В.В. СМИРНОВ
КОНЦЕПЦИЯ И ПАРАДИГМА ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Ключевые слова: концепция, парадигма, развитие, регион, эффективность.
В современных условиях цель стратегии административно-территориального развития заключается в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности региона, его гармоничном функционировании на основе оптимальной специализации в мирохозяйственном разделении труда, использовании ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ.
V.V. SMIRNOV THE CONCEPT AND PARADIGM OF EFFECTIVE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION Key words: the concept, a paradigm, development, region, efficiency.
In modern conditions the purpose of strategy of administrative-territorial development consists in strengthening uniform economic space, political integrity and safety of region, its harmonious functioning on the basis of optimum specialization in a world economic division of labour, use of resource potential and competitive advantages.
В XX в. в России в силу сложившихся экономических условий («верхи не могли, а низы не хотели») по инициативе Генерального секретаря Центральной Коммунистической Партии Советского Союза, лауреата Нобелевской премии мира М.С. Горбачева (период руководства - 1985-1991 гг.), далее Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (период руководства - 1991-1999 гг.), затем В.В. Путина (период руководства - 2000-2008 гг.), по сей день Д.А. Медведева идёт процесс реформирования социально-экономической системы, связанный с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизации собственности.
За данный период Союз Советских Социалистических Республик из индустриально развитой страны с административно-командной системой, которой присуще общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма, превратилась в развивающуюся страну с переходной экономикой с лицом «дикого капитализма». При этом не была определена модель рыночной системы, к которой осуществляется «переход».
В современной научной литературе факт перехода России от индустриально развитой страны к развивающейся «сглаживается» рядом публикаций, как правило, либеральных демократов и зарубежных учёных и политиков.
Так, авторство концепции «Россия как развивающаяся страна» принадлежит английскому социологу, долго изучавшему дореволюционную Россию, Т. Шанину. По его мнению: «...на рубеже XIX и XX вв. Россия стала первой страной, в которой реализовался специфический социальный синдром «развивающегося общества» [4, с. 377].
В Оксфордском словаре даётся следующее определение «развивающегося общества». Это бедная или примитивная страна, которая находится в процессе развития своих экономических и социальных условий [4, с. 383]. То есть для развивающихся стран характерен недостаток средств производства, отсталая технология, низкий уровень грамотности, высокий уровень безработицы, быстрый рост населения, занятость рабочей силы преимущественно в сельском хозяйстве.
Эта двойственность позиции присуща и концепции Т. Шанина. С одной стороны, он следует взгляду, что: «Развивающиеся страны должны рассматриваться как особая категория форм социальной организации, и с этой точки зрения подходит к России», а с другой стороны, задаётся вопросом: «...была ли Россия развивающейся страной в том смысле, какой мы сегодня вкладываем в этот термин, т.е. обществом не только бедным и отсталым, но и проявляющим сильную тенденцию к порождению или сохранению отставания её экономики и социальной структуры?» [4, с. 381].
Рассмотрим основные принципы экономического роста развивающихся стран, которые являются сущностью предпосылок для формирования концепции эффективного социально-экономического развития региона.
Во-первых, развивающиеся страны, как и развитые страны, для сохранения своих позиций в мировой экономической системе, должны эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Они должны преодолеть не только безработицу и неполную занятость, но более эффективно соединить трудовые и капитальные ресурсы для получения наукоёмкого, ресурсосберегающего производства, т.е. добиться наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов.
Во-вторых, отсутствие экономического роста невозможно объяснить только с помощью причин экономического характера. В существенной мере экономический рост определяется социальными, институциональными, национальными, культурными и многими другими факторами. Данное положение присуще именно развивающимся странам из-за нестабильной (пропорциональной) динамики развития социально-экономических сегментов.
В-третьих, в развивающихся странах, как правило, демократических, очень сложно создать условия для развития единой национальной экономики. Приверженность к особенностям национальных («племенных») традиций берёт верх над стремлением к национальной общности, что приводит к распространению коррупции как порождению «племенного» лоббирования и взяточничеству как узаконенной норме «благодарности».
В-четвертых, для создания условий перехода из категории развивающейся страны в высокоразвитую необходимо обеспечить рост доходов, сбережений, инвестиций и производительности труда в первую очередь на основе внутренних источников. Данный рост вызовет «цепную реакцию» роста внешних инвестиций и расширения ресурсной базы. То есть задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективную стратегию и тактику, которая поможет совершить этот переход.
На основе вышеизложенной специфики развивающихся государств с целью выхода на уровень высокоразвитых стран необходимо определиться с концепцией эффективного социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Концепция эффективного социально-экономического развития региона
Социально-экономическое развитие региона является системным процессом, который должен рассматриваться с точки зрения совокупности, как минимум, социальных и экономических факторов. То есть системный процесс развития региона можно описать как последовательную смену явлений, состояний, совокупности действий для достижения определённого результата, отражающего сущность социально-экономического развития.
В настоящее время одной из основных целей экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни
населения. Поэтому процесс социально-экономического развития должен, как минимум, включать в себя:
- повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
- создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
- увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
В качестве долгосрочных и краткосрочных целей можно выделить следующие положения. Для долгосрочных целей - создание условий для развития постиндустриального общества, снижение безработицы, повышение квалификации трудовых ресурсов, повышение качества жизни, включая уровень здравоохранения, образования и культуры и т.д. В качестве краткосрочных целей -увеличение темпов роста ВВП (ВРП), повышение сальдо внешнеторгового баланса за счёт экспорта готовой продукции в следующем году, квартале.
В качестве критерия оценки достижения целей можно использовать традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчёте на душу населения - валовой национальный доход, валовой внутренний продукт, реальный валовой национальный продукт, валовой региональный продукт на душу населения, а также темпы роста этих показателей.
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста - жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Решение проблемы реализации системного подхода в концепции эффективного социально-экономического развития региона в качестве самостоятельного исследовательского направления обусловлено общей тенденцией модернизации социально-экономической системы Российской Федерации.
В процессе реализации системного подхода при формировании концепции эффективного социально-экономического развития региона необходимо учитывать ряд системных принципов:
1) рассмотрение совокупности элементов системы как единого целого;
2) свойства системы не просто сумма свойств её элементов. Тем самым постулируется возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов;
3) максимум эффективности системы. Теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы - в виде зависимости её эффективности от условий построения и функционирования. Кроме того, эта функция ограниченна, а значит, можно и нужно искать её максимум;
4) обязательность учёта внешних связей, требование рассматривать анализируемую систему как часть (подсистему) некоторой более общей системы;
5) возможность деления данной системы на части, подсистемы.
На основании изложенных выше принципов можно сформулировать определение региональной системы как многоуровневой конструкции из взаимодействующих элементов, объединённых в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели - повышения эффективности социально-экономического развития региона.
Социально-экономическую систему региона следует рассматривать как функциональную и в то же время развивающуюся систему совокупности глубоко интегрированных экономических и социальных подсистем. При опреде-
ленных условиях подсистемы сами могут рассматриваться как система, а исследуемая система - как элемент более сложной системы.
Методологические аспекты реализации системного подхода в концепции эффективного социально-экономического развития региона сводится к исследованию административно-территориального образования на возможность развития её эмерджентных и синергетических качеств, на выявлении многообразных связей и механизмов, обеспечивающих эти качества.
Суть реализации системного подхода в концепции эффективного социально-экономического развития региона можно описать с помощью структуры показателей, отражающих совокупность методологических требований:
Requirement = F(P1,P2,...P13), где Requirement - совокупность методологических требований системного подхода; P1 - формулирование цели системного подхода; P2 - определение эмерджентных качеств системы; P3 - морфологизация системы; P4 - определение цели функционирования каждой подсистемы; P5 - изучение механизма обеспечения цели системы как единого целого, с учетом её эмерджентных качеств; P6 - анализ структуры системы, изучение ее влияния на эмерджент-ные качества системы в целом; P7 - определение уровня иерархии системы и её подсистем в иерархической структуре; P8 - влияние свойств системы на другие системы; P9 - определение степени воздействия внешней среды на систему; P10 - изучение влияния внешней среды на систему; P11 - анализ процесса функционирования и развития системы; P12 - анализ информационных потоков, циркулирующих в системе и поступающих из вне; P13 - описание принципов управления и процесса управления системой.
Приведённая структура показателей, отражающих совокупность методологических требований системного подхода, не является единственной и конечной. На практике можно использовать различные дополнения или упрощения, в соответствии с возможностями исследователя, которые в то же время существенно не изменят сущность предложенной совокупности требований.
В соответствии с совокупностью методологических требований процесс решения социально-экономических задач может осуществляться на трёх стадиях: 1-я стадия - постановка задачи; 2-я стадия - разработка программы решения задачи; 3-я стадия - реализация модели и получение результатов.
Таким образом, в современных условиях существует объективная потребность реализации системного подхода в концепции эффективного социально-экономического развития региона, которая позволит учесть всю информацию (статистическую, экспертную и т.д.).
Сущность концепции эффективного социально-экономического развития регионов Российской Федерации заключается в снижении негативных последствий от некомпетентных решений федеральных и региональных органов власти при проведении политики эффективного развития.
При разработке концепции необходимо учитывать, что развитие каждого российского региона происходит в условиях трансформации социальноэкономического пространства Российской Федерации. Подходы к разработке концепции социально-экономического развития региона должны укладываться в следующие модели выбора стратегий.
Первая стратегия - это сохранение сложившейся в предыдущие десятилетия системы разделения труда между территориями, управленческих взаимоотношений «центр-регион», ориентация на федеральные программы и централизованные источники финансирования.
Вторая стратегия - это переориентация производителей на местные рынки и инвестиции. Привлекательность данной стратегии для местных органов власти и предпринимателей заключается в том, что при ней достигается абсолютная автономная самостоятельность в распределении ресурсов.
Третья стратегия - повышение эффективности деятельности предприятий и всего народнохозяйственного комплекса региона как непременное условие их жизнеспособности в рыночном хозяйстве. Оно достижимо на основе коренной реконструкции и модернизации производства, внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, передовых ресурсосберегающих технологий, интеллектуального прорыва во всех сферах деятельности, использования потенциальных возможностей новых форм хозяйствования и предпринимательства.
Сущность концепции эффективного социально-экономического развития региона определяется её целью.
Главная цель концепции - создание эффективного механизма, способного повысить социально-экономический потенциал и обеспечить возможность саморазвития региона.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечить условия для эффективного социально-экономического развития региона;
2) достичь высокого уровня экономической эффективности региональных товаропроизводителей;
3) создать условия оптимального сочетания методов государственного регулирования с учетом потенциальных возможностей экономики субъектов Российской Федерации;
4) сформировать условия для благоприятного инвестиционного климата и инновационного предпринимательства;
5) создать систему инновационно-инвестиционного развития региона в целях обеспечения условий для активизации инновационно-инвестиционной деятельности, комплексного использования ресурсов, внедрения информационных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, комплексного развития сельской территории [1];
6) выработать систему межрегиональных коммуникаций;
7) повысить эффективность функционирования экономики и жизнеобеспечивающих систем;
8) организовать максимально возможную эффективность занятости экономически активного населения;
9) обеспечить условия для развития человеческого потенциала, способного эффективно осуществлять деятельность в условиях новой экономики;
10) создать условия для укрепления собственной экономической базы в муниципальных образованиях региона, обладающих потенциальными внутренними резервами для саморазвития;
11) увеличить собственные доходы территорий и число регионов, имеющих устойчивый бездефицитный бюджет;
12) создать условия для становления и развития местного самоуправления;
13) законодательно поддержать развитие малого бизнеса;
14) обеспечить адресную социальную защиту нетрудоспособных и поддержку малоимущих.
Для решения вышеизложенных задач необходимы стабилизация и закрепление положительных тенденций роста, преодоление диспропорций, дальнейшее развитие рыночных механизмов, углубление структурных преобразований, создание благоприятного инвестиционного климата, подготовка высококвалифицированных кадров.
Субъекты Российской Федерации должны преодолеть высокую затратность и неэффективность экономики за счёт политики качественного реформирования предприятий и отраслей, сбалансированности финансовой системы, ресурсосбережения, внедрения новых технологий, освоения имеющихся мощностей и активной поддержки малого предпринимательства.
Решение поставленных задач требует совершенствования структуры управления на основе эффективного распределения функций и ответственности, разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, республиканскими и местными органами власти, обеспечения исполнения законов, реформирования государственной службы. Необходимо сформировать эффективную систему управления регионом для обеспечения совершенствования механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов. При этом система управления должна предусматривать меры по согласованию действий на региональном и федеральном уровне.
Реализация концепции эффективного социально-экономического развития региона может проходить в четыре этапа.
На первом этапе проводится анализ региональных проблем, который должен выявить системные диспропорции, причины возникновения и воспроизводства диспропорций, установить связи и взаимозависимости между проблемами территории, факторы, воздействуя на которые, можно разрешить проблемы.
На втором этапе формулируются цели и возможные стратегии. То есть на основе анализа региональных проблем производятся формирование множества целей развития региона и выработка максимального числа направлений, на которых возможно достижение поставленных целей. При этом осуществляется анализ региональной ресурсной базы, хозяйственных рычагов, структурных сдвигов, экономических и иных стимулов, устанавливается возможность их комбинирования и последовательности использования для достижения целей.
На третьем этапе проводится оценка возможных последствий реализации концепции эффективного социально-экономического развития региона. Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы данного уровня на оказываемые воздействия. Данный процесс должен быть оптимизирован с помощью всестороннего моделирования последствий реализации различных стратегий. Если оценка показывает, что сформулированные цели недостижимы, нужно уточнить поставленные цели, решаемые проблемы, изменить стратегию или изменить сроки достижения поставленных целей. В результате из множества допустимых стратегий отбираются только те, которые удовлетворяют целям по качеству последствий.
Четвертый этап - выбор оптимальной стратегии. Производится сравнительный анализ всех отобранных стратегий. На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые должны применяться в зависимости от прогнозируемых изменений как внешних, так и внутренних условий в тех или иных границах. Следует провести оценку вероятности и размера подобных изменений и предусмотреть возможные корректировки стратегии в процессе её реализации в зависимости от того, какой сценарий реализуется в действительности. Необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей. Следует сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.
Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных решений по управлению развитием территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов её реализации и основные параметры, которые необходимо достичь на каждом этапе.
Этапы реализации концепции определили возможность по-новому взглянуть на проблему эффективности социально-экономического развития региона.
По нашему мнению, эффективность необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели, но не сам результат, а вариант правильности, точности направления к нему. При этом эффективность социально-экономического развития региона необходимо определять как векторное поле, обозначающее направление развития субъекта Российской Федерации в каждой точке относительно системообразующих факторов. Показателем эффективности социально-экономического развития региона является плоскость как отражение векторного поля, которая позволяет количественно отобразить функциональное развитие подсистем региона, а также их взаимодействие.
При анализе эффективности как характеристики системы, где качество внутренних связей между подсистемами (социальными, экономическими, политическими, культурными и т.д.) является основным системообразующим фактором, более точным будет определение эффективности как «векторного поля», означающего множество возможных вариантов эффективности рассматриваемых смежных, взаимосвязанных подсистем.
Необходимо учитывать, что в понятие эффективности входит отношение результата деятельности к целям, которое логично может быть отражено вектором «целевой эффективности». Отношение результата к целям является определённой мерой соответствия результата и цели.
Предлагаемый подход к рассмотрению эффективности социально-экономического развития региона позволит более точно оценить социальные и экономические процессы, протекающие в экономике региона.
Условная замена категории «эффективность» на категорию «векторное поле» в любом суждении, отражающем экономическую мысль, создаст условия для более точного понимания процессов, протекающих в социальноэкономической системе, а принятие предложения о признании тождества категорий эффективности и «векторного поля» - для формализации категорий, которыми оперирует современная экономическая наука.
Таким образом, в процессе реализации концепции необходимо наметить основные направления, по которым можно судить об эффективности социально-экономического развития региона и оптимизации региональных бизнес-процессов. Следует выяснить, в каком целесообразном для общества, направлении повышается эффективность социально-экономического развития региона и за счёт каких факторов.
Парадигма эффективного социально-экономического развития региона
Парадигму следует рассматривать как исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методы исследования, господствующие в течение определённого периода в научном познании.
Современная парадигма эффективного социально-экономического развития региона должна быть ориентирована на эффективную организацию совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимовыгодных межрегиональных связей, взаимосвязей между административно-территориальными образованиями региона, а также их внутренней упорядоченности.
Процесс организации эффективного социально-экономического развития региона должен проводиться с учётом стратификации административнотерриториального образования.
Проводя анализ современной научной литературы, мы обнаружили отсутствие ясной дефиниции понятия «стратификация региона».
Стратификация региона должна рассматриваться как иерархическая систематизация процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе развития функциональных взаимосвязей. Предприятие интегрируется в специфически определённую отрасль экономики, которая функционирует в рамках административно-территориального образования (регионального хозяйства), с учётом взаимовлияния и взаимодополнения смежных отраслей.
Для создания условий эффективного взаимовлияния и взаимодополнения смежных отраслей необходимо определить доминирующую отрасль региона. Так как территория Российской Федерации достаточно обширна и уровень социально-экономического развития регионов весьма разнообразен, при анализе качества регионального развития можно использовать концепцию теории стадий роста Д. Белла [2].
Д. Белл утверждал, что во всех странах и регионах экономическое развитие проходит три основные стадии:
1) доиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность;
2) индустриальную. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, лёгкая и пищевая промышленность;
3) постиндустриальную. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение.
В данном контексте мы утверждаем, что на территории Российской Федерации сосуществует регионы с разными уровнями экономического развития, что и определяет существующую асимметрию.
На наш взгляд, перспективность стратификационного подхода при организации эффективного социально-экономического развития региона связана с тем, что в современных условиях наблюдается рост неопределённости и вариативности развития экономики субъектов Российской Федерации. При этом в рамках одного административно-территориального образования сосуществуют кардинально различающиеся между собой как по их реальным показателям, так и по стратегическим перспективам хозяйствующие субъекты.
Наиболее актуальной практической проблемой, которая вскрывается при попытке применить стратификационную модель к условиям современной России, является поиск релевантных подходов и способов описания основных страт административно-территориального образования, в частности тех показателей, по которым можно было бы адекватно выделить и структурировать хозяйствующие субъекты, суть и масштабы различий и неравенств между ними. Логическим следствием этого выступает сложность проблемы вычленения конкретных индикаторов социально-экономических неравенств применительно к современным условиям.
Отсутствие системного подхода в области согласования целей и возможностей социально-экономических страт, низкий уровень универсализации и оптимизации процессов развития в государстве приводят к конфликтам и неуправляемым ситуациям, которые зачастую становятся национальными трагедиями.
Для повышения эффективности функционирования и прогнозируемости развития отдельных страт необходимо разработать универсальные модели согласования разноуровневых интересов хозяйствующих субъектов.
Согласованность иерархии целей стратифицированного административнотерриториального образования должна осуществляться посредством воздействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти на функционально дополняющие подсистемы региона - ресурсную (ограничимся в рамкам наиболее существенных ресурсов - природных и трудовых), производственную, рыночную, инвестиционную, инновационную, социальную.
Данное воздействие должно снизить конфликтность в отношениях хозяйствующих субъектов, создать условия для их взаимовыгодной включённости в региональный воспроизводственный цикл.
Можно предположить, что экономика региона является продуктом взаимосвязей между стратами. Развитие системы взаимосвязей происходит в соответствии с универсальными закономерностями. В этом случае модель регионального развития, построенная на основе универсальных закономерностей, формирует качественно новые уровни отношений хозяйствующих субъектов, ориентированных на наиболее эффективное развитие.
Эффективность взаимодействия функционально дополняющих подсистем региона можно оценить, используя «экспресс-метод», который основан на оценке мультипликативной эффективности взаимодействия отдельных подсистем со всей инфраструктурой региона (таблица).
Эффективность взаимодействия функционально дополняющих подсистем региона
Региональная инфраструктура Природные ресурсы Производственный потенциал Трудовые ресурсы Рыночная инфраструктура Инвестиционная привлекательность Инновационный потенциал Социальная сфера Эффективность взаимодействия
1 2 3 4 5 6 7
1 Природные ресурсы 1 Х1,2 Х1,3 Х1,4 Х1,5 Х1,6 Х1,7 Э1-7
2 Производственный потенциал Х2,1 1 Х2,3 Х2,4 Х2,5 Х2,6 Х2,7 Э 2-7
3 Трудовые ресурсы Х3,1 Х3,2 1 Х3,4 Х3,5 Х3,6 Х3,7 Э 3-7
4. Рыночная инфраструктура Х4,1 Х4,2 Х4,3 1 Х4,5 Х4,6 Х4,7 Э 4-7
5 Инвестиционная привлекательность Х5,1 Х5,2 Х5,3 Х5,4 1 Х5,6 Х5,7 Э 5-7
6 Инновационный потенциал Х6,1 Х6,2 Х6,3 Х6,4 Х6,5 1 Х6, 7 Э 6-7
7 Социальная сфера Х7,1 Х7,2 Х7,3 Х7,4 Х7,5 Х7,6 1 Э 7-7
Оценка эффективности взаимодействия функционально дополняющих подсистем региона проводится по формуле:
Э - П Э'-7 ,
/-1
где Э/-7 - эффективность взаимодействия / -й подсистемы региона со всей инфраструктурой региона:
Э/-7 - X Х/, 1 ' к/, 1 ,
1-1
где х/ 1 - эффективность взаимодействия / -й подсистемы с 1 -й подсистемой; к, 1 - коэффициенты весомости взаимодействия / -й подсистемы с 1 -й подсистемой (определяются экспертным путём).
При оценке эффективности взаимодействия функционально дополняющих подсистем региона необходимо определиться со структурой исследуемого региона.
Структуру региона необходимо рассматривать как стратифицированные причинно-следственные связи административно-территориальных единиц, которые формируются хозяйствующими субъектами в окружающем их мире. При этом, как правило, можно выделить три сферы:
1) управляющую сферу (причина);
2) управляемую сферу (следствие, результат);
3) переходный процесс от управляющей сферы к управляемой сфере.
Следовательно, становится возможным создать модель управления, которая позволит согласовать цели управляющей сферы (причины) с управляемой сферой (следствие, результат), т.е. стратифицировать систему административно-территориального образования в рамках иерархической структуры.
Организация эффективного социально-экономического развития региона может осуществляться в соответствии с предложенной схемой (рисунок).
База федерального нормативно-правового регулирования
Вход
]
Анализ
Прогноз
=тт!
юзґ
Управление
Постановка задач
Планирование
развития
Контроль результатов _______развития________
Выход
База регионального нормативно-правового регулирования
Схема организации эффективного социально-экономического развития региона
Входные параметры должны соответствовать структуре критериев оценки эффективного развития региона. То есть необходимо рассматривать экономические, политико-административные, этнические, социокультурные, правовые, политические звенья для достижения определённых социально-экономических целей.
На выходе необходимо получить системный эффект, который позволит эффективно использовать ограниченные ресурсы для собственного развития.
База федерального нормативно-правового регулирования включает в себя:
1. Вопросы регионального развития в Конституции РФ.
2. Федеральные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам регионального развития.
3. Федеральные нормативно-правовые акты, в которых нашла отражение региональная тематика.
4. Региональная тематика бюджетно-налогового законодательства.
База регионального нормативно-правового регулирования охватывает:
1. Вопросы регионального развития в Конституции отдельного субъекта РФ.
2. Региональные и муниципальные нормативно-правовые акты.
3. Региональная и муниципальная тематика бюджетно-налогового законодательства.
Анализ социально-экономического развития региона должен рассматриваться как процесс сбора, обработки, классификации, систематизации и хранения информации в целях качественного использования для эффективного управления административно-территориальным образованием. Обработка информации должна проводиться с использованием современных методов статистического анализа.
Прогнозирование социально-экономического развития региона рассматривается как процесс вероятностного определения хода дальнейшего развития. Если регион развивается стабильно, то период прогнозирования может составлять одну треть от периода её предыстории.
Грамотная постановка задач определяет возможность достижения цели -эффективного социально-экономического развития региона. Задачи должны быть определены чётко и ясно в показательной форме. Этап постановки задач, как правило, связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. Одной из главных причин неэффективной организации социально-экономического развития региона являются разногласия в формулировании задач федеральными и региональными органами власти для достижения цели.
Планирование развития - процесс обоснования решения и распределения территориальных ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Этапы планирования эффективного социально-экономического развития региона должны выражаться в конкретных плановых показателях. При этом необходимо учесть, что качество плана зависит:
- от выбранной методологии и методик планирования;
- выбора показателей планирования;
- взаимодействия и единства органов планирования;
- максимального учёта факторов объективной и субъективной природы (темпы экономического роста страны, инфляция, уровень безработицы, этнокультурные особенности и уровень жизни населения и т.д.).
Организация - действие по внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействию методов и инструментов, совокупности процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей иерархической структуры региона.
Процесс организации должен включать в себя три основные составляющие:
во-первых, организацию (проектирование) деятельности;
во-вторых, построение (проектирование) структуры всей организации;
в-третьих, построение системы взаимодействия федеральных и региональных органов власти.
Контроль результатов развития - функция управления, выполняющая стабилизирующую роль в схеме организации эффективного социально-экономического развития региона. Непрерывно контролируя результаты развития региона, региональные органы власти имеют возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае её негативного развития.
Под управлением понимается коррекция задач, планирования, организации по результатам траектории развития региона с целью воздействия на направление развития - на нужную траекторию. При этом под траекторией развития региона понимается последовательность принимаемых состояний, которые рассматриваются как некоторые точки во множестве состояний региона.
В постоянно изменяющихся условиях регионы вынуждены постоянно развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на эффективное преобразование.
Следовательно, требуемое качество организации эффективного социально-экономического развития региона задается правилами (условиями), которым должны удовлетворять показатели существенных свойств, а проверка их выполнения является оценкой качества системы.
В парадигме эффективного социально-экономического развития региона следует особо выделить, что регион - это большая система, обладающая рядом специфических свойств [3, с. 75-80].
Именно возможности научно-рационального использования специфических свойств административно-территориального образования являются критерием эффективности социально-экономического развития региона.
В данном контексте необходимо сделать вывод, что стратификационная модель эффективного социально-экономического развития региона в методологическом контексте выступает как следствие функциональной целостности региона.
Функциональная целостность региона обусловливает относительную самостоятельность, автономность отдельных административно-территориальных единиц региона (районов, поселений и т.д.) в рамках иерархической структуры. Эта автономность в известном смысле неизбежна, как неизбежно то, что всякий объект, раз он существует, обладает целостными характеристиками, некоторым собственным поведением.
В то же время автономность, целостность, поведенческие характеристики какого-либо уровня в иерархической системе региона невозможно понять, изучая структуру только одного уровня. Функции уровня имеют межуровневую природу, выступая как структурные свойства всей иерархической системы региона, и с этой точки зрения представляют собой основу для проведения системного анализа региона. Одновременно структура региона может рассматриваться как результат функционального синтеза, т.е. синтеза целостных свойств элементов и страт региона.
Таким образом, в процессе применения системного подхода в обеспечении эффективного социально-экономического развития региона необходимо изучить исследуемое административно-территориальное образование как единое целое (систему). При этом критерий системы может быть определён в виде целостной (структурной) совокупности элементов в функциональной взаимосвязи (функциональная совокупность), обеспечивающей не только существование, но и развитие системы. Данный критерий позволяет при оценке и обеспечении эффективного социально-экономического развития региона акцентировать особое внимание на функциональности системы.
Таким образом, региональную систему следует рассматривать как многоуровневую конструкцию из взаимодействующих элементов, объединённых в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели - повышения эффективности социально-экономического развития региона.
Литература
1. Банин С.А. О разработке стратегии социально-экономического развития Кировской области / С.А. Банин // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. 2005. № 2(38).
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Изд-во: Академия, 1999. 956 с.
3. Ильинский А.С. Формирование организационных структур управления для предпринимательской деятельности: дис. ... канд. экон. наук / А.С. Ильинский. М.: МЭСИ, 2000. 124 с.
4. Шанин Т. Россия как «развивающееся общество». Революция 1905 года: момент истины. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. Россия как предмет / Т. Шанин; под ред. С. Чернышева. М.: Аргус, 1995. Т. 1. С. 375-438.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился 1971 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики. Область научных интересов - исследование конкурентоспособности и эффективности социально-экономического развития региона. Автор более 130 научных работ.