Научная статья на тему 'Динамика развития и сегменты роста «Электронного» бизнеса в России'

Динамика развития и сегменты роста «Электронного» бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития и сегменты роста «Электронного» бизнеса в России»

Семинар

управление эффективностью и результативностью

j

О.В. КОЖЕВИНА, д.э.н., ФгоБувпо «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Динамика развития и сегменты роста

«электронного» бизнеса в России

Развитие производительных сил общества повлекло за собой становление новой среды -информационного пространства, или кибер-пространства. Необходимость открытых коммуникаций и взаимодействия людей и компаний обусловила появление в 70-х годах ХХ века Internet-технологий. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Повсеместное распространение глобальной сети Internet, становление информационного и цифрового общества способствуют трансформации производственных отношений и совершенствованию практики корпоративного управления, а также обуславливают создание правовой инфраструктуры «электронного» бизнеса. Стал очевидным в последние годы существенный рост осуществления в on-line режиме сделок купли-продажи, маркетингового планирования, рекламы, разработки продуктов и продвижения услуг, логистики, аутсорсинга и многих других видов деятельности. Internet-

экономика как ступень в развитии производительных сил общества характеризуется возрастанием доли Internet-продуктов и услуг в ВВП, созданием глобального Internet-пространства, удовлетворением социальных и личностных потребностей в Internet-продуктах и Internet-услугах.

Определение «электронного бизнеса как преобразования основных бизнес-процессов при помощи Internet-технологий» впервые было предложено в 1997 году. В таблице 1 проведено сравнение и сопоставление понятий «электронный бизнес - E-business» и «электронная коммерция - E-commerce», выявлены их сходства и отличительные признаки. Из таблицы 1 следует, что «электронный» бизнес можно рассматривать с трех аспектов: как вид экономической деятельности, бизнес-модель и совокупность бизнес-процессов. Понятие «электронная коммерция» отражает специфику коммерческой деятельности, более узкое по смысловому содержанию. «Электронный бизнес» расширяет понятие «электрон-

2014 № 3 (84)

ной коммерции», в свою очередь, «электронная» коммерция является частным случаем «электронного» бизнеса. В практической деятельности зачастую эти понятия отождествляются. Так, в узком смысле «E-business» - форма ведения бизнеса, при которой значительная его часть выполняется с применением Internet-технологий, а «E-commerce» - форма коммерции, при которой два и более звена коммерческого цикла выполняются с применением Internet-технологий.

По нашему мнению, «электронный» бизнес представляет собой бизнес-модель, в которой бизнес-процессы осуществляются на основе интеграции в сети Internet и направлены на создание потребительской ценности для клиентов за счет использования новых рыночных возможностей.

Для организаций преимущества «электронного» бизнеса заключаются в глобальном формате масштабирования деятельности; улучшении цепочек поставок; открытости бизнеса; персонализации; быстром выводе товара на рынок; онлайн-продаже услуг и уменьшении порогов выхода на рынок, а для потребителей - повсеместности использования; широте выбора товаров и услуг; возможности легко найти и выбрать более выгодные предложения; оперативности доставки; повышении уровня жизни; сокращении «цифрового» разрыва.

«Электронный» бизнес оказывает влияние на все аспекты организации производства от стратегического планирования и бизнес-процессов до формирования отношений с партнерами и потребителями. «Электронный» бизнес традиционно подразделяется на два основных типа: 1) ориентированный на конечного потребителя (В2С); 2) ориентированный на бизнес-партнера (В2В). В2С - область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на удовлетворение потребностей конечного потребителя и формирование долгосрочных экономических отношений. В2В - экономическая деятельность в информационном пространстве, ориентированная на становление эффективных и долгосрочных отношений с организациями или фирмами, участвующими в формировании цепочки добавленной стоимости.

E-business использует информацию, представ-

ленную в электронном виде, для производства добавленной стоимости, повышения производительности и совершенствования отношений между продавцом и потребителем. Переход на новую технологию управления электронными цепочками создания ценностей и добавленной стоимости -это не только технологическое нововведение, но и принципиальное изменение в управлении и оценке эффективности организации корпоративных бизнес-процессов. Правильная организация управления «электронным» бизнесом позволяет компании добиваться стратегического преимущества над конкурентами, усиливать связи с партнерами, повышать эффективность производства, уменьшая издержки и оптимизируя использование человеческих ресурсов. Схематично цепочка формирования добавленной стоимости в «электронном» бизнесе отражена на рис. 1.

Предпринимательство имеет рисковый харак-

s

ффективное

нтикризисное

правление

Таблица 1

Сопоставление понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция»

E-business E-commerce

Любой вид экономической деятельности, осуществляемый посредством сети Internet Процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и нефизических при помощи телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Internet

Преобразование основных бизнес-процессов компании путем внедрения Internet-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности Общий термин, охватывающий различные бизнес-процессы, направленные на интеграцию производителей или торговцев с потребителями и поставщиками через Internet

Любая базирующаяся на средствах Internet бизнес-деятельность, преобразующая внешние и внутренние взаимоотношения для создания новой стоимости и использования рыночных возможностей, предоставляемых новыми правилами связанной экономики способ совершения сделок, когда выбор и заказ товаров осуществляются посредством компьютерных сетей, а расчеты между покупателем и поставщиком производятся с использованием электронных документов и (или) средств платежа

Бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем Только купля-продажа, транзакция, совершаемая через компьютерную сеть

Производное понятие от термина «электронная почта», обозначающее ведение бизнеса посредством Internet, причем это не только купля-продажа, но и обслуживание клиента и взаимодействие с бизнес-партнерами Процесс, совершаемый электронным способом, в результате которого право собственности или право пользования товаром/ услугой было передано от одного лица к другому

тер, а ведение предпринимательской деятельности в сфере электронной экономики сопряжено с более высокой степенью информационных, технических, коммерческих и социальных рисков.

В настоящее время емкость российского рынка электронной коммерции относительно невелика. Россия занимает 4-е место в мире

Семинар

Рис. 1. Цепочка создания ценности и добавленной стоимости

Л А

Создание

Формирование добавленной

Ценность

Динамические способности

Приобретение компетенций

Аутсорсинг

Альянс, интеграция

Управление цепочкой (продавец/покупатель)

Изменения в стоимостной цепочке и распределение/перераспределение стоимости между участниками

Структурные отличия в добавленной стоимости

Стратегическая конкурентоспособность

Клиентоориентиро-ванность-экспансия

по объему рынка e-commerce после США, Китая и Германии. По оценкам eMarketer относительно продаж в розничной электронной коммерции и мобильной коммерции в США, сумма продаж в электронной коммерции составила 262,3 млрд долл. в 2013 году, увеличившись на 16,4 процента. К 2017 году объем продаж в секторе составит 440 млрд долл., а совокупные средние темпы годового роста - 13,8 процента. В России доходы от электронной коммерции за последние четыре года возросли в 2,5 раза (рис. 2).

Вклад Internet-рынков в ВВП России составляет 1,8%, а оборот экосистемы Internet-зависимых рынков - около 7% ВВП России, обеспечивая средний рост Internet-экономики, по разным оценкам, на 30-40%.

Доля Internet-экономики в ВВП развитых и развивающихся стран мира неодинакова. Для примера, в ВВП США - 12%, Великобрита-

Рис. 2. доходы от электронной коммерции вРоссии

нии - 7,2%, Швеции - 6,6; Гонконга - 5,9; Дании -5,8; Нидерландов - 4,3; Чехии - 6,6; Польши -2,7; Бельгии - 2,5; Испании - 2,2; Италии -1,9. Причины ее дифференцированного влияния на отдельные национальные экономики связаны не только с разными темпами развития постиндустриального общества, но и с макроэкономическими, социально-демографическими, политико-правовыми факторами.

В ходе исследования проведена классификация факторов развития «электронного» бизнеса по критерию «риск - рост» и их группировка в четыре группы.

1. Социально-культурные факторы:

1.1. «Риск» - недоверие потребителей к online сервисам и уровню безопасности электронных сделок; недостаточный уровень информатизации общества; кросс-культурные особенности целевой аудитории в секторе В2С; кросс-культурные особенности при формировании партнерских отношений в секторе В2В; недостаточно высокий уровень качества жизни, дифференцированный по регионам страны; изменение привычек, вкусов, мода и дань традициям; нежелательные массовые рассылки сообщений.

1.2. «Рост» - клиентоориентированность и программы лояльности; оказание пользователям бесплатно некоторых услуг (поздравления, открытки); успешные рекламные акции и социальный маркетинг; сбор информации о покупателях, покупательских привычках и пристрастиях; скорость реакции на запросы клиентов; ликвидация «цифрового» неравенства и информационная грамотность; построение «электронного» бизнеса в соответствии с принципами корпоративной социальной ответственности (КСО); развитие социальных сетей; положительное воздействие Internet на формирование общественного мировоззрения.

2. Экономические факторы:

2.1. «Риск» - высокие затраты на start-up «электронного» бизнеса и получение маркетинговой информации; совместная работа с большим количеством партнеров; разрыв в построении электронных моделей бизнеса, и приобретении новых клиентов и освоении рынков; недостаточный мониторинг конкурентной среды; слабая привлекательность рынка для публичных инвесторов; низкий уровень компетентности специалистов «электронной» коммерции, в том числе менеджмента; убытки, связанные с действиями хакеров и проникновением вирусов; инвестиционный климат, недостаточный для реализации проектов в сфере «электронного» бизнеса.

2.2. «Рост» - создание предприятиями новых динамичных партнерских взаимоотношений

стоимости

2014 № 3 (84)

с торговыми компаниями; определение оптимальных партнерских отношений с позиции затрат; успешные рекламные кампании, повторное привлечение покупателей и перевод их в долю клиентов; гибкий подход к бизнесу; таргетирование и локальные маркетинговые программы; одновременное использование стратегий off-line и on-line; создание региональных партнерских альянсов: интернет-магазин - провайдер высокоскоростного доступа - курьерская служба; интеграция субъектов традиционной экономической деятельности в виртуальном пространстве; инвестиции в информационные технологии и инфраструктуру коммуникаций.

3. Информационно-технологические факторы:

3.1. «Риск» - неэффективные модели защиты сети; хакерское проникновение в базы данных компаний «электронного» бизнеса; недостаточный аудит и тестирование информационных технологий, используемых в электронной коммерции; блокировка доступа к данным, несанкционированный ввод данных; бизнес в реальном времени (24/7/365); низкий уровень корпоративной информационной культуры;

3.2. «Рост» - автоматическое поступление средств, инициация доставки и отображение покупки в учетной системе; создание автоматизированных систем работы с сетью дистрибуции; автоматическое оформление и резервирование заказов; клиентоориентированные (персональные) порталы, отслеживание клиентов для создания «индивидуального» рынка; локально организованный контент; совместные платформы, обеспечивающие инструментарий и информационную среду для делового сотрудничества компаний; готовность предприятия к «сжатию» бизнес-процессов; исключение любой вероятности несанкционированного доступа к информации.

4. Политические факторы:

4.1. «Риск» - несовершенство законодательной базы, регулирующей «электронное» предпринимательство; «серые» схемы налогового планирования; лоббизм при создании партнерских альянсов в «электронном» бизнесе; недостаточное государственное регулирование развития современной инфраструктуры электронной коммерции; отсутствие системы мониторинга и оценки электронной готовности в регионах; недостаточный уровень использования Internet-технологий на периферии; информационная изоляция при нарушении международных дипломатических отношений в странах-партнерах.

4.2. «Рост» - реализация государственных целевых программ по развитию электронной и цифровой экономики; институциональная

структура информационной экономики; электронная готовность регионов к развитию конкурентных преимуществ территории; политика по регулированию телекоммуникаций; принятие федерального закона о регулировании деятельности в сфере электронной коммерции.

Российский рынок электронной коммерции формируется в условиях складывающейся потребительской культуры дистанционных закупок при недостаточности управленческого опыта в этой области предпринимательства. К настоящему времени сложились такие основные сегменты рынка «электронной» коммерции: электронный обмен информацией; электронное движение капитала; электронная торговля; электронные деньги; электронные страховые услуги; электронный маркетинг; электронный банкинг Около

Рис. 3. Сегментация рынка «электронной» коммерции

_ффективное Антикризисное " "правление

Электронный обмен информацией

Электронное движение капитала

Электронная торговля Электронные деньги

Электронные страховые услуги

Электронный маркетинг

70% рынка электронной коммерции приходится на электронную торговлю (рис. 3). В среднем за период 2010-2013 гг темп роста рынка «электронной» коммерции составляет - 30%

Основными внешними барьерами роста электронного сегмента экономики, по нашему мнению, являются нестабильная рентабельность Шегпе^торговли; недостаточное проникновение безналичных платежей; низкая привлекательность рынка для публичных инвесторов; несовершенство законодательного регулирования и отсутствие «правовых рамок» для легитимизации электронного бизнеса и прозрачности налогообложения. Вместе с тем, наибольший эффект от электронной коммерции смогут получить те страны, в которых созданы механизмы и предпринимательский климат для развития конкуренции, привлечения инвестиций в технологии и Шегпе^ инфраструктуру, а также соответствующая нормативно-правовая база. «Электронная» торговля в зарубежных странах является объектом регулирования посредством специальных нормативных

Семинар

Рис. 4. Объем рынка e-commerce (по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций - РАЭК)

Объем рынка

Из 520 млрд рублей: материальные товары 350 млрд (+25%) цифровые товары и билеты 170 млрд (+36%)

520

240

2010

405

320

2011

2012

2013

актов.

Отсутствие в России законодательных основ и комплексного правового регулирования деятельности в сфере «электронного» бизнеса и «электронной» коммерции приводят к проблемам в осуществлении «электронных» сделок. Основной правовой принцип «электронной» торговли (коммерции) состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение ее действительность и обязательность, если она заключена электронным способом. В отечественной практике данный принцип реализуется посредством дополнительного соглашения участников сделки, которая заключается или исполняется электронным способом. Правовые нормы должны, во-первых, закрепить правовой статус поставщиков услуг информационного общества; четко определить и регламентировать их обязанности по предоставлению клиентам сведений о порядке заключения договоров или отмены ошибочных заказов и возможности предварительного ознакомления с условиями договора; во-вторых, регулировать применение электронных подписей; в-третьих, обеспечивать защиту прав и законных интересов предпринимателей в сегментах В2В и В2С. Кроме того, при разработке правовой регламентации в сфере «электронной» коммерции необходимо учитывать ее технико-технологическое осуществление и использование 1Т-технологий с учетом рисков и распределения ответственности субъектов экономической деятельности.

Стратегическое управление электронной

экономикой является малоизученной областью менеджмента, в основном из-за смежности вопросов, связанных с управлением инновациями, маркетингом, проектами, конкурентоспособностью, коммуникациями и информацией. «Электронный» бизнес интегрирует информационные технологии с существующими корпоративными бизнес-процессами, что, с одной стороны, позволяет снижать затраты и транзакционные издержки по продвижению продукта, поддерживать непрерывность предоставления услуг, а с другой -требует «бизнес-инфраструктуры», современных электронных коммуникаций и гибкой корпоративной культуры для проведения операций и сделок.

На ранних стадиях развития «электронного» бизнеса возможно появление двух проблем:

1) интернет-компании вкладывают основные средства в традиционную инфраструктуру бизнеса для обеспечения его устойчивого функционирования вместо совершенствования инструментов интеллектуального анализа клиентской базы и проведения маркетинговых исследований;

2) понимание критериев лояльности клиента к компании, определение числа наиболее приверженных и толерантных компании клиентов позволит обеспечить экономически эффективные вложения в инфраструктуру электронной коммерции.

Задача формирования стратегии развития компании, осуществляющей свою деятельность в области «электронного» бизнеса, состоит в определении устойчивых конкурентных преимуществ, ослаблении эффекта нестабильности внешней среды, обеспечении доходности, сбалансированности внешних требований и внутренних ресурсных возможностей компании. Базовыми стратегиями ведения «электронного» бизнеса являются внедрение корпоративных моделей интеграции (off-line) и внедрение независимых моделей интеграции (on-line).

Реализация стратегии развития компании «электронного» бизнеса должна опираться на следующие принципы: реальность; логичность и внутренняя целостность бизнес-процессов, способствующие положительному синерге-тическому эффекту; этичность, нравственность; совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней с учетом минимизации рисков; формирование конкурентных преимуществ и приобретение компетенций; вектор на долговременный успех; учет интересов стейкхолдеров; альтернативность выбора стратегии и модели бизнеса.

Условия устойчивого роста компании «электронного» бизнеса, по нашему мнению, следу-

350

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

280

225

178

2014 № 3 (84)

ющие: 1) разработка конкурентной стратегии и выбор оптимальной бизнес-модели; 2) подбор команды менеджеров; 3) эффективные маркетинговые и рекламные стратегии, таргетирование оп-Нпе-аудитории; 4) клиентоориентированность и персонализация; 5) создание сайта для целевого сегмента и привлекательный контент; 6) интеграция через многоканальный доступ; 7) инвестирование в электронный бизнес; 8) логистика и логистические провайдеры; 9) использование подписной торговли; 10) продажи через интернет-магазин.

Интенсивное развитие электронной коммерции стало привлекать внимание финансовых институтов, что создало предпосылки для появления электронных финансовых услуг Наибольший спектр электронных финансовых услуг представлен в крупных и системообразующих банках -Сбербанке России, ВТБ24, Альфа-Банке, Юниа-струме, Росбанке.

Дистанционные финансовые услуги становятся достаточно традиционным для банков комплексом сервисов, без использования которых затруднено эффективное развитие банковского бизнеса. Так, через систему интернет-банкинга совершают платежи и другие операции в Канаде 65% населения, во Франции - 56%, в США - 45%, а в России проникновение интернет-банкинга - только 5%.

Качественные электронные финансовые услуги и интернет-банкинг - это уникальные возможности по привлечению новых клиентов, увеличению продаж традиционных банковских продуктов и созданию новых услуг, способных отвечать потребностям современного общества. Развитие рынка электронных финансовых услуг открывает дополнительные возможности повышения конкурентоспособности банков, позволяет ориентироваться в глобальном экономическом пространстве.

Стремительное распространение различных форм электронного банкинга накладывает необходимость комплексной оценки менеджментом и специалистами банка новых электронных форм банковских услуг, предлагаемых своим клиентам со всеми их достоинствами и недостатками. Современные информационные технологии, реализованные в электронной системе через различные формы использования электронных банковских продуктов, позволяют быстрее адаптироваться к новым трендам развития электронного рыночного сегмента в целом. Предпочтения клиентов при выборе банка-партнера: функциональность и доступность, широкий набор платежных функций, простота, оперативность, безопасность, а интересы банков сосредоточены в области прироста клиентской базы - юридических и физических

_ффективное Антикризисное " "правление

Таблица 2

Рейтинг функциональности систем электронного банкинга (по данным Эксперт РА)

Система интернет-банкинга Банк Итоговый рейтинг Внешний платежный функционал (вес 34%) Внутренний платежный функционал (вес 40%) Информациои- ная и финансовая безопасность (вес 26%)

Система Handy Bank Банки - участники системы На^уВапк 1 1 6 1

Интернет-банк «Банк24.ру» (ОАО) 2 3 1 2

Альфа-Клик ОАО «АЛЬФА-БАНК» 3 4 10 10

«Банк-на-Днване» ОАО «СКБ-банк» 4 6 3 11

Faktura.ru Процессинговый центр Faktaa.ru (ГКЦФТ) 5 5 15 14

«Домашний Банк»и «HandyBank» ООО КБ «Аптай-энергобанк» 6 2 33 17

МКБ Онлайн ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» 8 9 11 9

Сбербанк ОнЛ@йн ОАО «Сбербанк России» 10 11 5 14

Семинар

лиц, эффективного развития банковского бизнеса, увеличения продаж банковских продуктов, создания конкурентных преимуществ.

По данным издания American Banker в 2014 году затраты банков на информационные технологии вырастут на 4,2%. По прогнозу аналитиков, работающие на рынке финансовых услуг компании потратят на информационные технологии более 430 млрд долларов, а к 2020 году эта сумма превысит 500 млрд долларов. В банковском секторе в 2014 году, прежде всего, увеличатся расходы на цифровой банкинг и мобильные платежи. На развитие этих направлений банки потратят в среднем на 6,8% больше средств, а на проведение маркетинговых аналитических исследований и информационную поддержку клиентов затраты банков в среднем вырастут на 5,7%.

Аналитические исследования, проведенные компанией «Рестко Холдинг», свидетельствуют о росте оборота российского рынка электронных платежей более чем на 20%. По прогнозам аналитиков мобильного платежного сервиса uBank, в 2015 году объем данного рынка электронных платежей может удвоиться и составить 3000-3500 млрд руб. Ведущими игроками на российском рынке электронных платежей являются системы электронных денег «Яндекс. Деньги», Qiwi и WebMoney, платежная система PayPal. Как свидетельствуют исследования, 1/3 россиян, подключенных к Internet, имеют собственные электронные кошельки, т. е. примерно 20 млн пользователей. Главными достоинствами электронных денег являются оперативность совершения финансовых операций с их помощью, простота и удобство использования, возможность их использования в любой точке пространства, где есть подключение к сети. Наличие компьютера не является обязательным условием работы с платежными системами Internet, осуществлять расчеты можно даже на обычном сотовом телефоне. В настоящий момент российский рынок электронных платежных систем еще не насыщен. В Москве и Санкт-Петербурге рост систем электронных денег несколько замедлился, в то время как в регионах и малых городах процесс тормозится из-за недостаточного использования Internet, но ликвидация «цифрового» неравенства позволит постепенно сократить разрыв и дифференциацию между макрорегионами «Запад» и «Восток».

Развитие «электронного» бизнеса является новым стратегическим направлением деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий. Российские компании постепенно приобретают опыт использования новых «электронных» бизнес-моделей и совершенствования

корпоративной структуры управления, основанной на инновациях. Электронный сервис позволяет качественно преобразовать все бизнес-процессы и расширить географическую зону обслуживания. Для получения наибольшего эффекта необходимо создать условия для роста «электронного» бизнеса не только совершенствованием законодательной базы, но и широким информированием потенциальных клиентов о преимуществах Мегпе^технологий.

Вопросы

к основному докладу

Борис РАИЗБЕРГ, профессор, главный научный сотрудник ГУ «Институт макроэкономических исследований»:

- У меня три вопроса. Первый. Принципиальных свойств бизнеса, по крайней мере, три: это деятельность за свой счет, деятельность по собственной инициативе и деятельность, направленная на получение прибыли. В какой мере «электронному» бизнесу присущи эти три свойства?

Далее. Какая часть дохода достается бюджету Российской Федерации и по каким каналам он его получает?

И последний вопрос: что является основным продуктом «электронного» бизнеса? То ли огромная совокупность услуг, которые оказываются посредством интернета, то ли создание информационных систем управления, что было предусмотрено и программой «Электронная Россия», и нынешней государственной программой «Информационное общество»?

Ольга КОжЕВИНА, д.э.н., ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»:

- По первому вопросу. «Электронному» бизнесу, как и любому другому виду предпринимательской деятельности, присущи общие свойства прибыльности, рискованности финансовых вложений и самостоятельности ведения. Если мы говорим о формировании цивилизованного интернет-пространства, то здесь необходимо еще и участие государства. Для эффективности электронного бизнеса должны быть значительные инвестиционные вложения компаний, прежде всего, в формирование технологической инфраструктуры, обеспечение систем безопасности и защиты от рисков. В сфере «электронного» бизнеса, особенно в финансовом сегменте, риски достаточно высоки. Они связаны с обеспечением информационных, технологических и коммерческих бизнес-процессов, которые и являются источниками рисков, а «электронный» бизнес предполагает значительное обеспечение

2014 № 3 (84)

безопасности и защиту информации от несанкционированного доступа. Говорить о том, что это возможно только за счет собственных средств, наверное, нельзя. Все зависит от масштабов и сегмента «электронного» бизнеса.

По второму вопросу. Относительно вклада интернет-коммерции в бюджет, то это в среднем 1,5 процента по тем прогнозам, которые были на начало 2014 года, вместе с тем объем экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и В2В-коммерцию, составляет 7,9 процента ВВП, то есть около 5 трлн рублей.

Более точные оценки участия электронного предпринимательства в формировании доходной части бюджета Российской Федерации сопряжены с двумя основными проблемами. Во-первых, структурирование электронного бизнеса на сегменты при проведении количественных оценок неоднозначно, следовательно, не всегда можно получить сопоставимые верифицируемые данные. Во-вторых, использование «серых» схем налогообложения компаниями, вовлеченными в интернет-бизнес, искажает реальный доход от «электронного» бизнеса. Совершенствование российского законодательства в области регулирования электронной торговли будет способствовать легитимизации интернет-бизнеса.

По третьему вопросу. Существуют разные виды «электронного» бизнеса, поэтому результатом деятельности могут быть как услуги, так и информация.

Александр ВОРОБЬЕВ, генеральный директор Издательского дома «Бюджет»:

- Сейчас вступил в силу закон об ограничении электронной торговли. Конкретно, речь идет о приобретении через сеть интернет товаров, которые поставляются в Россию из других стран, в том числе из Китая, США и т. д.

Эти ограничения касаются одноразовой покупки от 150 долларов США. Как это повлияет на электронную торговлю, на электронную коммерцию внутри нашей страны? С вашей точки зрения, что это принесет бюджету нашей страны? И почему эти ограничения вводятся?

Ольга КОжЕВИНА:

- Речь идет о законе, предусматривающем регулирование беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, он вводит ограничения покупок в зарубежных интернет-магазинах и не распространяется на деятельность российских компаний, занятых в сфере электронной

торговли. Любые ограничения вводятся как протекционистская мера для защиты внутреннего рынка.

Александр ВОРОБЬЕВ:

- Вопрос больше касался конкуренции. Есть российские компании, которые продают товары и услуги в сети интернет. Есть компании китайские, азиатские, американские, которые продают ту же самую продукцию, те же бренды в несколько раз дешевле, чем российские компании. Это как-то повлияет на конкуренцию?

Ольга КОжЕВИНА:

- Полагаю, что это косвенно приведет к ужесточению на рынке, к более высокой степени конкуренции. Существенного влияния данное ограничение на доходы бюджета не окажет, но снизит оборот трансграничной торговли.

Аркадий ТРАЧУК, д.э.н., профессор кафедры «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета:

- Позвольте комментарий к вопросу. Поскольку на данный момент нет цифровых оценок, выводы основаны на субъективных представлениях. Все зависит от того, будут ли люди платить таможенную пошлину или же они предпочтут установить себе запрет на покупку в интернет-магазине в связи с тем, что нужно что-то оплачивать дополнительно.

Вячеслав КАРНАУШЕВСКИй, руководитель проектов департамента стратегического и корпоративного управления, руководитель отдела нематериальной мотивации и корпоративной культуры, Бинбанк:

- Мой вопрос касается интернет-систем банка. Анализировались ли зарубежные банковские системы? Сравнивали ли эти системы с российскими? Насколько они более эффективны? И на какие компании смотрят наши российские топ-компании?

Ольга КОжЕВИНА:

- Интернет-банкинг очень популярен в Европе и Северной Америке. В России его проникновение недостаточно: только 5 процентов населения совершают платежи, используя дистанционные финансовые сервисы. Как показало исследование, наиболее функциональные системы интернет-банкинга в Альфа-банке, Сбербанке, Росбанке, ВТБ24 и др. Динамика развития сегмента электронного банкинга за рубежом представлена на примерах Канады, Франции, США и стран Азии. Обобщая зарубежный опыт, основными условиями эффективности систем интернет-банкинга являются клиентоориентирован-ность, функциональность и безопасность.

_ эффективное Антикризисное \ /правление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.