Научная статья на тему 'Personal determinants of harmony and disharmony interpersonal relations subjects educational process'

Personal determinants of harmony and disharmony interpersonal relations subjects educational process Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ / HARMONY AND DISHARMONY / INTERPERSONAL RELATIONS / SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Dukhnovskiy Sergey V.

The article based on our empirical study revealed partner zooming in and out personality characteristics of the educational process subjects, the expression of which is the determinant of harmony-disharmony between them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Personal determinants of harmony and disharmony interpersonal relations subjects educational process»

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

3. Волканевский С.В. Рефлексивность как детерминанта синдрома «психического выгорания» личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010. - 25 с.

4. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

5. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.

6. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - № 1. - С. 90-101.

7. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек. -Ярославль: ЯЛТУ, 1999. - С. 164-166.

8. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. - 672 с.

9. Рукавишников А.А. Опросник «психического выгорания» для учителей. - Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2001. - 14 с.

УДК 159.9.072

Духновский Сергей Витальевич

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

[email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГАРМОНИИ И ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье на основании проведенного эмпирического исследования выявлены приближающие и отдаляющие партнера личностные характеристики субъектов образовательного процесса, выраженность которых является фактором определяющим гармоничность-дисгармоничность отношений между ними.

Ключевые слова: гармония и дисгармония, межличностные отношения, субъекты образовательного процесса, социально-психологическая дистанция.

Грмоничность и дисгармоничность межличностных отношений субъектов образовательного процесса, обусловлена социально-психологической дистанцией между ними. Используя понятие социально-психологическая дистанция, мы опираемся на тезис В.Н. Мясищева, который указывал, на то, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуальнопсихологическое, становится социально-психологическим [4].

С нашей точки зрения, социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений субъектов образовательного процесса, проявляющаяся в переживании и понимании ими близости (отдаленности) друг с другом. Дистанция регулируется внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Составляющими дистанции являются: когнитивная, эмотивная, коммуникативная, поведенческая и деятельностная [2].

Когнитивная составляющая - это степень взаимопонимания в отношениях.

Эмотивная составляющая - это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств в отношениях.

Коммуникативная составляющая - это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить

информацию, сведения, представляющие личностную значимость.

Поведенческая составляющая - это готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.

Деятельностная составляющая - это готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция [2].

Будем исходить из того, что степень близости-отдаленности между субъектами образовательного процесса, определяется их личностными характеристиками, что, соответственно влияет на отношения между ними в континууме гармоничность -дисгармоничность. Полагаем, что личностные характеристики партнеров могут, как притягивать, так и отталкивать их друг от друга, выступая факторами гармоничности и дисгармоничности отношений. Это в свою очередь и стало ключевой идеей исследования результаты которого будут представлены ниже.

Методика исследования. Для изучения личностных особенностей взаимодействующих субъектов образовательного процесса мы использовали методику «Графологический анализ личности» «ГАЛС-2005» [5] и авторскую методику «Опреде-

© Духновский С.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

89

ление социально-психологической дистанции» «СПД» [3].

Выбор графологического метода в исследовании обусловлен следующими моментами.

Во-первых, «почерк является визуально наблюдаемой, фиксируемой, проекцией различных проявлений индивидуальности человека, включая сознательные и неконтролируемые сознанием процессы и состояния» [5, с. 46].

Во-вторых, «в графологии постулируется, что человек и его индивидуальность проявляются в диалектическом единстве всех совокупностей своих противоположностей - биологического и социального, положительного и отрицательного, рационального и иррационального, духовного и телесного, рассудочного и чувственного» [5, с. 46-47].

В проведенном нами исследовании приняли участие 138 человек (69 педагогов и 69 учащихся 11-х классов). Все обследованные граждане России, прошедшие обследование по собственной инициативе или по просьбе психолога.

Мы использовали диагностику отношений в паре. В нашем контексте это выглядело следующим образом. Педагог и ученик оценивают отношения друг с другом. Результат представление о гармоничности / дисгармоничности отношений в системе «учитель-ученик».

Далее обратимся к описанию результатов исследования. Установлено, что у большего числа обследованных (91,3% педагогов и 87,1% учащихся) показатели по шкалам методики «ГАЛС-2005» находятся в пределах 4-6 стенов, т.е. в пределах нормы. Приведем перечень шкал методики: социальная нормативность - не нормативность; практицизм - непрактичность; позитивность - негативность межличностных отношений; репродуктивный - креактивный интеллект; социальная вклю-

ченность - оппозиционность; надежность - ненадежность; индивидуализм - коллективизм; устойчивость - неустойчивость; эмоциональная - рациональная регуляция поведения; активность - пассивность.

Показатели по шкалам методики «Определение социально-психологической дистанции» «СПД»: когнитивная, коммуникативная, эмотивная, поведенческая и деятельностная дистанция, у 89,4% обследованных педагогов и 88,9% обследованных учащихся находятся на среднем (50-55 Т-баллов) и высоком уровне (60-61 Т-балл), тогда как у остальной части обследованных наблюдаются как низкие (37-40 Т-баллов), так и очень высокие значения (65-67 Т-баллов).

При сопоставлении личностных характеристик субъектов образовательного процесса - показателей по шкалам методики «ГАЛС-2005» и составляющих дистанции, как характеристики межличностных отношений (показателей по шкалам методики «СПД»), нами был установлен следующий факт. В парах, где у одного или обоих взаимодействующих субъектов показатели по шкалам методики «СПД» находятся на повышенном уровне (от 55 до 58 Т-баллов) в личностном профиле по методике «ГАЛС-2005» отмечаются характеристики, которые мы обозначили как приближающие партнера.

В тех же парах где у одного или обоих партнеров показатели по шкалам методики «СПД» находятся на низком уровне (от 40 до 33 Т-баллов), либо на пониженном (от 44 до 41 Т-балла) в личностном профиле по методике «ГАЛС-2005» отмечаются характеристики, которые мы обозначили как отдаляющие партнера. Отношения в этих парах можно охарактеризовать как дисгармоничные.

На рисунке 1 будут представлены профили субъектов образовательного процесса с синдрома-

—гармоничные отношения

----дисгармоничные

отношения

Рис. 1. Личностные профили субъектов с синдромами позитивных межличностных отношений с сохранением личностной аутентичности и негативных межличностных отношений.

Примечание: Сн - социальная нормативность; Ср - социальная раскрепощенность; Пр - практицизм;

Пмо - позитивные межличностные отношения; Нмо - негативные межличностные отношения; Кр - креативный интеллект; Св - социальная включенность; Со - социальная оппозиционность; Н - надежность;

Нн - ненадежность; К - коллективизм; Ус - устойчивость; Ну - неустойчивость

90

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ми позитивных межличностных отношений с сохранением личностной аутентичности и негативных межличностных отношений, полученных по методике «ГАЛС-2005».

Ниже будут представлены отдаляющие и приближающие личностные характеристики.

К отдаляющим партнера, личностным характеристикам относятся:

- необязательность, недобросовестность, пренебрежение обязанностями и данными обещаниями;

- плохая переносимость опеки и контроля;

- зависимость от значимого лица, подверженность групповому влиянию;

- нечувствительность к социальной дистанции;

- плохая переносимость одиночества, отсутствие способности к уединению;

- избегание конфронтации с другими людьми, даже в случае своей правоты;

- подозрительность и недоверие;

- неумение контролировать свои эмоции и выражать свои чувства;

- чрезмерный контроль своего поведения;

- пассивность, несамостоятельность; отсутствие инициативы;

- стремление всем нравиться, быть хорошим для всех;

- ориентация на помощь и одобрение со стороны партнера.

К приближающим партнера, личностным характеристикам относятся:

- ответственность, добросовестность, выполнение обещаний;

- соблюдение правил и договоренностей;

- реалистичность восприятия;

- самостоятельность, независимость;

- соблюдение социальной дистанции;

- способность создавать, поддерживать и прекращать отношения, вступать в контакт и выходить из него;

- умение переносить одиночество и находиться в уединении;

- умение контролировать свои эмоции, выражать свои чувства;

- энергичность, активность инициативность;

- умение конструктивно конфликтовать, отстаивать свою точку зрения;

- сохранение аутентичности в общении и взаимодействии с партнером.

Выводы:

1. Отношения между субъектами образовательного процесса, а также социально-психологическая дистанция между ними имеет свою личностную детерминацию.

2. Идея существования приближающих и отдаляющих личностных характеристик влияющих на характер отношений (в континууме гармоничность - дисгармоничность) между субъектами образовательного процесса нашла свое эмпирическое подтверждение.

3. Коррекция отдаляющих и развитие приближающих личностных характеристик позволяет более гибко выстраивать более гармоничные отношения и устанавливать благоприятную социально-психологическую дистанцию между ними, которая, в свою очередь, удовлетворяет обоих партнеров и соответствует ситуации межличностного взаимодействия.

Библиографический список

1. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 175 с.

2. Духновский С.В., Куликов Л.В. Социальнопсихологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 12. - 2009. -Июнь. - С. 14-20.

3. Духновский С.В. Дистанция в межличностных отношениях. Регуляция и диагностика: Монография - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. унта, 2010. - 209 с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Моск. психологосоциального ин-та; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. - 400 с.

5. СмирновА.В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики «ГАЛС-2005»: Научное издание. - Екатеринбург: Изд-во ООО «ИРА УТК», 2008. - 266 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.