Научная статья на тему 'Оценка состояния коммунального хозяйства Краснодарского края'

Оценка состояния коммунального хозяйства Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / KRASNODAR REGION / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / WATER SUPPLY / ВОДООТВЕДЕНИЕ / WATER DISPOSAL / ФИЗИЧЕСКИЙ ИЗНОС / PHYSICAL WEAR / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / SOLID MUNICIPAL WASTE / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / COMMUNAL SERVICE / HOUSING IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестова В. В.

Отражена роль коммунального хозяйства в экономике региона. Проведен анализ показателей коммунального хозяйства Краснодарского края в разрезе водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми бытовыми отходами. Выявлены положительные и негативные тенденции, сделаны выводы о ключевых проблемах в данной сфере. Рассмотрены инструменты их решения, среди которых основным является краевая государственная программа развития жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE STATE OF THE COMMUNAL SERVICES OF THE KRASNODAR REGION

The role of public utilities in the regional economy is reflected. The analysis of indicators of municipal services of Krasnodar region in the context of water supply, sanitation and solid waste management. Positive and negative trends are revealed, conclusions about the key problems in this sphere are drawn. The tools of their decision among which the regional state program of development of housing and communal services is the main are considered.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния коммунального хозяйства Краснодарского края»

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

В.В. Шестова, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. Отражена роль коммунального хозяйства в экономике региона. Проведен анализ показателей коммунального хозяйства Краснодарского края в разрезе водоснабжения, водоотведения и обращения с твердыми бытовыми отходами. Выявлены положительные и негативные тенденции, сделаны выводы о ключевых проблемах в данной сфере. Рассмотрены инструменты их решения, среди которых основным является краевая государственная программа развития жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: коммунальное хозяйство, Краснодарский край, водоснабжение, водоотведение, физический износ, твердые коммунальные отходы, финансирование, государственная программа.

Коммунальное хозяйство является одной из крупнейших отраслей в экономике региона и важнейшей отраслью жизнеобеспечения населения Кубани. Без ее развития невозможно рассматривать перспективу развития других отраслей. Любая из них связана с потребностью в воде и очистке стоков, сборе и утилизации мусора и отходов. Состояние и развитие этой отрасли в значительной степени влияет на уровень жизни населения. Главный показатель, по которому люди судят о работе коммунальной сферы - это эффективность и качество предоставляемых услуг [1].

В составе жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края более 360 предприятий различных направлений: водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная теплоэнергетика в многоотраслевых муниципальных предприятиях, жилищное хозяйство, благоустройство и озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов, предприятия коммунально-бытового обслуживания (ритуальное обслуживание, бани, прачечные, гостиницы) [2].

Показатели Краснодарского края в сфере работы водопроводного хозяйства представлены в таблице 1.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г., %

Число водопроводов и отдельных водопроводных сетей, ед. 1406 1377 1575 112,0

Установленная производственная мощность водопроводов, тыс. куб м в сутки 2834,6 2815,1 2839,8 100,2

Подано воды в сеть, млн куб м 567,9 576,6 560,8 98,7

из нее утечка и неучтенный расход воды 218,8 213,3 197,6 90,3

в % к подаче воды 38,5 37,0 35,2 -

Протяженность водопроводных сетей, км 31740,4 31477,3 31658,0 99,7

из них нуждающихся в замене 15086,6 15241,6 15543,8 103,0

в % к общему протяжению 47,5 48,4 49,1 -

Заменено водопроводных сетей, км 411,8 336,9 420,8 102,2

Число аварий водопровода, тыс. ед. 1385 1148 591 42,7

Таблица 1. Показатели работы водопроводного хозяйства Краснодарского края [3]

Как видно из таблицы 1, положительными тенденциями за рассматриваемый период является увеличение количества водопроводных сетей на 12% и их производственной мощности на 5,2 тыс куб м в сутки, рост количества замененных водопроводных сетей в динамике на 9 км или на 2,2%, а также сокращение утечки и неучтенного расхода воды на 9,7% и количества аварий водопровода в 2,3 раза. Анализ функционирования предприятий водопроводно-канализационного хозяйства края в осенне-зимний период 2014-2016 годов показывает, что в городах и районах края была обеспечена устойчивая работа объектов водопровода без крупных аварий и остановок.

При этом в качестве отрицательных тенденций следует отметить сокращение протяженности водопроводных сетей, рост количества сетей, нуждающихся в замене. Таким образом, по состоянию на 2016 год 49,1% сетей выработали свой амортизационный ресурс, являются аварийными и нуждаются в замене. Это связано с недостаточностью оборотных средств предприятий коммунального комплекса, средств, предусмотренных тарифным регулированием на проведение ремонтных работ, а также бюджетных средств для выполнения органами местного самоуправления ра-

бот по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.

Физический износ объектов водопроводного хозяйства на территории Краснодарского края составляет более 70% при остаточной стоимости основных фондов - 30,56 млрд рублей. Средний срок службы объектов водопроводного хозяйства составляет 30-35 лет в зависимости от вида таких объектов. В связи с недостатком финансирования уровень физического износа систем водоснабжения ежегодно повышается в среднем на 1,02%.

Как видно из таблицы 1, доля утечек и неучтенного расхода воды, а также доля аварийных сетей водоснабжения остается в рамках изучаемого периода примерно на одном уровне, что является негативной тенденцией. При этом анализ отчетных данных министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (ТЭК и ЖКХ) Краснодарского края показал, что по данным показателям наблюдается невыполнение плановых значений. Это связано с принятием на баланс муниципальных образований бесхозяйных сетей [4].

Показатели Краснодарского края в сфере водоотведения и работы канализационных сетей представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели работы канализационных сетей Краснодарского к

)ая [3]

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г., %

Число канализаций и отдельных канализационных сетей, ед. 304 311 457 150,3

Установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. куб м в сутки 1627,5 1649,0 1641,7 100,9

Число канализационных насосных станций, ед. 751 800 816 108,7

Установочная мощность канализационных насосных станций, тыс. куб м в сутки 4299,3 4731,9 4757,9 110,7

Протяженность канализационных сетей, км 5348,9 5548,3 5595,8 104,6

из них нуждающихся в замене 2274,3 2330,1 2391,5 105,2

в % к общему протяжению 42,5 42,0 42,7 -

Заменено канализационных сетей, км 21,0 23,0 44,7 212,9

Число аварий канализации, ед. 47 59 28 59,6

Как видно из таблицы 2, для показателей канализационного хозяйства Краснодарского края характерна в целом положительная динамика. Так, за рассматриваемый период число канализационных сетей и канализационных насосных станций увеличилось в 1,5 раза и на 8,7% соответственно, при этом их пропускная способность и мощность также имеют тенденцию к росту. Растет общая протяженность канализационных сетей, в том числе количество замененных сетей увеличилось в 2,2 раза. Количество аварий систем канализации сократилось в 1,7 раза. Негативным моментом является рост канализационных сетей, нуждающихся в замене, - на 5,2% за исследуемый период. В связи с недостатком финансирования и ограниченностью тарифного регулирования организаций коммунального комплекса уровень физического износа систем во-доотведения ежегодно повышается в среднем на 0,96%.

Плановое значение доли аварийных сетей водоотведения в общей протяженности сетей не было достигнуто в течение трех изучаемых лет, что связано с передачей на баланс муниципальных образований бесхозяйных сетей. Показатели количества населенных пунктов, в которых улучшено коммунальное канализование, и протяженности построенных, реконструируемых и отремонтированных сетей коммунального водоотведения также не достигли плановых значений по причине снижения объемов ремонтных работ в связи с отсутствием финансирования. Объем капитальных вложений в объекты канализационного хозяйства необходимо увеличить не менее чем на 870 тыс. рублей в год, что позволит ежегодно снижать уровень износа систем водоот-ведения населенных пунктов на 0,98%

[4].

В целом сложившаяся ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития муниципальных образований Краснодарского края. Практи-

чески во всех муниципальных образованиях края основными проблемными вопросами по обеспечению водой потребителей является необходимость реконструкции аварийных и строительства новых объектов водоснабжения (сетей водопровода, артезианских скважин, станций очистки и обеззараживания воды, резервуаров запаса чистой воды, водонапорных башен, водопроводных насосных станций), неудовлетворительное канализование населенных пунктов. Из-за высокого физического износа очистных сооружений канализации требуется проведение их капитального ремонта. В связи с тем, что ОСК не обеспечивают необходимого уровня качества очистки сточных вод, это приводит к ухудшению экологической обстановки на территории края [5].

Таким образом, уровень капитальных вложений и амортизационных средств не позволяет обеспечить положительную динамику развития водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов Краснодарского края.

В настоящее время основополагающими документами в развитии отраслей являются отраслевые документы стратегического планирования, в соответствии с которыми происходит модернизация отрасли, внедрение положительных тенденций и исключение негативного опыта. Ключевым документом стратегического планирования развития жилищно-коммунального хозяйства в Краснодарском крае является государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», координатором которой является министерство ТЭК и ЖКХ [6]. Программно-целевой метод является в настоящее время основным методом регулирования социально-экономических процессов. Его основными достоинствами являются комплексный подход к решению проблем, четкое распределение полномочий и ответственности органов управления, координация выполнения программных мероприятий тесная связь программы с бюджетом, что обеспечивает полное и своевременное финанси-

рование программных мероприятий. По сути, программа - это составляющая бюджета, обоснование бюджетных расходов с точки зрения результатов. Программа предусматривает организационные и финансовые меры государственной поддержки и позволяет получить субсидии из федерального бюджета [7].

С целью решения проблем в сфере водоснабжения и водоотведения в рамках краевой программы развития ЖКХ осуществлялось проведение комплекса мероприятий по модернизации, строительству, реконструкции и ремонту соответствующих объектов в муниципальных образованиях Краснодарского края. В целом реализация мероприятий программы направлена на развитие инфраструктуры населенных пунктов Краснодарского края и повышение степени благоустройства районов жилой застройки. В том числе важнейшими задачами программы являются повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению, качества питьевой воды в централизованных системах водоснабжения и очистки сточных вод, а также повышение надежности систем водоснабжения и водоотведения насе-

ленных пунктов. Для этого муниципальным образованиям распределялись субсидии из средств краевого бюджета. Основным принципом распределения является своевременное представление муниципальным образованием соответствующей заявки для участия в программе [8].

Одной из основных проблем коммунального хозяйства Краснодарского края является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Ежегодно в крае их образуется около 2 млн тонн. ТКО на территории края вывозятся на полигоны (свалки), которых насчитывается 324, из них 223 - несанкционированные. Общая площадь свалок составляет 971 га, из них 530 га площади занято несанкционированными свалками. Система бесконтрольного размещения ТКО на несанкционированных свалках может являться причиной ухудшения экологической обстановки в крае, снижения его туристической привлекательности и качества жизни населения. В таблице 3 приведены показатели Краснодарского края в сфере обращения с отходами.

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г., %

Число специальных автомобилей, используемых для уборки территорий и вывоза бытовых отходов, ед. 1208 1223 1241 102,7

Площадь, убираемая механизированным способом, тыс. кв м 5924,5 6038,7 6013,5 101,5

Вывезено за год, тыс. куб м:

- твердых бытовых отходов 12776,4 12023,7 11342,8 88,8

- жидких отходов 277,2 284,7 279,7 100,9

Вывезено твердых бытовых отходов, тыс. куб м:

- на предприятия переработки 2900,5 1241,6 2817,9 97,2

- на полигоны захоронения отходов 9875,4 10781,1 8524,9 86,3

- на мусоросжигательные заводы 0,5 1,0 - -

Площадь полигонов по захоронению твердых бытовых отходов, га 193 221 229 118,7

Таблица 3. Показатели коммунального хозяйства Краснодарского края в сфере обращения с бытовыми отходами [3]

Как видно из таблицы, положительными тенденциями в этой сфере являются рост количества специальной техники для уборки территорий на 2,7%, а также площади, убираемой механизированным способом, - на 1,5%. Однако отрицательными тенденциями являются сокращение вывоза твердых бытовых отходов на предприятия переработки, а также увеличение площади полигонов по захоронению твердых бытовых отходов в 1,2 раза.

Политика Краснодарского края в данной сфере должна быть направлена на максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и создание индустрии переработки вторичного сырья путем строительства мусоросортировочных комплексов, а также снижение экологической нагрузки при размещении неутильной части ТКО путем строительства современных экологически безопасных полигонов ТКО и их своевременной рекультивации. В настоящее время данная задача реализуется в рамках подпрограммы «Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края» краевой программы развития ЖКХ. Целевым показателем реализации данной задачи является уровень охвата населения края договорами вывоза твердых коммунальных отходов

[9].

Таким образом, для технического оснащения и перевооружения организаций коммунального хозяйства Красно-

финансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения коммунальных организаций без государственной поддержки практически невозможно.

В настоящее время министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края проводится разъяснительная работа с муниципальными образованиями края, а также оказывается методическая помощь в разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс чел, в которых утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, увеличилась за рассматриваемый период на 23,6%. Министерство регулярно осуществляет мониторинг и оценку финансового состояния предприятий ЖКХ, в том числе сбор и анализ данных, характеризующих причины нестабильного финансового состояния базовых предприятий ЖКХ, проводит выездные совещания и заседания рабочей группы, на которых рассматриваются как причины, так и возможности предприятий, муниципальных образований (поселений) по решению данных проблем.

дарского края требуются значительные

Библиографический список

1. Шестова В.В. Основные направления совершенствования организации работы с обращениями граждан на муниципальном уровне / В.В. Шестова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VIII научно-практической конференции. - Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ), 2017. - С. 379-385.

2. Русинова Ю.С. Прогнозирование и планирование развития жилищно-коммунального хозяйства на примере Краснодарского края / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ: в 4-х частях. Составители А.Я. Барчукова, ЯК. Тосунов; под редакцией А.И. Труби-лина, отв. ред. А.Г. Кощаев. - 2016. - С. 305-309.

3. Коммунальное хозяйство Краснодарского края. 2016: Статистический бюллетень. - Краснодар: Краснодарстат, 2017. - 48 с.

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства

топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края за 2016 год и на 2017-2021 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gkh-kuban.ru/offic246.html.

5. Плотникова Е.В. Программно-целевое управление как инструмент развития сельского (аграрного) туризма и сельских территорий Краснодарского края / Е.В. Плотникова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - №5 (70). - С. 319-324.

6. Русинова Ю. С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы IV международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

7. Плотникова Е.В. Использование программно-целевого подхода к государственному регулированию развития семейных животноводческих ферм (СЖФ) в крае / Е.В. Плотникова // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сборник научных статей. Под редакцией М.П. Дулина. - Краснодар, 2013. - С. 240-245.

8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 октября 2013 г. №1169. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».

9. Плотникова Е.В. Проблема обращения с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае / Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 67-72.

ESTIMATION OF THE STATE OF THE COMMUNAL SERVICES OF THE KRASNODAR REGION

V.V. Shestova, graduate student

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The role of public utilities in the regional economy is reflected. The analysis of indicators of municipal services of Krasnodar region in the context of water supply, sanitation and solid waste management. Positive and negative trends are revealed, conclusions about the key problems in this sphere are drawn. The tools of their decision among which the regional state program of development of housing and communal services is the main are considered.

Keywords: communal service, Krasnodar region, water supply, water disposal, physical wear, housing improvement, solid municipal waste, financing, state program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.