корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОМ СОСТАВЛЯЮЩИХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
Чужмарова С. И.
В статье дано понятие гармонизации федеральной и региональной составляющих налоговой политики, предложена концепция их гармонизации в условиях Севера. Обоснованы методологический подход к согласованию федеральной и региональной составляющих налоговой политики и базовые принципы, призванные упорядочить процесс гармонизации. Предложены механизм гармонизации и модель согласования федеральной и региональной составляющих налоговой политики, включающая четыре целевые функции управления налоговыми доходами бюджетов.
In the article the concept of harmonization of federal and regional components of fiscal policy, proposed the concept of harmonization in the North. Sound methodological approach to the consent of the federal and regional components of the tax policy and the basic principles to streamline the process of harmonization. A mechanism of harmonization and coordination model of federal and regional components of fiscal policy, including the four task management functions of tax revenues.
Ключевые слова: концепция, гармонизация, налоговая политика, региональная составляющая налоговой политики, социально-экономическое развитие, северные регионы, механизм, модель согласования.
Keywords: concept, harmonization, fiscal policy, the regional component of tax policy, socio-economic development, the northern regions, the mechanism, the model agreement.
Уровень социально-экономического развития региона во многом определяется результатом влияния федеральной и региональной составляющих налоговой политики, их гармонизации, обеспеченностью собственными источниками налоговых доходов бюджетов. Опираясь на теорию гармонизации интересов Ф. Бастиа и Г. Кэри, практику формирования налоговых доходов федерального, регионального и местных бюджетов России, подтверждающей преобладание черт налогового федерализма, препятствующему развитию рынка, с отдельными проявлениями налоговоконкурентного, а также на международный опыт налогообложения и применения различных моделей налогового федерализма, автор придерживается следующей точки зрения.
Гармонизация федеральной и региональной составляющих налоговой политики - это процесс, направленный на приведение содержания федеральной и региональной составляющих налоговой политики в соответствие с целями и задачами социально-экономической и региональной политики, обеспечивающий согласование их интересов как частей единой политики государства на основе
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
формирования и рационального использования налогового потенциала, сбалансированности налоговых доходов бюджетов, налоговой самообеспеченности и конкурентоспособности регионов, расширения региональных налоговых компетенций, мобильности и адаптивности принимаемых решений, социальной ориентированности налогообложения, контролируемости исполнения законодательства о налогах и сборах, привлечения к ответственности за его нарушения.
Рассмотрение налоговой политики как важнейшего инструмента социально-экономического развития позволило автору предложить концепцию гармонизации федеральной и региональной ее составляющих в условиях Севера, основанную на принципах, взаимосвязи с социально-экономической политикой РФ и субъектов РФ и региональной политикой РФ, включающая цели, институциональное обеспечение, полномочия федерального центра и регионов, административные функции налоговых органов субъектов РФ, критерии и показатели, риски и угрозы реализации, оценку результативности. (Рис. 1)
Обобщение стратегических и программных документов северных регионов РФ, анализ практики формирования налоговых доходов бюджетной системы РФ позволили сформулировать цели региональной составляющей налоговой политики: фискальную, заключающуюся в увеличении налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, и регулирующую - в налоговом регулировании социально-экономических процессов в регионе. К сожалению, в настоящее время приоритет отдан фискальной цели. Эти функциональные цели, их соотношение влияют на результативность налоговой политики.
Стр атегия р il звтия Слеши
Ч
чди j
Концепция доЩоср очного социально-экономического развитияРФ на период до
Стратегии соцнально-зкономйчеаёого развития северны:: субъектов РФ на пфнод до 2020 г. (2030 г.)
H ЛЛЙГОВЛЯ ПОЛИГИКа
Региональная составляющая налоговой политики.
4}
В, ели на лор ов ой политики ее р егпона льной
¿вставляющей: '---ч
- фискальные - повышение доходов
бюджетной системы РФ,
-регулирующие-налотовоеретул^ованне
согпгпьно-'жонор.Еиешг; процессов
Институционально)1 обеспечение
КонсипутдтяРосап1,Налоговьп1кодексРФ,Гражданш1Й кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об ад министра тивньк правонарушениях РФ, Уголовный кодекс Рщ; Таможенный кодШЕетаможеннШо союза; Федеральные законы. Международные акты; Указы Презтцета.ПостановлештяПравшельсгваРоссш;
Iу
Пншггу циональное о б егаечеш1е р егнонов
■ Конституции субъектов РФ,
■ Законы субъектов РФ,
■ Решения советов муниципальных образований
f
П олномочия ф едер а.льног о центр ¡1
■ органов го су д ар сгв енной вл ащн;
■ Минфина Россшг ■ФНСРФ,
■ Мннжоно мр а зв1 ш ш Р о са ш.
^-
Полномочия су бъектов РФ:
- ор танов вла сш субъектов РФ;
- Минфина субъектов РФ, финансовых органов муницнпальньн Образований;
■ УФНС в субъектах РФ, ИФНС РФ в городахнрайонах;
■ Минэкономразвитиясубъектов РФ
Угрозы« риски
р еа лпз ащп i фед ер а льной н
региональной составляющей налоговой
А дишнш тр атнвно-у пр ав ленчет кие функции налоговых оргяной региона:
-протозированрвдтанированне налоговых поступлений;
- мониторинг работы сналогоплателыцпкамн;
- контроль за правильностью исчисления, полноюйи своевременностьюушташналогов и сборов.
■ оценка деятельности нижестоящих налоговых органов, -учетналогоптатеаьщ1ковнналоговвкпос1ушешпг,
■ формировании п предоставление отчетности;
■ принятие решений о проведеншналоговых йровфок,
шшяшш
явив
Напр явления налоговой полигики и ее р егнона.льнои г оаавляшцей:
■ в части мер повышения доходов бюджетной системы РФ;
■ в части мер налогового регулирования
4F
Г
г
Критерииипоказ атели
э ф фекп шно сш ф ед ер альной п региональной составляющих налоговой _политики_
Механизмы налоговой пошгшкн и ее региональной составляющей: повышения уровня налоговых доходов бюджетов, развития налогового администрирования, экономического стимулированш развшия налогового потенциала регнона, развития: человеческого потенциала, рационального природопользования и охраны окружающей среды, отвлечения инвестиций в экономику. поддфжки цнноващюнной деятельности, подцфжки Чдущшшцщтель1'койдцщцщттг дцццщдщщцддцщщщ(щщ±татковналоговый' отношении.
Инструменты налоговой политики нее региональной
,_г ■-■ |Т ,т1П|,.мДЦ1_^
■ фискальные,
■ налогового реагирования,
Оценка 1)е?ультатпвт<тиналоговоцполпшкп
■ эффективность федфальнойналоговойполшпкп, ■эффективность региональной составляющейналоговойполшшн
TI
S о
«
О ЕС
с а> Я С
£ 43
s
о ЕС
ес
03
рэ С ее ее
е-
о »
о 43
^ е?
<"> й
й Е
о ЕС
м 2 S Se
S S 43
О а>
§ 3
43 а
рз S
Tf
е
ег ЕС о Se
О
о рз
СИ
5 В
сг> ЕЕс
ЕС
О
3
со о
КС
К О
и
к я к
со
!а tr 5
й S к
S g 5
^ И a
Ф Я H
Й Я
а ^з м
£ 2 Я
£« § Ц
5 о °
I® нн К
л Я &
s 5 и
£ â s°
i о S
^ H 43
fe И р
^ S M
Ï Ï й
5 Я M
-Г О g
i-i к
S ° ^
§ ^ s
а | S S
a S я
« S 3
л a
O"
td «
CD о
H
к H я ~
Z* 65 Д à
рз s ^ 03 X SB
к о о ев
К ^
о Я
Р 43
- W
и
ь
гв
я я
р гв
и
а
04
s
о
к к
со <т> о H
к
43 О СИ рэ ЕС S
sa
fB hd
в fB N
2. s
тт S
< fa
fB о
VI = r> H
я
7Г H
С *
<*! V! *
*
7T VI fB
e VI
4 =
с
7Г
e
4
с
S
S S
s
о
03 »
G Я О S
s
о
гв
•a
»
u> 03
s
H
s
ГВ
w
я о s о
s s я s
n
ГВ 03 ГВ
•a
»
ï «
кч)
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
В условиях сложившегося институционального обеспечения высказывания об имеющей место гармонизации федеральной и региональной составляющей налоговой политики преувеличены. В этой связи, по мнению автора, нормативно-правовой базой реализации Концепция гармонизации федеральной и региональной составляющей налоговой политики в условиях Севера РФ могут выступать Налоговый и Бюджетный как кодексы РФ прямого действия: Налоговый кодекс - в части установления и отмены федеральных, региональных и местных налогов и налогов по специальным налоговым режимам, изменения определенных элементов налогов, формирующих доходы регионального и местных бюджетов; Бюджетный кодекс в части распределения налогов, закрепленных за вышестоящим уровнем, между федеральным, региональным и местным бюджетами.
В рамках авторского методологического подхода к согласованию федеральной и региональной составляющих налоговой политики содержание последней заключается в следующем:
- региональная составляющая налоговой политики представляет собой комплекс взаимообусловленных целей и направлений, механизмов и инструментов их достижения, реализация которых осуществляется посредством взаимодействия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления;
- основными субъектами региональной составляющей налоговой политики являются субъект РФ и муниципальные образования, входящие в его состав; при этом оптимальное достижение целей и направлений осуществляется на основе взаимодействия различных уровней власти, согласования интересов федеральной и региональной составляющей налоговой политики;
- цели и направления региональной составляющей налоговой политики должны формироваться в соответствии со стратегиями социально-экономического развития страны и региона, налоговой политики федерального центра, региональной политики федерального центра;
- достижение поставленных целей и направлений региональной составляющей налоговой политики осуществляется путем эффективного использования фискальных и регулирующих механизмов, качественного управления налоговым потенциалом региона, учета факторов и рисков, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Базовыми принципами, призванными упорядочить процесс гармонизации, по мнению автора, являются: согласованности, сбалансированности, самообеспеченности,
конкурентоспособности, выделенной компетенции, мобильности и адаптивности, социальной ориентированности, контролируемости и ответственности.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Принцип согласование интересов федеральной и региональной составляющей налоговой политики автором рассматривается в связке со стратегическими целями и тактическими задачами социально-экономического развития страны и северных регионов, предполагает формирование партнерских (договорных) налоговых отношений между федеральным центром и регионами в процессе их взаимодействия, отход от жесткой централизации налоговых доходов, равноправное участие регионов в принятии решений. Основными направлениями согласования интересов федеральной и региональной составляющей налоговой политики являются: формирование понятий и показателей, используемых в налоговых отношениях; установление правил формирования налоговых доходов бюджетов различных уровней; определение способов разграничения налоговых доходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ.
Принцип сбалансированности предполагает обеспечение регионов собственными налоговыми доходами для выполнения расходных обязательств перед экономической и социальной сферами. Не выполнение этого принципа обусловлено низким уровнем потенциала доходности региональных и местных налогов по сравнению с федеральными из-за ограниченности совокупного размера их налоговой базы.
Принцип налоговой самообеспеченности региона автором рассматривается как совокупность прав и обязанностей региональных органов управления по формированию налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, отражающих относительную налоговую обособленность от государства, в том числе выражающуюся в достаточности собственных налоговых доходов для исполнения расходных обязательств, и основанную на установлении налоговых полномочий регионов, формировании и рациональном использовании их налогового потенциала.
Синергетический подход к исследованию позволил автору определить принцип налоговой конкурентоспособности региона как его способность занять наиболее благоприятное положение в налоговых отношениях путем повышения уровня производства общественных благ, создания условий для формирования оптимального налогового поля налогоплательщиков, предоставления возможности уменьшения налоговой нагрузки и улучшения финансового положения.
Принцип выделенной компетенции предполагает их распределение между государством и субъектами федерации, имеющими возможность устанавливать и отменять региональные и местные
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
налоги, изменять элементы федеральных налогов и налогов по специальным налоговым режимам, отчисляемых в консолидированный региональный бюджет.
Принцип мобильности и адаптивности заключается в способности налоговой политики и ее региональной составляющей чутко реагировать на изменения внешней или внутренней среды, изменять алгоритмы своего функционирования с целью максимизации социально-экономической результативности, проявляется в трансформативности функциональной и организационной структур налоговой политики, позволяющей субъектам адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования. Мобильность и адаптивность позволяет своевременно принимать решения в области совершенствования налоговой политики, реагировать на изменения, происходящие в экономической и социальной сферах. В противном случае пробелы законодательства о налогах и сборах используются недобросовестными налогоплательщиками для разработки различных схем уклонения от налогообложения, а добросовестные вынуждены обосновывать методики, применяемые в налоговом менеджменте.
Принцип социальной ориентированности предполагает льготное налогообложение физических лиц с низким уровнем доходов, имеющих детей, и организаций, привлекающих к труду инвалидов и социально-незащищенных категорий граждан, осуществляющих производство и реализацию социально-значимых товаров, работ, услуг.
Принцип контролируемости и ответственности предусматривает: контроль вышестоящих органов власти деятельности нижестоящих по вопросам выполнения принятых решений в области налогообложения; общественный контроль за информированием организаций и физических лиц обо всех удачных или неудачных федеральных и региональных мероприятиях в сфере налогового реформирования; финансовый контроль за формированием налоговых доходов бюджетов, выполнением плана налоговых поступлений в федеральный и консолидированный региональный бюджеты, принятием нормативных актов по налогам и сборам в пределах налоговых компетенций регионов; налоговый контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты, снижением уровня недоимки по федеральным, региональным и местным налогам, эффективностью проведения камеральных и выездных налоговых проверок, выполнением условий договоров об инвестиционном налоговом кредите; привлечение к ответственности представителей государственных и региональных органов власти за действия или бездействия, повлекшие снижение уровня социально-экономической результативности налоговой политики и региональной составляющей налоговой политики.
Номер 2, 2013
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Автором обосновано, что декларации Федерального центра о равенстве бюджетных прав, означающем формирование налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом, противоречат практике, что подтверждается данными рисунка 2 и таблицы 2.
Рис. 2. Структура налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2006-2011
гг., процент
Анализ динамики структуры налоговых доходов бюджетов показал стабильную тенденцию их централизации. В структуре налоговых доходов бюджетов удельный вес федеральных налогов превышает 90 %. Соотношение «налоговые доходы федерального бюджета»: «налоговые доходы консолидированного регионального бюджета» в 2011 г. в среднем по стране составило 46,09 : 53,91, а по северным регионам - 74,11 : 25,89.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Номер 2, 2013
Таблица 2
Соотношение налоговых доходов федерального и консолидированного регионального бюджетов по северным регионам Российской Федерации в 2006-2011 гг., %
Показатели 2006 2007 2003 2009 2010 2011
г. г. г. г. г. г.
Российская Федерация
- налоговые дох оды федерального бюджета 49,41 43,06 44,93 39,37 41,41 46,09
- нал огоЕые дох оды коне олидир ова иного 50 >59 51,94 55,07 60,22 53,59 53,91
регионального оюджета
Северные регионы
- нал огоЕые дох оды федерального оюджета 75,47 72,50 73,50 65,37 70,47 74,11
- нал огоЕые дох оды коне олидир ова иного 24,53 27,50 26,50 34,13 29,53 25,39
регионального оюджета
Действующая модель формирования налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов не учитывает налоговые интересы северных регионов с позиций минимизации влияния региональных особенностей на налогообложение. В северных регионах в 2011 г. величина федеральных налогов в налоговых доходах консолидированных бюджетов превысила величину региональных и местных в 25,09 раз, для сравнения в среднем по стране - 15,94 раз. Коэффициент налоговой независимости в среднем по северным регионам (0,04) ниже среднего по стране (0,06).
В настоящее время отсутствует реальный механизм, с одной стороны, стимулирующий активность регионов в повышении налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов, расширении налогового потенциала, а с другой, их ответственность за снижение уровня социально-экономического развития, не выполнение расходных обязательств, обусловленных проводимой федеральной и региональной составляющими налоговой политики.
В этой связи автором предложен механизм гармонизации федеральной и региональной составляющей налоговой политики, элементами которого выделены субъекты, институты, основные направления (объекты), функции, включающие распределительную, экономическую, стимулирующую.
Механизм гармонизации федеральной и региональной составляющей налоговой политики включает совокупность взаимосвязанных налоговых инструментов федерального и регионального уровней, порядок, процедуры и способы их использования, направлен на решение фискальных и регулирующих целей. В системе «федеральный центр - субъект РФ - муниципальное образование» он основывается на взаимосвязи: «функции управления социально-экономическим развитием -
Вестник Научно-исследовательского центра Н 2 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^йт^^^у^ш.™
расходные обязательства - налоговые полномочия - налоговые доходы бюджетов». (Рис. 3) Федеральный центр и регионы обеспечивают реализацию своих функций управления социально-экономическим развитием страны в целом и регионов, обусловленных необходимостью выполнения расходных обязательств в пределах выделенных налоговых полномочий и формированием достаточных налоговых доходов бюджетов.
Рис. 3. Механизм гармонизации федеральной и региональной составляющих налоговой политики
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
В качестве инструмента гармонизации федеральной и региональной составляющей налоговой политики автором предложена модель согласования федеральной и региональной составляющей налоговой политики, включающая четыре целевые функции управления налоговыми доходами бюджетов, отличительной особенностью которой является расширение налоговых полномочий регионов, учет особенностей Севера при налогообложении организаций и физических лиц, стимулирование заинтересованности регионов в увеличении налогового потенциала, гармонизация налоговых доходов федерального и регионального бюджетов:
Модель согласования включает четыре целевые функции управления налоговыми доходами бюджетов:
«НДКРБ Т = РНД Т + МНД Т + ЧФНД Т - ФПР i»
(1)
1) максимизация прироста
консолидированного регионального бюджета:
максимизация прироста региональных и местных налогов в доходах
(2)
2) максимизация прироста федеральных налогов, зачисляемых в доходы
консолидированного регионального бюджета:
-э тах
lf=s
:/=s
(3)
3) максимизация прироста нал
бюджета по специальным налоговым режимам:
максимизация прироста налоговых доходов консолидированного регионального
-э тах
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Номер 2, 2013
4) максимизация удельного веса налоговых доходов консолидированных
региональных бюджетов в бюджете страны:
(5)
где: НДКРБ - налоговые доходы консолидированного регионального бюджета; РНД - налоговые доходы по региональным налогам; МНД - налоговые доходы по местным налогам; ЧФНД -налоговые доходы по федеральным налогам, отчисляемым в консолидированный региональный бюджет; ФПР - финансовая помощь регионам; г - количество регионов; N - N северный регион; гп -количество региональных налогов; тп - количество местных налогов; / - количество федеральных налогов, поступающих в федеральный бюджет; /П - количество федеральных налогов, по которым установлены дифференцированные нормативы зачислений в доходы консолидированного регионального бюджета; _/Г - количество федеральных налогов, по которым установлены налоговые ставки для федерального и регионального бюджетов; с - количество налогов по специальным налоговым режимам, поступающим в доходы консолидированного регионального бюджета; р -количество патентов по патентной системе налогообложения, сумма по которым поступает в доходы консолидированного регионального бюджета; ¡г - вид регионального налога; ]т - вид местного
налога; 1/ - вид федерального налога; ус - вид специального налогового режима; - ставка /-го
регионального налога; - ставка /-го местного налога; кр - вид патента по патентной системе
Вестник Научно-исследовательского центра Н 2 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^йт^^^у^ш.™
Аг
налогообложения; - фиксированная региональная налоговая ставка 1-го федерального налога;
г/~ - фиксированная федеральная налоговая ставка 1-го федерального налога; ^ - налоговая
ставка 1-го федерального налога; - ставка у-го налога по специальному налоговому режиму;
- ставка к-го патента по патентной системе налогообложения; ^ - величина налоговой базы /-го
регионального налога; ; - величина налоговой базы у-го местного налога; 1 - величина
налоговой базы 1-го федерального налога; ^ - величина налоговой базы у-го налога по
кр - величина базовой доходности по к-му патенту; 1г -удельный вес ¡-го регионального налога, дополнительно зачисляемого в доходы консолидированного
ЙТ
регионального бюджета; - удельный вес /-го регионального налога, зачисляемого в доходы консолидированного регионального бюджета; ^ - удельный вес /-го регионального налога; ^}т -
удельный вес /-го местного налога; - удельный вес /-го местного налога, зачисляемого в
судоходы консолидированного регионального бюджета; - удельный вес у-го местного налога,
дополнительно зачисляемого в доходы консолидированного регионального бюджета; -
удельный вес 1-го федерального налога, дополнительно зачисляемого в доходы консолидированного
¿Г
регионального бюджета по фиксированной региональной налоговой ставке; - удельный вес 1-го федерального налога, исчисляемого по фиксированным региональным налоговым ставкам, в доходах
консолидированного регионального бюджета; ^ - удельный вес 1-го федерального налога,
зачисляемого в доходы консолидированного регионального бюджета по фиксированным налоговым ¿™ри
ставкам; - удельный вес 1-го федерального налога, дополнительно зачисляемого по
щ°рж
дифференцированным нормативам в доходы консолидированного регионального бюджета; -
удельный вес 1-го федерального налога, по которому устанавливаются дифференцированные
^гнарм
нормативы зачислений в доходы консолидированного регионального бюджета; - удельный
вес 1-го федерального налога, зачисляемого в доходы консолидированного регионального бюджета
по дифференцированным нормативам; - удельный вес у-го налога по специальному налоговому режиму; * - удельный вес у-го налога по специальному налоговому режиму, дополнительно
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Номер 2, 2013
зачисляемого в доходы консолидированного регионального бюджета; ус - удельный вес у-го налога по специальному налоговому режиму, зачисляемого в доходы консолидированного
¿¿Г
регионального бюджета; кр - удельный вес суммы к-го патента, дополнительно зачисляемой в доходы консолидированного регионального бюджета; - удельный вес суммы к-го патента по
г1г
патентной системе налогообложения; кр - удельный вес суммы к-го патента, зачисляемой в доходы консолидированного регионального бюджета.
Л-г/ — ЯТ/ + (6)
¿,„ = ¿1+ ¿1 С?)
} _ »г 1 Зт а]гп ~ ?>п ' /та (К)
= ¿Ь + ¿Ь (9)
тЯОВ.и т Г норм ■т Г".ЧОИ.и ¿4 = + Е/ (10)
¿ус = ¿ус + ¿ус СИ)
¿кр = ¿кр + ¿кр (12)
При этом потери федерального бюджета минимальны.
Гармонизация федеральной и региональной составляющих налоговой политики формирует область значений: уровня налоговых доходов консолидированного регионального бюджета; налоговой базы налогов региональных, местных и по специальным налоговым режимам, федеральных, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет по фиксированным региональным ставкам и дифференцированным нормативам; налоговых ставок. Гармонизация позволяет оптимизировать распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы и финансовые потоки по схеме «федеральные налоги - федеральный центр» и «федеральный центр - финансовая помощь регионам», осуществлять налоговое регулирование социально-экономического развития северных регионов.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Список литературы:
1. Бункина М.К., Семенов А.М. Жан-Батист Сэй. Трактат по политической экономии. Фредерик Бастиа. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело. Серия: Политическая экономия: ступени познания. 2000. 232 с.
2. Дорошенко С. В. Проблематика предпринимательства в региональных социально-экономических исследованиях / под ред. д-ра экон. наук А. Г. Шеломенцева. Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2012. - 154 с.
3. Кириленко В.В. История экономических учений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mnogonauka.ru/48.html (дата обращения 24.02.2013 г.).
4. Муратов А.С. Проблемы гармоничного развития экономических систем // Международный экономический форум. Электронный ресурс. Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2577.htm (дата обращения 22.02.2013 г.)
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ http://www.nalog/ru.
7. Пинская М.Р. Развитие налоговой конкуренции в Российской Федерации: монография. - М.: Социум, 2010. - 144 с.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М. 2012. -
9. Шеломенцев А.Г., Козлова О.А, Андреева Е.Л. Методологические подходы к формированию региональной социально-экономической политики. Препринт. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2007.
10. Шеломенцев А. Г. Малое предпринимательство и социально-экономическое развитие территорий / А. Г. Шеломенцев, С. И. Баженов. Отв. ред. акад. РАН А. И. Татаркин. Рос. акад. наук, Урал. отделение, Ин-т экономики. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2012. - 431 с.
1. Bunkina M. K., Semenov AM Jean-Baptiste Say. A treatise on political economy. Frederic Bastiat. Economic sophistry. Economic harmony. M: Business. Series: Political Economy: level of cognition.
2. Doroshenko S. The issue of entrepreneurship in regional socio-economic research / ed. Dr. Economics. Science AG Shelomentseva. Ros. Acad. Sciences, Ural. Dep-tion, Inst. - Yekaterinburg: IE RAS, 2012. - 154 p.
3. Kirilenko V. V. History of Economic Thought. Electronic resource. Mode of access: http://mnogonauka.ru/48.html (24.02.2013, the date of access).
4. A. Muratov The problems of the harmonious development of economic systems / / International Economic Forum. Electronic resource. Mode of access: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/2577.htm (22.02.2013, the date of access)
5. Main directions of tax policy of the Russian Federation for 2013 and the planning period of 2014-
6. The official website of the Federal Tax Service of Russia http://www.nalog/ru.
7. Pinsk M. R. The development of tax competition in the Russian Federation: the monograph. -Moscow: Society, 2010. - 144 p.
8. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Stat. Sat / Rosstat. - M., 2012. - 990 p.
990 с.
Literature:
2000. 232.
2015.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
9. Shelomentsev A. G. Kozlov, O. A., Ekaterina Andreeva Methodological approaches to the formation of regional economic and social policies. Preprint. - Ekaterinburg: Ural Branch of Russian Academy of Sciences Institute of Economics. 2007.
10. Shelomentsev AG Small business and socio-economic development of the territories / AG Shelomentsev, S. Bazhenov. Ans. Ed. Acad. RAS AI Tatarkin. Ros. Acad. Sciences, Ural. office, Inst. - Yekaterinburg: IE RAS, 2012. - 431 p.