Научная статья на тему 'Концепция гармонии–дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса'

Концепция гармонии–дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1140
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ / CONCEPT / INTERPERSONAL RELATIONS / HARMONY AND DISHARMONY / SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL DISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский С. В.

В статье на основании теоретического анализа и проведенных эмпирических исследований представлена концепция гармонии–дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF HARMONY AND DISHARMONY OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS’ SUBJECTS

On the basis of the theoretical analysis and the carried-out empirical researches the concept of harmony and disharmony of the interpersonal relations of educational process’ subjects is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Концепция гармонии–дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса»

сталение о самопрезентации носит более полный и развернутый характер и включает качечества личности, значимые в межличностном общении.

Наряду с общими чертами представления о самопрезентации студентов социономических и технических специальностей имеют ряд различий. В частности, студенты технических специальностей выразили мнение о том, что для их будущей профессиональной деятельности самопрезентация не имеет большого значения, так как их профессия не предполагает в качестве главного условия непосредственное общение с людьми. Студенты социономическо-го направления, наоборот, высказались о необходимости эффективной самопрезентации для успешности их профессиональной деятельности.

Студенты технических специальностей считают, что для эффективной самопрезентации представители их профессии должны обладать прежде всего культурой внешнего вида и уверенным поведением, в то время как студенты социономических специальностей в число наиболее важных характеристик, необходимых для успешной самопрезентации, включают культуру речи и использование невербальных средств общения.

Полученные данные можно объяснить спецификой будущей профессиональной деятельности, освоение которой осуществляется студентами в вузе по специальным стандартам и программам, в соответствии с которыми в процессе учебы у студентов формируются необходимые профессиональные качества.

Таким образом, результаты проведенного опытного исследования подтвердили наше предположение о том, что представления о характере и значении самопрезентации в будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по техническому и социономическому направлениям, имеют свои особенности.

Список литературы

1 Жуков, Ю. М. Эффективность делового общения [Текст]

/ Ю. М. Жуков. - М., 2002.

2 Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. -

СПб., 1997.

3 Михайлова, Е. В. Самопрезентация. Теории, исследова-

ния, тренинг [Текст] / Е. В. Михайлова. -СПб., Речь, 2007.

4 Семенова, Л. М. Формирование профессионального

имиджа и готовности к самопрезентации у будущих специалистов в области массовой коммуникации [Текст] / Л. М. Семенова. - Челябинск, 2008.

5 Соколова-Бауш, Е. А. Самопрезентация как фактор

формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте [Текст] / Е. А. Соколова-Бауш // Мир психологии.- 1999. - № 3.

6 Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния

[Текст]/В. М. Шепель.- М., 1997.

ДК 159.9 С.В. Духновский

Уральский государственный педагогический университет

КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИИ-

ДИСГАРМОНИИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье на основании теоретического анализа и проведенных эмпирических исследований представлена концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: концепция, межличностные отношения, гармония и дисгармония, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая дистанция

S. V. Dukhnovsky

Ural State Pedagogical University

CONCEPT OF HARMONY AND DISHARMONY OF THE INTERPERSONAL RELATIONS OF EDUCATIONAL PROCESS' SUBJECTS

Annotation: On the basis of the theoretical analysis and the carried-out empirical researches the concept of harmony and disharmony of the interpersonal relations of educational process' subjects is presented in the article.

Keywords: concept, interpersonal relations, harmony and disharmony, subjects of educational process, social and psychological distance.

На основании теоретического анализа [12; 13; 14; 15 и др.] и описания, полученных в ходе проведенных исследований эмпирических данных [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11], нами была разработана концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, центральным моментом которой является социально-психологическая дистанция между ними.

При разработке концепции мы учитывали то, что она должна отвечать общему методологическому требованию - дать целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности. В нашем контексте -это межличностные отношения субъектов образовательного процесса. Концепция должна включать в себя целостную систему знаний, содержащую как методы объяснения, так и предсказания возникно-

вения гармонии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Концепция отвечает основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системности и развития. Следование методологическим принципам будет проявляться в следующем.

Принцип детерминизма применительно к концепции гармонии и дисгармонии межличностных отношений, обусловленной социально-психологической дистанцией между субъектами образовательного процесса, ориентирован на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени её следствию. Кроме этого, необходимо учитывать также и системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, также необходимо учитывать и целевой детерминизм, в соответствии с которым цель будет определять результат.

Принцип развития предполагает наличие двух противоборствующих тенденций: сохранения, поддержания отношений, с одной стороны, и их изменения (развития), с другой. Благодаря этому взаимодействующие субъекты образовательного процесса способны регулировать отношения друг с другом, а также выстраивать множество дистанций с разными людьми, а порой и с одним и тем же субъектом в зависимости от требований ситуации, в которой протекает их взаимодействие.

Принцип системности в концепции гармонии и дисгармонии межличностных отношений, обусловленной социально-психологической дистанцией между субъектами образовательного процесса, позволяет представить дистанцию в качестве целостности, в которой выявляются разные её составляющие: когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная; сочетание и степень выраженности данных составляющих будут определять степень близости (отдаленности) между взаимодействующими субъектами образовательного процесса. Реализация данного принципа позволяет использовать концепцию для анализа таких систем межличностных отношений, как «педагог-ученик», «педагог-родитель ученика», «родитель-ребенок».

Предложенную концепцию характеризует логическая зависимость одних её сторон от других, принципиальная возможность выведения её содержания из некоторой совокупности исходных положений, представленных ниже.

Положение 1. Гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой взаимную удовлетворенность отношениями, постоянный диалог, открытость, контакт, настрой друг на друга, заботу о благополучии партнера, отказ от всякого манипулятивного контроля и стремления к превосходству над ним, включение в самоценный контакт.

Положение 2. Дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса представляет собой отсутствие доверия, понимания, эмоциональной близости между взаимодействующими субъектами, напряжение и дискомфорт, возникающие

в совместной деятельности, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях, переживание одиночества субъектами отношений.

Положение 3. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлены изменением социально-психологической дистанции между ними. Социально-психологическая дистанция как характеристика межличностных отношений проявляется в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами образовательного процесса, регулирующейся внешними (средовыми) факторами, личностными особенностями, а также активностью субъектов.

Положение 4. Гармония и дисгармония межличностных отношений обусловлены выраженностью составляющих социально-психологической дистанции: когнитивной, коммуникативной, эмотивной, поведенческой и деятельностной. Когнитивная составляющая - это степень взаимопонимания. Эмотивная составляющая - соотношение силы сближающих и удаляющих чувств. Коммуникативная составляющая - степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Поведенческая и деятельностная составляющая предполагает совместное осуществление различных видов деятельности в образовательном процессе.

Положение 5. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса свойственна каждой их (отношений) форме: психологической, социальной и сексуальной. Гармония-дисгармония отношений будет определяться степенью близости-отдаленности между взаимодействующими субъектами, имеющейся в каждой их форме, а также умением-неумением дифференцировать формы отношений в зависимости от ситуации межличностного взаимодействия.

Необходимо указать на то, что создание концепции гармонии и дисгармонии межличностных отношений, в основе которой лежит социально-психологическая дистанция между субъектами образовательного процесса, не может быть оторвано от эмпирической основы. Только таким образом концепция способна развиться в систему взаимосвязанных положений, содержание которых подкреплено эмпирическими доказательствами. Данные положения будут представлены ниже.

Эмпирическое положение 1. Детерминантами межличностных отношений субъектов образовательного процесса, характеристикой которых является социально-психологическая дистанция между ними, являются самораскрытие партнеров, их эмоционально-чувственные характеристики, чувственный тон отношений между ними.

Следствие 1.1. Степень самораскрытия определяет, насколько взаимодействующие субъекты образовательного процесса открыты друг другу для взаимного познания и общения. Открывая или не открывая личную информацию, субъект контролирует границы личного, приватного пространства, что отражается на характере межличностных отношений

в континууме их гармоничности и дисгармоничности.

Следствие 1.2. Гармония и дисгармония межличностных отношений, обусловленная социально-психологической дистанцией, определяется такими параметрами доминирующего состояния, как тонус (высокий-низкий), эмоциональная устойчивость-неустойчивость, удовлетворенность-неудовлетворенность жизнью, бодрость-уныние, раскованность-напряженность, а также спокойствие-тревога. Гармоничные отношения способны выстраивать субъекты с благоприятным психическим состоянием. Такие отношения характеризуются возрастанием уровней активации и тонуса, снижением напряжения, преобладанием положительных эмоций, тогда как дисгармоничные отношения свойственны субъектам, находящимся в неблагоприятном психическом состоянии: здесь имеют место сниженные уровни активации и тонуса, повышенное напряжение, преобладание отрицательных эмоций.

Следствие 1.3. Гармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлена гедонистическими чувствами, а также соразмерной выраженностью сближающих и отдаляющих чувств в отношениях. Дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса обусловлена преобладанием астенических и меланхолических чувств в отношениях, наличием сильных (или хотя бы одного) удаляющих чувств либо несоразмерной выраженностью, заостренностью сближающих чувств.

Следствие 1.4. Гармоничность-дисгармоничность отношений субъектов образовательного процесса зависит от переживания ими благополучия-неблагополучия. Чем более благополучными чувствуют себя субъекты образовательного процесса, тем более гибко они способны выстраивать социально-психологическую дистанцию друг с другом, тем больше вероятности установления гармоничных межличностных отношений друг с другом и наоборот.

Эмпирическое положение 2. Гармоничность-дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленная дистанцией между ними, определяется их личностными характеристиками: приближающими и отдаляющими.

Следствие 2.1. Гармоничные отношения устанавливают субъекты, обладающие «приближающими» партнера личностными характеристиками, к которым относятся ответственность, добросовестность, выполнение обещаний; соблюдение правил и договоренностей; реалистичность восприятия; самостоятельность, независимость, соблюдение социальной дистанции; способность создавать, поддерживать и прекращать отношения, вступать в контакт и выходить из него; умение переносить одиночество и находиться в уединении; умение контролировать свои эмоции, выражать свои чувства; энергичность, активность инициативность; умение конструктивно конфликтовать, отстаивать свою точку зрения; сохранение аутентичности в общении и взаимодействии с другими людьми.

Следствие 2.2. Дисгармоничные отношения обусловлены наличием у субъекта «отдаляющих» партнера личностных характеристик, к которым относятся необязательность, недобросовестность, пренебрежение обязанностями и данными обещаниями; плохая переносимость опеки и контроля, зависимость от значимого лица; подверженность групповому влиянию; нечувствительность к социальной дистанции; плохая переносимость одиночества, отсутствие способности к уединению; избегание конфронтации с другими людьми даже в случае своей правоты; подозрительность и недоверие; неумение контролировать свои эмоции и выражать свои чувства; чрезмерный контроль своего поведения; пассивность, несамостоятельность, отсутствие инициативы; стремление всем нравиться, быть хорошим для всех; ориентация на помощь и одобрение со стороны партнера.

Следствие 2.3. Развитие «приближающих» и коррекция «отдаляющих» личностных характеристик взаимодействующих субъектов позволяет более гибко выстраивать и поддерживать социально-психологическую дистанцию, удовлетворяющую обоих партнеров и, соответственно, обеспечивающую гармонию в отношениях субъектов друг с другом.

Эмпирическое положение 3. Характер межличностных отношений и социально-психологическая дистанция в них обусловлены удовлетворением субъектом потребностей во взаимодействии.

Следствие 3.1. Удовлетворение потребности в «контроле» - желание влиять на партнера либо быть под контролем со стороны партнера - способствует пониманию и доверию между субъектами образовательного процесса. Депривация данной потребности приводит к дисгармонии межличностных отношениях, отдалению субъектов друг от друга.

Следствие 3.2. Удовлетворение потребности в «аффекте» - установлении эмоционально близких отношений - приводит к сокращению эмотивной дистанции. Депривация потребности приводит к эмоциональной холодности, отчужденности во взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Следствие 3.3. Удовлетворение потребности «включения» приводит к сокращению поведенческой и деятельностной составляющей дистанции. Депривация данной потребности приводит к трудностям, конфликтности и напряженности в осуществлении совместной деятельности, что является отражением дисгармоничности межличностных отношений.

Эмпирическое положение 4. Субъекты образовательного процесса способны изменять социально-психологическую дистанцию в континууме «неприемлемо близкая - далекая для них», что является отражением характера межличностных отношений в континууме «гармоничность-дисгармоничность». Промежуточными составляющими этого континуума выступают приемлемо сближенная и приемлемо удаленная для субъекта (субъектов) дистанция.

Следствие 4.1. Неприемлемо близкая, равно как и неприемлемо далекая дистанция являются отражением неудовлетворенности отношениями. Дис-

гармония межличностных отношений в первом случае может выражаться в желании установить сим-биотические отношения или манимулятивный контроль над партнером, а во втором - сопровождаться переживанием одиночества.

Следствие 4.2. В различных ситуациях межличностного взаимодействия приемлемо сближенная и приемлемо удаленная дистанция способствуют поддержанию удовлетворенности отношениями между субъектами. Например, приемлемо сближенная дистанция способствует установлению партнерских отношений между родителями и детьми, тогда как приемлемо удаленная дистанция между педагогом и учеником может быть необходимой для более эффективного выполнения педагогом профессиональных обязанностей.

Эмпирическое положение 5. Феноменами дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленной социально-психологической дистанцией между ними, выступают переживание одиночества, нарушение («вторжение») межличностного пространства партнера, интеракционная зависимость одного из субъектов отношений.

Следствие 5.1. Одиночество является результатом дисгармонии межличностных отношений, которая представляет собой отсутствие единства, согласия между людьми, недостаток доверия и понимания, ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами либо гиперболизированное доминирование сближающих чувств. Одиночество сопровождается плохим настроением и тягостными переживаниями, среди которых ведущую роль играют меланхолические и астенические чувства.

Следствие 5.2. Характер отношений между субъектами образовательного процесса связан с личным пространством, с его автономностью. Дисгармоничность в отношениях обусловлена «насильственным вторжением» в личное пространство субъекта. Стремление одного из субъектов сократить дистанцию воспринимается партнером как «вторжение» в его личное пространство.

Следствие 5.3. Интеракционная зависимость одного из субъектов образовательного процесса (или тенденция к ней), с одной стороны, способствует установлению более близкой дистанции между взаимодействующими людьми, но с другой, - появлению различных форм отклоняющегося поведения. Кроме того, такие формы зависимостей, как любовная и зависимость от людей и отношений, сопровождаясь навязчивым желанием субъекта сократить дистанцию со своим партнером, приводят к неудовлетворенности и дисгармонии отношений.

Эмпирическое положение 6. Гармония и дисгармония межличностных отношений, обусловленная социально-психологической дистанцией, в различных системах межличностного взаимодействия имеет свои как общие, так и отличительные особенности.

Следствие 6.1. В системе «родитель-ребенок»

ведущую роль играет эмотивная и когнитивная составляющие дистанции, что предполагает позитивный чувственный тон и взаимопонимание между взаимодействующими субъектами, их отсутствие либо недостаток приводят к дисгармонии межличностных отношений.

Следствие 6.2. В системе «педагог-родитель» доминирующей является когнитивная составляющая дистанции, что говорит о взаимопонимании между ними, ее отсутствие либо недостаток приводят к дисгармонии межличностных отношений.

Следствие 6.3. В системе «педагог-ученик» дистанция определяется различиями в социальном статусе субъектов, а также социальной ситуацией, в которой развертывается взаимодействие между ними. Наблюдается выраженность когнитивной и коммуникативной составляющих межличностной дистанции при умеренной выраженности эмотивной и поведенческой (деятельностной).

Эмпирическое положение 7. В основе профилактики дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса лежит комплексная психодиагностика, предполагающая обследование пар субъектов образовательного процесса в системах: «педагог-ученик»; «педагог-родитель ученика»; «родитель-ребенок».

Следствие 7.1. Диагностика осуществляется по следующей схеме: а) запрос к психологу (психодиагносту) от субъекта (субъектов) образовательного процесса о переживании неудовлетворенности сложившимися отношениями без осознания и понимания конкретных причин этого явления; б) изучение особенностей отношений, существующих между субъектами образовательного процесса, определение степени дисгармоничности отношений; в) выявление возможных «проблемных зон» - причин дисгармоничности отношений.

Следствие 7.2. При интерпретации данных, полученных в ходе комплексной диагностики гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловленной социально-психологической дистанцией между ними, необходимо учитывать следующие принципы: ориентацию на конкретные практические цели, соблюдение границ содержания, опору на эмпирические данные, полученные в ходе психометрической проверки использованных методик.

Следствие 7.3. Модель профилактики дисгармонии предполагает три составляющие: диагностическую, консультативную и развивающе-коррекци-онную. Представленную модель правомерно использовать в рамках первичной профилактики, вторичной профилактики, третичной профилактики.

Список литературы

1 Духновский, С.В., Овчарова Р.В. Психологическая коррек-

ция девиантного поведения подростков как переживание-преодоление критических ситуаций [Текст] / С.В. Духновский, Р.В. Овчарова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2001. - №5 (11). - С.93-112.

2 Духновский, С. В. Изучение параметров социально-

психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом [Текст] / С. В. Духновс-кий // Вестник Санкт-Петербургского ун-та.- Сер.6. -2007. - Вып.3. - С. 313-318.

3 Духновский, С. В. Социально-психологическая дистанция

в межличностных отношениях: факторы и регуляция [Текст] / С. В. Духновский, Л. В. Куликов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 12. - Вып. 2. -2009. - Ч.1. - С. 14-20.

4 Духновский, С. В. Анализ межличностной дистанции как

новый ресурс гармонизации отношений в системе «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» [Текст] /С. В. Духновский // Педагогическое образование России. - 2012. -№2. - С. 25-27.

5 Духновский, С. В. Нарушение личного пространства как

причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский //Образование и общество. - 2012. -№ 3 (74) - С. 47-50.

6 Духновский, С. В. Разработка методики «Определение

социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». - 2012. - № 19 (278). -Вып. 17. - С. 41- 46.

7 Духновский, С. В. Депривация потребностей как условие

дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7. - С.63-66.

8 Духновский, С. В. Самораскрытие как фактор гармонич-

ности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». - 2012. - №7 (71). - С.110-112.

9 Духновский, С. В. Комплексная диагностика гармонично-

сти и дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». -2012. - № 20 (279). - Вып. 18. - С.35-40.

10 Духновский, С. В. Личностные детерминанты гармо-

нии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - № 3. - Т.18. -С.89-91.

11 Духновский, С. В. Особенности дисгармонии в разных

формах межличностных отношений и стадиях их развития [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 3. - Т.5. - С.55-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Журавлев, А. Л. Отношение современных российских

предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 - С.89-109.

13 Калмыкова, О. И. Психологическая дистанция как

показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток» [Текст] : дис. ... канд. психол. наук /О. И. Калмыкова. - Ставрополь, 2001.

14 Купрейченко, А. Б. Восприятие психологической дис-

танции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года [Текст]/ А. Б. Купрейченко : в 8 т. Т-4. - СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. - С.565-567.

15 Теория и практика педагогических взаимодействий в

современной системе образования [Текст] : коллективная монография / под ред. Е. В. Коротаевой. -Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.

УДК 159.923 Е.Г. Ермолаева

Курганский государственный университет

РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению факторов и механизмов формирования личностных ценностей. Выделены 3 группы факторов: внешние, внутренние и деятельность человека, описана их роль в формировании личностных ценностей. Описаны основные процессы и механизмы формирования индивидуальной системы ценностей. Адаптация и социализация как процессы усвоения социальных и общечеловеческих ценностей. Индивидуализация как процесс построения подлинно индивидуальных ценностей. Раскрывается роль такого механизма индивидуализации, как рефлексия. Рефлексия как механизм трансформации социальных ценностных представлений, содержащихся в мировоззрении, в индивидуальную систему ценностей. Роль самосознания в этом процессе.

Ключевые слова: адаптация, индивидуализация, механизмы формирования ценностей, рефлексия, самосознание

E.G. Yermolayeva Kurgan State University

ROLE OF CONSCIOUSNESS AND REFLECTION IN PROCESS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF VALUE AND SENSE ORIENTATIONS OF PERSONALITY

Annotation. The article is devoted to the factors and mechanisms of forming of personal values. Three groups of factors are distinguished. They are external, internal and personal activity; their roles in the process of forming of personal values are given. The basic processes and mechanisms of forming individual system of values are described. Adaptation and socialization as processes of acquiring social and universal values are considered. Individualization as a process of building original individual values is described. The role of such mechanism of individualization as reflection is explained. Reflection as mechanism of transformation of social values, which contains a person's outlook and changes into an individual system of values. The role of self-consciousness in this process is given.

Keywords: аdaptation, individualization, mechanisms of forming of values, reflection, self-consciousness.

Ценностно-смысловые ориентации (или индивидуальные ценности) - важнейшие компоненты внут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.