Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства региона (на материалах Алтайского края)'

Некоторые аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства региона (на материалах Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛОЙ ФОНД / РАЗВИТИЕ РАНЕЕ ЗАСТРОЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабына Елена Николаевна

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время множество проблем. Для Алтайского края эти проблемы имеют свое собственное преломление, так как большое количество населения проживает в сельской местности, где особенно остро стоят вопросы износа инженерных сетей, благоустройства поселений и безубыточного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства. В краевом центре как крупном городе возникает другая проблема: это достижение пределов территориального роста и, как следствие, возникновение точечной застройки. Анализ ситуации свидетельствует о необходимости разработки комплекса мер, предназначенных для применения во всех сферах жилищно-коммунального хозяйства всеми участниками процесса, а также изменения системы управления данной сферой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабына Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства региона (на материалах Алтайского края)»

УДК 332.8(571.150)

Елена николаевна Сабына

(кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

некоторые аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства региона (на материалах алтайского края)

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилой фонд, развитие ранее застроенной территории.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из социально значимых отраслей экономики страны, которая находится в непосредственном контакте с гражданами. Это комплекс, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан. Его доля в ВВП страны составляет 7-8%, доля основных фондов - около 30% от общего объема основных фондов страны.

Государство не только разрабатывает и реализует различные стратегические документы в сфере ЖКХ, но и в значительной степени финансирует ее, в отличие от большинства видов экономической деятельности. В бюджете на 2014 г. расходы на жилищно-коммунальную сферу составили 97 млрд руб., что ниже на 47 млрд руб. по сравнению с 2013 г. [1]. Финансирование отрасли со стороны государства вызвано ее убыточностью. Суммарные убытки (прибыль минус убыток) предприятий ЖКХ России составили в 2012 г. 3714 млн руб. [2].

Необходимо также отметить, что затраты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются одной из существенных статей расходов населения, в 2013 г. на них пришлось 10,5% потребительских расходов домашних хозяйств России [3].

Общая площадь жилищного фонда Алтайского края на начало 2015 г. составила 54106,3 тыс. кв.м. В 2014 г. зафиксирован самый большой объем ввода нового жилья за последние 20 лет - 754,5 тыс. кв.м. Средняя обеспеченность жильем одного жителя края на начало текущего года составила 22,7 кв.м и возросла за последние 4 года на 0,9 кв.м, что сопоставимо с показателями в целом по России. Около трети

всего объема введенного жилья приходится на сельскую местность. Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, ее доля за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2014 г. более 96,4% жилищного фонда Алтайского края [4].

Жилищный фонд Алтайского края, как и многих регионов России, характеризуется большой степенью износа зданий. Дома, построенные в 1971-1995 гг., составляют 61,7% от общего жилищного фонда края. Доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электрическими плитами) в общей площади жилищного фонда составляет 43,5%, увеличившись к уровню 2010 г. на 9,5 п.п. С каждым годом физический износ основных фондов прирастает примерно на 3-5%. По этой причине, в частности, происходят отключения отопления, порывы водопроводных, газовых трасс, аварии и чрезвычайные ситуации на объектах ЖКХ.

В силу сложных природно-климатических условий края предъявляются повышенные требования к отоплению производственных и жилых помещений, что обусловливает более высокие бюджетные расходы на функционирование ЖКХ. Так, например, расходы консолидированного бюджета Алтайского края на жилищно-коммунальное хозяйство составляют в 2015 г. 2546 млн руб. (4%) (жилищные -957353,6, коммунальные - 133622,0) [5].

В России удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда в общей площади незначительно уменьшился в 2013 г. и составил 2,8% (в 2010 г. - 3,1%). В Алтайском крае этот показатель на начало 2015 г. - 2,2% (в 2012 г. -

2,0%). Небольшое увеличение в крае отчасти происходит по причине того, что не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта многоквартирные дома, физический износ которых составляет более 70%, а совокупная стоимость ремонта в расчете на 1 кв.м превышает предельную стоимость работ. В связи с этим органам местного самоуправления необходимо вести активную работу по обследованию жилого фонда и признанию его ветхим и аварийным. Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность региона.

На федеральном уровне в 2014 г. был утвержден обновленный комплекс мер по ликвидации аварийного жилфонда, в котором утверждены показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению. На территории края действует программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 гг., в ходе ее реализации на территории 17 муниципальных образований для переселения 2735 человек из 118 аварийных многоквартирных домов было приобретено 987 жилых помещений общей площадью 39460,05 кв.м в новых домах. За счет средств капитального ремонта в 2014 г. капитально отремонтирован 61 многоквартирный дом, переселено 2743 жителя из 123 аварийных домов на территории 17 муниципальных образований края. Целевой показатель Минстроя России перевыполнен на 13,7%, край занимает 8-е место в стране по показателям выполнения программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В 2015 г. на эти цели было направлено более 1 млрд руб.

Несмотря на рост жилищного фонда, значительная его часть не соответствует современным требованиям по качественным характеристикам, техническому содержанию и уровню благоустройства. Это обусловливает необходимость вложения значительных средств в модернизацию инфраструктуры, но дефицит регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований вследствие кризисных явлений в экономике не позволяет активизировать процессы модернизации и реконструкции данной отрасли. Подобные проблемы с недостаточностью финансирования имеют место при обе-

спечении водоснабжения, водоотводов. За последние годы в данном секторе наблюдается существенный износ основных фондов, что требует значительных средств для их обновления и амортизации [6].

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае более выражены в сельской местности по причине проживания здесь большого количества населения. В городской местности находилось 28421,2 тыс. кв.м (52,5% всего жилого фонда края), в сельской - 25686,1 тыс. кв.м (47,5% соответственно). С целью улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в сельской местности реализуется федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.».

Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя в сельской местности, - 24,5 кв.м, в городской - 21,3 кв.м. Особенно остро в сельских муниципальных образованиях стоят проблемы безубыточности жилищно-коммунальных предприятий, их функционирования и развития конкурентной среды в данной сфере.

На развитие жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности влияет ряд особенностей: плотность населения в муниципальном округе, расстояния между муниципальными образованиями, удаленность от административного центра, более низкий уровень доходов жителей, отсутствие конкуренции в данной сфере. В сельской местности жилищный фонд представлен индивидуальными строениями с приусадебными участками. Именно его структура обусловливает функционирование мелких котельных небольшой мощности. Большая протяженность коммуникаций в расчете на единицу производимой коммунальной продукции создает трудности в финансировании, организации и проведении капитального ремонта и плановой замены коммунальных сетей. Все это увеличивает стоимость обслуживания коммунальной инфраструктуры; в сельской местности она выше, чем в городе, местные муниципальные власти более ощутимо, чем городские, сталкиваются с нехваткой денежных средств на содержание этой инфраструктуры. Отдельно стоит отметить проблемы водоснабжения сельских поселений. Для целей

водоснабжения предназначены водонапорные башни или артезианские скважины и системы водоочистки, которые требуют качественного содержания, постоянного обновления, модернизации и ремонта.

К сожалению, лишь 50% населения Алтайского края обеспечено горячим водоснабжением (по России в целом - 66%), в сельской местности этот показатель в 2,5 раза меньше - всего 22% от сельского жилищного фонда. Централизованным водоснабжением в крае обеспечено 66,7% сельского жилищного фонда и 89,1% городского, канализацией - 47,9% и 82,2% соответственно. Канализационное хозяйство в основном характеризуется отсутствием централизованных сетей. Конечно, при условии наличия газоснабжения в сельском муниципальном образовании данная проблема в индивидуальном порядке решается успешно.

К важным аспектам региональных проблем ЖКХ, особенно в сельской местности, следует отнести водоснабжение в связи с износом водонапорных башен и водопроводов. Некоторые сооружения для сбора артезианских подземных и поверхностных вод, а также инженерное оборудование для их подъема, обработки, распределения и подачи потребителям построены давно и имеют значительный физический износ. В ряде случаев для обеспечения водой используются колодцы и собственные скважины. Несоответствие водоисточников санитарным нормам приводит к потреблению некачественной воды, что является причиной заболеваний граждан.

Для решения данных проблем в Алтайском крае в государственной программе «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами» на 2014-2020 гг. была принята подпрограмма «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2011-2017 гг. В 2014 г. в муниципальных районах и городских округах проведены работы по строительству и реконструкции 132,5 км водопроводных сетей, 5 км канализационных сетей, строительству водозаборных скважин, установке резервуаров чистой воды. Обеспеченность населения качественной питьевой водой увеличилась по сравнению с 2013 г. на 1,8% и достигла уровня 95,7%.

В 2014 г. в рамках реализации вышеназванной программы велось строительство водо-

забора со станцией очистки воды в с. Завьялово Завьяловского района, проведена реконструкция и строительство систем водоснабжения в с. Романово Романовского района и в г. Алей-ске, с. Каип Ключевского района, с. Табуны Та-бунского района, г. Заринске, с. Ая Алтайского района. Освоены средства в объеме 39,759 млн руб., в том числе из краевого бюджета - 23,618 млн руб., из местных бюджетов - 12,161 тыс. руб. В 2014 г. Минстроем России не был объявлен конкурсный отбор на предоставление субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета.

Реализация подпрограммы будет способствовать снижению числа аварий на системах водоснабжения и водоотведения, уменьшению доли сетей, нуждающихся в замене, количества зарегистрированных больных инфекционными и вирусными заболеваниями, увеличению доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволяет обеспечить больше населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве и, как следствие, улучшить состояние здоровья и социально-экологическую обстановку, гарантировать реализацию прав граждан на охрану здоровья.

В настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства в сельских муниципальных образованиях сложилась неудовлетворительная ситуация, которая характеризуется следующими показателями:

- высокой степенью износа инженерных сетей - до 70%;

- изношенностью жилищного фонда в муниципальных образованиях - в среднем 60%;

- несоответствием финансового состояния предприятий и организаций ЖКХ требованиям рыночной экономики;

- наличием кредиторской и дебиторской задолженности у организаций ЖКХ (необходимо принятие Федерального закона «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ»);

- низкой инвестиционной привлекательностью коммунального сектора (несмотря на то что проекты модернизации коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными малому предпринимательству);

- недостаточным уровнем энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и жилого фонда;

- низким уровнем благоустройства в сельской местности;

- недостаточными темпами жилищного строительства;

- недостаточными объемами выпуска отдельных строительных материалов, конструкций и изделий организациями Алтайского края;

- высокой стоимостью жилья.

Таким образом, анализ ситуации, сложившейся в ЖКХ, свидетельствует о необходимости принятия целого ряда превентивных мер, связанных с обновлением и модернизацией объектов, обеспечивающих функционирование комплекса. В Алтайском крае для решения сложившихся проблем и дальнейшего развития жилищно-коммунального хозяйства был разработан комплекс мер, краевая «дорожная карта» [7]. Он был утвержден согласно Федеральному закону №185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым наличие в регионе подобного плана действий по развитию системы ЖКХ является обязательным условием для получения финансовой поддержки Фонда на переселение граждан из аварийного жилья и капитальный ремонт многоквартирных домов в 2015 г. Согласно «дорожной карте» до 2020 г. на территории региона предусмотрена реализация 65 мероприятий по содержанию жилищного фонда, включая обеспечение информационной открытости, а также государственное регулирование деятельности по управлению многоквартирными домами, по модернизации объектов ЖКХ в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, по переселению граждан из аварийного жилого фонда, по повышению экономической эффективности и энергосбережению. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду и улучшения качества жизни граждан предполагается создание региональной системы обращения с твердыми бытовыми отходами.

Одним из возможных способов решения сложившихся проблем для крупных городов, которые отчасти достигают пределов своего территориального роста и имеют изношенные коммуникации, может стать такое направление, как развитие ранее застроенной территории. Данное понятие было введено в Градостроительный кодекс РФ, закон позволяет осваивать территории, занятые ветхим жильем.

Решение о развитии застроенной территории может быть принято в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Порядком заключения договоров о развитии застроенных территорий.

Муниципалитет объявляет аукцион, на котором определяется застройщик данной территории. Граждане, проживающие в ветхом и аварийном фонде, по мере строительства расселяются в новые квартиры. Но до этого времени необходим отселенческий (маневренный) фонд, так как строительство с нулевого цикла и до отделочных работ может занимать не один год. Вместо малоэтажных домов возводятся высотные здания. Из плюсов для граждан необходимо отметить доступность транспортной и социальной инфраструктуры. Застройщик также на условиях частно-государственного партнерства может взять на себя строительство детских садов, больниц, объектов культурного назначения в микрорайоне.

Муниципалитет в соответствии с утвержденными инвестиционной и производственной программами реконструирует сети (канализационного, теплового, водопроводного, ливневого хозяйства) - увеличивает нагрузки за счет средств бюджета (например, это может быть реконструкция бойлера). Пример успешного развития ранее освоенной территории в России есть - это Москва, Новосибирск. Но существуют и проблемы, прежде всего правового характера. Это - сложность получения согласия всех собственников (требуется именно стопроцентное), особенно если мы говорим о группе домов. Иногда это простой шантаж со стороны недобросовестных жильцов. Необходимо четко регламентировать получение той же самой площади, которая имелась ранее.

Библиографический список

1. Слободян, Е. Бюджет 2014 г. - мегапроекты вместо больниц и ЖКХ / Е. Слободян. - URL : http:// www.aif.ru/ny/infographics/1075804.

2. Зайцева, О. Неплатежи в ЖКХ могут парализовать отрасль / О. Зайцева, А. Хазбиев. - URL : http://expert.ru/expert/2014/27/neplatezhi-v-zhkh-mogut-paralizovat-otrasl/.

3. Отчет о деятельности администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2014 г. - URL : http://www.altairegion22.ru.

4. Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, на 2014-2043 гг.» : постановление администрации Алтайского края от 27 марта 2014 г. №146. - URL : http://www.altairegion22.ru.

5. О краевом бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. : закон Алтайского края от 18 декабря 2014 г. №100-ЗС (с изм. на 2 февраля 2015 г.). - URL : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=55002.

6. Мартенс, А.А. Государственно-частное партнерство и его роль в модернизации жилищно-коммунального комплекса регионов и муниципалитетов (на примере Алтайского края) / А.А. Мар-тенс // Муниципалитет: экономика и управление. - 2011. - №1. - URL : http://municipal.uapa.ru/ru/ issue/2011/01/07/.

7. Об утверждении комплекса мер («дорожная карта») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на 2014-2020 гг. : постановление администрации Алтайского края от 24 декабря 2014 г. №579. - URL : http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/820/373_2015.pdf.

References

1. Slobodyan, E. Byudjet 2014 g. - megaproektyi vmesto bolnits i JKH / E. Slobodyan. - URL : http:// www.aif.ru/ny/infographics/1075804.

2. Zaytseva, O. Neplateji v JKH mogut paralizovat otrasl / O. Zaytseva, A. Hazbiev. - URL : http://expert. ru/expert/2014/27/neplatezhi-v-zhkh-mogut-paralizovat-otrasl/.

3. Otchet o deyatelnosti administratsii Altayskogo kraya po sotsialno-ekonomicheskomu razvitiyu Altayskogo kraya v 2014 g. - URL : http://www.altairegion22.ru.

4. Ob utveijdenii kraevoy programmyi «Kapitalnyiy remont obschego imuschestva v mnogokvartirnyih domah, raspolojennyih na territorii Altayskogo kraya, na 2014-2043 gg.» : postanovlenie administratsii Altayskogo kraya ot 27 marta 2014 g. №146. - URL : http://www.altairegion22.ru.

5. O kraevom byudjete na 2015 g. i na planovyiy period 2016 i 2017 gg. : zakon Altayskogo kraya ot 18 dekabrya 2014 g. №100-ZS (s izm. na 2 fevralya 2015 g.). - URL : http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc;base=RLAW016;n=55002.

6. Martens, A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i ego rol v modernizatsii jilischno-kommunalnogo kompleksa regionov i munitsipalitetov (na primere Altayskogo kraya) / A.A. Martens // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. - 2011. - №1. - URL : http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2011/01/07/.

7. Ob utveijdenii kompleksa mer («dorojnaya karta») po razvitiyu jilischno-kommunalnogo hozyaystva Altayskogo kraya na 2014-2020 gg. : postanovlenie administratsii Altayskogo kraya ot 24 dekabrya 2014 g. №579. - URL : http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/820/373_2015.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.