Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ БЕССМЕРТИЯ В КОРЕЕ: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ'

КОНЦЕПЦИЯ БЕССМЕРТИЯ В КОРЕЕ: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Корея / Китай / музыка / шаманизм / бессмертные / Тангун / Korea / China / music / shamanism / immortals / Tangun

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Умярова Дина Фаридовна, Мухаметзянов Рустем Равилевич

Человечество издревле задавалось вопросом о том, что будет после смерти и можно ли как-то продлить свое земное существование. Каждый народ объяснял это по-разному. На востоке идеи бессмертия связаны прежде всего с даосизмом и его бессмертными сянями. В данной статье мы рассмотрим проблему их происхождения на Корейском полуострове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMORTALYTY CONCEPT IN KOREA: PROBLEM OF ORIGIN

Humanity has long been pondering the question of what happens after death and whether it is possible to prolong one's existence on the Earth. Each nation has explained this in different ways. In the East, the ideas of immortality are primarily associated with Taoism and its immortal beings. In this article, we will consider the issue of their origin on the Korean Peninsula.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ БЕССМЕРТИЯ В КОРЕЕ: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

Введение

Человек всегда хотел продлить свою земную жизнь. В любой ситуации, в любое историческое время, в любой культуре мы с вами можем найти это невероятное стремление к вечной жизни. Но для каждого понимание жизни было свое, так же, как и ответ на вопросы: зачем и для чего. Каждая культура выработала свой ответ на эти вопросы. Независимо от того какой был ответ, появлялось то, что человек и культура преодолеть не могли – смерть. Это рождало стремление победить смерть, обмануть и продлить жизнь.

Если человек Запада существовал в рамках понимания конечности жизни и невозможности продлить свое существование не земле, то в Кореи мы видим иную ситуацию. Она заключается в том, что корейская культура не обращается к такому термину как «вечность». Они знают, что смерть – это такой же естественный процесс, как и рождение. Это цикл, который однажды должен завершиться. Хотя такой подход и не имеет такого трагического оттенка, как на Западе, тем не менее, стремление жить присутствует и в культуре Кореи.

Как известно от судьбы не уйдешь и смерть не обманешь, но потенциальная возможность отложить это событие практически на любое время. Это можно сделать, достигнув бессмертия. Но это не вечная жизнь, в этом состоянии уход из жизни, как минимум социальной, не только допускается, но и предполагается.

Считается, что концепция бессмертия возникла в рамках китайской философской системы даосов, и тут мы снова выходим на влияние культуры Китая на Корею. Поднебесная конечно же оказала большое влияние на своих соседей, и мы смело можем рассуждать о корейском конфуцианстве, о школах сон буддизма. Это создает ощущение верности тезиса о большом влияние одной культуры на другую. Но вместе с тем, мы не видим корейского даосизма в чистом виде. Есть только даосские концепции, идеи, которые очень интересно раскрываются в корейском культурном пространстве.

Ели возвращаться к идее бессмертия, то встают вопросы: каким образом эта идея проникла в Корею и возможно ли ее появление на полуострове связано с некими иными процессами, которые происходили там. Отвечая на эти вопросы, мы в первую очередь должны обратиться к историографии.

Результаты исследования

Концепция бессмертия в Корее наиболее широко рассматривается в трудах корейских ученых. Говоря об отечественных исследованиях, по большей части это труды о китайском даосизме, в рамках которого исследуется его распространение и влияние на территории Кореи. Однако стоит отметить, что и отечественные китаеведы написали на эту тему не на много больше корееведов.

Началу исследования концепции о бессмертии среди корейских ученых поспособствовало движения нанга, получившее распространение в 1920-е годы во время японской оккупации. Его идейным вдохновителем считается Син Чхэхо, пропагандировавший изучение собственной истории и сохранение собственных традиций вопреки фальсификации страны-захватчика. В своем труде Чосонская история древних веков он раскрывает тему корейского сондо как собственного и независимого пути бессмертия [1, С. 92], что до сих пор поддерживается в трудах современных ученых.

На сегодняшний день концепция корейских ученых относительно идей о бессмертии на Корейском полуострове заключается в ее присутствии еще до официального проникновения даосизма в период Трех государств. Данная традиция носит название сондо, где первый слог 선 (仙) означает «небожитель», а второй – 도 (道), «путь». Ее исследователи ссылаются на миф о Тангуне, основателе государства Древний Чосон. Его описывают либо как бессмертного, либо как долгожителя, а годы его правления варьируются от полутора тысяч до тысячи двадцати восьми лет. Корейский исследователь Им Чхэу утверждает, что Тангун, будучи правителем, в течение долгой жизни накапливал добрые дела, после чего ушел в горы и стал бессмертным, что прекрасно вписывается в даосскую традицию [2, С. 261].

Исследователь из уничерситета Чонбук приводит в пример такие понятия как «су», или «продолжительность жизни Тангуна», и «сингидэбо» (신기대보) [3, С. 354], так называемые силланские «святые сосуды-троны». Суть последних заключается в том, что тело ныне правящего вана являлось сосудом для бессмертной души вана-основателя династии. Записи о сингидэбо можно найти в трудах Самгук саги и Кореса [4]. В первом, на примере прихода к власти исагыма Юри, третьего правителя государства Силла, описано, что не каждый человек достоин принять роль сингидэбо. Во втором, в записи от 24 года правления кореского короля Инджона (Ван Хэ) (1146г.) говорится о передаче престола наследнику в связи с болезнью правителя. Согласно им, следовало незамедлительно короновать наследника престола, не оставлять без присмотра и принять роль сингидэбо. Это во многом служило для легитимация власти ныне правящего вана, поскольку обеспечивало прямую связь с более ранними и, соответственно, авторитетными правителями. Если придерживаться этой концепции, то получается, что Пак Хеккосе, основавший государство Силла в 57 г. н.э., правил вплоть до 935 г.

В доказательство отличия от даосизма корейские ученые, в числе которых Им Чхэу, ссылаются на «Исторические записки» Сыма Цяня и приравнивают Три священные горы, Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу [5, С. 70], к корейским Кымгансан, Чирисан и Халласан соответственно [2, С. 259]. Они считают, что именно там китайские правители искали бессмертие, что, по его мнению, говорит о развитости этих идей на Корейском полуострове. По другим данным, гора, на которой китайские правители искали бессмертие, была одна и отождествляется с Пэктусан. Хотя вместе с тем, если критиковать подход Им Чхэу, следует сказать, что корейцы того времени могли об этом не знать. Кроме того, даосизм имеет южное происхождение – царство Чу.

Таким образом, мы видим, что корейские исследователи считают концепцию бессмертия в Корее самобытной и независимой. Но стоит отметить, что несмотря на это они отмечают схожесть и дальнейшее влияние даосизма. Так, тот же Им Чхэу, говоря об уже упомянутом мифе о Тангуне, указывает на общие черты с даосизмом. Он анализирует существовавших в Древнем Чосоне божеств и приходит к выводу о том, что если соотнести их с данным мифом получается, что медведь – это божество земли, а Хванун и Хванин – божества неба. Таким образом, рождение основателя Древнего Чосона является синтезом неба и земли, а превращение медведицы в человека – даосским ритуалом достижения бессмертия [6, С. 97].

Еще одним аргументом влияния даосизма на корейскую концепцию бессмертия может служить многим позже существовавшие концепции о так называемой «смерти на время» [7, С. 191], что тоже, по сути, является бессмертием. Примером этому может являться гробница пэкческого Мурен-вана. Данный тип гробницы называется чокмоксоккван (적목석관), в нем тело помещалось как под землей, так и над ней, а после покрывалось галькой и глиной. Согласно пэкческим повериям, существовало три духа земли, Тхован (토왕), Тхобэк (토백) и Тхопумо (토부모) [8] – король, вожак и родители Земли. Рядом с гробницей был выгравированный на камне или глиняном горшке контракт о покупке земли у Тхована – мэчиквон (매지권). Подобный контракт, принадлежавший Мурен-вану, был выгравирован на глиняной дощечке и до сих пор хранится в Национальном музее Конджу. Считалось, что Мурен-ван должен был купить свое место захоронения, чтобы он или его дух жили там вечно. Ким Тхэсик относит людей, приобретавших таким образом землю для собственного захоронения, к бессмертным сяням, а идею считает даосской. К тому же, во время раскопок гробниц чокмоксоккван были найдены сосуды, в которых мог изготавливаться эликсир бессмертия.

Таким образом, мы можем сделать вывод о схожести китайской и корейской концепций бессмертия, что не удивительно, учитывая многовековые связи между двумя странами, начавшиеся в эпоху Древнего Чосона, о чем свидетельствуют бронзовые зеркала, найденные в захоронениях того времени и перенятые из Китая. Кроме того, в фундаментальном труде Сыма Цяня «Исторические записки», упоминается государство Древний Чосон, но носит название Чаосяньго [9, С. 606]. Однако несмотря на взаимодействие двух стран фактической передачи знания о бессмертии обнаружено не было вплоть до официального принятия даосизма в период Трех государств.

Говоря об иностранных точках зрения на данную проблему, ее исследование, как уже говорилось ранее, происходит в рамках исследования китайского даосизма в Корее. Так, Ф. Прегадио в первой части своей «Энциклопедии Даосизма» пишет о распространившемся в современном обществе Куксондо (국선도; Путь национальных бессмертных). Это так называемый традиционный метод тренировок, по мнению последователей, распространившийся в период Трех государств и ранее [10]. Автор энциклопедии пишет о том, что несмотря на то, что последователи данного течения отрицают связь с даосизмом, в какой-то степени движение можно отнести к корейской даосской школе внутренней алхимии, распространившейся в XV-XVI вв. [11, С. 191].

Выводы

Вряд ли нужно говорить, что на протяжении всей культурной истории Кореи влияние Китая было сильным. Не только изобразительное искусство, такое как архитектура, ремесла и живопись, но также поэзия и литература (формы искусства, которые аналогичным образом зависят от визуального средства письма) находились под сильным влиянием Китая как прямо, так и косвенно. Но корейский народ не просто перенимал китайские вещи, а превращал их во что-то более сложное, чтобы создать отличительный корейский продукт.

Концепция бессмертия здесь не стала исключением. Но важно понимать, что исследования корейских ученых начались во времена японской оккупации. Это имеет важное значение, поскольку именно тогда корейцы, в противовес японской политике, стали изучать собственную историю и традиции. Корейские ученые до сих пор придерживаются этой концепции. Согласно их исследованиям, концепция бессмертия на полуострове существовала до принятия китайского даосизма в период Трех государств в виде учения сондо.

В качестве аргумента к этому часто используется миф о Тангуне. Его описывают либо как бессмертного, либо как долгожителя. Будучи правителем он накапливал добрые дела, после чего ушел в горы и стал бессмертным. Кроме того, можно привести в пример и «сингидэбо» – традиция, при которой тело ныне правителя являлось сосудом для бессмертной души вана-основателя династии. В «Исторических записках» Сыма Цяня Три священные горы приравниваются к корейским трем корейским горам.

Но хоть большинство корейских исследователей придерживается того, что корейское сондо независимая и самостоятельная традиция, они все же отмечают схожесть с даосизмом. Одним из аргументом здесь является концепция «смерти на время». Считалось, что человек должен был приобрести землю для захоронения у духов земли, чтобы его душа жила там вечно. Ким Тхэсик относит таких людей к бессмертным сяням, а идею считает даосской. К тому же, во время раскопок этих гробниц были найдены сосуды, в которых мог изготавливаться эликсир бессмертия.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что многовековые отношения между двумя странами делают границы сондо и даосизма крайне размыты. Крайне тяжело определить, где заканчивается даосизм и начинается корейское сондо.

Список литературы

1. 신채호. 조선상고사 / 채호 신 / 서울: 조선사. 1931. 149쪽.

2. 임채우. 한국선도와 한국도교: 두 개념의 보편성과 특수성 / 채우 임 // 도교문화연구. – 2003. – №29. – 251 – 272 쪽.

3. 박병섭. 신라 신왕의 장생불사론 / 병섭 박 // 선도문화. – 2016. – №25. – 299 – 356쪽.

4. 고려사. Текст: электронный // 한국사데베이스: [сайт] https://db.history.go.kr/KOREA/search/searchResult.do?itemIds=kr&sort=levelId&dir=ASC&limit=20&page=1&pre_page=1&synonym=off&chinessChar=on&searchTermImages=신기대보+&searchKeywordType=BI&searchKeywordMethod=EQ&searchKeyword=신기대보&searchKeywordConjunction=AND&searchKeywordType=BI&searchKeywordMethod=EQ&searchKeyword=신기대보&searchKeywordConjunction=AND#searchDetail/kr/kr_017r_0080_0020_0070/1/0/1/r (дата обращения: 21.11.2023)

5. Сыма, Цянь. Исторические записки (Ши цзи): в 8т. / Цянь Сыма, пер. Р.В. Вяткин, В.С. Таскин. – М.: Вост. лит, 2003. – 2 т. – 567 с.

6. 안동준. 고조선 지역의 무교가 중원 도교문화에 미친 영향) / 동준 안 // 한국도교문화학회. – 2007. – №26. – 69 – 98쪽.

7. 김태식. 신선의 왕국, 도교의 사회 신라 – 적석목곽분과 그시대를 중심으로 / 태식 김 // Annual review in cultural heritage studies. – 2003. – 181 – 226쪽.

8. 한국 신화. Текст: электронный // 한국민족문화대백과: [сайт] https://namu.wiki/w/%ED%95%9C%EA%B5%AD%20%EC%8B%A0%ED%99%94, свободный. – (дата обращения: 21.11.2023)

9. Силакова-Макарова, С.А. Китайское бронзолитейное искусство как образец культурного влияния на археологию Древней Кореи / С.А. Силакова-Макарова, Л.А. Гайнуллина // Ориенталистика. – 2022. – №5. – С. 606.

10. 국선. Текст: электронный // 국선 [сайт]: https://www.kouksundo.world/aboutkouksundo"\l":~:text=%EA%B5%AD%EC%84%A0%EB%8F%84%EB%8A%94%20%EC%83%81%EA%B3%A0%EC%8B%9C%EB%8C%80%EB%B6%80%ED%84%B0,%ED%95%98%EC%82%B0%ED%95%98%EC%97%AC%20%EC%A0%84%ED%8C%8C%ED%95%98%EB%A9%B4%EC%84%9C%20%EB%8B%A4%EC%8B%9. – (дата обращения: 21.11.2023)

11. Pergadio, F. The Encyclopedia of Taoism / F. Pergadio / Routledge. – 2008. – 728 p.

References

1. 신채호. 조선상고사 / 채호 신 / 서울: 조선사. 1931. 149쪽.

2. 임채우. 한국선도와 한국도교: 두 개념의 보편성과 특수성 / 채우 임 // 도교문화연구. – 2003. – №29. – 251 – 272 쪽.

3. 박병섭. 신라 신왕의 장생불사론 / 병섭 박 // 선도문화. – 2016. – №25. – 299 – 356쪽.

4. 고려사. Tekst: jelektronnyj // 한국사데베이스: [sajt] https://db.history.go.kr/KOREA/search/searchResult.do?itemIds=kr&sort=levelId&dir=ASC&limit=20&page=1&pre_page=1&synonym=off&chinessChar=on&searchTermImages=신기대보+&searchKeywordType=BI&searchKeywordMethod=EQ&searchKeyword=신기대보&searchKeywordConjunction=AND&searchKeywordType=BI&searchKeywordMethod=EQ&searchKeyword=신기대보&searchKeywordConjunction=AND#searchDetail/kr/kr_017r_0080_0020_0070/1/0/1/r (data obrashhenija: 21.11.2023)

5. Syma, Cjan'. Istoricheskie zapiski (Shi czi): v 8t. / Cjan' Syma, per. R.V. Vjatkin, V.S. Taskin. – M.: Vost. lit, 2003. – 2 t. – 567 s.

6. 안동준. 고조선 지역의 무교가 중원 도교문화에 미친 영향) / 동준 안 // 한국도교문화학회. – 2007. – №26. – 69 – 98쪽.

7. 김태식. 신선의 왕국, 도교의 사회 신라 – 적석목곽분과 그시대를 중심으로 / 태식 김 // Annual review in cultural heritage studies. – 2003. – 181 – 226쪽.

8. 한국 신화. Tekst: jelektronnyj // 한국민족문화대백과: [sajt] https://namu.wiki/w/%ED%95%9C%EA%B5%AD%20%EC%8B%A0%ED%99%94, svobodnyj. – (data obrashhenija: 21.11.2023)

9. Silakova-Makarova, S.A. Kitajskoe bronzolitejnoe iskusstvo kak obrazec kul'turnogo vlijanija na arheologiju Drevnej Korei / S.A. Silakova-Makarova, L.A. Gajnullina // Orientalistika. – 2022. – №5. – S. 606.

10. 국선. Tekst: jelektronnyj // 국선 [sajt]: https://www.kouksundo.world/aboutkouksundo"\l":~:text=%EA%B5%AD%EC%84%A0%EB%8F%84%EB%8A%94%20%EC%83%81%EA%B3%A0%EC%8B%9C%EB%8C%80%EB%B6%80%ED%84%B0,%ED%95%98%EC%82%B0%ED%95%98%EC%97%AC%20%EC%A0%84%ED%8C%8C%ED%95%98%EB%A9%B4%EC%84%9C%20%EB%8B%A4%EC%8B%9. – (data obrashhenija: 21.11.2023)

11. Pergadio, F. The Encyclopedia of Taoism / F. Pergadio / Routledge. – 2008. – 728 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.