Научная статья на тему 'Концепция формирования электронного предпринимательства в России'

Концепция формирования электронного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ВИРТУАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / VIRTUAL CURRENCY / ВИРТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VIRTUAL ACTIVITY / ELECTRONIC BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов М. В.

В статье автор рассматривает формирование электронного предпринимательства в России, его возможности и перспективы. Указываются модели взаимодействия между участниками рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of formation of electronic business in Russia

In the article the author considers formation of electronic business in Russia, its possibilities and prospect. Interaction models between participants of the market are specified.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования электронного предпринимательства в России»

приятий с крупными предприятиями (диктат «материнских» компаний, неравенство в партнерских отношениях) и друг с другом (недобросовестное партнерство, разобщенность интересов и поведения), недоверия общества к предпринимателям, их продукции и пренебрежения интересами общества со стороны предпринимателей.

В итоге можно сделать вывод, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития предпринимательства, но и сами предприниматели не смогут успешно управлять своим бизнесом и сделать его конкурентоспособным без знаний в области экономики.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса // Питер: Учеб. пособие. СПб.: 2009. 304 ^

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

УДК 338.486.4

М. В. Горяинов

Концепция формирования электронного предпринимательства в России

M. V. Goryainov. The concept of formation of electronic business in Russia

В статье автор рассматривает формирование электронного предпринимательства в России, его возможности и перспективы. Указываются модели взаимодействия между участниками рынка.

Ключевые слова: электронное предпринимательство, инновации, виртуальная валюта, виртуальная деятельность

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

In the article the author considers formation of electronic business in Russia, its possibilities and prospect. Interaction models between participants of the market are specified.

Keywords: electronic business, innovations, virtual currency, virtual activity

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами обновления технологий и техники. Для этого требуются новые идеи и решения, высокопрофессиональные специалисты. Мировой опыт показывает, что на современном этапе крайне важным элементом успешного развития малого и среднего бизнеса является активное использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как для взаимодействия с клиентами и поставщиками, так и во внутренних процессах компаний [1].

Михаил Владимирович Горяинов — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © М. В. Горяинов, 2011

Таблица 1

Классификация моделей взаимодействия на электронном рынке

Государство Бизнес ф) Гражданин (C)

Государство (Government) G2G Координация G2B Информирование и распродажа неликвидов G2C (G2E)

Бизнес (Business) B2G Снабжение B2B Электронная коммерция B2C Электронная коммерция

Гражданин (Consumer) C2G Налоги C2B Сравнение цен C2C Аукционы

Электронный бизнес — это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей.

Электронный бизнес имеет четыре основных этапа использования: маркетинг, производство, продажи и платежи, а степень использования информационных и коммуникационных технологий служит мерой, по которой бизнес можно считать электронным [Там же].

Виды электронного бизнеса: 1) электронные аукционы; 2) электронные банки; 3) электронная коммерция; 4) электронная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; 5) электронные указатели; 6) электронное обучение; 7) электронная почта; 8) электронный маркетинг; 9) виртуальные предприятия.

Для предприятий организация электронного бизнеса несет следующие выгоды:

• расширение рынка (даже с небольшим капиталом компания может обслуживать клиентов в глобальном масштабе);

• снижение издержек получения, хранения и обработки информации, снижение административных расходов за счет уменьшения запасов;

• специализация бизнеса;

• усиление конкурентных преимуществ за счет кастомизации (ориентация производства на заказы клиентов);

• ускорение бизнес-процессов за счет повышения производительности труда сотрудников;

• возможность интерактивности и совместимости в реальном масштабе времени (данная возможность является принципиально важной для принятия оперативных маркетинговых решений);

• возможность параллельного общения с клиентами;

• расширение возможностей партнерства, устанавливание долгосрочных отношений с поставщиками и клиентами, расширение доступа к информации [2].

Организационно бизнес осуществляется на нескольких типах электронного рынка. Модели взаимодействия между участниками рынка представлены в табл. 1.

B2B — это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникаций (Интернет, интранет, мобильные и другие средства связи). Основным отличием системы В2В является автоматизированный обмен данными между двумя взаимодействующими системами, что означает наличие на обеих сторонах комплексных автоматизированных систем управления (систем управления ресурсами предприятия). В системе В2В любой подрядчик имеет возможность просматривать текущие потребности компании, незамедлительно реагировать на них, планировать график поставок, определять способы доставки, выставлять счета, причем всю эту информацию нужно ввести в систему управления ресурсами предприятия. Прежде всего, си-

стемы В2В предназначены для решения задач сбыта и материально-технического снабжения. Кроме того, эта система позволяет снизить транзакционные издержки и удалить неэффективные звенья из снабженческих цепочек.

В2С представляет собой модель, в которой потребители услуг электронной коммерции выступают продавцами, а покупатели — физические лица. Продажа товаров осуществляется по принципу очередности поступления заявок. Примером воплощения В2С являются электронные магазины, системы бронирования и продажи билетов.

С2С — потребители продают товары и услуги друг другу на электронных аукционах индивидуальных потребителей.

В2G — происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур по правительственным закупкам, не требующим проведения конкурсов.

G2C ^2Е — Government-to-Everybody) — государственные органы предоставляют гражданам необходимые услуги.

В данной модели взаимодействия на электронном рынке отсутствует наиболее эффективная форма, способная выживать в условиях жесткой конкуренции свободного рынка, — динамическая бизнес-система, именуемая «Виртуальной организацией» (ВО).

В настоящее время в странах Европы несколько миллионов человек имеют возможность получать удаленный доступ к своему рабочему месту при помощи специального программного обеспечения, ноутбука и модема. Это оборудование позволяет осуществлять виртуальную деятельность посредством подключения к территориально-распределенным сетям связи [3]. Данный вид деятельности, именуемый «виртуальным рабочим местом» (ВРМ), может быть реализован на дому, в коттедже или же на территории клиента, т.е. везде, где обеспечивается доступ к сети связи. Взаимодействие между рабочим местом сотрудника и корпоративной сетью осуществляется через сеть связи общего пользования, в качестве примера которой может выступать и глобальная сеть Интернет.

Виртуальное рабочее место (ВРМ) включает в себя два основных компонента — рабочее место сотрудника и корпоративную сеть предприятия, к которой подключается сотрудник для выполнения своих функциональных обязанностей.

Рабочее место сотрудника представляет собой персональный компьютер с установленным программным обеспечением, необходимым для подключения к серверам корпоративной сети. Физическое подключение ЭВМ ВРМ к корпоративной сети осуществляется при помощи специализированного сетевого оборудования, например, сетевых адаптеров или модемов. При этом ВРМ не является стационарным. Свойство мобильности достигается за счет возможности использования портативных компьютеров (ноутбуков) и беспроводной связи, что позволяет организовать ВРМ практически в любой точке земного шара без значительных капиталовложений.

Корпоративная сеть любого предприятия, организующего ВРМ, должна включать набор серверов — специальных высокопроизводительных компьютеров, к которым может получать доступ ЭВМ территориально удаленных сотрудников. Подключение серверов к сети связи осуществляется при помощи уже более сложного коммуникационного оборудования, такого, например, как кабельные модемы или маршрутизаторы [4; 5].

После подключения компьютера ВРМ к серверам корпоративной сети создается возможность выполнять следующие действия:

• загружать необходимую информацию с серверов корпоративной сети;

• записывать данные на сервера корпоративной сети;

• модифицировать данные, хранящиеся на стороне серверов корпоративной сети;

• обмениваться данными с другими сотрудниками, подключенными к серверам корпоративной сети.

К отраслям народного хозяйства, в которых наиболее часто используются технологии ВРМ, относится сфера разработки, внедрения и сопровождения ин-фокоммуникационных технологий, сфера, где осуществляются сделки с недвижимостью, работа с персоналом, а также отдельные направления, нуждающиеся в постоянном перемещении, или же работа в импровизированных офисах, включая и работу на дому. Наиболее эффективно технология ВРМ проявила себя в сделках с недвижимостью.

Другим видом виртуальной деятельности, использующей режим удаленного доступа, являются малые предприятия, получившие в зависимости от рода деятельности такие названия, как «виртуальный офис», «виртуальный центр», «виртуальный коттедж», «кибер-центр», «частный электронный портал», «центр коллективного пользования программным обеспечением» и т. д., где физический офис замещен электронными офисными услугами.

Основным и наиболее развитым направлением электронного бизнеса в России является электронная коммерция.

По данным очередного отчета «Состояние электронной торговли в России за 2010 год», опубликованного Национальной ассоциацией участников электронной торговли, объем рынка электронной торговли составил 7,9 млрд долл. (в 2009 г. он был на 30% меньше — 6,08 млрд).

При обработке данных исследований Национальной ассоциацией участников электронной торговли, а также информации от Росстата и Торгово-промышленной палаты РФ, не принимались в расчет такие виды операций, как бронирование туров и авиабилетов через системы бронирования, электронные платежи между пользователями, мобильная коммерция (платежи за мобильную связь) и Internet-трейдинг. С учетом этих транзакций результаты российской электронной торговли за год были бы более впечатляющими.

Если разделить весь объем электронной коммерции по типам, то окажется, что наибольший рост и объем продемонстрировал сектор B2C, традиционная торговля через Internet-магазины. Объем этого направления в 2010 г. составил 3,25 млрд долл. (в 2006 г. было чуть более 2 млрд долл.), что означает рост на 56%. Рейтинг магазинов возглавляет широкопрофильный магазин «Ozon», за которым следуют «Exist» (автомобильные запчасти) и «Sunrise» (компьютерная техника). Основная масса успешных магазинов специализируется на бытовой технике и электронике. Например, специализированный магазин по продаже программного обеспечения «Softkey» занял лишь 21-е место, а торгующий косметикой магазин «Ив Роше» находится практически в конце списка, на 24-м месте.

Объем торговли в госсекторе (B2G) занимает второе место с показателем 2,37 млрд долл., но этот сегмент рос наиболее медленными темпами. По сравнению с показателем 2009 г. (2,27 млрд долл.) прирост в 2007 г. составил всего 4%. Объяснение этому факту достаточно простое — законодательное ограничение на максимальную сумму сделки на электронном аукционе в 1 млн руб.

Торговля между юридическими лицами, сегмент B2B, занимает в 2010 г. 3-е место с оборотом 2,29 млрд долл. По сравнению с показателем 2006 г. (1,7 млрд долл.) рост этого бизнеса составил 32%. Такой результат аналитики связывают как с развитием имеющихся электронных торговых площадок (например, в области энергетики и сельского хозяйства), так и с созданием новых. В 2010 г. начали функционировать ЭТП компаний ММК, «Газпромнефть», «Mirax» и «Сибур».

Отдельно были оглашены результаты рынка моментальных платежей. Оборот этого рынка в 2010 г. составил 14,6 млрд долл., что на 29% больше, чем за 2009 г. (11,3 млрд долл.). При этом средний платеж составляет 83 руб. против 76 руб. годом ранее. А вот количество точек приема электронных платежей от населения увеличилось вдвое и достигло 300 тыс. аппаратов. Что касается структуры моментальных платежей, то лидирует оплата услуг мобильной связи (96% платежей). А на оплату доступа в Internet, кабельное телевидение, коммунальные платежи и погашение кредитов приходится от 1 до 0,2%. Согласно прогнозам, рынок моментальных платежей будет развиваться пропорционально росту доверия пользователей и увеличению количества точек приема оплаты. Предполагается, что в 2010 г. данный рынок вырастет на 37% и достигнет объема 20 млрд долл.

Одной из неотъемлемых составных частей электронной коммерции являются электронные деньги. Количество транзакций с использованием электронных денег в России пока еще находится на низком уровне. Покупатели Internet-магазинов в большей степени доверяют таким формам оплаты, как банковские переводы, оплата наложенным платежом или непосредственно оплата курьеру в момент доставки.

Если подходить к вопросу формально, то электронные деньги мало чем отличаются от банковских обязательств и векселей. Кибер-деньги можно перевести откуда угодно и куда угодно при условии наличия Интернета. Кроме того, большую часть финансовых операций можно производить без обращения в банк. Есть только программное обеспечение, контролирующее корректность сделки. Этот механизм позволяет оплатить покупку за несколько секунд, в то время как при использовании банковского счета для проведения транзакции потребовалось бы, как минимум, 2-3 часа. Еще одно преимущество этой системы заключается в анонимности. Украсть электронные деньги невозможно, даже если злоумышленнику известен номер интернет-кошелька. В то время как знание реквизитов кредитной карточки теоретически позволяет увести со счета значительную сумму. Таким образом, оплачивая какие-либо услуги или покупки с помощью кредитной или дебитной карты, человек идет на определенный риск — если данные по карте попадут к неблагонадежному лицу, то имеется шанс потерять определенную сумму. Электронными же деньгами можно без опаски расплачиваться с любой полуподвальной конторой-однодневкой, не рискуя потерять остаток денег из веб-кошелька.

В России наибольшее распространение получила система WebMoney. Она поддерживает несколько валют, и при желании можно расплатиться в рублях (WMR), долларах (WMZ) и евро (WME). Кроме того, система поддерживает расчеты в украинских гривнах и казахских теньге.

С одной стороны, мультивалютная система позволяет сетевым магазинам без особых проблем выставлять несколько цен на один и тот же товар. С другой стороны, каждому пользователю приходится заводить несколько кошельков для разных типов валют, а это не всегда удобно. Кроме того, перевод денежных средств осуществляется специальными компаниями — обменными пунктами, которые за каждую транзакцию получают 0,8% от суммы.

Существует, как минимум, не один десяток систем, занимающихся платежами виртуальной валютой. У нас в России относительно широкое распространение получили две: Webmoney (www.webmoney.ru) и Яндекс-Деньги (http:// money.yandex.ru). Последняя является адаптацией международной платежной системы PayCash. Принцип действия всех систем схож: у каждого зарегистрированного пользователя есть свой счет, который в любое время может быть

пополнен множеством способов: банковским или почтовым переводом или с помощью карточки экспресс-оплаты. Существуют и другие, подробнее о них можно узнать на сайте интересующей вас системы.

Большинство крупных российских электронных магазинов работают с Web-Money и Яндекс-Деньгами. На зарубежных сайтах иногда можно заплатить с помощью систем E-gold, Moneybookers, PayPal, Centipix.

Развитие систем электронных денег может оказать серьезное конкурентное влияние на существующие системы расчетов, как частные, так и системы, принадлежащие центральным банкам; как электронные, так и системы расчетов с использованием традиционных платежных инструментов. Осуществление валовых расчетов в режиме реального времени для мелких платежей в настоящее время невыгодно в связи с их высокой стоимостью. С широким внедрением «сетевых» систем мелкие платежи могут осуществляться на валовой основе, а сами системы будут составлять серьезную конкуренцию действующим оптовым системам. Результатом может быть создание систем расчетов электронными чеками в реальном времени, включая малые платежи, минуя клиринговые палаты, что может привести к сокращению их численности или укрупнению.

В настоящее время осуществление расчетов является прерогативой банковских учреждений. Одной из тенденций, которая и сейчас проявляется все более отчетливо, является выход на рынок «электронных» финансовых услуг представителей нефинансового сектора. Это, в первую очередь, фирмы — разработчики программного обеспечения и коммуникационные фирмы. Так, если системы «электронных денег» взаимодействуют с телефонными компаниями, транспортными агентствами, сетями ведущих магазинов, то очевидным следствием такой эволюции будет увеличение числа пользователей и создание замкнутых расчетных систем. Другой тенденцией является активное стремление банков к внедрению в сферы, традиционно для них ограниченные, такие, как торговля, посредством возможностей электронной коммерции. Ключевыми факторами, которые определят отношение потребителей к системам «электронных денег», будут достижение ими таких показателей, как удобство, высокая скорость совершения операций, простота обращения, обеспечение контроля за платежами и их безопасность, анонимность, возможность передачи третьим лицам.

Системы электронных денег также значительно расширят возможности розничных продавцов товаров (работ, услуг), чьи расходы на операции с наличными деньгами, включая их хранение и транспортировку, существенно сократятся. Использование сети Internet уже сейчас позволяет продавцам обеспечить себе выход на рынки со снижением издержек на маркетинг и рекламу. После того как влияние электронных денег проявится более полно и будет лучше изучено, следующим шагом окажется их внедрение для крупных расчетов между корпоративными клиентами и ускорение темпов развития электронной торговли.

Несмотря на все перечисленные плюсы электронных денег, они не пользуются высокой популярностью. Однако, по прогнозам, в ближайшие пять лет технология электронных денег будет значительно усовершенствована, и к концу 2011 г. объем электронных платежей составит 60% всех интерактивных транзакций, хотя сейчас этот показатель не превышает 14%. Компании, принимающие электронные деньги, могут рассчитывать на снижение издержек, вызванных неоплатой счетов при использовании кредитных карт, а также на расширение объема коммерческих сделок между производителями и потребителями, а также между отдельными пользователями.

Литература

1. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. М.: Горячая линия — Телеком, 2008.

2. Голубецкая Н. П., Кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5 (42). С. 28-33.

3. Голубецкая Н. П., Хорошева О. А. Принципы инновационного управления предпринимательским доходом предприятий реального сектора экономики // Экономика и управление. 2011. № 5 (67). С. 48-50.

4. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. 400 с.

5. Борн Д. Интернету — 40 лет. Как все начиналось... 3D News. 30.10.2009 // http:// www.3dnews.ru/news/internetu_40_let_kak_vssh_nachinalos/.

УДК 338.2:334

В. С. Голубецкий

Роль предпринимательства в формировании и развитии инновационной экономики России

V. S. Golubetskiy. Business role in formation and development of innovative

economy of Russia

Автор обращает внимание на необходимость создания инновационной экономики, которая является стратегическим направлением развития нашей страны и рассматривает роль предпринимательства для решения этого вопроса. Обозначена одна из наиболее успешных моделей государственного участия в построении инновационно-ориентированного малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационная экономика, инновации, малый и средний бизнес

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The author pays attention to necessity of creation of innovative economy which is a strategic direction of development of our country and considers a role of business for the decision of this question. One of the most successful models of the state participation in construction of the innovative-focused small and average business is designated.

Keywords: business, innovative economy, innovations, small and average business

Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В последние десятилетия в экономике сложились специальные области научных и практических знаний — инновационная экономика и инновационный менеджмент, что во многом связано с переходом большинства развитых стран в режим «быстрых экономик». Важнейшими признаками такого типа экономического развития являются уникальность, неповторимость и постоянное обновление производства и многих социальных институтов. Современная экономика принимает все более инновационный и динамический характер [1].

Владимир Сергеевич Голубецкий — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © В. С. Голубецкий, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.