корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
Найденова Т. А., Швецова И. Н.
В статье проанализирована долгосрочная динамика финансовых ресурсов Республики Коми, их структура, показатели соотношения собственных и привлеченных доходов финансового баланса Республики Коми. Исследованы факторы, влияющие на формирование и состояние финансовых ресурсов Республики Коми. Сформулированы проблемы, которые обусловлены низкими темпами роста финансовых ресурсов в регионе.
In the article the long term dynamics of financial resources in the Komi Republic, ratios of incomes in financial balance of the Komi Republic are analyzed. Factors influenced the financial resources are researched. The key problems that cause law growth rate offinancial resources in the region are discussed.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, факторы формирования финансовых ресурсов, финансовый баланс, межбюджетные отношения.
Key words: financial resources, factors influenced financial resources, financial balance, inter budget relations.
Определение и оценка финансовых ресурсов региона в современных условиях приобретает важное значение для разработки адекватных механизмов управления экономикой отдельных территорий. Проводимые в настоящее время исследования, посвященные финансовым ресурсам, не уделяют должного внимания раскрытию сущности финансовых ресурсов, состоянию, методам их оценки, проблемам их формирования. Они в основном ориентированы на аспекты эффективного использования финансовых ресурсов в экономике, повышение инвестиционной активности субъектов экономической деятельности. Однако формирование финансовых ресурсов является первоочередным процессом, определяющим дальнейшие направления их использования.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
- уточнение сущности финансовых ресурсов;
- методологическое обоснование признаков финансовых ресурсов;
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
- методологическое обоснование функций финансовых ресурсов;
- методологическое обоснование элементов финансовых ресурсов;
- классификация источников формирования финансовых ресурсов;
- методологическое обоснование факторов, влияющих на состояние финансовых ресурсов.
Прикладные аспекты исследования:
- анализ состава и структуры финансовых ресурсов; -выявление тенденций в формировании финансовых ресурсов;
- оценка влияния отдельных факторов на размер финансовых ресурсов и существующие тенденции;
- диагностика потребностей в финансовых ресурсах региона;
- разработка рекомендаций по стратегии формирования финансовых ресурсов региона.
Теоретико-методологические аспекты исследования. Финансовые ресурсы, являясь основой экономического развития региона, играют ключевую роль в обеспечении его финансовой стабильности, финансовой самостоятельности. Поэтому методологическое уточнение сущности финансовых ресурсов необходимо для оценки состояния и обоснования стратегии их дальнейшего роста.
В современной научной экономической литературе отсутствует комплексное и всестороннее определение дефиниций «финансовые ресурсы» и «финансовые ресурсы региона».
Финансовые ресурсы зачастую отождествляют с финансовым потенциалом (С.В. Зенченко и др.). Однако несмотря на то, что эти понятия близки по содержанию, они не тождественны. Финансовые ресурсы рассматриваются как используемая часть финансового потенциала, то есть денежные доходы и накопления, полученные различными экономическими субъектами от использования имеющихся ресурсов. А финансовый потенциал можно рассматривать как способность имеющихся ресурсов приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный момент времени. Эта способность может быть и не реализована, поскольку доходы могут быть безвозвратно утеряны или вывезены за пределы страны, поэтому финансовый потенциал - оценочная, вероятностная категория.
В учебнике «Финансы» под редакцией А.Г. Грязновой и Е.В. Маркиной финансовые ресурсы определены как доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов отнесенных к их компетенции [4].
По нашему мнению, данное определение также не совсем точно отражает характерные признаки финансовых ресурсов.
Исследователи финансовых ресурсов свое внимание акцентируют на раскрытии их сущности на уровне государства, однако финансовые ресурсы формируются и на уровне региона. К тому же процесс их формирования на региональном уровне имеет свои особенности.
Итак, определим финансовые ресурсы региона как часть денежных ресурсов (собственных и привлеченных), находящихся в собственности или распоряжении региона, предназначенных для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения потребностей региона в общественных товарах и услугах.
Методологические обоснование признаков необходимо для того, чтобы показать специфику финансовых ресурсов, выделить их из всей совокупности финансовых категорий.
Финансовые ресурсы являются материально-вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы». Поскольку финансы представляют собой денежные отношения, опосредованные деньгами, постольку финансовые ресурсы - это такие ресурсы, которые имеют денежную форму. Однако финансовые ресурсы - это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами и населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства организаций и т.д.
Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права распоряжаться ими, что позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.
К финансовым ресурсам можно отнести только те денежные средства субъектов хозяйствования, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг, предназначены для финансирования функций органов государственной власти и местного
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Номер 4, 2013
самоуправления. Следовательно, они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Характерные признаки финансовых ресурсов, отражающие специфичность их содержания, наглядно представлены на рис. 1.
Рис. 1. Характерные признаки финансовых ресурсов.
Методологическое обоснование функций финансовых ресурсов связано с тем, что финансовые ресурсы являются носителем финансовых отношений. Следовательно, финансовые ресурсы, прежде всего, выполняют функции, присущие финансам. Однако они выполняют и специфические функции (рис. 2).
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА
Общие функции Специфические функции
* * * *
распределительная контрольная (количественное воспроизводстве удовлетво
(участие в процессе отображение нная рение
распределения и воспроизводственного (обслуживание потребнос
перераспределения процесса в целом и всех стадий тей в
стоимости валового различных его фаз, а также общественного обществен
регионального продукта, своевременное производства, в ных
доходов от информирование обо всех т.ч. и обмена) товарах и
внешнеэкономической отклонениях в движении услугах
деятельности и др.) финансовых ресурсов)
Рис. 2. Функции финансовых ресурсов региона.
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Элементы финансовых ресурсов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Элементы финансовых ресурсов.
Денежные средства населения не учитываются при расчете финансовых ресурсов. Это связано с тем, что население зачастую скрывает свои финансовые результаты. Кроме того, исследования семейных бюджетов нерепрезентативны по числу охваченных опросом семей.
Классификация источников финансовых ресурсов может осуществляться по различным критериям.
Источниками финансовых ресурсов региона являются стоимость валового регионального продукта, поступления от внешнеэкономической деятельности.
Финансовыми ресурсами органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления являются налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.
Финансовые ресурсы коммерческой организации - это выручка от реализации продукции, работ, услуг; выручка от прочей реализации; внереализационные доходы; бюджетные средства; средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально -интегрированных структур и отраслей.
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций - это взносы учредителей и членские взносы; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; бюджетные средства; безвозмездные перечисления физических лиц и организаций (целевой капитал); прочие источники.
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Методологическое обоснование факторов, влияющих на состояние финансовых ресурсов региона, необходимо для разработки направлений обеспечения их устойчивого роста.
На формирование финансовых ресурсов региона оказывают влияние две группы факторов: факторы, влияющие на отдельные элементы финансовых ресурсов; факторы, влияющие на объем и темпы роста финансовых ресурсов (таблица 1).
Таблица 1
Факторы формирования финансовых ресурсов региона
Элементы финансовых ресурсов Факторы, влияющие на отдельные элементы финансовых ресурсов
Прибыль прибыльных организаций 1) сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера); 2) способ ведения хозяйства, то есть преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация), либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль среди участников (некоммерческая организация); 3) организационно-правовая форма, отраслевые особенности; 4) масштабы производства; 5) объем платежеспособного спроса; 6) скорость оборота оборотных средств; 7) себестоимость; 8) цена; 9) гибкость структуры производства; 10) порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций
Амортизационные отчисления 1) видовая структура основного капитала; 2) ввод и выбытие основного капитала; 3) нормы амортизационных отчислений; 4) методы начисления амортизации; 5) амортизационная политика
Налоговые доходы 1) налоговый механизм, включающий объект налогообложения, способы формирования налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговые ставки, налоговые льготы, влияющие на уровень собираемости налогов; 2) результативность налогового администрирования
Неналоговые доходы 1) размеры и уровень использования объектов государственной собственности;
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
2) приватизационная политика; 3) цены на объекты государственной собственности; 4) прибыльность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Взносы на социальные нужды 1) методика расчета базы для начисления страховых взносов; 2) тарифы страховых взносов
Взаимоотношения с другими уровнями бюджетной системы 1) нормы бюджетного Кодекса РФ; 2) федеральное законодательство; 3) система межбюджетных отношений
Вторая группа факторов финансовых ресурсов относится к распределительным. Это условия формирования амортизационного фонда, регионального бюджета, соотношение прямых и косвенных налогов. Особо выделяется фактор структуры производства, который оказывает влияние на объем и темпы роста финансовых ресурсов и их отдельные элементы. Это обусловлено значительными межотраслевыми и внутриотраслевыми различиями в показателях производительности труда, фондоотдачи, удельных капитальных вложений, себестоимости продукции. Поэтому структура производства должна непрерывно адаптироваться к рыночной среде.
Прикладные аспекты исследования. Выявление проблем начинается с анализа динамики состава и структуры финансовых ресурсов Республики Коми, с целью выявления тенденций в их формировании.
За 2011 г. в Республике Коми было аккумулировано 258,3 млрд руб. финансовых ресурсов. Анализ динамики финансовых ресурсов за анализируемый период свидетельствует, что объем финансовых ресурсов имеет устойчивую тенденцию к росту: за 2000-2011 гг. финансовые ресурсы в абсолютном выражении выросли на 220,6 млрд руб., или в 6,8 раза. Данная тенденция является позитивным моментом и работает на имидж региона. Основным источником, формирующим финансовые ресурсы, явились денежные средства организаций и средства бюджетов (табл. 2).
Таблица 2
Динамика финансовых ресурсов Республики Коми в 2000-2010 гг. (млрд руб.)1
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Финансовые ресурсы - всего 37,7 43,8 47,8 50,5 67,6 82,4 101,2 120,1 129,3 164,4 209,1 258, 3
В т.ч.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
Номер 4, 2013
Доходы организаций 15,8 20,8 17,8 14,0 22,9 31,2 39,1 47,6 39,2 64,2 91,5 135,5
Доходы бюджетов всех уровней 16,0 19,7 29,0 38,1 49,0 70,6 85,0 86,0 111,6 78,2 90,3 92,5
Доходы государственных внебюджетных фондов 9,7 11,2 8,4 8,3 10,8 11,4 13,4 16,1 16,4 15,9 25,0 30,3
Средства переданные на федеральный уровень 7,8 15,5 20,7 23,8 31,3 19,5 61,8 57,0 75,8 45,6 51,9 64,1
Средства, полученные с федерального уровня 4,0 7,7 13,3 13,9 16,0 18,7 25,6 27,5 37,9 51,7 54,2 56,5
Республика Коми. Итоги 2011. Часть 1. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2012. С. 155; Социально-экономическое положение Республики Коми: Доклад. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2012. С. 123.
За 2000-2011 гг. структура финансовых ресурсов изменилась существенно. В период с 2001 по 2009 гг. в составе финансовых ресурсов превалировали бюджетные средства, в 2010 г. ситуация меняется, доля средств хозяйствующих субъектов (52, %) превышает бюджетные ассигнования. Негативным моментом для республики является отрицательное сальдо финансовых взаимоотношений. Республика перечисляет в федеральный центр средств больше, чем получает (табл. 3).
Таблица 3
Структура финансовых ресурсов Республики Коми в 2000-2010 гг. (процентов)1
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Финансовые ресурсы-всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в т.ч.
Доходы организаций 42 47 37 28 34 38 39 40 30 39 44 52,5
Доходы бюджетов всех уровней 42 45 61 75 73 86 84 72 86 47 43 35,8
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]
Номер 4, 2013
Доходы
государственных
внебюджетных
фондов
Средства,
полученные
федерального
уровня
исключением
средств
переданных
федеральный
уровень
за
на
26
- 10
26
- 18
18
-16
16
- 19
16
■ 23
14
-38
13
-36
13
-25
13
-29
10
12
11,7
-7,6
Республика Коми. Итоги 2011. Часть 1. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми; 2012. С. 155; Социально-экономическое положение Республики Коми: Доклад. Сыктывкар. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2012. С. 123.
Анализ данных, приведенных в таблице 4, позволяет сделать вывод о нестабильности темпов роста финансовых ресурсов. Начиная с 2005 г. наблюдается спад темпов роста финансовых ресурсов в регионе, что является ярким свидетельством надвигающегося экономического кризиса. Самые низкие темпы роста имеют место в 2008 г. - в год разразившегося финансового кризиса. В 2009 г. имеет место тенденция роста финансовых ресурсов. Однако в 2010 г. темп роста остался на уровне 2009 г., а в 2011 г. он падает относительно предыдущего года.
Таблица 4
Темпы роста финансовых ресурсов в процентах к предыдущему году1
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Финансовые ресурсы -всего 16,2 9,1 5,6 33,9 21,9 22,8 18,7 7,7 27,1 27,2 23,5
1 Рассчитано авторами по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Для органов государственной власти республики важно иметь информацию о соотношении между собственными и привлеченными доходами в составе финансовых ресурсов, поскольку этот показатель свидетельствует об уровне самостоятельности региона, его автономии (табл. 6).
4
1
с
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^йт^^^у^ш.™
Номер 4, 2013
Таблица 6
Соотношение собственных и привлеченных доходов финансового баланса Республики Коми1, %
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Финансовые ресурсы - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В т.ч.
Собственные финансовые ресурсы 89,4 84,5 70,5 72,4 74,6 77,4 74,7 77,2 70,7 68,6 74,1 78,1
Привлеченные финансовые ресурсы 10,6 15,5 29,5 27,6 25,4 22,6 25,3 22,8 29,3 31,4 25,9 21,9
1 Рассчитано авторами по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Собственные финансовые ресурсы составляют основную часть в структуре финансовых ресурсов. Это - положительный факт. Однако наблюдается неблагоприятная тенденция снижения доли собственных средств в структуре финансовых ресурсов в 2011 г. по сравнению с 2000 г. на 11,3 процентных пункта, что негативно сказывается на финансовом положении Республики Коми, усиливает зависимость региона от федерального центра, снижает его инвестиционную привлекательность.
Оценим наиболее существенные факторы, влияющие на формирование и состояние финансовых ресурсов.
Первый фактор - размер налоговых поступлений.
Основная доля налогов поступила от организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых». Зависеть от одного источника, прежде всего от нефтяной промышленности, опасно для бюджета. Но диверсифицировать налоговые поступления пока не удается. На темпы роста финансовых ресурсов оказывает влияние размер налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Но налоговая база по этому налогу не достигает объемов, установленных планом, несмотря на то, что балансовая прибыль организаций в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 53 % и составила 89585 млн руб. Однако в республике велик удельный вес убыточных организаций (в 2011 г. - 1/3 всех организаций республики).
Вестник Научно-исследовательского центра Н 4 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^йт^^^у^ш.™
В соответствии с 25 главой Налогового Кодекса «Налог на прибыль организаций» налогоплательщикам предоставлено право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученного убытка, что является лазейкой для получения необоснованной налоговой выгоды.
Структуру источников финансовых ресурсов определяет и порядок уплаты налога на прибыль организаций (налоговая база рассчитывается по организации в целом, а уплачивается по месту регистрации обособленных подразделений). Данное положение важно для Республики Коми, так как здесь расположены крупные многопрофильные плательщики, которые уплачивают налоги по месту регистрации вне пределов республики, оставляя местам производства убытки.
Второй фактор - значительное количество налоговых льгот.
В настоящее время по оценкам Минфина РФ налоговых льгот насчитывается около 200, что затрудняет эффективность их администрирования и снижает эффективность применения. Субъекты РФ имеют право предоставлять льготу по налогу на прибыль организаций, по налогу на добычу полезных ископаемых, что приводит к образованию выпадающих доходов. Также субъекты РФ несут существенные потери в связи с предоставлением льгот по региональным и местным налогам на федеральном уровне, а также с установлением льгот по ним в соответствии с законодательством Республики Коми и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Анализ данных табл. 7 свидетельствует, что выпадающие доходы консолидированного бюджета Республики Коми от предоставления налоговых льгот растут. Так, в 2006 г. потери составили 3205904 тыс.руб., а в 2011 г. они увеличились до 18554163 тыс.руб. Рост составил 5,8 раза. Очевидно, это обстоятельство негативно сказалось на объеме финансовых ресурсов, которыми располагает республика.
Таблица 7
Выпадающие доходы консолидированного бюджета Республики Коми в связи с предоставлением
налоговых льгот1, тыс.руб.
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011
Налог на прибыль организаций 524546 24935 99812 860110 436548
Налог на добычу полезных 188 028 2 653 559 6 229 264 8 737 257 13 077 784
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^йт^^^у^ш.™
Номер 4, 2013
ископаемых
Транспортный налог 10520 11111 11780 15505 17689
Налог на имущество организаций 2 426 905 2 603 137 2 823 355 4549477 4 733 976
Земельный налог 43722 218741 234744 246958 216753
Налог на имущество физических лиц 12 183 13 458 46 568 52 571 71 413
Итого 3205904 5524941 9445523 14461878 18554163
1 Составлено авторами по данным http://www.r1 Lnalog.ru/statistic/statforms/
УФНС по Республике
Коми/
Электронный ресурс
Третий фактор - объем неналоговых доходов.
Потенциальным источником роста финансовых ресурсов должны стать неналоговые доходы. Для этого в республике необходимо пересмотреть земельные отношения, проанализировать деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и перестроить их работу, разработать мероприятия по повышению эффективности использования государственной и муниципальной собственности, расширения в разумных пределах сети платных услуг.
Четвертый фактор - межбюджетные отношения.
Наиболее полное представление о статусе региона в аспекте его финансовых взаимоотношений с федеральным бюджетом дает показатель, отражающий соотношение между расходами федерального бюджета, осуществляемыми на территории региона, и доходами, собранными на территории региона и зачисленными в федеральный бюджет. Подобный показатель позволяет увидеть, какая часть поступивших с территории субъекта Федерации доходов возвращается обратно в субъект Федерации.
Наглядно ситуация в межбюджетных отношениях показана в табл. 8.
Анализ данных таблицы 8 показывает, что республика имеет отрицательный баланс во взаимоотношениях с федеральным центром. Это является, с одной стороны, оправданным, поскольку государство несет нагрузку общегосударственных затрат. С другой стороны, повышать уровень сальдо финансовых средств в пользу федерального бюджета в ущерб республике вряд ли допустимо.
Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2013
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йт^^^у^ш.™
Таблица 8
Взаимоотношения Республики Коми с Российской Федерацией (млн.руб.)
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Перечислено средств в РФ 7,8 15,8 20,7 23,8 31,3 49,5 61,8 57,0 75,8 45,6 51,9 64,1
Получено средств из РФ 4,0 5,8 13,3 13,9 16,9 18,7 25,6 27,5 37,9 51,7 54,2 56,5
Сальдо финансовых взаимоотноше ний с РФ - 3,8 -10,0 -7,4 -9,9 -14,3 -30,9 -36,2 -29,5 -38,0 6,1 2,3 -7,6
Рассчитано авторами по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Диагностика потребностей в финансовых ресурсах региона проводится с целью определения суммы финансовых ресурсов, необходимых для полного удовлетворения потребностей публично-правовых образований.
Анализ данных табл. 9 свидетельствует о том, что Республика Коми в 2009 - 2010 гг. имеет положительное сальдо финансовых ресурсов, что свидетельствует о ее стабильном финансовом положении.
Таблица 9
Соотношение доходов и расходов финансовых ресурсов Республики Коми в 2000-2010 годах
(млрд. руб.)1
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Финансовые ресурсы - всего 37,7 43,8 47,8 50,5 67,6 82,4 101,2 120,1 129,3 164,4 209,1
Использование финансовых ресурсов всего 29,0 39,5 48,8 46,7 57,3 84,8 87,4 102,7 135,7 141,6 151,6
Дефицит, профицит финансовых ресурсов 8,7 4,3 -1,0 3,8 10,3 -2,4 13,8 17,4 -6,4 22,8 57,5
Республика Коми. Итоги 2011. Часть 1. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2012. С. 155; Социально-экономическое
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
положение Республики Коми: Доклад. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2012. С. 123.
В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы, которые обусловили низкие темпы роста финансовых ресурсов.
Первая. Наличие значительного количества льгот по федеральным, региональным и местным налогам. К тому же у Минфина РФ, Федеральной налоговой службы РФ, органов статистики нет полных сведений о результативности налоговых льгот, поскольку не разработана система их мониторинга, оценки эффективности, что не дает возможности для принятия объективного решения о продлении или отмене тех или иных налоговых льгот. Отсутствует механизм оценки выпадающих доходов бюджетов в результате применения налоговых льгот и освобождений, необходимый для подготовки закона о бюджете и отчета о его исполнении. По региональным и местным налогам льготы устанавливаются на федеральном уровне без учета возможностей региональных и местных бюджетов.
Вторая. Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах, сужает налоговую базу по налогу и создает условия для получения необоснованной налоговой выгоды.
Третья. Несовершенная система межбюджетных отношений, что приводит к вымыванию финансовых ресурсов из региона.
Четвертая. При проведении оценки финансовых ресурсов не учитываются денежные средства населения. Не на должном уровне проводится работа по вовлечению денежных средств населения в хозяйственный оборот.
В ходе исследования были определены следующие основные направления по обеспечению положительного тренда в обеспечении высоких темпов роста финансовых ресурсов.
Первое направление. Проведение серьезной предварительной подготовительной работы по расчетам эффективности введения налоговых льгот, определению объемов потерь бюджетов от установления налоговых льгот, изысканию источников покрытия выпадающих доходов, поскольку в налоговых
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
льготах больше, чем в другом инструменте налоговой политики, заложена потенциальная возможность получения налогоплательщиком неоправданной налоговой выгоды и нарушения условий конкуренции.
Второе направление. Внести изменения в Налоговый Кодекс РФ, заключающиеся в лишении прав организаций, неоднократно получающих убытки, по итогам налогового периода на их списание в последующие налоговые периоды.
Третье направление. Изменить систему межбюджетных отношений для предотвращения необоснованного перетока финансовых ресурсов, аккумулированных на территории Республики Коми в центр без адекватного предоставления общественных товаров и услуг путем выработки критерия централизации финансовых ресурсов в федеральном центре.
Четвертое направление. Для обеспечения высоких темпов роста финансовых ресурсов в будущем целесообразно проведение дальнейшей работы, направленной на трансформацию сбережений населения в инвестиции, путем восстановления доверия населения (потенциальных инвесторов) к вложениям в ценные бумаги через создание эффективной системы защиты прав инвесторов, снижение факторов инвестиционного риска, так как ключевой вопрос любого инвестора -соотношение доходности и риска инвестиций.
Список литературы:
1. Зенченко С.В. Формирование и оценка регионального финансового потенциала устойчивого развития экономики территории: теория и методология: автореф. дис. ... д.э.н.: 08.00.05://Зенченко С.В. Ставрополь, 2009.
2. Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма // Финансы. 2012. № 12. С. 31-
3. Сабитова Н.М. О понятии финансового потенциала региона и методология его оценки //Финансы. 2003. № 2. С.63-68.
4. Финансы: учебник/ А.Г.Грязнова, Е.В. Миркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г.Грязновой, Е.В. Миркиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М., 2010. 496 с.
5. Республика Коми. Итоги 2011. Часть 1. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми,
34.
2012 г.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]
Literature:
1. Zenchenko S. V. Formation and evaluation of the regional financial capacity for sustainable economic development areas : Theory and Methodology : Author. dis. Ph.D ... : 08.00.05 :/ / Zenchenko SV Stavropol,
2. Malis N.I. Improving elements of the tax mechanism / / Finance. 2012. Number 12. Pp. 31-34.
3. Sabitova N.M. On the concept of the financial potential of the region and its measurement / / Finance. 2003. Number 2. P.63 -68.
4. Finance: the textbook / A.G.Gryaznova, E.V. Mirkin, M.L. Sedov et al, ed. A.G.Gryaznovoy E.V. Mirkina. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Finance and Statistics; INFRA - Moscow, 2010. 496.
5. Komi Republic. 2011 results. Part 1. Information- analytical review. Syktyvkar: Regional office of the Federal State Statistics Service of the Republic of Komi, 2012.
2009 .