6. Милокумов С. А. Применение современных коммуникационных технологий при подготовке конкурентоспособных графических дизайнеров в процессе изучения специальных дисциплин / С. А. Милокумов, М. С. Чвала // Гуманитарные науки. - 2016. -№ 3 (35). - С. 117-122.
7. Хворостов Д. А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий: дис. ... д-ра пед. наук. - Орел, 2013. -389 с.
8. Чвала М. С. Формирование мотивации профессиональной деятельности будущих специалистов в области графического дизайна // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 1. - С. 117-122.
9. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. - 349 с.
В. Е. Виноградов
УДК 748.5
БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВИТРАЖНОЙ КОМПОЗИЦИИ
дним из видов декоративно-прикладного искусства является художественное стекло. Заметное место в эстетической организации среды занимает витраж (художественный витраж). Витраж представляет собой фигуративную, орнаментальную или абстрактную композицию, выполненную из плашек цветного стекла. Витражные композиции декорируют не только архитектурные объемы -
интерьеры и экстерьеры, становятся элементами осветительной арматуры - в виде абажуров, но и используются художниками-ювелирами для производства украшений в синтезе с металлом. Стеклянный декор или витраж в украшении архитектуры структурируется в типологические группы в зависимости от плоскости, с которой он связан. Таким образом, выделяется несколько типологических групп: фасадное декоративное стекло (остекление веранд, окон, декоративных арочных проемов), стекло портальных навесов, витражи световых окон во внутренних объемах подъездов, стеклянный интерьерный декор в плоскостях стен и в полотнах дверных проемов, элементы осветительной арматуры.
Развитие современной архитектуры связано с различными материалами, которые несут тектоническую, функциональную нагрузку или являются ее декором. Стекло становится популярным материалом в современной архитектуре и занимает в ее объемах значительные площади. В современных условиях эстетическая организация среды требует от архитектора и художника декоративного искусства не только умения хорошо рисовать, но и иметь базу знаний искусствоведческого и технического характера. Обучение студентов основам проектирования среды средствами монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства в его художественной, стилистической и технологической связи с архитектурой связано с традиционными методами проектирования в условиях новых технологических подходов в производстве спроектированных композиций. Приобретение студентами направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» теоретических знаний, практических умений и навыков, связанных с проектированием архитектурных декоров, изучением последовательности выполнения проектного поиска, необходимо для будущей творческой и научной деятельности.
Нельзя сказать, что методики проектирования имеют ярко выраженное качественное развитие, о чем свидетельствуют великолепные проектные разработки художников мо-
20/6-
дерна. Обновления методики работы с проектами требует развитие современных технологических средств. Проблеме проектирования витража, искусствоведческому анализу проектной деятельности выдающихся художников посвящены исследовательские работы, которые могут служить учебным материалом для студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство». Монография автора этой статьи посвящена архитектурному декору Ялты периода модерна [1]. В монографии Д.Боттрелл особое место уделяется росписи по стеклу: композициям и технологии [2]. Витражу в архитектуре посвящена работа А. Глазкова, Лейлы Аль - Нуман [3]. В. Ко-шаев рассматривает развитие и понятия декоративного искусства [4]. Учебное пособие Л. Цыгановой посвящено отделочным материалам и композиции, применяемым в дизайне, где рассматриваются мозаика, фреска, витраж, сграффито [5]. Несмотря на достаточную теоретическую базу, необходимо отметить разрозненность сведений и указать на необходимость структурированного анализа проектного поиска с целью создания витражной композиции. Данная проблема не исчерпывается содержанием этой статьи и требует дальнейшего исследования.
Цель статьи - рассмотреть базовые аспекты проектирования витража, этапы проектного поиска и особенности проектной графики.
В последнее время появились технологии изготовления витража, принципиально отличающиеся от классической, но внешний вид произведений, созданных по новым технологиям, сохраняет качественные показатели классического витража. Технологии изготовления витражей можно разделить на группы.
Классическая технология. Плашки цветного стекла нарезаются по шаблону эскиза, выполненного в натуральную величину. Соединение этих плашек происходит с помощью Н-образного свинцового профиля, стыки профиля спаивают. Периметр витража оправляется в латунную боковую протяжку для придания изделию прочности. Иногда витражные композиции вставляли в столяр-
ные переплеты люнетов окон и дверей, что придавало витражам прочность в сочетании с деревом (Ил. 1).
Ил. 1. Н. Краснов. Витраж в люнете дверного проема.
Технология изготовления витража фирмой Тиффани. Американец Луис Комфорт Тиффани в конце Х1Х в. модернизировал изготовление витража, набранного из цветных стекол различной конфигурации. Края стекол обклеивали медной фольгой и спаивали между собой при помощи олова. Клеем служил пчелиный воск. Модернизация технологии позволила изготавливать изделия не только в одной плоскости, но и придавать им кривизну. Так появилась знаменитая осветительная арматура с витражными абажурами Тиффани, имеющими полусферическую форму. Для большинства стекол, используемых в произведениях Тиффани, характерна непрозрачность — их опалесцирую-щий эффект. Его получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет.
Технология создания витражей фьюзин. Цветное стекло, вырезанное по шаблону, иногда с присыпанием стеклянных разноцветных гранул, спекается в печи при температуре 850°в единое целое.
Пленочные витражи создаются из витражной пленки, которая наносится на плоскость стекла и обрамляются самоклеящи-
Ил. 2. Виктор Виноградов. Витраж на фасаде здания гост. Бристоль в Ялте.
20/6-
мися свинцовыми протяжками и представляют технологии имитации. (Ил. 2).
Лаковый полимерный витраж (контурный заливной витраж) изготавливается из полимерных акриловых лаков и контура. Все элементы рисунка для выполнения в этой технологии должны быть замкнутыми, так как не допускается смешение красок разных частей рисунка и плавных переходов цвета. Полимерный контур в данной технологии является имитацией свинцовой пайки классического витража. В качестве основы для изготовления витража может быть использовано любое стекло или зеркало. Максимальный размер витражного полотна -1500х2800 мм [6]. Изготовление лакового витража происходит в 2 этапа.
Этап 1. С помощью программно управляемого станка наносится суперпрочный объемный контур рисунка толщиной от 2-8 мм. Цвет контура может быть серебряный, медный, золотой, черный и прозрачный. Процесс полимеризации контура занимает 24 часа.
Этап 2. После застывания контура, через 24 часа, мастер вручную осуществляет заливку внутриконтурного пространства цветными лаками. При этом лаки могут быть прозрачными и непрозрачными. Внешне застывший лак выглядит как эмаль и обладает высокой степенью устойчивости к агрессивному воздействию окружающей среды.
Витражное искусство иногда сравнивают с живописью, и для этого имеются все основания. Именно основное выразительное средство композиции витража - цвет напоминает зрителю прозрачные акварельные мазки, дополненные графикой пером. В классической технологии производства витража использовали не только цветное стекло, но и краски для доработки деталей фигуры человека или элементов предметной среды, нанося прозрачные мазки тонким слоем на стекло. Тонко выписанные лица и руки на поверхности стекла придавали композиции условный объем и завершенность. Этот технический прием использовался не только для более тонкой проработки деталей фигуративной композиции, но и для завершения натюрмортных композиций и орнаментальных схем.
Разрабатывая эскизы витражей в архитектурной среде, архитекторы использовали для имитации стекла растворяющиеся водой краски и цветные карандаши. Эти материалы передавали нюансы цветовых отношений в витражных композициях, имитируя игру света на прозрачных и «заглушенных» стеклах. Архитектор Н. Краснов прорисовывал витражные композиции карандашами и акварельными красками [7, с. 42-44]. Его проектная графика отличалась живописностью, четкостью в проработке деталей (Ил. 3) и вариативностью подачи.
Архитектор рисовал, как правило, несколько вариантов композиций, располагая их симметрично в оконном или дверном проеме, которые необходимо было украсить витражами. Таким образом, он давал возможность заказчику оценить сразу два варианта композиций. Возможно, архитектор только набрасывал графическую концепцию витража, и после согласования с заказчиком ее дальнейшую доработку осуществляла фирма-изготовитель. На эскизе оконного витража (Ил. 4) Н. Краснов в левой части изображает композицию, которую составляют цветные опалецентовые стекла, а в правой части -стекла с гранением (фацет). Анализируя эти две композиции, необходимо отказаться от мысли об эффектности, которой хотел добиться архитектор. Учитывая то, что к началу 1910-х гг. все декоративистские тенденции уступают место функциональным решениям в архитектуре и ее декорировании, два варианта витражных композиций можно рассматривать как эскизное предложение именно этих двух противоположных тенденций.
В проектировании таких декоративных элементов, как оконные или дверные витражи желательно не только думать о «красоте», но и о «пользе», которая так необходима для организации рационально организованного, функционального и эстетически завершенного жилья. Необходимо учитывать освещенность интерьеров и то, нужно ли вводить в это пространство цвет и в какой насыщенности, чтобы сделать архитектурное пространство художественно выразительным.
Ил. 5,6. Мотив и его графическая интерпретация
Проектная графика витражной композиции представляет собой графическую интерпретацию мотива с последующим колористическим решением. Следует отметить несколько особенностей, которые отличают витражный эскиз от эскиза станковой живописи: 1) наличие замкнутого контура, который является не только средством выразительности, но и технологически необходимым элементом - имитацией свинцовой перегородки между плашками стекол; 2) значительное упрощение, стилизация мотива в его графической и цветовой интерпретации; 3) наличие четких границ между основными цветовыми оттенками стекла; 4) вследствие стилизации и приобретенной декоративности мотив не имеет объема в его реалистическом выражении. При проектировании витражной композиции следует предвидеть изменения цветовых оттенков стекол при ярком солнечном свете и пасмурной погоде, влияние этих изменений на хроматическую ситуацию в интерьере.
Мотив и его графическая интерпретация в процессе проектирования. Мотив -
вариация какой-либо темы, находящаяся в непрерывном развитии, изменении, движении. В данном тексте используется термин «мотив» для определения изобразительных элементов растений (в т. ч. - составленных в букеты), композиция которых развивается в заданном художественно-функциональном направлении.
Растительные мотивы успешно разрабатывались в витражном искусстве в разнообразных орнаментальных формах, использовались в геральдических символах. Задание на выполнение витражной композиции в архитектурной среде условно можно разделить на несколько этапов для того, чтобы понимать процесс рождения изобразительного мотива и его последующего декоративного и функционального (на стадии графики) воплощения в витраж полотна интерьерной двери.
1-й этап. Чтобы понять и проявить декоративные качества формы, необходимо ее изначально изучить в натурном рисунке, акварели, точно изобразить характер растений, цветовые оттенки и форму деталей. Иногда
20/6//-
Витраж Витраж в интерьере
Выпслнклл! ст. 31г. ДПИ Сафроновд В.О Руководитель: канд. искусств., доц. Виноградов В.Е
Ил. 7,8. Мотив и его графическая интерпретация
«движение» цветов на стеблях и «движение» формы лепестков могут точно передать их характер: более устремленные ввысь ирисы отличны от роз, которые заполняют пространство ярусами; макам характерен наклон головки цветка вниз, что придает им «задумчивый» вид (Ил. 5).
2-й этап. Стилизация мотива - творческий процесс создания обобщенного графического образа на основе его геометрической и пластической структуры. Реалистическое изображение служит основным источником информации для последующей работы над упрощением форм мотива с учетом наиболее характерных геометрических характеристик и пластических особенностей, влияющих на светотеневые отношения. В результате отбора основных характерных черт изображение становится обобщенным, светотень представляет собой плоскости, исчезают детали, имеющие второстепенное значение. Цветовая гамма упрощается, становится локальной, не
используются нюансные оттенки в переходах от света к тени. Количество цветовых тонов в композиции - не более пяти (Ил. 6).
3-й этап. Результат стилизации растительного мотива рассматривается как эскиз к шаблону под витраж. Классический витраж является изделием, состоящим из стекол, поэтому изображение графически членится на условные плашки стекла с учетом художественного эффекта и технологии выполнения в материале. Работая над графикой членения стекол, необходимо избегать тонких мест, острых углов в конфигурации плашек стекла, которые впоследствии могут трескаться. Графическая структура витража должна «работать» на рисунок мотива и выражать его геометрический характер (Ил. 7).
4-й этап. Этап соединения декоративной детали (витража) и архитектурной плоскости. Выбор типа полотна двери и стиля интерьера является важным процессом для гармоничного синтеза декора и архитектуры. В
этом задании не столь важно, что будет первичным - композиция витража или архитектурная ситуация, т. е. витраж был создан под заказ к готовому и стилистически выдержанному интерьеру, или интерьер был подобран к готовому изделию (Ил. 8). Интерьер, который будет декорирован композицией, необходимо подбирать не только по цветовой гамме, но и стилистически. Романтическая композиция витража, состоящая из полевых цветов, никак не сочетается с ампирным характером интерьера. Интерьеру стиля хай-тек чужд витражный декор в духе модерна. Непреодолимое желание украшать уже насыщенные изысканной предметной средой интерьеры приводит к нагромождению в архитектурной среде разнообразных, не подчиненных общей художественной идее декоративных элементов. Необходимость в декоре архитектурного пространства должна быть оправдана общим образным языком произведения декоративно-прикладного искусства и среды, воспринимающей это произведение как дополнительный или основной выразительный элемент.
Листы проектной графики могут подаваться поэтапно с тонированным фоном, проработанные в графических редакторах.
Проектирование витражной композиции представляет собой логический процесс графического (изобразительного) изучения мотива и его интерпретации, стилизации для создания художественно выразительной композиции с учетом актуальной технологической установки. Качество произведения зависит как от умения качественно создавать натурный рисунок, стилизовать, интерпретировать мотив, так и от понимания технологии создания витража в материале и его инсталяции в архитектурную ситуацию.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проектированию витражной композиции в синтезе с элементами интерьера. Изобразительный аспект рассматривается как анализ формы растительного мотива с целью создания графической стилизации натурного объекта, технологический аспект - как совокупность эстетических качеств материала в ходе его художественной
обработки. Описываются средства художественной выразительности в проектной графике.
Ключевые слова: проектирование витража, мотив, стилизация, проектная графика, художественная выразительность.
SUMMARY
The article rassmatrivetsya process of designing stained glass compositions in the synthesis of elements of the interior. The iconic aspect of the analysis is regarded as the form of plant motifs to create a full-scale graphic stylization of the object. The technological aspect is seen as a set of aesthetic qualities of the material during. It describes a means of artistic expression in the project schedule.
Key words: design stained glass motif, stylized, graphic design, artistic expression.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов В. Е. Романтизм в архитектурной среде Ялты. Ялтинский Orient: монография. - Симферополь: «Фирма «Салта» ЛТД», 2012. - 88 с.: 175 ил.
2. Боттрелл Д. Волшебная роспись по стеклу: Эффект настоящего витража Джулия Боттрелл. - М.: Контэнт, 2011. - 80 с.
3. Глазков А. Витраж в архитектуре / А. Глазков, Лейла Аль-Науман. - М.: АМА -Пресс, 2006. - 208 с.: илл.
4. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития: учебное пособие. - М.: Владос, 2014. - 272 с.
5. Цыганова Л. Р. Отделочные материалы и композиции, применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л. Р. Цыганова, Н. А. Мастерова, Е. Б. Артемова; Федеральное агентство по образованию, Волгоградский гос. архитект.-строит. ун-т. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2007.
6. Архитектор Н. Краснов: известный и неизвестный. Акварели и фотографии / Сост. О. П. Ткачук, Л. М. Иванова, З. Г. Ливицкая и др. - Симферополь: Н.Орiанда, 2010. - 80 с.