Научная статья на тему 'Концепция художественного оформления экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты: семантика и новые технологии'

Концепция художественного оформления экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты: семантика и новые технологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
48
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / БОЛЬШАЯ ЯЛТА / MUSEUM / BIG YALTA / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Виноградов Виктор Евгеньевич

В статье рассматривается роль и место музеев в современном процессе репрезентации материальной культуры. Обосновывается обобщённая структура поиска построения музейной экспозиции на примере создан я экспозиции "Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept decoration exposure "treasures of the hellenes, romans, goths of archaeological sites big Yalta: semantics and new technologies

The article discusses the role and place of museums in contemporary process of representation of material culture. Substantiates the generalized structure search constructing a museum exposition on the example I created the exhibition "Treasures of the Greeks, Romans, Goths from the archaeological sites of the Big Yalta."

Текст научной работы на тему «Концепция художественного оформления экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты: семантика и новые технологии»

20А///

3. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов / Г. Бирман, С. Шмидт ; [пер. с англ.]. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 631 с.

4. Ильина Е. Н. Туроперейтинг : организация деятельности / Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 260 с.

5. Каурова А. Д. Организация сферы туризма : [учеб. пособие] / А. Д. Каурова. -СПб. : Герда, 2006. - 382 с.

6. Курортно-туристский комплекс как объект управления / А. Т. Быков, Г. А. Карпова и др. ; под ред. Г. А. Карповой. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 146 с.

7. Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А. Э. Саак. -М. : Питер, 2007. - 597 с.

8. Янкевич В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме : российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова ; [под ред. В. С. Янкевича]. -М. : Финансы и статистика, 2012. - 416 с.

В. Е. Виноградов

УДК 001.83

КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ «СОКРОВИЩА ЭЛЛИНОВ, РИМЛЯН, ГОТОВ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ: СЕМАНТИКА И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

о

О недрение передовых технологий является основной тенденцией развития современного общества. Глобализация, унификация информационного пространства стано-

вятся основными условиями продвижения продуктов деятельности и в области культуры. Однако, в этой связи, возникает проблема сохранения индивидуальности, неповторимости региональных культурных процессов. В этих условиях ярко проявляется роль и место музеев в современном процессе репрезентации материальной культуры. Техническая оснащенность, индивидуальность и синтетическая целостность информационного пространства становятся актуальной задачей музейных экспозиций.

При рассмотрении современного музея как пространства, организованного с целью сохранения и подачи специфической визуальной информации, становится очевидной проблема его рациональной организации. Максимальная плотность и техническая оснащенность экспозиций требует профессионального подхода в процессе проектирования пространства и оборудования. В идеале, этот процесс не обходится без двух составляющих: создания художественного образа экспозиции и решения ее конструктивной, технической части. Большинство существующих экспозиций выявляют решение только одной из составляющих, а именно -конструктивной, что существенно снижает уровень подачи экспонируемого материала. Создание «универсального» оборудования, в котором возможна подача и ювелирных раритетов, и уникальных книг, и бытовых предметов, терракоты, в частности, является атавизмом 90-х гг. ХХ в., когда все оборудование напоминало торговые горки.

Изложенная выше проблема характерна для музейного процесса в целом и предполагает создание универсальной теоретической базы для более четкого выявления совокупности задач, возникающих в ходе построения экспозиции и поиска методологических подходов для их решения.

Цель статьи - обосновать обобщенную структуру поиска построения музейной экспозиции на примере создания экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты». Под термином построение экспозиции автор

Фото 1. Фрагмент экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты» в Ялтинском историко-литературном музее

подразумевает поэтапное создание всех элементов экспозиции.

Развитие организованного пространства экспозиции является результатом не столько научной концепции, сколько результатом художественного пластического и цветового решения пространства (среды), необходимого для более полного «погружения в тему».

«Развитие» предполагает сценарий движения глаз зрителя от больших архитектурных объемов и оборудования к пластической детализации плоскостей экспозиции. Доминантные смыслы и соподчиненные им подструктуры пластического решения, кажущаяся спонтанность в последовательности их осмотра зрителем, не находящимся под направляющим влиянием экскурсовода, - и есть «развитие» экспозиционного пространства.

Развитие организованного пространства предполагает:

1) визуальное «считывание» значимости экспонатуры, через цветовую и предметно-пластическую организацию интерьера;

2) считывание соподчинения элементов интерьера (выделение главного и его концептуальная связь с деталями);

3) отношение пространства экспозиции к артефакту (обыденное или пиететное), проявляемое в подборе материалов экспо-поверхности, углубляет заинтересованность зрителя экспонатами и ведет к поиску логических связей между ними;

4) выделение унифицированных тематических подструктур в экспозиционной плоскости (типология и ее подача);

5) реконструкцию модели использования экспоната, как подсказка зрителю (например, подача комплексов украшений на стилизованных плашечных манекенах);

6) взаимодействие типологических групп с целью усиления образности и материализации (монеты в керамике и пр.);

7) взаимодействие реконструкций (рисунков и фотографий) с экспонатами;

8) крепежные элементы как смысловые акценты подачи экспонатов и как детали экспозиции (практически не используется, но является интересным методом, который использовался в экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов...»).

Структура поиска методов построения экспозиции в пунктах табл. 1, 2 и 3 выявляет проблему принципа подачи экспоната. Принципов подачи, на наш взгляд, два: беспри-

Таблица 1.

Структура поиска методов построения экспозиции

Построение экспозиции

Поэтапное развитие организованного пространства экспозиции

1 2 3 4

Цветовая и предметно-пластическая организация интерьера Соподчинение элементов интерьера (выделение главного и его концептуальная связь с деталями) Отношение пространства экспозиции к артефакту Выделение унифицированных тематических подструктур в экспозиционной плоскости (типология и ее подача)

5 6 7 8

Реконструкция модели использования экспоната Взаимодействие типологических групп Взаимодействие реконструкций (рисунков и фотографий) с экспонатами Крепежные элементы как смысловые акценты подачи экспонатов и как детали экспозиции

страстный и активно «погружающий в тему». Именно второй принцип заложен в основу экспозиции «Сокровища эллинов, римлян, готов...». Погружение в тему являлось основным мотивом построения экспозиции, который непосредственно связан с семантикой. Цветовая и предметно-пластическая организация интерьера, отношение пространства экспозиции к артефакту включают знаковые элементы, которые влияют на восприятие предметной среды экспозиции. Носителями знаковых элементов в «Сокровищах» есть цвет, фактура и графический рисунок архитектурных плоскостей.

Цветовая гамма экспозиции состоит из ахроматических цветов (черный и оттенки серого), позволяющих:

1) контрастно выделить даже нюансные цвета экспонатов в нейтральной «бесцветной» среде;

2) влиять на посетителя,при входе в зал, внезапной «потерей» цветного мира, для погружения его в мир материальной культуры древности, и подспудно напоминать ему, откуда извлечены экспонаты, используя разной насыщенности черный цвет и его знаковое значение.

Фактура архитектурных и экспозиционных плоскостей усиливает влияние ахроматических цветов и представляет контрастные поверхности: рыхлую патину стен, структурную поверхность доминантной стены, полуглянец панелей и оборудования, глянцевые и сатиновые поверхности экспозиционных плоскостей.

Графический рисунок архитектурных плоскостей и оборудования семантически связан с темой. Основную графическую нагрузку несет доминирующая стена, на фоне которой экспонируются фрески, лапидарная плита и терракота. Рисунок обоев тщательно отбирался и его мотив состоит из раппортной сетки, в основе которой модуль - черный квадрат в линейной, серебристого цвета, структуре. Выбранный мотив активизирует разновекторные ассоциативные знаковые связи: 1) с «Черным квадратом» К. Малевича;

2) с увеличенным фрагментом кольчуги;

3) с окнами в современной архитектуре; 3) со структурой абстрактного технологического процесса.

Вся цветовая, фактурная, графическая и предметно-пластическая ситуация воспринимается как контрастная для уникальных

экспонатов, которые, по большей части, не имеют активной цветовой насыщенности и нуждаются в правильном тональном «сопровождении». Находясь, предположим, в активной цветовой ситуации, на тканевых, зеленого цвета плашках, экспонаты теряли бы богатство своих собственных, не активных, зеленых оттенков и приобретали красноватые, что обусловлено восприятием дополнительных цветов. Таким образом, создавая окружение для экспонатов с богатейшей гаммой приглушенных цветовых оттенков, выбор черного цвета, который усиливает звучание хроматической (цветной) гаммы, был не случайным. Глянцевые, зеркальные и сатиновые поверхности черных фоновых плоскостей экспозиции создают ощущение колоссального разрыва между поверхностями индустриального технологического общества и «архаическими поверхностями» экспонатов, усиливая и формируя восприятие последних, как качественно-уникальных объектов (Фото 1).

Конструктивная часть экспозиционных поверхностей довольно сложная, т. к. одной из основных задач было убрать зависимость экспонируемых предметов от вибрации плоскости пола при прохождении группы посетителей. Поэтому точек опоры у конструкции несколько: закрепленная анкерами к стене конструкция опирается «пуантом» на пол. Металлический каркас с ячейками для экспозиционных боксов представляет собой цельную конструкцию из профильной трубы. Каркас каждого из шести боксов был изготовлен из ламинированной древесно-стружечной плиты (дсп), но задник, вопреки сложившейся традиции, был не из древесно-волокнистой плиты (двп), обтянутой полушерстяной тканью, а из поликарбоната с уникальной сатиновой поверхностью. Этот благородный материал «нейтрально сопровождал» все группы экспонатов, равномерно отражая и поглощая лучи осветительных приборов. Он же являлся ложем для монет. Реконструкции женских фигур на этом мелкозернистом фоне были выполнены из плашек акрила с зеркально-глянцевой поверхностью черного цвета.

Одинм из интересных семантических и технологических подходов, его можно считать новаторским, является применение крепежных элементов из прозрачного и черного акрила (толщиной 3 мм.), в форме дисков, полудисков, шайб, кронштейнов, консолей, волют. Эти формы заметны в лучах осветительных приборов и отражают лучи на гранях стекловидных тел. Они представляют многообразие современных форм, привлеченных с механики, имеющих архитектурное происхождение (консоли, волюты) и пр. Таким образом, зрителю предлагается постмодер-нистическая игра ассоциаций на грани культуры и технологии, усиливающая многократно эффект от изделий ручной работы мастеров древности, изделий, хранящих тепло рук создателей и форму, так контрастирующую с безукоризненным, но холодным, «технологическим стеклом». Для освещения боксов и экспонатов, находящихся в интерьере, используются светодиодные лампы, дающие световой поток 320 Ьш каждая, с потреблением всего 2 Они обеспечивают необходимую освещенность, и цвет -нейтрально-холодный, отражающийся лунным оттенком на поверхностях стекол.

Применение в экспозиции по периметру не высокого подиума и напольной светодиодной подсветки, в сочетании с багетной каймой, и маленькими колоннами, создает особую территорию, пространство, приподнятое над плоскостью пола, в которое посетитель может «войти» только взглядом. Этот эффект усиливает пиететное отношение пространства экспозиции к артефакту.

Экспозиция «Сокровища эллинов, римлян, готов из археологических памятников Большой Ялты» представляет собой организованное пространство, созданное с целью репрезентации уникальных предметов декоративно-прикладного искусства с использованием новейших синтетических материалов и осветительных приборов. Характер и методы построения экспозиции имеют все необходимые признаки новаторского подхода, который проявляется как в художественном, так и в конструктивном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.