УДК 378.14:57
Л.И. Булавинцева
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ
Совершенствование методической подготовки будущего учителя — один из аспектов изменения подготовки педагогических кадров, самой острой проблемы модернизации образования [11]. Важнейшей доминантой модернизации является гуманизация образования, которая базируется на положении о необходимости создания условий для саморазвития личности, способной к гуманистически ориентированному выбору. Это требует осуществления «шага развития»: перехода системы образования из одного состояния (пред-метноцентрированная модель образования) в другое (личностно ориентированная модель образования). Существует мнение, что таким «шагом развития» в современном образовании может быть система подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика [14]. В формате преподаваемого предмета можно говорить о предметной адаптивной среде. Именно она является важным условием саморазвития личности.
Многолетние исследования, проведенные нами на базе Брянского государственного университета и школ города Брянска, показали, что создание названных условий на уроках биологии связано с организацией учителем освоения учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений на высоком технологическом уровне. Равноценное освоение компонентов содержания образования создает условия для формирования мировоззрения, феномена сознания, обусловливающего поведение личности [5, 8]. Последнее заключение позволило нам сделать вывод, что методическая подготовка будущего учителя биологии должна быть направлена на подготовку к проектированию образовательного процесса, создающего условия для формирования мировоззрения. Поиск способов совершенствования методической подготовки велся на основе анализа современного со-
стояния практики методической подготовки с учетом научных достижений в области профессиональной подготовки учителя.
В России завершается переход к многоуровневой системе высшего профессионального образования. Методическая подготовка учителя биологии осуществляется как в педагогических вузах, так и в классических университетах. Анализ ситуации, связанной с переходом к многоуровневой системе образования, позволил выявить противоречивые тенденции, сопровождающие модернизацию методической подготовки учителя биологии.
Позитивные тенденции:
♦ смещение акцента на формирование системообразующих личностных качеств, основой формирования которых является деятельность студентов, адекватная деятельности учителя;
♦ постепенный переход к изучению теории и методики обучения биологии как технологии решения учителем профессиональных задач;
♦ расширение спектра применяемых технологий обучения (информационно-коммуникационные, проектные, контекстные) и контроля (тестирование, рейтинг, портфолио).
Негативные тенденции:
♦ при всех достоинствах вариантности образования студенты часто приступают к методической подготовке, не имея достаточных знаний по биологии. Биология изучается либо в составе интегрированного модуля, либо некоторые дисциплины изучаются после изучения курса теории и методики обучения биологии;
♦ основная дисциплина «Теория и методика обучения биологии» «обрастает» курсами по выбору, в которых реализуются предложения по совершенствованию методической подготовки, в то время как освоение нового необходимо всем студентам;
♦ не всегда различия в требованиях к методической подготовке бакалавра и магистра
достаточно обоснованы. Например, это касается обучения организации исследовательской деятельности учащихся;
♦ несмотря на то что и при изучении педагогики, психологии и методики биологии даются научные основы личностно ориентированного образования, молодой учитель воспроизводит опыт предметного преподавания биологии. Это свидетельствует о том, что в процессе методической подготовки не складывается целостный образ гуманистически ориентированного образовательного процесса по биологии.
Проанализировав выявленные тенденции, предполагаем, что:
1. Наиболее очевидными причинами противоречия являются: отсутствие единой инструментальной цели, подчиняющей себе многообразие профессиональных задач; слабая разработанность методических средств осуществления личностно ориентированного образования; недостаточное развитие проектировочных умений у будущих учителей.
2. Необходима корректировка субъектного опыта студентов (полученного на основе модели предметноцентрированного образования) в ходе инновационной гуманистически ориентированной методической подготовки.
Учет научных достижений в области профессиональной подготовки [1—4, 9, 12, 13, 15] позволил разработать концепцию, спроектировать модель и адекватную систему инновационной гуманистически ориентированной методической подготовки студентов-биологов [7].
Цель и критерий эффективности инновационной методической подготовки студента к преподаванию биологии — становление профессиональной компетентности. Ведущее проявление ее — способность к проектированию образовательного процесса, создающего условия для формирования мировоззрения на основе равноценного освоения компонентов содержания образования.
Методическая подготовка направлена на формирование у студентов действенных методических средств осуществления гуманистически ориентированного образовательного процесса. К таким средствам относятся структурные компоненты взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие равноценное освое-
ние компонентов содержания образования на основе: освоения знаний и умений в соответствии с этапами формирования понятий и умственных действий; учета наличия прямого и побочного продуктов познавательной деятельности и введений в исследования (опыт творческой деятельности); реализации принципов воспитания: ценности, амплификации, свободы выбора, «здесь и сейчас», субъектности (опыт эмоционально-ценностных отношений); реализации технологической карты воспитания и принципов научного познания (мировоззрение).
Приведение во взаимодействие методических средств и придание действенности методическому аппарату производятся путем проектирования отрезка процесса обучения с обоснованием и описанием деятельности учащихся и учителя по освоению всех компонентов содержания образования.
Для обозначения отрезка процесса обучения как объекта проектирования используется термин «методический объект», предложенный М.Г. Макарченко. В содержательном плане методический объект рассматривается им как средство реализации взаимосвязей между составляющими методической подготовки [10].
Мы конкретизировали содержание понятия «методический объект» в соответствии с целью методической подготовки и ввели понятие «личностно ориентированный методический объект». Такими объектами являются «учебный элемент урока», «урок», «экскурсия», «тема», «элективный курс», спроектированные с учетом равноценного формирования компонентов содержания образования.
Характеристики личностно ориентированного методического объекта:
♦ является средством интеграции действий, направленных на равноценное освоение компонентов содержания биологического образования;
♦ объект нельзя предъявить так, чтобы все его характеристики сразуже были выражены достаточно подробно, требует постепенного изучения;
♦ изучается, разрабатывается и реализуется в квазипрофессиональной деятельности, что позволяет студенту осмыслить его со всевозможных позиций: позиции учителя, позиции учащегося и позиции ученика;
♦ осмысление приводит к формированию целостного образа личностно ориентированного методического объекта, регулирующего
сознательную целенаправленную деятельность будущего учителя;
♦ наращивание личностных смыслов образов личностно ориентированных методических объектов осуществляется не одноактно, а посредством учебных циклов в условиях изменения масштаба восприятия методического объекта. Учебный цикл включает: изучение изначального субъектного опыта студента, требующегося для проектирования; актуализацию необходимости изучения теории для проектирования методического объекта; этап пополнения субъектного опыта студента в процессе проектирования и реализации проекта.
Изменение масштаба восприятия личност-но ориентированного методического объекта проектируется преподавателем в процессе методической подготовки. Например, постепенно расширяется и углубляется деятельность по проектированию студентами освоения компонентов содержания образования в ходе лабораторных работ (учебный элемент урока). Проектирование деятельности по освоению знаний и специальных учебных умений по биологии освещено в учебной и методической литературе, достаточно представлено в субъектном опыте студентов, этому не уделяется специальное внимание. Особое внимание обращается на проектирование будущим учителем деятельности, направленной на освоение учащимися приемов умственной деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
Следует отметить, что образец изучаемого личностно ориентированного методического объекта с его научным обоснованием дается преподавателем до начала изучения объекта студентами.
Ниже приводятся примеры проектирования лабораторных работ, иллюстрирующие расширение восприятия личностно ориентированных методических объектов. Вначале дается описание управления проектированием (фрагмент учебного пособия) [6], затем с помощью таблиц «Характеристика управления проектированием» (табл. 1, 3, 4) показана организация накопления студентами опыта проектирования. На основе сравнения данных таблиц (по характеру задания, степени самостоятельности студентов, организации пополнения теоретических знаний и назначению анализа выпол-
нения задания) можно судить о накоплении субъектного опыта и наращивании личностных смыслов образов личностно ориентированных методических объектов.
Личностно ориентированный методический объект № 1
Задание. Подготовить проведение лабораторных работ: № 1. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» (работа по команде учителя); № 2. «Изучение стержневых и мочковатых корневых систем» (иллюстративная работа); № 3 «Изучение строения луковицы» (исследовательская работа).
Условия выполнения:
♦ Определяя цель и содержание работы, ориентироваться на четыре компонента содержания образования: формируемые (развиваемые) знания и специальные умения в виде познавательных задач сообщаются учащимся; формирование определенных сторон творческих способностей и опыта эмоционально-ценностных отношений учитель планирует, но не сообщает учащимся.
♦ Итогом работы должна быть реализация поставленных перед учащимися задач (оформление в виде выводов).
♦ Для проведения лабораторных работ № 2 и 3 разработать инструктивные карточки в соответствии с характером работы и методическим принципом «синтез — анализ — синтез».
♦ Предусмотреть развитие определенных сторон творческих способностей (исследовательских умений), исходя из динамики развития исследовательских умений, особенностей содержания и вида лабораторной работы.
♦ При проведении работ предусмотреть реализацию принципов воспитания:
а) принципа субъективности (опробовать методику «высказывание своего мнения» и методику «договора»);
б) принципа ценности («распредметить» оборудование, показать его социальную значимость и личностный смысл как инструмента познания и результата труда ряда поколений);
в) принципа «здесь и сейчас» (реализовать методики «здесь и сейчас исправь то, что тебе не нравится», «здесь и сейчас поторопись сделать то, что нужно было бы сделать»);
г) принципа амплификации (при проведении первой работы создать ситуацию удивления микромиром);
д) принципа свободы выбора (при проведении работ № 2 и 3 создать ситуации выбора).
Алгоритм действия:
1. По учебной и методической литературе познакомьтесь с содержанием лабораторной работы и методикой ее проведения.
2. Продумайте содержание каждого этапа работы так, чтобы в ходе работы были реализованы все четыре компонента содержания образования с учетом возрастных особенностей учащихся.
3. Оформите конспект лабораторной работы в соответствии с общепринятой структурой лабораторных работ.
Форма записи. Конспект оформляется от первого лица, с использованием выражений устной речи. С помощью условных обо-
значений показывается реализация компонентов содержания образования.
Схема анализа лабораторной работы:
1. Общее впечатление от работы.
2. Соответствует ли структура проведенной работы требованиям, предъявляемым к структуре лабораторных работ, все ли этапы четко выделены. Для грамотного анализа до проведения работы составьте «немую» схему структуры лабораторной работы, которую будете заполнять при анализе.
3. Дайте оценку каждому этапу, обращая внимание на соответствие требований к каждому этапу возрастным особенностям учащихся и т. д. Особое внимание обратите на то, выполнена ли заявленная цель работы (соотнесите цель и выводы).
4. Отметьте, какие стороны творческих способностей развивает лабораторная работа, формируются ли эмоционально-ценностные отношения, какие принципы воспитания и как реализуются.
Таблица 1
Характеристика управления проектированием личностно ориентированным методическим объектом № 1
Компонент содержания Управление проектированием
Интеллектуальные умения 1. Задание предполагает проектирование деятельности в соответствии с правилом «синтез—анализ—синтез». 2. Студенты располагают образцом выполнения задания. 3. Предварительное изучение теории вопроса не предусматривается. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью выявления субъективного опыта и осознания необходимости пополнения теоретических знаний и корректировки опыта
Опыт творческой деятельности 1. Задание предполагает проектирование освоения элементов исследовательской деятельности. 2. Студенты не располагают образцом выполнения задания. 3. Имеется указание на необходимость использования определенной информации в случае затруднения при выполнении задания. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью выявления субъективного опыта и осознания необходимости пополнения теоретических знаний и корректировки опыта
Опыт эмоционально-ценностных отношений 1. Задание содержит прямое указание на использование определенных методических средств (принципов воспитания) и направление использования. 2. Студенты располагают схемой ООД предыдущего занятия. 3. Теория вопроса изучалась на предыдущих занятиях. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью выявления субъективного опыта и его корректировки
Личностно ориентированный методический объект № 2
Задание. Подготовить проведение лабораторной работы, при проведении реализовать технологическую карту воспитания и принципы воспитания. При разработке работы учесть условия ее проведения.
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови лягушки и человека» (работа на основе применения приемов сравнения, обобщения и установления причинно-следственных связей).
Знания, необходимые для проведения лабораторной работы: содержание темы «Кровь. Кровообращение»; рекомендации к проведению работы по учебной, методической литературе и методические рекомендации к данному занятию; структура лабораторной работы и
условия эффективности проведения работы; эмоционально-ценностные отношения и творческие способности; характеристика учебной деятельности, нацеленной на формирование определенных приемов умственной деятельности.
Условие I. Лабораторная работа проводится в трех вариантах: как иллюстративная, частично поисковая и исследовательская. В каждом варианте должна присутствовать в неявной форме (вопросы вводной и обобщающей бесед, содержание таблицы при оформлении результатов и т. д.) логическая схема, отражающая систему причинно-следственных связей (см. рисунок):
а) Иллюстративная работа (образец инструктивной карточки)
1. Изучите статью «Эритроциты» (§...).
Дает возмож-
ность уменьше-
ния размеров
Отсутствие ь эритроцитов
ядра р и увелечения
относительной
поверхности
каждого эритро-
цита
Л
>
Размеры, количество, форма эритроцитов Увеличение общей поверхности всех эритроцитов в 1 мл крови
У
Большая
поверхность Кровь
эритроцитов человека
в 1 мл крови (единица
позволяет объема) в
связывать единицу
большее времени
количество переносит
кислорода кислорода
в единицу больше,
времени чем кровь
единицей лягушки
объема
Зависимость количества переносимого кровью кислорода от особенностей строения и количества эритроцитов
2. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека и найдите доказательства того, что кровь человека (единица объема) в единицу времени переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и содержания гемоглобина):
♦ заполните таблицу (табл. 2);
♦ сравните эритроциты лягушки и человека;
♦ по каким признакам можно судить об увеличении поверхности одиночных эритроцитов, а по каким — об увеличении содержания гемоглобина в единице объема крови?
Таблица 2
Сравнительная характеристика эритроцитов лягушки и человека
Признаки для сравнения Эритроциты
лягушки человека
Малое увеличение
Рисунок эритроцитов в поле зрения микроскопа
Размеры (относительные)
Количество (относительное)
Большое увеличение
Рисунок одного эритроцита
Форма
Наличие ядра
Окраска
3. Запишите вывод: кровь человека (единица объема) в единицу времени переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие...; 2) увеличивается содержание гемоглобина в единице объема крови вследствие.
б) Частично поисковая работа (образец инструктивной карточки)
1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, заполните таблицу (см. табл. 2).
2. Сравните эритроциты лягушки и человека. Обратите внимание на таблицу, в ней группы признаков отделены чертой не случайно.
3. Проинтерпретируйте две группы фактов и ответьте на вопрос: чья кровь (единица объема) в единицу времени переносит больше кислорода и почему?
в) Исследовательская работа (образец инструктивной карточки)
Вы исследуете микроскопическое строение крови лягушки и человека. Вам необходимо отыскать и проинтерпретировать факты, доказывающие, что чья-то кровь (единица объема) переносит в единицу времени больше кислорода. За основу можете взять рабочую гипотезу: перенос кислорода будет зависеть от. значит, необходимо найти доказательства наличия этих причин.
Условие II. Реализуется ТКВ: факт (строение эритроцитов) ^ явление (взаимосвязь
строения в связи с выполняемой функцией) ^ закономерность (общее направление эволюции: повышение специализации в строении клеток).
Алгоритм действия:
1. Изучить содержание темы «Кровь. Кровообращение» и определить урок, на котором целесообразно проведение данной работы.
2. Познакомившись с методическими рекомендациями к проведению данной работы, определить место лабораторной работы на уроке с учетом ее характера.
3. Составить план-конспект лабораторной работы в соответствии с общепринятой структурой лабораторных работ; особое внимание обратить на соответствие поставленных перед учащимися задач и вывода.
4. Предусмотреть реализацию принципов и ТКВ; предусмотреть вопросы (предполагающие сравнение и интерпретацию фактов), приводящие к обобщению на основе анализа и установления причинно-следственных связей.
Форма отчетности. План-конспект лабораторной работы с указанием с помощью условных обозначений реализации ТКВ, принципов воспитания; логической структуры, соответствующей определенным приемам умственной деятельности; действий по развитию исследовательской культуры учащихся.
Таблица 3
Характеристика управления проектированием личностно ориентированным методическим объектом № 2
Компонент содержания Управление проектированием
Интеллектуальные умения 1. Задание требует проектирования деятельности в соответствии с определенным приемом умственной деятельности. 2. Студенты располагают схемой ООД. 3. Предусматривается целенаправленное изучение теории вопроса к занятию. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Опыт творческой деятельности 1. Задание требует проектирования освоения определенных элементов исследовательской деятельности: анализ данных и содержательное введение представления о гипотезе. 2. Студенты располагают схемой ООД. 3. Предусматривается целенаправленное изучение теории вопроса к занятию. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Опыт эмоционально-ценностных отношений 1. Задание содержит указание на расширение использования методических средств (принципы и ТКВ). 2. Студенты располагают схемой ООД. 3. Теория вопроса изучалась на предыдущих занятиях. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Личностно ориентированный методический объект № 3
Задание. Подготовить проведение лабораторной работы «Действие ферментов слюны на крахмал». При проведении работы реализовать возможные принципы воспитания. При разработке работы учесть алгоритм действия, зафиксированный в схеме ООД занятия № 1 [6], и условия проведения работы.
Условия. В ходе проектирования и проведения работы необходимо ввести понятие «гипотеза» и показать значение гипотезы в планировании эксперимента: «Эксперимент определялся как ситуация, спланированная так, чтобы дать специфические, желательные данные. В планировании эксперимента важна роль гипотезы. Чаще всего гипотеза связана с использованием логической конструкции "если... то...". В такой логической цепочке гипотеза представляется важным шагом к доказательству "если". "Если А, то В". Мы ищем В. Если оно обнаружено, наша гипотеза не опровергается. Если мы не смогли найти В, появляется сомнение в правильности гипотезы. Если мы доказали, что В не существует, мы опровергли гипотезу А. Наука включает два процесса: открытия и доказательства. Последняя задача
связана с получением данных, если мы знаем, что именно нам нужно. Такая задача лучше всего решается запланированным экспериментом с четким контролем».
Цель эксперимента, которую следует поставить перед учащимися: доказать, что ферменты слюны расщепляют крахмал, и выявить влияние температуры на скорость реакции. Вопросами беседы необходимо подвести учащихся к беспробирочному варианту проведения опыта. Для планирования эксперимента использовать логическую конструкцию «если. то.» и обязательно предусмотреть контроль.
Например: «Если ферменты слюны расщепляют крахмал, то после действия слюны на крахмал мы не обнаружим крахмал с помощью качественной реакции. Если после обработки слюной накрахмаленной салфетки поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Как доказать, что именно слюна расщепляет крахмал? Для проведения эксперимента нам необходимо взять две накрахмаленные салфетки и на одну из них нанести рисунок слюной, а на другую — водой. Если предположение верно, то на салфетке, обработанной слюной, проявится белый рисунок на синем фоне».
Аналогичным образом спланируйте эксперимент с выявлением действия температуры на скорость реакции расщепления. Особенно следует подчеркнуть, что для чистоты эксперимента все остальные факторы должны быть одинаковы (время действия слюны и т. д.). Продумайте, как можно это обеспечить при организации работы.
Форма отчетности. План-конспект лабораторной работы с указанием (с помощью условных обозначений) реализации принципов воспитания; логической структуры, соответствующей определенным приемам умственной деятельности; действий по развитию исследовательской культуры учащихся.
Таблица 4
Характеристика управления проектированием личностно ориентированным методическим объектом № 3
Компонент содержания Управление проектированием
Интеллектуальные умения 1. Задание предполагает проектирование деятельности в соответствии с приемами умственной деятельности. 2. Студенты при необходимости обращаются к схеме ООД. 3. Теория вопроса изучалась на предыдущих занятиях. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Опыт творческой деятельности 1. Задание требует проектирования освоения определенных элементов исследовательской деятельности: анализ данных, введение понятия «гипотеза», планирование эксперимента с контролем. 2. Студенты располагают схемой ООД. 3. Теория вопроса изучалась на предыдущих занятиях. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Опыт эмоционально-ценностных отношений 1. Задание содержит указание на использование методических средств. 2. При необходимости студенты обращаются к схеме ООД. 3. Предварительное изучение теории вопроса. 4. Анализ выполнения задания осуществляется с целью корректировки опыта
Аналогичным образом проектируется расширение восприятия и других личностно ориентированных методических объектов.
Многолетние исследования свидетельствуют, что формирование образа личностно ориентированного методического объекта в процессе методической подготовки будущего учителя биологии является важным условием подготовки учителя к реализации личностно ориентированной модели обучения. У студентов формируется опыт проектирования личностного содержания как модели образовательного события или создавшейся ситуации. Например, при проведении лабораторной работы «Приготовление препарата кожицы чешуи лука», используя принцип субъектности, студенты создают жизненную ситуацию ува-
жения к окружающим: «Лабораторная работа очень сложная и важная. Если вы выполните действие раньше других, то следует терпеливо ждать, пока это сделают твои товарищи, и не отвлекать учителя». Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал» полностью проводится путем погружения в ситуацию научного поиска.
Постепенно в ходе методической подготовки меняется не только масштаб восприятия личностно ориентированного методического объекта, но и масштаб создаваемых ситуаций. Изучение курса теории и методики обучения биологии начинается с проведения экскурсии «Созерцание природы» в рощу Соловьи, прилегающую к нашему университету, с целью создания эмоциональной ситуации переживания.
Методика экскурсии предполагает, что каждый студент в течение определенного времени остается наедине с природой. Затем, создавая творческий проект по формированию ценностного отношения к природе, студенты учатся выражению чувств у мастеров художественного слова. В завершение изучения курса они учатся организовывать дело как практическое воплощение реального отношения к ценности. На полевой практике очищают рощу Соловьи, создают ландшафтные проекты по благоустройству территории.
Таким образом, инновационная методическая подготовка, предусматривающая циклическое освоение личностно ориентированных методических объектов, приводящее к осмыслению созданных студентами методических объектов, обусловливает формирование готовности к осуществлению образовательного процесса по биологии в контексте гуманистической парадигмы.
Оценить готовность позволяет учет реализации компонентов содержания образования в проектируемом методическом объекте. Для определения эффективности методической подготовки введены коэффициенты Кк (коэффициент компетентности студента) и Ккср (средний коэффициент компетентности в выборке). Кк представляет собой отношение балла реальной реализации компонентов содержания образования к максимально возможному
баллу. Балл реализации компонентов содержания образования определяется как сумма балов реализации элементов урока, влияющих на формирование определенных компонентов содержания образования. Каждый элемент имеет свое условное обозначение в конспекте проектируемого объекта, таблице наблюдений и таблице оценивания.
В ходе экспериментального исследования было установлено, что при коэффициенте Кк >0,7 деятельность обучаемого приобретает необходимую устойчивость. Кроме того, исследовалось влияние ряда факторов на достижение названных значений Кк: количества проектируемых объектов, периодичности контроля и введения условных обозначений компонентов содержания образования. В частности, студенты справляются с проектированием соответствующих уроков на достаточном уровне компетентности примерно после семи-восьми написанных конспектов. Контроль наиболее эффективен, если первые четыре проекта проверяются каждое занятие, а затем достаточно проверки один раз в месяц (в конце модуля). Введение условных обозначений является обязательным условием эффективности деятельности по проектированию и проведению уроков, на которых целенаправленно создаются условия для формирования мировоззрения на основе равноценного освоения компонентов содержания образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования [Текст]/О.А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. - 139 с.
2. Болотов, В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен [Текст]: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук /В.А. Болотов. — СПб., 2001. — 47 с.
3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания [Текст]: учеб. пособие/ Е.В. Бондаревская, С.В. Куль-невич. — М.; Ростов н/Д, 1999. — 560 с.
4. Бордовский, Г.А. Интегративные подходы к построению современного многоуровневого естестве-но-научного педагогического образования [Текст]/ Г.А. Бордовский// Непрерывное пед. образов. —
Вып. XVI. — Теорет. основы многоуровневого естественно-научного пед. образов.: кол. монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. — 240 с.
5. Булавинцева, Л.И. Реализация компонентов содержания образования на уроке биологии [Текст]/ Л.И. Булавинцева// Биология в шк. — 2007.— № 7. — С. 20—29.
6. Она же. Руководство к практическим занятиям по технологии и методике обучения биологии [Текст]: учеб. пособие. — Ч. 1. Руководство к практическим занятиям / Л.И. Булавинцева, Л.Н. Анищенко, Д.Н. Зайцев. — Брянск: РИО БГУ, 2008. — 112 с.
7. Она же. Методологические основы профессиональной подготовки учителя биологии [Текст]/ Л.И. Булавинцева. — Там же, 2009. — 250 с.
8. Булавинцева, Л.И. Формирование мировоззрения учащихся при обучении биологии [Текст]/ Л.И. Булавинцева // Биология в шк. — 2010. — № 5. - С. 47-55.
9. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: кол. монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой и А.П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 392 с.
10. Макарченко, М.Г. Формирование образов методических объектов как элементов профессионального контекста будущего учителя математики [Текст]/ М.Г. Макарченко// Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. — 2008. — № 10 (64). — С. 135—144.
11. Кузнецов, А.А. О стандарте второго поколения [Текст]/ А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков // Биология в шк. — 2009. — № 2. — С. 3—7.
12. Сгонник, Л.В. Профессионально-личностное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук/ Л.В. Сгонник. — М., 2004.
13. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластени-на.— М.: Академия, 2004. — 576 с.
14. Школа: проектирование развития образовательной среды [Текст]/ под ред. П.И. Третьякова.— М.: Перспектива, 2010. — 328 с.
15. Яблокова, Л.В. Концептуальное осмысление содержания профессионально-педагогической подготовки учителя: необходимость обновления [Текст]/ Л.В. Яблокова// Преподаватель. — 2000. — № 4. — С. 19—22.
УДК 81'42
Н.П. Ивинских, С.Л. Мишланова ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ
В современном информационном обществе ввиду усложнения системы знаний язык все более приобретает черты абстрактности. Новое знание требует вербализации в адекватной форме. Сегодня педагогика занимается вопросами получения знаний, их переработкой и передачей, а главная особенность обучения — это глобальный процесс перехода от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельному подходу к действительности. Проявление этого процесса включает отказ от жестких авторитарных схем, ориентацию на всестороннее развитие, усиление деятельностного компонента в образовании, его практической направленности, стремление к свободе, самостоятельности и творчеству как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Метафора, будучи универсальным механизмом познания и осмысления мира, играет важную роль в процессах концептуализации и категоризации мира.
Современная лингвистика предполагает изучение языка во взаимосвязи с человеком, его сознанием, мышлением и деятельностью. В русле антропоцентрического направления
лингвистики и когнитивно-дискурсивного подхода может быть поставлена задача изучения концептуальной метафоры в речемыслитель-ной деятельности человека. Поскольку в процессах познания сложные, непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми, конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами, тем самым помогая понять некую абстрактную категорию, изучение мета-форизации и дидактических свойств метафоры актуально.
Возможности метафоры, такие как креативность и ее когнитивный потенциал, широко применяются в различных типах дискурса (политическом, медицинском, юридическом, философском и др.). Под дискурсом мы понимаем вербально опосредованную деятельность в специальной сфере [4]. Данная работа посвящена изучению дидактических свойств метафоры в методическом дискурсе (на материале английского языка). Особенностью методического дискурса является то, что его участники (учитель и ученик) обладают разным объемом