Научная статья на тему 'Соотношение мифологических систем Китая и Кореи'

Соотношение мифологических систем Китая и Кореи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1305
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение мифологических систем Китая и Кореи»

24. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в 13-14 вв. // Филология и история монгольских народов. М., 1958. С. 333-346.

25. Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977. С. 14-25.

26. Сафронова Е.С. Буддизм и государство в странах буддийского мира // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие. М., 1998. С. 233-240.

27. Сондам-Цземо. Дверь, ведущая в учение. Перевод с тибетского и комментарии Р.Н. Крапивиной. СПб., 1994. 224 с.

28. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Ленинград, 1961. 243 с.

29. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002. 320 с.

30. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 424 с.

31. Ananda K. Coomaraswamy. Hinduism and Buddhism. New Delhi, 1992. 86 p.

32. Buddhism in Mongolia. Historical Survey. Ulan Bator, 1981. 52 p.

33. Snellgrove D. Richardson H. A Cultural History of Tibet. Boston, 1968. 291 p.

34. Tsepon W.D. Shakabpa. Tibet. A political history. New Haven and London, 1967. 369 p.

С.А. Комиссаров

Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск, Россия

СООТНОШЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ КИТАЯ И КОРЕИ

Мифология играет исключительную роль в жизни традиционного общества, определяя общественное сознание. Ее образы воплощаются в ритуале и отражаются в искусстве. Базовые мифологемы выполняют аналогичные функции в культурах разных народов, однако их оформление существенно различается по регионам, странам и этносам. Поэтому сравнительное изучение мифологических систем позволяет не только лучше понять их структуру, но и проследить направление и объем этнокультурных контактов.

При изучении основных сюжетов и образов восточноазиатской мифологии, в первую очередь, используются китайские материалы, поскольку раннее возникновение письменности и литературы в этой стране позволило донести до наших дней не только описания, но и интерпретации многих мифических персонажей и их действий.

Однако распространение китайских мифологических традиций в другие регионы не носило характер слепого копирования. В этом плане особого внимания заслуживает мифология Кореи, ее специфика. Собранные материалы позволяют убедительно продемонстрировать тот

факт, что оформившиеся еще в древности черты этнического своеобразия корейского народа позволяли ему творчески воспринимать внешние влияния, в том числе и со стороны могучей китайской цивилизации, не поступаясь при этом собственным культурным суверенитетом.

Исследование проблемы взаимоотношения двух крупнейших мифологических систем Восточной Азии строится на основании нижеследующих положений:

1. Тематическая классификация и районирование фольклорно-мифологических мотивов. Особенности Восточноазиатского региона. Влияние конфуцианской идеологии. Эвгемеризация.

2. Источники по мифологии Китая и Кореи. «Канон гор и морей» («Шань хай цзин»). Трактат Сыма Чжэня «Основные записи о трех властителях» («Сань-хуан бэнь цзи»). Сведения по мифологии и ритуалу в «Исторических записях трех государств» («Самгук саги») Ким Бусика, «Событиях, оставшихся от времени Трех государств» («Самгук юса») Ирёна. Данные эпиграфики. Ханьские рельефы и находки в Ма-вандуй. Проблема интерпретации археологических памятников для реконструкции ранних мифологических представлений.

3. Древнекитайские мифы и легенды, роль культа предков и то-темических верований в их развитии. Зооморфные персонажи; оборот-ничество; синкретические звери. Миф о Хаосе (Хуньдунь). Сотворение мира первопредком Паньгу. Прародительница Нюйва, Фуси и мотив инцеста. Структура Вселенной. Хтоническая стихия; терриоморфные образы. Солярная, лунарная и астральная мифология. Стрельба в лишние солнца; Хоу И и Чан Э. Колесничные мифы. Божества природных стихий.

4. Культурные герои и обустройство мира. Суй-жэнь, Шэнь-нун, Хуан-ди. Битвы с демоническими силами. Борьба с потопом. Легенды о «совершенномудрых правителях».

5. Религиозные мифологические системы. Формирование даосского пантеона; «восемь бессмертных». Особенности буддийской мифологии Китая; культ Гуанъинь. Развитие представлений о загробном мире и посмертном воздаянии.

6. Поздняя народная мифология Китая. Синкретизация пантеона. Нефритовый император Юй-ди, его помощники. Духи-покровители. Использование мифов в обрядах календарного и жизненного цикла.

7. Влияние мифологии на художественную литературу и изобразительное искусство. Поэзия Цюй Юаня. «Рассказы о необычайном». Буддийские сказы-бяньвэнь. Трансформация мифологических образов в классических романах и циклах новелл. «Старые истории в новом изложении».

8. Проблема происхождения корейских мифов. Сказания-«сорхва». Миф о Чумоне по эпиграфическим данным (стела когурёско-го Квангэтхо-вана и пуёского Модура). Ранняя историзация корейской мифологии. Возможности реконструкции архаических мифов по данным археологии. Связи с мифологией других народов алтайской языковой семьи.

9. Предания об основателях государств (конгук синхва), мотив чудесного рождения. Региональные различия (Север-Юг). Мифы о Тангуне (учение Тэчжонге).

10. Космогонические, антропогонические и этиологические мифы. «Огненные собаки» из царства тьмы. Культ неба, звезд, гор и деревьев. Священные деревья и чудесные звери. Формирование пантеона. Небесный владыка Ханыним и его свита.

11. Культовая мифология. Иерархия шаманских духов. Миф о принцессе Пари-конджу. Адаптация китайских и индийских религиозных мифов к реалиям корейской культуры.

12. «Напевы о Башне небожителей»: влияние мифологии на становление и развитие корейской поэзии. Народный эпически-песенный сказ (пхансори). Переживание мифологии в сказках и пословицах. Мифологический канон в традиционной архитектуре, скульптуре и живописи Кореи.

Библиографический список

1. Алкин С.В. Археологические свидетельства существования культа насекомых в неолите Северо-Восточной Азии // Древние культуры Северо-Востока Азии: Астроархеология. Палеоинформатика. Новосибирск, 2003. С. 134-143.

2. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии Древнего мира. М., 1977. С. 366-409.

3. Васильев Л.С. Божественный первопредок Шан-ди, Великое небо и жрецы-чиновники // Наука и религия. 1971. № 10. С. 52-57.

4. Георгиевский С.М. Мифические воззрения и мифы китайцев. СПб., 1892. XIV + 117 с.

5. Гроот Я.Я.М, де. Демонология Древнего Китая / Пер. с англ. Р.В. Котенко; науч. ред. Е.А. Торчинова. СПб., 2000. 346 с.

6. Деопик Д.В. Элементы южной традиции в китайском мифе // Деопик Д.В. Вьетнам: История, традиции, современность. М., 2002. С. 143-150.

7. Джарылгасинова Р.Ш. Историческая трансформация древнекорейского мифа о Тангуне // Роль традиций в истории Китая. М., 1968. С. 25-26.

8. Джарылгасинова Р.Ш. Корейские мифы о культурных героях // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С. 62-67.

9. Дьяконова Е.М. Мифология в японской и китайской литературе: Современные исследования: Научно-аналитический обзор. М., 1984. 43 с.

10. Евсюков В.В. Мифология китайского неолита: По материалам росписей на керамике культуры яншао. Новосибирск, 1988. 128 с.

11. Евсюков В.В., Комиссаров С.А. Бронзовая модель колесницы эпохи Чунь-цю в свете сравнительного анализа колесничных мифов // Новое в археологии Китая: Исследования и проблемы. Новосибирск, 1984. С. 52-66.

12. Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев // Страны и народы Востока. Вып. 6. М., 1968. С. 154-157.

13. Ионова Ю.В. О культе деревьев в Корее // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С. 216-229.

14. Ионова Ю.В. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С. 147-174.

15. Ионова Ю.В. Религиозные воззрения корейцев // Культура народов Зарубежной Азии и Океании. Сборник МАЭ. М.; Л., 1969. Т.ХХУ. С. 158-187.

16. Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Предисл., пер. и коммент. Э.М. Яншиной. М., 1977. 235 с.

17. Концевич Л.Р. Древнекорейский миф о Тангуне и его ономастикон // Этническая ономастика. М., 1984. С. 173-192.

18. Концевич Л.Р. Корейская мифология // МНМ. Энциклопедия: 2-е изд. М., 1994. Т. I. А-К. С. 667-671.

19. Корейские предания и легенды (из средневековых книг) / Сост. и коммент. Л.Р. Концевича; вступит. ст. Б.Л. Рифтина. М., 1980. 288 с.

20. Лисевич И.С. Древние мифы глазами человека космической эры // СЭ. 1976. № 2. С. 139-150.

21. Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М, 1974. С. 44-46.

22. Лисевич И.С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах // Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969. С. 262-268.

23. Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982. 327 с.

24. Никитина М.И. Легенда о горе Амисан и другие, сходные с ней, в связи с мифом о Женщине-Солнце // Петербургское востоковедение. Вып. 3. СПб., 1993. С. 271-287.

25. Никитина М.И. Миф о женщине-солнце и ее родителях и его спутники в ритуальной традиции Древней Кореи и соседних стран. СПб, 2001. 560 с. (Серия «Миф, эпос, религии Востока. ВМюЛеса итуегеаНа»).

26. Никитина М.И. Об одной разновидности ритуала в связи с проблемой общности мифологических представлений в культурах стран Дальнего Востока // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока: 19-я годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. М., 1986. Ч. 1. С. 122-126.

27. Решетов А.М. Дракон в культурной традиции китайцев // Сборник МАЭ. Л., 1981, Т. XXXVII. С. 81-92.

28. Рифтин Б.Л. Китайская мифология // МНМ. Энциклопедия: 2-е изд. М., 1994. Т. I. С. 652-662.

29. Рифтин Б.Л. Общие темы и сюжеты в фольклоре народов Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока // Страны и народы Востока. Вып. 23. 1982. С. 102-109.

30. Рифтин Б.Л. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979. 360 с.

31. Серошевский В. Собрание сочинений. Корея: 3-е изд. СПб., 1909. Т.8. 517 с.

32. Стратанович Г.Г. О ранних воззрениях древних китайцев (тотемизм) // Краткие сообщения Института народов Азии. 1963. № 61. С. 56-74.

33. Терентьев-Катанский А.П. Китайская легенда о драконе // Страны и народы Востока. Вып. 11. 1971. С. 119-126.

34. Троцевич А.Ф. «Поединок Бога Грозы со Змеем» в корейской культуре // Петербургское востоковедение. Вып. 3. СПб., 1993. С. 255-270.

35. Троцевич А.Ф. Корейские легенды о предках-основателях государств Тонмёне и Чумоне // НАА. 1968. № 2. С. 125-128.

36. Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПб., 1996. 185 с. (Серия «Миф, эпос, религии Востока. ВМю1:Ьеса ишуегеаНа»).

37. Троцевич А.Ф. Мотив героя, принесённого водой, в корейских и монгольских преданиях // Литературные связи Монголии. М., 1981. С. 63-75.

38. Троцевич А.Ф. Оппозиция Земля - Небо в корейских мифах: Некоторые наблюдения над текстами преданий об основателях государства // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М., 1977. С. 239-247.

39. Чеснов Я.В. Дракон: метафора внешнего мира // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С. 59-72.

40. Чистякова А.Н. «Феникс» в мифологизирующих описаниях (по материалам мифов и сказок Китая) // Вестник НГУ. Серия: история, филология. 2007, Т. 6, Вып. 3. Археология и этнография. С. 179-188.

41. Шаньшина Е.В. Мифология первотворения у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока России: (Опыт мифологической реконструкции и общего анализа). Владивосток, 2000. 157 с.

42. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая: 2-е изд., исправлен. и доп. / Пер. с кит. Е.И. Лубо-Лесниченко, Е.В. Пузицкого, В.Ф. Сорокина; отв. ред. и по-слесл. Б.Л. Рифтина. М., 1987. 528 с.

43. Яншина Э.М. Формирование и развитие китайской мифологии. М., 1984. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.