Научная статья на тему 'Проблемы развития электронной коммерции в Нигерии'

Проблемы развития электронной коммерции в Нигерии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НИГЕРИЯ / ИНТЕРНЕТ / ELECTRONIC COMMERCE(ECOMMERCE) / NIGERIA / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганкова Вера Николаевна, Джой Самуэль

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с развитием электронной коммерции в Нигерии. Проанализированы параметры электронной готовности, определяющие состояние рынка электронных товаров и услуг, выявлены основные проблемы и факторы, оказывающие негативное воздействие на него. Проведенное исследование позволяет говорить о высоком потенциале электронной коммерции в Нигерии, для реализации которого авторы предлагают ряд направлений, в том числе связанных с повышением гарантий, развитием партнерского маркетинга и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of e-commerce development in Nigeria

The article considers the issues of e-commerce development in Nigeria. We analyze the parameters of electronic readiness, determining the state of the market of electronic goods and services. We identify the main problems and factors that have a negative impact on it. The research allows to speak about the high potential of e-commerce in Nigeria. In order to realize it the authors suggest a number of directions, including those connected with the increase of guarantees, the development of partner marketing, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития электронной коммерции в Нигерии»

Торгово-

экономический

журнал

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Том 4 • Номер 2 • Апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8596

Russian Journal of Retail Management

>

Креативная экономика

издательство

Проблемы развития электронной коммерции в Нигерии

Цыганкова В.Н.1, Самуэль Джой1

1 Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с развитием электронной коммерции в Нигерии. Проанализированы параметры электронной готовности, определяющие состояние рынка электронных товаров и услуг, выявлены основные проблемы и факторы, оказывающие негативное воздействие на него. Проведенное исследование позволяет говорить о высоком потенциале электронной коммерции в Нигерии, для реализации которого авторы предлагают ряд направлений, в том числе связанных с повышением гарантий, развитием партнерского маркетинга и др.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: электронная коммерция, Нигерия, Интернет

problems of e-commerce development in Nigeria

Tsygankova V.N.\ Samuel Dzhoy1

1 Volgograd State Technical University, Russia

Электронная торговля способствует улучшению и развитию бизнеса в развивающихся странах прежде всего за счет снижения трансак-ционных издержек (снижающих затраты на бизнес-процессы), но в то же время проявляется ряд проблем: слабая транспортная инфраструктура, недоверие к платежным системам, низкий уровень дохода.

Нигерия, будучи развивающейся страной, имеет один из самых высоких ВВП в Африке, сталкивается с аналогичными проблемами, преодоление этих факторов требует дополнительных инвестиций, но привлекательность рынка настолько велика, что эти проблемы будут решены в ближайшем будущем.

Введение

Электронная коммерция и маркетинг (электронная коммерция или EC) — это покупка и про-дажа товаров и услуг или передача средств или данных через электронную сеть, прежде всего через Интернет. Эти

бизнес-транзакции совершаются либо по принципу «от бизнеса к бизнесу», «от предприятия к потребителю», «от потребитель к потребителю», либо «от потребителя к бизнесу» [1] (Kiselev, 2001). Нигерия среди других государств Африки отличается относительно высоким ВВП, численность населения Нигерии составляет более 182 миллионов человек, а уровень проник-новения Интернета составляет более 50% по состоянию на 3-й квартал 2015 года и продолжает быстро расти. (см. рис. 1, 2, 3). Нигерия за последние 10 лет совершила скачок по ВВП на душу населения, значительно обгоняя Камерун и Центрально-Африканскую Республику (данные взяты с сайта Всемирного Банка).

Конечные потребительские расходы также выросли, но их динамика нестабильна, периодически экономика Нигерии испытывает рецессию.

На рисунке 3 показана динамика абонентов фиксированного широкополосного доступа, можно отметить его резкое падение со 100 000 до 20 000 чел., что ограничивает возможности трафика и требует разработки «легких» приложений, рассчитанных на небольшой трафик мобильных недорогих устройств.

Только в 2014 году Нигерия зафиксировала онлайн-транзакции на сумму более 2 млн долл. в неделю и около 1,3 млрд долл. в месяц. Рынок электронной коммерции в Нигерии стремительно развивается, и его ежегодный прирост составляет 25%. Сейчас мы живем в электронном веке, где ежедневные транзакции проводятся на электронных платформах.

В настоящее время около 60 млн нигерийцев подключены к Интернету, благодаря быстрому росту мобильной связи. Это составляет около 36% от 170 млн человек в Нигерии. В Нигерии каждые 24 часа производится около 300 000 онлайн-заказов.

ABSTRACT:_

The article considers the issues of e-commerce development in Nigeria. We analyze the parameters of electronic readiness, determining the state of the market of electronic goods and services. We identify the main problems and factors that have a negative impact on it. The research allows to speak about the high potential of e-commerce in Nigeria. In order to realize it the authors suggest a number of directions, including those connected with the increase of guarantees, the devel-opment of partner marketing, etc.

KEYWORDS: Electronic commerce(E- commerce), Nigeria, the Internet

JEL Classification: L81, O55 Received: 24.05.2017 / Published: 30.06.2017

© Authors / Publication: Creative Economy Publishers For correspondence: Tsygankova V.N. (verats10mail.ru)

CITATION:_

Tsygankova V.N., Samuel Dzhoy (2017) Problemy razvitiya elektronnoy kommertsii v Nigerii [Problems of e-commerce development in Nigeria]. Torgovo-ekonomicheskiyzhurnal. 4. (2). P. 99-110. doi: 10.18334/ tezh.4.2.38247

Рисунок 1. ВВП на душу населения в долл. США

Источник: по материалам Всемирного Банка и Google https://www.google.ru/publicdata/explore

Рисунок 2. Конечные потребительские расходы

Источник: по материалам Всемирного Банка и Google https://www.google.ru/publicdata/explore

ОБ АВТОРАХ:_

Цыганкова Вера Николаевна, доцент кафедры менеджмента и финансов производственных си-стем и технологического предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент (verats10mail.ru) Самуэль Джой, студент (бакалавр) (samueljoy9990yahoo.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Цыганкова В.Н., Самуэль Джой Проблемы развития электронной коммерции в Нигерии // Торгово-экономический журнал - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 99-110. doi: 10.18334/tezh.4.2.38247

Рисунок 3. Абоненты фиксированного широкополосного доступа

Источник: по материалам Всемирного Банка и Google https://www.google.ru/publicdata/explore %

Рисунок 4. Доля Интернет-пользователей среди населения

Источник: по материалам Всемирного Банка Google http://www.google.ru/publicdata/explore

В Лагосе, центре бизнеса в Нигерии, наибольшее число посещений электронной коммерции. Более 86% от общего числа посещений сайтов электронной коммерции поступает из Лагоса. Постепенно улучшается качество интернет-каналов, количество защищенных Интернет-серверов.

Электронная коммерция распространена по всему миру, но в развивающихся странах проникновение происходит медленнее: из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры логистики, знаний, платежеспособного спроса, — эти параметры объединяет понятие электронная готовность (это означает способность страны, организации или учреждения создавать, принимать, распростра-нять и использовать различные компоненты сетевой экономики) [9] (Uzoka, Shemi, Seleka, 2008).

Проблема электронной готовности проявляется в таких проблемах, как отсутствие надлежа-щей инфраструктуры, налогообложение, проблемы безопасности, неприкосновенность частной жизни, высокая стоимость доставки товаров в Нигерию и из нее, низкий уровень проникновения кредитных карт, которые обычно необходимы для покупок в Интернете, ненадежные процессы распределения и доставки, недоверие к оплате онлайн в обществе.

Проблемы электронной коммерции в Нигерии довольно стандартны. Они включают задачи логистики, проблемы маркетинга, вызовы бизнес-моделей, технологические проблемы, проблемы с платежами, проблемы с поиском продуктов и проблемы, связанные с пользователями [7] (Martins, 2016).

Были выделены следующие препятствия в осуществлении электронной торговли в

Ни

ерии [2] (Adalikwu, 2012):

безопасность и конфиденциальность данных;

проблемы интеграции электронной коммерции с существующей системой; отсутствие поддержки делового законодательства; малый размер рынка для электронной коммерции; отсутствие квалифицированной рабочей силы;

недостатки дизайна и плохое обслуживание на нескольких доступных веб-сайтах электронной коммерции, бизнес-цель для таких сайтов не достигнута; ограниченная конкуренция;

предприниматели меньше заинтересованы в продвижении своего бизнеса в Интернете;

недостаточный анализ потребителей; плохой маркетинг / продвижение; несогласованная диверсификация товаров и услуг; слабая система адресации / инфраструктура сетевой связи; проблемы с безопасностью в Интернете; политика правительства; неграмотность населения;

больше локального, чем международного контента (в том числе платежных валют);

преимущества онлайн-рынка, роль Интернета в онлайновом маркетинге и банковском деле не были хорошо реализованы;

• высокая стоимость интернет-доступа;

• стоимость товаров может быть немного выше по сравнению с традиционным методом маркетинга;

• ограничение пропускной способности и качества обслуживания у поставщика услуг Интернета;

• ненадежная политика конфиденциальности и доставки.

Здесь мы рассмотрим некоторые проблемы, с которыми сталкиваются владельцы/ операторы электронного бизнеса.

Большинство игроков в электронном пространстве новички, они неизвестны. Чтобы повысить узнаваемость на новом рынке, нужно рекламировать свой бренд и свои предложения потребителям. Стоимость этого для маленьких игроков может быть непомерно высокой.

Большая ошибка, которую делают многие участники электронного бизнеса, заключается в акценте на онлайн-рекламе. В этом случае необходимо наличие интегрированной кампании — это помогает планировать коммуникации с потенциальным клиентом — от печати до радио, телевидения и онлайн-бизнеса.

Бизнес-процессы многих продавцов делает конкуренцию с ценой и количеством, доступным на открытом рынке, невозможным за счет роста трансакционных издержек. В обычных магазинах цены могут быть ниже, чем в онлайн (исключением являются сайты объявлений, таких как Jiji и OLX).

Каждый участник электронного рынка часто использует одну и ту же базовую технологию для создания сайта, но некоторые из крупнейших игроков в мире разрабатывают собственные платформы и продолжают настраивать его на основе отзывов пользователей. Для стабильного требования к хостингу лучшим вариантом является масштабируемый хост, такой как AWS (Amazon Web Services) и Azure (платформы облачных вычислений и сервисов).

В то же время нигерийцы не доверяют сайтам онлайн оплаты — эту привычку чрезвычайно сложно изменить. Пространство онлайн-платежей улучшается, лидером на этом рынке является, очевидно, Interswitch, другими известными онлайн-игроками являются Unified Payment, Paga, Eyowo, PayStack, SimplePay, CashEnvoy и VoguePay.

У многих игроков нет надежного источника получения продуктов по хорошей цене и в срок.

Следующие факторы являются основными причинами того, что африканская экосистема интернет-бизнеса, особенно электронная коммерция, не очень выгодна:

1) Недоверие: богатые африканцы еще не приняли онлайн-покупки из-за онлайн-мошенничества.

Например, в Нигерии, где фишинг распространен, люди скептически относятся к размещению своих учетных данных в Интернете. Некоторые из компаний предлагают оплату наличными при доставке, чтобы смягчить эту проблему.

2) Стоимость широкополосной связи: Африка пользуется огромным ростом в мобильном Интернете, который является популярным средством для доступа людей в Интернет, но стоимость специализированного контента (например, образовательные курсы) достаточно высока.

3) Логистика осложнена нефункционирующей почтовой системой.

4) Африканский открытый рынок: в Африке повсюду есть «рынки», начиная с охранников, которые ведут магазины перед особняками их хозяев, безработной молодежи, торгующей вещами на остановках в крупных городах, есть открытые рынки, супермаркеты. Компания электронной коммерции должна конкурировать с этими компаниями по ценам, чтобы быть конкурентоспособными.

Поскольку почти все фирмы электронной коммерции зарегистрированы для доступа к банковской системе, они платят налоги. В Нигерии НДС составляет 5%, в Чаде — 18%, соответственно не во всех странах налогообложение благоприятно к онлайн-бизнесу (Нигерия в данном случае находится в более выгодном положении).

5) Фрагментированные рынки: компания должна создать сайты, специфичные для страны, из-за барьеров от трансграничных платежей, языков, культурных различий и других факторов. Это влияет на эффект масштаба и на эффективное распределение капитала с дублированием ресурсов по всему региону.

6) Уровни грамотности: даже если все проблемы инфраструктуры и интеграции установлены, неграмотные граждане могут не иметь возможности участвовать непосредственно на сайтах электронной коммерции, требующих навыков чтения и письма. Например, в Чаде, Нигере и Буркина-Фасо грамотность составляют менее 30%. Без инвестиций в образование этих граждан пул потенциальных клиентов для веб-предпринимателей значительно сокращается.

7) Высокие цены на продукцию: стоимость приобретенных товаров, а также стоимость им-порта всегда определяют конечные розничные цены на потребительские товары. Так как предприя-тия электронной коммерции не могут позволить себе купить 1000 штук одного цвета одного стиля каждого предмета, цены на товары в Интернете не могут никоим образом конкурировать с ценами на рынках. Текущая инфляция ($ 1 = N 360), переживаемая в Нигерии, только усугубила проблемы. Теперь цены на продукцию стали более высокими, чем когда-либо, и тысячи потребителей бегут из интернет-магазинов на оптовые рынки.

8) Высокие издержки логистики и складирования. Перевозка грузов в Нигерии по-прежнему остается главной проблемой. Компании, производящие доставку, берут непомерные сборы, чтобы помочь доставить ваши товары кому угодно в любой части страны (хотя есть некоторые логистические компании электронной торговли, которые предлагают более низкие цены, потребители все еще испытывают трудности с оплатой даже самых мелких платежей за доставку).

9) Главная проблема сейчас заключается не только в неспособности потребителя платить, но и в местонахождении потребителя и его доступности. Некоторые потребители живут в районах без названий улиц и номеров, и поэтому, когда логистические компании пытаются доставить им товары, они теряют много денег на обслуживание топлива и велосипедов, пытаясь найти их.

Эти убыточные операции влияют на прибыльность как логистических компаний, так и Интернет-магазинов, т.к. если доставить клиенту товар не удается, то они проиграют транзакцию.

10) Недостаток доверия: миллионы жителей Нигерии не хотят использовать свои дебетовые карты в Интернете из-за популярного представления о мошенничестве в Интернете и ужасных каче-ствах продукта.

Негативный опыт из одного интернет-магазина влияет на ориентацию потребителя на все другие, мотивирует их не платить, пока они не видят товары. Это становится проблемой для предприятий электронной коммерции и маркетинга, пытающихся доставить товары потребителям в сложные районы страны.

Главная проблема с моделью оплаты по доставке в Нигерии заключается в том, что некоторые клиенты в действительности не хотят покупать, но хотят знать, был ли бы товар доставлен им. Некоторые даже заказывают шесть одинаковых товаров и выбирают только один, потому что хотят иметь возможность выбора.

Почти все интернет-магазины продолжают регистрировать отрицательные денежные потоки.

11) Нерелевантные рекламные и маркетинговые каналы. Многие небольшие предприятия электронной коммерции всегда делают ошибку, размещая рекламу своих интернет-магазинов на билбордах, радио и многих других каналах, которые не доходят до целевой аудитории и являются для малых предприятий слишком дорогими [5] (Edom, 2016).

Еще одной ошибкой, которую делает большинство новых предприятий электронной коммер-ции в Нигерии, является установка объявлений в Facebook (по технологи programmatic buying, поз-воляющей показывать рекламу на мобильных устройствах определенной категории пользователей).

12) Инвестирование в несущественные услуги и программное обеспечение. Большинство предприятий электронной коммерции в Нигерии, осознавая тот факт, что они еще не являются при-быльными, все еще платят за услуги премиум-класса в Интернете. Например, заплатив за премиум-версию Hootsuite (сервис для управления несколькими аккаунтами на единой площадке), вместо то-го, чтобы использовать бесплатный пакет, или около 300 долл. в месяц за хостинг виртуального частного сервера (VPS), в то время как они могут начать с выделенного хостинга за 6,99 долл. в ме-сяц, и эти расходы могут полностью разрушить бизнес.

13) Возрастающая конкуренция со многими организациями электронной коммерции и марке-тинга, ежедневно возникающими в Нигерии, и доходы от уже существующих предприятий элек-тронной коммерции постепенно снижаются [5] (Edom, 2016).

14) Ограниченные возможности мобильных устройств. Проблема заключается не в доступе к Интернету, а в типах и возможностях устройств, которые нигерийцы используют для доступа к нему. Например, большинство покупателей используют мобильные устройства с шириной экрана менее 240 пикселей, и это необходимо учитывать, т.е. необходимо создавать сайт для покупок, который предлагает хороший и безопасный способ совершения покупок для мобильных устройств с шириной дисплея менее 240 пикселей.

15) Низкий уровень осведомленности, доверия и принятия электронных платежей. Нигерия имеет экономику с преобладанием наличных денег. По мнению нигерийцев, наличные деньги без-опасны и более удобны.

16) Низкий уровень образования всегда был ограничивающим фактором роста нигерийской экономики. Инфраструктура образования и обучения находится в состоянии упадка, что ведет к снижению кадрового потенциала. Кроме того, интернет-магазины и электронная торговля являются относительно новыми в Нигерии, поэтому некоторые специальные знания могут быть недоступны в Нигерии. Кроме того, в настоящее время в Нигерии практически нет законов, регулирующих он-лайн-транзакции, что оставляет их незащищенными.

Среди четырех основных электронных торговцев, работающих в Нигерии, двое: Джумия (Jumia) и Конга (Konga) — электронные торговцы B2C, а Jiji.ng и OLX — электронные торговцы C2C.

Нигерия обладает большим потенциалом для электронной коммерции, однако перечисленные выше негативные аспекты необходимо скорректировать для того, чтобы электронная коммерция играла жизненно важную роль в деловой среде в Нигерии. Вот некоторые решения, предлагаемые для этих задач:

Создание успешного онлайн-предприятия в Нигерии не может быть полностью в режиме он-лайн. Это могут быть различные промоакции для повышения осведомленности, укрепления доверия и взаимодействия с людьми. Вам также может потребоваться создание точек сбора и центров обслуживания, где люди могут связаться с вами.

Интерес к онлайн-трейдингу в Нигерии растет, экосистема электронной коммерции продол-жает улучшаться, особенно в системах оплаты, которые стали более безопасными и привлекли зна-чительное количество потенциальных онлайн-продавцов. Распространение смарт-мобильных устройств и мобильных денег продолжает влиять на поведение потребителей и рост электронной коммерции, обеспечивая более легкий доступ к информации в Интернете и способствуя удобству покупок на мобильных платформах приложений.

Заключение

Можно предложить следующие направления развития:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Увеличение пунктов выдачи: отсутствие базы данных фактических адресов во многих местах в Нигерии было воспринято как ключевое препятствие для интеграции интернет-магазинов в Нигерии. Клиенты могут заказать продукты онлайн и забрать их в пункте сбора рядом с удостоверением личности и/или распечаткой или мобильным уведомлением о транзакции.

2) Интеграция с мобильными устройствами с небольшими экранами с низкой скоростью загрузки.

3) Скидки и бесплатная доставка: стоимость доставки способствует росту покупок в Интернете. Вот почему интернет-магазины за границей предлагают бесплатную стандартную доставку для товаров, стоимость которых превышает определенную стоимость заказа. Предложение бесплатной доставки сделает интернет-магазины более привлекательными для потребителей.

4) Гарантии: на нигерийском рынке существует много поддельных продуктов, потребителям, совершающим покупки в Интернете, часто требуется подтверждение того, что продукты, которые они покупают в Интернете, являются подлинными.

5) Партнерский маркетинг: был ключевым фактором в интеграции интернет-магазинов в большинстве стран мира. Ведущие интернет-магазины, такие как Amazon, BestBuy и AliExpress, используют и продолжают использовать аффилированный маркетинг для продвижения своих веб-сайтов и привлечение блог-геров к продвижению и продаже продуктов. Например, партнерство между NaijaTechGuide и Jumia и Konga было довольно успешным.

Партнерский маркетинг также приведет к появлению другого типа онлайн-биз-неса, созданного исключительно для привлечения трафика в интернет-магазины.

6) Снижение доступа в Интернет.

7) Сайты электронной коммерции также должны стремиться использовать поддающиеся проверке методы оплаты и использовать сертификаты безопасности (сертификаты SSL). Для предотвращения онлайн-мошенничества сайты электронной коммерции должны предоставлять клиентам индивидуальные ваучеры и генерировать эксклюзивные коды,

8) Индивидуальный подход и услуги: специальные скидки и купоны для повышения лояльности клиентов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция. / Практическое руководство. — М.: изд-во "DiaSoft", 2001.

2. Adalikwu Chris. Challenges and opportunities in the implementation of electronic commerce // The case of Nigeria. African Journal of Business Management. — 2012. — № 6(46). — p. 11495-11503.

3. Chukwuemeka Fred Agbata Jnr. Prospects and challenges of e-Commerce in Nigeria. Punchng. [Электронный ресурс]. URL: http://punchng.com/prospects-and-challenges-of-e-commerce-in-nigeria/.

4. Coker Olumuyiwa JiJI.Ng. Is A Free Nigerian Online Classifieds Website. Techcabal. [Электронный ресурс]. URL: http://techcabal.com/2015/03/24/iiji-ng-is-a-free-nigerian-online-classified-website /.

5. Edom Stan. Star. — 2016. — URL: http://startuptipsdaily.com/top-5-reasons-your-e-commerce-business-is-losing-money/.

6. Ekekwe Ndubuisi. The Challenges Facing E-Commerce Start-ups in Africa.

7. Martins Olusegun. The Challenges of E-Commerce Businesses in Nigeria. Linkedin. [Электронный ресурс]. URL: https://www.linkedin.com/pulse/challenges-e-commerce-businesses-nigeria-stanislaus-olusegun-martins.

8. Building a Reputable Online Store in Nigeria — Challenges. Copyright Nigeria Technology Guide. [Электронный ресурс]. URL: Https://www.naiiatechguide.com/2012/10/ building-reputable-online-store-in.html.

9. Uzoka Faith-Michael Emeka, Shemi Alice P., Seleka Geoffrey G. Electronic Journal of Information Sys-tems in Developing Countries. — 2008. — № 4. — p. 1-15. — URL: https://www.researchgate.net/publication/277792396_Behavioural_Influences_on_E-Commerce_Adoption_in_a_Developing_Country_Context.

REFERENCEs:

Adalikwu Chris (2012). Challenges and opportunities in the implementation of electronic commerce The case of Nigeria. African Journal of Business Management. (6(46)). 11495-11503.

Building a Reputable Online Store in Nigeria — ChallengesCopyright Nigeria Technology Guide. Retrieved from Https://www.naijatechguide.com/2012/10/building-reputable-online-store-in.html

Chukwuemeka Fred Agbata Jnr. Prospects and challenges of e-Commerce in Nige-riaPunchng. Retrieved from http://punchng.com/prospects-and-challenges-of-e-commerce-in-nigeria/

Coker Olumuyiwa JiJI.Ng. Is A Free Nigerian Online Classifieds WebsiteTechcabal. Retrieved from http://techcabal.com/2015/Q3/24/iiii-ng-is-a-free-nigerian-online-classified-website /

Edom Stan (2016). Top 6 Reasons Nigerian E-Commerce Businesses Are Losing Money Star.

Kiselev Yu.N. (2001). Elektronnaya kommertsiya [E-commerce] M.: izd-vo "DiaSoft". (in Rus-sian).

Martins Olusegun. The Challenges of E-Commerce Businesses in NigeriaLinkedin. Retrieved from https://www.linkedin.com/pulse/challenges-e-commerce-busi-nesses-nigeria-stanislaus-olusegun-martins

Uzoka Faith-Michael Emeka, Shemi Alice P., Seleka Geoffrey G. (2008). Behavioural influences on e-commerce adoption in a developing country context Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. 31 (4). 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.