Научная статья на тему 'Государственный суверенитет в современном мире: Актуальные проблемы'

Государственный суверенитет в современном мире: Актуальные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11848
1249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / ПОНЯТИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SOVEREIGNTY / DEFINITION / RESTRICTION / GLOBALIZATION / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукушкина Светлана Михайловна

Предлагаемая научная работа содержит исчерпывающее определение термина государственный суверенитет; в ней раскрывается содержание основных актуальных проблем государственного суверенитета в современном мире: проблемы ограничения суверенитета государств под влиянием процессов глобализации и проблемы соотношения государственного суверенитета с правом нации на самоопределение; осуществляется анализ перечисленных проблем и предлагаются возможные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State sovereignty in the modern world: actual problems

The proposed scientific research work contains comprehensive definition of the term state sovereignty. It covers main present-day problems of state sovereignty viz. problems of its restriction under the influence of globalization processes and problems of its correlation with the right of nations to self-determination. The research work analyzes above mentioned problems and suggests the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет в современном мире: Актуальные проблемы»

2.10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кукушкина Светлана Михайловна, соискатель. Место учебы: Марийский государственный университет. Должность: юрисконсульт. Место работы: ООО «Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола». E-mail: [email protected]

Данный материал был доложен на IVМеждународной научно-практической конференции «Пробелы в российском законодательстве», г. Чебоксары, 2010 г. (прим. ред.)

Аннотация: Предлагаемая научная работа содержит исчерпывающее определение термина государственный суверенитет; в ней раскрывается содержание основных актуальных проблем государственного суверенитета в современном мире: проблемы ограничения суверенитета государств под влиянием процессов глобализации и проблемы соотношения государственного суверенитета с правом нации на самоопределение; осуществляется анализ перечисленных проблем и предлагаются возможные варианты их решения.

Ключевые слова: суверенитет, понятие, ограничение, глобализация, самоопределение.

STATE SOVEREIGNTY IN THE MODERN WORLD: ACTUAL PROBLEMS

Kukushkina Svetlana Mihailovna, competitor. Place of study: Mari State University. Position: Lawyer. Place of employment: LLC “Gazprom Mezhregiongaz Yoshkar-Ola”. E-mail: [email protected]

Annotation: The proposed scientific research work contains comprehensive definition of the term “state sovereignty”. It covers main present-day problems of state sovereignty viz. problems of its restriction under the influence of globalization processes and problems of its correlation with the right of nations to self-determination. The research work analyzes above mentioned problems and suggests the ways of their solution.

Keywords: sovereignty, definition, restriction,

globalization, self-determination.

Полемика, посвященная вопросу государственного суверенитета, ведётся в научной литературе не одно десятилетие. Причиной возрастающего интереса к суверенитету является усиление его значения в современном мире как правового и политического явления.

Оформление государственного суверенитета как фактической категории характерно уже для государств Древнего мира, однако его теоретическая разработка начинается только в период Средневековья. Толчком к формированию юридической доктрины суверенитета послужили появление сил, способных конкурировать с государственной властью (церковь, крупные феодалы), и необходимость обоснования относительно более высокого положения последней по отношению ко всем другим видам властей внутри государства.

Термин «государственный суверенитет» исторически трактовался неоднозначно, что объясняется тем, что категория суверенитета тесно связана с политической реальностью конкретных исторических периодов. Ж. Боден определял суверенитет как исключительное го-

сударственное господство, Т. Гоббс - как абсолютную власть. Под влиянием теории общественного договора категория суверенитета начинает использоваться для характеристики народа как источника государственной власти. Развитие теории конституционного государства позволило раскрыть суверенитет как конституционно-правовое понятие.

Государственный суверенитет определялся как принцип, определяющий все стороны бытия государ-ства1; как «юридическое выражение индивидуального государства» ; как власть или совокупность прав и полномочий по её осуществлению3 4; как полновластие5; как политическая правоспособность территории, обладающей государственностью6; как независимость7; как компетенция8 или юрисдикция государства9; как диктатура господствующего класса (Ф. Симен-ский); как свойство (качество) государства1 или государственной власти 11. Исходя из анализа всех предлагаемых в научной литературе определений, государственный суверенитет можно определить как формально-юридическую категорию, сформировавшееся одновременно с государством неотъемлемое, необходимое, качественное, конституционно-правовое свойство государства быть верховным внутри государственных границ, и независимым - на международной арене.

В настоящее время одними из наиболее обсуждаемых вопросов, связанных с государственным суверенитетом, являются вопросы об его ограничении и о соотношении его с правом нации на самоопределение.

В ХХ-ХХ1 веках распространенными стали суждения об «исторической исчерпаемости суверенитета», его «размывании» в процессе интеграции государств и правовых систем12 и, соответственно, о возможности ограничения суверенитета государства. Ограничение суверенитета обосновывают необходимостью «гуманитарной интервенции»; глобализацией13; неспособностью некоторых народов управлять собой14 и так

1 Манелис Б.Л. Проблема суверенитета и её значение в современных условиях / Б.Л. Манелис. - С. 54-55.

2 Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и его правовое значение / Н.И. Палиенко. - Ярославль, 1903. - С. 446.

3 Суверенитет в государственном и международном праве (круглый стол): из выступления Е.Т. Усенко // Советское государство и право. - 1991. - № 5. - С. 22.

4 Оппенгейм Л.Ф.Л. Международное право / Л.Ф.Л. Оппенгейм // Пер. с 6-го англ. изд., доп. Л. Лаутерпахтом. под ред. и с предисл. С.Б. Крылова. Т. 1. Мир. П/т 1. - М., 1948. - С. 130.

5 Левин И.Д. Суверенитет / И.Д. Левин. - М., 1948. - С. 321-322.

6 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов / К.В. Арановский. - М., 1998. - С. 197.

7 Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве / Н.А. Ушаков. - М., 1963. - С. 231.

8 Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве / Д.И. Бараташвили. - С. 35.

9 Скалова Л.В. О соотношении основных и отраслевых принципов международного права / Международное сотрудничество и международное право / Л.В. Скалова. - М., 1977. - С. 35-36.

10 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И.А. Умнова. - М., 2000. - С. 101.

11 Карапетян Л.М. Суверенитет народов в многонациональном государстве / Л.М. Карапетян, Г.М. Хачатрян // Советское государство и право. - 1990. - № 11. - С. 4.

2 Badie B., Smouts M. Le retournement du monde. Sociologie de la Scene Internationale. - Paris, 1992. - P. 35-96.

13 Кузьмин Э.Л., О государственном суверенитете в современном мире / Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С. 87-90.

14 Кузнецова Е., Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет / Е. Кузнецова // Международная жизнь. - 2004. -

№№ 7-8. - С. 151, 153, 161, 166.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Кукушкина С. М.

далее. Обращаем внимание, что признание возможности ограничения суверенитета возвращает уровень развития международного права на несколько столетий назад. Суверенитет является необходимым, неотъемлемым свойством государства. Государство, лишившись суверенитета, преобразуется в совершенно иное образование, поскольку именно суверенитет характеризует его как единственную организацию власти, верховную внутри страны и независимую на международной арене. Следовательно, можно говорить только о наличии или отсутствии суверенитета, соответственно, о существовании государства или государствоподобного образования.

Довольно часто вопрос об ограничении суверенитета возникает при вступлении государств в межгосударственные образования, международные договоры и соглашения. Однако указанные процессы не ограничивают суверенитет государств, поскольку передача государством части полномочий его органов каким-либо организациям является добровольной и в ней проявляется верховенство государства; компетенция наднациональных органов определяется только государствами, его создавшими и вошедшими в него; решение о создании наднационального органа или о вхождении в него, о передаче ему части компетенции принимается суверенным государством; государства, передавшие часть своих полномочий, принимают участие в их реализации и осуществляют контроль за тем, как осуществляются переданные полномочия. В данном случае правильным будет говорить об ограничении не суверенитета государства, а отдельных суверенных полномочий, основанием которых суверенитет является. Ограничение суверенных полномочий не означает ограничения суверенитета в отношении полномочий, от которых государство отказывается, добровольно передавая их межгосударственному образованию.

Отрицая возможность ограничения суверенитета, нельзя утверждать об его неизменности. В современном мире государство должно соблюдать права и свободы человека и гражданина, заботиться о реализации своего суверенитета народами и нациями, проживающими на его территории, учитывать интересы других суверенных государств в межгосударственных отношениях, участвовать в решении глобальных проблем. Ранее подобные требования к суверенитету государства не предъявлялись. Как утверждает А.С. Фещенко, «комплекс факторов, определяющих суверенитет, с течением времени, в результате развития мирового сообщества меняется. Меняется и сам суверенитет, его границы и содержание»15.

Следовательно, глобализация существенно изменяет роль государств, оставляя их, однако, важнейшими элементами международной системы, а государственный суверенитет - её стержнем. Категория ограничения государственного суверенитета не имеет какого-либо правового обоснования и используется в основном для реализации политических целей, соответственно, данная проблема в правовой сфере не имеет места для существования.

В начале ХХ! века в условиях активизации процессов самоопределения народов, направленных на защиту собственного культурного и языкового пространства, стал предметом споров и конфликтов вопрос о соот-

15 Фещенко А.С., Проблема наднациональности и деятельности международных организаций и международное право / А.С. Фещенко. - Кандидатская диссертация, М. 1988 - 204 с., - С. 43-44.

ношении государственного суверенитета и права нации на самоопределение.

Принцип права нации на самоопределение раскрывается в Декларации Организации Объединённых Наций о принципах международного права от 24.10.1970 г.16: «в силу принципа равноправия и самоопределения народов все нации имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право». В Декларации Организации Объединённых Наций о правах коренных народов от 13.09.2007 г.17, в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2200 А (ХХІ) «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г.18 также предусматривается право народов на самоопределение. В резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 3103 (XXXVIII) от 12.12.1973 г. подтверждается законность борьбы народов, находящихся под колониальным господством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость.

Право нации на самоопределение признаётся на международном и национальном уровнях, но фактически реализовать его достаточно сложно. М. Сибер считал, что это право содержит в себе «зародыш борьбы и разрушения» государства и нации, поэтому может применяться только на основании «разрешительной системы»19. В 1992 году генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Б.Б. Гали заявил, что «если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут ещё более труднодоступной целью»20. В связи с реализацией права нации на самоопределение возникает вопрос о соотношении его с принципом территориальной целостности и, соответственно, государственным суверенитетом, элементом которой указанный принцип является.

Принцип территориальной целостности провозглашён в п. 4 ст. 2 Устава Организации Объединённых Наций21: «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях

16 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2625 (ХХ1) от «24» октября 1970 года («Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций») // Сборник «ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии». - Нью-Йорк, 1970. - С. 151-155.

17 Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов, принятая «13» сентября 2007 года на 107-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций резолюцией № 61/295 // Московский журнал международного права. - 2007. - № 4.

18 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, принятый резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций от «16» декабря 1966 года ратифицированный Указом Президиума ВС СССР от «18» сентября 1973 года № 4812-V11 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами. - М., 1978. Вып. ХХХ11. - С. 44.

19 Sibert M. Traite de droit international public. Vol. 1. P., 1951. P. 304-305.

20 Курашвили К.Т. Федеративная организация российского государства / К.Т. Курашвили. - М.: Компания Спутник+, 2000. - С. 74.

21 Устав Организации Объединённых Наций от «26» июня 1945 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. Вып. Х11. - М., 1956. С. 14-47.

от угрозы силой или её применения, как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединённых Наций». Статья 6 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 1514 от 14.12.1960 г.)22гласит: «всякая попытка, направленная на то, чтобы полностью или частично разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций». В Резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2625 от 24.10.1970 г.23 было включено положение о запрете действий, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Принципы права нации на самоопределение и территориальной целостности установлены равными по юридической силе правовыми актами, что не означает, что они взаимоисключают друг друга или противопоставляются друг другу. Это противоречило бы положениям Венской Декларации и Программе действий Всемирной конференцией по правам человека от 25.06.1993 г., согласно которым все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. В Резолюциях 32/130 от 16.12.1977 г.24 и 41/117 от 04.12.1986 г.25 Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций отметила также, что развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав. Реализация права нации на самоопределение должна быть продиктована необходимостью защиты нарушаемых прав представителей того или иного народа и не нарушать принципа территориальной целостности, а принцип территориальной целостности должен быть направлен на защиту государства от внешней агрессии и не противоречить праву нации на самоопределение.

Интересно, что ни одно государство западной Европы в ХХ веке не позволило себе применить право нации на самоопределение. Западная наука сводит суверенитет к правам нации и личности, смешивая западное же понятие «нации» с этносом, что позволяет произвольно объявлять любые сепаратистские уст-

ремления национально-освободительным движением к самоопределению26.

Для преодоления противоречий между правом нации на самоопределение и суверенитетом государства возникла идея о «внешнем» и «внутреннем» самоопределении. На конференциях экспертов России, США и Западной Европы в Москве (2000), Санта-Кларе (2001), Гааге (2001) заявлялось, что цели сохранения культуры, традиций и образа жизни народов могут быть достигнуты через «внутреннее» самоопределение посредством развития и укрепления местного самоуправления и децентрализации власти, создания административно-территориальных автономий, разграничения полномочий между центром и регионами27.

Таким образом, государственный суверенитет и право нации на самоопределение должны осуществляться согласованно и исходя из соблюдения принципа наивысшей ценности прав человека. При решении вопроса о наиболее оптимальном соотношении права нации на самоопределение и государственного суверенитета необходимо учитывать все факторы: исторические, культурные, социальные, экономические, политические. Если в одном случае какая-либо нация осуществила своё самоопределение, например, посредством образования нового государства, это не означает, что в другом случае по отношению к другой нации необходимо принимать аналогичное решение. Прецеденты в данном случае недопустимы. В целях облегчения задачи возможно утверждение на международном уровне основных принципов соотношения права нации на самоопределение и государственного суверенитета.

22 Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 1514 (XV) от «14» декабря 1960 года) / Сборник документов «Международное право». - М.: Юрид.лит., 2000.

23 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2625 (ХХ^ от «24» октября 1970 года («Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций») // Сборник «ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на ХХV сессии». - Нью-Йорк, 1970. - С. 151-155.

24 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 32/130 от «16» декабря 1977 года // http://daccessdds.un.Org/doc/RESOLUTION/GEN/NRO/317/97/IMG/N RO31797.pdf.

25 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объеди-

нённых Наций 41/117 от «04» декабря 1986 года // http://daccessdds.un.Org/doc/RESOLUTION/GEN/NRO/500/53/IMG/N

RO50053.pdf.

26 Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации / Н.Б. Пастухова // Журнал российского права. - 2006. -№ 5. - С. 139.

27 Chernichenko S.V. and Kotliar V.S.: Ongoing global legal debate on self-determination and secession: main trends \\ Secession and international low. Conflict and Avoidance. Regional Appraisals. -United Nations, New York and Geneva. 2003. p. 75-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.