2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
3. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - 25 с.
4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
5. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.
6. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 1. - С. 90-101.
7. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек. -Ярославль: ЯЛТУ, 1999. - С. 164-166.
8. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. - 672 с.
9. Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. - Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2001. - 14 с.
УДК 159.9.072
Духновский Сергей Витальевич
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В статье на основании проведенного эмпирического исследования выявлены приближающие и отдаляющие партнера личностные характеристики субъектов образовательного процесса, выраженность которых является фактором определяющим гармоничность-дисгармоничность отношений между ними.
Ключевые слова: гармония и дисгармония, межличностные отношения, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая дистанция.
Грмоничность и дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловлена социально-психологической дистанцией между ними. Используя понятие социально-психологическая дистанция, мы опираемся на тезис В.Н. Мясищева, который указывал, на то, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуальнопсихологическое, становится социально-психологическим [4].
С нашей точки зрения, социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений субъектов образовательного процесса, проявляющаяся в переживании и понимании ими близости (отдаленности) друг с другом. Дистанция регулируется внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Составляющими дистанции являются: когнитивная, эмотивная, коммуникативная, поведенческая и деятельностная [2].
Когнитивная составляющая - это степень взаимопонимания в отношениях.
Эмотивная составляющая - это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств в отношениях.
Коммуникативная составляющая - это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить
информацию, сведения, представляющие личностную значимость.
Поведенческая составляющая - это готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.
Деятельностная составляющая - это готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция [2].
Будем исходить из того, что степень близости-отдаленности между субъектами образовательного процесса, определяется их личностными характеристиками, что, соответственно влияет на отношения между ними в континууме гармоничность -дисгармоничность. Полагаем, что личностные характеристики партнеров могут, как притягивать, так и отталкивать их друг от друга, выступая факторами гармоничности и дисгармоничности отношений. Это в свою очередь и стало ключевой идеей исследования результаты которого будут представлены ниже.
Методика исследования. Для изучения личностных особенностей взаимодействующих субъектов образовательного процесса мы использовали методику «Графологический анализ личности» «ГАЛС-2005» [5] и авторскую методику «Опреде-
© Духновский С.В., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
89
ление социально-психологической дистанции» «СПД» [3].
Выбор графологического метода в исследовании обусловлен следующими моментами.
Во-первых, «почерк является визуально наблюдаемой, фиксируемой, проекцией различных проявлений индивидуальности человека, включая сознательные и неконтролируемые сознанием процессы и состояния» [5, с. 46].
Во-вторых, «в графологии постулируется, что человек и его индивидуальность проявляются в диалектическом единстве всех совокупностей своих противоположностей - биологического и социального, положительного и отрицательного, рационального и иррационального, духовного и телесного, рассудочного и чувственного» [5, с. 46-47].
В проведенном нами исследовании приняли участие 138 человек (69 педагогов и 69 учащихся 11-х классов). Все обследованные граждане России, прошедшие обследование по собственной инициативе или по просьбе психолога.
Мы использовали диагностику отношений в паре. В нашем контексте это выглядело следующим образом. Педагог и ученик оценивают отношения друг с другом. Результат представление о гармоничности / дисгармоничности отношений в системе «учитель-ученик».
Далее обратимся к описанию результатов исследования. Установлено, что у большего числа обследованных (91,3% педагогов и 87,1% учащихся) показатели по шкалам методики «ГАЛС-2005» находятся в пределах 4-6 стенов, т.е. в пределах нормы. Приведем перечень шкал методики: социальная нормативность - не нормативность; практицизм - непрактичность; позитивность - негативность межличностных отношений; репродуктивный - креактивный интеллект; социальная вклю-
ченность - оппозиционность; надежность - ненадежность; индивидуализм - коллективизм; устойчивость - неустойчивость; эмоциональная - рациональная регуляция поведения; активность - пассивность.
Показатели по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»: когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная дистанция, у 89,4% обследованных педагогов и 88,9% обследованных учащихся находятся на среднем (50-55 Т-баллов) и высоком уровне (60-61 Т-балл), тогда как у остальной части обследованных наблюдаются как низкие (37-40 Т-баллов), так и очень высокие значения (65-67 Т-баллов).
При сопоставлении личностных характеристик субъектов образовательного процесса - показателей по шкалам методики «ГАЛС-2005» и составляющих дистанции, как характеристики межличностных отношений (показателей по шкалам методики «СПД»), нами был установлен следующий факт. В парах, где у одного или обоих взаимодействующих субъектов показатели по шкалам методики «СПД» находятся на повышенном уровне (от 55 до 58 Т-баллов) в личностном профиле по методике «ГАЛС-2005» отмечаются характеристики, которые мы обозначили как приближающие партнера.
В тех же парах где у одного или обоих партнеров показатели по шкалам методики «СПД» находятся на низком уровне (от 40 до 33 Т-баллов), либо на пониженном (от 44 до 41 Т-балла) в личностном профиле по методике «ГАЛС-2005» отмечаются характеристики, которые мы обозначили как отдаляющие партнера. Отношения в этих парах можно охарактеризовать как дисгармоничные.
На рисунке 1 будут представлены профили субъектов образовательного процесса с синдрома-
—гармоничные отношения
----дисгармоничные
отношения
Рис. 1. Личностные профили субъектов с синдромами позитивных межличностных отношений с сохранением личностной аутентичности и негативных межличностных отношений.
Примечание: Сн - социальная нормативность; Ср - социальная раскрепощенность; Пр - практицизм;
Пмо - позитивные межличностные отношения; Нмо - негативные межличностные отношения; Кр - креативный интеллект; Св - социальная включенность; Со - социальная оппозиционность; Н - надежность;
Нн - ненадежность; К - коллективизм; Ус - устойчивость; Ну - неустойчивость
90
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ми позитивных межличностных отношений с сохранением личностной аутентичности и негативных межличностных отношений, полученных по методике «ГАЛС-2005».
Ниже будут представлены отдаляющие и приближающие личностные характеристики.
К отдаляющим партнера, личностным характеристикам относятся:
- необязательность, недобросовестность, пренебрежение обязанностями и данными обещаниями;
- плохая переносимость опеки и контроля;
- зависимость от значимого лица, подверженность групповому влиянию;
- нечувствительность к социальной дистанции;
- плохая переносимость одиночества, отсутствие способности к уединению;
- избегание конфронтации с другими людьми, даже в случае своей правоты;
- подозрительность и недоверие;
- неумение контролировать свои эмоции и выражать свои чувства;
- чрезмерный контроль своего поведения;
- пассивность, несамостоятельность; отсутствие инициативы;
- стремление всем нравиться, быть хорошим для всех;
- ориентация на помощь и одобрение со стороны партнера.
К приближающим партнера, личностным характеристикам относятся:
- ответственность, добросовестность, выполнение обещаний;
- соблюдение правил и договоренностей;
- реалистичность восприятия;
- самостоятельность, независимость;
- соблюдение социальной дистанции;
- способность создавать, поддерживать и прекращать отношения, вступать в контакт и выходить из него;
- умение переносить одиночество и находиться в уединении;
- умение контролировать свои эмоции, выражать свои чувства;
- энергичность, активность инициативность;
- умение конструктивно конфликтовать, отстаивать свою точку зрения;
- сохранение аутентичности в общении и взаимодействии с партнером.
Выводы:
1. Отношения между субъектами образовательного процесса, а также социально-психологическая дистанция между ними имеет свою личностную детерминацию.
2. Идея существования приближающих и отдаляющих личностных характеристик влияющих на характер отношений (в континууме гармоничность - дисгармоничность) между субъектами образовательного процесса нашла свое эмпирическое подтверждение.
3. Коррекция отдаляющих и развитие приближающих личностных характеристик позволяет более гибко выстраивать более гармоничные отношения и устанавливать благоприятную социально-психологическую дистанцию между ними, которая, в свою очередь, удовлетворяет обоих партнеров и соответствует ситуации межличностного взаимодействия.
Библиографический список
1. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 175 с.
2. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социальнопсихологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 12. - 2009. -Июнь. - С. 14-20.
3. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: Монография - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. унта, 2010. - 209 с.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. - 400 с.
5. СмирновА.В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики «ГАЛС-2005»: Научное издание. - Екатеринбург: Изд-во ООО «ИРА УТК», 2008. - 266 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3
91