Марийский юридический вестник
Выпуск 9
УДК 342
С. М. Кукушкина
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Статья посвящена проблемам суверенитета государства в условиях стремительно развивающихся процессов глобализации. Автор рассматривает положительные и отрицательные стороны воздействия глобализации на суверенитет государства, делает выводы о последствиях этого воздействия. Особое внимание в статье уделяется проблемам ограничения и прекращения суверенитета.
Ключевые слова: суверенитет, государство, понятие, ограничение, глобализация.
Суверенитет представляет собой имманентное, неотъемлемое свойство государства, один из основных гарантов его независимости и безопасности, его главный ресурс, позволяющий обеспечить необходимый уровень жизни и безопасности граждан государства, соответствующую степень реализации и защиты их прав и свобод, эффективное осуществление внутренней и внешней политики, решение национальных проблем и предотвращение угроз межнациональных конфликтов.
Государственный суверенитет относится к числу наиболее актуальных и дискуссионных вопросов современной юридической науки, а в условиях глобализации интерес к нему ещё более возрос.
Важность проблемы государственного суверенитета подчёркивается и на высшем уровне. Так, Д. А. Медведев, будучи ещё вице-премьером, обращал внимание на то, что «суверенитет и демократия важны в равной мере....они должны быть вместе... но одно не должно подавлять другое»1, а весной 2011 года, уже занимая пост Президента Российской Федерации, на заседании Госсовета, посвящённом межнациональным отношениям, особо отметил важность для России проблем государственного суверенитета и межнациональных отношений»1 2.
Серьёзный системный кризис, связанный с активным разворачиванием процессов экономической, политической и информационной глобализации, перестройкой мирового порядка в соответствии с принципами сотрудничества, взаимозависимости и взаимного учёта интересов, послужил основанием для изменения традиционного понимания таких явлений как «государство» и «суверенитет»; возникновения новых, оригинальных по своей правовой природе образований, новых форм сотрудничества государств друг с другом и с иными субъектами международного права; смены направлений, принципов, целей и задач такого сотрудничества; существенного возрастания степени взаимозави-
1 Медведев Д. А. Суверенитет и демократия одинаково важны. URL: http://www.apn-nn.ru/event_s/37113.html (дата обращения: 28.06.2011).
2 Кузьмин В., Завражин К. Научиться жить вместе. URL: http://www.rg.ru/2010/12/27/ gossovet-site.html (дата обращения: 02.05.2011).
92
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
симости и взаимосвязанности государств. Новые условия существования государства и общества предъявляют новые требования к суверенитету, в некоторых случаях выдвигают новые проблемы, обостряют существовавшие ранее противоречия, порождают конфликты, которые могут иметь самые пагубные последствия для мирного развития.
В научной литературе последних десятилетий весьма остро стоит вопрос влияния на государственный суверенитет процессов глобализации. Результатом глобализации как процесса, охватывающего все сферы экономической, политической и культурной интеграции и унификации, является качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов. Она создает мощный стимул для реализации прав государства и проведения стабильной государственной экономической политики. Роль государства в условиях глобализации не ослабевает и не утрачивает своего значения, но становится более важной с точки зрения создания благоприятных условий для частного сектора и осуществления контролирующей деятельности правительств более эффективным образом. Государства стали сильнее в способности действовать с использованием международных форм сотрудничества1 .
Глобализация, с одной стороны, активизирует диалог между государствами и их объединениями, ускоряет развитие отсталых стран, помогает решать мировые проблемы и создает мощный стимул для реализации прав государства и проведения стабильной государственной экономической политики, но, с другой стороны, способствует развитию процессов этнократизации, религиозного фундаментализма, политического сепаратизма и изоляционизма, ведущих к дестабилизации политической обстановки внутри государств и на международной арене, в связи с чем в настоящее время она часто оценивается как явление, угрожающее «реконструкцией сложившегося образа жизни большинства народов мира, институциональных основ политических и правовых систем»1 2.
В качестве одного из негативных аспектов влияния глобализации на суверенитет государства можно назвать ещё «вестернизацию», то есть «модернизацию незападных, традиционных обществ по образу и подобию современных либеральных демократий западных стран»3, которая игнорирует многовековые культурные традиции, особенности экономического уклада и архетипы массового сознания, что также ведёт к дестабилизации политической обстановки в государстве.
Главным следствием процессов глобализации, с точки зрения проблемы государственного суверенитета, является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной
1 Моисеев А. А. Суверенитет государства в современном мире // «Черные дыры» в российском законодательстве. - М., 2007. - № 1.
2 Романова Л. М. Национальный суверенитет в условиях глобализации: институциональноправовой анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 3.
3 Блавацкий С. Дилемма глобализации и государственного суверенитета. URL: http://www.zn.ua/1000/1550/33441 (дата обращения: 11.11.2010).
93
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
стороны, и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы - с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых акторов - межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних. Кроме того, последние события на международной арене показали, что государство утрачивает свой основной признак -монополию на законное насилие в силу распространения и утверждения универсальной идеологии приоритета прав человека, которые зачастую ставятся мировым сообществом выше государственных интересов. Государство часто не способно справиться с вызовами, которые ему предлагает глобализация, что приводит к необходимости реструктуризации властных отношений в обществе.
Довольно популярными стали взгляды, направленные на принижение или полное отрицание значения суверенитета государства в международных отношениях. Предпринимаются попытки обосновать возможность ограничения суверенитета, в связи с чем в североамериканском политологическом дискурсе даже появился термин «надкушенный суверенитет», который отражает «положение национального государства, оказавшегося ввергнутым в процесс регионализации и глобализации, которые «откусили» завидные куски полномочий в разных областях монопольной государственной деятельности, включая и сферу международных отношений»1.
Ещё во второй половине XX века некоторые западные юристы стали пропагандировать право государств на «гуманитарную интервенцию», то есть «право использовать любые меры принуждения, включая применение вооруженных сил, для восстановления прав человека, нарушаемых на территории какого-либо государства»1 2. Позже посягательства на суверенные права государства объяснялись заботой об «общем благе», «борьбой с терроризмом», влиянием процессов глобализации, ведущих, по мнению некоторых современных учёных, к ослаблению суверенитета государств путём ограничения возможности их свободной деятельности, выражающейся в подавлении основ национального права.
У. Вристон отмечает, что «глобализация экономики, качественные изменения в области информационных обменов, взаимопроникновение культур серьезно затрагивают основы национального государства, ведут к размыванию его суверенитета»3.
1 Кузнецов А. С. «Надкушенный суверенитет»: проблема категории «суверенитет» при исследовании субнациональной дипломатии. URL: http://www.politex.info/content/view/264/30 (дата обращения: 01.12.2010).
2 Тихомиров Ю. А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. - 2006. -№ 11. - С. 44.
3 Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. - 2006. - №3. - С. 87.
94
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
Е. Кузнецова считает необходимым «принудительное ограничение суверенитета» с целью «урегулирования внутренних конфликтов государства»1.
Е. Пастухова говорит о появлении «постсуверенных» или «теряющих свой суверенитет» государств1 2.
По мнению Л. E. Гринина, в результате глобализации «сильно уменьшается и изменяется объем суверенных прав государств и подрывается положение государства как главного субъекта международных отношений»3 4.
Э. Л. Кузьмин подчеркивает, что «без разумного ограничения прав, а тем самым и суверенитета сегодня немыслимы идущие от жизни процессы экономической интеграции, решение стоящих перед человечеством глобальных
4
задач, а во многом - существование цивилизации» .
A. Фурсов отстаивает позицию, согласно которой «национальное государство со всеми его атрибутами просто неадекватно миру неолиберальной гло-бализации»5 6.
B. А. Василенко уверен, что «международное право не ограничивает государственный суверенитет, а является наиболее доступной мерой согласования
и координации суверенных воль государств, проистекающих из суверените-
6
та» .
По мнению П. Мише, концепция государственного суверенитета «не соответствует предпосылкам создания глобальной экологической безопасности»7.
Сюзан Стрэнг отстаивает тезис об «ослаблении роли государства под влиянием мощных экономических процессов»8.
Сильным стимулом к критике суверенитета и к поиску возможностей его ограничения стало усиление гуманистической компоненты во взглядах на международные отношения. По мнению британской исследовательницы Карин Фирк, «вероятность коллизии между суверенитетом и правами человека сегодня весьма высока, поскольку международное сообщество не готово принуждать к соблюдению прав человека, расплачиваясь за это нарушением равновесия, мира»9.
1 Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. - 2004. - № 7-8. - С. 151, 153, 161, 166.
2 Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. - 2006. - №5. - С. 135.
3 Гринин Л. Е. Современные производительные силы и проблемы национального суверенитета // Философия и общество. - Волгоград, 1999.
4 Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С. 87.
5 Фурсов А. И. Рукотворный кризис. URL: http://www.rpmonitor.ru/ru/detail.php?ro=l
100&print=YAHT (дата обращения: 24.11.2010).
6 Василенко В. А. Государственный суверенитет и международный договор // Советский ежегодник международного права. - М.: Наука, 1973. - С. 60-79.
7 Мише П. Суверенитеты в неустойчивой среде // Коммунист. - 1991. - № 13. - С. 84-86.
8 Концепт суверенитета в прошлом и настоящем. Суверенитет. Трансформация понятий и практик: монография / под ред.: М. В. Ильина, И. В. Кудряшовой. - М.: МГИМО-Университет, 2008. - С. 116.
9 Fierke K. M. Diplomatic Interventions. Conflict and Change in a Globalizing World. - New York: Palgrave Macmillan, 2005. - P. 66-67.
95
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
Систематизировав существующие в современной научной среде мнения относительно влияния глобализации на суверенитет государства, можно выделить два основных направления критики суверенитета. «Во-первых, предпринимаются попытки противопоставить права человека и право нации на самоопределение принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективность суверенитета в условиях глобализации»1.
В качестве примера ограничения государственного суверенитета часто приводят передачу части компетенции органов государства наднациональным органам в составе международных организаций или в рамках международных договоров, однако в этом случае ограничению подвергается не суверенитет, а отдельные суверенные полномочия, основанием которых он является.
Результатом обоснования возможности ограничения суверенитета в условиях глобализации либо признания утраты суверенитетом государства его правового значения явилось, например, то, что рядом международных договоров и соглашений (Маастрихтский Договор 1992 года) под сомнение ставится сама Вестфальская система международных соглашений. Выдвигаются предложения о пересмотре некоторых международных правовых норм, в том числе Устава Организации Объединённых Наций, в котором провозглашается принцип государственного суверенитета. Предлагается заменить указанный принцип принципами управления глобальной безопасностью, которое осуществляла бы «обновлённая» Организация Объединённых Наций и её Совет Безопасности1 2.
На практике итогом подобного пренебрежительного отношения к суверенитету стали операции в Косово, Афганистане, Ираке, сопровождавшиеся неправовым вмешательством во внутренние дела других государств и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Ситуация в бывшей Югославии особенно ярко продемонстрировала противоречие между глобализацией и традиционным пониманием государственного суверенитета, с одной стороны, и усилением националистических движений, борющихся за самоопределение, с другой.
Г осударственный суверенитет в современных условиях не ограничивается, не прекращается и не теряет своего правового значения. Суверенитет является необходимым, неотъемлемым свойством государства, лишившись которого государство преобразуется в совершенно иное образование. Именно суверенитет характеризует государство как единственную организацию власти, верховную внутри страны и независимую на международной арене. Следовательно, можно говорить только о наличии или отсутствии суверенитета, соответственно, о существовании государства или государствоподобного образования, но не об ограничении суверенитета.
На наш взгляд, категория ограничения государственного суверенитета не имеет какого-либо правового обоснования и используется в основном для реализации политических целей.
1 Пастухова Н. Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. - 2006. - №5.- С. 141.
2 Там же.
96
2012
1. Вопросы теории и истории государства и права
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
В научной среде на сегодняшний день активно развиваются два основных направления критики государственного суверенитета: противопоставление прав человека и права нации на самоопределение принципам государственного суверенитета и территориальной целостности и неспособность государств обеспечить эффективность суверенитета в условиях глобализации. Оба направления часто используются в политических целях крупными и влиятельными государствами для реализации своих интересов на международной арене.
Глобализация, как явление многоплановое, оказывает определённое влияние практически на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на суверенитет государства. Она активизирует диалог между государствами и их объединениями, ускоряет развитие отсталых стран, помогает решать глобальные проблемы и создаёт мощный стимул для реализации прав государства и проведения стабильной государственной экономической политики, но при этом способствует развитию процессов этнократизации, религиозного фундаментализма, политического сепаратизма и изоляционизма, ведущих к дестабилизации политической обстановки внутри государств и на международной арене.
Глобализация не ограничивает суверенитет государства и не приводит к потере его правового значения. Суверенитет является необходимым, неотъемлемым свойством государства, лишившись которого государство преобразуется в совершенно иное образование. Именно суверенитет характеризует государство как единственную организацию власти, верховную внутри страны и независимую на международной арене.
Следовательно, можно говорить только о наличии или отсутствии суверенитета, соответственно, о существовании государства или государствоподобного образования, но не об ограничении суверенитета.
Нельзя, однако, не отметить трансформирующее влияние глобализации на суверенитет государства. В современном мире государство должно соблюдать права и свободы человека и гражданина, заботиться о реализации своего суверенитета народами и нациями, проживающими на его территории, учитывать интересы других суверенных государств в международных отношениях, участвовать в решении глобальных проблем. Ранее подобные требования к государствам не предъявлялись. Глобализация существенно изменяет роль государств, оставляя их, однако, важнейшими элементами международной системы, а государственный суверенитет - её стержнем. Категория ограничения государственного суверенитета не имеет какого-либо правового обоснования и используется в основном для реализации политических целей.
Решение проблемы соотношения национальных и наднациональных интересов под влиянием глобализации возможно только при создании новой системы более взвешенного учёта интересов разных регионов и стран, приемлемой для большинства участников международного сообщества. Существующая система не вполне соответствует современному миру, построенному на принципах сотрудничества, взаимозависимости и взаимного учёта интересов.
97
Марийский юридический вестник
Выпуск 9
В связи с протекающими в мире процессами глобализации доминирующая роль в координации поведения субъектов придается международному праву. Современные государства вынуждены действовать, исходя из учёта множества международных норм и принципов, закреплённых в международных договорах и соглашениях. В связи с этим возникает необходимость закрепить в международном акте основные принципы соотношения суверенитета государства с интересами народов и наций, проживающих на его территории, с суверенитетом других государств, интересами международного сообщества в целом. В числе указанных принципов, на наш взгляд, следует указать следующие:
решение о соотношении интересов того или иного государства и интересов международного сообщества должно быть максимально приемлемым как для первого, так и для второго;
государства обязуются уважать суверенитет друг друга, реализация суверенитета одним из государств не должна ограничивать, нарушать либо прекращать суверенитет других государств;
государственный суверенитет реализуется, исходя из ненарушения в максимальной степени прав и свобод человека и гражданина, международных принципов и норм;
государственный суверенитет не должен ограничивать право нации на самоопределение, и, наоборот, реализация права нации на самоопределение не должна нарушать государственный суверенитет.
S. M. Kukushkina
THE CONCEPT OF STATE SOVEREIGNTY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
This article covers the problems of the state sovereignty in the time of rapidly developing process of globalization. The author considers the positive and negative effects of the globalization for the sovereignty of the states. Besides she makes conclusions about consequences of this impact. The particular attention in the article is paid to the problems of limitation and the termination of the sovereignty.
Keywords: sovereignty, state, definition, limitation, globalization.
КУКУШКИНА Светлана Михайловна - преподаватель кафедры гражданского права и процесса, соискатель кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
KUKUSHKINA Svetlana Michailovna - Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure, the applicant of the Department of Theory and History of State and Law of Mari State University, Yoshkar-Ola
E-mail: [email protected]
98