ПОЛЕМИКА
УДК 338.486:711.2
I УСЛОВИЯ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО НАУКОГРАДА
Баранова Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики, [email protected], Санкт-Петербургский университет управления и экономики
The current problems of health resort and tourist complex require immediate resolution. But the modern concept and targeted programs for tourism development will not be effectively implemented as long as the tourist market participants do not join efforts in the field of investment and innovation. This article proposes a solution of existing problems by creating a tourist sciencecity.
Существующие проблемы развития санаторно-курортного и туристского комплекса требуют немедленно разрешения. Но современные концепции и целевые программы развития туризма не будут эффективно реализованы до тех пор, пока участники туристского рынка не объединят совместные усилия в области инвестиций и инноваций. В данной статье предлагается решение существующих проблем с помощью создания туристского наукограда.
Keywords: tourist sciencecity, municipality, health resort and tourist complex
Ключевые слова: туристский наукоград, муниципальное образование, санаторно-курортный и туристский комплекс
Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года свидетельствует о том, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует четкое понятие «наука о туризме», что приводит к ряду следующих проблем и недостатков [9]:
— отсутствие систематизации знаний и методик развития научной туристской базы, несмотря на частое проведение семинаров, инвестиционных форумов и конференций, посвященных анализируемой нами сфере;
— подготовка специалистов различными учебными заведениями по программам, не соответствующим современным требованиям к качеству образования специалистов в сфере туризма;
— разрозненность решения проблем в сфере туризма и санаторно-курортного комплекса из-за отсутствия конкретного их научного обоснования;
— отсутствие органа (организации), осуществляющего координацию научной деятельности в данной сфере;
— низкий уровень организации работы всех видов транспорта в крае: сильно завышен-
ные тарифы авиаперелетов (решение данной проблемы возможно лишь на федеральном уровне); неразвитая транспортная инфраструктура, связывающая центральные и восточные районы края с Азовским и Черноморским побережьем. Существует необходимость в прогнозировании туристских потоков с целью дальнейшего информирования Министерства путей сообщения о требуемом количестве дополнительных поездов, а также в развитии морского пассажирского транспорта;
— сокращение бюджетного финансирования социального туризма, слабое развитие событийного туризма, недостаточная интенсивность рекламных кампаний по пропаганде туристско-рекреационных возможностей курортов Краснодарского края являются следствием низкого уровня загрузки здравниц в межсезонье;
— необустроенность территории, прилегающей к объектам туристского показа, изношенная материально-техническая база санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края не соответствуют ожиданиям туристов.
82 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Условия и задачи образования туристского наукограда
Несмотря на наличие огромного туристско-рекреационного потенциала городов-курортов Краснодарского края, решение данных проблем невозможно без привлечения инвестиций, применения новых технологий в продвижении турпродукта, развития инноваций, что предопределяет создание единой методики обучения туризму как науке.
Принимая во внимание необходимость развития инновационных и инвестиционных процессов, сетевое взаимодействие и управление потенциальными участниками сети в муниципальном образовании туристско-рекреационной специализации (МО ТРС) целесообразно рассматривать как туристскую инфраструктуру, на базе которой возможно создание наукограда.
В традиционном понимании наукоград — муниципальное образование, на территории которого расположен научно-производственный комплекс — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации [1].
Основываясь на положениях Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», отнесение муниципальных образований туристскорекреационной специализации к туристским наукоградам объясняется необходимостью реализации целей и задач социально-экономического развития субъекта РФ и муниципального образования на основе инновационной направленности в сфере туризма.
В состав туристского наукограда должны входить:
1) организации санаторно-курортного и туристского комплекса (СКТК), научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, маркетинговые исследования туррынка, подготовку кадров для туриндустрии;
2) организации, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг при условии, что доля
производства продукции СКТК и продукции хозяйствующих обществ научно-образовательных учреждений в стоимостном выражении в течение предшествующих трех лет составляет не менее 50% от общего объема производства;
3) орган, создаваемый при администрации города, занимающийся вопросами определения и реализации стратегии развития туриндустрии наукограда, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, являющийся связующим звеном между администрацией города и участниками наукограда. Градообразующий санаторно-курортный и туристский комплекс данного наукограда должен отвечать следующим критериям:
а) численность работающих в организациях санаторно-курортного и туристского комплекса (СКТК) должна составлять не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;
б) объем услуг, оказываемых СКТК в стоимостном выражении, должен составлять не менее 50% общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования, или стоимость основных фондов СКТК, фактически используемых при производстве турпродукции, должна быть не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищнокоммунальной и социальной сферы. Концептуальная схема туристского наукограда представлена на рис. 1.
Ядро наукограда, обеспечивающее концентрацию участников, представлено научно-образовательными учреждениями, организациями туриндустрии и санаторно-курортной сферы, инвесторами. В центре ядра расположен орган, являющийся связующим звеном, — муниципальное унитарное предприятие «Развитие индустрии гостеприимства» (МУП РИГ). Именно в ядре сосредоточены центростремительные силы, обеспечивающие инновационное и научно-образовательное развитие туриндустрии. За ядром находятся другие организации — потенциальные партнеры (турфирмы,
83
ПОЛЕМИКА
Рис. 1. Структура туристского наукограда
транспортные и прочие организации) и потребители туруслуг (туристы).
Рассмотрим задачи структурных единиц ядра.
1. Научно-образовательные учреждения представляют собой вузы, ссузы, НИЦы и т. д., осуществляющие обучение кадров для туриндустрии и разработку новых технологий. В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» ранее перечисленные организации имеют право учреждать малые предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности: полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, проектов в инженерно-строительной сфере, новые турпродукты, исследования в сфере туризма, инвестиционные проекты, компьютерные программы и т. п. Кроме того, вузы и ссузы осуществляют подготовку и переподготовку кадров.
2. Организации размещения, питания и досуга, нуждающиеся в новых технологиях оказания услуг и квалифицированных кадрах.
3. Инвесторы, вкладывающие средства в развитие туриндустрии.
4. Муниципальное унитарное предприятие «Развитие индустрии гостеприимства»
(МУП РИГ), являющееся связующим звеном между организациями наукограда и администрацией муниципального образования.
Туристский наукоград должен являться катализатором развития и внедрения прикладных исследований и разработок в сфере туризма, стимулом для коммерциализации результатов научной деятельности, привлечения инвесторов.
Туристский наукоград — это своего рода кластерное объединение, отличительной особенностью которого является целевая ориентация организаций, направленная на решение инновационных и инвестиционных проблем не только туриндустрии как сферы, но и всего муниципального образования (табл. 1).
Наметившаяся практика присвоения статуса наукограда Российской Федерации на пятилетний срок сужает возможности реализации стратегии долгосрочного инновационного развития и затрудняет привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных [4]. Финансирование мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов из федерального бюджета осуществляется посредством предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты муниципальных образований, имеющих статус наукограда [2].
В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011—2016 годы)» в 2011 году будут профинансированы девять инвестиционных
84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Условия и задачи образования туристского наукограда
Этапы и результаты формирования туристского наукограда (ТН)
Таблица 1
Этапы формирования ТН Результаты ТН
1. Создание МУП «РИГ», разработка плана взаимодействия МУП «РИГ» должен стать связующим звеном между участниками ТН
2. Создание хозяйствующих обществ вузами и НИИ Разработка и внедрение результатов научно-технической и туристской деятельности
3. Сотрудничество научных учреждений и организаций туриндустрии Совершенствование качества оказания услуг организациями туриндустрии
4. Привлечение инвесторов Обновление основных фондов туриндустрии, строительство современных объектов
5. Обмен информацией между участниками ТН Привлечение финансовых, материальных, трудовых ресурсов
6. Предоставление статистической и налоговой отчетности в МУП РИГ Позволит проанализировать результаты финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности, выявить недостатки и преимущества НТ
7. Проведение заседаний в рамках ТН не реже 2 раз в год Обсуждение результатов деятельности созданного наукограда, принятие мер для устранения недостатков работы
8. Участие организаций ТН в инвестиционных форумах и других мероприятий города Обмен информацией, привлечение инвесторов других регионов и стран
проектов из шести регионов России за счет средств федерального бюджета на сумму 2 млрд руб., хотя всего поступило 256 заявок из 66 регионов [3].
В связи с этим роль государства в качестве инвестора в туриндустрию по-прежнему очень важна. Но поскольку бюджетные ресурсы ограничены, а количество МО ТРС на территории России велико, поэтому необходимо разработать алгоритм создания и ликвидации туристских наукоградов. 1
Рассмотрим этапы присвоения статуса туристского наукограда подробнее.
1. Оценка существующего туристско-ресурсного потенциала. Ресурсные возможности МО определяется следующими факторами:
• разнообразием природных условий области;
• благоприятными климатическими условиями;
• богатством и разнообразием животного и растительного мира;
1. Оценка существующего туристско-ресурсного потенциала всех МО, претендующих на статус ТН
2. Оценка турпотока в каждом конкретном МО
3. Подведение итогов SWOT-анализа
4. Ранжирование МО, претендующих на статус ТН, на несколько категорий
Присвоение статуса ТН *
5. Финансирование туристского накограда
6. Прекращение статуса ТН. Выбор новых МО, претендующих на статус ТН
Рис. 2. Алгоритм присвоения статуса туристского наукограда (ТН) муниципальным образованиям (МО)
85
ПОЛЕМИКА
• концентрацией памятников культурно -исторического наследия;
• развитием народных художественных промыслов и ремесел;
• наличием объектов рекреации: санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, др.
В современных условиях необходим поиск новых ресурсов, способствующих совершенствованию турпродукта, поэтому удачной в этом плане является практика создания маршрутов, связывающих несколько рядом расположенных туристских дестинаций (например, маршрут «Золотое кольцо России»).
С помощью экспертных мнений и различных статистических данных производятся оценки:
— технологическая (оценивается функциональная пригодность для того или иного вида отдыха);
— физиологическая (степень комфортности и доступности отдыха для туристов);
— психологическая (эстетические качества);
— экономическая (развитие смежных отраслей, доходы от туристской деятельности, уровень занятости в туриндустрии, налоговые поступления и т. д.);
— экологическая (готовность туристской и городской инфраструктуры к приему большого количества туристов, негативные воздействия человеческого фактора на природу дестинации, формы компенсации вреда).
2. Оценка турпотока: какие МО России наиболее посещаемы людьми с туристскими и деловыми целями, и какие из них наиболее привлекательны для иностранцев. Учитывается количество проведенных туродней.
3. Подводятся итоги SWOT-анализа. Оцениваются слабые и сильные стороны данных туристских дестинаций, их инвестиционная и туристская привлекательность. Проводятся маркетинговые исследования с целью выявления предпочтений различных категорий туристов.
4. Выбор МО в качестве туристского наукограда. В первую очередь, целесообразно предоставлять такие статусы тем муниципальным образованиям, которые отличаются наибольшей туристкой и инвести-
Литература
ционной привлекательностью, поскольку именно такие МО дадут в будущем солидные налоговые поступления в федеральный бюджет. И за счет этих средств можно будет финансировать в будущем менее развитые туристские наукограды. Например, по количеству прибывших туристов, а также по количеству вместимости первые три места занимают следующие экономические районы России: Центральный (г. Москва, районы «Золотого кольца» т.д.), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург и др.), Северо-Кавказский (Черноморское побережье). На втором месте — Волго-Вятский, Приволжский, Уральский, Дальневосточный, Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский районы. На третьем месте — Центрально-Черноземный, Прибалтийский и Северный районы.
5. В рамках конкретного туристского наукограда выявляются конкретные объекты федерального финансирования (строительство новых средств размещения конкретной звездности и объектов досуга, улучшение материально-технической базы уже существующих объектов и т. д.). Кроме того, осуществляется привлечение частных инвестиций.
6. Прекращение действие статуса туристского наукограда. Несмотря на это, МО, нарастив определенный потенциал, осуществляет его поддержку уже собственными силами, а долгосрочные инвестиционные контракты продолжают действовать до истечения срока действия договора между партнерами. При присвоении статуса туристского наукограда необходимо руководствоваться следующим принципом: финансовая помощь государства, рассчитанная на 5 лет (не считая традиционные бюджетные трансферты), для туристских наукоградов является катализатором восстановления инфраструктуры туриндустрии, и по истечении срока процесс воспроизводства осуществляется за счет средств муниципального образования. Предложенный нами алгоритм позволит за счет средств федерального бюджета поддержать развитие отечественного туризма.
1. Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2007 года № 917 (ред. от 28 декабря 2010 года) «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления
86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 /№ 1
Роль государства в организации когнитивного менеджмента
мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации».
3. В федеральную программу развития туризма включены 9 региональных инвестпроектов // http://www. km.ru/tuiizm/content/v-federalnuyu-programmu-razvitiya-tuiizma. (Дата обращения: 08.09.2010).
4. Докучаев А.Ю. Проблемы правового статуса наукоградов в Российской Федерации в аспекте реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах оргшанизации местного самоуправления в Российской Федерации» http://sun.tsu.m/mminfo/000063105/337/image/337—111.pdf (дата обращения: 01.05.2010).
5. Кузнецов М.И. Наукограды — интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2004. № 2.
6. Лапин В., вице-президент Союза развития наукоградов России Стратегия развития наукоградов // Муниципальная власть (Москва). 09.12.2002. 005. C. 84—93. http://www.situation.ru/app/j_artp_399.htm (дата обращения 15.10.20l1).
7. Милькина И.В. Развитие наукоградов как территорий инновационного развития. http://inndub.info/wp-content/uploads/2011/05. (датаобращения 15.10.2011).
8. Процессы формирования инновационной системы наукограда Бийск http://bujet.m/artide/5278. php20.04.2006.
9. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года. http://www.kuroItkuban.m/ms/for_professюnal/strategy/(дата обращения 15.10.2011).
УДК 338.24
I РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ КОГНИТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
I Блинов Андрей Олегович, доктор экономических наук, профессор, [email protected],
I Всероссийский финансово-экономический институт, г. Москва
Cognitive management is closely connected with the management of innovation. Cognitive management operates with intellectual product as a whole and an indivisible object. Cognitive management considers this product as a complex structural formation. The management of the creation of a new system of knowledge and skills directly associated with it, has to be divided into various components, each of which should be investigated and realized to implement the literacy action. Cognitive management, as in any other science, distinguished theoretical and applied aspects. Cognitive theory of management is an integral part of the theory of creativity. Applied aspects of cognitive management are connected primarily to the innovations. Cognitive problems of organizational management merge with the human resources management, when there is a necessity of creation of temporary creative collectives.
Когнитивный менеджмент тесно связан с менеджментом инновационным. Когнитивный менеджмент оперирует интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым. Когнитивный менеджмент рассматривает данный продукт как сложное структурное образование. Соответственно, связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий. В когнитивном менеджменте, как в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория когнитивного менеджмента является составной частью теории творчества. Прикладные аспекты когнитивного менеджмента связывают, прежде всего, с инновациями и нововведениями. Проблемы когнитивного менеджмента организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.
Keywords: cognitive management, knowledge economy, public policy, human resources, the Russian science, foreign experience
Ключевые слова: когнитивный менеджмент, экономика знаний, государственная политика, человеческие ресурсы, российская наука, зарубежный опыт
87