УДК 378
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БИОЛОГОВ
Л.И. Булавинцева
В статье описаны показатели эффективности методической подготовки, способы их фиксации и учета в интегративном показателе Кк(коэффициент компетентности). Этот показатель представляет собой отношение балла реальной реализации компонентов содержания образования к максимально возможному баллу. Показаны пути понижения трудности реализации компонентов содержания образования. Раскрыта динамика изменения Ккна разных этапахэкспериментального обучения.
Ключевые слова: методическая подготовка, гуманизация, фундаментальная профессиональная деятельность, личностно-ориентированный методический объект, коэффициент компетентности.
В 2011/2012 учебном году началось поэтапное введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в российских школах [1].С их внедрением связан поиск путей реализации основного направления модернизации образования - гуманизации, перехода от предметно-центрированной к личностно-ориентированной модели образования.Переход на новые стандарты сопряжен с решением многих проблем, среди которых самая острая проблема - проблема изменения системы подготовки педагогических кадров. Существует мнение, что реализация личностно-ориентированной модели образования требует подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [2].
Одним из аспектов необходимого изменения в системе подготовки педагогических кадров является совершенствование методической подготовки будущего учителя. Методическая подготовка не сводится к совокупности знаний и умений о некотором фрагменте объективной реальности, зафиксированных в образовательных программах, и выступающих средствами решения профессиональных задач. Она предполагает разработку оригинальных программ, организующих становление учителя на основе погружения в деятельность по решению профессиональных задач новой гуманистически ориентированной школы. Особая актуальность совершенствования методической подготовки учителей биологии связана со значением биологии как науки и учебного предмета. Именно биологические науки пролагают путь к новой мировоззренческой парадигме. Нормы нравственного поведения должны распространяться не только на человека, но и на всю окружающую природу. Занятия по биологии должны учить милосердию, ощущению себя частью природы.
Наши многолетние исследования показали, что проектирование адаптивной среды на уроке биологии связано с проектированием равноценного освоения компонентов содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта, представленного знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Взаимодействия с названной средой создает условия для обретения учащимися мировоззрения, адекватного современной культуре [3].
Идея о том, что целью школьного биологического образования должно быть создание условий для обретения личностью мировоззрения положена в основу разработанной нами концепции гуманистически ориентированной методической подготовки учителя биологии. Деятельность по проектированию образовательного процесса, обеспечивающего присвоение социального опыта на основе равноценного усвоения компонентов содержания образования и создающего условия для обретения мировоззрения, считаем фундаментальной в профессиональной деятельности учителя биологии (ФПД).
На основе концепции нами создана инновационная система методической подготовки, нацеленная на овладении действенными методическими средствами гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии [4].Способом приведения во взаимодействие методических средств выступает метод проектирования. Результатом методического проектирования является описание отрезка образовательного процесса (методического объекта) с принципиальным обоснованием деятельности учащихся и планом деятельности учителя. Такими личностно-ориентированными методическими объектами являются учебный элемент урока, урок, экскурсия, тема, элективный курс, спроектированные с учетом равноценного освоения компонентов содержания образования. Создание и осмысление личностно-ориентированных методических объектовприводит к формированию готовности к осуществлению
ФПД.
Доказательством эффективности инновационной методической системы являются результаты, полученные в ходе многолетних экспериментальных исследований. В эксперименте участвовали студенты биологи Брянского государственного университета различных специальностей, разных форм обучения, обучающиеся по разным образовательным стандартам. В формирующем эксперименте (2004-2010 гг.) было задействовано 358 студентов и свыше 7000 учащихся 15 школ г. Брянска и области. Схема эксперимента строилась как факториальная. Проводился эксперимент в двукратной повторности, группы испытуемых работали в разное время. Применялась разновидность многофакторного анализа, названного И.И. Нурминским методом последовательного учета влияния факторов учебного процесса [5]. В качестве независимых переменных, влияющих на готовность студентов к реализации ФПД,были определены: количество решаемых профессиональных задач; форма контроля; условное обозначение реализации компонентов содержания образования.
О достижении цели методической подготовки судили по степени владения ФПД. Оценить владение студентом ФПД, значит оценить его способность к решению профессиональных задач в действии. Поэтому в оценивании использовались данные, получаемые на основе наблюдении за деятельностью студента при решении им профессиональных задач в модельных ситуациях квазипрофессиональной деятельности и профессиональной деятельности и полученные на основе анализа проектов личностно-ориентированных методических объектов.
В качестве единого интегрального показателя сформированности ФПД предложен коэффициент компетентности (Кк). Этот показатель представляет собой отношение балла реальной реализации компонентов содержания образования к максимально возможному баллу. Балл реализации компонентов содержания образования определяется как сумма балов реализации элементов проекта, показывающих формирование определенных компонентов содержания образования. Каждый элемент (показатель) имеет свое условное обозначение в конспекте занятия студента, таблице наблюдений и таблице оценивания проекта. Реализация элемента оценивается следующим образом:_
Балл Знак Характеристика реализации элемента
4 + полная правильная реализации
3 + - правильная, но не полная реализация
2 - + неточная реализация (неоднозначная реализация, неточное место)
1 - неправильная реализация
0 0 не реализован
В таблице наблюдений и таблице оценивания проекта первоначально ставятся знаки «+», «-», т.к. легко сразу оценить реализован элемент или нет, а лишь после определенного мысленного анализа или уточнения у студента определяется степень правильности реализации. Поэтому перевод оценки в числовую шкалу отношений производится позже. Полученные числовые данные подвергаются анализу с помощью методов математической статистики.
Кк является той зависимой переменой, по значениям которой можно судить о степени владения ФПД и в целом эффективности методической подготовки. На первом этапе экспериментального исследования выявлялась зависимость Кк от количества проектируемых методических объектов (уроков): установлено, что при коэффициенте Кк>0,7 деятельность обучаемого приобретает необходимую устойчивость и уровень компетентности можно считать достаточным для самостоятельного решения профессиональных задач. В частности, студенты справляются с проектированием уроков на достаточном уровне компетентности после 7-8 написанных конспектов. Как видно из анализа результатов, от первого к восьмому уроку растет не только значение Кк, но и уменьшается его дисперсия (рис.).
Рисунок - Изменение распределения коэффициента компетентности Кк .
Кроме того, анализ таблиц наблюдения и оценивания проектов выявил различия в степень трудности реализации различных элементов урока, являющихся показателем реализации определенных компонентов содержания образования. По степени трудности все элементы были распределены на четыре уровня в зависимости от процента реализации данного элемента к максимально возможному. К 1 -му уровню отнесены элементы, реализация которых соответствует 75...100%; ко 2-му уровню - 50...75%; к 3-му уровню - 25...50%; к 4-му уровню - 0...25% . Получилось следующее распределение по степени трудности элементов урока, показывающих реализацию компонентов содержания (табл.).
Таблица
Элементы (показатели), отражающие реализацию определенного компонента содержания Уровень усвоения
Знания, умения и навыки
Основы биологических знаний (факты, понятия, законы.) 1
Методические требования:
при изучении любого живого организма выявляют его приспособленность к условиям окружающей среды. 3
изучение строение любого органа проводят во взаимосвязи с выполняемой функцией 2
идея эволюции органического мира - основной стержень школьной биологии: путем сравнения постоянно показывают усложнение строения и функционирования организмов. 3
рассматривая организмы (биологические системы) по частям постоянно обращают внимание на то, что это целостные системы, где отдельные части связаны и влияют друг на друга 3
Методы:
словесные (описательный, объяснительный, повествовательный рассказ) 2
наглядные (демонстрационный эксперимент) 2
практические (эксперимент) 2
Средства
Дидактический материал организации самостоятельной деятельности в соответствии с определенными приемами умственной деятельности 3
Опыт творческой деятельности (опыт исследовательской деятельности)
Методы и методические приемы:
проблемное изложение или беседа 3
обучение исследованию в ходе эксперимента (демонстрационный, как самостоятельная работа или модельный) 4
анализ и интерпретация данных 3
проведение эксперимента и получение запланированных данных 3
планирование (проведение) эксперимента с использованием готовой гипотезы 3
выдвижение гипотезы, планирование (проведение) эксперимента 4
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Методические требования:
раскрытие роли биологических знаний в разных сферах деятельности людей 3
подчеркивание, что в природе нет ни полезных, ни вредных организмов 2
проведение мысли о необходимости и возможности сохранения биоразнообразия 2
Принципы воспитания:
ценности 2
амплификации 1
Мировоззрение
Принципы воспитания:
субъектности 2
здесь и сейчас 3
свободы выбора 4
Элементы«технологической карты воспитания»
знания на уровне истины 4
умения на уровне жизненного опыта 4
отношения на уровне идеи 4
Интерпретация данных позволила сделать обобщение:
- самым легкими для освоения являются элементы, соответствующие субъектному опыту, сформированному на основе предметно-центрированного преподавания, и адекватные жизненному опыту (основы биологических знаний, принцип амплификации);
- относительно легко усваивается материал абсолютно новый, но базирующийся на знаниях педагогики, психологии, биологии, адекватном жизненном опыте (принципы воспитания и методические требования 2-го уровня);
- сложнее реализуются элементы, не подкрепленные имеющимся субъектным опытом (описательный рассказ и другие виды рассказов);
- самыми трудными для реализации оказались элементы, предполагающих наличие определенного профессионального опыта, фундаментальных знаний общебиологических закономерностей (элементы «технологической карты воспитания»), а также элементы, являющиеся показателями формирования опыта творческой деятельности.
На втором этапе эксперимента выявлялось влияние использования условных обозначений показателей проектирования компонентов содержания в конспекте урока. При применении условных знаков к восьмому уроку деятельность обучаемого приобретает необходимую устойчивость и уровень компетентности можно считать достаточным для самостоятельного решения профессиональных задач. В том случае, когда условные знаки не используются, Кк растет, ноне достигает значений Кк>0,7. Дисперсия фактически не уменьшается, ФПД не приобретает необходимую устойчивость. Общий вывод по результатам второго этапа эксперимента: введение условных обозначений является необходимым условием эффективного формирования ФПД в процессе методической подготовки.
На третьем этапе эксперимента исследовалось влияние характера контроля на Кк. Контроль проводился после каждого занятия или 1 раз в месяц, после освоения каждого модуля программы. Анализ результатов показал, что независимо от вида контроля к восьмому уроку все студенты выходят на одинаковые показатели. Но в случае контроля после модуля (т.е. после проектирования четырех уроков) значения Кк ниже, чем при контролепосле каждого занятия. Однако в результате корректировки на индивидуальных занятиях уже к шестому уроку значения Кк в обеих группах примерно равны. По затратам времени преподавателя второй вариант контроля более трудоемок, но не растянут во времени. Можно заключить, что характер оперативной связи может выбирать преподаватель или студенты в зависимости от индивидуальных особенностей или предпочтения группы.
Кроме того на 2 и 3 этапе эксперимента проводилась работа по поиску возможных путей понижения трудности наиболее сложных для реализации элементов урока. Было определено, что:
Во-первых, трудность реализации элементов носит дискретный характер. Вовлекаемый в учебную деятельность материал начинает усваиваться тогда, когда элемент находит превышающее некоторое пороговое значение применение в учебной деятельности.
Во-вторых, способ понижения трудности зависит как от уровня трудности реализуемого элемента, так и от субъектного опыта студента. Так, на трудность усвоения элемента содержания оказывает первоначальный сценарий знакомства с ним. Трудность освоения элементов 2-го и 3-го уровня сложности снижается, если студенты знакомятся с элементом в процессе просмотра фрагмента урока и краткого и четкого анализа примера. Для понижения трудности освоения элементов 4-го уровня сложности необходима совместная деятельность преподавателя и студента по составлению схемы ориентировочной основы деятельности по проектированию освоения соответствующего компонента содержания. Трудность повышается, если элемент вводится в процессе длительных, логически сложных рассуждений.
В целом, педагогический эксперимент показал, что достижение высоких и стабильных результатов в процессе методической подготовки возможно при соблюдении следующих условий:
- студенты должны выполнить не менее 8 экспериментальных проектов методических объектов с опорой на схему ориентировочной основы деятельности с обязательным обозначением в конспекте всех компонентов содержания образования;
- с целью корректировки субъектного опыта необходим пооперационный контроль до достижения студентом уровня компетентности соответствующего значению коэффициента Кк> 0,7;
- для обеспечения устойчивости деятельности в новой ситуации, в ходе педагогической практики необходимо руководство преподавателем, владеющим личностно-ориентированными технологиями.
- процесс обучения должен строиться как гуманистическое взаимодействие на основе ориентиров для совместного творчества.
Анализ результатов позволяют утверждать, что готовность к проектированию гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии является закономерным следствием инновационной системы методической подготовки. Выделенные показатели, способы их фиксации и учета в интегративном показателе (Кк) эффективности гуманистически ориентированной методической подготовки могут применяться в педагогическом мониторинге.
This article describes the performance indicators of methodical preparation, methods of fixation and accounting of integrated indicator Cc (coefficient of competence). This indicator is the ratio of real points of components implementing educational content to the maximum possible score. The ways of lowering the challenges in implementing the components of the curriculum. Reveals the dynamics of Cc at different stages of experimental training.
The key words: professional training, humanization, fundamental professional activity, personally-oriented methodological object, expertise coefficient.
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644).
2. Школа: проектирование развития образовательной среды / Под ред. П.И. Третьякова.М.: Перспектива, 2010328 с.
3. Булавинцева Л.И. Проектирование гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии // Биология в школе.2011.№8.С. 3645.
4. Булавинцева Л.И. Методическая подготовка учителя биологии. Основы, концепция, система гуманистически ориентированной методической подготовки. Saarbrücken, Germany: LAMBERTAcademicPublishing, 2011.125 с.
5. Нурминский И.И. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся / И.И. Нурминский, Н.К. ГладышеваМ.: Педагогика, 1991.224 с.
Об авторе
Булавинцева Л.И.- кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского