионера не менее 20%, доля Краснодарского края / муниципалитета - 20%*, 60% - финансовая поддержка фонда. *Доля региона может быть полностью замещена средствами частного инвестора.

Целью концепции является создание условий для перехода от захоронения на полигонах большей части твердых коммунальных отходов, образующихся в Краснодарском крае, к индустриальной переработке всех таких отходов с выделением из их состава оптимального количества вторичных ресурсов, т.е. подающихся переработке вторичных материалов и горючих отходов, которые могут служить топливом. Переход к индустриальной переработке отходов имеет целью их дальнейшее использование, а также извлечение из их состава и дальнейшее обезвреживание опасных компонентов, содержащихся в твердых коммунальных отходах.

Изучение методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта формирования индустриальной основы данной отрасли позволяет утверждать, что развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае требует в первую очередь сооружение современных объектов инфраструктурной среды, на базе работы которых сфера обращения с ТКО приобретет индустриальную основу, т.е. где отходы возможно будет перерабатывать и превращать в полезную энергию.

В таблице 3 приведена финансово-экономическая модель, которая является логическим продолжением предлагаемой нами концепции совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае. В ней нами предложена к рассмотрению возможность строительства современных объектов инфраструктуры отрасли по переработке и утилизации отходов.

Таблица 3 - Предлагаемая финансово-экономическая модель системы совершенствования обращения

с твердыми коммунальными отходами в Краснодарском крае

№ п/п Мероприятия 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г.

1 Разработка и реализация мероприятий в сфере управления, права и экономики, млн руб

1.1 Совершенствование управления обращением с отходами 10 10

1.2 Совершенствование в сфере экономики обращения с отходами 4 4 4 3 3 3 3 3 3

1.3 Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами 7 7 6

2 Совершенствование системы сбора отходов, млн руб

2.1 Проектирование и реконструкция площадок сбора отходов 400 400 400 400 400 400 400 400 400

3 Проектирование и строительство заводов по переработке отходов, млн руб

3.1 Завод 1 3000 4000 1800

3.2 Завод 2 2000 4000 2400

3.3 Завод 3 1500 4500 3000

3.4 Завод 4 2000 4500 2500

4 Проектирование и строительство новых полигонов, млн руб

4.1 Строительство полигона на юге края 600 480

4.2 Строительство полигона на севере края 600 300

4.3 Строительство электростанции, работающей на биогазе 700 400

Итого: 41 950 млн руб 4021 4901 4810 4703 5003 5303 5403 4903 2903

Таким образом, финансирование предполагаемых к строительству объектов, предусмотренных нами в рамках мероприятий концепции, предполагается начиная с 2022 года до 2030 года, что будет соответствовать положениям стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, где временной охват составит девять лет.

Общий объем финансирования мероприятий за весь период нами оценивается суммой 41,95 млрд рублей.

Организационная схема финансового участия может быть рассмотрена в рамках условий фонда реформирования ЖКХ, что предполагает концессионное участие на принципах государственно-частного (муниципального) партнерства. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1451 финансовая поддержка Государственной корпорации «Фонд развития ЖКХ» предоставляется на следующие цели:

- подготовка проекта модернизации - 5% от стоимости проекта, но не более 5 млн. рублей;

- реализация проекта модернизации - 60% от стоимости реализации проекта, но не более 300 млн рублей;

- субсидирование процентной ставки по кредитам или облигационным займам - 65% от величины ключевой ставки Банка России.

В результате реализации проектов, помимо решения важной задачи уменьшения количества отходов, вывозимых на полигоны, краевой бюджет и федеральный бюджет получат весомые налоговые поступления.

Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2015 г. № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры».

2. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-K3 «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550301926.

3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2015 № 1337 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432832963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нестеренко М.А. Кластерные амбиции и биоэкономика / М.А. Нестеренко // Животноводство Юга России. - 2017 -№4(22). - С. 6-10.

5. Нестеренко М.А. Биоэкономика: развитие и перспективы / М.А. Нестеренко // Юга России. - 2017. - №3(29). - С. 34-37.

6. Bioeconomy development in EU regions Mapping of EU Member States' / regions' Research and Innovation plans & Strategies for Smart Specialisation (RIS3) on Bioeconomy: Final Report of the European Commission - February 2017. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. - 93 p.

References:

1. Decree of the Orthodoxy of the Russian Federation of December 26, 2015 No. 1451 "On Financing the Courtyard at the Expense of the State Corporation - Foundation for the Reform of Horticulture and Housing and Communal Services

2. Law of the Krasnodar Territory dated December 21, 2018 No. 3930-КЗ "On the Strategy for the Socio-Economic Development of the Krasnodar Territory until 2030." - [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/docu-ment/550301926.

3. Decree of the head of the administration (governor) of the Krasnodar Territory dated 29.12.2015 No. 1337 "On the execution of state programs of the Krasnodar Territory" Development of housing and communal services. "- [Electronic resource]. -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/432832963.

4. Nesterenko M.A. Cluster ambition and bioeconomics/M.A. Nesterenko//Animal husbandry of Uga Russia. - 2017 -No. 4 (22). - S. 6-10.

5. Nesterenko M.A. Bioeconomics: Development and Prospects/M.A. Nesterenko//Uga Russia. - 2017. - No. 3 (29). - S. 34-37.

6. Bioeconomy development in EU regions Member States "/regions "Research and Innovation Plans & Strategies for Smart Specialisation (RIS3) on Bioeconomy: Final Report of the European Commission - February 2017.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10794

А.М. Однопозов - магистрант 2-й год обучения направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, odnopozova97@gmail.com,

A.M. Odnopozov - Masters students 2ndyear of study, traning direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok;

А.Е. Кадермятова - магистрант 2-й год обучения направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, anastasia575ob@mail.ru,

A.E. Kadermyatova - Masters students 2nd year of study, traning direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok;

А.А. Старченко - магистрант 2-й год обучения направления подготовки 38.04.01 «Экономика», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, anastasiya-starchenko2297@mail.ru,

A.A. Starchenko - Masters students 2ndyear of study, traning direction 38.04.01 «Economy», Far Eastern Federal University, Vladivostok.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ COMPARATIVE ANALYSIS OF BUDGET SUSTAINABILITY OF URBAN DISTRICTS IN PRIMORSKY KRAI

Аннотация. Органы власти муниципальных образований заинтересованы в исследовании устойчивости собственных бюджетов для дальнейшего выявления резервов улучшения процессов их формирования и распределения. Несмотря на высокий интерес местных органов власти к вопросам финансовой устойчивости, многими исследователями отмечаются методические проблемы расчёта данного показателя и определения уровня рейтинга каждого конкретного муниципалитета. Актуальность темы доказывается достигнутым уровнем исследований в области определения бюджетной устойчивости и эффективности финансирования: а именно, государственные и муниципальные финансы не в полной мере соответствуют реалиям современным социально-экономическим условиям, так как в научной литературе представлены в основном исследования бюджетов регионов, но не городов. Цель - определить устойчивость бюджетов городских округов Приморского края и на основании этих данных составить рейтинг городских округов Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.