УДК 378.14 : 57
Л.И. Булавинцева
КОНЦЕПЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
Становление гуманистической парадигмы в общественном сознании ведет к изменению подходов в организации различных видов деятельности. В науке и практической деятельности это проявляется в принятии ответственности за сохранение и развитие человечества и жизни на Земле. В образовании — в ориентации на развитие личности с качествами, важными для нее и общества.
Именно с гуманизацией образования связаны основные группы проблем в подготовке педагогических кадров в России. Различные аспекты изменения подготовки учителя в рассматриваемом направлении исследуются достаточно давно и глубоко (Е.В. Бондарев-ская, Л.М. Митина, Е.Л. Яковлева, Е.И. Рогов, Л.В. Сгонник, Ю.Г. Хлопков, Р.Х. Шайнарда-нов, Е.Н. Шиянов). Вместе с тем отмечается недостаточная разработанность содержания профессиональной подготовки и механизма проектирования личностно развивающего естественнонаучного образования (В.В. Краев-ский, Н.Г. Калиникова, Г.М. Анохина, Л.А. Про-яненкова). Очевидна злободневность исследований в области методики преподавания, цель которых состоит в переводе теоретических положений гуманизации образования в способы практических действий учителя-предметника.
Особая актуальность совершенствования методической подготовки студентов-биологов связана со значением биологии как науки и учебного предмета. Биология занимает промежуточное положение между естествознанием и общественными науками, вступая в резонанс с теми и другими, являясь проводником гуманистических устремлений в другие естественные науки. Занятия по биологии должны учить милосердию, ощущению себя частью природы. Они как нельзя лучше подходят для становления человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору.
В теории и методике обучения биологии (И.Д. Зверев, Г.С. Калинова, А.И. Никишов, В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Н.Д Андреева,
С.В. Алексеев, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Е.Д. Грибенюк, М.И. Лахтина, Т.В. Рябова, В.Б. Мазо, Н.В. Малиновская, В.Г. Смелова, Т.Н. Юсько и др.) накоплен значительный потенциал для совершенствования методической подготовки учителя к проектированию гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии. Однако более детальный анализ ситуации позволяет выявить противоречия:
• между разработанностью теоретических основ гуманистически ориентированного образования и отсутствием методологии конструирования эффективных способов их воплощения в практической деятельности учителя биологии;
• необходимостью погружения студента-биолога в квазипрофессиональную деятельность по достижению целей гуманистически ориентированного образования и недостаточностью разработки методологических основ организации этой деятельности;
• требованиями перехода к личностно ориентированной модели построения учебно-воспитательного процесса в школе и необходимостью сохранения достижений предметного преподавания биологии.
Перечисленные противоречия свидетельствуют о своевременности поиска эффективных способов воплощения в практике преподавания биологии теоретических положений гуманизации образования и создания адекватной системы методической подготовки будущего учителя.
Методическая подготовка рассматривается нами как важная составляющая профессиональной подготовки, в рамках которой студенты осваивают способы решения профессиональных задач в формате преподаваемого предмета. Анализ показывает, что в специальной литературе идет разведение понятий «профессиональное образование» и «профессиональная подготовка». Процесс еще не завершен. Это естественное состояние при модернизации образования, сопровождающейся быстрым внедрением в практику результатов научных исследований.
Профессиональное образование, технология обучения специалиста (бакалавра, магистра) раскрывается через предмет деятельности, рассматриваемый как совокупность знаний о некотором фрагменте объективной реальности, отраженном соответствующим научным предметом. Профессиональная подготовка, технологии обучения профессии определяются через цель профессиональной деятельности [1]. Целью профессиональной подготовки учителя является подготовка к решению профессиональных задач.
Методическая подготовка как овладение способами решения профессиональных задач в формате преподаваемого предмета предполагает моделирование деятельности учителя биологии, чтобы будущие учителя овладели опытом решения профессиональных задач. Она не сводится к совокупности знаний (и умений) о некотором фрагменте объективной реальности, выступающих лишь средствам решения профессиональных задач. Необходимо проектирование инновационной методической подготовки студентов-биологов к преподаванию биологии в новой школе.
Для решения проблемы прежде всего необходимо с опорой на теоретические основы гуманизации образования разработать концепцию, задающую требования к целям, содержанию и структуре гуманистически ориентированной методической подготовки студентов-биологов.
Теоретические основы определены в исследованиях, выполненных в рамках лич-ностно ориентированного (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), культурологического (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская) и компетентностного (О.В. Акулова, И.С. Батракова, В.И. Байден-ко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.) подходов, дополняющих друг друга. При построении концепции гуманистически ориентированной методической подготовки мы исходили из интеграции названных подходов на основе решения общей проблемы и использования общих принципов. Все подходы: нацелены на решение проблемы становления личности, готовой к гуманистически ориентированному выбору на основе создания условий для саморазвития.
Поскольку личность — это самоорганизующаяся система, мы пришли к заключению, что интеграция возможна на принципах педагогической синергетики (субъектности познающего сознания, дополнительности, открытости учебной и воспитательной информации) при соблюдении условий запуска механизмов саморазвития [3].
Проведенное исследование позволило определить общую стратегию совершенствования методической подготовки студентов-биологов в контексте гуманистической парадигмы и сформулировать концепцию инновационной методической подготовки. Концепция методической подготовки представляет собой теорию в слабой версии науки и включает в себя основание, ядро, логику и следствия.
Основание. В основу концепции положена идея о том, что конечной целью школьного гуманистически ориентированного биологического образования должно быть создание условий для обретения личностью мировоззрения на основе равноценного освоения компонентов содержания образования.
При определении цели исходили из сущности гуманизации образования. В многообразии характеристик гуманистически ориентированного образования ключевым выступает положение о создании условий для саморазвития личности, способной к свободному гуманистически ориентированному выбору. Многолетние исследования убедили нас в том, что создание названных условий на уроках биологии связано с организацией учителем освоения учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений на высоком технологическом уровне. Равноценное освоение компонентов содержания образования создает условия для формирования мировоззрения. К названному обобщению привело сравнение представлений о мировоззрении и представлений об основаниях, следствием которых является достижение цели гуманистически ориентированного образования:
• с позиций педагогической синергетики — это развитие личностных структур сознания;
• с позиций культурологического подхода — это содержание образования, представленное знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений;
• в соответствии с основными положениями педагогической технологии Н.Е. Щурковой — это формирование: знаний — на уровне истины, отношений — на уровне идеи, умений — на уровне жизненного опыта;
• в методике обучения биологии общую гуманистическую направленность образовательного процесса Б.Д. Комиссаров связывал с единством деятельности по получению, применению и оценке знаний.
Все вышеизложенные представления изоморфны пониманию мировоззрения. В философии мировоззрение определяется как феномен сознания, обусловливающий линию поведения людей. А. Швейцер считал, что жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования [2, с. 16]. Наиболее общим в понимании мировоззрения является преставление о нем как о механизме иерархии мотивов, возникающем и действующем на основе знаний о мире, умений взаимодействовать с миром и отношений к миру (Р.А. Арцишевский, Ш.П. Балавадзе, Г.Е. Залесский, Р.С. Карпинская, Ю.А. Самарин, М. Хайдеггер, К.Г. Шалина).
В XX веке различные аспекты проблемы формирования мировоззрения школьников достаточно широко освещались в психолого-педагогической литературе (Н.А. Менчинская, Т.К. Мухина, Р.М. Рогова, В.А. Сухомлинский, Т.С. Тамбовцева, Г.И. Щукина). Много внимания этому вопросу уделено в методике преподавания биологии (Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.Н. Максимова, А.Н. Мягкова, И.Н. Пономарева, Б.Е. Райков, С.В. Сума-тохин, К.П. Ягодовский). Чаще всего проблема рассматривалась с позиции направленного формирования.
В контексте гуманистической парадигмы меняется ракурс ее рассмотрения: точнее говорить не о формировании мировоззрения, а о создании условий для обретения мировоззрения самой личностью.
Условием, которое позволяет считать содействие формированию мировоззрения целью гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии, является проектирование учителем равноценного освоения компонентов содержания биологического образования. Принципиальная необходимость в проектировании
возникает тогда, когда должен быть осуществлен «шаг развития», переход системы образования из одного состояния в другое [5].
Деятельность по проектированию процесса обучения биологии, создающую условия для формирования мировоззрения, мы считаем фундаментальной в профессиональной деятельности учителя, или основной, т. е. порождающей систему следствий. В содержательном плане под фундаментальной профессиональной деятельностью (ФПД) предлагаем понимать основную в данной профессии деятельность, ведущую к достижению запланированных результатов посредством организации всех видов деятельности вокруг поставленной цели. Содержание понятия ФПД определялось на основе рассмотрения определения терминов, входящих в круг понятия «фундаментальная профессиональная деятельность» («фундаментальный», «профессия», «деятельность»), и характеристики близких понятий («профессиональная деятельность», «фундаментальный опыт профессиональной деятельности», «фундаментальная деятельность»), содержащихся в специальной литературе (Н.А. Дука, С.Я. Казанцев, В.А. Сластенин, Н.А. Читалин) и словарях.
Источником выделения ФПД в профессии учителя биологии послужило положение о том, что профессия — это деятельность, обладающая собственной целью и имеющая собственные продукты, нормы, средства, в конечном счете детерминированные социальной функцией и технологией той сферы общественного производства, которую данная деятельность обслуживает [1]. Поскольку основной функцией, делегированной обществом учителю, является социализация личности через освоение содержания образования, проектирование равноценного освоения компонентов содержания образования, создающее условия для формирования мировоззрения, можно считать фундаментальной деятельностью учителя биологии.
В идеале высшая школа должна выпускать специалистов, полностью подготовленных к профессиональной деятельности. Поэтому выделение ФПД в качестве единицы методической подготовки и овладение ею студентами может быть важным фактором в становлении компетентного специалиста.
Ядро. В данной концепции ядром являются концептуальные положения, касающиеся
целей, содержания и структуры методической подготовки.
Цель и критерий эффективности методической подготовки студента к преподаванию биологии в контексте гуманистической парадигмы — это становление профессиональной компетентности, ведущее проявление которой способность к проектированию образовательного процесса по биологии, создающего условия для формирования мировоззрения, адекватного современной культуре.
В целом методическая подготовка направлена на формирование у студентов действенных методических средств осуществления гуманистически ориентированного процесса обучения биологии. К таким средствам отнесены структурные компоненты взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие равноценное освоение компонентов содержания образования на основе:
• освоения знаний и умений в соответствии с этапами формирования понятий и умственных действий (знания и умения);
• учета наличия прямого и побочного продуктов познавательной деятельности и введений в исследования (опыт творческой деятельности);
• реализации принципов воспитания: ценности, амплификации, свободы выбора, «здесь и сейчас», субъектности (опыт эмоционально-ценностных отношений);
• реализации технологической карты воспитания и принципов научного познания (мировоззрение).
Способом приведения во взаимодействие методических средств и придания действенности методическому аппарату является метод проектирования. Результат методического проектирования — это описание отрезка процесса обучения (объект проектирования) с принципиальным обоснованием, моделью деятельности учащихся и планом деятельности учителя. Выделение объектов проектирования обусловлено необходимостью создания целостного образа гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии. Для названия объектов проектирования взят термин «методический объект», предложенный М.Г. Макарченко. В содержательном плане «методический объект» им рассматривается как средство реализации взаимосвязей между составляющими методической
подготовки и представляет собой полную или частичную методическую обработку компонента школьного математического образования [4].
Не меняя сущности, мы вводим понятие «личностно-ориентированный методический объект». Такими объектами являются «учебный элемент урока», «урок», «экскурсия», «тема», «элективный курс», спроектированные с учетом равноценного формирования компонентов содержания образования.
Характеристики личностно ориентированного методического объекта:
• личностно ориентированный методический объект — это средство интеграции действий, направленных на равноценное освоение компонентов содержания биологического образования;
• методический объект нельзя предъявить так, чтобы все его характеристики сразу же были выражены достаточно подробно, его нужно изучать постепенно;
• методический объект изучается, разрабатывается и реализуется в квазипрофессиональной деятельности. Это позволяет студенту осмыслить его со всевозможных позиций: позиции учителя (он создает конкретный объект на бумаге и в действии), позиции учащегося (он, изучающий теорию и методику обучения биологии, должен обосновать все детали разработанного объекта) и позиции ученика (он подвергается воздействию объектов, разработанных товарищами);
• осмысление приводит к формированию целостного образа личностно ориентированного методического объекта, регулирующего сознательную целенаправленную деятельность будущего учителя;
• наращивание личностных смыслов образов личностно ориентированных методических объектов осуществляется не одноактно, а посредством учебных циклов в условиях изменения масштаба восприятия методического объекта.
Методология решения задачи проектирования учебно-воспитательного процесса по биологии, опосредующего формирование мировоззрения, является системообразующим началом конструирования содержания.методической подготовки. Содержание разрабатывается с учетом инноваций в высшем образовании и современных представлений о сущности и закономерностях формирования всех компонентов содержания и целостного мировоззрения.
В системе многоуровневого высшего профессионального образования методическая подготовка реализуется как в педагогических вузах, так и в классических университетах. Вне зависимости от вуза, уровня подготовки студент должен быть готов к решению профессиональных задач, подчиненных цели гуманистически ориентированной школы. Поэтому необходимо выделение инварианта содержания для обеспечения гибкость методической подготовки в условиях вариативного образования.
Содержательным инвариантом является подбор профессиональных задач, направленных на решение проблемы равноценного освоения компонентов содержания образования и, как следствие, формирование мировоззрения; информация, необходимая для их решения; алгоритм решения задач. Процессуальным инвариантом — технология поэтапного формирования умения проектировать процесс равноценного освоения компонентов содержания образования по правилу: «от картинки действия—к инструкции для действия; от инструкции для действия — к реальному действию».
Структура методической подготовки представлена модулями, объединенными в дидактические циклы. Методическая подготовка предусматривает циклическое освоение мето-
дических объектов с постепенным расширением и углублением их восприятия, осмысления и применения. Учебный цикл включает: изучение изначального субъектного опыта студента, необходимого для проектирования; актуализацию необходимости изучения теории для проектирования методического объекта; этап пополнения субъектного опыта студента в процессе проектирования и реализации проекта.
Осмысление созданных студентами в квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности методических объектов обусловливает формирование готовности к осуществлению образовательного процесса по биологии в контексте гуманистической парадигмы.
Логику концепции составляют действия по построению системы методической подготовки, которые определены синергетическим подходом. Дидактические циклы строятся с соблюдением условий, необходимых для возникновения новых качеств личности с позиций педагогической синергетики (см. таблицу).
Следствия концепции — это модель гуманистически ориентированной методической подготовки как основа проектирования инновационной системы методической подготовки (см. рисунок).
Соответствие методической подготовки условиям, необходимым для возникновения новых качеств личности обучаемых
Условия Особенности методической подготовки
Старая система должна находиться в кризисном состоянии, т. е. переживать критический момент, когда ее прежние структуры не могут справляться с требованиями новой ситуации Имеющийся у студентов наличный объем информации недостаточен для решения профессиональных задач учителя в контексте новой парадигмы образования
Основной источник возникновения новых качеств заложен в самой системе, т. е. он внутренний. Однако для того чтобы запустить механизм самоорганизации, этот источник должен «подпитываться» извне Для достижения критического объема информации, необходимого для проектирования студентом новых способов деятельности, выделяются содержательный и процессуальный инварианты подготовки
Новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений, случайностей должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости Для обеспечения устойчивости деятельности по проектированию личностно ориентированного процесса обучения биологии предусмотрен самостоятельный перенос способов деятельности в новые ситуации
Гуманистическое взаимодействие возможно только тогда, когда оно выстраивается на основе ориентиров для совместного творчества, создающих внешнюю питательную среду для проявления внутренних источников саморазвития, а не только на основе привычных методов передачи знаний и формирования опыта поведения Весь процесс обучения строится на фоне реализации совместных творческих проектов по формированию ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях
Цель: содействие становлению профессиональной компетентности, ведущее проявление которой способность к проектированию образовательного процесса по биологии, создающего условия для формирования мировоззрения
1-й дидактический цикл
Содержание: методология проектирования равноценного освоения компонентов содержания образования
Содержательный инвариант
ФПД
Процессуальный инвариант
Инновационная технология с элементами поэтапной интериоризации, учитывающая неоднородность продукта познавательной деятельности
Результат 1: накопление критического объема информации
Информация, полученная как прямой продукт познавательной деятельности
Информация, полученная как побочный продукт познавательной деятельности
Информация, полученная на основе рефлексии
2-й дидактический цикл
Содержание: проектирование равноценного освоения компонентов содержания образования в новых ситуациях
Технология сопровождения самостоятельной работы студентов
Результат 2: формирование методологической культуры
^^ \ < ^^
Осознание, формулиро- Конструирование и Методическая
вание и творческое ре- проектирование учеб- рефлексия
шение педагогических но-воспитательного
задач процесса.
Результат: становление компетентности учителя, способного грамотно решать профессиональные задачи обновленной школы
Модель методической подготовки
Динамичное, поступательное становление учителя биологии, компетентно решающего задачи проектирования гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии, можно ожидать с высокой долей вероятности при применении специальной системы методической подготовки, адекватной теоретической модели. Реализуемая нами методическая подготовка
1. Боровикова, С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Кор-неева; ред. Г. С. Никифоров; Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.
2. Комиссаров, Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст] / Б.Д. Комиссаров. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
3. Кульневич, С.В. Педагогика самоорганизации:
представлена двумя дидактическими циклами. Первый включает курс теории и методики обучения биологии, спецкурс «Проектирование гибких образовательных технологий», полевую и педагогическую практики. Второй представлен спецкурсом «Современные технологии обучения» и педагогической практикой на 5-м курсе.
особенности перехода к постнеклассической теории воспитания [Текст] / С.В. Кульневич // Изв. Рос. акад. образ. — 1999. — № 3. — С. 41—48.
4. Макарченко, М.Г. Формирование образов методических объектов как элементов профессионального контекста будущего учителя математики [Текст] / М.Г. Макарченко // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — № 10 (64). — С. 135—144.
5. Школа: проектирование развития образовательной среды [Текст] / под ред. П.И. Третьякова. — М.: Перспектива, 2010. — 328 с.
УДК 378.578
С.В. Казакова
ИЗУЧЕНИЕ АУДИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Инновационные процессы, происходящие в отечественном образовании, определяют потребность подготовки педагога нового образца, который способен действовать в изменившейся обстановке. В период перевода российского образования на новые государственные стандарты высшая педагогическая школа должна усовершенствоваться в области подготовки специалистов.
В педагогических научных исследованиях последних лет все чаще акцентируется внимание на необходимости широкого применения компе-тентностного подхода в сфере общего, среднего специального и высшего (профессионального) образования (В.И. Бондаренко, А.Н. Вербинский, Л.К. Гейхман, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, А.В. Хуторская, С.Е. Шишов и др.). Учеными
выделяются следующие ключевые компетенции в структуре педагогической компетентности:
• когнитивная (профессионально-педагогическая),
• психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость),
• коммуникативная (культура общения и педагогический такт),
• риторическая (профессиональная культура речи),
• профессионально-техническая и профессионально-информационная,
• культурологическая (мировоззренческие установки, ценностные ориентации, нравственно-эстетические взгляды),
• мониторинговая культура.