Научная статья на тему 'Влияние глобализации на суверенитет государств с различной формой государственного устройства'

Влияние глобализации на суверенитет государств с различной формой государственного устройства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1067
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СУВЕРЕНИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кукушкина Светлана Михайловна

Содержание суверенитета федеративных и унитарных государств имеет ряд отличий, связанных с их территориальным, национальным устройством, спецификой социальных, экономических, политических отношений и т. д. Указанные отличия обуславливают различное влияние глобализации на суверенитет унитарных и федеративных государств, в том числе по характеру и степени развития процессов интеграции и унификации, интенсивности процессов сепаратизма и национализма и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STATE SOVEREIGNTY IN THe CONTEXT OF GLOBALIZATION

The content of the sovereignty of federal and unitary states have a number of differences relating to their territorial, national unit, the specific social, economic and political relations, etc. These differences result in different effects of globalization on the sovereignty of the unitary and federal states, including the nature and degree of development of the processes of integration and unification of intensity of separatism and nationalism, etc

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на суверенитет государств с различной формой государственного устройства»

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

УДК 342.3

С. М. Кукушкина

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

НА СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВ С РАЗЛИЧНОЙ ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Содержание суверенитета федеративных и унитарных государств имеет ряд отличий, связанных с их территориальным, национальным устройством, спецификой социальных, экономических, политических отношений и т. д. Указанные отличия обуславливают различное влияние глобализации на суверенитет унитарных и федеративных государств, в том числе по характеру и степени развития процессов интеграции и унификации, интенсивности процессов сепаратизма и национализма и т. д.

Ключевые слова: государство, суверенитет, глобализация, унитарное государство, федерация.

Категория суверенитета является основным элементом для формирования и развития концептуальных основ государственности. В современных условиях вопросы суверенитета выходят на первый план в силу достаточно противоречивого влияния глобализации на государственность, возможности и пределы реализации суверенных прав государств. В частности, немалую популярность приобрели взгляды об ослаблении, «размывании» и ограничении государственного суверенитета под влиянием глобализации. Весьма распространенной стала практика вмешательств государств с так называемой «развитой демократией» во внутренние дела других государств, в силу чего нарушаются права и свободы человека и целых народов. Проблема «двойных стандартов» в вопросах реализации государственного суверенитета признается сегодня многими исследователями и государственными деятелями.

Понимание суверенитета государства во многом определяется спецификой политических, экономических, социальных отношений в государстве, формой государственного устройства и правления, политическим режимом, религиозным составом населения и географическим положением государства. Исходя из этого, влияние глобализации на суверенитет унитарных и федеративных государств отлично в силу различий в содержании суверенитета последних.

Унитарные и федеративные государства часто отличаются по своему национальному составу. Многонациональный, в большинстве случаев, состав федеративных государств предполагает определенное содержание внутренней политики государства, которая должна учитывать исторические, политические, экономические, социальные, культурные особенности развития и интересы входящих в состав такого государства наций и народностей, обеспечивать достаточную степень самоопределения последних. Обеспечение самоопределения входящих в состав федерации наций и народностей, сохранение их культуры, разрешение межнациональных противоречий становятся одними из важных задач внутренней политики государства, для чего за федерацией и за субъектами федерации закрепляются дополнительные полномочия. В федера-

36

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

тивных государствах эти направления внутренней политики и механизм их реализации регулируются законодательно как на уровне федерации, так и на уровне субъектов федерации, для их осуществления создаются органы государственной власти, выделяются средства на их финансирование и т. д.

Однако не все федеративные государства являются многонациональными. Так, Федеративная Республика Германия по своему национальному составу мононациональна, что обусловлено ее историческим развитием. Германское государство оформилось путем объединения федеральных земель, которые фактически в течение продолжительного времени обладали статусом государств, но по своему национальному составу не отличались. В данном случае внутренняя политика направлена на согласование интересов федерации и ее субъектов как относительно самостоятельных территориальных единиц. Мононациональные, в большинстве случаев, унитарные государства данной особенностью не характеризуются.

Унитарные и федеративные государства отличаются по своей территориальной организации. Унитарное государство предполагает нечто целое, в то время как федеративное государство - это всегда система, состоящая из относительно самостоятельных элементов, в связи с чем в федеративных государствах нередко встает вопрос о суверенитете субъектов федерации. Следует отметить, что субъекты федерации не обладают суверенитетом. Суверенитет федерации,как и унитарного государства, един и неделим. Полномочия субъектов федерации, в том числе в отношении сфер, по которым они обладают всей полнотой государственной власти, вытекают не из волеизъявления указанных субъектов федерации, а из верховенства федерации.

С различиями в национальном составе и в территориальной организации унитарных и федеративных государств тесно связаны различия в компетенции, структуре органов государственной власти, системе законодательства, гражданстве и т. д., которые свидетельствуют о различиях в полномочиях федеративных и унитарных государств. Поскольку полномочия образуют фактическое содержание суверенитета государства, можно говорить о различиях в содержании суверенитета федеративных и унитарных государств, что, в свою очередь, предполагает различное влияние на них процессов глобализации.

Для федерации в условиях глобализации как для унитарного государства свойственны процессы унификации и интеграции. Однако в федеративном государстве указанные процессы касаются во многом передела полномочий между государством и его территориальными единицами - субъектами федерации. Напротив, в унитарном государстве они затрагивают внутреннюю и внешнюю политику последнего без обращения к вопросам о полномочиях его территориальных единиц. Процессы унификации и интеграции в федеративном государстве все же оставляют субъекты федерации носителями довольно широкого объема полномочий, гарантирующего им статус именно субъекта федеративного государства, а не просто административнотерриториальной единицы унитарного государства. Таким образом, процессы унификации и интеграции в федеративном и унитарном государствах отличаются по характеру и степени своего влияния.

37

Марийский юридический вестник

Выпуск 10

Глобализация часто способствует развитию, наряду с унификацией и интеграцией, обратных процессов - сепаратизма и национализма. В федеративном государстве, построенном в большинстве случаев на многонациональной основе, сепаратизм и национализм часто связаны с внутренними проблемами взаимоотношений проживающих на его территории наций и народностей. В унитарных государствах в ряде случаев результатом глобализационных процессов также становится обострение межнациональных отношений, но оно обусловлено, прежде всего, внешним аспектом и связано с притоком мигрантов из других стран.

Глобализация, как и любой процесс, сопровождающийся изменениями общественной и государственной жизни, встречает определенное противодействие. В федеративных государствах данное противодействие носит обычно национальную либо поликонфессиональную окраску, соответственно, решение связанных с этим проблем направлено на оптимизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в условиях глобализации. В унитарных государствах противодействие чаще всего связано с экономическими и политическими разногласиями.

Одним из важных проявлений глобализации является так называемая регионализация, которая свойственна в большей мере федеративным государствам, поскольку проявляется в юридическом закреплении и фактическом предоставлении отдельным территориальным единицам государства большего круга полномочий и предметов ведения внутри государства, а также права выхода на международную арену. В унитарных государствах развитие процессов регионализации осложнено, так как административно-территориальные единицы унитарного государства, в отличие от субъектов федеративного государства, не обладают обычно высокой степенью культурной, экономической и политической самостоятельности.

Осуществление внешних связей регионов невозможно без международного и национального признания. Одностороннее провозглашение регионом себя субъектом международного права никаких юридических последствий не создает и ничего, кроме напряженности, во внутригосударственные отношения не вносит. Даже федеральной конституции недостаточно для того, чтобы предоставить члену федерации международную правосубъектность, «потому что необходим и второй элемент, а именно, признание третьими странами» [1, с. 593]. Международное публичное право не запрещает регионам осуществлять международную деятельность, вести переговоры и заключать международные договоры в рамках своей компетенции в соответствии с положениями конституции своего государства. Источником международной правосубъектности субъекта является внутреннее законодательство, определяющее распределение полномочий между центром и регионами, степень самостоятельности региона на международной арене и объем внешней компетенции, с одной стороны, и международное признание этого факта, с другой стороны. В то же время общепризнано, что полноправным субъектом международного права - суверенным государством является только федерация.

38

2013

1. Вопросы теории и истории государства и права

Таким образом, влияние процессов глобализации на суверенитет федеративных и унитарных государств имеет свои отличия, что связано с различиями в содержании суверенитета последних, которые, в свою очередь, вытекают из особенностей указанных форм государственного устройства.

Литература

Alen, A. Federal-type Solutions and Their Implications for European Integration / А. Alen // Federal-type solutions and European integration. - Lanham, Maryland: University Press of America, 1995.

Абдулатипов, Р. Г. Федерология / Р. Г. Абдулатипов. - СПб., 2004.

Вовк, И. Ю. Суверенитет государств в условиях глобализации / И. Ю. Вовк. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/polit5.html (дата обращения: 20.01.2011).

Каламанова, С. В. Суверенитет государства в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Каламанова. - М., 2011.

Кузьмин, Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире / Э. Л. Кузьмин // Журнал российского права. - 2006. - № 3.

Пастухова, Н. Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации / Н. Б. Пастухова // Журнал российского права. - 2006. - № 5.

Смирнов, С. В. Суверенитет современного государства в условиях глобализации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Смирнов. - Казань, 2011.

Фарукшин, М. Х. Сравнительный федерализм / М. Х. Фарукшин. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.

S. M. Kukushkina

THE CONCEPT OF STATE SOVEREIGNTY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The content of the sovereignty of federal and unitary states have a number of differences relating to their territorial, national unit, the specific social, economic and political relations, etc. These differences result in different effects of globalization on the sovereignty of the unitary and federal states, including the nature and degree of development of the processes of integration and unification of intensity of separatism and nationalism, etc

Keywords: state, sovereignty, globalization, a unitary state, a federal state.

КУКУШКИНА Светлана Михайловна - преподаватель кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: s.kukushkina@mrg.mari-el.ru

KUKUSHKINA Svetlana Michailovna - Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: s.kukushkina@mrg.mari-el.ru

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.