Научная статья на тему 'Теоретические подходы к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента'

Теоретические подходы к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чужмарова С. И.

В статье предложена классификация подходов к определению и содержанию государственного налогового менеджмента: процессный, системный, организационный, управленческий в сфере управления налогами или налоговыми потоками, управленческий в сфере действий налоговых органов; дана их характеристика. Определены тенденции развития государственного налогового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests classification of approaches to definition and context of state tax management: process, system, organizational, management approach in tax management or tax flow, management approach in the working sphere of tax authority; gives its characteristic. State tax management development tendencies are described in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОДЕРЖАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Чужмарова С. И.

В статье предложена классификация подходов к определению и содержанию

организационный, управленческий в сфере управления налогами или налоговыми потоками, управленческий в сфере действий налоговых органов; дана их характеристика.

Определены тенденции развития государственного налогового менеджмента.

The article suggests classification of approaches to definition and context of state tax management: process, system, organizational, management approach in tax management or tax flow, management approach in the working sphere of tax authority; gives its characteristic. State tax management development tendencies are described in the article.

Ключевые слова: государственный налоговый менеджмент, налоговая политика, региональная составляющая налоговой политики, регион, социально-экономическое развитие.

Key words: state tax management, tax policy, tax policy structure, the region, social-economic development.

Предпосылки обращения к теме государственного налогового менеджмента обусловлены необходимостью совершенствования налоговой системы и налоговой политики. Это связано с изменением понимания роли налоговой политики как сферы активной деятельности реализации государственных интересов.

Вопросы государственной политики в области налогообложения являются важными с позиций социально-экономического развития страны и регионов. Поскольку, устанавливая и увеличивая налоги государство заботится о формировании финансовых ресурсов для финансирования его функций, а осуществляя налоговое регулирование, стимулирует расширенное воспроизводство, привлечение инвестиций. В этой связи необходимо исследование теоретических подходов к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента, определение тенденций его развития в Российской Федерации.

государственного налогового менеджмента: процессный, системный,

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ 207 Я

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги

В настоящее время в российскую теорию и практику вошли термины «менеджмент» и «налоговый менеджмент», которые применяются наряду с понятиями «управление» и «управление налогообложением», использовавшимися ранее. Поэтому представляется важным определения тождественности понятий и их отличий. Несмотря на то, что понятие «управление» (различных систем, сфер, уровней, деятельности и др.) шире понятия «менеджмент», границы последнего расширяются. Термин «менеджмент» используется в налоговых отношениях, возникающих как на уровне государства, так и на уровне налогоплательщиков, разногласия между которыми обусловливают необходимость поиска организационно-экономических подходов для их минимизации, формирование оптимальной системы налогообложения, что входит в сферу деятельности государственного налогового менеджмента.

Разработке понятия налогового менеджмента посвящены труды СВ. Барулина, М.В. Карп, Д.Ю. Мельника, В.А. Полозова, А.Г. Седова, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.

Систематизировав различные толкования, можно выделить следующие подходы к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента: процессный, системный, организационный, управленческий в сфере управления налогами или налоговыми потоками, управленческий в сфере действий налоговых органов (табл. 1)

Таблица 1

Классификация подходов к определению и содержанию государственного налогового менеджмента.

Подход Представители Определение государственного налогового менеджмента Объект государственного налогового менеджмента Функции государственного налогового менеджмента

Процессный Юткина Т.Ф. Система управления процессамидвижения денежных средств от субъектов сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет». Процесс движения денежных средств от субъектов сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет». Налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование, налоговый контроль.

Карп М.В. Процесс управления путем использования методов воздействия налогового механизма на Процесс управления. Планирование, организация, координация, стимулирование, контроль.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

налоговую систему в целях реализации налоговой политики.

Замятин Б.И. Процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве, целенаправленный процесс воздействия на налоги и налогообложение для достижения определенных экономических, финансовых и социальных результатов. Процесс воздействия на налоги и налогообложение.

Черник Д.Г. Процесс воздействия налогами и налогообложением на поведение субъектов хозяйствования и населения Процесс воздействия на налоги и налогообложение.

Системный Ласточкина В.М. Управление налоговыми отношениями с целью создания стабильной налоговой системы. Налоговая система.

Крысоватый А.И., Кизыма А.Я. Механизм, встроенный в налоговую систему. Планирование и прогнозирование, регулирование, контроль.

Манташев Т.Б. Механизм управления налоговой системой. Прогнозирование и планирование поступлений налоговых доходов.

Организационный Борзунова О.А. Целенаправленная, организующая деятельность субъектов с целью наиболее оптимального и юридически компетентного Организация воздействия на налоговые фонды денежных средств. Планирование, организация.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ тс^ш^^^у^вд.га

воздействия на

налоговые фонды

денежных средств

Тимченко Совокупность Организация Планирование,

О.М., приемов и методов налоговых организация,

ТищенкоА.Н., организации отношений. регулирование,

Беляевская налоговых контроль.

Л.А., Луцик отношений для

А.И. обеспечения

формирования

доходной части

бюджета и влияния

на развитие

производства и

социальной сферы.

Управленческий Барулин С.В., Система управления Налоги или Анализ и оценка,

как сферы Ермакова Е.А., налоговыми налоговые обеспечение

управления Степаненко потоками. потоки. ценового

налогами или В.В. равновесия

налоговыми совокупного

потоками налогового

бремени с объемом

и качеством

предоставляемых

общественных

благ,

рационализация

структуры

налогового

бремени и

государственных

расходов,

разработка

налоговой

концепции и

приоритетов

налоговой

политики,

принятие решений,

разработка

налогового

бюджета,

управление и

мониторинг,

защита от рисков.

Седов А.Г. Система управления Анализ,

налоговыми прогнозирование,

потоками. принятие решений,

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

управление

текущим

исполнением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

налоговых

обязательств,

защита налоговых

поступлений

государства,

создание системы

внутреннего

контроля и информационного

обеспечения.

Хотинская Управление -

Г.И. налогами.

Горлов В.В., Система управления Планирование,

Годовасенко налоговыми регулирование,

ИТ. потоками. анализ, контроль.

Никулина С.В. Система управления налоговыми потоками.

Комлев Л.И. Система управления налоговыми потоками.

Управленческий в Полозов В.А. Сфера Действия Фискальная,

сфере действий управленческих налоговых налоговое

налоговых действий налоговых органов. планирование,

органов органов. оценка налоговых поступлений, выработка единой налоговой стратегии, формирование системы управления налоговыми процессами.

Скакунова Фискальная,

А.А. регулирующая, контрольная.

Экономическое содержание государственного налогового менеджмента раскрывается в его целях, задачах, функциях. Следует отметить, что единого мнения у ученых экономистов по поводу таковых нет.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Представители процессного подхода в качестве объекта государственного налогового менеджмента рассматривают различные такие процессы, как управление, движение денежных средств от субъектов сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет», воздействие на налоги и налогообложение. Ими выделены функции государственного налогового менеджмента: планирование, регулирование, стимулирование, организация, координация, контроль.

В системном подходе к определению государственного налогового менеджмента объектом управления выступает налоговая система страны в целом без учета регионального уровня. В.М. Ласточкина в качестве элемента налогового менеджмента выделяет контрольно-экономическую работу налоговых органов [5], которая, по нашему мнению, является лишь одним из направлений их деятельности, а не элементом. А. И. Крысоватый и А. Я. Кизыма выделяют три сферы государственного налогового менеджмента: налоговое планирование и прогнозирование, регулирование и контроль, а также указывают, что в состав системы государственного управления налогообложением входят законодательные, административные органы [4]. Т. Б. Манташев одной из основных функций государственного налогового менеджмента рассматривает прогнозирование и планирование поступлений налоговых доходов в бюджеты разных уровней «на основе применения различных, апробированных на практике методов и способов, среди которых преобладают динамические ряды, применение налогового паспорта региона» [7].

В организационном подходе к определению государственного налогового менеджмента объектом управления выступает организация налоговых отношений.О.А. Борзунова указывает, что налоговое планирование является одним из самых распространенных вариантов налогового менеджмента. [2] При этом не уделяет внимание таким элементам налогового менеджмента как налоговый контроль, налоговое регулирование и др. По мнению А. И. Луцик, организационная функция государственного налогового менеджмента заключается в создании структуры и обеспечении эффективной деятельности государственных органов власти [6]. О. М. Тимченко отмечает, что задача государственного налогового менеджмента - обеспечение формирования доходной части бюджета -определяет основную функцию налогов - фискальную. В аспекте государственного налогового менеджмента выделяются функции планирования, организации, регулирования, контроля [15]. Такой же точки зрения придерживается А.Н. Тищенко и Л.А. Беляевская [16]. Особую роль они отводят организационной функции, суть которой сводится не только к созданию и функционированию органов власти в сфере налогообложения, но и к их взаимодействию. По их мнению, недооценка организационной функции государственного налогового менеджмента проявляется в нарушении

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

принципа стабильности законодательства о налогах и сборах, результатом которого являются проблемы в выполнении функции планирования налоговых поступлений в бюджет, что отражается на отсутствии стабильного роста доходов бюджета. Выделенные функции государственного налогового менеджмента авторы справедливо рассматривают во взаимодействии между собой.

Следует отметить, что организация налоговых отношений как сущность государственного налогового менеджмента является очень узким пониманием этого явления, поскольку сводится к организации воздействия на «налоговые фонды денежных средств», имеющиеся в наличии. При этом не рассматривается организация налоговых отношений с позиций расширения налогового потенциала страны и регионов. Недостатком организационного подхода является также игнорирование организации налоговых отношений на уровне региона. Кроме того, организация является одним из элементов государственного налогового менеджмента, но не единственным.

В управленческом подходе к определению государственного налогового менеджмента как сферы управления налогами или налоговыми потоками объектом управления выступают налоги и налоговые потоки, направленные от налогоплательщиков в бюджет. А.Г. Седов выделяет следующие функции налогового менеджмента: анализ и прогнозирование показателей экономического роста, государственных доходов и расходов, состояния предприятий, принятие долгосрочных налоговых решений, определение оптимальных уровней и структуры налогов, принятие решений об изменении отдельных их элементов, о выборе наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, управление текущим исполнением налоговых обязательств и др. [12]. В качестве методов общего налогового менеджмента им выделены: эффективная налоговая политика, выбор оптимального налогового режима. Указанные методы являются спорными, поскольку выработка эффективной налоговой политики осуществляется на уровне государственного налогового менеджмента, а выбор оптимального налогового режима (традиционная система налогообложения или специальные налоговые режимы, в частности упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) - на уровне корпоративного налогового менеджмента.

В основе налогового менеджмента, по мнению авторов, лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. В теории менеджмента управление, с одной стороны, связывается с реализацией главных его функций, в частности планированием, регулированием, анализом и контролем, а с другой - трактуется как отдельный вид управленческой деятельности, направленный на руководство людьми [3].

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

В рамках эффективной налоговой политики в качестве основных задач государственного налогового менеджмента С.В. Никулина выделяет следующие:обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля [8].

В управленческом подходе к определению государственного налогового менеджмента как управленческим действиям налоговых органов объектом управления выступают действия налоговых органов. По нашему мнению, понятие государственного налогового менеджмента значительно шире и включает также формирование нормативной базы по налогам и налогообложению, управление налоговым потенциалом страны и регионов, что не входит в компетенцию деятельности налоговых органов. Государственный налоговый менеджмент, по мнению В.А. Полозова, предполагает формирование экономически обоснованной и эффективной стратегии реализации фискальных функций государством с соблюдением классических принципов налогообложения. Он реализуется путем планирования обязательных платежей во все уровни бюджета с использованием новых методик и технологий [10].

Исследование теоретических подходов к экономическому содержанию государственного налогового менеджмента (процессного, системного, организационного, управленческого как сферы управления налогами и налоговыми потоками, управленческого в сфере действий налоговых органов) позволило автору выработатьрегиональный подход, основанный на комплексном применении теоретических разработок в этой сфере.

По мнению автора, государственный налоговый менеджмент - это процесс управления налогообложением посредством осуществления налогового планирования, регулирования, анализа, учета, контроля, организации и принятия решений с целью влияния на социально-экономическое развитие страны и регионов. В рамках регионального подхода необходимо формирование концепции развития государственного налогового менеджмента на уровне регионов, ориентированной на достижение фискальных и регулирующих целей федеральной и региональной составляющих налоговой политики.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Тенденциями развития государственного налогового менеджмента, по мнению автора, являются:

- развитие концепции стратегического государственного налогового менеджмента на уроне регионов, основанной на взаимосвязи стратегических целей и задач социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований, региональной политики федерального центра, налоговой политики и ее региональной составляющей;

- формирование теоретико-методологических положений по оценке результативности государственного налогового менеджмента, включающих оценку фискального и регулирующего направлений налоговой политики, оценку налоговых механизмов, влияния на экономику страны и регионов, влияния на развитие социальной сферы;

- определение направлений повышения социально-экономической результативности государственного налогового менеджмента для регионов, в том числе северных, включающих расширение налогового потенциала региона, увеличение налоговых доходов консолидированного регионального бюджета.

Список литературы:

1. Артюх В. Налоговое администрирование и тенденции его развития. 30.09.2012. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/article/38388/nalogovoe-administrirovanie-i-tendentsii-ego-

razvitiya (дата обращения 7.10.2012 г.)

2. Борзунова О.А. Менеджмент в налоговой сфере России: достижения и проблемы. [Электронный ресурс] URL: www.mgimo.ru/files/16433/Lex_2008-02_borzunova.doc (дата обращения 06.10.2012 г.)

3. Горлов В.В., Годовасенко И.Т. Взаимосвязь финансового и налогового менеджмента. Библиотека бухгалтерских и налоговых документов. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.naloglib.net/011/k-voprosu-o-nalogovom-administrirovanii-krupneishikh-nalogoplatelshchikov (дата обращения 7.10.12)

4. Крысоватый А.И., Кизыма А.Я. Податковий менеджмент. Тернотль: Карт-бланш. 2004. 304 с.

5. Ласточкина В.М. Контрольно-экономическая работа налоговых органов: механизм и перспективы развития: Дис. к.э.н. Ростов-на-Дону. 2004.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

6. Луцик А.1. Оргашзацшш засади державного податкового менеджменту // Фшанси Украши. 2003. №2. С. 28-38.

7. Манташев Т.Б. Государственное регулирование поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации: Автореф. дис. к.э.н.: 08.00.10. Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ. Москва.

8. Никулина С.В. Администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне: Автореф. дис. к.э.н. по специальности 08.00.10. Орел. ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учетно-научно-производственный комплекс».

9. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.

10. Полозов В.А. Формирование государственного налогового менеджмента Российской Федерации: Автореф. дис. к.э.н.: 08.00.10. Орлов. гос. техн. ун-т. Орел. 2008. 24 с.

11. Седов А.Г. Налоговый менеджмент: сущность и функции /Развитие финансовых отношений в современной России: сб. науч. трудов / под ред. С.В. Барулина, В.В. Степаненко. - Саратов: СГСЭУ, 2002.

12. Седов А.Г. Организация корпоративного и государственного налогового менеджмента в России: Автореф. дис. к.э.н. по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит». Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. Саратов, 2004.

13. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент. Администрирование. Планирование. Учет. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. с. 381

14. Скакунова А.А. Модернизация государственной налоговой политики в социально-ориентированной налоговой системы: Автореф. дис. к.э.н. по специальности 08.00.10. Орел,

15. Тимченко О.М. Податковий менеджмент: Навч. Поабник. - К.: КНЕУ. 2001. - 150 с.

16. Тищенко А.Н., Беляевская Л.А. Функции налогового менеджмента во взаимосвязи на макро-и микроуровне / / Экономика пром-сти. - 2007. - № 1. - С. 10-14.

2010. 30 с.

2011. 24 с.

2012.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Literature:

1. Artukh B. Tax administrating and tendency of its development. 30.09.2012. E-source: http://fb.ru/article/38388/nalogovoe-administrirovanie-i-tendentsii-ego-razvitiya/ (seen

2. Borzunova O.A. Management in tax sphere in Russia: gaining and problems. E-source: http://www.mgimo.ru/files/16433/Lex_2008-02_borzunova.doc (seen 06.10.2012)

3. Gorlov V.V., Godovasenko I.T. Interrelation of finance and tax management. Library of bookkeeping and tax documents. 2008. E-source: http://www. Naloglib.net/001/k-voprosu-o-nalogovoe-administrirovanie-i-tendentsii-krupneishikh-nalogoplatelchikov(seen 7.10.2012)

4. Krysovaty A.I., Kizyma A.Y. Podatkovyi management: Tutorial. Ternopil: Cartblansh. 2004. -p.304.

5. Lastochkina V.M. Control and economic work of tax authorities: mechanism and prospective of development. A thesis for the degree of candidate of economic sciences. Rostov-on-Don.2004.

6. Lutsik A.I. Organizatsyinyi zasadi podatkovogo management// Financi Ukraine. - 2003. - №2. - p.

7. Mantashev T.B. State regulation of tax revenue in the consolidated budget of the Russian Federation. Synopsis the Dissertation for the degree of candidate of economic sciences: 08.00.10. Russian State Tax Academy of the Ministry of Finance. Moscow. 2010. P. 30.

8. Nikulina S.V. Tax administration relations in the management of tax processes at the state level. Synopsis of the Dissertation for the degree of candidate of economic sciences: 08.00.10.Orel. FGBOU VPO "State University - Accounting and Research and Production Complex". 2011. P. 23.

9. Main directions of tax policy of the Russian Federation for 2013 and planning period 2014-2015.

10. Polozov V.A. Formation of state tax management of the Russian Federation. Synopsis of the Dissertation for the degree of candidate of economic sciences: 08.00.10. Orlov. State tech. un-ty Orel. 2008. P. 24.

11. Sedov A.G. Tax management: the nature and functions / Development of financial relations in modern Russia: collection of scientific papers, edited by Barulin S.V., StepanenkoV.V. - Saratov: SGSAU, 2002.

12. Sedov A.G. Organization of corporative and tax management in Russia. Synopsis of the Dissertation for the degree of candidate of economic sciences: 08.00.10. "Finances, currency and credit" Saratov. St. soc.-econom. Univer. - Saratov, 2004.

7.10.2012)

28-38.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

13. Selezneva N.N. Tax management. Administration. Planning. Accounting. M.: Unity - Dana, 2007. -p.381.

14. Skakunova A.A. Modernization of state tax policy in the social-based tax system. Synopsis of the Dissertation for the degree of candidate of economic sciences: 08.00.10. Orel. 2012.

15. Timchenko O.M. Podatkovyi management: Tutorial. K.: KNEY. 2001. P. 150.

16. Tishenko A.N. Belyavskaya L.A. Tax management functions in relation to the macro and micro level //Economy of production. - 2007. - №1. - p. 10-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.