Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы'

Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1804
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищно-коммунальное хозяйство / иркутская область / социально-экономическое развитие / housing and communal services / irkutsk region / socio-economic development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

Дана характеристика жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Показаны структура и динамика развития данной отрасли, ее значение для социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of housing and communal services of the Irkutsk region is given. The article shows the structure and dynamics of this branch development and its importance for socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы»

УДК 332.13 A.n. СУХОДОЛОВ

ББК 65.44 доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: sibsience@mail.ru

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Дана характеристика жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Показаны структура и динамика развития данной отрасли, ее значение для социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, Иркутская область, социально-экономическое развитие.

A.P. SUKHODOLOV

Doctor of Economics,professor, Irkutsk e-mail: sibsience@mail.ru

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE IRKUTSK REGION:

STATE AND PROBLEMS

The characteristic of housing and communal services of the Irkutsk region is given. The article shows the structure and dynamics of this branch development and its importance for socio-economic development of the region.

Keywords: housing and communal services, Irkutsk region, socio-economic development.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, призванных обеспечивать населению комфортное проживание путем предоставления жилищно-коммунальных услуг, отвечающих современным стандартам качества. Типичными услугами предприятий ЖКХ являются отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение, благоустройство и поддержание чистоты городских (поселковых) и дворовых территорий, своевременный вывоз бытовых отходов.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важнейшую часть муниципальной экономики. От состояния этой отрасли зависят условия и качество жизни людей в конкретных городах и поселках. В свою очередь, уровень развития самого жилищно-коммунального хозяйства отражает состояние экономики страны в целом и ее отдельных регионов.

В Иркутской области данная отрасль представлена 2 тыс. предприятий и организаций различных форм собственности, на которых занято 45 тыс. чел. Удельный вес отрасли в валовом региональном продукте составляет 7,7%.

Суммарный объем услуг предприятий ЖКХ, предоставленных населению Иркутской области в 2009 г., превышал 2,5 млрд р. Расходы областного консолидированного бюджета на субсидии отрасли составляли около 5 млрд р. При этом на долю жилищных услуг приходилось 38%, на долю коммунальных — 62% суммарной стоимости.

Основным потребителем продукции и услуг предприятий ЖКХ является население, а также небольшие (главным образом градо-обслуживающие) предприятия и организации, расположенные в пределах городских и поселковых образований. Крупные же (в основном градообразующие) предприятия, как правило, имеют собственные системы отопления, водоснабжения, отведения и очистки стоков. При этом коммунальные хозяйства некоторых городов зависят от деятельности подобных предприятий в части обеспечения населения отдельными коммунальными услугами.

Предприятия ЖКХ имеются во всех муниципальных образованиях. Наибольшее их количество сосредоточено в городах, где проживает около 80% населения Иркутской области.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сфера ответственности муниципального

образования. Региональные и федеральные власти формируют стратегию развития отрасли, реформирования и оптимизации ее деятельности, направленную на повышение качества услуг и снижение их стоимости.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к жизнеобеспечивающим и социально значимым отраслям. От деятельности ЖКХ зависят качество и условия жизни людей, их здоровье, социальное благополучие и работоспособность.

Отрасль функционирует в условиях резко континентального климата, крайне неравномерного заселения и хозяйственного развития обширной территории. При высокой концентрации населения в ряде городов с большим энергопромышленным потенциалом отмечается его низкая плотность на остальной территории. Это накладывает отпечаток на деятельность и развитие ЖКХ в конкретных муниципальных образованиях, влияет на технологию производства жилищно-коммунальных услуг, определяет сезонность их предоставления (прежде всего отопительных услуг) и стоимость, предопределяет вид топлива и способы его доставки к теплоисточникам и т.д.

Ряд жилищно-коммунальных услуг предоставляется предприятиями, которые могут быть отнесены к естественным локальным монополиям. Речь идет о горячем и холодном водоснабжении, водоотведении, тепло- и электроснабжении, осуществляемым через централизованные инженерные сети, что делает безальтернативным для конкретного потребителя выбор поставщика данных услуг.

Становление отрасли. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской губернии начало формироваться еще в дореволюционный период, когда приступили к благоустройству растущих на ее территории городов. В то время строились деревянные и каменные тротуары, мостились улицы, проводилось электроосвещение, открывались гостиницы, организовывались парки отдыха для горожан, прокладывались первые водопроводы. Уже тогда для коммунального обслуживания населения стали создаваться первые частные предприятия, работавшие на рыночных принципах.

После революции все частные коммунальные предприятия, а также частные жилые дома в городах были национализированы.

Рыночные принципы организации и финансирования системы ЖКХ были заменены административным управлением и централизованным выделением ресурсов. Руководство обобществленным жилищно-коммунальным хозяйством передали управлениям, которые подчинялись коммунальным отделам исполкомов уездных и губернских Советов. Подобная система функционирования ЖКХ с небольшими изменениями просуществовала до начала 1990-х гг.

В период масштабного индустриального освоения региона (1950-1970-е гг.) в При-ангарье были возведены крупные энергопромышленные объекты и построены новые города. За это время общая численность населения Иркутской области увеличилась в 1,8 раза, а городского населения — почти в 2,8 раза. Выросла площадь и жилищного фонда. Благодаря росту капвложений в промышленное развитие региона увеличивалась доля средств, направлявшихся на развитие социальной и жилищно-коммунальной сфер. В те годы удалось электрифицировать почти все населенные пункты области. Было построено несколько новых крупных городов (которые сразу проектировались с учетом устройства централизованных систем теплообеспечения, водоснабжения и канализования).

Вместе с тем в годы социалистического строительства приоритетным было развитие промышленности и производственных отраслей. К сфере ЖКХ относились как к второстепенной, она финансировалась по остаточному принципу. Несмотря на значительные усилия, принимаемые районными, городскими и областными партийными организациями и исполкомами, города Иркутской области, как и других регионов Сибири и Дальнего Востока, существенно отставали по уровню благоустройства от городов европейской части СССР, тем более от зарубежных городов. Ощущалась острая нехватка благоустроенного жилья. Оставались не охваченными централизованным электроснабжением ряд поселков и сел области. Система ЖКХ была ресурсоемкой, ее работа — низкоэффективной, а убытки отрасли возмещались государством.

Опыт эксплуатации жилья в рамках государственной собственности показал неспособность системы ЖКХ эффективно осуществлять обслуживание населения. Содержание государственного жилищного фонда было

убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала не более 5% затрат. Фактически оно осуществлялось за счет бюджетов министерств, ведомств, предприятий или организаций, в чьем ведении находились объекты ЖКХ, и в итоге тяжелым бременем ложилось на государственный бюджет.

Ситуация усугубилась с началом кризиса 1990-х гг. Это время для ЖКХ оказалось наиболее трудным. Годы невнимания власти к нуждам отрасли, ее зависимость от дотаций и хроническое недофинансирование привели к обветшанию жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Многие жилищно-коммунальные организации оказались в тяжелом положении. Требовалась реконструкция котельного оборудования и тепловых коммуникаций, водопроводных и канализационных сетей. Количество аварийных ситуаций в сфере ЖКХ резко увеличилось. В то время у всех на слуху были такие проблемные (с точки зрения ЖКХ) города, как Усть-Кут, Чуна, Тулун, Лесогорск, Черемхово.

Вместе с тем именно в 1990-х гг. в отрасли начали происходить принципиальные позитивные изменения, связанные с ее возвратом к работе в условиях рынка. В частности, находившиеся в государственной и ведомственной собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства были переданы в муниципальную собственность. В свою очередь, предприятия, передавшие объекты ЖКХ местным органам власти, освободились от выполнения несвойственных им функций, сосредоточив внимание на повышении эффективности собственного производства. Начавшаяся приватизация создала условия для увеличения доли частного жилья. Постепенно менялась психология населения и работников ЖКХ. Увеличилась доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (с 9% в 1993 г. до 56% в 2000 г.), стало расти их качество. Благодаря осуществлению мероприятий по ресурсо- и энергосбережению постепенно снижаются непроизводительные расходы и потери предприятий ЖКХ.

Отрасль постепенно переходит на рыночные принципы функционирования. Ведь во всех развитых странах она является прибыльной, выгодной для инвестирования, не требует гигантских затрат для осуществления собственной деятельности.

Проблемы. Вместе с тем в ЖКХ остаются нерешенными многие проблемы:

- высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (тепловых, водопроводных и канализационных сетей, теплоисточников и др.), что требует ее скорейшей модернизации;

- низкий (по сравнению с мировым уровнем) КПД оборудования, большие потери тепла, воды, перерасход топлива и энергии (все расходы по их оплате в настоящее время перекладываются на потребителей и бюджет);

- сохраняющаяся дотационность отрасли, неразвитость конкурентной среды, неудовлетворительное финансовое состояние ряда предприятий ЖКХ, отсутствие эффективных экономических стимулов для снижения издержек;

- устаревшие и не отвечающие современным требованиям методы хозяйствования, незаинтересованность управленческого персонала в повышении эффективности функционирования находящихся в их ведении систем и объектов ЖКХ;

- нежелание граждан, ставших собственниками жилья, активно включаться в процесс управления жилищным фондом (по этой причине сегодня сдерживается дальнейшее улучшение состояния жилищного фонда, которое определяется не только порядком в отдельно взятой квартире, но и чистотой подъездов и лестничных пролетов, благоустройством прилегающей к домам территории и т.д.).

Жилищный фонд. Он представляет собой совокупность жилых помещений всех форм собственности. В его состав включена площадь квартир всех жилых домов, других пригодных для проживания и служебных помещений, а также жилая площадь специализированных домов (общежитий, приютов, домов для одиноких и престарелых, детских домов, интернатов и т.д.). Вместе с тем к жилищному фонду не относятся дачи, летние садовые домики, спортивные и туристские базы, мотели, кемпинги, санатории, дома отдыха, гостиницы, казармы, железнодорожные вагончики и другие строения и помещения, предназначенные для отдыха и временного (сезонного) проживания.

Суммарная площадь жилищного фонда Иркутской области в 2005 г. составляла

49,7 млн м2 и за период с 1970 по 2005 г. увеличилась втрое (рис. 1).

60-

50 40 30 20

10-Н 0

43,9 47,6 49,4 49,7

35,6

26,9 31,9

16,8

1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2005 Рис. 1. Динамика суммарной площади жилищного фонда Иркутской области, млн м2

Размещение. Основная часть площади жилищного фонда Иркутской области, около 81%, сосредоточена в городах и поселках городского типа, на долю сельской местности и небольших поселений приходится всего 19%. Такое размещение жилплощади отражает региональную структуру распределения городского и сельского населения (в городах Иркутской области проживает 79,1% населения, на селе — 20,9%).

В городах жилищный фонд представлен в основном малометражными благоустроенными квартирами в панельных и кирпичных домах старых серий. По удельному весу квартиры улучшенной планировки в многоэтажных домах последних серий занимают второе место в городской жилой площади. А вот доля благоустроенных квартир в малоэтажных домах на две-четыре семьи в структуре жилищного фонда очень незначительна. Это связано с тем, что в советское время малоэтажное строительство почти не осуществлялось (проекты массовой малоэтажной застройки не разрабатывались и строительные материалы специально для их возведения не выпускались), подобные дома начали строиться лишь в 1990-х гг.

Почти во всех городах области имеются многоквартирные и индивидуальные деревянные дома. Особенно много их в городах, основанных еще в дореволюционный период (в Иркутске, Бодайбо, Тайшете, Нижнеудин-ске, Зиме, Тулуне, Усолье-Сибирском). Жилищный фонд в деревянных домах имеется и в ряде сравнительно молодых городов. Построенные при возведении этих городов как временное жилье, деревянные дома (в том числе барачного типа) эксплуатируются и в настоящее время.

Сельский жилищный фонд представлен преимущественно деревянными неблагоуст-

роенными индивидуальными домами с печным отоплением.

Структура. Около 40% жилищного фонда Иркутской области представлено благоустроенными квартирами в крупнопанельных домах. Чуть меньшая доля располагается в деревянных жилых домах (одно- и двухэтажных), преимущественно неблагоустроенных, большей частью сосредоточенных в сельской местности. На долю квартир в кирпичных домах приходится 18,4%. Примерно 3% жилищного фонда представлено жилой площадью в каркасно-блочных и других типах зданий (рис. 2).

Каркасно-блочные _

, ^Смешанные

Кирпичные 18,4

Крупнопанельные 39,6

Деревянные 37,2 '

Рис. 2. Структура распределения жилищного фонда Иркутской области в домах различного типа по состоянию на 2005 г., %

Уровень благоустройства. В целом по области 60% жилья оборудовано всеми видами удобств — водопроводом, канализацией, центральным отоплением, напольными электро- или газовыми плитами, горячим водоснабжением. Однако в таких городах, как Алзамай, Бирюсинск, Тайшет, Тулун, благоустроено менее 50% жилья, в сельской местности — только около 10% (табл. 1).

Таблица 1

Доля оборудованного различными видами удобств жилищного фонда Иркутской

области по состоянию на 2005 г., % к общей площади жилищного фонда

Вид удобств Всего В том числе

по области городской жилищный фонд сельский жилищный фонд

Водопровод 68 81 10

Канализация 66 80 8

Центральное 70 84 13

отопление

Горячее водоснаб- 63 76 6

жение

Ванна (душ) 63 76 7

Бытовой газ 17 18 14

Напольные 57 64 27

электроплиты

Таблица 2

Рост количества приватизированных жилых помещений в Иркутской области

Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 2005

Число приватизированных жилых помещений, тыс. 0,2 2,7 60,8 162,8 222,8 260,7 284,1 306,3 495,9

Доля приватизированного жилья в общем числе квартир, подлежащих приватизации, % 0,03 0,4 8,7 23,3 32,6 39,2 43,3 46,1 60,5

Собственники. В советский период основная часть жилищного фонда (более 87%) находилась в собственности государства (в том числе на балансе исполкомов местных Советов), а также общественных и колхозно-кооперативных организаций. В течение 1990-х гг. была осуществлена приватизация, значительно увеличившая долю жилья, находящегося в частной собственности (табл. 2). Этому способствовали также продажа новых квартир и индивидуальное строительство. Кроме того, в начале 1990-х гг. была проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилья. Все это существенно изменило структуру собственников жилищного фонда Иркутской области.

Передача жилищного фонда в частную собственность сняла финансовую нагрузку с предприятий и организаций, ранее отвечавших за его эксплуатацию, и вместе с тем потребовала увеличения затрат граждан и муниципалитетов на его содержание. Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовая база позволили на местах внедрять следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

- расселение из коммунальных квартир;

- ликвидация общежитий;

- выплата гражданам субсидий на приобретение жилья;

- предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;

- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

- выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Однако в начале процесса приватизации не было четко определено отношение собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, которое является неотъемлемой его составляющей (подъезды, подвалы, лестничные марши, чердачные помещения, дворовое хозяйство и т.д.). Поэтому первоначально не была

достигнута главная цель — передача многоквартирных домов и прилегающих к ним земельных участков собственникам в реальное управление. Новый Жилищный кодекс РФ (принятый в декабре 2004 г.) изменил ситуацию, предоставив собственнику жилья возможность активней включаться в процесс управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах.

Обеспеченность жильем. С увеличением в Иркутской области площади жилищного фонда повышалась обеспеченность жильем ее населения (табл. 3). Однако с середины 1990-х гг., в период резкого сокращения строительства новых домов, рост средней обеспеченности жильем был связан не столько с увеличением площади жилищного фонда, сколько с сокращением численности населения области (за период с 1990 по 2007 г. она уменьшилась почти на 300 тыс. чел.).

Таблица 3

Динамика суммарной площади жилищного фонда и обеспеченности жильем населения Иркутской области

Показатель 1975 1985 1990 1995 2000 2005

Жилищный фонд, млн м2 общей жилой площади 26,9 35,6 43,9 47,6 49,4 49,7

Обеспеченность жильем, м2 на человека (в среднем) 10,8 12,9 15,3 17,1 18,1 19,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ветхое и аварийное жилье. Часть жилья в Иркутской области (около 7%) по причине недостаточного обслуживания и несвоевременного ремонта, а также из-за физического износа находится в неудовлетворительном состоянии и относится к категории ветхого и аварийного. Ветхим и аварийным оно признается по решению муниципальных комиссий, утверждаемых органом власти субъекта Федерации. При этом ветхое жилье может быть назначено только под снос и не подлежит ремонту.

В период с 1990 по 2005 г. сократился объем жилищного строительства, снизился объем капитального ремонта существующего жилищного фонда. В результате за 15 лет общая площадь ветхого и аварийного жилья в Иркутской области выросла в 3,7 раза и достигла в 2005 г. величины 3,3 млн м2 (табл. 4). В ветхих и аварийных домах проживает свыше 160 тыс. чел.

Таблица 4

Изменение площади ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области

Показатель 1990 1995 2000 2005

Общая площадь 43,9 47,6 49,4 49,7

жилищного фонда,

млн м2

Ветхого и аварийного 0,9 1,0 1,5 3,3

Доля ветхого и 2,0 2,1 3,1 6,6

аварийного жилищного фонда, % в общей

площади жилищного

фонда

Общая площадь 530,0 136,0 80,0 147,0

капитально отремон-

тированного жилья,

тыс. м2

Наиболее велика доля подобного жилья в Свирске (24%), Бодайбо (23%), Черемхово (22%), Зиме (17%), а также в Балаганском (38%), Жигаловском (36%), Бодайбинском (28%) районах.

Кроме того, в области в свое время некоторыми ведомствами были построены временные щитовые домики. Данная категория жилищного фонда имеет ограниченный срок службы и подлежит первоочередному замещению.

Существовавшая в 1990-х гг. система эксплуатации жилищного фонда не позволяла эффективно его использовать и сохранять. Жилищные организации не могли реализовать рыночные принципы управления не принадлежавшей им собственностью.

В настоящее время недостаточный объем капитального ремонта не обеспечивает сохранности жилищного фонда. Чтобы изменить ситуацию и прекратить рост площади ветхого и аварийного жилья, необходимо ежегодно капитально ремонтировать 1,5-2,0 млн м2 жилых помещений. При этом суммы, выделяемые на текущий ремонт жилых домов, следует довести до уровня 1% их балансовой стоимости (в соответствии с нормами эксплуатации жилищного фонда).

Необходима также программа по сносу не пригодных для проживания строений и возве дению компенсирующего жилья (рис. 3). 1200

988

— 8 44

146 147

136 14/ П 31 80 П П

1000 800 600 400 200 0

1980 1985 1990 1995 1998 2000 2005 Рис. 3. Динамика площади капитально отремонтированного жилищного фонда Иркутской области, тыс. м2

Затраты на переселение граждан из этого жилья оцениваются в несколько миллиардов рублей и могут осуществляться в рамках программы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». Согласно этой программе, планируется обеспечить жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Для этих целей выделяются соответствующие федеральные средства.

Перед системой жилищного хозяйства и собственниками жилья стоит задача сохранения жилищного фонда путем его грамотной эксплуатации и осуществления своевременного ремонта. Не менее важной задачей является вывод из эксплуатации морально и физически устаревшего жилья. Особенно это относится к жилым домам первых массовых серий, возведенным еще в 1960-х гг., а также к деревянным строениям барачного типа.

Проблема ветхого жилья успешно решается в ряде российских регионов. Условия для ее решения имеются и в Иркутской области.

Проблема «хрущевок». Остро стоит вопрос реконструкции пятиэтажных панельных домов первых серий (так называемых «хрущевок»). Их массовое возведение началось в регионе в 1960-х гг., и первые из них сейчас находятся далеко не в лучшем состоянии. Наиболее проблемной является серия 1-335-с, при строительстве домов которой использовались панели из газозолобетона, произведенного в Ангарске. Применение панелей из этого материала позволяло экономить дефицитный в то время цемент. Конструктивно

данные дома устроены так, что значительная часть нагрузок приходится именно на эти газобетонные панели, выполненные из недостаточно сейсмостойкого и долговечного материала. Только в Иркутске подобных домов около 500 (примерно 15% общего жилищного фонда города). И пока нет возможности переселить людей в другое жилье, эти дома продолжают эксплуатироваться.

Специалисты Иркутскгражданпроекта провели обследование первых иркутских «хрущевок», подготовили рекомендации по их реконструкции. Согласно строительным нормам, эти дома могут простоять около 100 лет, но только при условии их капитального ремонта каждые 30 лет с заменой инженерного оборудования и усилением (заменой) отдельных панелей. Уже есть пример реконструкции здания серии 1-335-с, построенного в 1972 г. Его состояние до реконструкции было близко к аварийному. Специалисты перестроили чердак в мансарду, увеличив тем самым жилую площадь здания, утеплили стены. Однако подобный ремонт весьма дорогостоящ и не решает проблему в целом. Ведь «хрущевки» доживают отпущенный им срок и будут требовать все больше средств для своего ремонта и реконструкции. Необходимо рассматривать вариант их массового сноса (по примеру Москвы) и строительства на их месте нового современного жилья.

Обеспечение сейсмобезопасности. Иркутская область (прежде всего южная ее часть) находится в зоне повышенной сейсмичности с высокой вероятностью сильных землетрясений. Основная масса иркутских домов способна выдержать подземные толчки силой до 8 баллов. Такой уровень сейсмической устойчивости жилых зданий определен для нашего региона нормативно-технической документацией. Однако ветхое и аварийное жилье может не выдержать подземных толчков такой силы. По оценке ученых Института земной коры СО РАН, при 8-балльном землетрясении может разрушиться 5-7% жилищного фонда областного центра (в абсолютных цифрах это около 1 млн м2 жилья). Люди, проживающие в таких домах, могут серьезно пострадать.

Обеспечение сейсмобезопасности требует ликвидации ветхого и аварийного жилья (при этом будет решаться социальная задача по улучшению жилищных условий населения).

Необходимо также возобновить исследования сейсмостойкости зданий, прерванные из-за кризиса 1990-х гг.

Для формирования организационно-методической основы работ по защите жилищно-коммунальных объектов от разрушительных последствий землетрясений и придания им системности следует принять региональную программу по обеспечению сейсмобезопас-ности зданий. Финансирование мероприятий по обследованию и укреплению зданий необходимо осуществлять из разных источников (из федерального, областного и муниципального бюджетов, а также из средств застройщиков и домовладельцев).

Водоснабжение — это совокупность мероприятий по бесперебойному обеспечению водой различных потребителей. Водоснабжение осуществляется посредством системы инженерно-технических сооружений, называемой водопроводом. В Иркутской области действует 244 централизованных водопроводных системы и более 2 тыс. источников централизованного водоснабжения — водозаборов, скважин, колодцев (из них в сельской местности — 1,6 тыс.).

Основной объем воды (83,9%) забирается с поверхностных источников — рек, водохранилищ, озер. На долю подземных вод (грунтовых и артезианских) приходится 16,1% водозабора (табл. 5). Для извлечения воды из подземных горизонтов пробурена 1 391 скважина.

Таблица 5

Объем забора воды в Иркутской области в 2005 г.

Источник Объем водозабора

млн м3 %

Поверхностные воды (реки, водохранилища, озера) 953 83,9

Шахтно-рудничные (грунто- 106 9,3

вые) воды

Подземные (артезианские) 77 6,8

воды

Всего 1 136 100,0

Значительная часть водозабора (свыше 90%) приходится на города, где водоснабжение осуществляется главным образом (на 85%) из поверхностных вод. За счет подземных источников снабжаются водой такие города, как Байкальск, Железногорск-Илимский, Саянск, Тайшет, Усть-Кут, а также целый ряд поселков и сел.

Средняя обеспеченность жилищного фонда централизованным водопроводом в Иркутской области составляет 85%, в том числе городского — 81%, сельского — 10%. Динамика обеспеченности жилищного фонда централизованным водопроводом за период с 1990 по 2005 г. показана в табл. 6.

Таблица 6 Динамика обеспеченности жилищного фонда Иркутской области

централизованным водопроводом, % к общей площади жилищного фонда

Жилищный фонд 1990 1995 2000 2005

В целом по области 66 66 67 68

Городской 76 79 80 81

Сельский 15 11 10 10

При изобилии водных ресурсов Иркутская область занимает 52-е место в России по уровню обеспеченности водопроводом городского жилищного фонда и 71-е место — сельского. Не охваченные централизованным водоснабжением жители пользуются водой из колодцев, привозной водой, а также водой из открытых водоемов (без какой-либо ее предварительной подготовки).

Основная часть забираемой воды — 80% — используется для производственных и сельскохозяйственных целей, и только 20% потребляется жилищно-коммунальным хозяйством и населением. Главные промышленные и коммунальные водопотребители сосредоточены в бассейнах рр. Ангары (345 ед.), Лены (95) и оз. Байкал (27).

Можно выделить несколько основных проблем, характерных для современного состояния системы водоснабжения области:

- низкий уровень обеспеченности жилищного фонда централизованным водоснабжением;

- старение и обветшание водопроводных сетей (с каждым годом растет число аварий на водопроводах, большая часть которых происходит по причине наружной и внутренней коррозии труб, что снижает надежность водопроводов и ухудшает качество подаваемой потребителям воды);

- ухудшение качества воды в поверхностных водоисточниках ввиду их антропогенного загрязнения (при этом у 16% водопроводов нет зон санитарной охраны, у 11% нет необходимого комплекса водоочистки, у 5% отсутствуют обеззараживающие установки);

- применение хлорирования для обеззараживания водопроводной воды (в развитых странах мира по причине отрицательного влияния хлора и хлорорганических соединений на организм человека хлорирование уже не применяется). Для снижения уровня бактериологического загрязнения, особенно в осенне-весенний период, контрольные органы устанавливают более жесткий (профилактический) режим обеззараживания воды (гиперхлорирование);

- нехватка источников качественной питьевой воды в некоторых районах области (Куйтунский, Заларинский и ряд других).

Для ликвидации этих проблем и улучшения снабжения населения питьевой водой необходимы реконструкция и модернизация объектов водоснабжения, доразведка и утверждение новых запасов воды, восстановление работы существующих и бурение новых артезианских скважин (прежде всего там, где население ощущает нехватку питьевой воды), повсеместное внедрение новейших технологий очистки питьевой воды и ее обеззараживания, защита источников питьевого водоснабжения от загрязнений.

Водоотведение (канализация). Является составной частью водоснабжения и служит для удаления хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод с последующей их очисткой, поддерживает благоприятную для человека санитарно-эпидемиологическую обстановку в городах и населенных пунктах. Наряду с водоснабжением представляет собой важнейший элемент современного городского хозяйства.

Система канализации в городах и населенных пунктах Иркутской области формировалась параллельно с водопроводной системой. С середины 1960-х гг. началось массовое строительство очистных сооружений, крупных коллекторов и насосных станций. Ввод их в действие позволил централизованно отводить и очищать значительные объемы хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. На очистных сооружениях Братска были проведены первые в Сибири испытания аэробной стабилизации избыточно активного ила. Результаты испытаний подтвердили эффективность данного метода очистки даже в суровых климатических условиях.

В настоящее время городское канализационное хозяйство Иркутской области об-

служивает более 90% городского населения и значительную часть промышленных предприятий (табл. 7). Остальная часть населения, проживающая в индивидуальных домах, не подключена к канализационным сетям или имеет собственные локальные системы сбора стоков (например, пригородные коттеджные поселки).

Таблица 7

Динамика обеспеченности канализацией жилищного фонда Иркутской области, % к общей площади жилищного фонда

Сброс сточных вод в водные объекты Иркутской области осуществляют 147 предприятий, в том числе:

- в бассейн р. Ангары — 97 предприятий в объеме более 900 млн м3 в год;

- в бассейн оз. Байкал — 3 предприятия в объеме около 40 млн м3 в год;

- в бассейн р. Лены — 47 предприятий в объеме более 30 млн м3 в год.

Основными источниками загрязнения поверхностных вод Иркутской области являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (21% всех стоков) и жилищно-коммунального хозяйства (12%).

Уборка и утилизация мусора. В пределах Иркутской области ежегодно образуется 65-70 млн т твердых промышленных и хозяйственно-бытовых отходов. К настоящему времени их накоплено более 1,5 млрд т.

В регионе имеется 950 мест размещения различных отходов, из них полигонов для твердых бытовых отходов — 54, для промышленных — 11, а также 352 санкционированных и 257 несанкционированных свалок. Полигоны для хранения мусора уже заполнены на 80-90%.

Большую проблему представляет возникновение несанкционированных свалок, как правило, вблизи дачных поселков и в местах отдыха, главным образом в водоохранных зонах Иркута, Олхи и других рек, а также вдоль водохранилищ и побережья оз. Байкал (прежде всего на о. Ольхон и в районе старого участка Кругобайкальской железной дороги).

Теплоснабжение — это обеспечение потребителей теплом и горячей водой

(осуществляемое посредством комплекса сооружений, включающих теплоисточник, тепловые сети, внутридомовые системы потребления тепловой энергии и горячей воды). Теплоснабжение в Иркутской области осуществляется в условиях резко континентального климата, очень низких зимних температур, значительной продолжительности отопительного сезона (восемь-девять месяцев) при существенной удаленности многих (особенно северных) населенных пунктов от промышленных центров и транспортных магистралей, низкой плотности проживающего там населения и необходимости сезонного завоза в эти районы топлива.

Выработку тепловой энергии осуществляют 13 ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго», 3 ведомственные ТЭЦ (Байкальского ЦБК, Братского и Усть-Илимского ЛПК), отопительные и промышленные котельные, электробойлерные, теплоутилизационные установки (ТУУ), индивидуальные отопительные печи.

Наиболее крупным производителем тепла является ОАО «Иркутскэнерго» (58,4%). Объем выработки тепловой энергии по группам теплоисточников показан в табл. 8.

Таблица 8

Объем выработки тепловой энергии

в Иркутской области в 2005 г.

Теплоисточники Млн Доля

Гкал / год в областной

выработке, %

Все теплоисточники области

Всего по области 46,3 100,0

ТЭЦ 26,7 57,7

Котельные 11,3 24,4

ТУУ и прочие 4,9 13,0

Электробойлерные 3,4 4,9

ОАО «Иркутскэнерго»

Всего 27,0 58,4

ТЭЦ 24,2 52,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электробойлерные 1,8 3,9

Котельные 1,0 2,1

Прочие теплоисточники

Всего 19,3 41,6

Котельные 10,3 22,2

ТЭЦ 7,4 15,9

Электробойлерные 1,6 3,5

В настоящее время в 11 городах области (Ангарске, Байкальске, Братске, Железно-горске, Зиме, Иркутске, Саянске, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске, Черемхово и Шелехове) действуют теплофикационные системы с одной или несколькими ТЭЦ.

Жилищный фонд 1990 1995 2000 2005

В целом по области 65 65 66 66

Городской 75 78 79 80

Сельский 10 9 8 8

На территории области действует 1,2 тыс. коммунальных котельных (из них муниципальных — около 1 тыс.). Их количество постоянно сокращается за счет оптимизации систем теплоснабжения в городах и населенных пунктах области и закрытия неэффективных теплоисточников.

Муниципальные котельные производят около 30% тепловой энергии всей области, которая используется главным образом для теплоснабжения небольших городов и поселков. Тепловая энергия для больших городов производится на ТЭЦ, принадлежащих ОАО «Иркутскэнерго».

Тепловые сети. Их общая протяженность в Иркутской области (по состоянию на 2005 г.) составляет 3,8 тыс. км1, в том числе в городах и городских поселениях — 3,1 тыс. км (82% общей протяженности), в сельской местности — 0,7 тыс. км (18%).

Протяженность всех муниципальных тепловых сетей — 2,3 тыс. км (61% общей протяженности), сетей ОАО «Иркутскэнерго» — 1,4 тыс. км (37%), тепловых сетей других ведомств — 0,1 тыс. км (2%).

Наиболее крупные тепловые сети (с радиусом теплоснабжения до 15 км и диаметром головных магистралей до 1 200 мм) действуют в Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском и Саянске.

За период с 1995 по 2005 г. в муниципальную собственность было передано более 1 тыс. км тепловых сетей. Сейчас происходит обратный процесс — передача муниципальных сетей в эксплуатацию ОАО «Иркутскэнерго» (с 2002 по 2005 г. протяженность тепловых сетей, находящихся в ведении ОАО «Иркутскэнерго», увеличилась в 1,9 раза). Для их эксплуатации в «Иркутскэнерго» созданы соответствующие структуры в Иркутске, Ангарске и Братске (в зону ответственности предприятия «Братские тепловые сети» входит еще и Усть-Илимск).

Эксплуатация коммунальных систем теплоснабжения в других городах возложена на муниципальные теплоэнергетические предприятия, а в районах и населенных пунктах области — на муниципальные предприятия

1 Без учета внутридомовых распределительных сетей.

ЖКХ. В настоящее время идет активный процесс передачи систем теплоснабжения в эксплуатацию частным структурам.

Уменьшение в 1990-х гг. объема ремонтных работ и перекладок изношенных сетей привело к росту протяженности сетей, эксплуатирующихся более 25 лет (по состоянию на 2005 г. их общая протяженность оценивалась в 650 км). За период с 1985 по 2005 г. потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях увеличивались ежегодно в среднем на 1,5-2,1%. Если перекладка изношенных сетей будет и дальше осуществляться столь низкими темпами, то к 2030 г. почти все тепловые сети области могут выработать свой ресурс.

Потребление тепла. Жилищно-коммунальное хозяйство, оказывающее услуги населению, занимает второе место среди всех потребителей тепла после промышленности. За период с 1985 по 2005 г. объем теплопо-требления сферой ЖКХ уменьшился на 15%, при этом его доля в общем потреблении выросла с 31,5 до 41,7%, главным образом за счет сокращения теплопотребления промышленностью.

Обеспеченность жилищного фонда центральным отоплением. В целом по области данный показатель составляет 70%, по крупным городам — 84%, в сельской местности — 13%.

Наиболее полно услугами централизованного теплоснабжения обеспечены Ангарск, Братск, Иркутск, Саянск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск (в этих городах обеспеченность жилищного фонда централизованным теплоснабжением более 90%). Наименьшая обеспеченность (менее 5% жилищного фонда) характерна для таких районов, как Балаганс-кий, Баяндаевский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Катангский, Куйтун-ский, Слюдянский, Усть-Удинский, Чунский и Черемховский.

Среди множества проблем, связанных с теплоснабжением потребителей Иркутской области, можно выделить несколько основных:

- низкая энергетическая эффективность коммунального теплоэнергетического оборудования (средний КПД коммунальных теплоисточников области составляет 60-65%, в то время как в странах ЕС эта величина превышает 90%);

- высокий уровень износа основных фондов (62%);

- значительные суммарные потери тепловой энергии (не менее 30%) при ее производстве, транспортировке и потреблении;

- высокая затратность и сильная зависимость функционирования систем коммунального теплоснабжения от субсидий, особенно в северных районах области;

- необходимость вложения значительных средств (более 4 млрд р.) в модернизацию обветшавших систем теплоснабжения и повышения их энергетической эффективности;

- очень низкая инвестиционная привлекательность большинства объектов коммунальной энергетики.

Для решения данных проблем необходимы скорейшая модернизация систем теплоснабжения (прежде всего в северных районах области), закрытие низкорентабельных котельных, прежде всего использующих жидкие энергоносители (нефть, мазут, дизтопливо). Это повысит качество услуг по теплоснабжению, сократит затраты на отопление жилищного фонда. Необходимо также выводить из топливно-энергетического баланса городов и поселков электрокотельные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.