Научная статья на тему 'Интернетизация информационного пространства делового сообщества России'

Интернетизация информационного пространства делового сообщества России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ / СООБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Е.В.

В статье рассматривается процесс интернетизации информационного пространства делового сообщества, выявляются тенденции и факторы, влияющие на его развитие, а также роль в становлении информационного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернетизация информационного пространства делового сообщества России»

интеграция и информационное

&3<шмодшсТВие

ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕЛОВОГО СООБЩЕСТВА РОССИИ

Е. В. ПОПОВА,

специалист отдела организации научных исследований E-mail: science_masu@mail.ru Магнитогорский государственный университет

В статье рассматривается процесс интернетизации информационного пространства делового сообщества, выявляются тенденции и факторы, влияющие на его развитие, а также роль в становлении информационного пространства России.

Ключевые слова: деловой, сообщество, информационный, пространство, интернетизация.

Признаком перехода к новой социально-экономической формации является развитие информационного пространства, одной из составляющей которого является виртуальное пространство глобальной сети. Современные бизнесмены, оценив потенциал этой части информационного пространства, начали использовать Интернет в деловых интересах. Таким образом, начался процесс интернетизации информационного пространства делового сообщества России. В условиях глобализации экономических процессов представляется важным отследить состояние этого процесса в России, выделить факторы, влияющие на его развитие, а также выявить его влияние на становление информационного пространства России.

Деловое сообщество — совокупность людей, общей характерной чертой которых являются деловые отношения (включающие производство товаров, финансирование этого производства, предоставление денежных займов, торговлю, страхование, коммерцию, продажу продукции и различные услуги, такие как бухгалтерский учет, распределение и ремонт товаров, покупку, продажу

товаров или услуг, предварительные переговоры по этим видам деловых отношений), охватывающие не только организации внутри, но и связи между учреждениями, а также коммуникацию между организациями и отдельными индивидами1.

Первые деловые сообщества в России появились после распада Советского Союза. С тех пор возникло более трехсот ассоциаций федерального уровня. Деловые сообщества функционируют в быстро меняющихся условиях, что является результатом процессов глобализации, появления новых информационных технологий, а также вмешательств со стороны государства. В России влияние большей части таких сообществ ограничено лишь одной отраслью или одним регионом страны2. Вдобавок к базирующимся в Москве федеральным ассоциациям существуют еще несколько сотен региональных. Для сравнения: в США таких ассоциаций зарегистрировано 86 тыс.

Сектор деловых сообществ в России имеет двухслойную структуру: вдобавок к традиционным отраслевым сообществам существуют еще четыре крупных предпринимательских конфедерации (так называемые зонтичные организации), которые представляют интересы крупного, среднего, мелкого бизнеса и менеджеров высшего звена. Эти учреждения работают с различными отраслями и деловыми объединениями, предлагают услуги в

1 http://rumetrika. rambler. ru/publ/article_show html?article=3764

2 http://rumetrika. rambler. ru/publ/article_show html?article=3764

разных регионах Российской Федерации.

Задачи российских деловых сообществ близки друг другу. От них требуется улучшение делового климата и содействие экономическому развитию и деловой инициативе в России. Они способны выступить в качестве носителей передового, более сильного, более современного и более активного на международной арене делового сектора.

Информационное пространство бизнеса складывается из множества корпоративных информационных пространств хозяйственных субъектов, государственных, отраслевых, региональных, национальных и международных деловых информационных ресурсов, которые в условиях глобализации экономических процессов все чаще размещаются в сети Интернет.

Проблема развития глобальной сети Интернет в России, по мнению П. П. Гвритишвили, должна рассматриваться на двух уровнях: отраслевом, который затрагивает динамику изменения внутренних показателей глобальной сети, и федеральном, на котором отражается взаимодействие сети с другими компонентами социально-экономической системы [1].

На отраслевом уровне показателями интернетизации выступают такие факторы: отношение количества пользователей Интернета к объему трафика; объем услуг электронной почты и 1Р-телефонии; объем электронной торговли; оборот банковского капитала, объем инвестиций в ИТ-инфраструктуру и в сетевые технологии в частности, объем услуг дистанционного обучения. Отраслевые факторы развития сети Интернет включают также внутренние политические, социальные, экономические, технологические и психологические факторы.

Федеральный уровень подразумевает изучение состояния информатизации и интернетизации в рамках конкретных регионов России, поскольку инвестиционный проект или программа реализуются в рамках экономической, правовой и организационной системы региона и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, инвестиционной инфраструктуры, а инвестиционные и организационные проблемы проекта не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе финансовой), использования законодательных и налоговых инструментов администрацией региона. Корректно сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта РФ экономические, инвестиционные и

Таблица 1

сводные данные ФоМ и ROMIR/Gemius о численности пользователей интернета в регионах, выходящих в сеть по крайней мере раз в полгода

Федеральный округ (фо) Процент к числу интернет-пользователей в стране

фом ROMIR/Gemius

Приволжский 18,7 15,85

Центральный (без Москвы) 17,8 5,14

г. Москва 15,4 37,66

Северо-Западный 13,3 14,85

Южный 11,5 6,24

Сибирский 10,9 10,30

Уральский 8,0 6,87

Дальневосточный 4,4 3,09

Источник: http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_show. html?artide=372L

социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку, но и обеспечение гарантий соответствующего уровня.

По объединенным данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательского холдинга ROMIR и европейского агентства по интернет-исследованиям Gemius, лидерами активности в Интернете в регионах выступают региональные центры. Суммарная доля городов с населением от 300 тыс. до миллиона чел. и свыше (исключая обе столицы) составляет более 60 % во всех видах аудитории Интернета.

Согласно данным компаний TNS, COMCON и The Online Monitor, широкополосный доступ имеет большинство пользователей Интернет [2]3.

Уровень развития Интернета в регионах [3]4 оценивался Яндексом по параметрам двух типов. Параметры первого типа оценивают распространение сети в регионах, учитывая уровень проникновения (отношение месячной аудитории сети к числу жителей), число доменов на 1 000 пользователей и саму доступность Интернета, т. е. среднюю стоимость доступа на скорости 512 кбит/с по данным провайдеров в трех крупных городах округа.

Параметры второго типа, используемые для оценки проникновения сети, рассматривали уровень развития блогосферы в регионе и активность интернет-СМИ — отношение ежедневного числа сообщений, поступающих от всех СМИ региона, к общему числу электронных средств массовой информации округа по данным Яндекс. Новостей. Отдельно были рассчитаны показатели Москвы и Санкт-Петербурга.

3 http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_show html?article=3794

4 http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_show. html?article=3764

Таблица 2

обобщенные данные по типам подключения к интернету в россии, %

Параметр TNS COMCON The Online Monitor (MASMI Russia)

ШПД 74 74 82,4

Dial-up 21 14 12,9

Другое 5 12 4,7

Согласно полученным данным наибольшее количество пользователей сети по отношению к числу жителей зарегистрировано в Дальневосточном регионе. Проникновение Интернета в ДВФО составляет 29,8 %. Минимум этот показатель имеет в Сибирском федеральном округе — там 22,7 % жителей пользуются сетью.

Доступность Интернета выше на Урале: здесь пользователи сети платят в среднем 637 руб. в месяц за доступ в сеть на скорости в 512 кбит/с. Для сравнения: в том же Дальневосточном регионе средняя цена составляет 1 988 руб. — и это самые высокие тарифы по стране. В среднем доступ на скорости в полмегабита в России предоставляется за 1 050 руб.

Регистрация региональных доменов в большей степени распространена в Центральном ФО: здесь этот показатель на 35 % превышает общероссийские данные. Всего в регионах в 2008 г. было зарегистрировано 33 % доменов зоны. RU — это на 13 % больше, чем год назад.

Активных блогов на 1 000 пользователей больше других зарегистрировано на Дальнем Востоке. Показатели активности онлайн-СМИ на 58 % на Урале выше, чем в среднем по стране. При этом больше всего интернет-СМИ зарегистрировано в Поволжье.

Согласно данным исследования «Социо-Ин-тернет-Мониторинг», проведенному ФОМ в марте 2009 г. (городское население РФ от 12 лет и старше, всего 4 000 чел.), Интернет в России находится в стадии развития. Среди горожан старше 12 лет ежесуточно в интернет выходит почти четверть (23 %, или 21,5 млн чел.), раз в неделю — 35 % (31,9 млн чел.), раз в месяц — 40 % (37,4 млн). Полугодовая аудитория составляет 40,3 млн чел. (44 %). С 23 % до 19 % понизилось число интернет-пользователей, не имеющих Интернет дома. На 5 % больше (уже 56 %) пользователей подключены к широкополосному каналу.

Установлено также, что наиболее востребованными ресурсами Интернета, к которым большинству горожан приходится обращаться хотя бы раз в месяц, являются новостные сервисы — их

используют 63 % опрошенных. В ФОМ отмечают большой потенциал электронной торговли: только 16 % покупали товары в интернет-магазинах, зато 18 % отметили, что ранее не пользовались, но хотели бы опробовать такой сервис.

Интернетизация информационного пространства делового сообщества, с одной стороны, обеспечивает доступность и открытость деловой информации. С другой стороны, на текущий момент только российская часть Интернета содержит более 2 млн сайтов различной тематики, при этом доля коммерческих ресурсов с каждым годом увеличивается. По данным исследования портала RUmetrikа5, коммерческий сектор Рунета с 2004 по 2008 гг. вырос на 142,8 %, при этом коммерческих сайтов с большой посещаемостью мало. Поиск нужного ресурса в таком объеме неструктурированной информации крайне затруднен.

В свете этого целесообразной представляется попытка выделения структуры информационного пространства делового сообщества. В настоящее время все коммерческие информационные ресурсы можно разделить на следующие тематические группы:

- электронная коммерция: e-business, e-commerce;

- сайты производственных предприятий и компаний, предоставляющих услуги населению;

- ресурсы для поддержки финансовой предпринимательской деятельности (банки, биржи и т. п.);

- информационный бизнес, включая СМИ;

- электронные деловые сообщества, в рамках которых аккумулируются обучающие и новостные материалы.

Электронный бизнес — совокупное понятие для множества классов информационных систем, автоматизирующих коммерческую работу предприятия. Помимо электронной коммерции, ориентированной на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, осуществляется поддержка всей цепочки создания добавленной стоимости предприятия.

По данным исследования, проведенного компанией Forrester Research, 85 % оборота электронной коммерции приходится на взаимоотношения компаний. На сегодня выделяют вида электронного взаимодействия между участниками бизнеса:

- B2B, бизнес для бизнеса (business-to-business) — системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — сложные аппаратно-программные комплексы, по сути

5 http://mmetrika.rambler.ru/publ/article_show html?article=3621.

инструменты для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети Интернет;

- B2C (business-to-customer, или business-to-consumer) — термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (business) и частным, так называемым конечным потребителем6;

- B2G (business-to-government) — экономическое взаимодействие между юридическим лицом и государственным или муниципальным учреждением.

Основная задача систем В2В — повышение эффективности работы компаний на В2В-рынке за счет снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира. В задачи этих систем также входит организация взаимодействия между предприятиями — быстрое и удобное построение защищенных надежных каналов обмена информацией между фирмами, координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена

Взаимодействие может быть связано с торговлей, обменом технологиями, опытом, инвестиционной деятельностью и т. д.

B2B-системы различаются по набору предлагаемых функций:

- корпоративный сайт компании. Предназначен для общения с партнерами и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, описание услуг;

- интернет-магазин. Предназначен для сбыта продукции, может быть встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку;

- служба закупок снабжения. Ищет поставщиков, получает коммерческие предложения, осуществляет электронные платежи, контролирует выполнение заказов;

- информационный сайт. Предназначен для размещения информации об отрасли, входящих в нее компаниях, параметрах состояния рынка, отраслевых стандартов. Брокерские сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами;

- электронные торговые площадки (ЭТП). Предназначены для непосредственного осуществления торгово-закупочной деятельности. ЭТП, как правило, выполняются в виде отдельных сайтов, и на них создаются рабочие места для

6 E-Business and E-Commerce Management, 2007.

предоставления пользователям целого ряда

услуг (пример — http://www.miner.ru).

Buisness-To-Customer (рус. бизнес для потребителя) — форма электронной торговли, целью которой является продажа товаров и услуг, непосредственно предназначенных для конечного использования. Она эффективна для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в доступности товаров и услуг для потребителя. B2C позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Система является одним из звеньев в цепочке современных бизнес-процессов, и это звено строит бизнес-отношения следующего плана взаимодействий: бизнес — клиент. Один из наиболее популярных инструментов B2C — интернет-магазин.

B2G — отношения между бизнесом и государством. Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок (B2G-Goszakupki. ru).

Основной смысл электронного бизнеса заключается в преодолении транзакционных барьеров. Кроме того, e-business подразумевает, что у участника сделки, в конечном счете у потребителя сетевого продукта, должны быть соответствующие инфраструктура, необходимые прикладные программы, понимание и знание сетевых ресурсов и продуктов. Создание необходимых предпосылок для использования сети требует усилий, времени и материальных затрат пользователя. Если бизнес и корпорации имеют инвестиционные ресурсы для своего развития и вынуждены искать пути снижения внутренних издержек в борьбе за конкурентоспособность и выживание, то потребитель, как правило, не имеет сопоставимых ресурсов, а главное — цели потребителя не столь рациональны и прагматичны. В этом смысле закономерно отставание развития сети в сегменте рынка В2С.

В силу специфики потенциального клиента — государства сектор B2G больше похож на оборонную промышленность. Важным элементом бизнеса является договоренность с государственными органами в обмен на гарантии высокого уровня защищенности, надежности и качества электронных решений. В связи с этим следует ожидать, что консолидация в отрасли будет происходить даже быстрее, чем в B2B, и гораздо быстрее, чем в B2C7.

7 B2G, G2C, G2G — новые слова в электронной коммер-

ции. Режим доступа: http://www. Ште! т/апа1у;^/агсЫуе/ iqStocks/1156/.

Управление банковскими счетами через Интернет (интернет-банкинг) является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Они могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т. к. обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках мгновенно реагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т. п.). Системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами — любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что также способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

По данным РИА Новости, на 1 апреля 2009 г. в России насчитывается около 1 100 банков8. Согласно материалам портала ifin. ru услуги примерно 32,6 % из них используют системы интернет-банкинга.

Все существующие системы можно разделить на три категории.

1. Системы, возможности которых ограничены предоставлением клиенту информации о состоянии его счетов. Такова, например, система «Интернет-Банк Экспресс» версии 1.1, используемая ИМПЭКСБАНКом.

2. Системы, позволяющие осуществлять удаленное управление счетами: внутри- и межбанковские переводы, оплату коммунальных услуг, покупку (продажу) безналичной валюты и т. д. К ним относится, например, система iBank, используемая Инвестсбербанком, банком «Югра» и многими другими, и система «Клиент-Телебанк 2000», применяемая в «ГУТА БАНКе».

3. Системы, позволяющие клиенту получить в режиме реального времени практически весь комплекс банковских услуг, включая креди-

8 http://bankir. ru/news/newsline/1877333.

тование, операции с ценными бумагами и управление личными финансами. В качестве примера такой системы можно назвать «Интернет Сервис Банк», разработку специалистов Автобанка.

Следует отметить, что меняющиеся условия заставляют пересматривать свои взгляды на интернет-банкинг. По словам коммерческого директора компании BSS (занимается разработкой систем дистанционного банковского обслуживания) Дмитрия Барсукова, в 2008 г. рост заказов со стороны кредитных учреждений на внедрение информационных бизнес-систем для физлиц составил примерно 50 %9.

Интернетизация сделала доступными процессы оперативной покупки и продажи валюты и ценных бумаг. Брокерские компании открывают доступ через Интернет клиенту к своим торговым терминалам, подключенным к торговым системам и биржам. Это позволяет индивидуальным инвесторам отдавать поручения по сделкам дилерам брокерской компании вне зависимости от времени и расстояния. Интернет-клиент имеет возможность просматривать биржевые котировки и графики, видеть свой инвестиционный портфель, наблюдать историю своих поручений и биржевых сделок.

В настоящее время существует более 200 брокеров, предоставляющих услуги интернет-трейдинга. Структура услуг напрямую зависит от используемой системы, которых на текущий момент насчитывается полтора десятка. Следует отметить, что наряду с дорогими программными продуктами существуют системы, затраты на покупку и обслуживание которых равны нулю, что обусловливает развитие данного направления электронного бизнеса.

Интернетизация услуг российских страховых компаний в настоящий момент из-за неразвитого законодательства об электронной цифровой подписи не может быть реализована в полной мере. Вторым сдерживающим фактором выступает недоверие контрагентов к безопасности платежных систем, используемых в Интернет. Тем не менее российские страховые агентства расширяют спектр услуг своих интернет-представительств: онлайн-расчет страховой премии, возможность подавать заявления на покупку стандартных страховых продуктов, предоставление оплаты страховки непосредственно через Интернет, использование курьерской службы доставки страховых полисов. Всего на текущий момент существует пять систем поддержки онлайн-страхования.

9 http://www. ifin. m/puЫicatюns/read/820.stm.

Одним из условий дальнейшего развития систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности в России является организация взаимодействия действующих информационных систем и ресурсов в интересах предпринимателей. В последнее время заметна тенденция к созданию электронных деловых сообществ, предназначенных для установления контактов между участниками деловых отношений. Как правило, информационное пространство сообщества организовано в форме полноценного портала, на котором размещаются образовательные

Список литературы

ресурсы, новости, важные публикации по профилю сообщества. Деловые контакты при этом группируются по двум признакам: территориальному, когда информационный ресурс объединяет предприятия и организации региона, и профессионально-отраслевому, который формируется на основе общих деловых интересов участников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, интернетизация информационного пространства делового сообщества является неотъемлемой частью процесса формирования информационного пространства Российской Федерации.

1. Гвритишвили П. П. Интернетизация социально—экономического развития регионов России / П. П. Гвритишвили. Дис. канд. экон. наук. М.: РГБ, 2005. 138 с.

2. Евсеев В. Российские торговые сообщества — важные партнеры для Америки / В. Евсеев, А. Коэн. Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/237473.html.

3. Леонов А. Семь трендов современной интернет-торговли. Режим доступа: http://www.oborot.ru/ агйе1е/420/24.

4. Ширяева Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса / Т. А. Ширяева. Автореф. докт. филол. наук. Краснодар, 2008. 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.