Научная статья на тему 'Концепция анализа социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ в инновационной экономике'

Концепция анализа социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / РИСК / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниец Т.П., Аликова О.П.

Авторами предложена технология оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ на основе анализа и стоимостной оценки рисков. Загрязнение окружающей среды достигло таких масштабов, что необходимо сопоставлять пользу, которую получит общество от внедрения и использования каждого нового техногенно опасного объекта с тем ущербом, который будет нанесен здоровью, жизни человека и среде его обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция анализа социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ в инновационной экономике»

Инновации и инвестиции

УДК 332.146

КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Т. П. КОРНИЕЦ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления бизнес-проектами E-mail: TPKorniyets@mephi.ru

О. П. АЛИКОВА,

менеджер кафедры управления бизнес-проектами E-mail: OPAlikova@mephi.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Авторами предложена технология оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ на основе анализа и стоимостной оценки рисков. Загрязнение окружающей среды достигло таких масштабов, что необходимо сопоставлять пользу, которую получит общество от внедрения и использования каждого нового техногенно опасного объекта с тем ущербом, который будет нанесен здоровью, жизни человека и среде его обитания.

Ключевые слова: эффективность, экология, риск, мониторинг, оценка.

Модернизация российской экономики на основе внедрения в производство инновационных технологий влечет появление качественно новых видов техногенного риска. Постоянное стремление человечества к наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей приводит к увеличению масштабов производства и, следовательно, уровню техногенной опасности. Поэтому необходимо проводить всестороннюю количественную (стоимостную) оценку экологических

рисков в расчетах экономической эффективности проектов и программ. Следует более определенно (количественно) оценивать экологические риски наряду с оценкой пользы и издержек.

К настоящему времени экономическая наука развила теорию и методы определения экономической эффективности. В условиях административной системы управления были разработаны методики по расчету экономической эффективности капитальных вложений, новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, взаимозаменяемых видов продукции, внешней торговли, автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями, природоохранных мероприятий, месторождений полезных ископаемых, гидроэлектростанций, использования атомной энергии в народном хозяйстве и др.

По оценке специалистов, в народном хозяйстве во всех отраслях, ведомствах, подразделениях использовалось свыше 500 различных методик, методических указаний, инструкций по расчетам экономической эффективности.

На этапе перехода российской экономики к рыночной системе дополнительно стали применяться некоторые западные подходы к оценке экономической эффективности. Так, в 1994 г. были разработаны и утверждены Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, базирующиеся на использовании западной методологии. В 1999 г. Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Государственный комитет РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике утвердили вторую редакцию Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов.

Указанные российские и западные методики позволяют в какой-то степени решить проблему оценки проектной экономической эффективности для отбора наиболее эффективных проектов и программ для финансирования. Что же касается оценки фактической экономической эффективности уже внедренных проектов и программ, а тем более внедряемых (мониторинг эффективности), то этим проблемам в условиях административно-командной системы не уделялось внимания (ни в теоретическом аспекте, ни в методической литературе, ни на практике). Это было связано с тем, что государство являлось единственным собственником, общественное производство базировалось на единственной общенародной (государственной) собственности. Поэтому считалось, что научно обоснованный, обеспеченный значительным количеством методик выбор варианта сам по себе уже обеспечивает достаточную эффективность реально вкладываемых или уже вложенных ресурсов.

В настоящее время государство уже не является единственным монопольным распорядителем всех общественных ресурсов, а становится одним из инвесторов, пусть даже самым крупным и надежным. И как любой инвестор оно обязано обеспечить рациональное, эффективное использование своих средств — повышение бюджетной эффективности. И не случайно, что термин «бюджетная эффективность» наряду с другими видами экономической эффективности появился в связи с диверсификацией форм собственности у нас в стране. Повышение эффективности имеющихся ресурсов в условиях рынка — уже не просто декларативная цель, как это было раньше в реальной действительности, а настоятельная потребность любого инвестора. В соответствии с этим новые методы управления в инвестиционной сфере, достижения экономической науки последних лет должны использоваться

не только в управлении инвестиционной деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов, но и на общегосударственном уровне. Вот почему Правительство Российской Федерации разработало программу реформирования бюджетного процесса с использованием программно-целевых методов планирования, ориентированных на конечные результаты. Теперь бюджетные средства выделяются только на такие целевые программы (федеральные и ведомственные), которые обеспечивают получение реально значимых количественных экономических результатов, а не каких-то аморфных целей, как порой это было раньше. Эффективное использование государственных ресурсов в реальной действительности может быть обеспечено не только оценкой проектной эффективности разрабатываемых программ, но и всесторонним анализом и оценкой эффективности реализации программ и целевого использования бюджетных средств, а также оценкой фактической социально-экономической эффективности уже внедренных и действующих проектов и программ.

В соответствии с этим в современных условиях функционирования российской экономики следует четко разграничивать три вида оценки экономической эффективности вкладываемых ресурсов:

- проектную оценку, которая позволяет объективно оценить все возможные варианты решения (альтернативы) определенной производственной, хозяйственной проблемы и выбрать лучший из них;

- оценку эффективности реализации программы или проекта (мониторинг эффективности);

- оценку фактической экономической эффективности внедренных программ или проектов.

Проектная (сравнительная) экономическая эффективность рассчитывается при выборе одного из двух или более вариантов решения определенной производственной или хозяйственной задачи. Она характеризует экономические преимущества одного варианта по сравнению с другим и степень оптимальности выбранного варианта. Расчеты сравнительной экономической эффективности производятся на стадиях планирования и проектирования объектов при сравнении отдельных вариантов их осуществления. Это связано с тем, что, как правило, любая производственная или хозяйственная задача может быть решена несколькими способами (вариантами), которые различаются как по величине затрат, так и по срокам их осуществления. Так, дополнительная потребность националь-

ной экономики в электрической энергии может быть обеспечена путем строительства тепловой станции, атомной станции, гидроэлектростанции, использования так называемых альтернативных источников энергии. Но выбором способа производства электрической энергии проблема не исчерпывается. Можно построить атомную станцию большой мощности, а можно небольшую, можно расположить ее в различных пунктах и т. д.

Мониторинг эффективности должен обеспечить постоянный контроль за эффективностью средств, вложенных в реализацию программных или проектных мероприятий. Главная цель мониторинга состоит в том, чтобы отследить, в какой мере обеспечивается достижение целевых индикаторов и показателей и с какими затратами для корректировки программы и перераспределения ресурсов по наиболее приоритетным направлениям.

Данные, полученные с помощью мониторинга, могут быть использованы:

- вышестоящими органами управления для оценки результативности расходования бюджетных средств при выполнении бюджетных целевых программ и принятия управленческих решений по концентрации ресурсов федерального бюджета на наиболее социально и экономически эффективных направлениях;

- государственными заказчиками программ и государственными заказчиками-координаторами для внутренней оценки эффективности программ и определения направлений их корректировки;

- инвесторами.

Оценка фактической экономической эффективности осуществляется на стадии завершения всех программных или проектных мероприятий и производится путем сопоставления проектных показателей с фактически достигнутым уровнем.

Как уже отмечалось, разработанные и утвержденные методики, а также имеющийся практический опыт оценки проектной экономической эффективности инвестиций позволяют в определенной степени решить эту задачу, но не в полной мере. Это связано с тем, что существующие методики ориентированы на оценку экономической эффективности таких инвестиционных проектов и программ, которые генерируют так называемый реальный поток денежных средств. Для оценки эффективности таких программ экономической наукой разработан четкий инструментарий, позволяющий достаточно объективно оценить их эффективность. Примером такой инвестиционной

программы является Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года».

Реальный поток денежных средств — это разница между притоками и оттоками денежных средств. Главная составляющая притока денежных средств по программе — это выручка от реализации электрической энергии, выработанной на АЭС. Главные составляющие оттока денежных средств — это инвестиции на реализацию программы и текущие затраты, связанные с функционированием АЭС. Для учета временного фактора денежный поток дисконтируется, рассчитываются такие показатели экономической эффективности, как чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, внутренняя норма доходности и т. д.

Но, к сожалению, не все инвестиционные проекты и программы генерируют реальный денежный поток. Дело в том, что преобладающее число технологий, используемых в современном мире, являются техногенно опасными, наносящими ущерб здоровью человека и среде его обитания. Уменьшение вредного техногенного воздействия возможно тремя способами:

- совершенствованием ущербной технологии;

- дополнением ущербной технологии другими,

компенсирующими ее ущерб;

- замещением ущербной технологии другой.

При использовании второго способа уменьшения вредного техногенного воздействия основной технологии возникает необходимость разработки инвестиционных программ, целью которых является не генерирование реального денежного потока, а снижение отрицательных последствий основной технологии до социально приемлемого уровня. К числу таких программ можно отнести, например, Федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000—2006 гг., утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 № 149. При обосновании эффективности инвестиций в такого рода программы не может быть использован стандартный инструментарий. Существующие методологические подходы к оценке эффективности таких программ позволяют либо дать только качественную оценку эффективности без каких-либо количественных обоснований, либо оценить эффективность программы косвенным методом на основе экспертных оценок. Вместе с тем тот факт, что программа не генерирует реального потока денежных средств вовсе не означает, что

она не имеет прямого экономического эффекта. Экономический эффект есть, и очень значительный, он состоит в уменьшении ущерба от вредного воздействия ядерных технологий на человека и среду его обитания. Но, к сожалению, к настоящему времени экономическая наука не располагает необходимым инструментарием для оценки такого эффекта. Расчет этого прямого эффекта может быть осуществлен только на основе методов стоимостной оценки рисков. А это в свою очередь предопределяет необходимость дальнейшей разработки теории оценки рисков, в данном случае рисков техногенного происхождения.

В сегодняшнем мире загрязнение окружающей среды достигло таких масштабов, что необходимо сопоставлять ту пользу, которую получит общество от внедрения и использования каждого нового техногенно опасного объекта с тем ущербом, который будет нанесен здоровью и жизни человека, а также среде его обитания. Однако в настоящее время производится стоимостная количественная оценка только полезного результата — дополнительное производство электрической энергии, автомобилей и т. д. в натуральном выражении и стоимостном, так как имеются цены на продукты труда. Ущерб же окружающей среде чаще всего оценивается только качественно или в лучшем случае с использованием натуральных измерителей (количество безвременных смертей, количество заболевших и т. д.). По мнению авторов, уровень воздействия человека на окружающую среду достиг такого масштаба, что пришла пора дать ему более определенную количественную оценку. Представляется, что измерителем риска (ущерба) должен быть денежный показатель, который используется для определения совокупной стоимости всех благ. Таким образом, рекомендуется проводить оценку рисков наряду с оценками пользы и издержек в расчетах экономической эффективности программ или проектов.

Одним из ключевых моментов оценки рисков в расчетах экономической эффективности программ и проектов является разработка надежной методики стоимостной оценки рисков (ущербов). Первые подходы к решению проблемы стоимостной оценки рисков у нас в стране обозначились еще в период административно-командной системы управления. В 1983 г. была разработана и утверждена Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением

окружающей среды. В период перестройки отдельными специалистами продолжались работы по стоимостной оценке рисков. Однако на государственном уровне этим проблемам не уделялось должного внимания.

В 2004 г. в рамках плана НИР Минатома России и методического совета по анализу риска Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения и социального развития РФ началась разработка проекта методических рекомендаций по экономической оценке показателей ущерба здоровью населения, обусловленного воздействием факторов среды обитания человека. Работа выполнялась межведомственной рабочей группой.

В настоящее время формально методики оценки риска и оптимизации уже разработаны, хотя еще имеются определенные трудности и недостатки. В частности, спорной и не до конца решенной проблемой остается установление значений параметров оценки ущерба в экономических показателях, другими словами, стоимостей единиц ущерба, выраженного в натуральных показателях.

Некоторые рекомендуемые значения удельных (базовых) величин экономического ущерба представлены в таблице.

Ущерб здоровью населения в методических рекомендациях выражается набором таких показате-

Рекомендуемые значения экономических параметров оценки риска (цены января 2004 г.)

Вид ущерба, обусловленного воздействием на здоровье человека Единица измерения Значение параметра, тыс. руб.

Смертность

Сокращение продолжительности жизни в результате смерти 1 чел.-год 600

Летальное злокачественное новообразование вследствие воздействия ионизирующей радиации или химического канцерогена 1 случай 7 000

Смерть в результате воздействия взвешенных частиц 1 случай 6 500

Смерть в результате аварии или несчастного случая, от острой лучевой болезни 1 случай 11 000

Смерть в детском возрасте 1 случай 14 000

Воздействие ионизирующей радиации, описываемое коллективной эффективной дозой 1 чел. -Зв 300

Заболеваемость

Хронический бронхит 1 случай 1 500

Обострение астмы 1 чел.-день 0,7

Острый бронхит 1 случай 4,2

Временная утрата трудоспособности 1 чел.-день 0,7

лей, как заболеваемость, инвалидизация и преждевременная смертность. Более рациональным мог бы быть подход к оценке экономического ущерба путем формирования обобщенного показателя риска, который объединил бы все виды натурального ущерба: заболеваемость, инвалидизация и преждевременная смертность, а затем установления единого параметра экономической оценки.

Методика стоимостной оценки ущерба может быть использована для различных целей: поддержка принятия решений по защитным мерам и компенсации ущерба, страхование ущерба, социально-гигиенический мониторинг и др. Представляется целесообразным использование этой методики в сфере оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и программ. Методику стоимостной оценки рисков (ущербов) следует использовать в первую очередь в расчетах проектной эффективности в ходе технико-экономического обоснования техногенно опасных технологий. В этом случае расчет проектной эффективности должен включать следующие этапы:

- выявление возможных отрицательных последствий использования технологии по всем вариантам. Например, при использовании ядерных технологий такими отрицательными последствиями являются: загрязнение территорий, воздействие на здоровье людей и т. д. По каждой из техногенно опасных технологий следует разработать полный перечень таких последствий;

- классификация последствий по всем вариантам;

- определение вероятности возникновения указанных последствий по вариантам;

- стоимостная оценка всех возможных рисков (ущербов) по вариантам;

- использование показателя стоимостной оценки рисков при технико-экономическом обосновании технологии (по вариантам);

- выбор наиболее эффективной технологии с учетом рисков (ущербов) от ее применения. Предположим, затраты на внедрение технологии согласно проекту составляют величину К, стоимостный показатель ущерба равен У. Тогда общие затраты (условные) на техногенно опасную технологию З составят З = К + У

Именно указанная величина З должна использоваться в расчетах проектной эффективности, а не величина К, как это делается в настоящее время. Такой подход позволит более точно и надежно оценить социально-экономическую эффектив-

ность технологий по всем рассматриваемым альтернативам реализации определенного проекта или программы.

Как отмечалось, негативные последствия использования техногенно опасной технологии могут быть устранены полностью или частично путем использования так называемых дополняющих технологий. В случае возможности использования дополняющей технологии, устраняющей в той или иной мере негативные последствия основной технологии, порядок расчета проектной эффективности, помимо, указанных должен включать также следующие этапы:

- разработка перечня рисков (ущербов), которые может предотвратить или смягчить дополняющая технология;

- определение степени предотвращения каждого из видов рисков (ущербов);

- стоимостная оценка суммарной величины предотвращенного ущерба (всех его видов) на основе методики экономической оценки ущерба;

- использование результата стоимостной оценки суммарной величины предотвращенного ущерба при технико-экономическом обосновании основной технологии. Предположим, затраты на разработку и

внедрение дополняющей технологии составляют величину К1. Стоимостная оценка суммарного предотвращенного ущерба равна У1. Тогда совокупные (условные) затраты на разработку и внедрение техногенно опасной технологии составят З = К + У + К1 - У1.

Анализ и синтез информации по исследуемой проблеме оценки экономической эффективности инвестиционных проектов и программ в инновационной экономике позволяют сделать ряд выводов.

В современных условиях функционирования российской экономики следует выделять три вида эффективности затрат:

- проектную эффективность, оценка которой должна проводиться на стадии технико-экономического обоснования проекта или программы путем всестороннего анализа различных альтернатив и выбора наилучшей из них;

- эффективность реализации проекта или программы и результативность расходования средств (мониторинг эффективности);

- фактическую экономическую эффективность, оценка которой осуществляется на стадии завершения всех программных (проектных) мероприятий и производится путем сопостав-

ления проектных показателей с фактически достигнутым их уровнем. В условиях инновационной экономики, когда преобладающее число внедряемых технологий является техногенно опасным, необходимо сопоставлять пользу и ущерб от их использования в количественном выражении на основе экономической оценки рисков (ущербов). Использование предлагаемого подхода позволит получить адекватные результаты лишь в том случае, если он будет

Список литературы

применяться при оценке эффективности по всей взаимосвязанной цепочке: проектная эффективность (технико-экономическое обоснование) — мониторинг эффективности — фактическая экономическая эффективность. Предложенная концепция оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ приобретает особую актуальность в рамках устойчивого (допустимого) развития российской и мировой экономики в целом.

1. Абалкина И. Л. Экономические параметры оценки риска для расчета ущерба, обусловленного воздействием на здоровье населения разных факторов вреда / И. Л. Абалкина, В. Ф. Демин, С. И. Иванов и др. // Проблемы анализа риска. 2005. № 2.

2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 № ВК 477.

3. Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009—2015 годы): постановление Правительства РФ от 20.09.2008 № 705.

4. Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»: постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 444.

5. Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года»: постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2006 № 605.

6. Яковенко Е. Г. Экономическая эффективность управленческих и хозяйственных решений: справочник / Е. Г. Яковенко, В. Ф. Гапоненко и др. М.: Знание. 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.