Психологические науки
Рвусоіодіоа! всіепсев
УДК 37.013.77
Духновский Сергей Витальевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Института психологии
Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) [email protected]
ДЕПРИВАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ ДИСГАРМОНИЧНОСТИ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Dukhnovsky Sergey Vitalyevich
PhD in Psychology, Assistant Professor of the General Psychology Department, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg) [email protected]
DEPRIVATION OF NEEDS AS A CONDITION OF DISHARMONIC RELATIONS BETWEEN EDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS
Аннотация:
В статье с привлечением эмпирического материала, полученного с помощью авторских психодиагностических методик, обсуждаются результаты исследования депривации потребностей как условия дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса. Установлено, что в ситуациях, когда взаимодействующие субъекты не могут удовлетворить свои потребности в отношениях друг с другом, либо один из партнеров будет стремиться к навязчивому их удовлетворению «во что бы то ни стало», то это приведет к увеличению дистанции и дисгармоничности отношений между ними.
Ключевые слова:
потребности, межличностные потребности, социально-психологическая дистанция, гармония и дисгармония отношений, субъекты образовательного процесса.
Summary:
Basing upon empirical data, obtained with the author's psycho-diagnostic techniques, the article discusses results of the research of needs deprivation as a condition of disharmonic relations between educational process subjects. The author establishes that when interacting subjects are not able to satisfy their needs in the relations, or one party tends to fill the needs obsessively “no matter what", it results in gap increase and disharmony between them.
Keywords:
needs, interpersonal needs, social and psychological distance, harmony and disharmony in relationships, educational process subjects.
Характер отношений между людьми, в том числе, и между субъектами образовательного процесса обусловлен удовлетворением различных потребностей в межличностном взаимодействии. Соответственно потребности, как «нужда», «желание» получить что-либо от взаимодействия с партнером будут выступать одним из условий, факторов, определяющих характер отношений - их гармоничность или дисгармоничность. Кроме того, удовлетворение потребностей дает возможность стать более близкими друг для друга, сократив тем самым социальнопсихологическую дистанцию друг с другом.
С нашей точки зрения [1], социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.
Изменение дистанции, обусловленное удовлетворением или неудовлетворением потребностей в межличностном взаимодействии, отражается на характере межличностных отношений в континууме гармоничность - дисгармоничность.
Социально-психологическая дистанция включает в себя когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющие [2].
Когнитивная составляющая - это степень взаимопонимания.
Эмотивная составляющая - это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств.
Коммуникативная составляющая - это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.
Поведенческая составляющая - это готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.
Деятельностная составляющая - это готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция.
Ведущая идея исследования заключается в том, что выраженность описанных выше параметров, обусловленная удовлетворением или неудовлетворением потребностей во взаимодействии субъектов образовательного процесса, говорит о степени гармоничности / дисгармоничности межличностных отношений между ними.
Перейдем к описанию методики исследования. Выборку составили 50 педагогов (35 женщин и 15 мужчин) и 50 учеников (25 мальчиков и 25 девочек, учащихся 11-х классов). Обследование проводилось по просьбе психолога.
В качестве психодиагностических методик в исследовании использовали:
- методику «Определение социально-психологической дистанции в отношениях» «СПД» (С.В. Духновский) [3];
- «Опросник межличностных отношений» «ОМО», адаптированный А.А.Рукавишниковым [4];
- Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО» (С.В. Духновский) [5].
Обследование проводилось по следующей схеме:
а) педагог оценивает свои отношения с учащимся;
б) затем ученик оценивает отношения с педагогом.
Преимущества такого подхода заключаются в следующем. Мы получаем реальную картину отношений складывающихся между конкретными субъектами образовательного процесса. Кроме того, таким образом можно изучать особенности дисгармонии отношений и дистанции в них в различных системах, в нашем случае это система межличностных отношений «педагог-ученик».
Перейдем к описанию результатов исследования. Установлено, что показатели по шкалам методики «Субъективная оценка межличностных отношений» «СОМО», такие как напряженность - раскованность, отчужденность - близость, конфликтность - бесконфликтность, агрессия - добродушие, у обследованных выражены на среднем уровне (находятся в диапазоне от 37,1 до 41,3 баллов, что при переводе «сырых» значений в стандартные -«стэны», соответствует 4-6 стенам). На основании этого делаем заключение, что отношения обследованных субъектов достаточно гармоничны. Партнеры стремятся учитывать индивидуальные особенности друг друга, отношения при этом носят открытый характер и доставляют удовлетворение и удовольствие партнерам.
Считаем, что чем гармоничнее отношения, тем более межличностная дистанция удовлетворяет партнеров. Об особенностях межличностной дистанции в обследованных парах будут говорить данные, полученные по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД», а об удовлетворении потребностей - показатели по шкалам методики «Опросник межличностных отношений» «ОМО».
Установлено, что в обследованных парах показатели по шкалам методики «СПД» выражены на среднем и повышенном уровне (находятся в диапазоне от 51 до 63 Т-баллов) что говорит о следующем. В отношениях имеет место взаимопонимание, субъекты доверяют друг другу, преобладает позитивный чувственный тон в отношениях, а также не вызывает напряжения и конфликтности совместное времяпровождение (показатель поведенческой и деятельностной составляющей дистанции).
О том, какие потребности и в какой степени удовлетворяют субъекты образовательного процесса в отношениях друг с другом, будут свидетельствовать результаты, полученные по методике «Опросник межличностных отношений» «ОМО». На основании полученных данных можно заключить, что обследованные субъекты в отношениях друг с другом удовлетворяют такие потребности, как:
- потребность в принятии и понимания партнера; желание осуществлять с ним совместную деятельность, проводить больше свободного времени вместе (показатели «1е» находятся в диапазоне от 5,5 до 6,5 баллов);
- потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них (показатели «Се» находятся в диапазоне от 5,3 до 5,9 баллов);
- потребность в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях (показатели «Ае» находятся в диапазоне от 6,1 до 6,7 баллов).
Отметим, что данный факт имеет место в 79,5 % обследованных парах. На основании этого можно сделать вывод о гармоничности отношений. В них имеет место взаимопонимание и доверие, преобладает положительный эмоциональный фон и возможность конструктивно осуществлять совместную деятельность.
Исследования показали, что взаимодополняемость в удовлетворении потребностей в отношениях между партнерами, когда один из них стремиться удовлетворить ту или иную потребность (выраженное поведение), а другой способствует этому (требуемое поведение) обуславливает установление близкой дистанции и гармоничных межличностных отношений. Взаимодополняемость в удовлетворении потребностей способствует достижению гармонии в отношени-
ях благодаря возможности осуществления конструктивной совместной деятельности (поведенческая и деятельностная составляющая дистанции) и благоприятного чувственного тона (эмо-тивная составляющая дистанции). Кроме указанного выше, гармония в отношениях достигается благодаря наличию большего доверия (коммуникативная составляющая) и взаимопонимания (когнитивная составляющая дистанции) между субъектами образовательного процесса.
Однако у 20,3 % обследованных субъектов образовательного процесса показатели по шкалам контроль, аффект и включение (методика «Опросник межличностных отношений») находятся в диапазоне от 3,9 до 4,5 баллов. Это говорит о том, что субъекты не в полной мере удовлетворяют потребность в эмоциональной близости, потребность в осуществлении совместной деятельности, потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них. В отношениях этих субъектов, показатель индекс дисгармоничности по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» выражен на высоком уровне (8 стенов). Это говорит о том, что обследованные неудовлетворенны своими отношениями, они носят дисгармоничный характер. Аналогичная картина имеет место и по показателям по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД». Данные находятся в диапазоне от 35 до 46 Т-баллов, то есть они выражены на низком и пониженном уровнях. Это говорит о том, что в отношениях обследованных имеют место трудности взаимопонимания, доверия, неблагоприятный чувственный тон, а осуществление совместной деятельности сопровождается напряжением и конфликтами.
Таким образом, если взаимодействующие субъекты не могут удовлетворить свои потребности в отношениях друг с другом, либо один из партнеров будет стремиться к навязчивому их удовлетворению «во что бы то ни стало», то это приведет к дисгармоничности отношений и увеличению дистанции между ними.
На основании полученного эмпирического материала нам представляется достаточно обоснованным заключение о том, что характер межличностных отношений, их гармоничность / дисгармоничность обусловлена удовлетворением партнерами своих потребностей в отношениях друг с другом, а также тем, какую дистанцию они устанавливают во взаимодействии друг с другом. Чем больше имеется возможностей удовлетворения потребностей в отношениях - тем короче дистанция между партнерами, и тем гармоничнее отношения.
Факт взаимной связи показателей потребностей удовлетворяемых в отношениях по методике «Опросник межличностных отношений» «ОМО» с показателями по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции в отношениях» «СПД» нашел свое подтверждение в результате корреляционного анализа. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,37 до 0,57, при р<00,5.
Полученные результаты говорят о прямой зависимости показателей потребностей, удовлетворяемых субъектами в отношениях друг с другом (методика «ОМО»), с показателями составляющих межличностной дистанции (методика «СПД»). На основании этого делаем следующий общий вывод о том, что чем более удовлетворена потребность в принятии и понимании партнера; реализовано желание осуществлять с ним совместную деятельность; потребность в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них; потребность в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях, тем более короткая дистанция между партнерами, тем гармоничнее отношения между ними. Причем удовлетворение должно идти либо со стороны обоих партнеров, либо взаимодополняться друг другом.
Корреляционный анализ показал, что понимание своего партнера - когнитивная составляющая дистанции (показатель Сод^ по методике «СПД»), обусловлено желанием занять ведущую позицию, желанием контролировать партнера, беря ответственность за то, что и как будет делаться (показатель «Се» по методике «ОМО»). Это может выражаться в установке: «Я знаю, что для тебя лучше. Мне виднее, что ты должен делать». Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе педагогов.
Чем больше доверия испытывает субъект к своему партнеру - коммуникативная составляющая дистанции (показатель «Сот^» по методике «СПД»), тем, возможно, он больше нуждается в поддержке, руководстве и контроле со стороны партнера (показатель «Сш» по методике «ОМО»). Установка субъекта: «Скажите, как мне поступать, что мне нужно сделать». Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся.
Эмотивная составляющая дистанции (показатель «Ето^» по методике «СПД») связана с удовлетворением потребности в установление эмоционально-близких, теплых, партнерских отношений (показатели «Ае» и «Аш по методике «ОМО»). Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся.
Поведенческая и деятельностная составляющая дистанции (показатель «АсМ» по методике «СПД») связана с желанием субъекта принимать своего партнера; с потребностью
участвовать в совместной деятельности и активности, в сочетании с тем, чтобы и партнер стремился бы быть в его обществе (показатели «1е» и «Iw» по методике «ОМО»). Более высокие коэффициенты корреляции получены в группе учащихся.
На основании описанного выше правомерно сделать следующие обобщения.
Характер отношений, их гармоничность / дисгармоничность, обусловлен удовлетворением потребности в принятии и понимания партнера; желанием осуществлять с ним совместную деятельность, быть как можно чаще рядом, проводить больше свободного времени вместе; потребностью в совместном с партнером принятии решений и ответственности за них; потребности в установлении эмоционально-близких, теплых и дружеских отношениях. Причем это имеет место как в области выраженного поведения - со стороны самого субъекта, так и требуемого поведения - от его партнера.
В ситуациях, когда взаимодействующие субъекты не могут удовлетворить свои потребности в отношениях друг с другом, либо один из партнеров будет стремиться к навязчивому их удовлетворению «во что бы то ни стало», то это приведет к увеличению дистанции и дисгармоничности отношений между ними.
Установлено также, что понимание, доверие, положительный чувственный тон, эффективное, конструктивное осуществление совместной деятельности обусловлено удовлетворением актуальных для субъектов потребностей в межличностном взаимодействии. Что является отражением характера отношений между ними.
Для гармоничности отношений необходимо либо обоюдное удовлетворение потребностей в отношениях, либо взаимодополняемость - когда один из субъектов реализует (дает) то, в чем нуждается, что ожидает от него партнер.
Ссылки:
1. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. С. 14-20.
2. Там же.
3. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях: регуляция и диагностика: монография. Екатеринбург, 2010.
4. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1992.
5. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006.
References (transliterated):
1. Dukhnovskiy S.V., Kulikov L.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya distantsiya v mezhlichnostnykh otnosheniyakh: faktory i regulyatsiya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. 2009. P. 14-20.
2. Ibid.
3. Dukhnovskiy S.V. Distantsiya v mezhlichnostnykh otnosheniyakh: regulyatsiya i diagnostika: monograph. Ekaterinburg,
2010.
4. Rukavishnikov A.A. Oprosnik mezhlichnostnykh otnosheniy. NPTS «Psikhodiagnostika», Yaroslavl', 1992.
5. Dukhnovskiy S.V. Sub"ektivnaya otsenka mezhlichnostnykh otnosheniy. Rukovodstvo po primeneniyu. SPb., 2006.