Научная статья на тему 'Основные организационно-экономические модели электронного предпринима- тельства'

Основные организационно-экономические модели электронного предпринима- тельства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Галина Константиновна

Показаны сущность, роль и значение электронного предпринимательства в современной рыночной экономике. Представлены основные организационно-экономические модели электронного предпринимательства, проанализированы их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By the author the essence, a role and value of electronic business in modern market economy are shown. The basic organizationaleconomic models of electronic business are presented, their merits and demerits are analysed.

Текст научной работы на тему «Основные организационно-экономические модели электронного предпринима- тельства»



УДК 519.3:217.12

Г.Н. Соколова

Основные организационно-экономические модели

электронного предпринимательства

Катализатором, обеспечивающим резкий подъем современного бизнеса, повышающим производительность, конкурентоспособность и прибыльность малых фирм, может стать применение последних достижений в области персональных компьютеров и интернет-технологий. Отношение к ним организаций малого бизнеса является ключом к выходу на новый качественный уровень ведения бизнеса. Персональный компьютер как индивидуальное средство обработки информации менее всего соответствовал наиболее личностному аспекту человеческой деятельности - коммуникации. Третья информационная революция -сетевая информационная технология - обеспечила фундаментальный характер изменения персонального компьютера, превратив его в средство коммуникации людей [1].

Сейчас информационная революция идет по пути глобальной интеграции всех вычислительных машин во всемирную сеть, мир вступает в эпоху глобальных информационных коммуникаций. Интернет переживает вторую фазу своего развития, превращаясь из неудобоваримого нагромождения информации в реальный деловой инструмент. Бизнес затягивается «всемирной паутиной». Использование персональных компьютеров и интернет-технологий неизбежно привело к возможности построения полностью цифрового рыночного пространства, при котором места для совершения сделок постепенно перемещаются с традиционных рынков в более комфортные для потребителя - дом или офис. Электронные транзакции теперь могут осуществляться между виртуальными представительствами организаций по всему миру, электронные денежные потоки могут безопасно проходить через международные банковские счета, а сделки - совершаться по электронной почте.

Этот новый метод коммерции, при котором бизнес-процесс осуществляется между двумя соединенными компьютерами, расположенными в различных организациях или в разных геогра-

фических точках, называется электронным бизнесом. В этой новой среде успешно взаимодействуют поставщики товаров, услуг и их потребители. Активно развивается электронная коммерция. Прогресс налицо, но к внедрению новых систем обслуживания клиентов приходится идти постепенно, решая различные проблемы, начиная с вопросов безопасности и заканчивая проблемами эффективности аппаратного и программного обеспечения. Электронный бизнес еще только начинает развиваться, но уже сегодня очевидны его огромные возможности: он объединяет в себе технологии Интернет, хорошо спланированную маркетинговую стратегию и вычислительную мощь настольных персональных компьютеров.

Понятие «электронный бизнес» появилось в 1996 г., когда компания IBM назвала свою новую стратегическую инициативу «e-business». В 1998-1999 гг. неологизм был подхвачен и стал применяться так интенсивно, что из торговой марки превратился в общеупотребительный термин. Интересно, что термин «e-business», активно используемый на практике, не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле -это ведение бизнеса с помощью современных информационных технологий. Именно так его, к примеру, понимает IBM, зарегистрировавшая марку «e-business».

Но более или менее общепринятое понимание термина «e-business» - это современные средства взаимодействия агентов бизнеса между собой, продавца с покупателем, банка с вкладчиком, поставщика со сборщиком и т. д. Электронный бизнес - это проведение всех бизнес-процессов, как внутренних, так и внешних, с помощью электронных средств.

Ведь раньше контакты между участниками рыночных отношений осуществлялись путем личных встреч, телефонных переговоров, обмена почтовыми и факсимильными сообщениями. Модель e-business, в свою очередь, предлагает рассматривать Интернет как универсальную сре-

^НаучнО-Технические^^ведомости^СПбГПу

ду взаимодействия бизнес-агентов. Интернет на эту роль подходит как нельзя лучше. Для подключения 50 млн пользователей к службе www потребовалось всего четыре года (при использовании телевидения этот показатель был достигнут через 13 лет, компьютера - через 16, радио -через 38, телефона - через 74 года). На всех этапах современного электронного бизнеса - от получения необработанного материала через покупку, производство, маркетинг и реализацию до потребителя - бизнес-процессы используют средства подключения к Интернет и Интранет для повышения эффективности и снижения накладных расходов [2].

Сегодня в малом бизнесе занято более половины мировых ресурсов рабочей силы, а в Европе - 58 %, так что 58 млн человек, занятых в малом бизнесе, обеспечивают 56 % всего европейского торгового оборота.

Вместе с тем в европейском малом бизнесе используется около 40 % персональных компьютеров, из которых лишь 25 % соединены в компьютерную сеть. Всего в Европе насчитывается около 50 % сетевых узлов организаций малого бизнеса с числом персональных компьютеров не менее одного, причем отмечается заметный рост числа европейских малых фирм, имеющих сетевые соединения с выходом во внутренние локальные (48 %) и внешние (28 %) сети.

Использование нескольких персональных компьютеров может повысить производительность малой фирмы на 33 %, если же они объединены в сеть - еще на 22 %.

Прогноз развития интернет-коммерции в Западной Европе ошеломляет, поскольку предполагается ежегодный прирост в 137 %. Ожидается, что в 2010 г. 70 % всех домашних покупок будет совершаться через Интернет.

Электронный бизнес - сложное дело, но компаниям имеет смысл в нем оставаться и искать новые и новые способы использования сети для продажи товаров. Возможно, Интернет стала первым настоящим глобальным посредником [5].

Специалисты предсказывают, что через пять лет границы между обычной и электронной торговлей будут стерты. Электронный бизнес предоставляет организациям любого масштаба, включая малые фирмы, возможность зарабатывать деньги, расширять свои операции и снижать накладные расходы. При этом элек-

тронный сервис позволяет качественно преобразовать все бизнес-процессы: повысить эффективность продвижения на рынок (доведение инфор-мации до клиентов и привлечение к себе внимания); повысить оперативность (непрерывное круглосуточное оперативное информационное обслуживание); снизить цены (избавиться от излишков и сократить накладные расходы); усовершенствовать сервис (индивидуальный подход, ясность и простота) с организацией виртуальных витрин; расширить географическую зону обслуживания.

Последствия использования информационных технологий, ориентированных на сети, очень многообразны. Они преобразуют любой вид деятельности, каждое учреждение, открывают новые перспективы для развития бизнеса, обучения, общения с людьми, реализуя принцип «получение необходимой информации в любое время в любом месте».

Новые возможности для малого бизнеса -это новые методы конкуренции на рынке. Для сохранения своей конкурентоспособности и успешного развития малым фирмам, как и прежде, необходимо: знать свой рынок и уметь работать с поставщиками; уметь обслуживать и наращивать базу своих клиентов; иметь возможность постоянно контролировать свои расходы. Естественно, что персональные компьютеры и компьютерная сеть Интернет существенно упрощают связь с партнерами и облегчают управление финансами.

Однако интернет-коммерция предъявляет к компании очень строгие формальные требования и требует изменения всех процессов. Если взять электронный документооборот и наложить его на бумажный, это будет неудобно и никому не понравится. Чтобы внедрить электронный документооборот, нужно поменять всю схему работы организации в целях ее эффективности. Но организациям необходимо идти на такие трудности и издержки, потому что Интернет в данный момент - это естественный отбор. Вскоре не останется ни одной организации, не работающей с сетью Интернет.

В любом случае Интернет есть техническое новшество и, как любое техническое новшество, подразумевает возможность экономии. Но если его неправильно использовать, наоборот, издержки могут значительно возрасти.

Электронная торговля открывает новые рынки для малых предприятий, и в то же время она не в состоянии автоматически обеспечить аудиторию по всему миру. Ведь услуги международной доставки дороги по сравнению с местной, да и сама доставка занимает длительное время. Кроме того, у сайта, занимающегося международной торговлей, могут возникнуть проблемы с техническим обеспечением его структуры и схемы работы. Всегда нужно всесторонне оценивать свои возможности. Регулярная торговля по всему миру может быть реально прибыльной только для глобальных компаний, у которых есть филиалы в разных странах. Такие фирмы могут избежать высоких затрат на международную доставку. Сегодня рост сектора электронной коммерции в Европе осуществляется в основном за счет национальных сайтов (которые лучше знают потребности своих стран, а также написаны на национальных языках).

Возрастающая популярность и интерес к e-business подтверждаются тем, что электронная коммерция стала одной из самых популярных тем на выставках компьютерных технологий CeBIT в Ганновере (Германия) и COMTEK в Москве.

Согласно результатам исследований, проведенных различными зарубежными компаниями, объем мировых продаж товаров и услуг по сети Интернет возрос с 8 млрд долл. в 2008 г. до 327 млрд долл. в 2009 г. При этом из общего объема мировой электронной торговли прошлого года 38 % пришлось на продажу товаров производителями, 25 % - на реселлерские и дистрибьюторские операции с помощью Интернет, еще 25 % дали операции по продажам через сеть природного газа и нефти и, наконец, 12 % составила продажа различных услуг, включая распространение программного обеспечения (ПО).

Мы входим в новую эпоху - эпоху электронной экономики. По имеющимся данным, в прошлом году оборот e-business составил 40 млрд долл. - это соизмеримо с государственным бюджетом России. Поэтому фирмы, первыми нашедшие свои экономические ниши в сети, обеспечивают себе лидирующее положение на рынке электронных услуг.

Сегодня в сети Интернет существует две модели электронной коммерции: Предприниматель -Предприниматель (В2С - Businessto Consumer) и Предприниматель - Потребитель (В2В -

Businessto Business). Разумеется, такое деление условное, поскольку и в модели В2В один из предпринимателей является поставщиком, а другой - тем же потребителем. Но эти модели все-таки принято различать, поскольку при их функционировании используются различные программно-аппаратные средства. В некоторых зарубежных учебных курсах по электронной коммерции выделяют еще модель Потребитель -Потребитель (C2C - Consumerto Consumer), но делается это только для академической полноты картины.

Предприниматель, обслуживающий потребительские массы, должен использовать иное почтовое средство. Ему не столь важно наличие в нем функций защиты от спама. Он не собирается ограничивать поток поступающей почты и не экономит время, затраченное на нее, так как с почтовыми системами в данном случае работает не руководящий, а младший обслуживающий персонал. Однако ему совершенно необходимы функции предварительной сортировки поступающих сообщений, особенно функции работы со списками почтовой рассылки.

Для электронной коммерции, построенной по модели В2В, характерно преимущественное использование клиентского программного обеспечения Интернет, для модели В2С - серверных программ.

Владение собственным web-узлом с динамически меняющейся информацией, еще лучше -собственным web-сервером, совершенно необходимо для предпринимателя, обслуживающего очень широкие массы. С другой стороны, предприниматель, обслуживающий узкий круг других предпринимателей, вполне может сэкономить ресурсы и избежать затрат на создание и сопровождение web-узла, если у него нет потребности в расширении круга заказчиков. Однако из этого ни в коем случае нельзя делать вывод о том, что он может пренебречь и другими службами-сервисами Интернет. Практически не существует видов экономической деятельности, которые нельзя было бы тем или иным методом оптимизировать за счет Интернет. Разделение моделей электронной коммерции как раз и служит для того, чтобы более четко выделить сервисы, используемые в том и другом случае.

Модель Предприниматель - Потребитель предполагает большее разнообразие используе-

^НаучнО-Технические^^ведомости^СПбГПу

мых технологий и предоставляет широкое поле для изучения. Однако, по утверждению аналитиков, в настоящее время через модель Предприниматель - Предприниматель проходят намного более мощные финансовые потоки. Это связано с тем, что Интернет сначала стала средой делового общения и лишь потом начала становиться общепринятой средой массового приобретения товаров и услуг. В модели Предприниматель - Потребитель не вполне корректно оценивать эффективность электронной коммерции только по финансовому обороту, который она приносит непосредственно. Более 97 % сеансов связи с интернет-магазинами не завершаются приобретением товаров. Покупатели часто используют интернет-магазины для

поиска, отбора, сопоставления цен и потребительских свойств товаров, после чего выполняют покупку в традиционных формах торговли и платежа. Это связано со сложившимся у потребителей мнением о недостаточной защищенности Интернет, с отсутствием достаточно удобных и безопасных платежных систем в сети, с необходимостью полагаться на деятельность служб доставки, а также с общей недостаточной развитостью правового обеспечения электронной коммерции.

Сегодня Интернет стала самой представительной электронной торговой площадкой в мире, применительно к которой в статье и рассмотрены основные организационно-экономические модели электронного предпринимательства.

список литературы

1. Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 334 с.

2. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / В.В. Березин, Л.П. Гончаренко, Л.И. Ковалева. - М.: КНОРУС, 2005. - 544 с.

3. Инновационные перспективы США, ЕС, Японии (технологические приоритеты и методология их формирования) [Текст]. - М.: ИМЭМО, 2004. - 108 с.

4. Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования

[Текст] : матер. II Междунар. студенч. конф. 20-21 апреля 2006 г. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. - 157 с.

5. Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества [Текст] : матер. межвуз. науч.-практ. конф. 27-29 апреля 2006 г. -Красноярск : ГУЦМИЗ, 2006. - 259 с.

6. Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями [Текст] : матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2007 г. - Пенза: ПДЗ, 2007. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.