К 300-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПЕТЕРГОФА КАК НАУКОГРАДА
Администрация города Санкт-Петербурга постоянно осуществляет руководство мероприятиями по разработке стратегии в области науки и инноваций, которая ориентирована на интеграцию Санкт-Петербурга в мировую экономику в качестве крупного российского и европейского экономического и культурного центра. В этой стратегии науке принадлежит ведущая роль, поскольку она является важнейшей градообразующей отраслью.
Одним из направлений поддержки наукоемких отраслей экономики является их концентрация в «специальных» административных образованиях («наукоградах»), что позволяет сосредоточить в одном месте фундаментальные и прикладные исследования, подготовку высококвалифицированных научных кадров, наукоемкие производства, сократить путь «исследование - разработка - производство».
В соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» муниципальные образования (МО) могут претендовать на статус наукограда, если основой их научно-производственной базы выступает научный комплекс или какой-либо из вузов. Более 70 городов России приступили к разработке программ их развития как наукоградов. Причем это не только Подмосковье (где на присвоение статуса претендуют 29 городов), но и Кольцово в Новосибирской области, Сосновый Бор в Ленинградской области. Первым на территории Санкт-Петербурга планируется создать наукоград на базе муниципального образования «Петергоф». Основой его научнопроизводственного комплекса станет Санкт-Петербургский государственный университет.
Статус наукограда даст возможность более эффективно использовать федеральные и региональные средства, привлекать дополнительные инвестиции для целей адресной поддержки интеллектуального потенциала города.
Ключевым элементом получения статуса наукограда является разработка Концепции и Программы развития муниципального образования как наукограда Российской Федерации. В рамках процедуры рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда должны быть подготовлены следующие документы:
1. Ходатайство о присвоении статуса наукограда РФ г. Петергофу.
2. Проект соглашения о реализации Программы развития Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг.
ИВАНОВА
Валентина Николаевна
- д-р экон. наук, профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов СПбГУ, директор Института региональной экономики и управления СПбГУ. В настоящее время является депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Сфера научных интересов - социально-экономическое планирование, территориальное управление, местное самоуправление, технологии социально-экономического роста. Автор более 70 публикаций, в том числе 4 монографий. Под ее руководством подготовлено 14 кандидатов наук.
© В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, 2003
3. Лист согласования проектов Указа Президента РФ, приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров для Петергофа, Программы развития Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг.; (основные направления), Соглашения о порядке взаимоотношений Правительства РФ, Администрации Санкт-Петербурга и администрации муниципального образования г. Петергоф по ее реализации.
4. Проект Указа Президента РФ «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации городу Петергофу».
5. Приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров для Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг.
6. Проект Программы развития Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг. (основные направления).
7. Проект Программы развития города Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг.
8. Приложения к проекту Программы развития Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг.:
Приложение 1. Программные мероприяти и их технико-экономическое обоснование.
Приложение 2. Сводные показатели социально-экономического развития Петергофа как наукограда РФ. .
Приложение 3. Перечень и социально-экономические показатели основных проектов.
9. Справка о присвоении Петергофу статуса наукограда РФ.
Данные материалы представляются Министерству промышленности, науки и технологий РФ для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по научноинновационной политике.
В июне 2000 г. на Экономическом форуме В.Н. Иванова высказала предложение о возможности создания наукограда в Петергофе. Данное предложение было поддержано Губернатором Санкт-Петербурга В.А. Яковлевым. В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 897-р от 25 августа 2000 г. были начаты работы по подготовке программных документов для присвоения статуса наукограда муниципальному образованию г. Петергоф. В сентябре 2000 г. состоялась научно-практическая коференция «Наукоград в Петергофе: потенциал и реальные возможности», оргкомитет которой возглавили ректор СПбГУ Л. Вербицкая и вице-губернатор Санкт-Петербурга В.И. Шитарев. Проект был включен в Перечень проектов к 300-летию Санкт-Петербурга.
17 августа 2001 г. в Правительственную комиссию по научно-инновационной политике была подана официальная заявка на присвоение муниципальному образованию г. Петергоф статуса наукограда РФ с приложением необходимого комплекта документов, подготовленного Институтом региональной экономики и управления экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время идет согласование представленных документов в 7 федеральных министерствах.
Основные элементы концепции Программы развития Петергофа как наукограда РФ на 2002-2007 гг. могут быть представлены в следующем виде.
ГУЗОВ
Юрий Николаевич
- канд. экон. наук, доцент кафедры статистики, учета и аудита. Окончил экономический факультет ЛГУ (1982), аспирантуру (1985). Зам. директора по науке Института региональной экономики и управления экономического факультета СПбГУ. Занимается проблемами аудита, консалтинга, разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов. Автор более 40 научных работ.
ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТЕРГОФ» И ПРОГРАММЫ ЕГО РАЗВИТИЯ КАК НАУКОГРАДА
Особенности объекта
Петергоф соответствует критериям присвоения статуса наукограда, содержащимся в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1072 «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса». Основные фонды объектов научно-производственного комплекса оцениваются более чем в 913 млн руб., что составляет более 78,4% от общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории Петергофа.
К особенностям научно-производственного комплекса Петергофа могут бьпъ отнесены следующие:
1. Петергоф, благодаря своему музейному комплексу, является одним из самых значимых культурных и туристических центров России (признан ЮНЕСКО как объект мирового достояния).
2. Петергоф является мощным образовательным центром, который образуют престижный классический университет (СПбГУ) и два университета Министерства обороны РФ.
3. В Петергофе сосредоточены восемь научно-исследовательских институтов Санкт-Петербургского государственного университета и научно-исследовательский институт Военно-Морского флота РФ.
4. Территориально Петергоф расположен недалеко от собственно городской части Санкт-Петербурга, исторически и культурно привлекательного Кронштадта и от г. Сосновый Бор, где находятся Ленинградская атомная электростанция и специализированные по данной отрасли научно-исследовательские и проектно-технические учреждения.
В целом речь идет о первом в России наукограде на базе научно-культурнообразовательного комплекса в городе-субъекте Федерации.
«Рамочные условия» для концепции наукограда Петергоф
Наличие мощного музейного комплекса мирового значения, научно-образовательного комплекса и близость к мегаполису накладывают ряд условий на концепцию наукограда в Петергофе, а именно:
1. Системообразующей идеей наукограда является комплексное устойчивое развитие территории МО «Петергоф» - на основе органичного взаимодействия культурного, научного, образовательного и туристского потенциалов этой территории, эффективного использования ее выгодного географического положения. При этом Программа должна способствовать развитию каждого из всех составляющих потенциала Петергофа.
2. Комплексность целей наукограда в Петергофе обусловливает специфичность его становления и развития, необходимость обеспечения адекватных организационноэкономических форм управления Программой.
Поэтому Программа развития Петергофа как наукограда Российской Федерации является комплексом пяти взаимосвязанных подпрограмм:
Подпрограмма 1. Развитие международного туристско-рекреационного и историкокультурного комплекса. Подпрограмма 2. Развитие научно-образовательного комплекса и переподготовка кадров. Подпрограмма 3. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности и создание единой информационной среды города. Подпрограмма 4. Разработка долгосрочной программы социально-экономического развития наукограда. Подпрограмма
5. Создание системы экологического мониторинга.
Основы организационно-экономической модели наукограда в Петергофе
Организационно-экономическая модель должна обеспечить возможность привлечения инвестиций в Программу развития Петергофа как наукограда в целом, в ее подпрограммы и
отдельные проекты. С этой целью будет создана поддающаяся аудиту Дирекция наукограда, как управляющая компания, наделенная правами распорядителя средств (по всем элементам затрат) и гарантий, выделяемых под крупные проекты.
В доверительное управление Дирекции наукограда могут быть переданы, например, следующие активы:
Санкт-Петербургским государственным университетом
• некоторые объекты недвижимости (в том числе незавершенного строительства);
• научно-технические нематериальные активы и имущественные права по ним в виде принадлежащих СПбГУ патентов и лицензий на изобретения и полезные модели, копирайтов и т.п.
Государственным музеем-заповедником «Петергоф»
• исключительные или неисключительные права на производство и распространение продукции, связанной с рекламой, пропагандой и другими аспектами деятельности ГМЗ, направленными на функционирование и развитие туристско-рекреационного комплекса.
Стратегические цели развития Петергофа как наукограда
МО «Петергоф» является объектом интересов мирового сообщества, Российской Федерации, субъекта РФ - Санкт-Петербурга и местного населения. Развитие Петергофа как наукограда РФ должно обеспечить удовлетворение интересов субъектов всех четырех уровней, а также предпринимателей, путем нахождения баланса этих интересов и создания системы эффективного использования имеющихся ресурсов.
Интересы мирового сообщества по отношению к наукограду в Петергофе состоят в развитии культурно-туристско-рекреационного потенциала Петергофа, фундаментальных и прикладных научных исследований, их интеграции в мировое информационное, научное, культурное и образовательное пространство.
Интересы федерального уровня по отношению к наукограду в Петергофе состоят в обеспечении развития науки, культуры и образования по ряду приоритетных направлений; в отработке механизма функционирования модели «музей-город» на основе использования научного потенциала классического университета для нужд музейного и охранноисторического комплекса, подготовки кадров; в обеспечении обороноспособности страны; в обеспечении поступательного технологического и экономического развития страны на основе стимулирования инновационных разработок и их внедрения.
Интересы регионального уровня состоят в использовании научно-производственного потенциала МО «Петергоф» для поступательного социально-экономического развития территории, решения значимых социально-экономических проблем Санкт-Петербурга на основе использования передовых достижений науки и техники, технологий организации производственной и непроизводственной сфер муниципального образования, отработанных в Петергофе.
Интересы населения наукограда состоят в повышении качества жизни, создании социально-экономических условий для профессиональной занятости и самореализации.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цели и задачи Программы
Генеральная цель Программы - комплексное устойчивое развитие МО «Петергоф» на основе эффективного использования культурного, научного, образовательного, туристского потенциалов и улучшение качества жизни его населения.
Основными задачами Программы являются:
- активизация научного, делового и конгрессного туризма на базе использования историко-культурного потенциала и развития туристско-рекреационного комплекса Петергофа;
- использование потенциала классического университета для функционирования и развития историко-культурного комплекса города;
- поддержание мировых позиций в области фундаментальных исследований;
- подготовка высококвалифицированных специалистов в области музейнореставрационного дела, наукоемких технологий, приоритетных направлений науки и техники;
- создание условий для инновационного бизнеса, разработки новых технологий и производства конкурентоспособной, в том числе импортозамещающей, высокотехнологичной наукоемкой продукции, создание новых рабочих мест;
- осуществление экологического мониторинга.
Сроки и этапы выполнения Программы
Процесс реализации Программы предусматривает следующие этапы:
1-й этап - 2002-2003 гг.: Формирование организационно-правовых и экономических механизмов реализации Программы и органов управления Программой. На этом этапе выполняются работы по доработке и согласованию программных документов, осуществляется разработка методического и нормативно-правового обеспечения Программы, а также запуск отдельных научных проектов, находящихся в высокой степени готовности.
2-й этап - 2004-2005 гг.: Реализация программных мероприятий с использованием форм государственной поддержки, формирование целостной системы развития наукограда.
3-й этап - 2006-2007 гг.: Завершение мероприятий Программы и оценка ее результатов, создание условий для устойчивого социально-экономического развития МО «Петергоф», разработка и утверждение программы развития наукограда на последующий период.
Оценка хода реализации Программы
Система основных показателей различных сфер жизнедеятельности города, позволяющих оценить ход выполнения Программы, структурирована в самостоятельные блоки. В ежегодный отчет о ходе реализации Программы кроме основных показателей включаются данные об использовании средств, выделенных на выполнение Программы по всем источникам финансирования, а также количественный и качественный анализ показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (табл. 1).
Таблица 1. Показатели оценки хода выполнения Программы
Бюджетные показатели Уровень покрытия необходимых расходов собственными доходами; доходы местного бюджета на душу населения; объем налоговых поступлений, собранных в городе за год и перечисленных в федеральный и городской бюджеты, а также в муниципальный бюджет
Показатели социально- экономического развития Численность населения города; средняя заработная плата занятых; розничный товарооборот; состояние окружающей среды
Показатели экономического развития Численность занятых в экономике; объем реализованной продукции (услуг); совокупный фонд оплаты труда; объем возможных инвестиций на 2002 - 2007 гг.
Показатели развития научнопроизводственной деятельности Общий объем выполняемых работ (услуг); доля приоритетных направлений в общем объеме выполняемых работ (услуг); доля научнопроизводственного комплекса во внеоборотных активах; доля научнопроизводственного комплекса в налоговой мобилизации; структура доходов научно-производственного комплекса; количество зарегистрированных малых и средних инновационных предприятий; количество занятых в научно-производственном комплексе; количество занятых в государственных научных организациях
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Целевое выделение средств из федерального бюджета Петергофу в период реализации Программы.
2. Сохранение Администрацией Санкт-Петербурга уровня нормативов отчислений от регулирующих налогов, определенных для Петергофа в 2001 г., на весь период реализации Программы.
3. Устойчивое финансирование федеральными министерствами (ведомствами), Российской Академией наук и другими государственными академиями наук государственного заказа на научные исследования в объемах, предусмотренных настоящей Программой, и на реализацию федеральных целевых программ.
4. Повышение эффективности использования материальной базы научных организаций, находящихся на территории Петергофа, с учетом выполняемых ими задач на перспективу.
5. Передача в соответствии с действующим законодательством высвобождаемых основных фондов в ведение муниципального образования для целевого использования на развитие малого научного бизнеса и создание инфраструктуры инновационной деятельности.
6. Передача в соответствии с действующим законодательством в собственность Петергофа отдельных объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
Механизм реализации Программы определяется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Администрацией Санкт-Петербурга и муниципальным образованием Санкт-Петербурга г. Петергоф «О реализации программы развития Петергофа в качестве наукограда в 2002-2007 гг.».
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение Программы
Общий планируемый бюджет Программы составляет 9 380 400 тыс. руб.
Основными источниками бюджета Программы являются средства федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, бюджетов муниципальных образований Петергофа.
Правительство Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2007 гг. предусматривает целевое выделение средств для финансирования Программы ежегодно в размере не менее 50% суммы налоговых доходов, собранных на территории города и поступивших в федеральный бюджет в течение последнего отчетного года, за исключением доходов от таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Степень достижения поставленных целей и выполнения комплекса программных мероприятий определяется гибкостью механизмов реализации Программы и набором программных мероприятий, которые с учетом общеэкономической ситуации в Российской Федерации позволяют реализовать главную задачу Программы.
Принципиальным требованием к механизму финансового обеспечения Программы является прозрачность расходов.
Распределение средств Программы и контроль за целевым использованием средств осуществляется Наблюдательным советом Программы. Распорядителем средств является Дирекция Программы.
Материальное обеспечение Программы
В целях реализации задач Программы Правительство РФ и Администрация Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством определяют перечень объектов федеральной собственности и собственности Санкт-Петербурга, расположенных на территории Петергофа, для передачи в муниципальную собственность Петергофа, исходя из целей и задач Программы. Передача объектов федеральной собственности и собственности Санкт-Петербурга, расположенных на территории Петергофа, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, задача Программы - отработать более эффективный механизм аренды федерального имущества и имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории Петергофа.
Механизм реализации Программы определяется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Администрацией Санкт-Петербурга и Муниципальным образованием Санкт-Петербурга г. Петергоф «О реализации Программы развития Петергофа в качестве наукограда в 2002-2007 гг.».
Основными источниками средств бюджета Программы являются средства федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, бюджета муниципального образования Петергофа (табл. 2, 3).
Таблица 2. Прогноз бюджета Программы по источникам финансирования
ПОКАЗАТЕЛИ Общий объем финансирования (тыс. руб.) Доля, % В том числе финансирование по годам (тыс. руб.)
2004 2005 2006 2007
Общий бюджет Программы 9 380 400,00 100 2 720 316,00 2 420 143,00 2 270 057,00 1 969 884,00
Средства федерального бюджета 1 500 864,00 16,00 750 432,00 450 259,00 300 173,00 0,00
В том числе: субвенции на Программу развития Петергофа как наукограда 507 343,00 5,41 83 992,00 108 110,00 138 826,00 176415,00
Средства бюджета СПб 1 876 080,00 20,00 469 020,00 469 020,00 469 020,00 469 020,00
В том числе: субвенции на Программу развития Петергофа как наукограда 1013 206,00 10,80 165 966,00 215 329,00 277 805,00 354 106,00
Средства местного бюджета 46 902,00 0,50 11 725,50 11 725,50 11 725,50 11 725,50
Средства внебюджетных источников 5 956 554,00 63,50 1 489 138,50 1 489 138,50 1 489 138,50 1 489 138,50
ПОКАЗАТЕЛИ Общий объем финансирования (тыс. руб.) Доля, % В том числе финансирование по по годам (тыс. руб.)
2004 2005 2006 2007
Общий бюджет Программы 9 380 400,00 100 2 720 316,00 2 420 143,00 2 270 057,00 1 969 884,00
ПОДПРОГРАММА «Развитие международного туристско-рекреационного историко-культурного комплекса» 3 150 000,00 33,58 913 500,00 812 700,00 762 300,00 661 500,00
ПОДПРОГРАММА «Развитие научнообразовательного комплекса и переподготовки кадров» 1 169 030,00 12,46 339 018,70 301 609,70 282 905,30 245 496,30
ПОДПРОГРАММА «Формирование инфраструктуры инновационной деятельности и создание единой информационной среды наукограда» 1 985 000,00 21,16 575 650,00 512 130,00 480 370,00 416 850,00
ПОДПРОГРАММА «Разработка долгосрочной программы социально-экономического развития наукограда» 2 060 570,00 21,97 597 565,30 531 627,10 498 657,90 432 719,70
ПОДПРОГРАММА «Создание системы экологического мониторинга наукограда» 1 015 800,00 10,83 294 582,00 262 076,40 245 823,60 213 318,00
Качество разработки основных программных документов будет определять скорость прохождения процедур согласования в 7 федеральных министерствах и включение в повестку заседания Правительственной комиссии по научно-инновационной политике вопроса о присвоении статуса наукограда муниципальному образованию г. Петергоф.
Статья поступила в редакцию 11 декабря 2002 г.