Научная статья на тему 'Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия'

Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4061
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия»

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

С.М. Ку*уш*ина*

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Понятие «государственный суверенитет» неразрывно связано с понятиями «национальный суверенитет» и «право нации на самоопределение». В последние десятилетия в условиях активизации процессов самоопределения народов, направленных на защиту собственного культурного и языкового пространства, вопрос о соотношении государственного суверенитета, с одной стороны, и национального суверенитета и права нации на самоопределение, с другой стороны, является предметом острых споров и нередко даже политических и военных конфликтов.

В современном мире государственный суверенитет понимают обычно как исторически сформировавшееся одновременно с государством его неотъемлемое и необходимое свойство быть единственной политико-территориальной организацией властвования, обладающей признаками верховенства внутри государственных границ, и независимости - в отношениях с другими суверенными государствами на международной арене. Суверенитет как важнейший признак и свойство современного государства, признанный большинством международного сообщества, является важнейшей гарантией его независимости.

Категории «национальный суверенитет» и «право нации на самоопределение» появились в результате проникновения в политическую теорию и практику договорной теории происхождения государства. Вопрос о праве народа на независимость поднимался уже в конституционных биллях и декларациях о правах ряда американских колоний 70-х годов XVIII века. Во французских Декларации прав человека и гражданина 1789 года и конституциях 1791 года и 1793 года зафиксированы право нации и идея народного суверенитета, а французская революция 1848 года официально провозгласила «принцип национальности». В 1878 году на Берлинском конгрессе впервые прозвучал термин «самоопределение нации», и приблизительно в это же время в оборот вошло понятие «право нации на самоопределение».

В Декларации Организации Объединённых Наций о принципах международного права от 24 октября 1970 года провозглашено: «в силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединённых Наций, все нации имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Каждое государство обязано содействовать осуществлению данного принципа, оказывать помощь Организации Объединенных Наций», чтобы «... незамедлительно положить

Соискатель кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета.

168

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

конец колониализму...», ибо «...подчинение народов иностранному игу, господству, эксплуатации является нарушением настоящего принципа»1.

В Декларации Организации Объединённых Наций о правах коренных народов, принятой 13 сентября 2007 года2, предусмотрено, что коренные народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с этой Декларацией коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и внешним делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций.

ГА ООН в резолюции 2200 А (ХХ1) «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 года3 устанавливает, что все народы имеют право на самоопределение. В случае, если государство пренебрегает своими международными обязательствами и применяет против народа, требующего самоопределения, репрессивные меры он имеет полное право оказывать сопротивление и обращаться за помощью к международному сообществу. А все другие государства должны не только не оказывать как-либо помощи аннексирующему государству, но и обязаны оказывать народам, борющимся за самоопределение, всю необходимую помощь.

В резолюции ГА ООН 3103 (ХХХУШ) от 12 декабря 1973 года подтверждается, что борьба народов, находящихся под колониальным господством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость, является законной и полностью соответствует принципам международного права.

«Национальный суверенитет» научное сообщество рассматривает как «верховенство национального объединённого народа в решении своей судь-бы»4 либо как «определённое свойство, присущее каждой нации в силу самого факта ее существования»5, либо как «органически присущее нации политико-

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2625 (ХХ1) от 24 октября 1970 г. («Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций») // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на ХХУ сессии: сб. - Нью-Йорк, 1970. - С. 151-155.

2 Декларация Организации Объединённых Наций о правах коренных народов, принятая 13 сент. 2007 г. на 107-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций резолюцией № 61/295 // Московский журнал международного права. - 2007. - № 4.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, принятый резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций от 16 дек. 1966 года ратифицированный Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года № 4812-VII // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых с иностранными государствами. - М., 1978. - Вып. ХХХ11. - С. 44.

4 Тузмухамедов Р.А. Ответ клеветникам. Самоопределение народов Средней Азии и международное право. - М.: Международные отношения, 1969. - С. 62.

5 Вихарев С.Р. В.И. Ленин о суверенитете союзных республик. - Минск: Издательство БГУ им. В.И. Ленина, 1969. - С. 56.

169

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

этническое свойство: ее неотъемлемое и неутрачиваемое качество»1. Однако правильным будет понимать национальный суверенитет как принцип, который выражается в праве этнических, территориальных, гражданских, религиозных и языковых общностей на самоопределение в различных этнокультурных и политических формах, которое реализуется на основе норм конституционного и международного права и целью реализации которого является свободное развитие наций, защита прав и свобод лиц, относящихся к соответствующей общности. В многонациональном государстве носителем суверенитета является его многонациональный народ, а не отдельные входящие в состав его нации, однако государственный суверенитет должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

Право нации на самоопределение рассматривают нередко как форму выражения национального суверенитета, так как второе понятие по своему содержанию шире, чем первое. Данное утверждением обосновывалось тем, что, во-первых, национальный суверенитет рассматривался как основание права нации на самоопределение, а право нации на самоопределение как его выражение, во-вторых, тем, что государственный суверенитет преподносился как свойство государства, возникающее исторически раньше возникновения нации и требования права на самоопределение2. Также нередки попытки вывести принцип национального суверенитета из факта отстаиваемого или уже реализованного права нации на самоопределение3. А.Е. Козлова4 и Д. Тэпса5 отмечают, что право нации на самоопределение включает в себя только политическое самоопределение. При подобном подходе право нации на самоопределение является элементом национального суверенитета.

Имеет смысл согласиться с утверждением о том, что национальный суверенитет и право нации на самоопределение - это две не равнозначные по объёму категории. Национальный суверенитет и право нации на самоопределение можно уравнивать, если рассматривать самоопределение нации в широком смысле как определение нацией своего статуса, который обеспечивал бы свободное развитие индивидов, относящих себя к данной общности, в рамках политических, экономических, социальных и культурных отношений. Если же говорить о самоопределении нации в узком смысле, как возможности нации, например, выйти из состава существующего государства и образовать новое государство, то национальный суверенитет в этом случае является более широкой категорией, касающейся более широкого круга вопросов и имеющей более широкую сферу распространения.

1 Коркмасова К.Д. Национальная государственность в СССР. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1970. - С. 26.

2 Кравчук С.С. Рецензии на кн. Ю.Г. Судницына «Национальный суверенитет в СССР» // Вест. Моск. ун-та. Серия Х Проав. - Госюриздат, 1958-1960. - № 2. - С. 68.

3 Левин И.Д. Суверенитет. - М., 1948. - С. 321-322.

4 Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. - М. 1994. - С. 69.

5 Тэпс Д. Суверенитет в теории федерализма. - СПб.: Изд-во Р. Асланова Юридический центр Пресс, 2004. - С. 139.

170

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

Как уже было отмечено выше, национальный суверенитет и право нации на самоопределение часто признаются законодательно, но фактически реализовать их достаточно сложно. Даже само выделение такого понятия как «право нации на самоопределение» вызывает немало споров. М. Сибер считал, что это право содержит в себе «зародыш борьбы и разрушения» государства и нации, поэтому может применяться только на основании «разрешительной системы»1. В 1992 году генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Б.Б. Гали заявил, что «если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет притязать на государственность, то не будет предела дроблению, а всеобщий мир, безопасность, экономическое благополучие станут ещё более труднодоступной целью»2. Как пишет С.М. Пунжин: «право на самоопределение имеет свои границы и принадлежит народу, но ни в коем случае не просто населению»3. Действительно, одобрение сецессии региона большинством граждан страны сняло бы многие аспекты противостояния. Но на практике это вряд ли реализуемо, что подтверждают итоги референдума о принятии новой Конституции Югославии, проведенного осенью 2006 года. В ней составной частью страны признано Косово, фактически являющееся самостоятельным.

При постановке вопроса о реализации национального суверенитета и права нации на самоопределение нередко возникает вопрос о соотношении их с принципом территориальной целостности и, соответственно, государственным суверенитетом, элементом которой указанный принцип является. Национальный суверенитет нередко отождествляется с государственным или с народным суверенитетом (А. Эсмен)4.

Учёные определяют территориальную целостность как «принцип, гарантирующий территориальное верховенство государства от посягательства извне»5 6 7,

или как «незыблемость границ государства и целостность общества, живущего

6

на территории этого государства» , или как «сохранение суверенитета государства над имеющейся у него территорией» .

Принцип территориальной целостности сформулирован в пункте 4 статьи 2 Устава ООН8: «все Члены Организации Объединённых Наций воздержи-

1 Sibert M. Traite de droit international public. - 1951. - Vol. 1. P. - P. 304-305.

2 Курашвили К.Т. Федеративная организация российского государства. - М.: Компания Спутник+, 2000. - С. 74.

3 Пунжин С. С. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве // Государство и право. - 1992. - № 8. - С. 132.

4 Эсмен А. Общее основание конституционного права: пер. с 4-гро фр. изд. / под ред. Н.О. Бер. - 2-е изд. - СПб., 1909. - С. 187.

5 Кочкаров Р.М. Конституционные основы суверенитета народов и единство российской государственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. - С. 15.

6 Ковачев Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальный опыт // Договорные принципы и формы федеративных отношений. - М., 1999. - С. 141.

7 Кутафин О.Е. Неприкосновенность в Конституционном праве. - М.: Юристъ, 2004. -С. 98.

8 Устав Организации Объединённых Наций от 26 июня 1945 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. - М., 1956. - Вып. Х11. - С. 14-47.

171

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

ваются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединённых Наций».

Статья 6 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 от 14 декабря 1960 года)1 гласит: «всякая попытка, направленная на то, чтобы полностью или частично разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединённых Наций».

В Резолюцию ГА ООН 2625 от 24 октября 1970 года2 было включено положение о запрете действий, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, и вследствие этого, имеющих правительства, представляющих без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Таким образом, принципы национального суверенитета и права нации на самоопределение и принцип территориальной целостности провозглашены на международном уровне практически равными по юридической силе правовыми актами. Однако это не означает, что они взаимоисключают друг друга или противопоставляются друг другу. Это противоречило бы положениям Венской Декларации и Программе действий, принятой 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, согласно которой все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. В Резолюциях 32/130 от 16 декабря 1977 года3 и 41/117 от 4 декабря 1986 года4 Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций отметила, что все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы, что развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав.

Таким образом, реализация национального суверенитета и права на самоопределение должна быть продиктована необходимостью защиты нарушаемых гражданских, политических, социальных и культурных прав представителей того или иного народа и не нарушать принципа территориальной целостности.

1 Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 1514 (XV) от 14 дек. 1960 г.) // Международное право: сб. документов. - М.: Юрид. лит., 2000.

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 2625 (ХХV) от 24 октября 1970 года («Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций») // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на ХХV сессии: сб. -Нью-Йорк, 1970. - С. 151-155.

3 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 32/130 от 16 дек. 1977 г. URL: http://daccessdds.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NRO/317/97/IMG/NRO31797.pdf.

4 Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 41/117 от 4 дек. 1986 г. URL: http://daccessdds.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NRO/500/53/IMG/NRO50053.pdf.

172

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

А принцип территориальной целостности должен быть направлен на защиту государства от внешней агрессии и не противоречить принципам нации на самоопределение и национального суверенитета.

Важным является также то, что реализация права на самоопределение, национального суверенитета и государственного суверенитета должна рассматриваться исходя из того, насколько она соответствует соблюдению принципа наивысшей ценности прав человека. Однако это не означает противопоставления прав и свобод человека правам и свободам нации. А.Е. Козлов отмечает, что неразрывность прав и свобод каждого человека с правами той общности, которой он принадлежит, проявляется в том, что не может быть свободен человек, если не свободен его народ1.

Современная теория государства исходит из идеи суверенитета народа и приоритета прав человека, которая признает государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов, поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Интересным является то, что ни одно западное государство в 20 веке не позволило применить право нации на самоопределение, которое «нарушает суверенитет каждого окончательно образовавшегося государства» и «поэтому не принадлежит ни части, ни какому-либо другому государству». Эксперты Лиги Наций установили, что в западных странах «право на самоопределение» противоречит самой идее «государства как единицы территориальной и политической» и праву остального народа и государства на единство. Исключение было сделано для «стран, охваченных революцией»2 3. Западная наука умышленно сводит суверенитет к правам нации и личности, причём смешивается западное же понятие «нации» с этносом, что позволяет произвольно объявлять любые сепаратистские устремления национально-освободительным движени-

3

ем к самоопределению .

Для преодоления противоречий между принципами нации на самоопределение и национального суверенитета и территориальной целостностью государства возникла идея о «внешнем» и «внутреннем» самоопределении. Это повлекло признание права «внешнего» самоопределения за народом, который не может осуществить свой суверенитет в рамках «внутреннего» самоопределения, то есть в случае непризнания за данным народом статуса равноправного участника в управлении государством. «Внутреннее» самоопределение не наносит ущерб самобытности народов, не влияет негативным образом на процессы культурного, социального, экономического развития и при этом не нарушает национальное единство и территориальную целостность государств,

1 Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. - М., 1994. -С. 72-73.

2 The Intimate Papers of Colonel House. L. - 1928. - Vol. IV. - P. 204-206.

3 Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет в эпоху глобализации // Журнал российского права. - 2006. - № 5. - С. 139.

173

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

народы которых осуществляют «внутреннее» самоопределение. Более того, И.П. Блищенко отмечает, что «под самоопределением нельзя понимать только политическую независимость. В подавляющем большинстве случаев политическая независимость не решает проблемы, стоящие перед народом или нацией, то есть не решает проблемы развития данного народа или нации1.

Формами «внутреннего» самоопределения являются создание национальной автономии и установление законодательством гарантий развития культуры, языков, обычаев и механизмов их защиты наций, что обычно соответствует требованиям соблюдения принципа наивысшей ценности прав человека. Исследования показывают, что одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. Федеративное решение этнических конфликтов - это сочетание совместного правления и самоуправления.

На конференциях экспертов России, США и Западной Европы в Москве в 2000 году, Санта-Кларе в 2001 году и Гааге в 2001 году особо заявлялось, что для сохранения культуры, традиций и образа жизни народов нет необходимости их отделения от соответствующих государств, так как все эти цели могут быть достигнуты через «внутреннее» самоопределение, а именно посредством развития и укрепления местного самоуправления и децентрализации власти, создания административно-территориальных автономий, разграничения полномочий между центром и регионами и т.д.2

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Если рассматривать право нации на самоопределение в широком смысле слова как право этнических, территориальных, гражданских, религиозных и языковых общностей на самоопределение в рамках политических, экономических, социальных и культурных отношений, целью реализации которого является свободное развитие наций, защита прав и свобод лиц, относящихся к соответствующей общности, то допустимо считать его тождественным понятию национального суверенитета. Национальный суверенитет является более широкой категорией, чем самоопределение нации, если рассматривать последнее в узком смысле как осуществление нацией своего суверенитета в форме создания нового государства или присоединения к уже существующему государству.

2. Принципы национального суверенитета, права нации на самоопределение и государственного суверенитета на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу и взаимоисключающими. Однако в соответствии с Венской Декларацией и Программой действий, принятой 25 июня 1993 года, резолюциями Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 32/130 от 16 декабря 1977 года и 41/117 от 4 декабря 1986 года все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы и развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для осво-

1 Блищенко И.П. Автономия и международное право // Московский журнал международного права. - 1998.

2 S.V. Chemichenko and V.S. Kotliar: Ongoing global legal debate on self-determination and secession: main trends // Secession and international low. Conflict and Avoidance. Regional Appraisals. - United Nations, New York and Geneva, 2003. - P. 75-88.

174

2011

2. Вопросы теории и истории государства и права

бождения государств от развития и защиты других прав. Таким образом, государственный суверенитет, с одной стороны, и национальный суверенитет и право нации на самоопределение, с другой стороны, должны осуществляться согласованно. Принцип государственного суверенитета не должен противоречить принципам национального суверенитета и праву нации на самоопределение и, наоборот, реализация национального суверенитета и права нации на самоопределение не должна нарушать государственный суверенитет.

3. Реализация права на самоопределение, национального суверенитета и государственного суверенитета должна соответствовать принципу наивысшей ценности прав человека.

4. На сегодняшний день весьма эффективным способом разрешения противоречий между правом нации на самоопределение и национальным суверенитетом, с одной стороны, и территориальной целостностью как элементом государственного суверенитета, с другой стороны, является так называемое «внутреннее» самоопределение, которое не наносит ущерб самобытности народов, не влияет негативным образом на процессы культурного, социального, экономического развития и не нарушает национальное единство и территориальную целостность государств.

5. При решении вопроса о наиболее оптимальном соотношении права нации на самоопределение и национального суверенитета с государственным суверенитетом необходимо принимать в каждом конкретном случае конкретное решение, учитывая все воздействующие факторы: исторические, культурные, социальные, экономические, политические и т.д. Следовательно, если в одном случае какая-либо нация осуществила своё самоопределение, например, посредством образования нового государства, это не означает, что в другом случае по отношению к другой нации необходимо принимать аналогичное решение. Прецеденты в этом случае не применимы. Например, Абхазия и Южная Осетия образовали новые государства и их государственный суверенитет уже признан отдельными членами международного сообщества, что, однако, не обосновывает возможность подобного способа самоопределения для всех без исключения наций. Каждый конкретный случай самоопределения индивидуален и неповторим.

В.В. Андреев*, Е.И. Антонова**

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ

СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

В качестве субъектов международного права выступают как унитарные, так и федеративные государства. Унитарное государство участвует в между-

Канд. ист. наук, профессор института Российского университета кооперации. Канд. юрид. наук, доцент института Российского университета кооперации.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.