строительной организации) и уже непосредственно внедряется в строительной организации.
Установлено, что второй вид внедрения нового инновационного продукта является наиболее характерным для строительных организаций, работающих в данное время. Во всех случаях внедрение любого инновационного продукта в строительной организации следует рассматривать как разработку и реализацию какого-то проекта, так как проектное управление по своей сущности является универсальным. Инновационный проект может реализоваться в строительной организации как самостоятельный элемент системы управления, но может быть вписан в какую-то общую систему управления.
Положительный результат реализации инноваций в строительной организации, прежде всего, зависит от следующих факторов:
- научно-технического потенциала и отрасли, как базы строительной организации;
- производственно-технической базы строительной организации;
- наличия основных видов ресурсов;
- наличия и возможностей получения дополнительных инвестиций;
- уже сложившейся системы управления в строительной организации.
Установление правильного соотношения и использования рассмотренных
факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью и будет влиять на выбор формы инновационной деятельности в организации.
Литература
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание. - М.: Экономика, 2000. - 421 с.
2. Меденский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
А.А. Тарелкин
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
CONCEPT OF THE STATE STRATEGY OF INVESTMENT ENSURING
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES
Аннотация: в статье рассмотрена необходимость создания организационной основы, посредством которой будут решены задачи восстановления и развития воспроизводственных процессов в промышленности. Государственная поддержка может сыграть решающую роль в инвестиционном обеспечении инновационного развития предприятий, которое имеет стратегическое значение корректировки проводившейся до сих пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем.
Ключевые слова: инновационное развитие предприятия, государственное регулирование экономики, инвестиции, производственные фонды.
© А.А. Тарелкин, 2012
Abstract: in the article need of creation of an organizational basis by means of which problems of restoration and development of reproduction processes in the industry will be solved is considered. The state support can play a pivotal role in investment ensuring innovative development of the enterprises which have strategic value of correction of policy carried out still in the sphere of innovations, shifts of accents from building of total amounts of support on all components of national innovative system on radical increase of efficiency, concentration of efforts of the state on the solution of critical problems for innovative development.
Keywords: innovative development of the enterprise, state regulation of economy, investment, business assets.
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году - занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).
Мировой экономический кризис 2008-2009 года осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Тем не менее, сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах.
Ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР , 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.
Одновременно начинает формироваться новая неблагоприятная тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в части науки и инноваций. Эта тенденция определяет необходимость корректировки проводившейся до сих пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем. Особое значение реализация данного направления приобретает на уровне промышленных предприятий, положение которых в инновационной экономике меняется коренным образом.
По данным Росстата в начале 2011 года доля убыточных организаций по сравнению с 2009 годом выросла и составила 35 процентов от общего числа предприятий [6]. Сложность экономических проблем привела к тому, что одним из основных этапов развития промышленных предприятий стала реализация системных преобразований производственной и экономической деятельности. Специфичность России заключается в том, что большинство организаций нуждаются в системных
преобразованиях одновременно с коренными переменами, происходящими во внешней среде. Развитие страны определяется эффективностью работы предприятий и организаций, которые должны не просто выживать в сложных условиях, а проводить активную стратегию преобразований. В период внутренних системных преобразований предприятия, как правило, концентрируют свои усилия на краткосрочных мероприятиях финансового оздоровления, опасаясь, что в условиях переходного процесса окажется недостаточно инвестиций для реализации долгосрочных мероприятий. Однако существуют и предприятия, которые в целях выхода из кризиса реализуют инновационные проекты, ориентируясь на рост рыночной стоимости за счет инноваций, что позволяет привлечь больше средств для своего дальнейшего развития.
В принятой на саммите «большой восьмерки» в июле 2009 г. «Декларации об ответственности стран - мировых лидеров за устойчивое развитие в будущем» подчеркивается: «Инновации и знания являются ключевыми факторами, способствующими выходу из кризиса и выводу мировой экономики на более устойчивый путь развития» [7]. Кризис - постоянное, закономерное, периодичное явление развития экономики государства и предприятия. Экономический кризис не только не должен являться тормозом на пути научно-технических и институциональных нововведений, но напротив, внедрение инноваций является основным ключом к решению проблем предприятия.
Для выживания в условиях кризиса отечественных предприятий необходимо внедрять на них управленческие и социальные инновации, они создадут необходимую среду для эффективной работы предприятия и в дальнейшем для внедрения других инноваций (маркетинговых, технологических). Возрастание динамичности и неопределенности внешней среды существенно повышает уровень требований к системе управления развитием промышленных предприятий. Устойчивость и целостность системы сохраняются в долгосрочном периоде при достаточной гибкости субъекта управления и сбалансированности альтернатив стратегий его развития. Между тем в настоящее время наблюдается низкое качество управления развитием, влияющее на эффективность функционирования промышленных предприятий. Переход к инновационной экономике поставил перед многими промышленными предприятиями ряд проблем, главными из которых являются: развитие инновационного менеджмента предприятий в соответствии с условиями их функционирования, наращивание и приумножение инновационного потенциала и активное формирование инновационного капитала, реформирование системы управления предприятий и введение таких организационных моделей, которые наилучшим образом отвечают не только целям максимизации прибыли и умножения капитала, но и целям долгосрочного инновационного развития на основе удовлетворения потребностей в инновациях.
Согласно системной парадигме Клейнера Г.Б. [1] в настоящее время происходит переход от «эндогенного» восприятия и изучения системы как множества взаимосвязанных элементов к «экзогенному» восприятию ее как образа некоторого фрагмента реальности, формирующегося в индивидуальном или общественном сознании.
Промышленное предприятие, как объект управления в инновационной экономике одновременно является и хозяйствующим субъектом макро- и мезоуровня, т. е. включено в национальную и региональную инновационную систему. Поэтому управленческие воздействия, оказываемые на промышленные предприятия в рамках реализации государственных и региональных инновационных стратегий, должны быть четко согласованы с внутренними установками и планами промышленных предприятий. На рис. 1 представлена концепция инновационного развития промышленных предприятий с учетом приоритетов национальной и региональной политики.
Рис. 1. Концепция инновационного развития промышленных предприятий
Стимулирование инновационной активности отечественных промышленных предприятий должно осуществляться комплексно и системно по следующим основным направлениям [4]:
- разработка и реализация политики инвестиционной технологической экспансии для «возрождения» национальной промышленности;
- формирование и применение механизма налогового стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий;
- предоставление льготных кредитов и государственных гарантий как формы обеспечения кредитов, выдаваемых для финансирования инновационных проектов промышленных компаний;
- создание специальной инфраструктуры для поддержки и развития инновационного предпринимательства;
- защита интересов и прав интеллектуальной собственности инновационных предприятий при выходе на внутренний и внешний рынки;
- формирование системы государственных заказов на инновационные исследования и разработки промышленных предприятий.
Рассмотрим качественные характеристики инновационной деятельности промышленных предприятий как субъектов управления в инновационной экономике:
- Технологические инновации являются определяющими в процессе инновационного развития промышленных предприятий. Если предприятие впервые начинает заниматься инновационной деятельностью, то такая деятельность должна базироваться на новых прогрессивных технологиях современного и следующего за ним новейшего технологического уклада. Если же речь идет о существующей и развиваемой инновационной деятельности, то в ее основе лежит технология, которая должна быть адаптирована к уровню научно-технологического развития применительно к специфике этапа экономических преобразований, осуществляемых на промышленном предприятии.
- Инновационная деятельность промышленных предприятий обладает определенными свойствами и закономерностями, придающими промышленному предприятию инновационный характер развития. Это означает, что совокупность технологических инноваций, образующих основу нового технологического уклада, должна быть реализована через инновационную деятельность промышленных предприятий, интегрированных в инновационный процесс взаимодействия с другими участниками, обладающими инновационным потенциалом. Следует учитывать закономерности циклического развития форм и методов организации производства и хозяйственных систем в соответствии с этапами научно-технического и технологического развития промышленности России.
- Инновационная деятельность промышленных предприятий, как правило, охватывает все стадии воспроизводственного цикла (наука - техника - технология -производство - распределение - потребление или эксплуатация - сервисное обслуживание), причем промышленные предприятия имеют все необходимые для этого промышленные подразделения (научно-исследовательские и опытно-конструкторские, производственные, маркетинговые, снабженческо-сбытовые, финансовые, кадровые, информационные), обеспечивая реальную возможность комплексного развития всех составляющих инновационного процесса.
- Инвестиции в инновационную деятельность должны осуществляться промышленными предприятиями, несмотря на существование технологических, рыночных и конкурентных видов неопределенности, касающихся предполагаемых доходов. Согласно теории инновационного предприятия У. Лацоник инвестиции, осуществляемые предприятием, «должны разрабатываться и использоваться с течением времени, по мере того как предприятие трансформирует технологии и получает доступ к рынкам прежде чем доходы от таких инвестиций могут начать поступать или даже
прежде чем вообще может быть известна норма дохода» [3]. В теории инновационной фирмы специализированное знание промышленного предприятия об отрасли, в которой предприятие предполагает вести конкурентную борьбу, имеет решающее значение для его способности к инновациям в этой отрасли.
- Набор стратегических альтернатив для промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, находится в зависимости не только от условий, создаваемых институциональной средой, но и от фундаментальной неопределенности инновационной деятельности, касающейся ее результатов. Рутинизация инноваций позволяет сокращать путь поиска решения проблем и выбирать оптимальные организационные модели управления инновационным развитием. Явные или кодифицируемые знания должны быть материализованы в виде портфеля патентов, эффективность которого зависит от способности менеджеров управлять портфелем и извлекать экономическую ценность из патента на основе трансформации наиболее перспективных результатов фундаментальных и прикладных исследований в коммерческий продукт.
- Инновационная деятельность промышленных предприятий не является самоцелью, а выступает как средство достижения масштабных стратегических задач развития. Если промышленное предприятие не ставит перед собой такие задачи, то инновационная деятельность не имеет смысла. Инновации капитализируются через развитие той деятельности, в которую эти изменения внедряются.
Задачей номер один на современном этапе развития экономики является создание оптимальных условий для бизнеса, при которых предприятиям будет выгодно стать инновационными. Для решения данной проблемы необходимо выявить заинтересованность промышленных предприятий в инновационном развитии и разработать механизм реализации экономических интересов участников инновационного процесса в условиях кластеризации экономики [4].
На рисунке 2 представлена система ценностных ориентаций промышленных предприятий, положенная в основу инновационного развития предприятий как объекта и субъекта управления в инновационной экономике. Перечисленные инструменты стимулирования инновационной активности промышленных предприятий могут быть представлены в расширенном составе. Министерством экономического развития Российской Федерации разработана стратегия инновационного развития России на период 2020 года, которая предусматривает ряд мероприятий в области стимулирования инноваций. В частности, для активизации инновационной деятельности малых, средних и крупных промышленных предприятий предложены следующие направления:
- Развитие конкуренции, мотивирующей компании к инновациям, на основе совершенствования рынков и отраслей, а также за счет создания институциональной среды, обеспечивающей правовое и экономическое регулирование инновационной деятельности;
- Развитие системы технического регулирования на основе разработки и внедрения стандартов по экологическим нормативам и параметрам энергоэффективности для инновационных предприятий, вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), созданные при финансовой поддержке государства, а также стимулирования процесса создания рынка научно-технической продукции;
- Разработка комплекса мер в области налогового стимулирования предприятий, осуществляющих исследования и разработки, а также активно обновляющих оборудование и технологии;
Рис. 2. Система ценностных ориентаций, положенная в основу стимулирования инновационной активности промышленных предприятий как объекта и субъекта управления в инновационной экономике
- Стимулирование притока высококвалифицированных специалистов на основе финансирования научно-образовательной и исследовательской деятельности, а также за счет предоставления грантов и субсидий компаниям по приоритетным направлениям инновационной деятельности;
- Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения финансирования частного бизнеса и венчурного капитала в сферу НИОКР, а также развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на основе развития льготного кредитования, создания фондов прямых инвестиций в инновационные проекты и координации деятельности институтов развития;
- Формирование программ инновационного развития крупных компаний с государственным участие и распространение этой практики для малого и среднего бизнеса в целях более эффективного планирования инновационной деятельности для выработки и реализации единой стратегии инновационного развития национальной экономики;
- Повышение качества работы инновационной инфраструктуры на основе перевода объектов на рыночные принципы деятельности, поддержки технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ), осуществления контрольных мероприятий на основе создания реестра инновационной инфраструктуры и проведения оценки эффективности функционирования;
- Активизация инновационной политики на региональном уровне на основе создания инновационных центров (научной, исследовательской и инновационной инфраструктуры), оказания действенной поддержки инновационному предпринимательству в регионах, разработки и реализации региональных программ развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса, а также за счет создания и развития инновационных кластеров на основе интеграции участников инновационного процесса.
Полученные данные об интересах, формирующих мотивы инновационной активности промышленных предприятий, свидетельствуют о том, что основное внимание следует уделить интересам инфраструктурного обеспечения и кластерного развития. Для более полного обоснования данного положения необходимо проанализировать возможности повышения инновационной активности промышленных предприятий с выделением групп высокотехнологичных предприятий, которые способны обеспечить инновационный прорыв национальной экономики.
Литература
1. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М.: Наука, 2004.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
3. Лацоник У. Теория инновационного предприятия // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. - Т. 4, № 3.
4. Тарелкин А. А. Влияние организации системы управления предприятиями на формирование инвестиционного климата в стране // Вестник Самарского государственного экономического университета. - Самара: Изд-во «Самарский государственный экономический университет», 2011. - № 7(81) - 112 с. (с. 105-109).
5. Тарелкин А.А. Инновационный фактор повышения инвестиционной привлекательности предприятия // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития. VII Всероссийская научно-практ. конференция: сборник статей / Под ред.
д.э.н., Ф.Е. Удалова, д.э.н., В В. Бондаренко. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 308 с. (с. 225-227).
6. Официальный сайт Росстата РФ // www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d01/157.htm
7. http://www.g8italia2009.it/static/G8_Allegato/G8_Declaration_08_07_09Jinal,0.p
df
В. В. Филатов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ НА БАЗЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ
FORMATION OF ECONOMY OF KNOWLEDGE IN GLOBAL INNOVATIVE SPHERE ON THE BASIS OF RESEARCH NETWORKS
Аннотация: в статье рассмотрено формирование экономики знаний в глобальной инновационной сфере на базе научно-исследовательских сетей. Современный этап развития общества характеризуется огромным объемом накопленных знаний даже в узких тематических областях. Создалась интересная и парадоксальная ситуация: с одной стороны, отдельный индивидуум не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой стороны, человечество постоянно их пополняет в расширяющемся объеме со все большей скоростью. Этим обусловливается острая необходимость в формировании специальной методологии, которая позволит вести поиск и использование новых знаний с меньшими эвристическими затратами при одновременном повышении вероятности достижения поставленной цели.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная экономика, инновационный потенциал, инновационная стратегия, экономика знания.
Abstract: in given article the estimation of a role of intellectual property and nonmaterial actives in management of innovative economy at the present stage is spent. The aiming of national economy at an innovative way of development appreciably defines the importance of such result of intellectual activity as efficiency proposals. They don't possess patentability signs, but, along with inventions and useful models, play large role in perfection of applied technics and technologies. The economic mechanism of regulation of intellectual activity and formation of innovative strategy under the maintenance, taking into account a system combination of principles, problems, methods and infrastructural maintenance is studied.
Keywords: an innovation, innovative process, innovative activity, innovative economy, innovative potential, innovative strategy, economy of knowledge.
Главной экономической предпосылкой возникновения потребности в «управлении знаниями» послужило превращение знания в ценный рыночный актив и стремление предприятий и организаций использовать его для усиления своих конкурентных преимуществ. Для этого, прежде всего, организациям необходимо повернуться лицом к потребителю, использовать свои знания для решения проблем потребителя, организовать мониторинг потребительской сферы с точки зрения управления и создания новых знаний, научиться управлять творческим потенциалом [1].
© В.В. Филатов, 2012